- Бухгалтерские счета
- Сфера применения
- Структура
- Забалансовые счета
- Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета
- Таблица счетов бухучета
- Метод двойной записи в бухгалтерском учете
- Двойная запись как элемент метода бухучета
- Примеры
- Двойная запись в простых проводках
- Двойная запись в сложных проводках
- История возникновения метода
- Бухгалтерские счета
- Структура бухгалтерского счета
- Счета бухгалтерского учета и действующее законодательство
- Классификация бухгалтерских счетов
- Классификация бухгалтерских счетов по строению
- Активные бухгалтерские счета
- Пассивные бухгалтерские счета
- Активно-пассивные бухгалтерские счета
- Классификация бухгалтерских счетов по экономическому содержанию
- Классификация бухгалтерских счетов по назначению
- Балансовые и Забалансовые бухгалтерские счета
- Балансовые счета
- Забалансовые счета
- Бухгалтерские счета и Оборотно-сальдовая ведомость
- Баланс и бухгалтерские счета
Бухгалтерские счета
Счета бухгалтерского учёта – это эффективный инструмент, позволяющий регистрировать собранную и обобщенную информацию о состоянии имущества (капитала, обязательствах) в денежном эквиваленте. План счетов бухучёта и Инструкция по его применению утверждены Министерством финансов РФ в приказе 94н от 31.10.2000г (последняя редакция – 8 ноября 2010 года).
Сфера применения
План счетов бухгалтерского учёта представляет собой список, систематизированный на основе экономического содержания каждой входящей в его состав позиции. Действующий перечень является обязательной основой для составления рабочего плана счетов всех организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и ведущих учёт по методу двойной записи. Исключение – банки и государственные учреждения.
Метод двойной записи – система регистрации, подразумевающая одновременное отражение операции на двух счетах: изъятие (кредит) некоторой суммы денежных средств с одного и поступление (дебет) этой же суммы на другой счёт.
Структура
План счетов характеризуется строгой структурной иерархией, в основу которой положены:
- синтетические счета – предназначены для учета обобщенных сведений об операциях, видах имущества, обязательствах;
- субсчета – используются для получения детализированных данных.
Субсчета могут быть объединены или исключены из рабочего плана счетов организации. Специалистами предприятия могут быть введены дополнительные субсчета. При этом изменение наименований и назначений синтетических счетов недопустимо.
Исходя из деления бухгалтерского баланса на актив и пассив, выделяют следующие виды счетов:
- активные – учёт движения средств, имеющихся в распоряжении предприятия;
- пассивные – учёт источников средств, отображающий информацию о прибыли, видах капитала, обязательствах организации;
- активно-пассивные – совокупный учёт имущества и источников его формирования.
Забалансовые счета
Забалансовые счета относятся к категории вспомогательных. Они используются в тех случаях, когда бухгалтеру требуется систематизировать сведения, не хранящиеся на балансе предприятия. На этих счетах фиксируется информация о движении имущества, не принадлежащего организации, но временно находящегося в ее пользовании, или активов предприятия, списанных в расходы.
Важно: данные забалансовых счетов не отражаются в финансовой отчетности.
Планом счетов предусмотрено 12 забалансовых счетов:
- 001 — арендованные основные средства (ОС);
- 002 — товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение;
- 003 — материалы, принятые в переработку;
- 004 — товары, принятые на комиссию;
- 005 — оборудование, принятое для монтажа;
- 006 — бланки строгой отчетности;
- 007 — списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов;
- 008 — обеспечения обязательств и платежей полученные;
- 009 — обеспечения обязательств и платежей выданные;
- 010 — износ ОС;
- 011 — ОС, сданные в аренду;
- 012 — земельные угодья.
Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета
Инструкция помогает упростить и систематизировать работу с Планом счетов. Ее использование позволяет:
- получить базовые сведения о методологических принципах бухучета;
- ознакомиться с краткой характеристикой синтетических и субсчетов;
- разобраться в порядке учета типовых операций.
Оформление рабочего плана счетов организации в соответствии с положениями Инструкции дает возможность организовать единый стандартизированный подход к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
Таблица счетов бухучета
Ниже приведена таблица с утвержденным перечнем счетов бухгалтерского учета. Каждая позиция содержит ссылку на страницу со справочной информацией, предоставляющей ответы на наиболее распространенные вопросы и позволяющей детально изучить специфику работы с конкретным счётом.
