- Способы выражения сказуемого методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок 5 класс Способы выражения сказуемого план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Русский язык. 5 класс
Способы выражения сказуемого
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок в 5 классе по теме «Способы выражения сказуемого«
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_vyrazheniya_skazuemogo.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы выражения сказуемого
знакомство со способами выражения сказуемого; формирование умения находить грамматическую основу предложения, определять сказуемые, выраженные глаголом, существительным, полным и кратким прилагательные; развитие логического мышления, воспитание внимательности, последовательности в работе.
— Сегодня нам предстоит продолжить работу над грамматической основой предложения. Поэтому давайте вспомним, что такое грамматическая основа предложения, из чего она состоит, какими частями речи могут быть выражены её члены.
2) Синтаксическая пятиминутка ( устная)
1. Старый мостик смыли поток дождя. 2. Сказки Пушкина читают все. 3. Город украшает парк. 4. Игрушечный танк мне подарил брат.
Задание. Назовите грамматическую основу предложения, способы её выражения. Вспомним, что нужно делать, если есть затруднения в поиске подлежащего . (Сначала надо найти сказуемое.)
- Сообщение темы, целей урока
(На всех этапах урока используются слайды)
— На прошлом уроке мы работали с подлежащим. Сегодня же нам предстоит узнать много нового о сказуемом. Запишите тему урока: «Сказуемое».
Мы познакомимся с новыми способам выражения сказуемого и научимся находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным.
Посмотрите, с какими способами выражения сказуемого вы не знакомы?
В этой теме нам поможет разобраться алгоритм, при работе с которым нужно быть очень внимательным.
— Кто знает, что называется алгоритмом?
Запись в тетради. Алгоритм — обобщенная схема действия для решения той или иной задачи.
- Новый материал.
- Начнём знакомство с алгоритмом «Как найти сказуемое в предложении?».
На доске предложения, на этих примерах мы и начнем отрабатывать алгоритм: подчеркиваем подлежащее и ищем сказуемое.
Далее идёт работа над алгоритмом по этапам. У каждого ученика карточка с предложениями, с которыми ему предстоит работать. Эти же примеры записаны на доске, с ними учитель выполняет те же действия, что и ученик на своих карточках.
1. Гроза постепенно удалялась. 3. Этот край очень плодороден. 3. Птицы — наши друзья. 4. Первые листики нежно-зеленые. 5. В декабре все деревья в серебре.
1-й этап . Ищем в предложении подлежащее, глагол-сказуемое, надписываем над ним часть речи, подчеркиваем как член предложения.
Гроза постепенно удалялась .(гл.)
2-й этап . Смотрим на второе предложение: есть ли в нем глагол? Следующий шаг: смотрим п.2 алгоритма, ищем краткое прилагательное в предложении, надписываем часть речи, подчеркиваем сказуемое.
Этот край очень плодороден . ( кр. прил.)
3-й этап . Смотрим третье предложение, выделяем подлежащее, идем по алгоритму сначала, доходим до способа выражения сказуемого существительным в именительном падеже, надписываем, подчеркиваем.
Птицы — наши друзья . (сущ.)
4-й этап . Повторяем все действия со следующим предложением. Выясняем, что в нем сказуемое выражено полным прилагательным, делаем графические объяснения.
Первые листики нежно- зеленые . (прил.)
5-й этап . Работаем со следующим предложением, выделяем подлежащее, действуем по алгоритму.
В декабре все деревья в серебре.
Вывод . Сказуемого нет, оно «ушло» из-за ненадобности: без него все понятно, предложение стало неполным.
Учитель . Этот алгоритм помогает нам понять сказуемое, но с приобретением новых знаний о нем этот алгоритм вы должны будете усовершенствовать.
— Назовем цепочку частей речи, которые могут выступать в роли сказуемого.
Задание 1 . Объясните правописание безударной гласной в корне слова ( предварительно вспомним правило).
Мы приближались к лугам. Тайга редела. Леса кругом только хвойные. В одном месте встретился бугорочек с ягодой. Вкусна черника!
Задание 2 . Выделите грамматическую основу предложений, надпишите способ выражение сказуемого, при поиске сказуемого используйте алгоритм.
— Какого способа выражения сказуемого нет в тексте? ( Существительного в именительном падеже.)
-Об этом способе выражения сказуемого мы будем говорить на следующем уроке.
Подведение итогов урока.
Возвращаемся ко второму слайду и рассказываем о выполнении поставленных задач.
Выполняем небольшой тест ( карточки на 2 варианта) с последующей взаимопроверкой. Ответы вывешиваются на доске. Оценивание работы товарища осуществляется очень просто: количество правильных ответов (в идеале их пять) соответствует оценке. Ребята, которые довольны своей оценкой сдают тетради учителю для выставления оценок в журнал. Каждый может сделать выводы о степени овладения темой, а учитель легко может составить программу своих действий на ближайшие уроки.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СКАЗУЕМОЕ»
- Найдите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.
- Гранит- прочный камень.
- Спит черемуха в белой накидке.
- Я люблю свой родной край.
- Радостна, шумна и пахуча весна.
