Сколько способов обозначения мягкости согласных звуков
М ягкость согласных обозначается на письме разными способами.
- Мягкость согласных на конце слова и перед согласными обозначается буквой «мягкий знак» Ь: «стиль», «связь», «корень», «ходьба». Сказанное не относится
1) к сочетаниям ШЬ, ЖЬ, которые всегда обозначают твёрдые [ш] и [ж]: «брошь» [брóш], «ложь» [лош];
2) к сочетаниям ЧЬ, ЩЬ, в которых буква Ь ничего не значит, поскольку буквы Ч и Щ уже обозначают мягкие согласные: «речь» [р’еч’], «помощь» [пóмъш’:] (ср. «печной» [п’ич’нóй], «сущность» [сýш’:нъс’т’] — без Ь после Ч и Щ).
Следует особо указать на то, что гласные Я, Ё, Е, Ю, И обозначают мягкость только употребляясь после согласных. Употребляясь в абсолютном начале слова, после гласных и после разделительных Ъ и Ь, гласные Я, Ё, Е, Ю обозначают сочетание «[j] ([й]) + последующий гласный»: «твоя» [тваjá], «статья» [стат’já], «твоё» [тваjó], «объём» [абjóм], «есть» [jес’т’], «здание» [здáн’ийь], «юбка» [jýпкъ]. Буква И в абсолютном начале слова и после гласных обозначает звук [и], а после разделительного мягкого знака (Ь) — сочетание «[j] ([й]) + [и]»: «игра» [игрá], «мои» [маú], «ладьи» [лад’`jи], «оленьи» [ал’éн’йи].
Таким образом, для обозначения сочетания типа «tja» («t’ja») используется сочетание букв соответствующего согласного + разделительный Ъ (Ь) + буквы Я, Ё, Е, Ю, И.
Источник
Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Способы и методы работы
- усвоение основных способов обозначения мягкости согласных звуков на письме;
- развитие общей “грамматической логики” и умения видеть за правописанием отдельных слов общую закономерность;
- воспитание уверенности в возможности безошибочного написания слов.
Многие учащиеся в начальной школе испытывают значительные трудности в овладении грамотным письмом. Это связано с наличием двуязычия в школьном обучении и, следовательно, заставляет каждого педагога искать пути более доходчивого объяснения грамматических правил. В то же время у нас нет никаких сомнений в том, что характерную для многих детей тяжелейшую безграмотность можно преодолеть.
Для этого предлагаем следующие направления работы:
1. Предварительная систематизация имеющихся у учащихся ошибок с учётом их причинной обусловленности и дифференцированный подход к их преодолению.
2. Стремление заинтересовать русским языком, выйти за пределы привычного преподнесения грамматических правил, поскольку дети всегда легче запоминают что-то необычное, нетрадиционное.
3. Обеспечение полностью понятного ребёнку объяснения каждого грамматического правила, так как только при этом условии оно может быть в дальнейшем сознательно применено на практике. Во многих случаях правила заучиваются чисто формально, что исключает возможность их успешного практического применения, а значит, приводит к ошибочному написанию слов.
4. Использование достаточного количества письменных упражнений для полной автоматизации и навыка правильного написания слов на каждое из правил. Для грамотного письма мало хорошего теоретического знания всех правил, необходим и определённый автоматизм в их практическом применении.
5. Тренировка в быстром нахождении тех слов, к которым должно применяться изучаемое правило. Это обеспечивается путём выполнения “конфликтных” заданий, где одно и то же правило в похожих условиях то применяется, то нет.
Работая с детьми-билингвами можно заметить, что большой процент ошибок в письме учащихся приходится на неправильное употребление мягкого знака, а также на случаи его смешения с твёрдым знаком. Нередко эти трудности “закладываются” на начальном этапе обучения и в дальнейшем более усугубляются, поэтому на каждое правило нужно приводить большое количество конкретных примеров правильного написания слов.
Во-первых, это позволит убедить ребёнка в несомненности существования именно правила написания слов, поскольку он собственными глазами увидит, что очень многие слова пишутся однотипно.
Во-вторых, наличие множества конкретных примеров правильного написания слов будет способствовать развитию у ребёнка общей “грамматической логики” и приучит его видеть за правописанием отдельных слов общую закономерность. Только таким путём можно овладеть грамматикой русского языка.
В-третьих, большие “столбики” слов, очень наглядно демонстрирующие каждое правило (чёткое выделение орфограмм, рассчитанное на непроизвольное зрительное запоминание) позволят не только лучше понять, но и прочно запечатлеть в памяти каждое из правил. У многих детей эти столбики будут в дальнейшем “стоять перед глазами”, обеспечивая, тем самым, правильность письма.
