Сказкотерапия как способ коррекции страхов

Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Алеся Ганжурова
Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Сказкотерапия как метод коррекции страхов у детей

дошкольного возраста.

Что делать, когда ребенок плачет по ночам и отказывается один ложиться в кроватку? Почему всегда активный малыш перестает интересоваться играми, становиться вялым и капризным? Конечно, эти симптомы можно списать на внезапную простуду или на возрастные кризисы, но зачастую причиной их становятся страхи, которым в той или иной степени подвержены все дети. [1,ст. 5]

Что же такое детские страхи? Нарушение сна или другое психическое заболевание ребенка? А может, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых?

Итак, страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающие в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.

Возникновение страхов довольно характерно для детского возраста. Чаще всего это боязнь темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими, повышенное внимание к своему здоровью. Психологи выделяют возрастные периоды особо яркого проявления определенных страхов: 2-3 года – боязнь животных, темноты, ночные страхи; 4 года — боязнь насекомых, воды, сказочных героев; 5-6 лет – боязнь несчастий, катастроф, пожаров, боязнь школы.

Страхи могут возникать в результате подражания тем, кто боится, или как реакция на эмоционально значимые ситуации (испуг, тяжелая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в детском учреждении семье и т. п.)

По продолжительности страхи бывают кратковременными (15-20, быстропроходящими после успокоительной беседы, и затяжными (1-2 месяца). [5, ст. 12]

Также страхи подразделяют на ситуативные и личностные, реальные и воображаемые, острые и хронические.

• Ситуативный страх возникает в необычной, опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке (например, при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д.).

• Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

• Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический — особенностями личности. [2, ст. 3]

Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Однако существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх делает из ребенка невротика.

В связи с этим остро встает вопрос о коррекции страхов.

Многие авторы рассматривают возможность коррекции страхов у детей различными методами, но мы остановимся подробнее на методе сказкотерапия.

Термин «Сказкотерапия» появился в русском языке сравнительно недавно. И, поэтому у разных людей, специалистов сказкотерапия вызывает многообразные ассоциации. Для одних – это лечение сказками. Для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи основных знаний о жизни.

Сказкотерапия одно из самых молодых направлений практической психологии. Но, с другой стороны, сказкотерапия – это самый древний способ поддержки человека с помощью слова.

Особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка начинается с интереса, а все что вызывает интерес, проникает во внутренний мир человека быстрее и глубже. Сказка адресуется и воспринимается не только умом, поэтому сознание и подсознание становятся союзниками, а не соперниками. В сказке, возможно, все и в ней всегда счастливый конец – то есть она помогает личностному раскрепощению и открытию творческого потенциала. Сказка – зеркало, отражающее мир через призму личностного восприятия человека. [4, ст. 7]

Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, желаемого.

Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок переносит его на реальные ситуации.

Сказкотерапия хороша тем, что умещает в себе всю «технологическую кухню» от диагностики до коррекции, включая профилактику и развитие индивидуальности. В сочетании с тем, что она органично синтезируется со всеми известными методами психотерапии, применима как в индивидуальной работе, так и в групповой, подходит для любого возраста, сказкотерапию можно назвать полифоническим методом. [4, ст. 9]

Доктор психологии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных.

Так же по ее мнению выделяются следующие принципы работы со сказками:

1) Принцип осознанности – включает в себя осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета и понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

2) Принцип множественности – осознание того что, одно и тоже событие, ситуация моет иметь множество значений и смыслов.

3) Принцип связи с реальностью — это понимание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает некий жизненный урок. [3 ст. 16]

Используя метод сказкотерапии, психологи ведут коррекционную работу с агрессивными и тревожными, застенчивыми и замкнутыми, чрезмерно подвижными и невнимательными детьми. С помощью сказки можно эффективно преодолевать нарушения самооценки, несобранность и медлительность, трудности в общении и обучении и, конечно же, бороться с такой распространённой проблемой, как детские страхи.

