Система разработки при открытом способе разработки месторождений

ОТКРЫ́ТАЯ РАЗРАБО́ТКА МЕСТОРОЖДЕ́НИЙ

  • В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 653

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ОТКРЫ́ТАЯ РАЗРАБО́ ТКА МЕСТОРОЖ­Д Е́НИЙ, спо­соб до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­пае­мых, при ко­то­ром про­цес­сы вы­ем­ки осу­ще­ст­в­ля­ют­ся на по­верх­но­сти Зем­ли (в от­кры­тых гор­ных вы­ра­бот­ках – карь­е­рах ). Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­со­кой сте­пенью из­вле­че­ния по­лез­ных ис­ко­пае­мых из недр, воз­мож­но­стью дос­ти­же­ния бoль­шей (по срав­не­нию с шахт­ной до­бы­чей) про­из­водств. мощ­но­сти пред­при­ятия. Гл. тре­бо­ва­ния к О. р. м. – ком­плекс­ное ос­вое­ние всех ре­сур­сов ме­сто­ро­ж­де­ния и ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды. По по­ло­же­нию за­ле­жи по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го от­но­си­тель­но зем­ной по­верх­но­сти раз­ли­ча­ют ме­сто­ро­ж­де­ния по­верх­но­ст­но­го (рас­по­ло­жен­ные на по­верх­но­сти или по­кры­тые не­боль­ши­ми на­но­са­ми), глу­бин­но­го (зна­чи­тель­но ни­же гос­под­ствую­ще­го уров­ня по­верх­но­сти), на­гор­но­го (на воз­вы­шен­но­сти или скло­не го­ры) и на­гор­но-глу­бин­но­го (час­тич­но рас­по­ло­жен­ные на го­ре или гор­ном скло­не) ти­пов. Осн. гор­ные вы­ра­бот­ки О. р. м. – ка­пи­таль­ные тран­шеи, обес­пе­чи­ваю­щие до­ступ к по­лез­но­му ис­ко­пае­мо­му, и раз­рез­ные тран­шеи, под­го­тав­ли­ваю­щие карь­ер­ное по­ле к вскрыш­ным и до­быч­ным ра­бо­там.

    Источник

    Система разработки при открытом способе разработки месторождений

    Наличие искусственных водоемов на приусадебных участках уже давно перестало быть редкостью. К настоящему времени они стали не только красивыми и функциональными, но и.

    Скрытые петли – это фурнитура, которая позволяет сделать зазор между полотном и коробом минимальным, а эксплуатацию двери удобной, долговечной и надежной.

    Если вы новичок в сварке и только начинаете свой путь, то сегодняшний огромный рыночный ассортимент продукции сварочных аппаратов, поначалу может привести в.

    Из одного деревянного бруса сразу несколько досок выпиливаются с помощью многопильных деревообрабатывающих станков. Формы и размеры заготовок задаются заранее. По.

    Долговечность и устойчивость строения зависит от качества и прочности фундамента. Специальные блоки нередко используют для того, чтобы создать надежное основание. Со.

    Натяжной потолок — отличное решение для современного интерьера, имеющее целый ряд преимуществ.

    В сохранности стремятся сохранить свое имущество все люди. Только злые собаки и надежные замки раньше были в распоряжении владельцев частных домов. Дополнительную охрану.

    В современных интерьерах все чаще можно увидеть стеклянные элементы. Это козырьки, душевые кабины, перегородки, двери и другие конструкции.

    Источник

    СИСТЕМЫ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕТОРОЖДЕНИЙ

    КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ ВСКРЫТИЯ

    Способ Сущность Условия применения Эскиз
    Отдельными траншеями Каждый уступ вскрывается независимой траншеей Горизонтальные или пологие месторождения при 2-3 уступах Внешние
    Внутренние
    Групповыми траншеями Группу уступов вскрывают системой зависимых траншей. Разные группы уступов вскрываются независимо друг от друга Для глубоких (до 300-400 м) горизонтальных и пологих залежей при 4-6 уступах
    Общими траншеями Все уступы вскрываются одной общей траншеей Для более глубоких рудных и пластовых месторождений, как для пологих так и крутых
    Парными траншеями Способы I, II, III с двумя траншеями для вскрытия каждого уступа При значительной мощности карьера
    Бестранспортная Без траншей При применении кабель кранов и кабельных экскаваторов
    Подземными горными выработками Вскрытие и котором вскрывающие траншеи заменяются подземными выработками Вскрытие шахтными стволами, штольней
    Комбинированное Вскрытие осуществляется двумя или более способами Комбинации различных способов

    6.3. ПРОВЕДЕНИЕ ТРАНШЕЙ

    Вскрывающие и разрезные транши проводят бестранспортными и транспортными способами.

