Способы и механизмы функционирования власти.
Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который характеризуется прежде всего способами и механизмами властвования.
Способы властвования могут быть различными: демократическими (власть осуществляется при участии исполнителей её решений), авторитарными (единоличное правление с ограниченным контролем над подданными), тоталитарным (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом), конституционным (правление в рамках закона), деспотическим (всевластие, произвол и опора на насилие), либеральным (уважение свободы личности, её фундаментальных прав) и другими.
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти — системы организаций и норм, их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом.
Особенности различных элементов власти — субъекта, объекта, ресурсов — могут использоваться в качестве основания её типологии.
Существует несколько классификаций власти в зависимости от того, что считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д.
1. По области функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная);
2. по объёму прерогатив: государственная, международная, семейная и т.д.;
3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;
4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;
5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является её деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.
Экономическая функция власти— это контроль над экономическими ресурсами, собственность на материальные ценности различного рода. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития, экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, — это контроль над средствами достижения наших целей». (Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №7, с.218.)
С экономической властью тесно связана функция власти социальная. Если экономическая функция предполагает распределение материальных благ, то социальная — распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти.
Применительно к власти на предприятиях это проявляется в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности, изменять условия труда и т.д. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, государственных и общественных бюро по найму рабочей силы, суда и некоторых других государственных и общественных учреждений.
Духовно-информационная функция — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении общества, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.
Принудительная функция властиопределяется тем, что они опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с политической функцией власти.
Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных признаков политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабовладельцами рабами, между деспотом — главой семьи и её членами, между главарём и членами преступной группировки и т.д.
В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, военную, профсоюзную, семейную и т.п. По широте распространения выделяется мегауровень — международные организации, макроуровень — центральные органы государства, мезоуровень — подчинённые центру организации (областные, окружные, районные и т.п.) и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах.
Возможна классификация власти по функциям её органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства, по способам воздействия на субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарная и т.д.
Источник
Способы и стили властвования в политическом пространстве.
К способам властвования в политическом пространстве обычно относят силу, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция, авторитет, основанность на интересе.
Эти виды власти различаются по источникам подчинения объекта субъекту.
Обладание властью в форме силы означает возможность оказать намеренное влияние на тело или психику объекта или ограничить его потенциальные действия.
В случае принуждения источником подчинения выступает угроза использования негативных санкций в случае отказа повиноваться команде.
При побужденииисточником власти является вознаграждение, которое получает объект от субъекта в обмен на подчинение.
При манипуляцииисточник подчинения объекта субъекту связан со способностью субъекта оказать скрытое влияние на объект, не осознаваемое объектом. Мотивы повиновения могут состоять в бессознательном подчинении чужой воле в силу привычки или обычая.
Источником подчинения при авторитетевыступают какие-то характеристики (свойства) субъекта или его статус, которые делают объект обязанным принять команду субъекта независимо от ее содержания. Авторитет формируется на основе общей заинтересованности и согласии субъекта и объекта власти убежденности подчиненных в особых способностях руководителя.
Источником власти в форме убеждения выступают аргументы, которыми обладает субъект и может использовать для достижения подчинения объекта.
Власть, основанная на интересе, как правило является наиболее стабильной. Личная заинтересованность побуждает людей к добровольному выполнению указаний и распоряжений субъекта. У последнего исчезает необходимость в постоянном контроле и применении каких-либо штрафных санкций.
Власть, основанная на интересе, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификации подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти и руководитель воспринимается подчиненным как свой представитель и защитник.
В структуре власти всегда выделяется субъект и объект, основания власти, источники власти и ресурсы власти.
В качестве субъектов могут выступать государство и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти становятся индивиды, группы, а также большие массы людей – например, население государства. Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, знания, организация.
Под основаниями власти следует понимать тот фундамент, на котором базируются источники власти. Социальными основаниями для власти служат те группы и слои населения, на которые власть опирается. Административным основанием государственной власти явяляется ее административный аппарат со всеми входящими в него институтами и учреждениями. Культурно-информационные основания – система организаций, аккумулирующих в себе духовный, культурный и научный потенциал. Юридическим основанием для государственной власти выступает совокупность законов, и прежед всего, основной закон _Конституция.
Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсы власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение.
Классификация ресурсов власти:
Экономические ресурсы.
2) Социальные ресурсы.Способность изменения социального статуса, или ранга в социальной стратификации. Включает такие показатели как престиж, должность, образование, социальное обеспечение.
3)Культурно-информационные ресурсы. Знание и информация, а также средства их получения и распространения. (СМИ, институты науки и образования)
4)Принудительные, силовые ресурсы. Институты физического принуждения (армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура). Традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти.
Способы и стили властвования по Веберу:
А) Традиционное господство — основано на обычаях, привычке повиноваться, вера в священность, незыблемость издавна существующих порядков и властей.
Б) Харизматическое господство – основано на личной преданности вождю и руководителю, на убеждении и вере в его исключительные качества и выдающиеся способности.
В) Легальное господство – основано на осознанном интересе, убеждении в законности установленных порядков, в правомочности органов власти и правильности законов.
Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:
— регуляция общественных отношений (между государством и партиями, между группами людей и тд).
— организации общественного производства.
— подчинение всех членов общества (государства) единой воле.
—анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;
-определение собственной стратегии и частных, тактических задач;
—репрессивная функция — надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;
-присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными — воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);
—распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);
—преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.
