Скульптурные способы декорирования керамических изделий

Способы декорирования керамики ручной работы

Расписные керамические поделки и посуда радуют глаз, поднимают настроение своим многоцветьем. Наполняют дом красотой, добавляют неповторимость и уникальность жилью. Фарфоровая посуда может выглядеть удивительно красивой за счёт тонкой, изящной росписи или объемных лепных деталей. Декорирование керамики производится разными способами и ниже рассмотрим какие именно.

Рельефный декор

Рельефный (скульптурный): посуда отливается с готовыми деталями или они формируются отдельно и лепятся на стенки изделий, а также прорезаются линии, бороздки, ямки. Различаются несколько видов узоров на керамике:

Орнамент: волнистый, выемчатый, гребенчатый и т. д. Нанесение прямых, волнистых линий, выемок происходит на еще влажную заготовку с помощью острого или круглого предмета, гребня. Выемки заполняются белой глиной для создания интересных сочетаний и переходов тёмного к светлому оттенку и наоборот.

Граффити—на поверхности просто процарапываются надписи, различной формы фигурки.

Гравировка, практически такое же декорирование посуды, только прочерчиваются очень длинные линии на свежей заготовке, находящейся на гончарном круге.

Каннелюры или орнамент с широкими желобками.

Тиснение, выполняется на только что слепленных изделиях из глины, ещё не подвергнутых обжигу. Используются предметы разнообразных форм для получения причудливых углублений, потом керамика отправляется на обжиг.

Налепные узоры: раскатываются жгуты, катыши и другой формы детали руками на гладкой доске. Когда глина подсохнет до кожетвёрдого состояния, на её поверхность, смоченную водой или жидкой глиной, выкладываются узоры из этих деталей. Только потом следует обжиг в печи.

Гладкое или красочное декорирование

заключается в нанесении рисунка вручную или с помощью распыления. Ручная роспись изделий из керамики производится красками, эмалями с помощью кисти и ангобами, жидкими белыми или цветными глинами. Смешивание разных цветов природных глин приводит к созданию красивых и причудливых оттенков. Наносятся жидкие глины на заготовки с сырой поверхностью (до 20% влажности), иначе осыплются при дальнейшем обжиге.

Пастилаж или декорирование керамики ангобами происходит таким образом: набирается жидкая глина в пластмассовый флакон и проводятся тонкие или жирные линии в зависимости от нажима. Если текстура керамики пористая, поверхность нужно полностью покрыть ангобом, она станет матовой, а затем расписать её красками. Потом покрыть бесцветным лаком.

Техники и способы красочного декорирования керамики

  • Покрытие сплошное, керамическое изделие полностью покрывается краской.
  • Частичное покрытие—наносится только полоска краски от 20 мм и больше.
  • Покрытие с прочисткой: в сплошном слое счищается краска, образуются не прокрашенные пятна.

Художественная живопись

Наносится кистью или пером. При этом используются краски, жидкое золото, люстры (покрытие с металлическим отливом). Ручная роспись часто обрамляется тонкой полоской, не больше 1 мм—усиком или отводкой, шириной 3мм., лентой—до 10 мм и больше.

Глазурование

После обжига материала его покрывают плотным прозрачным слоем глазури, придающим блеск и гладкость изделию, также добавляя прочности, защищая яркие рисунки.

Подглазурная роспись

происходит с помощью кисти: наносится рисунок на поверхность керамики перед обжигом, краска при этом используется особая, устойчивая к высокой (до 1400 градусов) температуре. Сначала накладываются темные, затем более светлые тона. Затем изделие покрывается прозрачным слоем глазури и снова обжигается. В результате создается эффект прозрачности красок, нанесенных в несколько слоёв. Эта нежная роспись по керамике придаёт изделию очарование и неповторимость.

Читайте также:  Перманганатометрическое определение k2cr2o7 проводят способом

Надглазурная роспись

тоже наносится кистью, но уже после обжига и на поверхность покрытую глазурью. Способ проще, отличается многообразием расцветок, потому что второй обжиг происходит при меньших температурах. Немного страдает износостойкость, прочность красок ниже, чем у подглазурного способа украшения.

Травление

Сверху на изделие переводится картинка, нарисованная асфальтовым лаком. После погружения материала в кислоту, участки без рисунка делаются матовыми. Удаляется лак, керамическое изделие покрывается жидким золотом, обжигается. Получается разная цветовая гамма, интересное сочетание глянцевых и матовых участков.

Печать

В этом случае используется только один цвет краски, поэтому этот способ декора лучше сочетать с дополнительным раскрашиванием. Делится на два вида:

Прямая печать

Применяется на поверхности без сложных изгибов с помощью трафарета. Шаблон из фольги крепится к изделию, краска наносится вручную или распыляется. Можно использовать последовательно несколько трафаретов. У готового изделия получаются четко очерченные края, отсутствуют мелкие детали в рисунке.

