- Система заданий при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия называется
- Система заданий при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия называется
- «Компоненты учебной деятельности» по системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова. (статья) статья (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Система заданий при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия называется
Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.
Примером учебной задачи может служить морфосемантический анализ на уроках русского языка. Ребенок должен установить связи между формой и значением слова. Для этого он усваивает общие способы действия со словом: нужно изменить слово; сравнить его с вновь образованным по форме и значению; выявить связь между изменениями формы и значения. Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. В приведенном выше примере операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи — найти корень, приставку, суффикс и окончание в заданных словах. Что делает ученик, зная общий способ решения этих задач? Прежде всего, он изменяет слово так, чтобы получить его вариантные формы (скажем, «лесной» — «лесная», «лесные», «лесному»), сравнивает их значения и выделяет окончание в исходном слове. Затем, изменяя слово, получает родственные (однокоренные) слова, проводит сравнение значений, выделяет корень и другие морфемы: лесн-ая, лесн-ые, лес-н-ои, лес-пик, пере-лес-ок, лес.
Каждая учебная операция должна быть отработана. Программы развивающего обучения часто предусматривают поэтапную отработку по системе П.Я. Гальперина . Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, на конец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ. Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль — за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы — значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание. Последний этап контроля — оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки — насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Последнее особенно трудно для младших школьников. Но и первая задача тоже оказывается нелегкой в этом возрасте, поскольку дети приходят в школу, как правило, с несколько завышенной самооценкой.
Источник
Система заданий при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия называется
151. С помощью профессиограмм, специальной справочной литературы и т.д. решается:
• информационно-справочная задача
152. С точки зрения концепции рационального воспитания, определяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детства и отрочества стал:
• класс
153. С точки зрения психоанализа, основой психического развития служит:
• действие инстинктов
154. Самооценка у большинства дошкольников
• завышенная
155. Сензитивный период развития речи:
• от 1 года до 3 лет
156. Сенсомоторный период заканчивается:
• формированием внутреннего плана действий
157. Система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия, называется:
• учебной задачей
158. Совершенствование зрения и слуха, как правило, заканчивается к:
• трем-четырем месяцам
159. Совместная работа профконсультанта и школьника над единой проблемой осуществляется на этапе
• совместного решения выделенной проблемы
160. Согласно А.В. Петровскому, вторая фаза вхождения ребенка в социальную общность называется:
• индивидуализацией
161. Согласно А.В. Петровскому, первая фаза вхождения ребенка в социальную общность называется:
• адаптацией
162. Согласно А.В. Петровскому, третья фаза вхождения ребенка в социальную общность называется:
• интеграцией
163. Согласно Ж. Пиаже, на второй стадии формирования сенсомоторного интеллекта появляются:
• элементарные навыки
164. Согласно Ж. Пиаже, на первой стадии формирования репрезентативного интеллекта появляются(-ется):
• дооперациональные представления
165. Согласно Ж. Пиаже, на пятой стадии формирования сенсомоторного интеллекта появляются(-ется):
• третичные круговые реакции
Источник
«Компоненты учебной деятельности» по системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова. (статья)
статья (2 класс) на тему
В моей статье описана структура учебной деятельности, состоящая из основных компонентов УД. Главной задачей начальной школы — научить ребёнка учиться, правильно самостоятельно ставить перед собой учебные задачи и успешно их решать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komponenty_ud_statya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Средняя школа № 5 г. Михайловки Волгоградской области»
«Компоненты учебной деятельности»
по системе Д.Б.Эльконина -В.В. Давыдова .
Петрова Валентина Николаевна,
учитель начальных классов.
КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Согласно Д. Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению — она является основным основным содержанием учебной деятельности и определяется строением и уровнем её развития, в которую усвоение включено.
Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получить знания.
Внешняя структура учебной деятельности состоит из таких основных компонентов, как:
- мотивация;
- учебные задачи в определённых ситуациях в различной форме заданий:
- учебные действия:
- контроль, переходящий в самоконтроль;
- оценка, переходящая в самооценку.
Мотивация как первый обязательный компонент учебной деятельности входит в структуру деятельности, может быть внутренней или внешней по отношению к ней, но всегда является внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.
Первый компонент — мотивация. Как уже известно, учебная деятельность полимотивирована. Она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы наиболее адекватные учебным задачам, если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д. Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается и интерес к процессу деятельности — как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребёнок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это тоже мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
У детей, приходящих в 1 класс, целостной структуры учебной деятельности нет. Она формируется в течение нескольких лет.
Некоторые мотивы возникают непосредственно в обучении и связаны с содержанием и формами учебной деятельности (интерес к процессу чтения, рисованию и т. д.).