Читайте также:  Способы сокращения издержек примеры

Наиболее распространенным страхом у дошкольников, является страх темноты. В темноте есть нечто мистическое, волшебно пугающее, волнующее. У детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки, именно поэтому неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.

Сказкотерапевт Д. Соколов считает, что изначальный страх могут победить другие эмоции (любовь, вина, обида, расширение границ (узнавание мира таким, какой он есть его объективацию) или плата за приобретение смелости и предлагает оригинальную картотеку психотерапевтических решений данной проблемы.

1. Схема сказочного сюжета:

Зайчик боится темноты. Встретил друга котёнка. Пошли вместе исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый» глаз – фонарём. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют.

Принцип решения: помощник (такой же, как герой). В самое пекло. Узнавание. Границы.

2. Схема сказочного сюжета.

Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Солнышко без неё устало, стало плакать. Мальчик пошёл звать Ночь и её дочь Темноту. Те вернулись, и все сдружились.

Принцип решения: утрированная победа, её негативные последствия. Для кого-то (покровителя). Диалектика.

3. Схема сказочного сюжета:

Крот влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам, любоваться её полётом. Раньше он думал, что слепой,при дневном свете оказалось: видит!

Принцип решения: противоположность. Любовь. Постепенное привыкание. Отвлечение.

4. Схема сказочного сюжета:

Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темноты. Светящаяся блоха попросила его перенести её на поляну, где у них – блох – собрание. Там обещала заклинание против страха. По дороге кусала, но светила.На поляне медвежонок выучил: «Э-ге-ге, о-го-го, не боюсь я ничего!» и побежал домой.

Принцип решения: промежуточная цель (конфетка посередине). Плата. Интернализация ресурсов.

1. Схема сказочного сюжета:

Алёнушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Иванушкой. Везде жгли свет. Иванушка поранился ножом, Алёнушка испугалась, побежала через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что совсем не боится темноты.

Принцип решения: вытеснил другой страх. Внезапность. Для кого-то (меньшего).

2. Схема сказочного сюжета:

Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге да где-то страх и потерял.

Принцип решения: обида злость. Против кого-то. [5. ст. 18]

Опираясь на данные схемы, а также на собственные знания и творческие способности, специалисты и родители без особого труда могут составить эффективную персонализированную сказку для боязливого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

Таким образом, сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом.

1. Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться / Вера Голутвина – М. : Гелиос.

2. Захаров А. И. дневные и ночные страхи у детей – «Серия психология ребенка». – СПб 2000.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. – 2002 .

4. Пономарева В. И. Там на неведомых дорожках… Из практики сказкотерапии. – М. : Академический проект; Альма Матер, 2008

5. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб. :Речь: М. : Сфера,2008

Работа с педагогическим коллективом в форме консультаций-презентаций Работа с педагогическим составом в форме консультаций-презентаций: 1. Эмоциональное выгорание педагога (симптомы, методы профилактики).

Сказкотерапия. Из опыта работы Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование,.

Источник

Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов

Ольга Затонская
Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов

Сказкотерапия как метод профилактики и коррекции детских страхов.

О роли и значении сказки в формировании положительных качеств характера и развитии психических процессов у детей написано много. Ее значимость подчеркивали К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и многие другие великие деятели педагогической и психологической науки.

Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом — естественная форма взаимодействия между людьми. Соответственно, сказкотерапия- естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений.

Сказкотерапия- лечение сказками, при котором происходит совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимостми.

Если ребенок с раннего детства начнет осознавать «сказочные уроки»,отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». Сказкотерапия- это образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочного смысла в реальность. И если взрослые не просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними, то начинает работать принцип осознания взаимосвязи смысла сказочной ситуации и реальной жизни.

Читайте также:  Как сделать упаковку для бумажных сюрпризов легкий способ

Сказкотерапия- это еще и процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Это возможность поверить в свои силы.

Сказкотерапия- это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности.

