- Как прописаться по месту жительства?
- Зачем вообще нужна прописка по месту жительства?
- Алгоритм регистрации: прописываемся пошагово
- Шаг 1. Собираем документы
- Шаг 2. Передаем документы ответственному лицу
- Шаг 3. Получите паспорт обратно
- Как подать документы лично в МВД?
- Как подать документы через Госуслуги?
- Как подать документы через МФЦ?
- Как оформить документы через ТСЖ, ЖСК, УК?
- Cпособы выписки из квартиры — выберите свой
- Важные нюансы и условия для выписки
- Инструкция. Способ №1 — выписываемся с помощью прописки на новом месте
- Способ №2 – Выписываемся “в никуда”
- Куда лучше обращаться
- Через паспортный стол или МФЦ
- Через Госуслуги
- Записываемся на прием в МВД
- Способ №3 — Выписываемся, находясь в другом населенном пункте
Как прописаться по месту жительства?
Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года |
Прописка по месту жительства – это постоянная регистрация в жилом помещении, где вы намерены проживать постоянно. Или, по крайне мере, преимущественно. Без нее не обойтись: правила прописки и выписки граждан РФ 2020 обязывают вас оформить регистрацию по месту жительства вскоре после переезда в новый адрес. Ну, или если вы решили все-таки поступить по закону и прописаться в квартире, где живете уже несколько лет.
С оформлением ничего сложного: даже выписываться из старой квартиры не нужно. Достаточно подать документы по новому адресу, и из старой квартиры вас выпишут автоматически. Разбираем правила прописки и выписки граждан РФ в 2020 году «на пальцах». Но обо всем по порядку.
Зачем вообще нужна прописка по месту жительства?
Это требование законодательства. Граждане России обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ (ст. 3 ФЗ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ»). Оформить новую прописку вы должны в 7-дневный срок с момента прибытия в новый адрес (ст. 6 ФЗ № 5242-1). Не путайте с временной пропиской: оформлять постоянную регистрацию нужно только тогда, когда вы переехали в новую квартиру и намерены жить в ней постоянно, бессрочно, без планов переехать через полгода.
Без регистрации не обойтись, если нужно получить пособие, оформить субсидию, встать в очередь в детский сад, записать ребенка в школу. Некоторые работодатели не берут соискателей на работу без прописки хотя бы в своем регионе. В общем, дело нужное и полезное. К тому же, бесплатное – порядок выписки и прописки не предполагает взимание с граждан какой-либо платы . Совсем!
Другой вопрос, что с вас потребует владелец квартиры, в который вы намерены прописаться. Закон этот вопрос не регулирует – это уже ваше личное дело.
Алгоритм регистрации: прописываемся пошагово
Сразу разъясним: для регистрации по новому адресу не нужно предварительно выписываться по-старому . Действующий сегодня порядок предусматривает одновременную прописку и выписку по старому адресу без дополнительного обращения. Регистрацией заведуют территориальные подразделения МВД – отделения по вопросам миграции (ОВМ). Вы можете обратиться туда лично либо воспользоваться услугой таких себе посредников – лиц, ответственных за прием и передачу документов в полицию. В зависимости от вида жилого фонда и особенностей управления им это могут быть:
- должностные лица местных жилищных департаментов;
- собственники жилых помещений, самостоятельно управляющие жилым фондом;
- ответственные сотрудники ЖСК, ЖК, ТСЖ, управляющей организации;
- должностные сотрудники многофункциональных центров.
Кого бы из них вы не выбрали, сначала вам придется собрать документы для регистрации. Потому первый шаг – определяем, какие документы нужны для выписки из квартиры в МФЦ, ТСЖ, ЖСК или УК.
Шаг 1. Собираем документы
- паспорт, свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);
- заявление установленной формы;
- выписка из ЕГРН о праве собственности на жилье или иной документ, подтверждающий право на вселение (решение суда, договор социального найма, безвозмездного пользования жильем, заявление лица, предоставившего жилое помещение и т.д.);
- если это жилое помещение муниципального жилфонда, дополнительно представляется письменное согласие наймодателя, а также нанимателя по договору социального найма и совершеннолетних членов его семьи, проживающих в этой квартире.
Шаг 2. Передаем документы ответственному лицу
Кого из них вы выберете – ваше личное дело. Но кто бы это ни был, правила прописки и выписки граждан в частном доме или квартире обязывают его засвидетельствовать согласие собственника на вселение при приеме заявления. Он принимает у вас все эти документы, а затем в 3-дневный срок передает их в полицию (п. 17 Правил регистрации). Напомним, вы всегда можете сделать это самостоятельно.
МВД в 3-дневный срок проводит проверку поступивших документов. Если все в порядке, они направляют сведения о регистрации по новому адресу в ОВМ по адресу вашей старой прописки. Вам в паспорте ставят отметку о новой регистрации, а сам документ возвращают обратно ответственному лицу.
