- Сколькими способами можно отобрать четверых участников на олимпиаду по математике из 8 учеников шестого класса, имеющих по математике пятерку в четверти?
- В олимпиаде по математике для шестых классов участвовали ученики 6А, 6Б, 6В классов, причем 3 / 8 всех участников было из 6А класса?
- В олимпиаде по математике участвовали 120 учащихся пятых и шестых классов пятиклассники составляет 55 процентов всех участников сколько пятиклассников приняла участие в олимпиаде?
- Сколькими способами можно отобрать троих участников на олимпиаду по математике из 6 учеников шестого класса, имеющих по математике пятерку в четверти?
- Сколькими способами можно отобрать четверых участников на олимпиаду по математике из 8 учеников шестого класса, имеющих по математике пятёрку в четверти?
- Реши задачу В олимпиаде по математики участвовали ученики 8 ми классов по четыре учиника из каждого сколько учеников участвовали в олимпиаде по математики?
- В олимпиаде по математике участвовали ученики 8 класса про четыре ученика из каждого Сколько учеников участвовали в Олимпиаде по математике составь обратные задачи и реши их?
- В олимпиаде по математике приняли участие 120 учащихся пятых и шестых классов?
- В олимпиаде по математике участвовали ученики 8 классов, По 4 из каждого?
- В олимпиаде по математике участвовали ученики восьми классов, по 4 ученика из каждого?
- Сколькими способами можно отобрать троих участников на олимпиаду по математике из 6 учеников шестого класса, имеющих по математике пятерку в четверти?
- Решение комбинаторных задач. Сочетания
Сколькими способами можно отобрать четверых участников на олимпиаду по математике из 8 учеников шестого класса, имеющих по математике пятерку в четверти?
Математика | 5 — 9 классы
Сколькими способами можно отобрать четверых участников на олимпиаду по математике из 8 учеников шестого класса, имеющих по математике пятерку в четверти?
Допустим что всего отличников 8, а для отборов нужно только 4ученика, значит способы такие —
Таких подборов будет еще по 4штуки, поэтому число этих вариантов умножаем на 4.
9 * 4 = 36 способов.
В олимпиаде по математике для шестых классов участвовали ученики 6А, 6Б, 6В классов, причем 3 / 8 всех участников было из 6А класса?
В олимпиаде по математике для шестых классов участвовали ученики 6А, 6Б, 6В классов, причем 3 / 8 всех участников было из 6А класса.
Число участников из 6Б составляло 2 / 3 от числа участников из 6А класса, а из 6В класса было 9 участников.
Сколько учащихся шестых классов участвовало в олимпиаде?
В олимпиаде по математике участвовали 120 учащихся пятых и шестых классов пятиклассники составляет 55 процентов всех участников сколько пятиклассников приняла участие в олимпиаде?
В олимпиаде по математике участвовали 120 учащихся пятых и шестых классов пятиклассники составляет 55 процентов всех участников сколько пятиклассников приняла участие в олимпиаде.
Сколькими способами можно отобрать троих участников на олимпиаду по математике из 6 учеников шестого класса, имеющих по математике пятерку в четверти?
Сколькими способами можно отобрать троих участников на олимпиаду по математике из 6 учеников шестого класса, имеющих по математике пятерку в четверти?
Сколькими способами можно отобрать четверых участников на олимпиаду по математике из 8 учеников шестого класса, имеющих по математике пятёрку в четверти?
Сколькими способами можно отобрать четверых участников на олимпиаду по математике из 8 учеников шестого класса, имеющих по математике пятёрку в четверти.
Реши задачу В олимпиаде по математики участвовали ученики 8 ми классов по четыре учиника из каждого сколько учеников участвовали в олимпиаде по математики?
Реши задачу В олимпиаде по математики участвовали ученики 8 ми классов по четыре учиника из каждого сколько учеников участвовали в олимпиаде по математики.
В олимпиаде по математике участвовали ученики 8 класса про четыре ученика из каждого Сколько учеников участвовали в Олимпиаде по математике составь обратные задачи и реши их?
В олимпиаде по математике участвовали ученики 8 класса про четыре ученика из каждого Сколько учеников участвовали в Олимпиаде по математике составь обратные задачи и реши их.
В олимпиаде по математике приняли участие 120 учащихся пятых и шестых классов?