Коррекционно-профилактическая работа начинается с беседы о страхах.

Беседа помогает проработать с чувством страха, подчеркивая его нормальность и даже необходимость в некоторых ситуациях. Часто только лишь понимание ребенком того, что он не одинок в своих переживаниях и что его чувства принимаются окружающими, уже оказывает терапевтическое воздействие.

Необходимость использования сказкотерапии в коррекции и профилактике страхов у дошкольников не вызывает сомнений.

Сказкотерапевты Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и А. М. Михайлов отмечает широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый ребенок, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребенка своей эмоционально напряженной составляющей. Наделяя куклу теми или иными характерологическими чертами, ребенок получает опыт обратной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу.

В практике сказкотерапиииспользуются три варианта кукол: куклы-марионетки (очень просты в изготовлении, могут быть без лица, что дает ребенку возможность для фантазирования); пальчиковые куклы; куклы теневого театра (используются, преимущественно, для работы с детскими страхами).

В работе куклы используются для решения психодиагностического и психокоррекционного характера. Чтобы определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры с куклами, А. И. Захаров предлагает сначала провести наблюдения за самостоятельной игрой ребенка в естественных условиях. После этого по рекомендации автора проводятся терапевтические сеансы в игровой комнате. Ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора игрушек и материалов. Для игры надо заранее подготовить игрушки, похожие на тот предмет, которого дошкольник боится, и разыграть сюжет, в котором он может «расправиться» со своим страхом, тем самым избавившись от него. Психологический механизм устранения страхазаключается в перемене ролей: когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Ребенку предоставляется возможность испытать в терапевтически ориентированной игре ощущения собственной силы и решимости. Поэтому, если ребенок принимает в игре роль страшного для него персонажа и разыгрывает с ним ряд игровых действий, то этого иногда бывает достаточно для того, чтобы избавиться от страха.

Непосредственно для психокоррекционной работы со страхами используются куклы теневого театра. Они изготавливаются из черного картона методом вырезывания или обрывания самими детьми. К полученному конкретному или абстрактному воплощению страха прикрепляется нитка или палочка, позволяющая водить ее по экрану.

Оживляя свой страх, играя с ним, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом. Ребенку предлагается придумать историю про свой страх, разыграть ее. После окончания спектакля куклы-«страхи» уничтожаются.

Кроме катартического эффекта, кукла может нести и обучающий, например в ситуации болезненных медицинских процедур. Сказкотерапия и куклоте-

рапия основана на методе идентификации героев мультфильмов и сказок. Сказочный персонаж (кукла) используется в постановке сценки, сюжет которой является травмирующей для ребенка. Одной из таких ситуаций можно назвать ситуации болезненных медицинских процедур. Так, например любимый герой попадает в «страшную историю» и успешно справляется с ней. Таким образом, происходит предварительное обыгрывание болезненных процедур на куклах. Такая система была описана в работе А. И. Тащевой и С. В. Гридневой по психологической коррекции страха медицинских процедур у дошкольников.

Кукла, выступая атрибутом, воплощает в себе противоположные эталоны человеческих поступков и качеств, которые наиболее ярко представлены в сказках.

Привлекательность сказок для психологической коррекции состоит в естественности развертывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребенок в сказках проживает проблемы, через которые проходят сказочные герои. И, несомненно, наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Существует несколько приемов работы со сказкой: анализ, рассказывание, переписывание, сочинение новых сказок.

Во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами.

Принципы работы со сказками:

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.

1. Принцип осознанности.

Основной акцент делается на осознании причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимании роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача- показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.

2. Множественность (понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов).

Задача-показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Читайте также:  Способы активизации памяти участников уголовного процесса

3. Связь с реальностью (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок).

Задача- кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Схема размышления над сказками и их обсуждение:

*Основная тема- понимание основных идей сказки.

Вопросы: О чем эта сказка? Чему она нас учит? Как мы можем использовать сказочные знания в нашей жизни?

