Систематическое использование императивного способа общения обеспечивает

Конспект лекций «Типы межличностного общения (императивное, манипулятивное, диалогическое общение)».

Конспект лекций: «Типы межличностного общения (императивное, манипулятивное, диалогическое общение)».

1. Императивное – авторитарная, дилективная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, мыслями. В качестве средств оказания влияния на партнера используются угрозы, приказы, распоряжения, требования.

В ряде сфер деятельности использование императивного общения достаточно эффективно (уставные военные отношения, отношения начальник-подчиненный в экстремальных ситуациях, при работе в чрезвычайных ситуациях).

2. Манипулятивное – форма межличностного взаимодействия, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Манипуляция предполагает стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека, отношение к партнеру.

Ярким представителем манипулятивного общения является Дейл Карнеги.

3. Диалогическое общение – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, целью которого является достижение глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров. Возможно только тогда когда соблюдаются определенные принципы:

· восприятие партнера как равного, имеющего собственное мнение;

· безоценочное восприятие личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям;

· психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное психологическое состояние.

· диалогическое общение должно быть содержательным.

· необходима персонификация общения. Вести разговор нужно только от своего мнения, без ссылок на авторитеты.

9.Коммуникативная сторона общения.

Коммуникативная сторона общения характеризует процесс обмена информации между общающимися индивидами.

Говоря о коммуникации мы имеем в виду обмен различной информацией (идеи, знания, представления, настроения, интересы, чувства и т.д.).

В коммуникативном процессе можно выделить:

ü коммуникатор – тот, кто сообщает (передает) информацию.

ü сообщение – его смысл.

ü канал передачи – устно-письменно, вербально-невербально и т.д.

ü реципиент – тот, кто принимает информацию.

ü результат – эффект с которым передается информация.

Цель информационного обмена – выработка общего смысла, единой точки зрения, согласия по поводу различных ситуации и проблем.

На пути адекватной передачи информации между партнёрами могут стоять коммуникативные барьеры.

Коммуникативный барьер – фактор существенно искажающий информацию или блокирующий ее поступление. Они носят социальный и психологический характер.

3 группы барьеров:

1. Установкавыражает готовность субъектов общения к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении.

§ барьер предвзятости негативные установки.

§ барьер боязни «как — то неловко».

§ барьер неверных стереотипов.

§ фонетический барьерсвязанный с погрешностью в канале передачи информации (невнятная, быстрая речь, слова паразиты).

§ семантический барьерсвязан с отсутствием смыслового поля при общении представителей разных культур и субкультур.

§ стилистический барьер – возникает когда информация формулируется людьми в разном стиле.

§ логический барьервозникает, когда логика рассуждения принятая коммуникатором либо слишком сложна для восприятия партнером, либо противоречит присущей ему манере доказательств.

§ барьеры отношений психологический барьер при котором чувство неприязни к коммуникатору распространяется и на передаваемую им информацию.

§ социокультурные барьеры определяются принадлежностью партнеров по общению к различным социальным группам (политическим, экономическим).

3. Барьеры связанные с индивидуальными особенностями человека

§ барьер отрицательных эмоций(страх, горе, печаль).

§ барьер сильных эмоций (гнев, ярость, восторг).

§ барьер вины и стыда.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Диалогическое общение — это… Характеристика, виды и развитие

В социальной психологии выделяет несколько типов межличностного общения:

2) диалогическое общение.

Читайте также:  Способ оплаты какие есть

– это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям.

Особенности: 1) в данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной;

2) конечная цель общения – принуждение партнера (не завуалирована);

3) в качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования.

– это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.

Особенности: 1) как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека;

2) партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств.

Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения

. Человека, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его (субъект-объектное воздействие).

– это равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению.

Особенности: 1) наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»);

2) использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установка на доверие к его намерениям;

3) восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения)

4) содержания общения должны включать проблемы и нерешенные вопросы (проблематизация содержания общения);

5) следует персонифицировать общение, т.е. вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.

Можно указать ряд сфер и ситуаций медицинской деятельности

, где достаточно эффективно использование императивного общения (В.П. Дуброва). К таким сферам и ситуациям относятся:

– иногда отношения «администрация – врач»;

– работа врача при чрезвычайных обстоятельствах.

Сферой «разрешенной манипуляции» является взаимоотношения между врачом и пациентом при неизлечимых заболеваниях, цель которой активизировать направленность личности на здоровье.

Диалогическое (гуманистическое) общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста, позволяет установить терапевтический яльянс в диаде «врач — пациент» в лечебном процессе.