В олимпиаде по математике приняли участие 120 учащихся пятых и шестых классов.
Пятиклассники составляли 55% всех участников.
Сколько пятиклассников участвовали в олимпиаде?
В олимпиаде по математике участвовали ученики 8 классов, По 4 из каждого?
В олимпиаде по математике участвовали ученики 8 классов, По 4 из каждого.
Сколько учеников участвовали в олимпиаде по математике?
Составь обратные задачи и решил их.
В олимпиаде по математике участвовали ученики восьми классов, по 4 ученика из каждого?
В олимпиаде по математике участвовали ученики восьми классов, по 4 ученика из каждого.
Сколько учеников участвовали в олимпиаде по математике?
Надо составить обратные задачи и решить их?
Сколькими способами можно отобрать троих участников на олимпиаду по математике из 6 учеников шестого класса, имеющих по математике пятерку в четверти?
Сколькими способами можно отобрать троих участников на олимпиаду по математике из 6 учеников шестого класса, имеющих по математике пятерку в четверти?
На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Сколькими способами можно отобрать четверых участников на олимпиаду по математике из 8 учеников шестого класса, имеющих по математике пятерку в четверти?, относящийся к категории Математика. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 — 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.
Источник
Решение комбинаторных задач. Сочетания
Сочетания. Формула для числа сочетаний
Сочетания (без повторений)
Пусть множество Х состоит из n элементов.
Определение. Любое k -элементное подмножество Y множества Х называется сочетанием из n элементов по k .
Очевидно, что k должно быть не больше n .
Число всех сочетаний из n элементов по k обозначается символом и вычисляется по формуле:
(4)
В частности, что согласуется с тем, что у любого множества Х имеется только одно подмножество из нуля элементов ( пустое подмножество ), и только одно подмножество из n элементов (совпадающее с самим множеством X ).
При рассмотрении сочетаний очень мощно используется теория множеств!
Докажем формулу (4).
Пусть Y какое-либо произвольное подмножество множества Х , содержащее k элементов (то есть сочетание из n элементов по k ). Число таких подмножеств обозначим символом . Необходимо выяснить, чему равно это число.
Составляя, всевозможные перестановки из элементов этого множества Y получим k ! различных строк длиной k . Если указанную операцию проделать с каждым подмножеством Y содержащим k элементов, то получим всего различных строк, длиной k . С другой стороны, таким образом должны получиться все без исключения строки, длиной k без повторений, которые можно составить из элементов множества Х . Число таких строк равно
, следовательно,
. Выражая из этого равенства
, получим:
. Формула (4) доказана.
Числа называют биномиальными коэффициентами – они входят в формулу бинома Ньютона, изучение которого также входит в программу по математике для профильных классов.
Числа обладают рядом замечательных свойств:
1. (доказывается непосредственно по формуле (4));
2. (можно доказать с помощью известной теоремы из теории множеств о том, что число различных подмножеств n — элементного множества равно 2 n ; другой способ доказательства — комбинаторный);
3. для любых
(доказывается с помощью формулы (4)); на основе этого свойства строится знаменитый треугольник Паскаля.
Таблица 1.Треугольник Паскаля
Заметим, что Блез Паскаль называл числовой треугольник, начало которого содержится в таблице 1, арифметическим . Паскаль посвятил свойствам арифметического треугольника основополагающий «Трактат об арифметическом треугольнике» (1654). Справедливости ради, стоит упомянуть, что биномиальные коэффициенты были хорошо известны в Азии за много веков до рождения Паскаля. В Италии треугольник Паскаля называют треугольником Тартальи.
Из определения сочетания следует, что если спрашивается «Сколькими способами можно выбрать k объектов из n ?», то нужно отвечать: «числом способов».
Пример. Во взводе 5 сержантов и 50 солдат. Сколькими способами можно составить наряд из одного сержанта и трёх солдат.
Решение. Одного сержанта из пяти можно выбрать 5-ю разными способами. Для любого из этих способов выбора сержанта трёх солдат (порядок тройки не важен) из 50-ти можно выбрать числом способов. Тогда по правилу произведения весь наряд, то есть одного сержанта и трёх солдат, можно выбрать
способами.
Подобные задачи очень часто встречаются в комбинаторике и в теории вероятностей. Поэтому рассмотрим модель этой задачи и её решение.
