Альманах педагога
Автор: Вальнова Марина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №21 «Звёздочка»
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Консультация для родителей из опыта работы
Тема: Сказка как средство обучения
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
«СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ»
Разработала: Вальнова Марина Валентиновна воспитатель МАДОУ ДС № 21 «Звёздочка» город Нижневартовск. Трудно представить мир ребёнка без сказки. «Детства» и «сказка» — понятия неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память… Историзм и народность – приоритет фольклорного жанра. В любом произведении высвечивается, эпоха, быт, колорит национальной культуры. Фольклор для детей не исключение из общего правила. Малые фольклорные формы – прибаутки, потешки, небылицы, сказки, подчиняясь общим закономерностям произведений народного эпоса, несут в себе этнические характеристики. Среди богатств народного эпоса сказки являют собой особую фольклорную форму, основанную на парадоксе реального и фантастического. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребёнка форме сказки, раскрывают исторически сложившиеся национальные и общественные ценности. Следует заметить, что именно поэтому они требуют аналитического подхода, научного осмысления и изучения их педагогической ценности. Знакомя ребёнка со сказкой, взрослый должен задуматься: что же лежит в основе её содержания, с какой целью она создана автором (чему – то научить, удивить или позабавить?) благодаря каким ценным ориентациям эта сказка представляет интерес для современного ребёнка? Изучению русского фольклора посветили свои работы И. Никифоров, Н. П. Андреев, А. Н. Афанасьев и др., каждый из них по – разному трактовали сказку. Одни стремились охарактеризовать сказочный вымысел как не зависимый от реальности, другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял К. С. Аксаков; он подчёркивал, что самое характерное для сказок – вымысел, причём сознательный.
Среди различных жанровых разновидностей сказки фольклористы выделяют три разновидности: бытовые, (новеллистические), волшебные (чудесные) и сказки о животных. Бытовые (новеллистические) сказки посвящены житейской тематике, в основе их содержания – семейные или социально – бытовые отношения людей (животные не действуют, но если вводятся в контакт, то только в реальном виде, не обладая ни какими качествами и признаками). Действие обычно происходит в избе, в огороде, в деревне, в поле, в лесу. Волшебные сказки (чудесные) изобилуют чудесами, различными превращениями и носят волшебно – приключенческий характер («Иван – царевич и серый волк», «Лягушка – царевна», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») и др. Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра, потому, что главные герои – звери и птицы – наделены человеческими чертами и действуют как люди. Из сказанного можно сделать вывод, что задача взрослого – знакомящего детей со с сказками, с одной стороны, сохранить колорит народности в передаче сказочного образа, с другой – сохранить элементы занимательности. Конечно, учитывая конкретность восприятия детей, отсутствие житейского опыта, понимание каких – либо обобщённых отношений в социальном окружении. Рассматривая роль сказки в развитии познавательных процессов и эмоционально – волевой регуляции поведения, можно сказать, что сказка благотворно сказывается на развитии воображения, внимания (ребёнок длительное время, концентрирует своё внимание на сюжете сказки, быстро переключается с одного героя на другого, при этом удерживая в поле зрения весь сюжет сказки); мышления – приходит к умозаключениям, выводам, основанным на выявлении причинно – следственных связей между событиями в сказке; способствует развитию памяти – ребёнок удерживает длительное время сюжет сказки и воспроизводит с завидной точностью детали этого сюжета; соотносит адекватность поведения героя сказки со сложившейся ситуацией и в то же время происходит оценка поведения героя, которая осуществляется относительно своего мировоззрения, что важно для регуляции поведения ребёнка и т. д. Включение в занятия сказок и сказочных игровых ситуаций, считаю – делает процесс обучения интересным. Создаёт у детей бодрое настроение и способствует преодолению трудностей в условии материала. Снимает утомляемость и поддерживание внимания. Так, например, в ходе занятий путешествий по сказкам происходит обогащение словаря, активизируется
речь, расширяется кругозор, развивается интерес к предмету, повышается творческая фантазия, и воспитываются нравственные качества, играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизированного навыка математические знания. Сказочный сюжет вводит в волшебный мир, глее они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло. Задачи со сказочным сюжетом помогают соотнести приобретённые знания с окружающей детей действительностью, позволяют решать различные жизненные проблемы, сказки своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений, например, о числах и смысле производимых над ним действий и т. п. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчества, а главное, учмт детей мыслить логически. Формированию математических представлений Таким образом, использование малых форм фольклора помогает в обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний. Сказки способствуют формированию подвижности и гибкости психических процессов, развитию внимания, формирует волю детей. Правильно подобранные сказки, решают разные задачи по формированию математических представлений и учитывающие подготовленность детей, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении дошкольников с разным уровнем возможностей. Учитывая особенности детей можно сказать, что сказка является эффективным средством обучения. Она создаёт такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно действовать в определённой ситуации, приобретая собственный, действенный и чувственный опыт. Особая роль сказки состоит в том, что она делает процесс обучения эмоциональным и действенным. А так же сказка представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление и методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.
