Сколько процентов информации при общении передается невербальными способами

Скорее всего вы слышали о том, что якобы, согласно исследованиям, 55% информации между людьми передается невербально

Я-то думал, что уже все знают, что это правило не работает…
Но оказывается – не все.

Вчера я дочитал книгу, написанную профессионалами для профессионалов, и изданную в 2020 году, в которой были неоднократные ссылки на это правило.
Давайте разбираться, что к чему.

Альберт Меграбян – действительно довольно авторитетный психолог, которому уже почти 80 лет и он до сих пор живет и работает в Лос-Анджелесе, являясь профессором местного университета. И этот миф базируется на неправильной трактовке его 2х статей 53х-летней давности!

Первое исследование. Исследователи записывали на аудио как две девушки произносят 3 позитивных (например, слово «спасибо»), 3 негативных (например — «ужасно»), 3 нейтральных (например «возможно») слова, причем каждое произносилось тремя разными тонами голоса: положительным, отрицательным и нейтральным.
Испытуемые (которых было всего 30 человек!) подразделялись на три равные группы — одни должны были обращать внимание только на слово, вторые на тон, третьи и на тон и на слово. При прослушивании каждого из 10 слов, произнесенных по-разному, испытуемый должен был отметить насколько позитивным был говорящий, используя шкалу. Результатом же исследования стало то, что испытуемые при оценке слов, более опираются на тон собеседника, чем на смысловую составляющую слова. Повторюсь, при оценке ОДНОГО СЛОВА.

Второе исследование. Исследователи подобрали самое нейтральное слово «может быть», записали на аудио трех девушек, произносящих это слово в положительном, нейтральном и отрицательном тоне, а также сделали их снимки с тремя разными выражениями лица – радостным, нейтральным и печальным. Испытуемым воспроизводили голос и одновременно показывали фотографию эмоции, они опять должны были указать «позитивность» данного человека по шкале. Результатом исследования было то, что люди при восприятии одного слова более опираются на невербальную составляющую, чем на паравербальную.

В результате каким-то образом исследователи скомбинировали 2 исследования, как это они это сделали, так и не объяснили, и получили зависимость с коэффициентами 0.07, 0.38 и 0.55.

А теперь, касательно самой формулы:
1) Меграбян исследовал не восприятие человеком информации как таковой, а эмоциональную оценку.
2) Исследовалась неконсистентная коммуникация. По простому – неконгруентная: когда словами мы говорим одно, а телом показываем другое.
3) Исследователи использовали даже не предложения, а одно слово. И смысловая составляющая слова и смысловая составляющая предложения, а тем более разговора, это большая разница.
4) При исследовании принимали участие только девушки, а в итогах статьи написали про людей в целом, не учитывая гендерные отношения. Все участницы исследования были одеты в белые халаты. Вспомните об этом, когда прочитаете, что в 55% входит весь внешний вид, включая одежду и жесты. Это не так, 55% относились только к выражению лица. О жестах и позах в статьях не говорилось ни слова.
5) Исследования производились с помощью магнитофона и фотографий, а не вживую.
6) Выборка исследований – всего 30 человек. Формула основана на двух разных исследованиях. Это как смешивать бетон с вазелином.

Удивительно но сам Меграбян пишет, что результаты его исследований без его участия были оторваны от реальности журналистами и растиражированы ими. Он сам посвятил много усилий, чтобы остановить распространение этого мифа, но не смог.

Относитесь более критично к таким сообщениям. Включайте нормальное критическое мышление: никто не говорит, что невербальные характеристики не важны, но есть обоснованные претензии к формуле и к самим исследованиям. Не позволяйте ни себе, ни другим (а особенно профессионалам) делать далеко идущие выводы на основе откровенно слабых статей 53-х летней давности.

Читайте также:  Способ питания бабочки капустницы

Источник

Вербальная и невербальная передача информации

Австралийский специалист в области невербалики А. Пиз утверж­дает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) — 38%, мимики, жес­тов, поз — 55%. Он обнаружил, что словесное общение в беседе зани­мает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью не­вербальных средств общения [4:13].

Следовательно, владение наиболее употребительными невербаль­ными умениями выполняет важную роль в общении людей как на род­ном, так и на изучаемом языке. ,

В исследованиях по методике обучения иноязычной речи, психо­логии (И. Л. Бим, Л. А. Карева, И. А. Дехерт, Б. А. Лапидус, А. А. За-левская, Е. И. Пассов, Г. В. Колшанский, И. А. Зимняя, А. Пиз, М. Эк-ман, Е. Tarone, L. Selinker, С. Faerch, G. Kasper, Е. Kellerman и др.) от­мечается, что невербальные средства акцентируют ту или иную часть вербального сообщения; предвосхищают то, что будет передано вер-бально; выражают значение, противоречащее содержанию высказы­вания; заполняют или объясняют паузы, указывая на намерение про­должать свое высказывание, на поиск слова и т. п.; сохраняют контакт между собеседниками и регулируют поток речи, заменяют отдельное слово или фразу; с опозданием дублируют содержание вербального

Необходимость изучения невербальных средств коммуникации, их национально-специфических особенностей в процессе обучения ино­странному языку неоднократно отмечалась в работах многих зарубеж­ных и отечественных исследователей (А. А. Акишина, Р. П. Волос, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров). Очевидно, что владение невер­бальным компонентом в ситуации межкультурного общения пред­полагает один из путей успешного преодоления коммуникативных неудач. Поэтому включение элементов невербального поведения в содержание обучения в условиях неязыкового вуза является чрез­вычайно актуальным.