Счет бухучета | Наименование счета |
---|---|
01. | Основные средства |
02. | Амортизация основных средств |
03. | Доходные вложения в материальные ценности |
04. | Нематериальные активы |
05. | Амортизация нематериальных активов |
07. | Оборудование к установке |
08. | Вложения во внеоборотные активы |
09. | Отложенные налоговые активы |
10. | Материалы |
11. | Животные на выращивании и откорме |
14. | Резервы под снижение стоимости материальных ценностей |
15. | Заготовление и приобретение материальных ценностей |
16. | Отклонение в стоимости материальных ценностей |
19. | Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
20. | Основное производство |
21. | Полуфабрикаты собственного производства |
23. | Вспомогательные производства |
25. | Общепроизводственные расходы |
26. | Общехозяйственные расходы |
28. | Брак в производстве |
29. | Обслуживающие производства и хозяйства |
40. | Выпуск продукции (работ, услуг) |
41. | Товары |
42. | Торговая наценка |
43. | Готовая продукция |
44. | Расходы на продажу |
45. | Товары отгруженные |
46. | Выполненные этапы по незавершенным работам |
50. | Касса |
51. | Расчетные счета |
52. | Валютные счета |
55. | Специальные счета в банках |
57. | Переводы в пути |
58. | Финансовые вложения |
59. | Резервы под обесценение финансовых вложений |
60. | Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
62. | Расчеты с покупателями и заказчиками |
63. | Резервы по сомнительным долгам |
66. | Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
67. | Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
68. | Расчеты по налогам и сборам |
69. | Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
70. | Расчеты с персоналом по оплате труда |
71. | Расчеты с подотчетными лицами |
73. | Расчеты с персоналом по прочим операциям |
75. | Расчеты с учредителями |
76. | Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
77. | Отложенные налоговые обязательства |
79. | Внутрихозяйственные расчеты |
80. | Уставный капитал |
81. | Собственные акции (доли) |
82. | Резервный капитал |
83. | Добавочный капитал |
84. | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
86. | Целевое финансирование |
90. | Продажи |
91. | Прочие доходы и расходы |
94. | Недостачи и потери от порчи ценностей |
96. | Резервы предстоящих расходов |
97. | Расходы будущих периодов |
98. | Доходы будущих периодов |
99. | Прибыли и убытки |
Скачать таблицу с планом счетов бухгалтерского учета можно здесь.
Источник
Метод двойной записи в бухгалтерском учете
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Сущность любого хозяйственного события состоит в двойственности и взаимности: поставщик товара отправляет его покупателю, выдача денег из кассы сопровождается получением, а списание ТМЦ на производство означает уменьшение количества и стоимости активов при увеличении производственных затрат. Выражением указанных свойств хозяйственных операций в БУ является двойная запись. Этот метод непосредственно связан с другими элементами методологии учета, используемыми в бухгалтерском учете.
Должна ли кредитная организация вести бухгалтерский учет имущества, банковских и хозяйственных операций путем двойной записи?
Двойная запись как элемент метода бухучета
Метод двойной записи сам по себе является частью метода бухгалтерского учета – приемов, использование которых позволяет собирать и систематизировать хозяйственную информацию, вести учет, составлять отчетность. Двойная запись всегда рассматривается в совокупности со счетами и балансом.
Когда появилось ведение бухгалтерского учета по методу двойной записи?
Смысл двойной записи состоит в следующем: любая хозяйственная операция записывается на счетах БУ дважды: по дебету одного счета и по кредиту другого. На основе такой двойной бухгалтерии формируется общий баланс компании. В любое время балансовое равенство должно соблюдаться.
Двойная запись позволяет отслеживать своевременное внесение информации в регистры БУ, ее достоверность, полноту. Использование двойной записи и бухгалтерских счетов закреплено в ФЗ-402 от 6/12/11 г. «О бухучете», ст. 10-3.
Кстати говоря! Требование о достоверности данных бухучета содержится в ст. 13 ФЗ-402.
Двойной записью счета связываются друг с другом. В зависимости от типа счета (активный, пассивный, активно-пассивный) движение по дебету и кредиту может отражать рост либо уменьшение средств и источников фирмы.
Связь счетов через двойную запись именуют корреспонденцией счетов, оформление ее на счетах, т.е. одновременная запись по дебету и кредиту с обозначением суммы операции – проводкой.