- Найдите предложения, в которых сказуемое выражено кратким прилагательным ( каков? и т.п.).
- Небо высоко и прозрачно.
- Хороши глазастые ромашки.
- Вечером прошла гроза.
- Весела весна в лесу.
Разбор домашнего задания
- Знать содержание алгоритма ( карточки с ним раздаются).
Источник
Урок 5 класс Способы выражения сказуемого
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок 5 класс Способы выражения сказуемого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass_sposoby_vyrazheniya_skazuemogo.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Берёзы … золотистый наряд.
… перед дальним полётом птицы.
Осень — … больших перемен в природе.
— Внимательно прочитайте предложения. Как вы думаете, какие задания необходимо выполнить с этими предложениями?
— Запишем в тетрадь составленные предложения.
— Найдите и подчеркните в каждом пр-и грамматическую основу.
— Что такое гр. основа?
— Дайте определение подлежащему.
— Как связаны между собой подлежащее и сказуемое?
(по смыслу и грамматически)
2. Формирование темы и цели урока.
— Ещё раз посмотрите на предложения. Назовите вставленные в них слова. Что их объединяет? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
— Запишем тему урока с небольшой корректировкой.
— Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы, написанные на доске:
1) Расширить и углуби’ть знания о … ;
2) Учиться находить … в … .
3. Изучение нового материала.
— Давайте вновь обратимся к предложениям. Задайте вопрос к сказуемому 1 пр-я и скажите, что оно называет.
Берёзы (что сделали?) надели (наз. действие) Подпишем.
— Чем выражено? ( глаголом)
— Задайте вопрос к сказуемому 2 пр-я. Что оно называет и чем выражено?
(наз. состояние подлежащего, выр. глаголом) Подпишем
— Задайте вопрос к сказуемому 3 пр-я. Что оно называет и чем выражено?
(воздух каков? прозрачен и свеж; наз. признак, выр кр. прил-ми)
— Задайте вопрос к сказуемому 4 пр-я. Что оно называет и чем выражено?
(осень что такое? пора; наз предмет и выр. существительным)
— а теперь обобщите наши рассуждения о сказуемом по след. плану
- Что называют сказуемые?
- На какие вопросы они отвечают?
- Чем обычно выражается сказуемое?
4. Закрепление изученного материала.
Последние осенние цветы полны прощальной красоты.
Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.
Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.
Грустит, увядая, золотая осень.
— Задание сформулируйте самостоятельно.
— Прочитайте предложения в последовательности схем.
— Сколько месяцев длится осень?
— Осенние месяцы очень контрастные. Они резко отличаются друг от друга. Прочитайте зарисовки к каждому осеннему месяцу и справку к ним.
— Сформулируйте задание к упражнению.
(Надо по содержанию зарисовки определить, о каком месяце в ней идёт речь, и добавить к ней первое предложение с названием и краткой характеристикой месяца)
Зачитываются вслух зарисовки с добавленными первыми предложениями.
— Что общего и в чём отличие каждой прочитанной части? Как это связано с темой нашего урока?
Общее – 1 пр-я (сказуемое выр им сущ)
1ч — все сказуемые выр глаголами.
2ч – имена прил-е
3ч – глаголы и прил-е.
— Запишите 2-ю часть, подчеркните гр основу, укажите, чем выражены.
— По каким признакам можно объединить три первые предложения этих текстов? (в них говорится об осени, пр-я состоят из двух слов)
Обратите внимание на знак.
— И ещё раз расскажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.
— Сделайте вывод, в каком случае между подл и сказ ставится ——.
Правило повторяется 2-3 раза.
— Прочитайте новый материал в уч-ке с. 115
— Сравните его с нашими выводами.
- Самостоятельная работа Карточка 3
К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу с/с из правого столбика.
Земл..ника вкусная жи..кость
Кокосовое молоко тр..пическое пл..довое дер..во
Манго затих приготовился к тяжёлому предзимью
Лес самая вкусная л..сная ягода
— Что в результате должно получиться? (предложения)
— Какое предложение не соответствует остальным.
- Рефлексия содержания учебного материала.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Дерево с красными и зелеными яблоками.
Составьте текст по теме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого.
Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/.
«Морфологические способы выражения сказуемого. Виды сказуемого.
Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/.
Способы выражения сказуемого
Способы выражения сказуемого.
Презентация для урока русского языка. 8 класс. Сказуемое. Способы выражения сказуемого
С помощью данной презентации учащиеся вспомнят известное им о сказуемом и узнают о способах его выражения.
Способы выражения сказуемого
Урок в 5 классе по теме «Способы выражения сказуемого».
Презентация с элементами анимации по теме » Способы выражения сказуемого»
Данная презентация поможет наглядно познакомить со способами выражения сказуемого; сформирует умения находить грамматическую основу предложения, определять сказуемые, выраженные глаголом, существитель.
Конспект урока в 8 классе по теме «Безличные предложения» Цели: 1. Дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях. 2. Развивать речевые, орфографические и пунктуационные навыки. 3. Воспитывать эст
Урок русского языка в 8 классе (ФГОС) по теме «Безличные предложения".