    Бестранспортные способы наиболее часто применяются при проходке внешних въездных и разрезных траншей по конечному контуру карьера, реже внутри карьера.

    В качестве основного выемочно-погрузочного оборудования используют драглайны, реже мехлопаты.

    Основные схемы бестранспортной проходки траншей драглайном: — тупиковым забоем с расположением породы на обоих бортах (рис. 6.4, а); — тупиковым забоем с расположением породы на одном борту (рис. 6.4, б); — боковым забоем с расположением породы на одном борту (рис. 6.4, в).

    Транспортные схемы проходки траншей реализуются, как правило, торцевым забоем с применением механических лопат в вариантах: — с верхней погрузкой (рис. 6.5, а); — с нижней погрузкой (6.5, б).

    Основным недостатком транспортной схемы с нижней погрузкой в д.ж. вагоны является затраты рабочего времени на обмен вагонов (до 30-40% от продолжительности смены), т.к. они подаются под погрузку по одному. Для обмена вагонов в траншее обустраивают выставочный тупик (рис. 6.5).

    Основным недостаткам верхней погрузки являются: — необходимость применения дорогостоящих экскаваторов с удлиненным выемочным оборудованием и плохой обзор машинистом экскаватора пункта погрузки.

    Более благоприятные условия погрузки создаются при применении автомобильного транспорта.

    Читайте также:  Химический способ очистки соли от песка

    Траншеи больших параметров проходят послойно (рис. 6.5). Число слоев, на которое можно разделить проводимую траншею по её глубине можно определить по формуле

    где hтр – глубина траншеи (высота уступа). м; Нр.max – максимальная высота разгрузки экскаватора, м; hдк – высота думпкара, м; с – допустимый ПБ зазор между открытым днищем ковша и думпкаром, м.

    а б
    в
    Рис. 6.6. Схема послойной проходки траншей: а – вид с верху; б – последовательность выемки слоев; в – верхняя погрузка в слое в ж.д. транспорт.

    (основные понятия, классификации и характеристики систем разработки)

    Под системой открытой разработки месторождения понимается определенный порядок формирования рабочей зоны карьера в пространстве и времени, характеризующийся соразмерным развитием горных работ на уступах, конфигурацией забоев и направлением их продвижения при принятой технологии и средствах механизации работ.

    Рациональная система разработки должна обеспечивать безопасную, экономичную и наиболее полную выемку кондиционных запасов полезного ископаемого при соблюдении мер по охране окружающей среды.

    К элементам системы разработки относятся уступы, фронт работ уступа, фронт работ карьера, рабочая зона карьера, рабочие площадки, транспортные и предохранительные бермы.

    Фронт работ уступа — часть уступов по длине, подготовленная к производству горных работ. Подготовка фронта работ уступа заключается в создании на уступе рабочей площадки необходимой ширины и в подводе транспортных и энергетических коммуникаций для обеспечения работы горного и транспортного оборудования.

    Суммарная протяженность фронтов работ отдельных уступов составляет фронт работ карьера, который подразделяется на вскрышной, измеряемый длиной фронтов работ вскрышных уступов, и добычный, измеряемый длиной фронтов работ добычных уступов.

    Фронта работ уступа и его перемещение в процессе работ должны обеспечить размещение заданного числа вскрышных и добычных забоев.

    Фронт горных работ может быть расположен вдоль длинной или короткой оси карьерного поля, или концентрически (рис. 7.1).

    Фронт работ уступа может перемещаться: — параллельно длинной или короткой оси карьерного поля от одной его границы к другой (однобортовая выемка); — параллельно длинной или короткой оси карьерного поля от центра к флангам (двухбортовая выемка); — радиально от центра выемочного слоя к его границам или от периферийных участков к центру; — по вееру с поворотным пунктом, расположенным на границе карьерного поля или вблизи нее (рис.7.1).