Шаг 3. Получите паспорт обратно
Паспорт с отметкой о регистрации ответственное лицо возвращает обратно заявителю. ВСЁ! С этого момента вы будете зарегистрированы по новому адресу, каких-либо иных действий совершать не нужно.
А теперь рассмотрим правила прописки и выписки граждан при покупке квартиры с учетом особенностей самостоятельной подачи документов.
Как подать документы лично в МВД?
Если это ваша квартира, всё просто. Вы можете обойтись без посредников и явиться с комплектом документов в территориальный ОВМ лично. Специалист под расписку примет документы, выдаст корешок и пригласит через 3 дня явиться обратно за паспортом. БЕСПЛАТНО!
Плюс, вы можете подать документы непосредственно в МВД через Госуслуги.
Как подать документы через Госуслуги?
Подать заявление о регистрации по месту жительства могут только владельцы подтвержденной учетной записи на Госуслугах. Если у вас нет аккаунта, нужно создать учетную запись, заполнить в профиле данные паспорта и СНИЛС и подтвердить личность. Клиенты Тинькофф-Банка, Сбербанка и «Почта-Банка» могут подтвердить личность через интернет-банкинг. Остальным придется делать подтверждение в Центре обслуживания или ждать письма по почте.
Затем Госуслуги предложат вам 2 варианта: подать заявление на прописку через сайт или записаться на прием в МВД и подать документы там. В первом случае вы вносите все сведения на сайте, а потом посещаете МВД с оригиналами. Во втором просто записываетесь на удобное время, а затем посещаете МВД и непосредственно там уже подаете документы.
Как подать документы через МФЦ?
По вопросам регистрации МВД работает по территориальному принципу – обращаться придется в тот центр, который обслуживает район, где вы намерены прописаться. Из плюсов этого способа подачи – удобный график работы, электронная очередь на месте, помощь в оформлении и всегда улыбчивый персонал. Из минусов – срок оформления. Он увеличится на несколько дней, необходимые для пересылки документов.
Оформление же заявления и его подача в МФЦ не займут более 15 минут. Комплект документов такой же, как и в других случаях.
Как оформить документы через ТСЖ, ЖСК, УК?
Если ваш дом находится под управлением жилищно-эксплуатационных органов, документы можно подать и через них. В их офисе управляющей организации обязательно будет ответственный паспортист, который и осуществляет первичный прием документов. Обратитесь в УК/ТСЖ/ЖСК, отказать вам в этой услуге не вправе. Из плюсов – не нужно самостоятельно посещать ОВМ, все за вас оформит паспортист. Опять же, БЕСПЛАТНО. Минус – придется подождать, из-за передачи документов срок регистрации увеличится максимум на 6 дней.
Источник
Cпособы выписки из квартиры — выберите свой
Здравствуйте. В данной статье вы узнаете как выписаться из своей частной квартиры, из чужой или из муниципальной. В принципе не важно из какой квартиры выписываться, процедура почти не отличается. Я выделила 2 способа выписки — «в никуда» и с помощью прописки на новое жилье. Это можно сделать в паспортном столе, в МФЦ и в Госуслугах.
Важные нюансы и условия для выписки
- Можно выписаться «в никуда», т.е. сразу прописываться в новом жилье необязательно — подробнее. За это не предусмотрена какая-либо ответственность.
- По доверенности не выписывают. Теперь нет смысла оформлять нотариальное заявление на выписку + доверенность на кого-либо, кто подаст это заявление. В услуге все равно откажут. Только лично присутствие и подача документов — п. 90 Приказа МВД N 984.
Есть несколько выходов из ситуации: 1) Можно подать заявление на выписку по месту фактического проживания. Для этого через личный кабинет Госуслуг следует сначала записаться на прием в районный МВД по месту фактического проживания — инструкция. Другого способа нет. 2) Или прописаться по новому адресу, тогда автоматически выпишут с прежнего — инструкция.
Небольшое отступление — если нужна бесплатная консультация, напишите онлайн юристу справа или позвоните (круглосуточно и без выходных): 8 (499) 938-45-78 — Москва и обл.; 8 (812) 425-62-89 — Санкт-Петербург и обл.; 8 (800) 350-24-83 — все регионы РФ.
Инструкция. Способ №1 — выписываемся с помощью прописки на новом месте
Достаточно прописаться на новом месте жительства и в течении 3 дней автоматически выпишут из прежнего — п. 31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713. Нужно будет заполнить 2 заявления — одно на регистрацию по новому адресу, другое о снятии с регистрации с прежнего.