*Линия героев сказки. Мотивы поступков.

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки. Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом.

Вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?

*Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки. Имея набор способов решения проблем мы можем выбирать нужный способ в зависимости от ситуации.

Вопросы: Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Самостоятельный или передающий ответственность?

*Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе.Здесь важно понять общую направленность героя: созидательную или разрушительную позицию по отношению к другим героям и окружающему миру в целом.

Обсуждение поступков героя относительно окружающих- что они им приносят? Меняется ли его позиция в разных ситуациях?

Важно осознать, какие чувства вызывает у героя то или иное событие и почему? Следует обсудить чувства детей в процессе прослушивания сказки, отдельных ее эпизодов.

*Образы и символы в сказках.Осознание образа героя: какое внутреннее содержание несет конкретный сказочный образ, что он из себя представляет.

Для детей разного возраста существуют разные типы вопросов. Вопросы к анализу текста должны быть прежде всего доступными для детей, а все слова – точными и понятными. Целесообразно использовать только «открытые вопросы», т. е. вопросы, предполагающие развернутый ответ. Такие вопросы являются наводящими, помогающими ребенку найти ответ на главный вопрос. Важно, чтобы вопросов не было слишком много, это утомляет детей и нарушает их восприятие произведения.

В коррекционной работе обязательно должна быть реализована задача, направленная на снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Одним из способов снятия напряжения является рисование. Необходимо отметить, что сказкотерапия используется в сочетании с рисуночной терапией, применение этих методов дает более эффективные результаты. Дети с нарушениями эмоциональной сферы обычно с трудом выражают свои проблемы вербальным путем, а рисование- самый доступный способ самовыражения. Кроме того, изучение детских рисунков позволяет лучше понять переживания внутреннего мира.

Эффективность коррекционной работы определяется разнообразием методов и форм используемых специалистом. В решении проблемы коррекции детских страхов для меня наиболее приоритетным является сказкотерапия. Данный метод помогает активизировать внутренние ресурсы ребенка, ориентирует на собственные возможности в преодолении страха.

Одним их важных условий в работе с тревожными и боязливыми детьми является тесная взаимосвязь с семьей и педагогами. Только совместно можно помочь ребенку обрести чувство психологического комфорта.

В работе была использована следующая литература: Зинкевич Т. Д. – Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»; Захаров А. И. «Неврозы у детей»; Костина Л. М. «Игровая терапия с тревожными детьми»; Справочник педагога-психолога (журнал 04,2011).

«Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми.» Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития.

Доклад: «Сказкотерапия и песочная терапия как метод работы с детьми» Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Поэтому одним из приоритетных направлений нашего.

Игра как средство преодоления детских страхов. Консультация для родителей Страх – одна из первых эмоций, которую испытывает младенец. Вполне вероятно, что даже самая первая считают многие врачи и психологи. Родителям.

Игротерапия как метод коррекции агрессивности у детей В статье рассмотрена диагностическая и коррекционная программа по к по агрессивному поведению детей дошкольного возраста на основе игротерапии.

Музыкальная терапия как метод профилактики девиантного поведения младших школьников Одной из актуальных проблем младшего школьного возраста является проблема девиантного поведения. В каждый период развития личности ребенка.

Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста Презентация. Меня зовут Науменко Наталья Ивановна. Я педагог психолог детского сада №45. Города Шахты. Тема моей презентации «Методы и приемы.

Программа психолого-педагогической коррекции страхов у дошкольников Введение Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула (А. Ребер). Страх.

Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителя «Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителями» В наше время.

Стретчинг как метод профилактики нарушений осанки МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида» Стретчинг как метод профилактики нарушений осанки (Консультация для родителей) Подготовила.

Тестопластика как метод арт-терапии в психолого-педагогической коррекции нарушений в интеллектуальном развитии у детей с ОВЗ В настоящее время в нашем обществе остро встает вопрос социально-педагогической адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными.

Источник

Оцените статью
Разные способы