Система заданий при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия это

Система заданий при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия это

151. С помощью профессиограмм, специальной справочной литературы и т.д. решается:
информационно-справочная задача

152. С точки зрения концепции рационального воспитания, определяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детства и отрочества стал:
класс

153. С точки зрения психоанализа, основой психического развития служит:
действие инстинктов

154. Самооценка у большинства дошкольников
завышенная

155. Сензитивный период развития речи:
от 1 года до 3 лет

156. Сенсомоторный период заканчивается:
формированием внутреннего плана действий

157. Система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия, называется:
учебной задачей

158. Совершенствование зрения и слуха, как правило, заканчивается к:
трем-четырем месяцам

159. Совместная работа профконсультанта и школьника над единой проблемой осуществляется на этапе
совместного решения выделенной проблемы

160. Согласно А.В. Петровскому, вторая фаза вхождения ребенка в социальную общность называется:
индивидуализацией

161. Согласно А.В. Петровскому, первая фаза вхождения ребенка в социальную общность называется:
адаптацией

162. Согласно А.В. Петровскому, третья фаза вхождения ребенка в социальную общность называется:
интеграцией

163. Согласно Ж. Пиаже, на второй стадии формирования сенсомоторного интеллекта появляются:
элементарные навыки

164. Согласно Ж. Пиаже, на первой стадии формирования репрезентативного интеллекта появляются(-ется):
дооперациональные представления

165. Согласно Ж. Пиаже, на пятой стадии формирования сенсомоторного интеллекта появляются(-ется):
третичные круговые реакции

Источник

Система заданий при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия это

Второй компонент — учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.

Примером учебной задачи может служить морфосемантический анализ на уроках русского языка. Ребенок должен установить связи между формой и значением слова. Для этого он усваивает общие способы действия со словом: нужно изменить слово; сравнить его с вновь образованным по форме и значению; выявить связь между изменениями формы и значения. Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. В приведенном выше примере операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи — найти корень, приставку, суффикс и окончание в заданных словах. Что делает ученик, зная общий способ решения этих задач? Прежде всего, он изменяет слово так, чтобы получить его вариантные формы (скажем, «лесной» — «лесная», «лесные», «лесному»), сравнивает их значения и выделяет окончание в исходном слове. Затем, изменяя слово, получает родственные (однокоренные) слова, проводит сравнение значений, выделяет корень и другие морфемы: лесн-ая, лесн-ые, лес-н-ои, лес-пик, пере-лес-ок, лес.

Каждая учебная операция должна быть отработана. Программы развивающего обучения часто предусматривают поэтапную отработку по системе П.Я. Гальперина . Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, на конец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ. Четвертый компонент — контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль — за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы — значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание. Последний этап контроля — оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки — насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий — освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Последнее особенно трудно для младших школьников. Но и первая задача тоже оказывается нелегкой в этом возрасте, поскольку дети приходят в школу, как правило, с несколько завышенной самооценкой.

Читайте также:  Ландшафтный дизайн способы оформления

Источник

ВОПРОС 16. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

Учебная деятельность-ведущая деятельность младшего школьника.

Под ведущей деятельностью в детской психологии понимается такая деятельность, в процессе которой происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются главные новообразования возраста (произвольность, рефлексия, самоконтроль, внутренний план действий).

В структуре учебной деятельности выделяют:

1) учебные задачи;

2) учебные действия;

5) мотивы учения

I. Учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Это то, что ученик должен освоить.

Первоначально младшие школьники еще не умеют самостоятельно ставить и решать учебные задачи, поэтому на первых порах обучения эту функцию выполняет учитель.

Выделение учебной задачи может представлять для младших школьников значительные трудности, поэтому в конце каждого урока учитель должен отводить время на то, чтобы проверить, как ученики поняли смысл выполняемых ими конкретных заданий.

Способы обучения школьника самостоятельному выделению учебной задачи: вопросы о том, чему научились на уроке; разъяснение смысла выполнения отдельных упражнений (зачем оно нужно); сравнение заданий разного типа на одно и то же правило; использование приема перспективы (планирование продвижения по темам) и ретроспективы (сравнение новых умений и способностей с тем уровнем, что был раньше).

II. Учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфическиедля каждого учебного предмета иобщие);

Без овладения системой учебных действий ребенок не сможет сознательно освоить материал, поэтому задача учителя – специально и настойчиво формировать систему учебных действий и составляющих их операций.

III. Действия контроля (самоконтроля)— те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи. Это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

Самоконтроль — это сличение, соотнесение учебных действии с образцом, который задается извне.

Наиболее всего распространен контроль по конечному результату (итоговый контроль), хотя принципиально существует еще два эффективных вида самоконтроля:

· пооперационный (пошаговый, текущий) (когда ребенок следит за самим ходом выполнения деятельности или действия и корректирует его качество сразу, сопоставляя с образцом);

· перспективный (планирующий) (корректирование деятельности на несколько операций вперед, сличение предстоящей деятельности и своих возможностей ее выполнения).

IV.Действие оценки (самооценки)— те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи. Определение того, достиг ученик результата или нет.

Самооценка — это оценивание своей деятельности на разных этапах ее осуществления. Самая важная функция самооценки — регулятивная.

Выделяют два вида самооценки:

• ретроспективная — оценка достигнутых результатов своей деятельности («Хорошо или плохо я сделал?»);

• прогностическая — оценка человеком собственных возможностей («Могу я справиться с задачей или нет?).

Чтобы учебная деятельность стала формироваться, должен быть соответствующий мотив, т.е. то, что побуждает ребенка к учению.

Выделяют 3 группы мотивов:

Широкие социальные

· мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем и т.п.;

· мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).

Узколичностные

· мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки);

· престижные мотивы (желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей).

· отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться).

Источник

Краткая характеристика учебной деятельности младших школьников

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения, вследствие чего она и начинает выступать в качестве непосредственной основы его развития.

К моменту поступления в школу ребенок является субъектом разнообразных видов деятельности, и у него формируется потребность в расширении сферы реализации себя как субъекта. Однако у него нет потребности в самоизменении, ни тем более – способности к нему. И то и другое может возникнуть, оформиться и развиться лишь в процессе самого школьного обучения. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему, составляет основное содержание развития школьника в процессе начального образования. Другое дело – реализуется или не реализуется эта возможность: ребенок может участвовать в учебном процессе как субъект только в том случае, если он приобретает способность самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач. А такие возможности определяются теми условиями, которые будут созданы в процессе обучения.

Читайте также:  Рельеф местности способы его изображения

Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности

· Первый компонент – мотивация

Учебная деятельность полимотивирована – она побуждается и направляется разными мотивами.

Если мотивы, движущие уч-ся адекватны учебным задачам, то его учебная работа становится осмысленной и эффективной.

называл такие мотивы учебно–познавательными.

В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности – как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности.

· Второй компонент – учебная задача,

т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий.

Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных заданий, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных детей, и некоторые уч-ся допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее образование предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.

· Третий компонент — учебные действия и операции

Это конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи (для проверки безударной гласной, где бы она не находилась, сначала, надо поставить ударение, найти слабую позицию в слове, далее, работать со словом так, чтобы слабая позиция сильной).

Каждая учебная операция должна быть отработана.

· Четвертый компонент – контроль

Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством учителя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение самоконтролю – важная и сложная педагогическая задача. Научить ребенка контролировать сам процесс своей работы – значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание.

Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки – насколько правильно и качественно выполнено задание, нужна оценка своих действий – усвоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Учительская оценка должна быть содержательной.

Учебная деятельность, имея сложную структуру, проходит длительный путь становления. Ее развитие будет продолжаться на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в начальной школе, специфика учебной деятельности качественно изменяет ребенка, влияет на развитие его высших психических функций, личностных образований, произвольного поведения.

КРАТКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Если в дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях, то в школе вся деятельность по своему характеру является произвольной.

Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу, отделяет ее от всякой другой, идет интенсивное формирование приемов запоминания, от наиболее примитивных (повторение и внимательное длительное рассматривание материала), к более сложным — он переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Мало иметь наглядный учебный материал на уроке, нужно учить ребенка его видеть.

