- Общество как сложная динамическая система. Элементы, подсистемы и основные институты общества
- Урок 1. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
- В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
- Получите невероятные возможности
- Конспект урока «Общество как сложная динамическая система. Элементы, подсистемы и основные институты общества»
- Тесты по теме «Общество как сложная система» 2 варианта. материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Общество как сложная динамическая система. Элементы, подсистемы и основные институты общества
Урок 1. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Общество как сложная динамическая система. Элементы, подсистемы и основные институты общества»
Понятие термина «общество» многозначно. Мы с вами можем говорить о том, что общество – это группа людей, объединённых какими-либо интересами, общностью происхождения или социальным статусом. Например, можем с вами говорит об обществе книголюбов, филателистов или нумизматов, ну а в художественной литературе мы можем встретить с вами упоминания об аристократическом, дворянском или «высшем» обществе.
Общество – это и население какой-либо страны. Например, российское общество.
Когда на уроках истории вы говорили о рабовладельческом, феодальном или капиталистическом обществе, то под термином «общество» вы понимали исторический этап развития человечества в целом или его части.
Также мы можем говорить об обществе как обо всех людях, которые живут на планете Земля, то есть общество – это человечество в целом.
А теперь давайте обратим внимание на то, что присутствует в каждом из этих определений. Объединяет их то, что общество – это совокупность людей, связанных определёнными отношениями и взаимодействующих друг с другом.
В широком смысле слова общество – это отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя формы объединения и способы организации людей.
Обратите внимание на то, что общество нельзя назвать частью природы. Природа – это то, что существует независимо от человека. Природа и общество – это части материального мира. Они связаны друг с другом, но они не совпадают, одно не является частью другого.
Например, человек, как биосоциальное существо, является и частью природы, и частью общества.
Общество – это система. Под этим термином принято понимать совокупность элементов, связанных друг с другом в единое целое. Любая система обладает свойствами, которые отсутствуют у входящих в неё элементов по отдельности.
Например, такой системой является организм человека.
Это сложная система, которая состоит из различных органов: мозг, сердце, печень, желудок, мышцы… Каждый из них выполняет собственные функции. Но ни один из органов не может сколь-нибудь длительное время существовать сам по себе, отдельно от системы. Согласитесь, что жизнедеятельность человека не определяется работой только мозга или только мышц. Мы дышим, ходим, чувствуем, потому что различные органы нашего организма работают согласованно.
Что же характерно для общества как системы? Давайте попробуем выделить основные признаки.
Общество – это динамическая система. Согласитесь, что общество не находится в состоянии покоя, оно постоянно изменяется, развивается. Развитие может быть прогрессивно и регрессивно, эволюционно и революционно.
Общество – это нелинейная система. Процессы, которые в нём происходят, определяются разными причинами, описываются разными законами и не синхронизируются по времени.
Например, рыночные законы спроса и предложения объективны. Если предложение превышает спрос, цена падает, и наоборот. Но в экономической сфере действуют не спрос и предложение, а покупатели и продавцы. Их действия направляются субъективной волей. Поэтому продавцы (производители) договариваются о контроле над рынком – создают монополистическое объединение. Покупатели выбирают не тот товар, который дешевле при том же уровне качества, а тот, который престижней.
Если говорить о несинхронизации по времени, то это очень хорошо видно на примере гендерных изменений в обществе. Согласитесь, что занятость мужчин и женщин в общественном производстве, их образовательный уровень, правовое положение уже произошли. А общественное сознание меняется гораздо медленнее. Отсюда и кризис традиционной семьи, и проблемы, связанные с неравной оплатой труда за равный труд, с неравными возможностями карьерного роста.
Общество – это открытая система. Оно реагирует на любые внешние изменения. Внешними факторами для общества являются природа и другие общества. Серьёзные колебания климата или нашествие других народов может даже привести к гибели уже сложившейся и, казалось бы, вполне устойчивой цивилизации.
Общество – это достаточно устойчивая система. Оно может интегрировать (включить в себя, сделать своей частью) новые элементы, перейти от хаоса на другую ступень самоорганизации и развиваться дальше. Кроме этого, общество может саморегулироваться и воспроизводить себя.