Пусть имеется n объектов I типа и m объектов II типа. Сколькими способами можно выбрать из них k объектов I типа и s объектов II типа?
Условие задачи рекомендуется оформить таблицей, чтобы не запутаться в числах при составлении числа сочетаний.
объектов
объектов
объектов
объектов
Тогда объектов I типа из
можно выбрать
числом способов. Для каждого из этих способов выбора объектов I типа
объектов II типа из
имеющихся можно выбрать
числом способов. Применяя правило произведения, получаем ответ:
.
Аналогично решается задача для объектов трёх, четырёх и т.д. типов.
К подобной задаче сводятся задачи, в которых известно общее количество имеющихся объектов и общее количество тех, которые нужно выбрать.
Пример. В классе 36 человек, из которых 6 – отличники. Сколькими способами можно разбить класс на два класса по 18 человек так, чтобы отличников в каждом классе было поровну?
Решение. Разбить класс на две части по 18 человек – это всё равно, что выбрать 18 человек из 36. Отобранные 18 человек составляют один класс, оставшиеся – другой. Оформим условие задачи в указанном выше виде.
I тип — отличники
Есть 36 человек:
27 не отличников
15 не отличников
Ответ: способов.
1. Ф. У лесника 3 собаки: Астра (А), Вега (В) и Гриф (Г). На охоту лесник решил пойти с двумя собаками. Перечислить все варианты выбора лесником пары собак.
Это задача о выборе двух элементов из трех без учета порядка. Перечислим варианты выбора из А, Б, В по два: А, Б; А, В; Б, В. Если учащиеся знают формулу для числа сочетаний, то количество вариантов равно: =3.
Ответ: 3 варианта.
2. Ф. Сколько существует способов выбрать троих ребят из четверых желающих дежурить по столовой?
Количество сочетаний из 4 по 3 (порядок выбора не имеет значения) равно: = 4. Иначе можно рассуждать так. Вместо выбора троих дежурных выберем одного, который не будет дежурить, а трех оставшихся отправим на дежурство. Количество способов выбрать одного из четверых ребят равно 4.
Ответ: 4 способа.
М-задачи из уч. пособия А.Г.Мордковича
Т- под ред. С.А.Теляковского
3. Т. В классе 7 человек успешно занимаются математикой. Сколькими способами можно выбрать из них двоих для участия в математической олимпиаде?
Выбираем 2 учащихся из 7, порядок выбора не имеет значения (оба выбранных пойдут на олимпиаду как полностью равноправные); количество способов выбора равно числу сочетаний из 7 по 2: способ.
Ответ: 21 способ.
4. Т. В магазине «Филателия» продается 8 различных наборов марок, посвященных спортивной тематике. Сколькими способами можно выбрать из них 3 набора?
Выбор из 8 по 3 без учета порядка: = 56 способов.
Ответ: 56 способов.
5. Т. Учащимся дали список из 10 книг, которые рекомендуется прочитать во время каникул. Сколькими способами ученик может выбрать из них 6 книг?
Выбор 6 из 10 без учета порядка: способов.
Ответ: 210 способов.
6. Т. Из лаборатории, в которой работают заведующий и 10 сотрудников, надо отправить 5 человек в командировку. Сколькими способами это можно сделать, если:
а) заведующий лабораторией должен ехать в командировку;
б) заведующий лабораторией должен остаться?
Из 11 человек 5 должны поехать в командировку.
а) Заведующий едет, нужно выбрать еще 4 из 10 оставшихся:способов.
в) Заведующий остается, нужно выбрать 5 из 10 сотрудников: способа.
Ответ: а) 210 способов; б) 252 способа.
7. Т. В библиотеке читателю предложили на выбор из новых поступлений 10 книг и 4 журнала. Сколькими cnocoбами он может выбрать из них 3 книги и 2 журнала?
Нужно сделать два выбора: 3 книги из 10 ( способов) и 2 журнала из 4 (
способов) ; порядок выбора не имеет значения. Каждый выбор книг может сочетаться с каждым выбором журналов, поэтому общее число способов выбора по правилу произведения равно:
способов.
Ответ: 720 способов.
8. Т. Из 12 солдат, в число которых входят Иванов и Петров, надо отправить в наряд трех человек. Сколькими способами это можно сделать, если:
а) Иванов и Петров должны пойти в наряд обязательно;
б) Иванов и Петров должны остаться;
в) Иванов должен пойти в наряд, а Петров – остаться?
