Синтез это способ построения

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ КАК МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.

Анализ и синтез лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Методология системного подхода к конструированию организационных систем управления позволяет во главу угла поставить конкретную цель деятельности и совокупность системных задач.

Методология анализа и синтеза включает следующие этапы:

· Уясняются задачи, поставленные руководителем, и определяется цель функционирования системы.

· Определяется подсистема задач, которые необходимо выполнить для того, чтобы обеспечить наиболее успешное достижение цели.

· Определяются подсистемы мероприятий, обеспечивающих выполнение каждой из задач.

· Определяется технология выполнения мероприятий, обеспечивающих решение каждой из задач.

· Определяются факторы внешней и внутренней среды, влияющие на функционирование системы, выполнение мероприятий и задач.

· Определяются требуемые виды ресурсов.

· Определяется количество и качество наличных ресурсов.

· Определяется порядок выполнения мероприятий с учетом технологических и ресурсных ограничений.

· Разрабатывается и оптимизируется модель деятельности по достижению цели.

· Определяется минимальное количество ресурсов, необходимых для выполнения работ в срок, или характер изменения режима использования ресурсов.

· Доклад руководителю результатов моделирования и утверждение одного из вариантов действий.

· Оформление решения (разработка плана) и утверждение его руководителем.

· Подготовка исполнителей, получение недостающих средств, реализация решения (плана).

Сущность закона анализа и синтеза

Изучение организаций как социально-экономических объектов предусматривает обязательное использование операций анализа и синтеза. Анализ и синтез при исследовании процессов функционирования организации настолько переплетаются, что не могут существовать друг без друга. Поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации. Все формы человеческой деятельности — производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют два аспекта познания — аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, которые образуют целое.

Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе.

Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему.

В теории организации анализ включает 2 основные процедуры:

1) разделение целого на части;

2) улучшение функционирования каждой из этих частей.

Синтез также состоит из двух процедур:

1) согласование характеристик выделенных частей;

2) объединение их в единое целое.

И таким образом целевая организация компаний обеспечивается постоянным циклическим процессом анализа и синтеза: изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы. Синтез переводит знания с одного уровня на другой, более высокий. Анализ поведения различных частей системы (анализ связей с поставщиками, потребителями, анализ спроса и, предложения, анализ продаж, анализ уровня технологий и пр.) проводится для того, чтобы оценить систему (организацию) как единое целое, выявить причины отклонения от главной цели. Большой проблемой экономической науки является излишняя специализация, порой абсолютно необоснованная дифференциация экономических знаний, растаскивание знаний о едином целом на части. Эти части дробятся, распадаются на узкие дисциплины и, в конце концов, превращаются в огромный свод маловразумительных течений, понятных лишь узкому кругу так называемых «специалистов-теоретиков». Сам закон звучит следующим образом: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций». Так, если сложную систему разложить на составные части, то могут быть получены исходные элементы для образования новых систем; всякая вновь образуемая система есть комбинация элементов, входивших или входящих в другие системы. Для выполнения данного закона руководитель должен придерживаться таких принципов, как:

Читайте также:  Каким способом чаще всего происходит заражение сальмонеллезом

а) составить и реализовать программы постоянного совершенствования компании, ее элементов и подразделений;

б) привлечение к этой работе лучших специалистов или консультантов;

в) проводить маркетинговые исследования в ключевых областях деятельности;

г) сокращение затрат на производство продукции;

е) использовать информационные технологии управления.

Закон единства анализа и синтеза имеет свои существенные особенности, которые заключаются в том, что закон:

— не выражает специфики исторически определённых отношений, охарактеризует всеобщие связи и отношения в социальной среде;

— выступает в роли катализатора общественного прогресса;

— играет возрастающую роль в развитии общества.

Дифференциация знаний должна сопровождаться их интеграцией, анализ — синтезом, иначе произойдут монополизация отделов, элементов, потеря чувства единой системы, потеря единой цели системы. С другой стороны, жесткая интеграция может задушить свободу, творчество элементов системы, их способность к внутреннему саморазвитию.

В сложной самоорганизующейся системе с помощью бесконечного циклического процесса анализа и синтеза происходит структурная оптимизация системы; система отказывается от устаревших неэффективных элементов, заменяя их более прогрессивными. Одним словом, неразрывность и взаимодействие анализа и синтеза обеспечивают стремление системы к оптимальной самореализации.