А какие элементы включает в себя общество как система?
· общественные (социальные) отношения,
· социальные нормы и ценности.
Давайте познакомимся с этими элементами более подробно.
Индивиды. В социологии индивид – это единичный представитель социального целого: общества, социальной группы. Его характеризует социальный статус – это положение, которое он занимает в обществе. Каждый индивид выполняет определённые социальные роли (общественные функции).
Социальные общности могут быть профессиональными, этническими, демографическими, религиозными и другими, то есть социальные общности различного типа определяются тем или иным способом (типом) взаимосвязи, взаимодействия людей.
Разновидностью социальных общностей являются социальные организации – это объединение людей, стремящихся к достижению общей цели.
Например, есть социальная общность молодёжи России, но согласитесь, что у всех молодых людей России вряд ли есть одинаковые цели, а вот если мы возьмём любую молодёжную общественную организацию, то увидим, что, как правило, её участниками становятся молодые люди, которые объединены общей целью.
Особенностью социальной организации является то, что связи между людьми носят вертикальный, иерархический характер. В них есть официальные лидеры, устав, программа действий и так далее. Примерами социальной организации могут быть школа, фирма, политическая партия и так далее.
Общественные (социальные) отношения – это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии.
Социальные нормы и ценности. Они регулируют поведение отдельных индивидов и социальных общностей, придают определённую стабильность общественному развитию.
Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система.
Чаще всего общество рассматривается как совокупность четырёх областей или сфер общественной жизни (подсистем общества).
Термины «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества. Давайте поговорим о них более подробно.
Экономическая сфера. Связана с удовлетворением материальных потребностей людей.
Производя различные жизненные блага, индивиды вступают в отношения собственности, распределения, обмена, потребления. Производя различные материальные блага, используют различные орудия и предметы труда, от самых простых до сложных механизмов, автоматизированных систем, роботов и так далее. Привлекают финансовые ресурсы или для того, чтобы организовать производство материальных благ, или для приобретения уже готовых. Также в рамках этой сферы индивиды вырабатывают знания о наиболее эффективных способах организации производства и применяют их на практике.
Социальная сфера. Включает в себя отношения между различными общностями людей.
У каждой общности есть собственные интересы. Они по-разному относятся к существующему социальному строю, установившимся общественным порядкам. Это различие определяется как их материальным положением, так и другими факторами. Именно в сфере социальных отношений происходит согласование интересов, сглаживание противоречий. Или возникают социальные конфликты, которые могут очень серьёзно изменить эти порядки.
Политико-правовая сфера. Охватывает те структуры, которые связаны с осуществлением власти.
Эта сфера удовлетворяет потребности людей в порядке и безопасности: деятельность государства, способы и методы, которыми оно управляет обществом; политические интересы и политические организации; способы участия граждан в политической жизни.
Духовная сфера. К ней относят представления людей об окружающем мире: обычаи, традиции, верования, философские воззрения, художественные предпочтения.
Все эти подсистемы тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга. Только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.
Например, в случае автоматизации производства структурные изменения в экономике могут привести к росту безработицы в отдельных отраслях. Это вызовет снижение уровня жизни многих людей, социальные проблемы. То есть экономическая сфера воздействовала на социальную. Но это произошло не само по себе, к автоматизации производства привели определённые научные открытия и новые технологии, которые являются достижениями духовной сферы.
Вполне вероятно, что государство для разрешения социальных проблем должно будет предпринять какие-то меры. Тут социальная сфера влияет на политико-правовую. Причём речь может идти не только о выплате пособий людям, потерявшим работу. Потребуется, например, организовать массовое переобучение, изменить подходы к содержанию школьного и профессионального образования, ведь человек всегда был и остаётся главной производительной силой. Если произойдут качественные изменения в подготовке кадров, их профессиональный рост, это серьёзно повлияет на экономическое развитие страны. То есть тут мы видим уже влияние политико-правовой сферы и на экономическую, духовную и социальную. Эту цепочку можно продолжать до бесконечности, находя всё новые и новые точки влияния и соприкосновения. Можете попробовать заняться этим на досуге.
