Система способов средств приемов педагогической деятельности

Методы, приемы и средства обучения

Арина Деркач
Методы, приемы и средства обучения

Понятие и сущность метода, приема и правила обучения

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы обучения – это способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения.

Широко распространенными в дидактике являются также понятия «прием обучения» и «правило обучения».

Прием обучения – составная часть или отдельная сторона метода обучения, т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. В одних случаях метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других – как прием, имеющий частное назначение. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом (объяснение, рассказ, беседа, в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения.

Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы определяют своеобразие методов работы преподавателя и учащихся, придают индивидуальный характер их деятельности.

Правило обучения (дидактическое правило) – конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Правило служит описательной, нормативной моделью приема. Система правил для решения определенной задачи – это уже нормативно-описательная модель метода.

Метод обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на цели, содержание, средства педагогического процесса. С их изменением меняются и методы обучения.

На ранних этапах общественного развития передача социального опыта подрастающим поколениям осуществлялась в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Преобладали методы обучения, основанные на подражании. Поступая так же, как взрослые, дети овладевали способами и приемами добывания пищи, получения огня, изготовления одежды и т. д. В основе лежал репродуктивный метод обучения («делай как я»). Это самый древний метод обучения, из которого развились все другие.

С момента организации школ появились словесные методы обучения. Учитель устно передавал готовую информацию детям, которые ее усваивали. С возникновением письменности, а затем и книгопечатания появилась возможность выражать, накапливать и передавать знания в знаковой форме. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам – массовым способом взаимодействия учителя и ученика.

Использовались же книги по-разному. В средневековой школе учащиеся механически заучивали тексты, главным образом религиозного содержания. Так возник догматический, или катехизисный, метод обучения. Более совершенный его вид связан с постановкой вопросов и представлением готовых ответов.

В эпоху великих открытий и изобретений словесные методы постепенно утрачивают значение единственного способа передачи знаний учащимся. В процесс обучения органично входят такие методы, как наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, упражнение, направленные на развитие активности, сознательности, инициативности ребенка. Распространение получают методы наглядного обучения.

На рубеже XIX и XX вв. важное место стал занимать эвристический метод как вариант словесного, который более полно учитывал потребности и интересы ребенка, способствовал развитию его самостоятельности. Методам «книжной» учебы противопоставлялись «естественные» методы, т. е. обучение в ходе непосредственного контакта с действительностью. Интерес вызвала концепция «учение через деятельность» с использованием практических методов обучения. Основное место ней отводилось ручному труду, деятельности различного рода, а также работе учащихся с литературой, в процессе которой у детей формировалась самостоятельность на основе использования собственного опыта. Утвердились частично-поисковые, исследовательские методы.

Однако независимо от роли, которую в разные периоды развития образования отводили тем или иным методам обучения, ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Ни один метод обучения не является универсальным. В учебном процессе следует использовать разнообразные методы обучения.

Средства обучения

Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (дидактическими средствами).

Средства обучения – это источники получения знаний, формирования умений.

Понятие «средства обучения» употребляется в широком и узком смыслах. В узком смысле под средствами обучения понимают учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и пр. В широком смысле под средствами обучения подразумевается все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.

Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

В науке нет строгой классификации средств обучения. Некоторые ученые подразделяют их на средства, которыми пользуется обучающий для эффективного достижения целей образования (наглядные пособия, технические средства, и индивидуальные средства обучаемых (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). В число дидактических средств включаются и такие, с которыми связана как деятельность обучающего, так и обучаемых (спортивное оборудование, кабинеты, компьютеры и т. д.).

Читайте также:  Способы защиты прав автора изобретателя

Часто в качестве основания для классификации дидактических средств используется чувственная модальность. В этом случае дидактические средства подразделяются на:

визуальные (зрительные, к которым относятся таблицы, карты, натуральные объекты и т. п. ;

аудиальные (слуховые) – радио, магнитофоны, музыкальные инструменты и т. п.

аудиовизуальные (зрительно-слуховые) – звуковые фильмы, телевидение и т. п.

Польский дидакт В. Оконь предложил классификацию, в которой средства обучения расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика. Среди них он выделил простые и сложные.

Простые средства:

словесные (учебники и другие тексты);

визуальные (реальные предметы, модели, картины и пр.).

Сложные средства:

механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.);

аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, радио);

аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения в том случае, если используются в тесной связи с остальными компонентами этого процесса.

Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников «Формы, методы и средства развития коммуникативной компетенции дошкольников» «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!» 1. Требования к качеству речи педагога.

«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.

Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ Формы, методы и средства оздоровления детей в ДОУ. 1. Обеспечение здорового ритма жизни. o Обеспечение благоприятного психологического.

Консультация для родителей по развитию речи «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» Консультация для родителей по развитию речи: «Пути, средства, методы и приемы развития словесного творчества дошкольников» В основе словесного.

Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников Форма организации: Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности Введение В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Нетрадиционные приемы и методы проведения артикуляционной гимнастики Упражнения с шариком (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарика и завязана на узел).

Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.

Здоровьесберегающие методы и приемы для дошкольной группы Пискунова Л. Н. воспитатель дошкольной группы Здоровьесберегающие технологии направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.

Источник

Доклад на тему «Методы, приемы и технологии педагогической деятельности»

Технологии, методики, методы

и приемы педагогической техники.

Важным признаком современного урока является его технологичность.

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Лихачев Б.Т.)

По смыслу она схожа с педагогическим менеджментом, который включает в себя: цель-средства-условия-результат. Технология отличается от методики тем, что она может быть воспроизводима с устойчивой результативностью, т.е. с позитивными изменениями в развитии учащихся.

Методика представляет набор рекомендаций по организации и проведению учебного процесса. Технология гарантирует конечность результата и проект учебно-воспитательного процесса. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Личностно-ориентированное развивающее обучение;

Проектные методы обучения;

Исследовательские методы обучения;

Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ);

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

Технология развития «критического мышления»;

Система инновационной оценки «портфолио»;

Технология дистанционного обучения;

Коллективная система обучения (КСО);

Обучение в сотрудничестве (командная групповая работа);

Технология модульного и блочно-модульного обучения;

Лекционно-семинарско-зачетная система обучения;

Метод обучения — система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения. (Лернер И.Я.)

Это система единых действий учителя и ученика. Выбор методов обучения

осуществляется учителем на основе дидактических и методических знаний Ия является делом творческим. Существует несколько классификаций методов обучения по различным основаниям. Одно из них, роль обучающегося в процессе

обучения. Традиционно существуют три метода: пассивные, активные, интерактивные.

Пассивные методы обучения — учащиеся должны усвоить и воспроизвести материал, который передается учителем, источником знаний для одностороннего представления информации. Это: лекции, чтение, опрос, рассказ, объяснение нового материала. (Рис. 1.)

Активные методы обучения — обучающиеся выполняют задания, вступая в диалог с учителем: беседа, интервью. (Рис. 2.)

Интерактивные методы обучения: метод, построенный на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. (Рис. 3.)

УЧЕНИК УЧЕНИК

ПЕДАГОГ УЧЕНИК ПЕДАГОГ УЧЕНИК

УЧЕНИК

ПЕДАГОГ УЧЕНИК

Интерактивные методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве). Деятельность обучаемых носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Читайте также:  Градиент гель лаком простой способ

Для ознакомления с опытом:

Для творческого поиска:

Для активации мыслительной деятельности:

Для проблемного обучения, т.е. решения проблемных задач:

Для обратной связи и контроля:

Для письменных работ:

Использование электронных таблиц, слайд-программ, графических программ;

Работа с тестами для контрольных задач;

Использование электронных учебников, тетрадей и иллюстраций.

Пассивные и активные методы обучения характерны для традиционного урока, интерактивные — для современного.

Гибкую модель и технологичность современного урока обеспечивает использование приемов педагогической техники, которые поддерживают друг друга, складываются в целое, в систему.

Учитель может создать копилку педагогических находок-приемов педагогической техники, и наполнять ее в процессе своей деятельности. Названия приемов педагогической техники носят эвристический характер, как и их содержание. Они способствуют формированию развивающей направленности урока, активизируют мыслительную и рефлексивную деятельность учащихся. Отвечают всем требованиям современного урока и могут успешно осуществлять модификацию традиционного образования.

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧСКОЙ ТЕХНИКИ.

Повышение интереса у учебному материалу. Лови ошибку.

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. Можно даже подсказывать мимикой или интонацией «опасные» места. Это требует внимания и готовности вмешательства, учащихся в процесс обучения.

Ученик получает текст (или разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками — пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учащимися.

Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Здесь есть, где развернуться фантазии учителя. Учащиеся могут получать разборы задач или примеров со смысловыми ошибками; тексты, чертежи, или рисунки.

Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам).

На первом уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки, формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.

В течение прохождения темы в опрос включаются эти правила, понятия, формулировки, формулы и т.д.

3. Повышение интереса к учебному материалу. Привлекательная цель.

Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, в сфере его непосредственных интересов. Выполняя ее, ученик волей-неволей выполняет то учебное действие, которое планирует педагог.

Повышение интереса к учебному материалу. Удивляй.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

Повышение интереса к учебному материалу. Отсроченная отгадка.

В начала урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка в которой (ключ для понимания) будет открыт на уроке при работе над новым материалом.

Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Повышение интереса к учебному материалу. Практичность теории.

Ведение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

Повторение пройденного на уроке.

Самый непродуктивный, утомительный и — увы! Распространенный способ повторения — традиционно-репродуктивный. Когда наблюдается дословное повторение вслед за учителем или книгой.