    Скорость подвигания фронта работ зависит от мощности оборудования, мощности залежи, производительности карьера и других факторов. Изменяется в пределах 30÷250 м/год, обычно — 40÷140 м/год.

    Рабочая зона карьера — это зона, в которой осуществляются вскрышные и добычные работы. Она характеризуется совокупностью вскрышных и добычных уступов, одновременно находящихся в работе.

    Число вскрышных, добычных и горно-подготовительных забоев в рабочей зоне должно обеспечивать выполнение планов работ по вскрышним и добычным работам.

    Для нормальной работы карьера необходимо иметь достаточное количество вскрытых, подготовленных к зачистке и готовых к выемке запасов. Это обеспечивается тем, что вскрышные работы всегда опережают добычные.

    Принимается примерно следующее соотношение вскрытых, подготовленных и готовых запасов полезного ископаемого: 1 : 0,5 : 0,25.

    При разработке наклонных и крутопадающих залежей рабочая зона перемещается как в горизонтальном, так и вертикальном направлениях, т.е. осуществляется углубка карьера

    7.1. КЛАССИФИКАЦИИ СИСТЕМ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ

    В настоящее время имеется несколько классификаций.

    Классификация проф. Е. Ф. Шешко. Основной признак этой классификации — способ перемещения пустых пород. ПО этому признаку все системы разделяются на три основные группы: бестранспортные, транспортные и комбинированные. Каждая группа, в свою очередь, подразделяется: — бестранспортные — на три системы по способу перемещения пустых пород во внутренние отвалы (с непосредственной перевалкой экскаваторами, с кратной перевалкой экскаваторами, с перевалкой отвалообразователями); -транспортные — на три системы по направлению перевозки пустых пород транспортными средствами (с перевозкой во внутренние отвалы, с перевозкой на внешние отвалы, с частичной перевозкой во внутренние и частично на внешние отвалы); — комбинированные — на две системы по преобладанию способа перевалки или перевозки пустых пород (с преобладанием перевалки во внутренние отвалы, с преобладанием перевозки во внутренние или на внешние отвалы).

    Классификация акад. Н. В. Мельникова. Определяющий классификационный признак тот же, что и в предыдущей Классификации. По этому признаку все системы разделены на пять основных групп: бестранспортные; транспортно-отвальные (в нее входят системы с перемещением пустых пород во внутренние отвалы посредством консольных отвалообразователей и транспортно-отвальных мостов); специальные (в нее входят системы с перевалкой пустых пород кабель-кранами, башенными экскаваторами или с удалением пород средствами гидромеханизации или колесными скреперами); транспортные и комбинированные.

    Читайте также:  Кохлеарная имплантация как способ реабилитации глухих людей

    Классификация акад. В. В. Ржевского. Основана на нескольких классификационных признаках, к которым относятся: — изменение рабочей зоны в процессе отработки месторождения; — вид фронта работ; — направление выемки вскрыши и добычи полезного ископаемого в плане и в профиле; взаиморасположение рабочей зоны и отвалов. По этим признакам все системы разделены на две группы: Г (для горизонтальных или пологих залежей) и К (для крутых или наклонных), которые в свою очередь подразделяются каждая на четыре системы (продольные и поперечные однобортные или двубортные; веерные центральные или рассредоточенные; кольцевые центральные или периферийные). В определение системы включаются также данные об угле наклона слоя выемки, вертикальное перемещение фронта (углубочные и безуглубочные), а также, внешнее или внутреннее расположение отвалов.

    Известны также классификация проф. А. И. Арсентьева, проф. М. Г. Новожилова и другие.

    Для более детального рассмотрения основных систем разработки принимаем несколько упрощенную классификацию по способу перемещения вскрышных пород в отвалы (табл. 7.1).