Непрямая или трансферная печать

производится немного по-другому: сначала рисунок создается на бумаге, затем переносится на готовое изделие. Обычно это связано со сложной поверхностью исходного материала. Тоже подразделяется на виды:

Тампопечать—изображение находится на клише из силикона, который легко отдаёт краску керамике при соприкосновении. Благодаря своей эластичности, тампон переносит красочный рисунок на сложные (изогнутые) и труднодоступные места

Декалькомания, изображение передаётся по принципу переводных картинок. Специальными красками рисуется картинка, покрывается сверху лаком и погружается в воду. Лак отстает от бумаги, это пятно осторожно помещают на керамику и отправляют в печь. Краска запекается на поверхности, лаковый фон выгорает. Процесс переноса рисунка возможен только вручную, это влияет на себестоимость изделия, получается трудоемкая и дорогая работа. Зато декорировать можно посуду с самой сложной формой, изображения получаются надёжные, ярких и сочных цветов

Сублимационная, сверху материал покрывается полимерной пленкой, к которой плотно прижимается картинка, выполненная сублимационными чернилами. При нагревании они проникают в поверхность, прочно закрепляясь в ней. Рисунок оказывается надежно защищенным от любого механического воздействия

Шелкография

Трафаретами служат тканевые сетки из шёлка. Краска продавливается через сетку роликом. Толщина слоя краски зависит от толщины нити. Изображения получаются рельефными. Для получения многоцветного рисунка также нужно несколько трафаретов, каждый слой необходимо подсушивать или применять термопластичные краски, ускоряющие процесс сушки. Краски почти сразу застывают, соприкоснувшись с прохладной керамикой.

Для декорирования керамики созданы необычные текстуры:

  • Пестрение—использование контрастных красок в разных сочетаниях
  • Создание текстуры мрамора, дерева для керамики: если использовать скалку из плотного бука, то на сыром изделии хорошо отпечатываются все мелкие линии, возникнет еще один необычный рисунок
  • Золочение—роспись жидким золотом
  • Арабеска—повторение одного и тоже узора несколько раз

Для украшения посуды и другой керамики часто сочетаются разные способы, дополняющие друг друга, повышающие прочность и яркость рисунков, позволяющие создавать уникальные и повторяющиеся творения. А если хотите попробовать больше способов декорирования и лепки предлагаем посетить гончарную школу Колокол .

Источник

ТЕМА 1. СКУЛЬПТУРНЫЕ СПОСОБЫ ДЕКОРИРОВАНИЯ

Следом за формованием идет процесс декорирования. Сырое, только что сформованное изделие может декорироваться скульптурными способами. Даже следы от рук, оставленные на изделии при его изготовлении, сами по себе могут служить своеобразным художественным декором. Эффектным декором может служить текстурная орнаментика, выполненная на мягком черепке лишь давлением пальцев.

Читайте также:  Методика определения способа познания ведущего канала восприятия у младших школьников

1. Светотень (рельефный штамп). Узор, рассчитанный на игру светотени, использовался давно — как в архитектурной керамике (рельефная кладка кирпича), так и в декоративно-бытовой. В Китае в качестве штампика применяли рисовое зерно, которое после выгорания образовывало углубления. Специальным штампом, вдавливая его в сырое изделие, можно создавать весьма декоративные вещи. Штамп можно изготовить из гипса или глины с последующим обжигом. А можно использовать в качестве штампа наперсток, пуговицу и другие подручные предметы.

2. Декорирование изделий способом лощения — один из старинных способов. Поверхность изделий в кожетвердом состоянии полируется с помощью деревянной дощечки, камня, металла. Такое изделие сохраняет матовый блеск и после обжига. Часто керамические изделия декорируют с помощью приставных деталей и фигурных украшений, например, крышек, ручек, ножек, представляющих собой скульптуру. Следует помнить, что приставные детали должны иметь такую же толщину, что и само изделие, и не должны далеко отставать от основной формы, так как легко ломаются при транспортировке и занимают большое пространство при обжиге. Приставку деталей к основному изделию ведут в кожетвердом состоянии исходных предметов. На поверхности основного изделия делают насечки, затем, смазав их густым глиняным шликером, приставляют осторожно деталь, прижимая ее к основному изделию, после чего мягкой кисточкой заглаживают места соединений.

3. Ажур — вид декора, когда рисунок создается посредством сквозной резьбы материала. Орнамент должен быть несложным и не очень крупным. Ножом с тонким лезвием вырезают рисунок, нож держат под углом к массе, благодаря чему достигается иллюзия выреза, который на самом деле меньше, чем будет казаться. Вырезание эффектно выглядит на двустенных изделиях. Вырезы делаются на наружной стенке, а внутренняя остается нетронутой.

4. Инкрустация представляет собой декор, сущность которого сводится к тому, что в соответствии с рисунком на изделии производят несквозное вырезывание узора на поверхности материала. Затем в образованные углубления впрессовывают окрашенные массы.

5. Рельефное изображение можно выполнять разными способами. Рельеф можно вырезать прямо в гипсовой форме или налепить на модели с последующим снятием с модели формы. Можно получать цветной рельеф. Для этого нужно рельефные углубления в гипсовой форме заполнить сначала цветной массой, а затем заполнить форму основной массой, которая будет служить фоном для рельефа. Таким образом, при разъеме гипсовой формы, открывается изделие из однотонной массы с нанесенным на него цветным рельефным рисунком.