В этом возрасте формируется способность сосредотачивать внимание на мало интересных вещах.

Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер.

Наиболее существенные изменения происходят в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер. Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. Процесс усвоения системы понятий, системы наук не может рассматриваться как дело лишь памяти. От ребенка требуется развитие мыслительных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение). В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций. писал: «осознанность и произвольность входят в сознание через ворота научных понятий».

Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем сторонам психики ребенка. Она способствует развитию не только когнитивной, эмоционально — волевой сферы, но и качественному изменению всех личностных образований младшего школьника.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ № 21.

Методическая тема нашей школы на 2006-2007 учебный год звучит: «Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение обучающихся в школе». Эта тема дала возможность пересмотреть многим учителям школы свои подходы к образовательному процессу. Начальная школа активно включилась в эту работу.

Читайте также:  Искусственное осеменение коров ректоцервикальным способом

Так в 2006 – 2007 учебном году были запланированы лекционно-семинарские занятия по темам:

· Память. Законы памяти, механизмы формирования памяти. Приемы развития памяти младших школьников.

· Внимание и его развитие на уроках и во внеурочной деятельности у детей младшего школьного возраста.

· Мышление. Основные операции мышления. Развитие мышления у младших школьников.

· Речь. Развитие речи в младшем школьном возрасте.

Каждое семинарское занятие сопровождается психолого-педагогической диагностикой уровня развития изучаемой функции. Результаты этой работы позволили своевременно скорректировать учебные планы с целью введения в урок работу, непосредственно нацеленную на развитие ВПФ уч-ся.

В мае 2007 года будут проведены итоговые диагностические исследования, которые помогут выявить динамику развития познавательный процессов у уч-ся младших классов, а также степень активности участия педагогов в данной работе.

Работа по реализации проекта «Содружество» (ППП) школе № 21 г. Раменское опирается на систему принципов:

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ (ППП)

I. ПРИНЦИП ЛИЧНОСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ УЧЕНИКА, те образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.

II. ПРИНЦИП ВЫБОРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ, т. е. ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогами выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

III. ПРИНЦИП МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОСНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, (от греч. meta означающего «стоящее за»)

Познание реальных образовательных объектов приводит ученика к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень. На метапредметном уровне многообразие понятий сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов — категорий, понятий, символов.

IV. ПРИНЦИП ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, т. е. главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из внутренних и внешних образовательных продуктов его учебной деятельности .

Внутренние — развитие способностей, приобретение навыков, найденный оригинальный способ решения, рефлексия суждений, формирование адекватной самооценки и пр.

Внешние — творческие работы, проекты и т. д.

V. ПРИНЦИП СИТУАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

VI. ПРИНЦИП ПЕРВИЧНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ УЧАЩЕГОСЯ. «Открытые» учащимся знания должны опережать изучаемый материал.

VII. ПРИНЦИП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ, т. е. образовательный процесс сопровождается рефлексивным осознанием способов деятельности, обнаружением ее смысловых особенностей, выявлением образовательных приращений ученика и учителя.

— графическое изображение изменений

Личностно — ориентированный относительно ученика подход предполагает обучение как выращивание ученика.

ППП и сопровождение предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания учащихся в школе, позволяющих в полной мере реализовать способности и устремления ученика, стимулировать успешность его деятельности , формировать адекватную самооценку.

За последние годы учителя нашей школы провели ряд семинарских занятий по теме: «Формирование учебной деятельности». Сегодня подробнее мы хотим остановиться на таком важном аспекте учебной деятельности как «Активизация мыслительных процессов младших школьников в процессе обучения».

Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.

Проблема – это всегда знание о незнании, т. е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности. А это значит, что учитель должен не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества.

Задача ученика в данном аспекте — приобретать знания и, путем самовоспитания, совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.

Если целью учителя на уроке является планирование учебной деятельности уч-ся так, чтобы каждая минута урока, «работала» на активизацию мыслительных процессов, то показателем эффективности этой работы будет повышение познавательной активности каждого ребенка.

УРОВНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Источник

Оцените статью
Разные способы