    Классификация систем разработки по Е.Ф.Шешко

    Класс Группа Характерные признаки
    I. Бестранспортные А. Простая Экскаваторы выполняют все операции по разработке: выем­ку, перевалку пустой породы во внутренние отвалы
    Б. С кратной перевалкой
    II. Транспортно-отвальные A. С применением консольных отвалообразователей Выемочно-погрузочные работы производятся многочерпаковыми экскаваторами; удаление пустых пород во внутренние отвалы — консольными от-валообразователями, или транспортно-отвальными мостами, или башенными экскаваторами
    Б. С применением транспортно-отвальных мостов
    B. С применением башенных экскаваторов
    III. Специальные Системы с перевалкой пустых пород кабель-кранами, башенными экскаваторами или с удалением пород средствами гидромеханизации или колесными скреперами
    IV. Транспортные A. С перевозкой породы во внутренние отвалы Все погрузочные работы производятся экскаваторами, а транспортирование — локомотивами или средствами безрельсового транспорта во внешние. или во внутренние отвалы
    Б. С перевозкой породы на внешние отвалы
    B. С перевозкой породы на внешние и во внутренние отвалы
    V. Комбинированные А. С сочетанием I и III классов Толщу вскрышных пород делят по вертикали на две зоны. Верхнюю разрабатывают экскаваторами с погрузкой породы в думпкары или автомашины, с транспортированием на внешние отвалы. Породы нижней зоны переваливают непосредственно в отвал вскрышными экскаваторами, транспортно-отвальными мостами или консольными отвалообразователями
    Б. С сочетанием II и III классов

    Графическое изображение наиболее распространенных систем разработки по классификации В.Н.Мельникова приведены на рис 7.2.

    7.2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ СИСТЕМ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ

    Бестранспортные системы. Системы наиболее просты в организационном отношении и экономичны. При этих системах экскавация вскрышных пород, перемещение их в выработанное пространство и размещение в отвале выполняются вскрышными экскаваторами типа прямая механическая лопата (ЭВГ) или драглайн, имеющими значительный радиус разгрузки.

    Если мощность вскрыши значительна, а параметры вскрышного экскаватора недостаточны для размещения всего объема пустых пород в выработанном пространстве, применяют систему с кратной перевалкой пород (рис. 7.2, I-Б), позволяющую увеличить высоту вскрышного уступа до 40 м.

    Вскрышной экскаватор укладывает весь объем пустых пород во внутренние отвалы; отвальный экскаватор, расположенный на спланированной площадке отвала, вторично переваливает часть вскрышных пород на ранее перемещенные в отвал породы. Отношение объема породы, переваливаемой отвальным экскаватором, к объему породы, уложенной во внутренние отвалы вскрышным экскаватором, называют коэффициентом переэкскавации.

    Система экскаватор — карьер — вариант бестранспортной системы, когда вскрышные и добычные работы попеременно производит один экскаватор. Обычно эту систему применяют при разработке россыпных месторождений.

    Основные преимущества бестранспортных систем: высокая экономичность (низкая себестоимость руды, так как расходы по удалению пустых пород меньше, чем при других системах), простота производства и организации работ, особенно при варианте «экскаватор — карьер».

    Недостаток — невозможность создания значительного количества вскрытых запасов полезного ископаемого ввиду зависимости работы добычного и вскрышного экскаваторов.

    Транспортно-отвальные системы. В районах с благоприятным климатом при мягких породах вскрыши и спокойном залегании пласта, когда мощность вскрышных пород достигает 40 м и более, успешно применяют транспортно-отвальную разработку, при которой вскрышные породы перемещаются в отвал по кратчайшему пути. Транспортно-отвальные системы разработки подразделяют на системы с консольными отвалообразователями (на гусеничном или железнодорожном ходу), с транспортно-отвальными мостами и с башенными экскаваторами.

    При транспортно-отвальных системах на вскрышных работах используют роторные или цепные многоковшовые экскаваторы, реже прямые механические лопаты. На добычных работах применяют также многоковшовые и одноковшовые экскаваторы.

    Читайте также:  Пассивный способ защиты информации это

    Транспортно-отвальная система с применением консольных отвалообразователей (рис. 7.2, II-A) позволяет разрабатывать месторождения при мощности покрывающих пород до 40—50 м.

    При системе с транспортно-отвальным мостом (рис. 7.2, II-Б) принцип разработки тот же, что и при применении консольного отвалообразователя, но с видоизменениями, обусловленными конструктивным отличием транспортно-отвального моста.

    Он состоит из следующих частей: несущей конструкции; металлической фермы 1 значительной длины; транспортирующего устройства — ленточных конвейеров 2; самоходных опорных конструкций — забойной 3 и отвальной 4; силового оборудования; аппаратуры управления и защитных устройств. Погрузку на мост осуществляют работающие в сочетании с ним многоковшовые экскаваторы 5, которые часто встроены в конструкцию моста и во время работы передвигаются вместе с ним по рельсовым путям. Некоторые модели достигают длины свыше 500 м. Длина пролета у современных конструкций (расстояние между опорами) достигает 250 м. Опоры имеют такую высоту, что под мостовой фермой свободно размещается добычное оборудование 6. Конструкция мостовой фермы позволяет изменять в определенных пределах высоту установки и расстояния между опорами.