Счета поименованы в плане счетов – документе, регламентирующем работу с ними (пр. Минфина №94н от 31/10/2000 г.).
В зависимости от формы БУ проводка в учетных регистрах отражается:
- дважды в разных регистрах по дебету и кредиту – при мемориально-ордерной форме (разобщенная запись);
- в регистре записывается операция один раз по дебету и по кредиту корреспондирующих счетов – при журнально-ордерной форме (совмещенная запись).
В ходе двойной записи встречаются два вида проводок: простая и сложная. Простая проводка включает два счёта. Один из них дебетуется, другой кредитуется. Сложная проводка включает более двух счетов и может быть 2-х видов:
- один счет дебетуется, 2 или более счетов кредитуются;
- один счет кредитуется, 2 или более счетов дебетуются.
В первом варианте проводки сумма по дебету одного счета равна общей сумме по кредиту счетов, во втором сумма по кредиту одного счета равна суммарно дебету.
Не участвуют в двойной записи забалансовые счета, имеющие вспомогательные функции.
При применении двойной записи могут возникать ошибки: неверно указан счет либо неверно отражена сумма. Их исправляют тремя способами:
- Дополнительной записью, если по счетам отражена одна и та же, но меньшая сумма. Недостающую сумму допроводят.
- «Красным сторно», если на двух счетах отражена одна и та же ошибочно увеличенная сумма операции. Сумму вместе с корреспондирующей записью повторяют чернилами красного цвета: она убирается, сторнируется. Далее пишут верную сумму и проводку.
- Корректурный способ. Применяется если на Дт одного счета и Кт другого попали разные суммы: одна из них ошибочная, а другая верная. Ошибку зачеркивают ровной чертой, чтобы она была видна, вписывают рядом правильную сумму. Исполнитель ставит дату, пишет пометку об исправлении и расписывается.
Примеры
Поясним сказанное, используя стандартные проводки.
Двойная запись в простых проводках
- Дт 50 Кт 51 — 311 000 руб. — с расчетного счета в кассу оприходованы деньги. 50 и 51 — это активные счета. Двойная запись отражает одновременное уменьшение средств на расчетном счете и оприходование их в кассу.
- Дт 41 Кт 60 — 55000 руб. — приобретены товары. Одновременно увеличивается товарная масса по активному счету 41 и возникает задолженность поставщикам за этот товар по активно-пассивному счету 60.
- Дт 20 Кт 10 — 15000 руб. — отпущены ТМЦ в производство. Одновременно фиксируется расход по Кт активного 10 счета и увеличение производственных расходов по Дт активного счета «Основное производство» (20).
Двойная запись в сложных проводках
Пусть на расчетный счет поступила оплата покупателей 62000 руб., от прочих дебиторов — 8000 руб. Проводка: Дт 51 Кт 62,76 — 70000 руб. — на расчетный счет поступили деньги от покупателей и прочих дебиторов. Здесь Дт 51 и общая сумма по кредиту 62, 76 совпадают.
Другая ситуация. ТМЦ со склада на 50000 руб. отпущены: в основное производство на сумму 30000 руб. и вспомогательное производство – 20000 руб. Проводка: Дт 20,23 Кт 10 — 50000 руб.
Здесь расход материалов по Кт 10 и общая сумма дебета 20, 23 совпадают.
История возникновения метода
Традиционно «отцом» двойной записи считается Лука Пачоли, итальянский монах и математик, однако такое утверждение верно лишь отчасти. Двойная запись использовалась еще древними инками в узелковой письменности кипу, получила распространение в Корее 11-12 веков. В Европе двойную запись применяли купцы, банкиры, торговцы Флоренции, Любека Генуи, Венеции в 13-15 веке.
Л. Пачоли в 1494 году представил книгу «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». Отдельная глава в ней «Трактат о счетах и записях» посвящалась двойной бухгалтерии (двойной записи) и систематическому изложению метода.
Он описывался применительно к деятельности торгового предприятия, однако с помощью «Трактата» была доказана возможность применения в любом хозяйстве, построения оптимальной структуры рабочих счетов и книг.
Двойная запись начала распространяться, кроме Италии, в иных государствах, попутно модифицируясь, впитывая в себя новые идеи и приемы ведения учета.