Императивное общение (подавление)

Такое общение обычно называют авторитарным или автокра­тическим, или даже директивным. По воздействию на партнера, на собеседника оно относится к группе деструктивных видов об­щения. Основной целью императивного (от лат. imperativus

— по­велительный, не допускающий выбора) авторитарного общения является подчинение, когда один из партнеров подчиняет себе другого, контролирует его поведение, действия, мысли, а также принуждает действовать в выгодном для себя направлении.

При таком взаимодействии индивидуальные особенности и личные цели партнера не имеют значения, он рассматривается как безликий человек, средство достижения цели другого, как механизм, который не может самостоятельно работать, поэтому его нужно включать, им нужно управлять. Причем представитель императивного контакта не скрывает своих намерений, принуж­дая другого действовать по принципу: «Я сказал!». Авторитарный тренер обычно предпочитает убеждению принуждение. В качестве средств влияния используются приказы, указы, распоряжения, инструкции, угрозы и предписания. Обычно такой представитель авторитарного стиля демонстрирует дистанцию, соблюдает иерар­хию даже при игровом взаимодействии, противопоставляет себя другим, не считаясь с партнерами, создавая довольно-таки на­пряженную атмосферу общения.

С психологической точки зрения авторитарный стиль взаимо­действия неблагоприятен. Самое слабое место такого стиля обще­ния — нежелание и неумение отмечать успехи других, хвалить и поддерживать, поощрять партнеров. Если подобный лидер ока­зался руководителем групповой дискуссии, то, как правило, ее участники не проявляют инициативу, творчество, чаще всего они пассивны в высказываниях и тем более в принятии решений. При тренинге педагогического общения такой стиль нецелесообразен, так как он является причиной повышенной психологически-стрес- совой нагрузки, вредной для здоровья, провоцирует конфликт­ные ситуации, негативную реакцию и сопротивление, разрушает отношения в группе изнутри.

Читайте также:  Способ метод начисления амортизации объектов основных средств

Тренеру важно помнить, что агрессивное поведение может, быть при­знаком закомплексованности. Некоторые люди вследствие комплексов становятся зажатыми и прячутся в своих раковинах. Другие же реагируют гораздо более открыто и агрессивно. В ходе занятий попытайтесь осто­рожно определить, в чем кроется причина такого поведения. Некоторые могут быть недовольны каким-то новшеством, предлагаемой вами идеей или новым методом работы. По возможности попытайтесь выявить ис­тинную причину проблемы во время обеденного перерыва, т.е. нефор­мального общения.

Манипулирование в межличностном взаимодействии

Профессиональная жизнь людей зачастую напоминает детскую игру по перетягиванию каната. Однако у целого ряда людей эта незатейливая процедура становится тонко рассчитанной психо­логической манипуляцией, инструментом для достижения влас­ти, продвижения по служебной лестнице — и все это для того, чтобы «перетянуть власть на свою сторону».

Что же такое манипуляция? В Оксфордском словаре англий­ского языка манипуляция (manipulation

) в самом общем значении

определена как обращение с объектами со специальным намере­нием, особенной целью, как ручное управление, как движение, производимое руками. В переносном смысле манипуляция опреде­ляется как акт влияния на людей или управления ими или веща­ми с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка. В контексте межличностных отношений термин «манипуляция» стал использоваться лишь в конце XX в. Многие манипуляторы действуют по принципу «Раз­деляй и властвуй». Проблема усугубляется тем, что они не только не могут сохранить собственные отношения с людьми, но и губи­тельно действуют на взаимоотношения других.

Объектом манипулирования, как правило, является межлич­ностное взаимодействие, а предметом — психологические аспек­ты механизмов и технологий влияния. В этом контексте результа­ты манипулирования можно рассматривать в переносном значе­нии, как стремление «прибрать к рукам», «приручить», «заарка­нить», «поймать на крючок» другого, т.е. прослеживается попыт­ка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку. Специалисты по психологии манипулирования выделяют три су­щественных признака психологической манипуляции:

она содержит идею «прибирания к рукам» (кого-то или чего- то);

ее обязательное условие — создание и сохранение иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия;

искусность, мастерство манипулятора в выполнении приемов и техник воздействия.

Особенность манипулирования состоит в том, что манипуля­тор стремится скрыть свои намерения, и то, как они будут истол­кованы, зависит от того, кто попытается понять манипулятивные ходы и действия партнера. В литературе выделяются три позиции, которые занимают люди по отношению к процессу манипуляции.

Большинство людей многократно ис­пользуют эту роль: то, как руководитель, ищущий благосклонно­сти вышестоящего начальства; то, как подчиненный, избегаю­щий ответственности за недоделки в работе; то, как специалист по воспитанию других.

Позиция жертвы манипуляции.

Также весьма распространенная позиция. Практически любой человек может вспомнить ситуации, когда он вскрывал неискренность, «двойную игру» со стороны своих руководителей, коллег, деловых партнеров, когда некор­ректно использовались его естественные потребности человека и появлялись досада, душевная травма, разочарование из-за того, что он попался на чью-то удочку, кому-то излишне доверился, понес моральный или психологический ущерб.