Обозначение мягкости согласных на письме изучается в первом классе. Чёткая дифференциация парных мягких и твёрдых согласных для овладевающего грамотой ребёнка очень важна, поскольку признак мягкости или твёрдости согласного звука играет в русском языке смыслоразличительную роль.
Основная задача обучения здесь заключается в том, чтобы ребёнок, уловив на слух мягкость звучания того или иного согласного звука, сумел передать эту мягкость на письме. А это не так просто.
Для того, чтобы убедить ребёнка в важности различения мягких и твёрдых согласных звуков и поупражнять его в таком различении, ниже приводится достаточно большое количество специально подобранных слов, где мягкость или твёрдость согласного звука имеет смыслоразличительную роль. При работе с этими словами надо просить ребёнка объяснять значение каждого слова из приведённой пары. Например: МЫЛО – это чем умываются, а МИЛА – это имя девочки.
Слуховая дифференциация мягких и твёрдых согласных звуков
[Б] – [Б’] приБЫвает – приБИвает | [В] – [В’] ВОл – ВЁл заВОд – зоВЁт |
[Д] – [Д’] ДЫмка – ДИмка | [Л] – [Л’] угоЛ – угоЛЬ ЛУк – ЛЮк гаЛка – гаЛЬка |
[М] – [М’] МЫшка – МИшка МЫло – МИла | [Н] – [Н’] НОс – НЁс баНка – баНЬка |
[П] – [П’] ПАльцы – ПЯльцы | [Р] – [Р’] кРУг – кРЮк гоРка – гоРЬко |
[С] – [С’] оСЫ – оСИ | [Т] – [Т’] ТАпки – ТЯпки шесТ – шесТЬ |
В ходе всех этих упражнений ребёнок невольно будет очень внимательно прислушиваться к звучанию мягких и твёрдых согласных звуков, и стараться их различать. В дальнейшем нужно диктовать ему эти пары слов или составленные предложения с такими словами. Всё это привлечёт внимание ребёнка к необходимости обязательного обозначения мягкости согласных на письме и одновременно даст ему возможность поупражняться в таком обозначении.
[Б] – [Б’] БЫть – БИть сБЫть – сБИть заБЫть – заБИть отБЫть – отБИть приБЫть – приБИть приБЫвший – приБИвший проБЫть – проБИть | [В] – [В’] ВАл – ВЯл ВОз – ВЁз ВОл – ВЁл жиВОт – жиВЁт ВЫть-ВИть ВЫсок – ВИсок заВЫвать – заВИвать |
[Д] – [Д’] ДЫмка – ДИмка | [З] – [З’] воЗЫ – воЗИ |
[Л] – [Л’] даЛ – даЛЬ стаЛ – стаЛЬ еЛ – еЛЬ меЛ – меЛЬ цеЛ – цеЛЬ угоЛ – угоЛЬ пыЛ – пыЛЬ быЛ – быЛЬ намыЛ – намыЛЬ гаЛка – гаЛЬка поЛка – поЛЬка воЛна – воЛЬна фЛАги – фЛЯги наЛОг – наЛЁг угоЛОк – угоЛЁк ЛУк – ЛЮк ЛЫс – ЛИс | [М] – [М’] МАл – МЯл МАть – МЯть МОл – МЁл наМОк – наМЁк наМОтка – наМЁтка обМОтка – обМЁтка МЫл – МИл МЫло – МИла МЫшка – МИшка |
[Н] – [Н’] коН – коНЬ троН – троНЬ баНка – баНЬка гНОм – гНЁм НОс – НЁс подНОс – подНЁс заНОс – заНЁс переНОс – переНЁс НЫть – НИть | [П] – [П’] ПАльцы – ПЯльцы ПЫл – ПИл ПЫлить – ПИлить ПЫтать – ПИтать ПЫтаться – ПИтаться |
[Р] – [Р’] жаР – жаРЬ хоР – хоРЬ удаР – удаРЬ гоРка – гоРЬко РАд – РЯд РОв – РЁв гРОзы – гРЁзы кРУг – кРЮк | [С] – [С’] веС – веСЬ СОк – СЁк СУда – СЮда оСЫ – оСИ поСЫльный – поСИльный |
[Т] – [Т’] быТ – быТЬ браТ – браТЬ ТОк – ТЁк поТОк – поТЁк исТОк – исТЁк шесТ – шесТЬ жесТ – жесТЬ пусТ – пусТЬ ТАпки – ТЯпки ТОмный – ТЁмный поТОмки – поТЁмки просТЫть – просТИть | |