Я написала несколько инструкций прописки: 1) в свою квартиру, в которой есть доля в собственности; 2) в чужую квартиру, которая находится в частной собственности; 3) в муниципальную квартиру.
Способ №2 – Выписываемся “в никуда”
Как и написано выше, выписаться можно “в никуда” — за это нет какой-либо ответственности. Подать заявление можно только лично. Сначала прочтите куда лучше обратиться, а потом про способы.
Куда лучше обращаться
С 2018 года регистрационным учетом граждан теперь занимается МВД, а именно районные отделения по вопросам миграции. Весь регламент описан в Приказе МВД от 31.12.2017 N 984. Прежний Приказ ФМС России от 11.09.2012 N 288 утратил силу.
Районные МВД принимают заявления от граждан напрямую или через посредников — МФЦ, паспортный стол или Госуслуги (п. 23 Приказа МВД N 984 и перечень в Постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 N 713). Раньше у паспортных столов была такая обязанность по рег.учету вместе с УФМС, теперь это упразднили.
Инструкция не отличается в зависимости от того, куда обращаться. Поэтому сначала прочтите плюсы и минусы каждой организации:
- МФЦ «Мои документы».
Плюсы — 1) Чаще всего процедура проходит быстрее. Максимальный срок — 3 рабочих дня с момента подачи заявления. МФЦ отправляют заявления в МВД в электронном виде через систему межведомственного взаимодействия (СМЭВ) — п. 35 Приказа МВД N 984. 2) Можно записаться на прием по телефону или через сайт. 3) Сотрудники чаще всего сами заполняют заявления. 4) Деньги за услугу не берут.
Минусы — 1) Не все отделения МФЦ принимают заявления по выписке. Сначала обзвоните местные МФЦ и уточните данный вопрос. Адреса и телефоны найдете в интернете. 2) Иногда придется постоять в очереди, потому что МФЦ оказывают много других услуг.
Паспортный стол Управляющей Компании (ЖЭУ, ЖЭК, ТСЖ и т.п.).
Один плюс — обычно нет очередей. Минусы: 1) Срок — максимум 6 дней с момента подачи заявления. Паспортисты передают документы в МВД в бумажном виде, потому что не подключены к системе межведомственного взаимодействия с МВД — п. 32 и 97 Приказа МВД N 984. 2) Могут взять около 30-100 рублей за принятие и отправку документов. В большинстве УК данная услуга уже входит в стоимость по обслуживанию дома. Сама процедура выписки бесплатна — п. 62 Приказа МВД N 984.
Плюсы — 1) Можно через Госуслуги подать заявление в электронном виде или записаться на прием. Важный момент — записаться на прием можно в любой районный МВД и подать туда заявление. Например, записаться на прием в какой-либо МВД Москвы, чтобы выписаться из г. Самары. Такое разрешено — п. 54.1 Приказа МВД N 984. При подаче электронного заявления такого нет — придется обращаться в районный МВД по адресу прописки, потому что иное не предусмотрено порталом. 2) Выпишут сразу (п. 36 Приказа МВД N 984), но и здесь есть большой нюанс.
Минусы: 1) Иногда на прием можно попасть как минимум на 6 день. В итоге придется ждать дольше, чем при обращении в МФЦ или паспортный стол. 2) Согласно п. 91 Приказа МВД N 984 разрешено прийти без записи или записаться по телефону, но легко наткнуться на большие очереди. При чем больше из тех, кто записался заранее. А на телефон редко отвечают. Поэтому лучше через Госуслуги. 3) Плохо консультируют по заполнению документов.
Через паспортный стол или МФЦ
- В паспортом столе или МФЦ подписываем заявление о снятии с регистрации.
Гражданин предоставляет свой паспорт и заполняет заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства — скачать форму или образец. Приходить собственникам и предоставлять дополнительные документы не нужно. Исчерпывающий список перечислен в п. 54 Приказа МВД N 984, поэтому дополнительные справки требовать не имеют право.
Заявления вместе с паспортом отправят в районный МВД.
Сотрудник заберет паспорт с заявлением и отправит в отдел миграции районного МВД — из МФЦ в электронном виде, из паспортного стола в бумажном.
В МВД проведут проверку и если все верно, тогда: 1) Внесут в базу (систему «Мир») данные гражданина о снятии его с регистрации. 2) Если обращались в паспортный стол, штамп в паспорте о снятии с регистрации поставят в МВД — п. 118 Приказа МВД N 984. Если обращались в МФЦ, штамп поставит сотрудник МФЦ — п. 121 Приказа МВД N 984. 3) Отправят паспорт обратно.
Напоминаю срок процедуры: максимум 3 рабочих дня, если обращались в МФЦ; максимум 6 дней, если обращались в паспортный стол.