Комплекс норм, правил, которые регулируют какую-то конкретную сферу общественной жизни, обычно называют социальным институтом – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной жизнедеятельности людей, реализующая определённые функции в обществе. Совокупность норм и механизмов, которые регулируют определённую сферу общественных отношений.
Социальные институты можно разграничить по сферам общественной жизни:
Экономические: институты собственности, производства, разделения труда, рынок, торговля, банковская система, биржа, заработная плата, менеджмент, маркетинг и другое.
Политические: государство и право, армия, полиция, суд, политические партии, гражданское общество, институты президентства или монархии, парламентаризм и другое.
Социальные: институты стратификации (классы, сословия, касты), институт социального обеспечения, институты родства (семья и брак, отцовство и материнство, усыновление) и другие.
Духовные: образование, наука, искусство, музеи, библиотеки, церковь.
Приведённые примеры далеко не исчерпывают всё многообразие социальных институтов. Также нужно иметь в виду, что внутри крупных социальных институтов могут существовать более мелкие. Например, характеризуя институт суда, можно особо выделить институты судейства, прокурорства и адвокатства. Или, если мы говорим об институте церкви, то отдельно институты священства или монашества, или, например, институт исповеди, если речь идёт о христианстве.
Элементами социального института являются:
· Основные функции: те потребности, для удовлетворения которых он предназначен.
· Группы и организации. Для удовлетворения потребности общества должно располагать определёнными материальными и трудовыми ресурсами.
· Ценности, которые лежат в основе данного вида социальных отношений.
· Социальные роли, которые выполняют их участники.
· Нормы, которые регулируют их поведение.
Для чего же нужны социальные институты? Прежде всего они призваны выполнять целый ряд важных для общества функций:
· Регулятивная функция. Социальный институт обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
· Интегративная функция. Включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
· Транслирующая функция (социализация). В рамках этой функции происходит передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
· Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счёт своих правил, норм поведения.
В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы.
1. Что такое общество?
2. Какие элементы включает в себя общество как система?
3. Охарактеризуйте сферы общественной жизни (подсистемы общества).
4. Что такое социальный институт?
5. Почему общество можно охарактеризовать как сложную динамическую систему?
Источник
Тесты по теме «Общество как сложная система» 2 варианта.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10 класс) по теме
Тестовый контроль знаний учащихся по теме «Общество как сложная стстема».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_obshchestvo_2_var.docx | 44.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Общество как сложная система».
А1. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие общества и природы?
- создание славянской азбуки
- подсечно-огневое земледелие восточных славян
- сбор дани с подвластных племен
- написание свода законов «Русская правда»
А2. Для традиционного общества характерно:
- длительное существование общины
- широкое участие народа в общественной жизни
- занятие основной массы населения в сфере услуг
- признание в качестве главной ценности права и свободы личности
А3. Верны ли следующие суждения?
А) «Исторически общество первично, а государство вторично»
Б) «Государство порождает общество»
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А4. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленными предыдущими поколениями, называется:
- наукой 3) образованием
- искусством 4) творчеством
А5. И человеку, и животному свойственна потребность в:
- самовыражении
- сохранении потомства
- общественном признании
- трудовой деятельности
А 6. Отличительным признаком понятия «личность» является наличие
- эмоционально-чувственных реакций на воздействие среды
- ответственности за свои действия и их последствия
- обусловленности поведения генетическими особенностями
- инстинктов самосохранения и заботы о потомстве
А7. Закончите утверждение: «Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни», скорее всего, основывается на способности человека:
- вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов
- давать отпор любым агрессивным выпадам против него
- приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной
- к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.
А8 . Для регулирования воды в реках бобры строят плотины. При этом
деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают:
- мотивы 3) навыки
- инстинкты 4) способности
А9 . К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?
- экономической
- социальной
- политической
- духовной
А10 . Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:
- формированием рыночной экономики
- ограничением социальной мобильности
- расширением возможностей массовой коммуникации
- организацией массового промышленного производства
А11 . Природа, в отличие от общества:
- испытывает влияние человеческой деятельности
- является средой обитания человека
- изменяется в направлении от низшего к высшему
- способна развиваться независимо от человека
А12 . Какой из примеров иллюстрирует воздействие общества на природу?
