Систематизация нормативных актов учет способ систематизации

Систематизация нормативных правовых актов

Систематизация нормативных актов — деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

Используются четыре основные формы систематизации нормативно-правового акта: кодификация, инкорпорация, консолидация и учет.

1. Учет деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правовых актов, а также деятельность поисковых систем, обеспечивающих нахождение необходимой информации, взятой на учет.

Принципы организации учета законодательства могут быть выражены в следующем:

1) полнота информационного массива, обеспечивающая фиксацию и выдачу всего объема справочной информации, отсутствие пробелов и упущений в информационном массиве;

2) достоверность информации, основанная на использовании официальных источников опубликования нормативных актов, а также на своевременной фиксации внесенных изменений в акты, включенные в информационный фонд;

3) удобство пользования, необходимое для оперативного и качественного поиска нужных сведений о праве.

Выделяю следующие виды учета:

1) Журнальный учет (фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах).

При этом формами журнального учета являются:

а) хронологическая (нормативные акты регистрируются в журнале по датам их принятия);

б) алфавитно-предметная или системно-предметная (нормативные акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту, например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.);

в) тематико-предметная (рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли, подотрасли и юридические институты).

Журнальный учет используется лишь там, где информационный массив невелик и ограничен достаточно узкой проблематикой.

2) Картотечный учет (создание разного ряда картотек, т.е. системы карточек, расположенных по определенной системе). На карточках картотеки могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта (вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо полный текст такого акта. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном или автоматизированном режимах (передвигающиеся полки, тиражирование необходимых карточек и т.д.).

Формами картотечного учета являются:

в) предметно-отраслевая (осуществляется путем расположения всех карточек в соответствующих разделах, подразделах, отделах, пунктах и других подразделениях).

3) Автоматизированный учет законодательства . Он проводится на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики.

Рассматривая основные виды систематизации нормативных актов, следует обратить внимание еще на одну специфическую разновидность упорядочивания, приведения в определенную систему нормативно-правовой информации. Это – введение электронной системы классификации правовых актов («Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» и т.п.), обеспечивающей правовую информированность государственных и общественных структур, а также каждого гражданина в отдельности, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. Преимущества автоматизированных информационно-поисковых систем состоят в том, что в них возможно заложить практически безграничный объем правовой информации. Кроме того, присутствует оперативность получения требуемой информации.

2. Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрание нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы.

Классификация инкорпорации проводится по различным основаниям.

1. В зависимости от объема охватываемого нормативного материала выделяют:

а) генеральную (полную) инкорпорацию, в собрание здесь включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта Российской Федерации;

б) частную (частичную), здесь собрания и сборники нормативных актов составляются по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам;

2. По субъектам осуществления различают:

а) официальную инкорпорацию – это подготовка и утверждение соответствующих собраний и сборников актов органами, издавшими их. Официальная инкорпорация осуществляется компетентным, специально уполномоченным государственным органом, является формой или источником официального опубликования нормативных актов, а значит, на текст, помещенный в инкорпорированный сборник, можно ссылаться при рассмотрении вопросов, имеющих юридическое значение;

В зависимости от способа расположения нормативного материала официальная инкорпорация может быть:

Хронологической – это относительно самостоятельный вид официальной инкорпорации, представляющий собой приведение нормативных правовых актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования.

Читайте также:  Укажите основные способы жарки рыбы варка во фритюре припускание основная

Предметной или систематической — представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, т.е. по отраслям права;

б) официозную (полуофициальную) — это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание, и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер;

в) неофициальную – это упорядочение нормативных правовых актов организациями и отдельными лицами по свое инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа. Официальной формой опубликования они не является, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права).

3. Консолидация форма систематизации, путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет сове самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные правовые акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность ее в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации.

4. Кодификация деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, свободного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками:

1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных и других законных полномочий;

2) в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.

3) кодификационный акт является свободным актом, т.к. в нем сводятся воедино нормы, находящиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область;

4) кодификационный акт является основным среди актов, который действует в определенной сфере общественной жизни. Такой акт регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права.

2) нормативно-правовой акт, создаваемый в результате кодификации, рассчитан на длительное регулирование общественных отношений.