Через Госуслуги
Через Госуслуги не выписывают, можно только подать заявление в электронном виде. После обработки заявления все равно придется прийти в районный МВД с паспортом, чтобы на нем поставили штамп о выписке — п. 124 Приказа МВД N 984. Постановка штампа является завершением процедуры — п. 127 Приказа МВД N 984. Иначе услугу аннулируют через несколько дней. Порядок действий наглядно показали в блок-схеме от МВД.
Нужно иметь личный кабинет на портале. Зарегистрируйтесь, если не сделали это ранее — инструкция от сервиса. Подтвердить профиль можно через свой банк, местные Центры обслуживания или почту. Или подайте заявление в паспортный стол или МФЦ.
Воспользоваться можно сайтом Госуслуг или их мобильным приложением. Инструкция от этого не меняется. Нагляднее и проще заполнять информацию на сайте, поэтому я им и воспользуюсь. Услуга бесплатна.
- Перейдите на сайт Госуслуги и войдите в свою учетную запись, нажав на «Личный кабинет».
(чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)
В поле поиска наберите «снятие с регистрационного учета по месту жительства», затем кликните на подсказку.
Если записаться на прием, будет возможность выбрать дату и время самостоятельно, но запись будет как минимум на 6 день. Но можно записаться в МВД по адресу фактического проживания, а не только по прописке. Инструкцию найдете в конце статьи.
Разберу особенности каждой ситуации. Если хотите выписаться вместе с супругом, он должен быть зарегистрирован на портале. Потому что ему в личный кабинет придет уведомление дать согласие на свою выписку. После подтверждения заявление рассмотрят в течение 3-х дней, а затем вас обоих пригласят в МВД для завершения процедуры.
Если нужно выписать и детей, тогда ребенок от 14 лет тоже должен иметь личный кабинет на портале. Ему тоже придет уведомление дать согласие на выписку.
Далее будет инструкция только по личной выписке, поэтому выберем «Только меня».
Как видно выше, заявление приняли 5 ноября, а пригласили в МВД только к 11 ноября, т.е. через 6 дней. Хотя по закону должно пройти максимум 3 дня — п. 115.3 Приказа МВД N 984. В общем, на практике это может немного затянуться.
Иногда позже уведомляют о приостановке услуги по какой-либо причине. Не нужно паниковать и куда-либо жаловаться — все равно разрешается прийти в установленное время в МВД и вашу услугу возобновят. Такое случилось и со мной.
Приходим в отделение миграции МВД в назначенное время.
Достаточно предоставить только паспорт — п. 54 Приказа МВД N 984. Если заявление в Госуслугах было заполнено неправильно, попросят заполнить его еще раз на предоставленном бланке — скачать форму и образец.
Записываемся на прием в МВД
Напоминаю: записаться на прием можно в МВД по месту фактического нахождения — п. 54.1 Приказа МВД N 984. Например, записаться в МВД Санкт-Петербурга для выписки из г. Ульяновска.
- Перейдите по данной ссылке, заходим в личный кабинет и жмем «Начать».
- Выбираем «Регистрация по месту жительства», затем «Прекратить регистрацию».
- Подтверждаем телефон и электронную почту, затем выбираем нужный районный МВД — по адресу прописки или фактического проживания. Для этого укажите нужный город или область и жмем «Верно».
По карте или поиску находим нужное нам МВД и справа жмем «Выбрать».
В назначенный день обращаемся в МВД. Лучше прийти заранее за 15 — 20 минут. Если будет стоять терминал электронной очереди, вбейте полученный ранее пин-код. При отсутствии терминала пин-код сообщаем сотруднику.
Заполняем заявление по предоставленному бланку — образец. Вместе с заявлением передаем только паспорт — п. 54 Приказа МВД N 984.
Сотрудник сообщит когда можно забрать паспорт со штампом о выписке. Срок услуги составляет 3 дня — п. 36 Приказа МВД N 984. На практике могут пригласить уже на следующий день. Везде по-разному.
Способ №3 — Выписываемся, находясь в другом населенном пункте
Теперь заявление на выписку можно подать в районное МВД по месту фактического проживания/нахождения. Например, гражданин проживает в Москве, а прописан в Самаре. Чтобы выписаться из самарского адреса, он может обратиться в районное МВД Москвы.
Подробная инструкция для продавцов квартиры — как получить разрешение органов опеки Задаток — как его правильно передать, чтобы потом не было проблем с продавцами + какие документы подписывать
Если у вас есть вопросы, можете бесплатно проконсультироваться. Для этого можно воспользоваться формой внизу, окошком онлайн-консультанта и телефонами (круглосуточно и без выходных): 8 (499) 938-45-78 — Москва и обл. ; 8 (812) 425-62-89 — Санкт-Петербург и обл. ; 8 (800) 350-24-83 — все регионы РФ .
Источник