    Горизонтальные размеры транспортно-отвального моста позволяют создавать значительно большие запасы подготовленных к выемке руд, а конструктивные особенности — разрабатывать месторождения с мощностью покрывающих пород до 60 м и отрабатывать рудный пласт двумя — четырьмя уступами. Эти преимущества обеспечили широкое применение транспортно-отвальных мостов.

    Система с башенными экскаваторами применима при разработке пластовых месторождений, залегающих в мягких породах. Один и тот же экскаватор может быть использован как на вскрыше, так и на добыче. При этом экскаватор не только транспортирует породу или руду, но и добывает ее. Пустые породы складируют в сторону опорной башни и направляют в выработанное пространство.

    Полезное ископаемое транспортируют к машинной башне и разгружают в специальный бункер.

    Башенные экскаваторы и кабельные краны на открытых разработках рудных месторождений применяют редко из-за чрезвычайно ограниченной области применения; кроме того, способ неблагоприятен для механизации погрузки, а производительность кабельных кранов небольшая, с увеличением глубины разработки резко уменьшающаяся.

    Транспортные системы. Отличительная особенность систем заключается в том, что пустые породы перемещают в отвалы колесным или конвейерным транспортом. Они получили наибольшее распространение при разработке месторождений с самыми разнообразными горно-геологическими условиями залегания. Их применяют при разработке рудных месторождений неправильной формы, наклонных или крутопадающих пластов, когда горные работы развиваются вглубь и невозможно размещать отвалы внутри карьера.

    При наклонных и крутопадающих пластах и мощных залежах применяют системы с перевозкой породы на внешние отвалы.

    Вскрышные и добычные работы могут производиться одновременно на двух, трех, четырех и более горизонтах. Пустые породы и руду вывозят на думпкарах.

    Транспортные системы разработки развиваются на основе применения мощных экскаваторов, увеличения грузоподъемности вагона и автосамосвалов и параметров системы разработки (высоты уступов, ширины заходок), широкого использования конвейерного транспорта.

    Комбинированные системы разработки. На современных карьерах наиболее распространены комбинированные системы разработки, которые представляют собой сочетание транспортных систем с бестранспортными и транспортных с транспортно-отвальными. Применяют их в том случае, если горизонтальное или пологозалегающее месторождение покрывают мощные наносы, которые из-за недостаточных размеров экскаваторов или транспортно-отвального оборудования невозможно полностью удалить по одной системе. Примерная схема применения комбинированной системы следующая. Вскрышные породы разделяют по вертикали на два слоя. Верхний слой разрабатывают по транспортной системе, а нижний — по бестранспортной или транспортно-отвальной системе.

    Углубочные системы разработки – класс систем в классификациях В.В. Ржевского, А.И. Арсентьева характерной особенностью которых является перемещение фронта очистных работ по горизонтали и перемещение дна карьера по вертикали – углубка карьера. Возникают при отработке наклонных и крутопадающих залежей.

    Скорость перемещения рабочего уступа в горизонтальном направлении

    где Lбл – длина экскаваторного блока, м; Q месячная производительность экскаватора, м 3 /месс.

    Годовое понижение горных работ

    , м/год

    где δ – уголнаправления углубки карьера, град.; знак «плюс» принимается при совпадении направления скорости vу и горизонтальной проекции истинной скорости углубки под углом δ; знак «минус» принимается при противоположных направлениях.

    Скорость понижения добычных работ

    , м/год

    где αз –угол падения залежи, град; знак «плюс» берется при работе от лежачего бока к висячему; знак «минус» при противоположном движении.

    Существуют углубочные системы разработки продольными и поперечными заходками (рис. 7.3).

    Наиболее распространены системы разработки продольными заходками, ориентированными субпараллельно простиранию залежи, и параллельно длиной стороне карьера. Системы разработки продольными заходками наиболее удачно сочетается с железнодорожным, а поперечные — с автомобильном транспорте.

    Источник

    Оцените статью
    Разные способы