В учебной деятельности можно выделить много различных мотивов:
- учебно-познавательные мотивы: желание выполнять новые действия, желание узнавать что-то новое, потребность в саморазвитии;
- широкие социальные мотивы: мотив долга, ответственности, мотив хороших успехов, мотив не подвести коллектив;
Учебная мотивация первоклассников бедна, главным образом из-за отсутствия многих социальных мотивов. Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком уровне.
Для того, чтобы у школьника формировалась учебная деятельность, они должны решать постоянно учебные задачи. Суть учебной задачи состоит в том, что при её решении посредством учебных действий школьники первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем используют его при безошибочном подходе к каждой частной задаче. Мысль школьника при этом двигается от общего к частному.
Второй компонент — учебная задача, то есть система заданий, при выполнении которых ребёнок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причём этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи.
Учебные операции ( третий компонент) входят в состав способа действий.
Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.
Основное отличие учебной задачи от всяких других задач, согласно Д. Б. Эльконину, заключается в том, ч то её цель и результат состоят в изменении самого объекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.
Вся учебная задача должна быть представлена как система учебных задач.
Учебная задача — это принятая и осознанная ребёнком цель деятельности учения, что ученик должен освоить. Учебная задача отличается от практической. Практическая задача — это, например: выучить стихотворение, разобрать предложение, решить задачу. Учебная задача связана с тем, для чего нужно выполнить ту или иную практическую задачу. Например: списать и разобрать слово, чтобы указать все его значимые части. Таким образом, при решении практической задачи учащийся как субъект добивается изменения объекта своего действия. Результатом такого решения становится некоторый изменённый объект. При решении учебной задачи учащийся тоже производит своими действиями изменения в объектах или в представлениях о них, однако в данном случае результат — изменение в самом действующем субъекте. Учебная задача может считаться решённой только тогда, когда произошло заранее заданные изменения в субъекте.
Другой компонент учебной деятельности — учебные действия школьников, выполняя которые они осваивают предметный способ действия. Учебные действия — это действия, которые умеют активно производить школьники с учебным материалом и которые позволяют решать учебную задачу; это то, что учение должен сделать, чтобы обнаружить свойство того предмета, который он изучает. По степени обобщённости виды учебных действий бывают общие (сравнение, анализ, классификация, умение планировать свою деятельность) и специфические (связанные с учебным предметом). Так учебная задача даётся в определённой учебной ситуации. Задача возникает как следствие проблемной ситуации в результате её анализа.
Учебная задача решается учениками путём выполнения следующих учебных действий:
- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
- моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме;
- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;
- оценка усвоения общего способа как результата решения данной. контроль выполнения предыдущих действий;
- учебной задачи.
Следующий компонент структуры учебной деятельности — дейс твие контроля . Это соотнесение с образцом, который задаётся извне. Контроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Это определение того, достиг ученик результата или нет. Выделяются контроль по результату ( итоговый); планирующий контроль ( до начала работы); пооперационный контроль ( слежение за ходом действия). По ходу работы ученик может сказать, каким способом он решает. Это более зрелый контроль, позволяющий скорректировать ошибки. Благодаря этому учебному действию происходит окончательное овладение ребёнком усваиваемого способа.
Действия оценки позволяют определить, усвоен или нет общий способ решения данной учебной задачи. Оценка состоит не просто в констатации усвоения или не усвоения учебного материала, а в содержательном, качественном рассмотрении результата усвоения в соответствии с целью. В практике обучения данный компонент выделен особенно ярко.
Показателями сформированности у учащихся действий контроля служат следующие умения:
- перед началом деятельности спланировать её и определить субъективные трудности;
- изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;
- осознанно чередовать развёрнутые и сокращённые формы контроля;
- переходить от с натуральным объектом к работе с его знаково-символическим изображением;
- умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
Выделяют 4 стадии проявления самоконтроля:
- отсутствие самоконтроля. Контроль осуществляет учитель;
- полный самоконтроль; учащийся контролирует насколько полно и правильно он воспроизвёл материал, но при этом замечает не все отдельные ошибки;
- выборочный контроль, где учащийся контролирует только главное. Ошибки исправляет сам, но после того, как их сделал;
- внутренний самоконтроль.
Результатом учебной деятельности является не получение готового продукта, а овладение способами и знаниями, которые в дальнейшем позволят получить какой-нибудь продукт. Главная задача начальной школы — научить ребёнка учиться. Сущность учебной задачи — перестройка всей личности ученика, то есть результатом учебной деятельности является изменения в самом субъекте. Эти изменения происходят в общем развитии личности ребёнка, в умственном развитии в целом, в уровне знаний, умений, навыков, в уровне сформированной самой деятельности.
Постепенно ребёнок учится самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению. У ребёнка формируется самостоятельная учебная деятельность, то есть умение учиться.
Основными психологическими механизмами формирования компонентов учебной деятельности младших школьников являются: освоения действия контроля (самоконтроля) и оценки ( самооценки), которые также выступают проявлением рефлексии и саморегуляции.
Источник