Позиция внешнего наблюдателя.

Человеку, не вовлеченному в манипулятивное взаимодействие, приходится заниматься моде­

лированием и реконструкцией его деталей и характера: интерпре­тировать информацию, домысливать ситуацию за участников, восстанавливать необходимые фрагменты, действия, чтобы вы­брать свой сценарий и схему поведения.

В тренинге педагогического общения любая акция манипули­рования имеет несколько групп признаков, позволяющих выде­лить ее из числа действий, действительно направленных на эф­фективное взаимодействие.

Читайте также:  Основные способы проецирования черчение

В их число входят:

собственно психологическое, суггестивное воздействие на другого человека;

отношение манипулятора к другому человеку как средству достижения своих целей;

стремление получить односторонний выигрыш;

скрытый, закамуфлированный характер самого воздействия и его направленности;

игра на слабостях партнера, изощренная апелляция к ин­стинктивной агрессивности и провоцирование биологически на­пряженных потребностей человека (страха смерти, сексуального влечения, физической боли, телесных повреждений, любви к ближним, неуверенности и низкой самооценки и т.п.);

использование силы, давления, уверенности в себе;

побуждение, мотивационное привнесение;

мастерство в осуществлении манипулятивных действий.

Таким образом, манипуляция — это вид психологического

воздействия, блестящее исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Манипулятивное об­щение сходно с императивным. Манипуляцию и императив объ­единяет стремление добиться контроля над поведением и мыс­лями другого человека. Отличие сохраняется лишь в том, что при манипулятивном общении собеседник не информирует партне­ра о своих истинных целях и намерениях — они скрываются или подменяются другими. Особенно это распространено в деловой коммуникации.

В современных условиях прецеденты нарушения принципа пси­хологической безопасности людей, в том числе и через манипу­лирование, характерны для разных видов деятельности, в том числе и педагогической. Поэтому необходимы общественный резонанс, восстановление системы духовных ценностей, авторитетные экс­пертные заключения профессионалов о дестабилизирующем воз­действии манипуляторов, их некорректных действиях и поведе­нии, а также нужна более широкая пропаганда ярких, харизмати­ческих личностей, добившихся общественного признания за счет своего лидерского потенциала и таланта взаимодействия с други­ми людьми.

Типы межличностного общения

Межличностное общение подразделяется на следующие типы:

    Формальный (контакт масок). Люди прибегают к искусственно транслируемой строгости, вежливости, учтивости, заинтересованности, безразличия, чтобы скрыть свои подлинные эмоции и отношение к партнеру по взаимодействию.
    Оппонент, прибегающий к формальному типу общения, не стремится проанализировать и учесть особенности собеседника.

В условиях социально-ориентированных профессий и наличия обширного списка активных контактов именно формальный тип общения обеспечивает «эмоциональную стабильность», предотвращая перегрузки и выгорание.

  • Примитивный. Оценочное восприятие собеседника с применением ярлыков. Потенциальных партнеров по коммуникации делят на «полезных» и «бесполезных». Люди, выстраивающие взаимодействие в рамках примитивного общения, ориентированы на «полезных» оппонентов, благодаря которым можно достигнуть поставленных целей. Людей из второй группы при этом игнорируют или в грубой форме отказывают в общении. После того, как цель достигнута, «полезные» оппоненты переходят в категорию «бесполезных».
  • Функционально-ролевой. Общение в рамках социальных ролей (продавец — покупатель, заказчик — исполнитель и т.д.). Взаимодействие происходит с учетом регламентированных норм и средств общения. Личность собеседника стоит на втором плане после соц. роли.
  • Деловой. Взаимодействие ориентировано на достижение цели в виде зафиксированной договоренности.
    При этом учитывается как деловой интерес (в большей степени), так и особенности партнера по общению, его характер и эмоциональный фон (в меньшей степени).
  • Духовный. Общение ради самого общения. Чаще всего такое взаимодействие происходит между близкими людьми (родственниками, друзьями, влюбленными). Духовное общение подразумевает высокий уровень взаимопонимания и наличие сформировавшихся представлений о собеседнике (портрета личности).
  • Светский. Взаимодействие в рамках «кодекса», строгое соответствие нормам вежливости и обсуждение только тех тем, которые получили одобрение в светском обществе. Для данного типа общения характерна закрытость и отказ от транслирования альтернативных позиций.
  • Манипулятивный. Взаимодействие, направленное на получение выгоды от оппонента. Человек, придерживающийся манипулятивной стратегии взаимодействия, использует определенные средства (лесть, демонстрация благосклонности, шантаж, обман и т.д.).
  • Источник

    Оцените статью
    Разные способы