Виды кодификации:

1) Всеобщая связана с созданием сводных кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства. Создание Свода законов («Кодекса кодексов»)- наиболее характерный пример такой кодификации;

2) Отраслевая кодификация – вид кодификации, который охватывает нормативный правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права (к примеру, уголовный, семейный кодексы);

3) Специальная кодификация – вид кодификации, когда группируютс нормы определенного правового института либо несколько правовых институтов (Водный, Лесной, Таможенный кодексы РФ).

Формы кодификационных актов:

1) Основы законодательства – кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов;

2) Кодексы – систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определенном порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ, УК РФ, ТК РФ, СК РФ, УИК РФ и т.п.);

3) Уставы – кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определенной сфере управления (например, уставы железных дорог, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.);

4) Положения – кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах и т.д.);

5) Правила – кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения).

Источник

Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ (на примере муниципальных нормативных правовых актов)

Дата публикации: 19.01.2015 2015-01-19

Статья просмотрена: 4276 раз

Библиографическое описание:

Исаев, И. И. Учёт и систематизация нормативных-правовых актов в РФ (на примере муниципальных нормативных правовых актов) / И. И. Исаев, К. А. Бусалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 375-377. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14983/ (дата обращения: 20.11.2021).

В данной статье анализируется процесс учета и систематизации муниципальных нормативно- правовых актов.

Ключевые слова: систематизация нормативно — правовых актов, учёт нормативно- правовых актов.

This paper analyzes the process of recording and organizing municipal regulatory acts.

Keywords:Systematization of normative — legal acts, accounting and regulatory legal acts.

Систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения, это приведение законодательства [8 с.19] в определенную систему.

Читайте также:  Способы распространения наружной рекламы

В научной юридической литературе под систематизацией понимается деятельность, направленная на обработку, упорядочение и приведение нормативно-правовых актов в единую согласованную систему. Ее целью является создание соответствующих условий применения права, установления связи между правотворчеством и правореализационной практикой [9 с. 64]. В научной литературе выделяются следующие виды систематизации нормативно-правовых актов:

Также многие авторы отмечают, что понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности, а именно: учет нормативных актов, их инкорпорация, консолидация и кодификация законодательства [4].

Как разновидность систематизации, учет нормативно-правовых актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии. Учет нормативных правовых актов не изменяет содержания правовых норм, он предусматривает только внешнюю обработку нормативного материала без какой-либо корректировки правового регулирования общественных отношений.

Учет нормативных актов — сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам.

В проекте ФЗ «О нормативных правовых актах в РФ» под учетом нормативных правовых актов понимается сбор, хранение и формирование фонда нормативных правовых актов, создание поисковых систем, обеспечивающих получение достоверной информации о нормативных правовых актах. Учет должен обеспечивать получение государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, общественными объединениями и гражданами достоверных сведений о нормативных правовых актах.

На современном этапе, является актуальной проблема систематизации и учета муниципальных нормативно- правовых актов, принятых в муниципальных образованиях. В этой связи в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации наделены с 1 января 2009 г. полномочиями по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов.

В связи с чем, на федеральном уровне был принято Постановление Правительства РФ «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» от 10 сентября 2008 года № 657», в котором было закреплено создание федерального регистра муниципальных правовых актов, который состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В данном Постановлении был определен федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет ведение и методическое обеспечение регистра — Министерство юстиции РФ. Согласно п. 8 данного Постановления Министерство юстиции РФ Министерство юстиции Российской Федерации обеспечивает:

а) сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

б) ввод информации в регистр;

в) гарантированное хранение информации в регистре;

г) ведение классификаторов, словарей и справочников регистра;

д) ведение информационного портала регистра;

е) предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре;

ж) режим защиты сведений, содержащихся в регистре [3].

Согласно ст. 43.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации [2].

В связи с этим, в субъектах РФ были приняты нормативно- правовые акты, которые бы регулировали отношения по поводу ведения региональных регистров муниципальных нормативно- правовых актов. В настоящее время законы, устанавливающие порядок ведения региональных регистров муниципальных правовых актов, приняты во всех субъектах Российской Федерации.

При этом наблюдается существенное различие в подходах к ведению региональных регистров, в том числе при организации правовой экспертизы муниципальных правовых актов на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству.