- обнаружение ранее неизвестной древней летописи
- дебаты кандидатов в президенты страны
- захоронение радиоактивных отходов
- реформа календаря
А13. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А) Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности,
инициативы являются характерной чертой духовной жизни
Б) В постиндустриальном обществе коллективистские ценности
преобладают над ценностями свободы личности.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А14. Как деятельность человека, так и деятельность животного характеризуется:
- выдвижением целей
- осознанным выбором средств
3) удовлетворением потребностей
4) механизмами самоконтроля
А15. Верны ли следующие суждения о человеке?
А) Человек остается частью природного мира.
Б) Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А16. Процесс удовлетворения биологических потребностей общества непосредственно относится к сфере общественной жизни:
- экономической
- социальной
- политической
- духовной
А17. Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует общество как
- часть материального мира
- социальную среду обитания человека
- целостную систему
- совокупность общностей
А18. Верны ли суждения? Свобода человека
А) является синонимом вседозволенности.
Б) проявляется как осознанный выбор между добром и злом.
- верно только А 3) верны оба суждения
- верно только Б 4) оба суждения неверны
А19. С социальной сущностью человека связана потребность в
- трудовой деятельности
- нормальном теплообмене
- продолжении рода
- сне и отдыхе
А20. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А) Свобода человека выражается исключительно в собственных
решениях относительно дальнейших действий.
Б) Свобода человека возможна только в результате преодоления правил,
- верно только А 3) верны оба суждения
- верно только Б 4) оба суждения неверны
А21. Человеку как культурно-историческому существу свойственно (а):
- наличие головного мозга
- овладение социальными нормами
- определенная продолжительность жизни
- генетическая предрасположенность к некоторым болезням
В1. Общество, характеризующееся признаками:
- развитой системой разделения труда
- массовым производством товаров на рынок
- механизацией и автоматизацией производства
- научно-технической революцией
В2. Найдите в приведенном списке черты общества как динамической системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
- обособление от природы
- отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
- способность к самоорганизации и саморазвитию
- выделение из материального мира
- постоянные изменения
- возможность деградации отдельных элементов
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания
В3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Социальные институты общества выступают его важнейшими _____________ (1). Их можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, ______________ (2) которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных ___________ (3). К основным институтам общества относятся семья, ___________ (4) и школа.
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже и единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
В4. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую позицию из второго столбца.
Проявление человеческой деятельности Сфера жизни общества
- деятельность какой- либо партии
- открытие воскресной школы для верующих
- взаимодействие владельца предприятия и работников
- осуществление научного эксперимента
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Социальные институты существуют в культуре, политике, __________ (1). Например, в политической сфере жизни основным социальным институтом является __________ (2). А в духовной сфере общественной жизни к социальным институтам можно отнести _________ (3). Наличие социальных институтов делает поведение людей более предсказуемым, а общество в целом более _____________ (4).
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Тема: «Общество как сложная система»
А 1. Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
- разгром Ярославом Мудрым печенегов под Киевом
- формирование кастовой системы в Древней Индии
- строительство ирригационных сооружений в Древнем Китае
- издание Иваном IV в 1550 году нового Судебника
А2. И общество и природа
- являются динамическими системами
- создаются в процессе целенаправленной деятельности людей
- развиваются независимо от сознания людей
- носят характер закрытых систем
А 3. При переходе от традиционного общества к индустриальному
- личность стала подчиняться общине
- выросла социальная мобильность
- возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений
- усилилось внеэкономическое принуждение к труду
А4. Верны ли следующие суждения о типах общества?
А) Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права
Б) В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение
норм, регулирующих общественную жизнь.
- верно только А 3) верны оба суждеия
- верно только Б 4) оба суждения неверны
А5. Что свойственно и человеку, и животному?
- преобразование мира 3) необходимость в отдыхе
- накопление знаний 4) стремление к прекрасному
А6. Верны ли следующие суждения о личности?
А) Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.