Рельефные украшения можно вылепить отдельно вручную, а затем приклеить их на готовое изделие. В таком случае и изделие и приклеиваемый рельеф должны быть в одинаковом кожетвердом состоянии. На изделии делают насечки и, намазав шликером, приклеивают рельефные детали.

Рельеф можно получить с помощью густого шликера, нанося его из рожка или резиновой груши в несколько слоев. Для придания рельефу более четкой формы его обрабатывают стекой или резачком, предварительно дав ему немного затвердеть, но не пересохнуть, иначе рельеф может осыпаться. Такой рельеф носит название «барботик». Барботик может быть цветным, если в шликер добавлять цветные пигменты.

6. Гравирование. Контррельефные изображения можно получить методом гравирования. Удобным инструментом для гравирования является тонкая и узкая петля из проволоки, насаженная на ручку.

Рис. 1. Гравирование проволочной петлей

Гравирование сырого изделия производят по хорошо подвяленной глине. Выгравированные контуром места заполняются глазурью, которая хорошо выявляет узор. Гравировку можно заполнить также ангобом. В этом случае рисунок будет матовым. Линейный рисунок можно нанести процарапыванием стекой или другим остроконечным инструментом (рис. 1). Особенно красиво процарапка выглядит в сочетании с последующим глазурованием.

Читайте также:  Маноцервикальный способ искусственного осеменения коров

Керамические изделия могут быть декорированы каким-то одним способом, но чаще всего комбинируются несколько видов декорирования.

Сушка изделий. Сушка работ в условиях мастерской, необорудованной сушилкой, процесс нелегкий, ведь именно при сушке возникают основные виды брака в керамике. Значительная и, особенно неравномерная усушка всегда сопровождается деформацией изделия. Если вода с наружных слоев изделия испарится слишком быстро, то степень влажности наружных и внутренних слоев окажется неодинаковой. Вследствие этого изделие будет усыхать неравномерно: наружные, менее влажные, слои сожмутся больше, чем внутренние. В результате изделие может деформироваться и даже дать трещины.

Искривление и треск на изделиях могут проявиться также при сушке у нагревательных приборов (рис. 2). Обычно в таких случаях ваза наклоняется в сторону нагревательного прибора.

Рис. 2. Деформация изделия из-за слишком близкого размещения его к нагревателю

Часто трещины появляются в местах присоединения ручек или иных приставных деталей. Иногда эти приставные детали, высохнув быстрее самого кувшина, могут даже отвалиться.

Это происходит из-за разницы влажности глины самого изделия и приставной детали.

Трещины образуются на месте приклеивания более мягких жгутов к более жестким, или более тонких к более толстым.

Рис. 3. Ручка кувшина, обернутая полоской мокрой бумаги или фольгой

Чтобы избежать брака на этапе сушки необходимо сушить изделие медленно (чем крупнее изделие, тем медленнее) и равномерно со всех сторон. При сушке необходимо остерегаться сквозняков и нагревательных приборов. Ручки и другие приставные детали должны быть хорошо пригнаны к местам присоединений, иметь по возможности одинаковую влажность и приклеиваться тонким слоем шликера, или специального жижеля.

Кроме этого можно обернуть ручку или другую приставную деталь на время сушки кусочком тонкой слегка влажной ткани или пленкой (рис. 3). Донышко изделия должно иметь такую же толщину, как и стенки сосуда. Низ изделия не должен пересыхать, пока мастер лепит верх. Для этого можно заворачивать работу снизу тонкой полиэтиленовой пленкой.

Рис. 4. Трещина, образовавшаяся при сушке, расширяется снизу вверх

Особенно сильно деформируются изделия с широким горлышком. Для высушивания и сохранения округлости формы таких изделий можно применять гипсовые подставки конусообразной формы, при этом ставить изделие на эту подставку нужно вверх ногами. Кроме выше сказанного на качество сушки влияет состав глины. Для того, чтобы

изделие давало меньшую усадку, а следовательно меньшую деформацию, в состав глиняной массы вводят отощающие компоненты, например, шамот (обожженая мелко размолотая глина). Обычно из шамотной глины производят крупные по размеру изделия (напольные вазы, скульптуру). Обожженные, но не глазурованные изделия называются терракотовыми.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Из чего изготавливают штампики для декорирования глиняных изделий?

2. Что такое лощение и как оно производится?

3. Последовательность декорирования керамических изделий с помощью приставных деталей.

4. Опишите технику «барботик».

5. Виды брака, появляющегося на керамических изделиях при сушке.

6. Особенности сушки керамических изделий.

7. Что такое шамот и для чего его применяют в керамическом производстве?

8. Декорировать горшочек одним или несколькими скульптурными способами.

Дата добавления: 2015-07-26 ; просмотров: 262 ; Нарушение авторских прав

Источник

Оцените статью
Разные способы