Выбираем три элемента из 12; порядок выбора не имеет значения (все трое идут в наряд).
а) Иванов и Петров идут в наряд, еще одного нужно выбрать из других 10 солдат; количество способов: С= 10.
б) Иванов и Петров не идут в наряд; троих идущих в наряд нужно выбрать из других 10 солдат; количество способов: способов.
в) Иванов идет в наряд, а Петров остается. Еще двоих, идущих в наряд с Ивановым, нужно выбрать из других 10 солдат ( Иванова и Петрова не считаем); количество способов:
Ответ: а) 10способов; б) 120 способов; в) 45 способов.
9. Т. В классе учатся 16 мальчиков и 12 девочек. Для уборки территории требуется выделить четырех мальчиков и трех девочек. Сколькими способами это можно сделать?
Нужно сделать два выбора: 4 мальчиков из 16 ( всего способов); порядок выбора значения не имеет ( все идущие на уборку равноправны). Каждый вариант выбора мальчиков может сочетаться с каждым выбором девочек,
Поэтому по правилу произведения общее число способов выбора равно:
способов.
Ответ: 400 400 способов.
10. В 9 «А» классе учатся 25 учащихся, в 9 «Б» -20 учащихся, а в 9 «В» — 18 учащихся. Для работы на пришкольном участке надо выделить трех учащихся из 9 «А», двух — из 9 «Б» и одного — из 9 «В». Сколько существует способов выбора учащихся для работы на пришкольном участке?
Выбор из трех совокупностей без учета порядка; каждый вариант выбора из первой совокупности () может сочетаться с каждым вариантом выбора из второй (С
) и с каждым вариантом выбора из третьей (С
); по правилу произведения получаем:
способов выбора учащихся
Ответ: 1 866 000 способов.
11. Т. Сколькими способами группу из 12 человек можно разбить на две группы: а) по 4 и 8 человек; б) по 5 и 7 человек?
Количество способов разбиения множества на две части равно количеству способов формирования одной из частей (любой). Поскольку порядок расположения элементов не учитывается, имеем:
а)способов разбиения на 4 и 8 элементов.
б) способов разбиения на 5 и 7 элементов.
Ответ: а) 495 способов; б) 792 способа.
Замечание. Задача иллюстрирует свойство биноминальных коэффициентов:
12. Т. В отделе работают 5 ведущих и 8 старших научных сотрудников. В командировку надо послать двух ведущих и трех старших научных сотрудников. Сколькими способами может быть сделан выбор сотрудников, которых надо послать в командировку?
Выбор из двух разных совокупностей без учета порядка; каждый вариант выбора из первой совокупности (их С) может сочетаться с каждым вариантом выбора из второй совокупности (их С
), по правилу произведения общее число способов выбрать сотрудников, уезжающих в командировку, равно:
= 560 способов.
Ответ: 560 способов.
13. М. Встретились 11 футболистов и 6 хоккеистов, и каждый стал по одному разу играть с каждым в шашки.
а) Сколько встреч было между футболистами?
б) Сколько встреч было между хоккеистами?
в) Сколько встреч было между футболистами и хоккеистами?
г) Сколько встреч было всего?
а) Выбираем пары из 11футболистов без учета порядка; количество возможных встреч:
б) Выбираем пары из 6 хоккеистов без учета порядка; количество встреч равно:
в) Количество пар «футболист — хоккеист» найдем по правилу
произведения: выбрать 1 футболиста можно 11 способами, поел
этого выбрать одного хоккеиста можно 6 способами; количество
разных выборов «футболист, затем хоккеист» равно 11 = 66.Количество встреч между футболистами и хоккеистами равно 66.
г) Общее количество встреч равно количеству пар из 11 + 6 = 17 элементов без учета порядка: Понятно, что сумма первых трех величин должна равняться последней: 55+ 15 + 66 = 136.
Ответ: а) 55; б) 15; в) 66; г) 136.
14. М. В правильном 17-угольнике провели все диагонали.
а) Сколько всего получилось отрезков?
б) Сколько имеется сторон?
в) Сколько провели диагоналей?
г) Сколько всего диагоналей в выпуклом n -угольнике?
Решение.
Правильный многоугольник имеет 17 вершин; никакие три из этих 17 точек не лежат на одной прямой.