Б) Новорожденный человек является личностью.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А7. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как
- систему
- независимую от природы часть материального мира
- часть природы
- материальный мир в целом
А8. Какой из признаков присущ традиционному обществу?
- серийное производство продукции
- развитие естественных наук
- преобладание семьи патриархального типа
- ценность свободы личности
А9. Реформа, в отличие от революции
- носит всеобъемлющий характер
- является формой социальной динамики
- проводится, как правило, по инициативе сверху
- приводит к глубоким изменениям в общественной жизни
А10. Какой из примеров иллюстрирует новаторство в развитии культуры?
- организация новогоднего карнавала
- посещение музея народной культуры
- выразительное чтение стихотворения
- создание микропроцессов
А11. Верны ли следующие суждения? Понятие «общество»
А) применимо к объединению людей, связанных сходными интересами
Б) может обозначать совокупность подсистем и социальных институтов
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А12. Общество как динамическую систему характеризует
- изменяемость некоторых видов растений
- наличие различных сфер общества
- обновление форм взаимодействия социальных групп
- изолированность от природы
А13. Традиционному обществу присущ признак:
- интенсивное развитие науки
- серийное промышленное производство
- преобладание семьи патриархального типа
- осознание ценности прав человека
А14. Человека от животного отличает:
- использование природных объектов
- способность к целеполаганию
- внешняя приспособляемость
- постижение мира с помощью органов зрения
А15. Социальную природу человека характеризуют:
- половые и возрастные особенности
- наследственные проявления
- воля и характер
- моральные принципы
А16. Верны ли следующие суждения?
Человек отличается от животного способностью
А) преобразовывать своим трудом окружающую среду
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
А17. Человек отличается от животного способностью:
- ориентироваться в среде существования
- создавать условия и средства жизни
- обучать молодое поколение
- приспосабливать предметы, данные природой, для своих нужд
А18. Взаимодействие общества и природы иллюстрирует пример
- урегулирование межэтнического конфликта
- законотворческая деятельность государства
- изменение экологического законодательства
- увеличение выпуска сельскохозяйственной техники
А19. Информационное общество характеризует признак:
- начало разделения общества на богатых и бедных
- появление массовой культуры
- увеличение числа занятых в сфере услуг
- переход к производящему хозяйству
А20. Верны ли следующие суждения? Понятие «общество»
А) применительно к объединению людей, связанных сходными
Б) может обозначать совокупность подсистем и социальных институтов
- верно только А 3) верны оба суждения
- верно только Б 4) оба суждения неверны
А21. Верны ли следующие суждения о человеке?
А) Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя.
Б) Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
В1. Найдите в приведенном списке этические (моральные) нормы и обведите цифры, под которыми они указаны.
- В полном объеме дееспособность по общему правилу наступает в 18 лет.
- К человеку следует относиться не как к средству, а как к цели.
- Общество с осуждением относится к нарушителям трудовой дисциплины.
- Трудовой договор (контракт) устанавливает взаимные обязанности работника и работодателя.
- Супруги могут заключить брачный договор.
- Ближнего своего нужно любить как самого себя.
В2. Установите соответствие между значениями понятия «общество» и примерами их употребления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую позицию из второго столбца.
1)Расцвет средневекового западноевропейского общества продолжался несколько веков.
2)Под обществом понимают все способы взаимодействия людей
А) в широком значении
Б) в узком значении
организовало очередную выставку.
4)Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества.
5)Общество любителей изящной словесности избрало своего
В3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Семья является одним из важнейших социальных _________________ (1)
Она выполняет в обществе важные _________ (2): рождение и воспитание детей, экономическая поддержка нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее ________________ (3). Оно регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными ______________ (4) – моралью и правом.
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри их называются общественными _________________(1) . Они формируются в процессе экономической, социальной, _____________ (2) культурной жизни и деятельности общества. Таким образом, они складываются во всех _______________ (3) общественной жизни. В экономике, к примеру, это отношения распределения и _______________ (4).
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
В5. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствую позицию из второго столбца.
- появление массовой культуры
- отсутствие разделения труда
- развитие Интернета
- создание конвейерного производства
- приоритет общинных интересов над личными
Ключи к тесту «Общество как сложная система».
Источник