Источник
Бухгалтерские счета
Бухгалтерские счета – это счета, на которых ведется бухгалтерский учет всех хозяйственных операций организации с помощью использования метода двойной записи.
Структура бухгалтерского счета
Счета бухгалтерского учета являются методом группировки отражения операций, пассива и актива.
Для каждого вида имущества, обязательства и операции открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют каждой статье баланса. Например 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 99 «Прибыль и убытки», 80 «Уставный капитал» и др.
Каждый счет представляет собой двустороннюю таблицу. Левая сторона счета – дебет (от латинского «должен»), правая сторона – кредит (от латинского «верит»). Таким образом, на бухгалтерских счетах отражаются:
Дебетовый оборот. Он является суммой всех операций, которые отражаются в соответствующей части счета без начального сальдо.
Кредитовый оборот. Он представляет, соответственно, сумму операций, отраженных в кредите счета без начального остатка.
Сальдо на начало и конец периода. При этом сальдо на конец периода определяется по информации об исходном остатке и кредитовом и дебетовом оборотах.
Отметим, что для одних бухгалтерских счетов дебет означает увеличение, кредит – уменьшение. Для других бухгалтерских счетов наоборот, дебет – уменьшение, а кредит – увеличение.
Счета бухгалтерского учета и действующее законодательство
План счетов бухгалтерского учета, применяемых в РФ, утвержден Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н и обязателен к применению всеми организациями, кроме кредитных и бюджетных учреждений. Он используется в компаниях любой формы собственности, использующих метод двойной записи.
План счетов разработан в соответствии с экономической классификацией счетов. В нем приводятся названия и коды статей первого и второго порядка.
План счетов бухгалтерского учета содержит 8 разделов:
Отдельным разделом выделяют забалансовые счета.
Отметим, что указанным Приказом Минфина утверждены как сам План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, так и Инструкция по его применению. Это означает, что в Приказе Минфина от 31.10.2000 № 94н можно найти перечень самих бухгалтерских счетов, расшифровку к ним и список корреспондирующих счетов. На основе утвержденного Минфином Плана счетов организация разрабатывает свой рабочий План счетов, являющийся частью Учетной политики организации в целях бухгалтерского учета. При этом в рабочем Плане счетов организация может уточнять содержание приведенных в Приказе Минфина субсчетов бухучета, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Классификация бухгалтерских счетов
Бухгалтерские счета классифицируют:
По экономическому содержанию;
Классификация бухгалтерских счетов по строению
Бухгалтерские счета по строению подразделяются на:
Активные бухгалтерские счета
Активный счет, как следует из его названия, — это бухгалтерский счет, который предназначен для учета активов организации. Увеличение объекта на активном счете отражается по дебету счета, а уменьшение –по кредиту счета. Например, поступление материалов в организацию учитывается по дебету активного счета 10 «Материалы». А списание денежных средств с расчетного счета отражается по кредиту активного счета 51 «Расчетные счета». Сальдо (остаток) на активных бухгалтерских четах может являться только дебетовым.
Пассивные бухгалтерские счета
Для учета пассивов организации (капитала, резервов и обязательств) предусмотрены пассивные счета. Увеличение обязательств на пассивном счете отражается по кредиту счета, а уменьшение показывается по дебету счета. Например, создание резервного капитала отражается по кредиту пассивного счета 82 «Резервный капитал», а уменьшение уставного капитала показывается по дебету пассивного счета 80 «Уставный капитал». Сальдо в этом случае только кредитовое.
Активно-пассивные бухгалтерские счета
Необходимо иметь в виду, что ряд бухгалтерских счетов не относится однозначно ни к активным, ни к пассивным. На активно-пассивных бухгалтерских счетах показывают расчеты с подрядчиками и поставщиками, заказчиками и покупателями, подотчетными лицами и другими кредиторами и дебиторами. Это, например, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По дебету этого счета может отражаться как уменьшение кредиторской задолженности (пассива), так и увеличение дебиторской задолженности (актива).
Аналогично, по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут отражаться операции, ведущие к образованию как актива, так и пассива. Например, если организация приобрела товары (в учете организации данная операция отражается бухгалтерской записью: Дебет счета 41 «Товары» — Кредит счета 60), но еще не оплатила их, то по кредиту счета 60 у организации — покупателя формируется кредиторская задолженность по оплате товаров.