а) Общее число отрезков равно количеству пар из 17 точек без учета порядка :
б) Стороны соединяют только соседние точки (точки, расстояние между которыми наименьшее). Поэтому количество сторон равно количеству интервалов между 18 точками на прямой (чтобы получить замкнутую линию, будем считать, что 1-я и 18-я точки совпадают). Количество интервалов между n точками на прямой равно n — 1, поэтому количество сторон 17-угольника равно 18 — 1 = = 17.
Можно рассуждать иначе. Пронумеруем вершины 17-угольника. Из каждой вершины, начиная с первой, исходит сторона 17-угольника, которая заканчивается в следующей по номеру вершине. Сторона, исходящая из 17-й вершины, заканчивается в вершине № 1. Поэтому количество сторон равно количеству вершин, т. е. 17.
в) Диагональю 17-угольника будет отрезок, соединяющий каждую вершину с каждой из вершин, не являющихся соседними для данной, т. е. с 17 — 1 — 2 = 14 разными вершинами (мы вычли 1 -вершину, из которой исходит диагональ, и 2 — две соседние вершины). Таким образом, из каждой вершины 17-угольника исходит 14 диагоналей. Но произведение 17 будет включать каждую диагональ дважды (сначала как исходящую из i -й вершины в k -ю, потом как исходящую из k -й вершины в i -ю). Поэтому общее количество диагоналей равно
= 119. Понятно, что количество сторон плюс количество диагоналей должно равняться количеству отрезков:
г) В выпуклом n -угольнике из каждой вершины можно провести n — 1 — 2 = n -3 диагонали; общее количество диагоналей равно (объяснение такое же, как в пункте в).
Ответ: а) 136; б) 17; в) 119; г)
15. М. Встретились несколько человек и стали здороваться друг с другом. Известно, что рукопожатий было от 60 до 70. Сколько человек встретились, если известно, что:
а) каждый здоровался с каждым;
б) только один человек не здоровался ни с кем;
в) только двое не поздоровались между собой;
г) четверо поздоровались только между собой.
а) Число рукопожатий равно числу различных пар из п элементов без учета порядка выбора, поэтому: 60 ; 60
70; 120
— n
140;
Можно решать двойное неравенство и выбрать натуральное п из полученного интервала. Однако в этом простейшем случае легко находится подбором: n = 12. При n = 11 n 2 — n = 110, а при n = 13 n 2 — n = 156.
б) Если один человек не здоровался ни с кем, то пары образовывались из n — 1 элемента, т. е. 60; 120
( n — 1) ( n — 2)
140; поскольку 12
11 =132, то n = 13.
в) Если двое не поздоровались между собой, то количество рукопожатий было на 1 меньше: 60; 61
122п(п-1)
142. Поскольку 12
11 = 132, то n = 12.
Ответ: а) 12; б) 13; в) 12; г) 15.
Афанасьев В.В. Теория вероятностей в примерах и задачах, — Ярославль: ЯГПУ , 1994.
Баврин И. И. Высшая математика: Учебник для студентов химико-математических специальностей педагогических вузов-2-е издание, переработанное. — М.:Просвещение, 1993.
Бунимович Е. А., Булычёв В.А. Вероятность и статистика. 5-9 классы: Пособие для общеобразовательных учебных заведений, — М.:Дрофа , 2005.
Виленкин Н. Я. и другие. Алгебра и математический анализ для 10 класса: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением математики. — М.:Просвещение,1992.
Виленкин Н. Я. и другие. Алгебра и математический анализ для 11 класса: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением математики — М.:Просвещение, 1990.
Глейзер Г.И. История математики в школе: 9-10 класс. Пособие для учителей. — М.: Просвещение 1983.
Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Математика 9:Алгебра. Функции. Анализ данных — М.: Дрофа, 2000.
Колягин и другие. Алгебра и начала анализа 11 класс. Математика в школе — 2002 — №4 — с.43,44,46.
Люпшкас В.С. Факультативные курсы по математике: теория вероятностей: Учебное пособие для 9-11 классов.- М.,1991.
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Элементы статистики и теории вероятностей: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов.- М.: Просвещение, 2005.
Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра и начала анализа 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) – М.: Мнемозина, 2005.
Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Элементы статистики и вероятность: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов.- М.: Просвещение, 2005.
Источник