Закон Республики Бурятия от 13 октября 2008 г. № 470-IV «Об организации и ведении республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов» действует с 1 января 2009 г.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30 ноября 2009 г. № 446 утверждено Положение о порядке формирования республиканского регистра муниципальных нормативных правовых актов. В соответствии с указанным Положением ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов возложено на Государственно-правовой комитет администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия. Постановлением правительства Республики Бурятия от 28 декабря 2009 г. № 510 утверждено Положение о порядке проведения юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Республике Бурятия. В Республике Мордовия принят Закон республики Мордовия от 30 октября 2008 года № 102- З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия», в частности определен орган, осуществляющий ведение реестра — Государственный комитет Республики Мордовия по делам юстиции.

Читайте также:  Способы снятия физических нагрузок

Деятельность Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции (далее — Госкомюст) по ведению Регистра осуществляется в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19 декабря 2008 г. № 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», Законом Республики Мордовия от 30 октября 2008 г. № 102-З «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия», Положением о Государственном комитете Республики Мордовия по делам юстиции, приказом Госкомюста от 4 марта 2009 г. № 21 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Мордовия».

Несмотря на то, что определен перечень актов, которые необходимо отправлять в муниципальный регистр субъекта, на практике достаточно часто возникает большое количество вопросов, касающегося того, какие документы следует направлять, в связи с тем, что понятие «муниципальный нормативный правовой акт» в федеральном законодательстве отсутствует. На практике отсутствие четких критериев нормативности дезориентирует работников органов местного самоуправления, что влечет направление правовых актов, не подлежащих включению в регистр. Так, в Республике Бурятия в 2012 г. из 10294 актов, направленных органами местного самоуправления для включения в региональный регистр, 1547 актов не подлежали включению в него.

Хотелось бы подчеркнуть, что зачастую на практике возникают сложности, в связи тем, что отдельными главами муниципальных образований деятельность по взаимодействию с уполномоченным органом по ведению Регистра не всегда отвечает требованиям действующего законодательства, в результате чего грубо нарушаются сроки направления МНПА для включения в Регистр. В результате чего высшие должностные лица муниципальных образований привлекаются к административной ответственности по ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергаются административному штрафу [1].

На практике возникают проблемы в связи с тем, что нарушаются сроки предоставления муниципальными органами принятых актов в орган субъекта, уполномоченный на ведение регистра, либо муниципальные нормативно- правовые акты предоставляются не в полном объеме, без надлежащего заверения, часто отсутствуют электронные варианты сведений, направляется значительное количество ненормативных актов [4, с.15].

В заключении хотелось бы отметить, что процесс систематизации и учета нормативно — правовых актов является актуальной на современном этапе и,поэтому, необходимо выстроить эффективное взаимодействие между федеральными, региональными и местными органами власти в сфере формирования информации о нормативно- правовых актов для того, чтобы улучшить жизнь граждан на местах.

1. РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001, № 195-ФЗ // Российская газета, 2001, 31 декабря.

2. ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 6 октября 2003 // Российская газета, 2003, 8 октября.

3. Постановление Правительства РФ О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов: Постановление правительства от 10 сентября 2008 года № 657 // Собрание законодательства РФ, 2008, 22 сентября.

4. Иванова А. Ю. Проблемы ведения регистра муниципальных нормативных актов в едином информационном пространстве // Информационное право, 2012, № 4, C. 13–19

5. О. В. Хышиктуев, Д. Ц. Хобраков. Актуальные проблемы ведения регионального регистра муниципальных нормативных правовых актов // Российская юстиция. -2013. — № 8, с. 9–11

6. Попов. С. О. Юридическая ответственность муниципалитетов в связи с ведением федерального регистра нормативных правовых актов // Практика муниципального управления, № 2, 2011, С. 88–96

7. Мозженко И. И. Проблемы регистрации муниципальных нормативных актов // Бизнес в законе. Экономико- юридический журнал. № 1/11, С.17–19.

8. Худойкина Т. В. Стабильность закона или законодательства? (теоретические и практические аспекты) // Журнал российского права, 2010, № 9, С. 18–28.

9. Худойкина Т. В. Юридическая конфликтология: учебное пособие / Т. В. Худойкина, А. А. Брыжинский; Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Саранск, 2008. 224 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы