- Урок 26 Синтез логических выражений §22. Синтез логических выражений
- Содержание урока
- Построение логического выражения Способ 3
- Урок 20 Синтез логических выражений §22. Синтез логических выражений
- Содержание урока
- Построение логического выражения Способ 3
- Синтез логических выражений Поверина
- Содержание
- Организационный момент [ править ]
- Приветственное слово учителя. [ править ]
- Определение задач урока. [ править ]
- Правила заполнения Карты индивидуальных достижений. [ править ]
- Актуализация опорных знаний. [ править ]
- Основные логические операции [ править ]
- Основные логические элементы [ править ]
- Построение таблицы истинности сложного выражения [ править ]
- Проблемная ситуация [ править ]
- Объяснение нового материала. [ править ]
- Построение логического выражения по таблице истинности [ править ]
- Знакомство с «Конструктором логических схем» [ править ]
- Физкультурная минутка [ править ]
- Формирование умений и навыков. [ править ]
- Составление таблицы истинности в редакторе электронных таблиц [ править ]
- Синтез логического выражения [ править ]
- Работа с Конструктором [ править ]
- Тестирование [ править ]
- Итог урока. [ править ]
- Урок 26 Синтез логических выражений §22. Синтез логических выражений
- Содержание урока
- Построение логического выражения Способ 2
- Урок 26 Синтез логических выражений §22. Синтез логических выражений
- Содержание урока
- Построение логического выражения Способ 1
Урок 26
Синтез логических выражений
§22. Синтез логических выражений
Содержание урока
Построение логического выражения. Способ 3
Построение логического выражения
Способ 3
Способ 3. При небольшом количестве нулей можно использовать ещё один метод. Попробуем применить операцию «НЕ» к исходному выражению для X, без предварительного упрощения:
X = А • B • C + A • B • C
Применяя закон де Моргана, получим:
X = (А • B • C ) + (A • B • C ) .
Используя закон де Моргана для обеих скобок, находим:
X =( А + В + С) • ( А + B + С).
Заметим, что выражение в каждой скобке ложно только для одной комбинации исходных данных, при которых Х = 0.
Таким образом, третий способ заключается в том, чтобы для каждой строки в таблице истинности, где выражение равно 0, построить логическую сумму, в которую переменные, равные в этой строке единице, входят с инверсией, а равные нулю — без инверсии. Выражение для X — это произведение полученных сумм.
В нашем примере выражение упрощается с помощью распределительного закона для «И» и закона исключённого третьего:
Х = ( А + В + С) • ( А + В + С) = ( А + С) + В • B = А + С.
Неудивительно, что мы получили тот же ответ, что и раньше.
Иногда при упрощении выражений может потребоваться искусственный приём, который сначала вроде бы усложняет запись, но затем позволяет получить более простую форму. Например, рассмотрим выражение
Х = А • В + А • С + B • С.
Учитывая, что В + B = 1, можно представить второе слагаемое в виде:
А • С = А • (В + B ) • С = А • В • С + ( А • ( B • С.
Х = А • В + А • В • С + B • С = А • В • (1 + С)+ ( А + 1) • В • С = А • В + В • С.
Подготовьте сообщение
а) «Совершенные нормальные формы»
Следующая страница Задачи
Cкачать материалы урока
Источник
Урок 20
Синтез логических выражений
§22. Синтез логических выражений
Содержание урока
Построение логического выражения. Способ 3
Построение логического выражения
Способ 3
Способ 3. При небольшом количестве нулей можно использовать ещё один метод. Попробуем применить операцию «НЕ» к исходному выражению для X, без предварительного упрощения:
X = А • B • C + A • B • C
Применяя закон де Моргана, получим:
X = (А • B • C ) + (A • B • C ) .
Используя закон де Моргана для обеих скобок, находим:
X =( А + В + С) • ( А + B + С).
Заметим, что выражение в каждой скобке ложно только для одной комбинации исходных данных, при которых Х = 0.
Таким образом, третий способ заключается в том, чтобы для каждой строки в таблице истинности, где выражение равно 0, построить логическую сумму, в которую переменные, равные в этой строке единице, входят с инверсией, а равные нулю — без инверсии. Выражение для X — это произведение полученных сумм.
В нашем примере выражение упрощается с помощью распределительного закона для «И» и закона исключённого третьего:
Х = ( А + В + С) • ( А + В + С) = ( А + С) + В • B = А + С.
Неудивительно, что мы получили тот же ответ, что и раньше.
Иногда при упрощении выражений может потребоваться искусственный приём, который сначала вроде бы усложняет запись, но затем позволяет получить более простую форму. Например, рассмотрим выражение
Х = А • В + А • С + B • С.
Учитывая, что В + B = 1, можно представить второе слагаемое в виде:
А • С = А • (В + B ) • С = А • В • С + ( А • ( B • С.
Х = А • В + А • В • С + B • С = А • В • (1 + С)+ ( А + 1) • В • С = А • В + В • С.
Подготовьте сообщение
а) «Совершенные нормальные формы»
Следующая страница Задачи
Cкачать материалы урока
Источник
Синтез логических выражений Поверина
Тема урока «Синтез логических выражений» (урок информатики в 10 классе информационно-технологического профиля)
Учитель Поверина Ирина Александровна
МОУ «СОШ п. Знаменский Ивантеевского района Саратовской области»
Содержание
Организационный момент [ править ]
Приветственное слово учителя. [ править ]
Сделать в жизни важный шаг — это, братцы, не пустяк!
Всё надо тщательно продумать, посмотреть и так, и сяк.
Посоветоваться с мамой, у отца совет спросить,
Вспомнить: «Я — десятиклассник!», свою логику включить.
Сразу ты, дружок, поймёшь, что есть ИСТИНА, что — ЛОЖЬ.
У компьютера внутри тоже логика. Смотри!
Определение задач урока. [ править ]
Учитель:Мы с вами изучили достаточно большой блок материала из раздела «Логика». Как вы думаете, какие задачи мы можем обозначить для первой части урока?
- Применение на практике полученных знаний
- Развитие логического мышления
- Формирование информационной культуры
Правила заполнения Карты индивидуальных достижений. [ править ]
Учитель: На столах для вас приготовлены карточки-задания. Результаты выполнения необходимо занести в Карту индивидуальных достижений. В конце урока вы сами оцените свою работу по имеющимся критериям.
Актуализация опорных знаний. [ править ]
Основные логические операции [ править ]
Учитель: Давайте вместе вспомним формулы и запишем таблицы истинности основных логических операций.
Учащиеся: пятеро учащихся выходят к доске и заполняют таблицу, остальные — делают записи в тетрадях.
Основные логические элементы [ править ]
Учитель: Установить соответствие между названиями логических элементов и изображениями.
Ученик: на доске соединяет линиями соответствующие элементы.
Построение таблицы истинности сложного выражения [ править ]
Учитель: Составим таблицу истинности для сложного выражения F=A&B \/ B&C \/ A&C
Учащиеся: заполняют таблицу на доске и делают записи в тетрадях.
Учитель:Таблицу истинности можно построить и с помощью электронных таблиц Microsoft Office Excel. (Слайды 9, 10, 11)
Проблемная ситуация [ править ]
А если наоборот задачу поставить:
Как по таблице истинности функцию составить?
Тема урока: «Синтез логических выражений».
Цель: Сегодня мы будем учиться составлять логические функции по таблицам истинности и строить логическую схему в Конструкторе
Объяснение нового материала. [ править ]
(Слайды 13, 14, 15, 16)
(При демонстрации слайдов можно использовать функцию доски «затемнение экрана» для постепенного погружения учащихся в материал)
Учитель: Синтезировать (составить) логическое выражение по таблице истинности можно двумя способами:
Шаг 1. Отметить строки в таблице, где F = 1.
Шаг 2. Для каждой из них записать логическое выражение, которое истинно только для этой строки.
Шаг 3. Сложить эти выражения и упростить результат.
Шаг 1. Отметить строки в таблице, где F = 0.
Шаг 2. Для каждой из них записать логическое выражение, которое истинно только для этой строки.
Шаг 3. Сложить эти выражения и упростить результат.
Шаг 4. Сделать инверсию полученного выражения.
(Алгоритм желательно повторить учащимся самостоятельно с помощью учителя)
Построение логического выражения по таблице истинности [ править ]
Учитель: Предлагаю выполнить задание, применив законы алгебры логики.
Учащиеся: Выполняют работу в тетради и на доске.
Знакомство с «Конструктором логических схем» [ править ]
Учитель знакомит учащихся с новым программным продуктом.
Предлагаю услуги инструктора по освоению нового конструктора. Он доступен, прост, понятен всем и помогает в построении логических схем.
Здесь есть элементы простые и сложные, и провода – соединения всевозможные. По логической функции схему построим. Для этого режим «Редактор» откроем. Нужные блоки на сетку поместим и проводами все соединим.
В режим «Контроль» без промедления входим, и тестирование схемы проводим: На входы полный набор значений подаем и выходные сигналы узнаем. Таблицу истинности в тетради сохраним и, если есть, вопросы зададим.
Учитель, используя интерактивную доску, демонстрирует работу в Конструкторе на примере простого логического выражения F=A&B (повторяет алгоритм работы в программе, показывает все режимы работы Конструктора — редактор и контроль) и отвечает на вопросы учащихся.
Конструктор логических схем для Windows Версия 1.11
Физкультурная минутка [ править ]
Выполнение упражнений под веселую музыку.
Формирование умений и навыков. [ править ]
Составление таблицы истинности в редакторе электронных таблиц [ править ]
Задание №1(на карточке)
Синтез логического выражения [ править ]
Самостоятельная работа (на карточке)
Работа с Конструктором [ править ]
Построить логическую схему по полученному выражению и провести ее тестирование (ввести полный набор значений входных сигналов и записать выходные сигналы)
Тестирование [ править ]
Итог урока. [ править ]
Учитель: Чем я вас сегодня удивила? Что нового узнали? Что не поняли?
- Запись домашнего задания (Слайд 22)
- Выставление отметок.
Учитель:Посмотрите, пожалуйста, на свои Карты индивидуальных достижений. Отметку «отлично» получает тот, у кого совпадают записи логических выражений и таблицы истинности в двух первых заданиях. Дополнительные бонусные баллы получают ученики, прошедшие тестирование.
Учитель: Всем большое спасибо. До свидания
Источник
Урок 26
Синтез логических выражений
§22. Синтез логических выражений
Содержание урока
Построение логического выражения. Способ 2
Построение логического выражения
Способ 2
Способ 2. Если в таблице истинности нулей меньше, чем единиц, удобнее сначала найти формулу для обратного выражения, X , а потом применить операцию «НЕ». В данном случае выражение равно нулю в единственной строке, при А =1 и В =0, только в этой строке X = 1, поэтому, используя предыдущий способ, получаем X = А • В. Теперь остаётся применить операцию «НЕ» и закон де Моргана:
Рассмотрим более сложный пример, когда выражение зависит от трёх переменных. В этом случае в таблице истинности будет 8 строк (рис. 3.20).
Отметим все строки, где X = 1, и для каждой из них построим выражение, истинное только для этой комбинации переменных (см. рис. 3.20). Теперь выполним логическое сложение:
Х = А • B • C + А • B • C + А • B • C + А • B • C + А • B • C + А • B • C.
Упрощение этого выражения даёт:
X = А • B • ( C + С) + А • В ( C + С) + А • С • ( B + В) = А • B + А • B + А • С = А • ( B + В) + А • С = А + А • С = ( А + А) • ( А +С) = А + С.
Используя второй способ, получаем:
X = А • B • ( C + А • В • C = А • C • ( B + В) = А • C .
Тогда X = А • C = А + С. В данном случае второй способ оказался проще, потому что в столбце X таблицы истинности меньше нулей, чем единиц.
Следующая страница Построение логического выражения. Способ 3
Cкачать материалы урока
Источник
Урок 26
Синтез логических выражений
§22. Синтез логических выражений
Содержание урока
Построение логического выражения. Способ 1
Построение логического выражения
Способ 1
До этого момента мы считали, что логическое выражение уже задано и нам надо что-то с ним сделать (построить таблицу истинности, упростить и т. п.). Такие задачи называются задачами анализа (от греческого — разложение), в них требуется исследовать заданное выражение. При проектировании различных логических устройств, в том числе и устройств компьютеров, приходится решать обратную задачу — строить логическое выражение по готовой таблице истинности, которая описывает нужное правило обработки данных. Эта задача называется задачей синтеза (от греческого — совмещение).
В качестве простейшего примера построим логическое выражение, тождественное операции импликации X = А —> В, по её таблице истинности (рис. 3.19).
Способ 1. В таблице истинности мы выделяем все строки, где логическое выражение равно единице. Тогда искомое выражение может быть записано как логическая сумма выражений, каждое из которых истинно только^ одном случае.
Например, выражение А • B истинно только при А = 0 и В = 0, т. е. только в первой строке таблицы. Выражение А • В истинно только во второй строке, а А • В — только в последней.
Существует простое правило: если в некоторой строке переменная равна нулю, она входит в произведение с отрицанием, а если равна 1, то без отрицания.
Складывая выражения для всех отмеченных строк (кроме третьей, где функция равна нулю), получаем:
Х = А • B + А • В + А • В.
Упрощаем это выражение:
X = А • ( B + В) + А • В = А + А • В = ( А + А) • ( А + В) = А + В.
Таким образом, мы вывели формулу, которая позволяет заменить импликацию через операции «НЕ» и «ИЛИ».
Следующая страница Построение логического выражения. Способ 2
Cкачать материалы урока
Источник