Мы будем говорить об активном и развивающем повторении: переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания, в следующих функциональных блоках:

Повторяем с контролем;

Повторяем с расширением;

Обсуждаем домашнее задание.

Повторение пройденного на уроке. Повторяем с расширением.

Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

При этом совсем необязательно, чтобы учитель на них отвечал. Пусть некоторые из них останутся как открытые проблемы данной темы.

Этот прием по технологии подобен «Пресс-конференции», но имеет другие цели.

Повторение пройденного на уроке. Обсуждаем домашнее задание.

Учитель вместе с учениками обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

При этом изученный материал еще раз просматривается. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания.

Прием хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания достаточно разнообразны.

9. Повторение пройденного на уроке. Обсуждение выполнения домашнего задания.

Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

Прием особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания, которые обычно дает учитель, достаточно разнообразны. Прием при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания. Сильный учитель не даст манипулировать собой, но всегда учтет мнение учеников.

10.Приемы устного опроса. «Светофор».

«Светофор» — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая.

При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения «светофора» зависит от типа опроса. Они требуют разных видов умственной деятельности:

Опрос по базовым вопросам, которые учащийся ОБЯЗАН знать. Здесь, красный сигнал означает «Я не знаю». Это сигнал тревоги. Зеленый сигнал — «Знаю».

Читайте также:  Основные способы формообразования изделий

Учитель задает творческие вопросы. На них ученик не обязан знать ответ. Зеленый обозначает «Хочу ответить». Красный — «Не хочу ответить». Польза «светофора» в активной позиции ученика.

11.Игровая деятельность. «Да-нетка» или универсальная игра для всех.

Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

Связывать разрозненные факты в единую картину;

Систематизировать уже имеющуюся информацию;

Слушать и слышать соучеников.

Учитель может использовать «Да-нетку» для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, и т.д.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и т.д.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы ученики отвечают только словами «да», «нет», «и, да и нет».

Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается давать ответ установленным жестом. Если дети не смогли или не успели найти ответ, используется прием «Отсроченная отгадка».

Игровая учебная деятельность. Игра в случайность.

Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую, как в телеигре «Что? Где? Когда?» достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно наоборот вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телеигре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик.… Кроме рулетки используются игральные кости, тянут жребий, запускают бумажный самолетик — в кого попадет….

Приемы устного опроса. Опрос по цепочке.

Предлагается развернутый, логический, связный ответ.

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Приемы устного опроса. Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими учениками происходит в то время, как класс занят какой-либо письменной работой. В данном опросе можно использовать, например, лист контроля формул. Это полезно для всех «формулосодержащих» ученых предметов.

Приемы устного опроса. Программируемый опрос.

Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

В устном опросе эту форму обычно не используют. А зря. Хороший шанс получить столкновение мнений. Пусть поспорят.

16.Приемы письменного контроля. Факторологический диктант.

Диктант проводится по базовым вопросам. На парте только чистый лист и ручка, допускается только базовый лист. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости размышлений, должна работать память.

Жесткая форма работы. Затем 2-3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от стрессового состояния.

17.Приемы письменного контроля. Блиц-контрольная.

Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.

Сюда входит проверка владения формулами, расчетами, другими стандартными умениями. По темпу блиц-контрольная сходна с факторологическим диктантом. Включает в себя 7-10 стандартных заданий. Время примерно по минуте на задание.

18. Уровни и виды домашнего задания. Особое задание.

В классе есть ребята, которым вы уделяете особое внимание, например, «олимпийский резерв». Раз особое внимание, то и особое задание.

Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.

Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.

19. Уровни и виды домашнего задания. Творчество работает на будущее.

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов.

Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой. Диапазон творческих заданий высок. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы. Например:

Частушка, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам;

Тематические сборники интересных фактов, примеров, задач;

Сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;

Плакаты — опорные сигналы;

Мнемонические формулировки, стихи и др.

Если учитель работает по этой теме, то за несколько лет накапливается у него бесценное пособие.

20. Уровни и виды домашнего задания. Три уровня домашнего задания.

Учитель одновременно задает домашнее задание 2х или 3х уровней:

Первый уровень задания — ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятным и ПОСИЛЬНЫМ любому ученику, за обучение которого вы беретесь.

Второй уровень задания — ТРЕНИРОВОЧНЫЙ. Его выполняют ученики, которые желают знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это — ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой или похвалой. Диапазон творческих заданий высок.

21. Приемы подачи домашнего задания. Идеальное задание.

Учитель не дает никакого домашнего задания, но функция домашнего работы выполняется.

Учитель предлагает школьникам выполнить домашнюю работу по их современному пониманию.

Это может быть из известных вам видов заданий. Пусть кто-то решит несколько примеров, а кто-то нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.д.

Источник

Оцените статью
Разные способы