Вопрос 28. Особенности партийной системы в России. Порядок образования политической партии в России.
Учебник Гуторова, лекции Радикова.
Лучше написать всю теорию (причины, свойства), ибо это минимум от того, что он дал на лекции. Я не стала писать все, тк вопрос о российской системе, так что…. Плюс причины и признаки, указанные в ответе, применимы и для России.
Политическая партия – устойчивое, добровольное, формализованное объединение граждан, выражающее политическую волю своих формальных членов и неформальных сторонников и ставящее своей задачей достижение политической власти и реализацию политической программы
Причины появления политических партий:
1) исторически связано с процессом модернизации, становлением национального государства, а также выделением и развитием гражданского общества как некой антитезы государству
2) связано с появлением новых социальных классов, присущих буржуазному обществу, а также институтов представительного правления и всеобщего избирательного права
3) рост неоднородности внутри самого гражданского общества
Пытаясь сформулировать универсальное определение политической партии, американский политолог Д. Ла Паломбара указал на четыре образующих партию признака:
1) любая партия есть носитель идеологии или особого видения мира и человека (мировоззрения);
2) партия — это организация, то есть достаточно длительное институализированное объединение людей на разных уровнях политики (от местного до международного);
3) цель партии — завоевание и осуществление власти;
4) каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа – от голосования за нее до активного членства.
Современные тенденции в развитии политических партий:
1) уменьшение влияния, снижение доверия к ним, их проектам и ослабление идентификации с ними
2) Нестабильность электоральных предпочтений, сокращение числа членов партий
3) качественно изменение состава: рост людей старшего возраста; мотивация молодых людей, вступающих в партии, стала носить карьерой характер
4) Кризис многих «устойчивых» партийных систем, серьезная эволюция других, появление новых («всеохватных», «универсальных») партий
5) Изменение отношений меду партиями, государством и обществом
Говоря о порядке образования политической партии в России, Радиков упомянул Федеральный закон «О политических партиях» и выделил следующие основные моменты:
1) Партия должна включать не менее 500 членов;
2) Должна иметь региональные отделения в половине (43) субъектах РФ;
3) Руководящее подразделение должно находиться на территории РФ.
Далее идет учебник Гуторова:
В России партии действуют в неструктурированной социальной среде с разрушенными старыми и не сформировавшимися новыми связями, с крайне низким уровнем гражданского самосознания и социального участия, потому осуществление функции агрегирования интересов можно приписать им с очень большой долей условности. У большинства членов общества нет четко выраженных и осознанных экономических интересов, поэтому структурирующую функцию частично выполняют этническая, региональная, профессиональная и другие идентичности.
Политические партии представляют собой узкие элитарные группы, действующие в эпоху массовой политики и всеобщего избирательного права, потому они отчужденны от общества и вытеснены на периферию общественного сознания россиян.
1) Не сформирована идеология, нет четкой структуры политической организации
В целом, партии сторонятся выполнения задачи формирования общенациональных ценностей и стратегии развития страны, этим занимается администрация президента, коллективы ученых, отдельные деятели русской культуры, но не партии.
2) значительная часть российских партий может быть уверенно классифицирована в качестве экстремистских и антисистемных (РНЕ, РКРП, “Трудовая Россия”, НБП и др.). Невозможность обрести устойчивые позиции в избирательном процессе подталкивает эти партии к выражению недовольства в непарламентских и даже противоправных формах, побуждает искать нелегитимные способы борьбы против существующей власти, что делает их потенциально опасными для системы.
3) партии еще не стали механизмом смены и, тем более, контроля власти. Их исход определяется ресурсами финансово-промышленных кланов и политических клик, стоящих за кандидатами, административной поддержкой, профессионализмом их выборных “команд” и “телевизионным временем”, которое они способны купить, а отнюдь не партийной принадлежностью. Наличие в нашей стране партий и регулярно проводимых избирательных кампаний вовсе не гарантирует демократический характер политической практики, не обеспечивает демократической подотчетности федерального и региональных правительств и не снимает нового отчуждения общества от власти.
4) в условиях переходного периода политические партии в России не могут выполнять функции артикуляции и агрегации интересов и политического рекрутирования элиты. Исполнительная власть, доминирующая и в Центре, и в регионах, формируется без участия партий, появление в федеральном правительстве партийных представителей носит эпизодический характер и не делает “политической погоды”.можно говорить о почти полной монополизации общественной жизни экономическими и административными элитами.
5) плохо справляются и с функцией легитимации власти. Тем более что легитимность формально демократических режимов легко может быть поставлена под сомнение. Несмотря на то, что демократический опыт России очень невелик по сравнению со странами Запада, безразличие и цинизм в отношении демократической политики и политиков здесь, пожалуй, гораздо выше.
Зачастую победу на выборах в России обеспечивает:
1) административная поддержка (способная по оценкам экспертов принести кандидату до 25% голосов);
2) личная известность лидера;
3) избирательные технологии.
Из всего сказанного следует, что российские партии пока не являются тем универсальным “социальным посредником” между народом и государством который помогает гражданскому обществу осуществлять свои интересы, каковыми являются их западные аналоги. Отношение населения России к партиям — это проявление взаимного отчуждения общества и режимной системы, частью и младшим партнером которой партии стали. Как отмечают многие российские аналитики, можно говорить лишь о существовании в сегодняшней России конгломерате протопартий, не обладающих сколько-нибудь значительной социальной базой.
Источник