К невербальным средствам общения лингвисты относят паралингвистические (интонация, паузация, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика), экстралингвистические (стук в дверь, смех, плач, различные шумы и т. п.), кинетические (жесты, ми­мика, контакт глаз) и проксимические (позы, телодвижения, дистан­ция). Самое широкое понимание невербального поведения как «не­словесного языка» включает в себя еще больший круг явлений и под­разумевает не только движения тела человека, но и самые различные предметы труда, быта, одежду, косметику, окружающую среду, архи­тектуру, т. е. все, что не есть слово.

Источник: Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. Под общей редакцией М. К. Колковой. — СПб.: КАРО, 2007. — 288 с.

Источник

Вербальная и невербальная составляющая выступления

Опубликовано 28 октября 2016

Скорее всего, для вас окажется сюрпризом то, что информация воспринимается слушателями по трём каналам, но в разных пропорциях. Это вербальный канал (30 процентов), аудиальный канал (10 процентов) и визуальный канал (60 процентов). Если вы заранее знаете это соотношение, то вам будет легче как при подготовке к выступлению, так и непосредственно во время.

Визуальный канал

Основную часть информации мы выражаем словами, но для слушателей наиболее информативен визуальный канал. Жесты, мимика, позы, слайды, внешний вид, помещение – всё это важные составляющие визуального канала восприятия.

  • Примите уверенную позу: расправленные плечи, прямая спина и никаких скрещенных рук или ног. Такая поза не только покажет ваш настрой аудитории, но и вам самому даст почувствовать себя уверенным.
  • Продумайте жесты. Лучше не держать руки в карманах, но и изображать ими бесконечную мельницу тоже не стоит. Умеренная жестикуляция будет в самый раз! Здесь можно применить следующую формулу — 80 процентов статичности, а остальное — движения.
  • Визуальный контакт обязателен со всей аудиторией. Периодически передвигайтесь по сцене, чтобы максимально охватить аудиторию – это оживит выступление.
Читайте также:  Способы как помириться с подругой если она


Вербальный канал

Это то, что мы говорим. Вербальный канал передаёт больше информации, чем аудиальный канал, но меньше, чем визуальный.

  • Расскажите, какой помощи вы ждёте от слушателей.
  • Поделитесь теми результатами, которых вы уже достигли.
  • Говорите простым и понятным языком.
  • Подчеркните общность с аудиторией: «Я сам 10 лет назад выпустился из института».
  • Не забывайте о важности вступлений и заключений. Они должны составить примерно 40 процентов вашей презентации. Вас точно будут слушать внимательнее, если вступление будет цепляющим. Конечно, веер из перьев и дискошар подойдут далеко не для всех выступлений, но интригующие вопросы по теме доклада задать аудитории можно. А вот яркий финал поможет сделать так, чтобы презентация запомнилась, когда все уже разойдутся из зала.


Аудиальный канал

Это то, как мы говорим. Сюда входят интонация, темп речи, чёткость и громкость. Манипуляция любой из этих составляющих – отличный способ не дать заскучать аудитории.

  • Помните о том, что для выступающего время идёт быстрее, чем для слушателей, так что есть риск начать «тараторить». Выберите средний темп речи, но при этом иногда меняйте скорость и делайте паузы перед важными моментами.
  • Иногда не лишним будет выполнить упражнения для дикции перед тем, как выйти на публику.
  • Если же выступление планируется на иностранном языке, то хорошенько поработайте над произношением.

Источник

Невербальное общение

В настоящее время известно более тысячи невербальных знаков и сигналов. Альберт Марабян установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%.

Профессор Бердвил обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время, как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.

В общении важна конгруэнтность.

Конгруэнтность – это соответствие невербальных проявлений словесным высказываниям.

Исследования доказывают, что невербальные сигналы несут в пять раз больше информации, чем вербальные. В случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.

Кроме учета совокупности жестов и соответсвия между словами и телодвижениями, для правильной интерпритации жестов необходимо учитывать контекст, в котором живут эти жесты. Если, например, в холодный зимний день вы увидите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенной вниз головой, то это скорее всего будет означать, что он замерз, а вовсе не его критическое отношение к чему-либо.

Невербальное общение обеспечивают:

1. Разговорная дистанция.

2. Положение по вертикали.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций: мимика, жесты, пантомимика (позы).

2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Зональные пространства:

1. Интимная зона (от 15 до 46 см). В эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина и т.д. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

Читайте также:  Организационный способ осуществления учебного процесса внешнее выражение его внутренней сущности это

— Сверхинтимная зона – до 15 см – в нее можно проникнуть только посредством физического контакта.

2. Личная, или персональная, зона (от 45 до 120 см) – для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально – зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

3. Социальная зона (от 120 до 360-400 см) – обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.

4. Общественная (публичная) зона (свыше 360-400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Объем личного пространства, необходимый для обитания, зависит от плотности населения людей в том месте, где люди выросли. Тем, кто вырос в редконаселенных местностях, требуется более просторное личное пространство, чем тем, кто воспитывался в густонаселенных городах.

Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица, отражающим внутреннее эмоциональное состояние.

Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется 10-15% информации. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положение бровей и губ. Согласованность оценок испытуемых была очень велика – опознание эмоций было почти стопроцентным.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

По специфике взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; социальный (светский) – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы дружеского общения; интимный – когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Такой взгляд свидетельствует о большой заинтересованности в общении. Взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к партнеру.

Поза – это положение тела в пространстве. Показано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве, — «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики (1). «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта (2).

Источник

Оцените статью
Разные способы