Источник
Сказка, как интерактивный метод обучения
статья на тему
Статья: Восстановление адекватного поведения и самовыражения ребенка с помощью различных “сказочных” приемов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказка, как интерактивный метод обучения»
восстановление адекватного поведения и самовыражения ребенка с помощью различных “сказочных” приемов.
- Снизить уровень тревожности и агрессивности у детей.
- Развить умение преодолевать трудности и страхи.
- Выявить и поддержать творческие способности.
- Передать ребёнку основные жизненные принципы и закономерности.
Что такое сказкотерапия?
Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному.
Сказкотерапия — пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
У ребенка есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы.
Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» — так перефразировали известную пословицу психоаналитики.
Известно, например, что с помощью сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д.
Никто не любит, когда ему напрямую диктуют «правила игры», говорят — делай так, не делай эдак. С помощью сказки можно подтолкнуть ребенка, да и взрослого человека, измениться. Ничего не навязывая, не диктуя, просто рассказывая сказку, предлагать различные пути решения проблемы. Ведь не даром говориться «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Терапевтические сказки ориентированы на определенную проблему, возникшие у ребенка психологические трудности. Так, например, известно, что в силу разных причин в начале школьного обучения у некоторых детей могут возникать сложности в отношениях со сверстниками (боязнь общения, неумение устанавливать контакт, застенчивость и т.д.).
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка? И здесь на помощь может прийти сказкотерапия.
Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Сказкотерапия: это лечение сказками, т.е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими;
это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность; это терапия особой сказочной обстановкой, где может реализовываться мечта.
Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума.
Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.
Ожившие объекты окружающего мира имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
А всем ли полезна сказкотерапия?
Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет.
«Походы» в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки»,
эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому — «О трусливом зайце».
В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе.
Например, если малыш застенчив, можно прочитать ему сказку о стеснительном ребенке. История покажет ребенку, что он не одинок в своих страхах, что и другие малыши, тоже испытывают такие чувства. Это успокаивает малыша. Непосредственные переживания оказывают на детей более сильное влияние, чем просто словесные поучения.
Можно постоянно напоминать о том, что комнату надо содержать в чистоте, одежду вешать в шкаф, перебивать взрослых некрасиво, однако, нотации мало что меняют. Но если это нравоучение упаковать в сказку, они становятся действенными.
Когда ребенок «открывает упаковку» и до него доходит смысл сказки, в нем открывается способность к переменам.
Малышам очень нравятся поучительные истории «про них», они помогают им чувствовать себя сильнее, увереннее, лучше понимать и разрешать конфликты. Нужно мягко объяснить детям, что мир очень сложен, и что в нем много несправедливости что боязнь, отчаяние, тоже часть нашей жизни, как уверенность и оптимизм.
Как сочинить лечебную сказку?
Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают.
Если у ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить.
Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: «Жил-был мальчик, очень похожий на тебя. «).
Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия — это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя).
Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий).
Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его.
У истории должен быть счастливый конец. В малыша нужно вселить уверенность, что у него все получится, он обязательно найдет выход из своего затруднения. Мораль должна быть понятна ребенку.
Анализ сказки: возможные вопросы, которые могут быть заданы в процессе обсуждения.
Каждый участник группы может высказать свое мнение, не подвергаясь критике. Все мнения выслушиваются и развиваются.
“Вхождение в сказку” является очень важным моментом. Это момент волшебства, таинства, “наполнения суперэнергией”. Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужно преодоление определенного барьера, препятствия.
Для “выхода” из сказки особые приемы не требуются.
Текст сказки является связующим звеном между упражнениями и создает определенную атмосферу. У каждой сказки свои особенности. Тексты можно пересказывать, но иногда лучше читать, чтобы сохранить стиль и тонкую авторскую атмосферу.
Есть много сказок, которые помогают мыслить логически, развивают воображение, речь, способность не теряться в сложных ситуациях. Сказки рассказывают о самом главном: они затрагивают вопрос о смысле жизни, о борьбе добра со злом, они несут в себе нравственное начало, поэтому воспитательное значение их огромно.
Сказка – это наш помощник в интеллектуальном развитии ребёнка. Мы не просто читаем сказку, мы играем со сказкой. Читая ученикам сказку, мы останавливаемся в том месте, где требуется их помощь (без них сказка не продолжится). Ученики должны разрешить сложную ситуацию, в которую попал герой сказки, предложить выход из создавшегося положения.
Я принимаю ответы всех учеников, обсуждаем их, пытаемся разрешить проблему, а затем дочитываю сказку до конца, сказав ученикам, что такое решение принял Автор, но что и его решение тоже очень интересное.
Мы рисуем любимых героев, мастерим для них домики.