На основании методов анализа-синтеза при моделировании экономических систем широко используются декомпозиционные и композиционные подходы к решению задач оптимизации. Декомпозиционный подход применяется к построению системы моделей, при котором цели нижних уровней иерархической структуры выводятся из целей верхнего уровня. При синтетическом, композиционном подходе, напротив, цели верхнего уровня иерархии выводятся путем согласования целей нижних уровней иерархии с помощью некоторых экономических механизмов.

Закон единства анализа и синтеза тесно взаимодействует с законами развития, информированности — упорядоченности, самосохранения и синергии. Важнейшую роль закон играет при стремлении системы к достижению соразмерности, пропорциональности элементов между собой и в соотношении к целому, с его помощью реализуются принципы композиции, пропорциональности и гармонии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Игнатьева А.В. Исследование систем управления [Текст]: учебное пособие для вузов /А.В.Игнатьева, М.М.Максимцов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 167 с.

2) Кожухар В.М. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие для вузов /В.М.Кожухар. — М.: Дашков и К, 2010. — 216 с.

3) Кузнецова Л.А. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие /Л.А.Кузнецова, Е.Н.Елисеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2008. — 105 с.

4) Лашкова Е.Г. Маркетинг: практика проведения исследований [Текст]: учебное пособие для вузов /Е.Г.Лашкова, А.И.Куценко. — М.: Академия, 2008. — 240 с.

Источник

Что такое синтез и чем он отличается от анализа

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Поймайте случайного человека на улице и спросите, что такое синтез. Вряд ли вы получите внятный ответ. Мало кто знает и понимает, что это такое.

Между тем каждый человек ежедневно занимается синтезом и анализом в повседневной мысленной деятельности, даже не осознавая этого. Что там человек, даже животные не брезгуют синтезировать на досуге.

Синтез — что это?

Если просмотреть самые известные толковые словари, то можно выделить три основных определения:

  1. Синтез — это метод исследования, который заключается в определении взаимосвязей и объединении различных элементов в единое целое.
  2. Синтез — создание химического вещества путем смешивания других элементов и веществ. Обычно речь идет о том, что более простые вещества объединяются, взаимодействуют друг с другом, и получается более сложное вещество.
  3. Синтез — составление вывода или результата путем обобщения отдельных частей.

Прародитель термина – греческое слово synthesis. Оно, что символично, образовалось в результате объединения слов — syn («соучастие, совместное действие») и thesis («расстановка, распределение, положение»).

Разберем пример мысленного синтеза. Вот обычная собака. Она живет дома у человека. Эта собака думает: «человек дает мне кров», «он кормит меня», «играет со мной», «ругает меня, когда я делаю что-то не так».

Читайте также:  Вода черемичная способы применения

Эти утверждения объединяются в ее голове в единый вывод: «это мой хозяин, его надо слушаться и не кусать». Собака понятия не имеет, что занимается синтезом.

Синтез и анализ

Синтез – это соединение понятий, вещей или предметов, выделенных в процессе анализа, в целое или набор.

Анализ — это процесс, который противоположен синтезу. Это метод научного исследования, когда происходит разделение сложного объекта на составные части. Каждая часть и связи между ними подвергаются изучению.

Синтез связан с анализом. Это основные способы, играющие фундаментальную роль в научном познании, два неразлучных процесса. Они постоянно переходят друг в друга.

Вот часовщику принесли неисправный механизм. Он разбирает часы, чтобы понять причину поломки. Потом меняет неисправный элемент. Короче говоря, занимается анализом. Если на этом остановиться, то устройство не заработает. Нужно собрать обратно в единое целое — осуществить синтез.

Есть два способа логического рассуждения — дедукция (что это?) и индукция.

При дедукции логическая нить тянется от общего к частному. Например: «все люди смертны, Вася — человек, Вася тоже может умереть». От большого общего заключения мы прошли к конкретному случаю с Васей.

В этом смысле дедукция — частный случай анализа.

При индукции рассуждение идет от единичных случаев к единому выводу. Например: «Сергей не плачет, Юра не плачет, Вася тоже не пускает слезу. Они все мужики. Значит, мужики — не плачут». Набор единичных наблюдаемых явлений мы привели к общему заключению.

Индукция — это синтез.