А если организация перечислила аванс поставщику (в учете организации данная операция отражается бухгалтерской записью: Дебет счета 60 – Кредит счета 51), то до момента поставки товарно-материальных ценностей по дебету счета 60 будет отражаться дебиторская задолженность.
В первом случае счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» выступает как пассивный, а во втором случае счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» является активным счетом.
Учитывая, что характер счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» зависит от конкретных хозяйственных условий, данный счет является активно-пассивным счетом.
При этом сальдо по активно-пассивным бухгалтерским счетам может являться как кредитовым, так и дебетовым, либо одновременно и тем, и другим.
Классификация бухгалтерских счетов по экономическому содержанию
Различают счета имущества и источников его образования.
Классификация бухгалтерских счетов по назначению
К таким счетам относятся:
Расчетные счета. Такие счета предназначены для учета всех видов расчетов с кредиторами и дебиторами предприятия. Учет ведется в денежном выражении. Счета практически все активно-пассивные;
Денежные счета. Такие счета предназначены для учета денежных средств. Счета всегда активные. Учет ведется только в денежном выражении;
Инвентарные счета. Такие счета предназначены для учета имущества организации. Счета всегда активные. Учет ведется в денежных и натуральных измерителях;
Собирательно-распределительные счета. Такие счета предназначены для учета косвенных затрат, требующих предварительного распределения. Счета всегда активные;
Регулирующие счета. Такие счета уточняют оценку отдельных видов имущества. По ним уточняется стоимостная характеристика объектов, которые отражаются на базовых статьях. Они не обладают самостоятельным значением, а несут дополняющую функцию. Учет ведется в денежном выражении. Счета всегда пассивные;
Операционные счета. Эти статьи используются для отражения расходов, которые касаются выполнения операций в ходе заготовления, выпуска и продажи продукции, изделий, услуг, работ;
Калькуляционные счета. Такие счета предназначены для учета и контроля затрат и для определения себестоимости;
Отчетно-распределительные счета. Такие счета предназначены для распределения затрат между отчетными периодами;
Фондовые счета. Такие счета предназначены для учета и контроля за капиталом предприятия. Счета всегда пассивные;
Операционно-результативные счета. Такие счета предназначены для выявления результата хозяйственной деятельности. Счета активно-пассивные. Учет ведется в денежном выражении. Фондовые счета показывают источники образования собственных средств компании: добавочный, уставной и резервный капиталы, целевое финансирование, нераспределенную прибыль. По их кредиту отражается увеличение активов, по дебету — затраты (использование);
Финансово-результативные счета. Такие счета предназначены для учета накопления и потерь как финансового результата. Счета активно-пассивные.
Балансовые и Забалансовые бухгалтерские счета
Бухгалтерские счета также можно разделить на две группы:
Балансовые счета
Балансовые счета — это все балансовые счета, объединенные в одну систему, имеющие корреспонденцию между собой и обеспечивающие учет всей финансово-хозяйственной деятельности организации.
Забалансовые счета
Забалансовые счета — это счета, остатки по которым не входят в баланс, а показываются за его итогом, т.е. за балансом. Учет на забалансовых счетах ведется без использования метода двойной записи. Записи делаются в специальных ведомостях по графам «приход» и «расход». В плане счетов нумеруются тремя знаками с 001 по 011. Забалансовые счета предназначены для учета имущества, не являющегося собственностью организации.
Бухгалтерские счета и Оборотно-сальдовая ведомость
Оборотно-сальдовая ведомость представлена в качестве сводки остатков по счетам бухучета за конкретный временной промежуток.
В бланк оборотно-сальдовой ведомости переносятся:
Кредитовые и дебетовые обороты за определенный (отчетный) период
После подсчета по всем графам получается три пары равенства:
Начальное сальдо по Дебету всех счетов должно соответствовать этому же показателю по Кредиту всех счетов.
Итог оборота по Дебету всех счетов равняется этой же величине по Кредиту всех счетов.
Конечное сальдо по Дебету всех счетов соответствует этому же показателю по Кредиту всех счетов.
Баланс и бухгалтерские счета
Баланс представляет собой метод экономической группировки и обобщения сведений об имуществе компании по размещению и составу. В нем также отражается информация по источникам формирования ценностей в денежном выражении на конкретную дату. В баланс включены активная и пассивная части. Их итоги равны. В активе отражается конкретное имущество, которое находится в собственности компании. Пассивная часть показывает источники его формирования.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Источник