Мы любим инсценировать сказки и сочинять сказки ( привожу несколько вариантов).
Сказки, сочиненные учениками начальной школы.
Сказка про Капитошку (Александра В. – 4 класс)
Жила-была тучка. Было у неё много деток — капелек. Одну из них звали Капитошка. Она была очень любознательной и непоседливой. Из-за своей непоседливости, Капитошка не могла любоваться красотой окружающего мира. Ей было грустно, потому что сестрёнки с ней не играли, так как не могли за ней угнаться.
И вот однажды, когда сестрёнки и тучка мама уснули, Капитошка спрыгнула вниз на землю. Она упала на полянку, покрытую разнообразными цветами и травами. Капелька внимательно рассматривала красивых бабочек, трудолюбивых пчёлок и шумных стрекоз, которые летали над полянкой. Из-за своей непоседливости она просто не замечала такой красоты. Всё вокруг было необыкновенным и удивительным.
Капитошка захотела рассказать обо всем, что увидела на полянке, своим сестрёнкам и маме. Она попросила солнышко помочь ей вернуться на небо. Солнышко начало пригревать все сильнее и сильнее, и капелька начала испаряться. Она превратилась в пар и стала быстро подниматься вверх. В окружении своих родных Капитошка вновь превратилась в такую же капельку, какой была раньше. Она рассказала им об удивительном мире, который находится внизу: о цветах, бабочках, пчёлках. «Это так прекрасно! – сказала капелька, — я научилась быть неторопливой и внимательной, и теперь могу вместе с вами веселиться и узнавать много нового и интересного.
Вопросы для обсуждения :
Что отличало непоседу от остальных капелек
Почему Капитошка решилась на приключение
Что капелька увидела на полянке
Как Капитошка научилась быть неторопливой и внимательной
Как котёнок стал вежливым (Ксения Б. — 3 класс,)
Жил-был маленький котёнок, звали его Ох.
Однажды мама ему сказала:
— Сходи, Ох, к бабушке, проведай её, да отнеси пирожки. Только у реки будь осторожен, сам в воду не лезь, а обратись к бобру, он тебе поможет.
— Ох! – недовольно вздохнул котёнок, взял узелок и отправился в путь.
За первым поворотом котёнок увидел реку. У самого берега он натолкнулся на бобра.
— Эй, бобр, перевези меня!
— Попроси по-хорошему! – ответил бобёр.
— Пожалуйста, перевези меня, — еле слышно пробормотал котёнок.
— Стар я стал, плохо слышу, что ты там пропищал?
— Пожалуйста, дяденька бобр, перевезите меня на ту сторону реки. Я к бабушке спешу! – громко сказал Ох.
Подплыл бобр к котёнку и подставил свою спину. Ох быстро прыгнул на спину бобра и тот перевёз его на другую сторону реки. Котёнок вежливо поблагодарил бобра и побежал к домику бабушки.
Бабушка удивилась тому, что такой маленький котёнок сам перебрался через реку.
Тогда рассказал Ох о встрече с бобром. Улыбнулась бабушка и сказала: «Совсем ты стал большим, раз научился быть вежливым».
Обрадовался Ох и сказал: «Я теперь всегда таким буду».
Вопросы для обсуждения :
Как котёнок попросил о помощи
Почему бобр не помог котёнку
А потом как котёнок попросил о помощи
Какой вывод сделал котёнок Ох после встречи с бобром
Сказка о золотой рыбке (Диана Д. -3 класс, школа № 258)
В нашем классе было два аквариума. В одном жила золотая рыбка с красивым хвостиком и изумительными плавниками. Она жила одна и гордилась тем, что у неё в аквариуме просторно и никто не мешает плавать.
В другом аквариуме жили маленькие неприглядные рыбки. Они жили весело, играли и забавлялись друг с другом.
Ребята, как только приходили в класс, бежали к золотой рыбке и любовались ею. Золотая рыбка в это время важно передвигалась. Но, вскоре она заметила, что ребята стали чаще подходить к другому аквариуму, где жили маленькие рыбки, которые весело и дружно проводили время. Ребятам нравилось наблюдать за ними, а с золотой рыбкой им стало скучно потому, что она была одна.
Загрустила золотая рыбка, перестала играть и плавать, как раньше. Это заметили маленькие рыбки и пригласили к себе жить. Золотая рыбка не отказалась от приглашения и стала жить в новом аквариуме.
Они стали жить дружно и счастливо, весело проводили время в играх и забавах.
А самое главное – ребята постоянно были рядом, играли и веселились у аквариума также, как сами рыбки.
Вопросы для обсуждения :
Почему ребята перестали подходить к золотой рыбке
Почему маленькие рыбки пригласили к себе золотую рыбку
Как вы считаете, зачем нужно дружить
Нужно помогать тем, кто одинок, дружить с ними. Одному скучно. Оставайтесь дружными и добрыми детьми и тогда никогда не будете скучать и грустить.
Источник