Источник
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
- Грамматическая основа предложения.
- Способы выражения сказуемого.
Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи, то есть о ком или о чём говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы «кто?», «что?».
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?».
1. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – с. 77-79.
1. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1.// Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – с. 113.
2. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – с. 154.
3. Панов М. В., Русский язык. 5 класс. Учебник. // Панов М. В., Кузьмина С. М., Ильинская И. С., Ильина Н. Е., Рочко Т. А. – М.: «Русское слово», 2008. – с. 316-318.
4. Постникова И. И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов. // Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – с. 259.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Предложение – это основная единица синтаксиса. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью, содержит грамматическую основу. Все слова в предложении, которые выражены самостоятельными частями речи, называются членами предложения.
Все члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главные члены предложения, или грамматическая основа, – это подлежащее и сказуемое. Грамматическая основа, как вы помните, может состоять из двух членов (двусоставное предложение) или одного члена (односоставное предложение).
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Сказуемое отвечает на вопросы «что делает предмет?» (Солнце всходит.); «каков предмет?» (Денёк сегодня хорош.); «что такое предмет?», «кто он такой?» (Солнце – это яркая звезда.) Сказуемое может быть выражено глаголом, именем прилагательным или именем существительным.
Однажды мы пошли за черникой.
В этом предложении подлежащее мы выражено местоимением; мы (что сделали?) пошли; сказуемое пошли выражено глаголом.
В этом предложении подлежащее черника выражено именем существительным; черника (какова?) вкусна. Слово вкусна – краткая форма прилагательного вкусная. Следовательно, сказуемое вкусна выражено кратким прилагательным.
Июль – макушка лета.
В этом предложении подлежащее июль выражено именем существительным; июль (это что?) макушка; сказуемое макушка выражено именем существительным.
Сказуемое может быть выражено фразеологизмом (неделимым словосочетанием). В этом случае его можно заменить одним глаголом. Например, Петя попал впросак. Подлежащее Петя (что сделал?) попал впросак. Попал впросак – это сказуемое, выражено фразеологическим оборотом. Может быть заменено одним глаголом – ошибся.
Также вы должны помнить, что сказуемое может быть выражено одним словом (такие сказуемые называются простыми), а может – несколькими (это составные сказуемые). Виды составных сказуемых вы будете изучать позднее.
Рассмотрим несколько примеров.
Мы пришли в школу. В этом предложении сказуемое пришли выражено глаголом. Это простое сказуемое, так как одно слово.
Мы начали (продолжили, закончили) изучать интересную тему. В этом предложении сказуемое начали изучать состоит из двух глаголов. Это составное сказуемое.
Тема была сложной. В этом предложении сказуемое была сложной состоит из двух слов: глагола и имени прилагательного. Это тоже составное сказуемое.
Теоретический материал для углубленного изучения
Правила согласования подлежащего и сказуемого.
Чтобы правильно согласовать сказуемое и подлежащее надо запомнить несколько правил. Для удобства можно пользоваться следующей таблицей.
Чем выражено подлежащее
КТО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КТО-ЛИБО, КОЕ-КТО
Сказуемое ставится в форме м. р., ед. ч.
Кто делал это задание?
2. В состав подлежащего входят слова: НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО, СКОЛЬКО, МНОГО, НЕМНОГО, МАЛО, НЕМАЛО
Сказуемое только в ед. ч.
Несколько человек опоздало на экскурсию.
3. В состав подлежащего входят имена существительные: БОЛЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ
Употребляется и ед.ч. и мн.ч. сказуемого.
НО если сказуемое стоит ПЕРЕД подлежащим, то используется форма ед. ч:
Большинство учеников решило (решили) задачу.
Пришло множество гостей.
3. В состав подлежащего входит числительное:
МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД, ТЫСЯЧА
Сказуемое согласуется в роде и числе с этими словами.
Тысяча человек каждый год отдыхала в санатории. (ж. р)
Миллион тюльпанов посажен на клумбе. (м. р.)
Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля
1. Найдите грамматическую основу предложения. Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Впишите в пропуски.
Книжная полка хранит удивительные открытия для читателей.
В предложении подлежащее «_____» выражено _____ в _____ падеже. Сказуемое «_____» выражено _____.
Разбор задания: Анализируем предложение. (Что?) – полка – имя существительное. (Что делает?) – хранит – глагол. Следовательно, ответ: В предложении подлежащее «полка» выражено именем существительным в именительном падеже. Сказуемое «хранит» выражено глаголом.
2. Чем может быть выражено сказуемое? Выберите все возможные варианты ответа.
Разбор задания. Вспомним определение сказуемого. Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Чаще всего отвечает на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что это такое?», «кто он такой?». Из определения следует, что сказуемое, отвечая на вопрос «что делает предмет?», может быть выражено глаголом; отвечая на вопрос «каков предмет?», может быть выражено кратким прилагательным; отвечая на вопрос: «что это такое?», «кто он такой?» – существительным, фразеологизмом (неделимым словосочетанием). Следовательно, правильный ответ: именем существительным, глаголом, неделимым словосочетанием, именем прилагательным.
Источник