Подробнее про синтез и анализ смотрите в этом видео:

Функции синтеза в процессе научного познания

  1. Объединениетеорий и концепций в единую систему. Некоторые теории могут казаться противоположными друг другу. Например, в Евклидовой геометрии параллельные прямые не могут сближаться или удаляться. А вот в геометрии Лобачевского — могут.

Синтез позволяет связать противоречивые идеи в цельную систему, когда понятно, что в этом случае применяется аксиома Евклида, а в другом — геометрия Лобачевского.

Образование новых научных направлений, находящих на стыке нескольких дисциплин. Вот кибернетика — наука о законах хранения, обработки и передачи информации в сложных системах.

Она родилась путем соединения многих направлений: логики, моделирования, биологии, теории электрических цепей, философии (что это?).

Обобщение данных, полученных опытным путем, в некий вывод. Вот древнегреческий философ Аристотель отметил интересное явление: корабль, когда скрывается за горизонтом, исчезает не сразу, а постепенно.

Потом он обратил внимание на другие явления: при затмении тень Земли на Луне имеет сферическую форму; звездное небо принимает различный вид, в зависимости от того, где находится наблюдатель.

Эти наблюдения Аристотель объединил в утверждение: «Земля имеет форму шара». В этом смысле синтез выступает в качестве инструмента для изучения взаимосвязей и поиска закономерностей между событиями или явлениями.

  • Единство анализа и синтеза – основа процедуры формирования понятий, построения логических умозаключений.
  • Способ перейти от абстрактных определений к конкретному знанию. Здесь важно не обычное механическое объединение отдельных элементов, а поиск смысловых связей между ними.

    Возникает эффект синергии, когда полученная единая система несет принципиально новое знание и имеет большее значение, чем сумма ее частей.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (1)

    Пока дочитал до конца, уже забыл, что такое синтез и чем он отличается от анализа, сейчас отдохну и заново перечитаю.

    Источник

    Синтез

    Синтез — это процедура мысленного или материального соединения выделенных в процессе анализа частей (признаков, свойств, отношений) некоторого объекта в единое целое. Процедурой, обратной синтезу, является анализ, который представляет собой разделение целостного объекта на составляющие части (признаки, свойства, отношения) с целью их изучения (см. Анализ). Синтез и анализ играют фундаментальную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. В мыслительных операциях они выступают как логические приёмы мышления (см. Мышление), совершающиеся при помощи абстрактных понятий (см. Абстракция) и тесно связанные с другими мыслительными операциями. Как познавательные процессы синтез и анализ изучаются в рамках теории познания (см. Эпистемология) и методологии науки (см. Методология науки), а также психологии.

    Объективной предпосылкой познавательных операций синтеза и анализа является структурность материальных объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению. Синтез и анализ представляют собой наиболее элементарные приёмы познания. Иногда они рассматриваются в качестве автономных процессов познавательного мышления, хотя в целом считается, что синтез и анализ не противостоят друг другу, но существуют в единых формах мыслительной активности. Так, анализ объекта в процессе мышления предполагает действие особого механизма анализа через синтез, то есть включения познаваемого объекта во всё новые связи и отношения с другими объектами, и выявления, таким образом, его новых качеств и свойств. Анализ при этом — не простое разъединение некой целостности на составные части, он не может осуществляться без трансформации исследуемого объекта, без выражения его существенных сторон в понятийной форме. В свою очередь синтез предполагает не столько объединение определённых элементов в структуру, выделенных посредством анализа, но воссоздание всеобщих свойств предмета в различных его конкретных проявлениях. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в конкретное целое. Тем самым, синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве. Поэтому в основе деления «аналитичность — синтетичность» лежит не столько доминирование изолированных процессов синтеза или анализа, сколько качественные особенности [единых] взаимообусловленных аналитико-синтетических процессов и форм мысли.

    Процедуры синтеза, наряду с анализом, входят органической составной частью во всякое научное исследование (см. Методы научного познания), а также широко используются в практической деятельности (см. Деятельность) и многочисленных технических реализациях (см. Техника). В философии (см. Философия) и ряде наук (см. Наука) термин «синтез» применяется также в некоторых специальных значениях. Так, под синтезом иногда понимают процесс рассуждения (см. Рассуждение), направленный на получение новых знаний из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и синтеза, восходящего ещё к античной геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, например, Я. Хинтикка. Другое распространённое значение термина «синтез» связано с так называемыми синтетическими суждениями, которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную (эмпирическую) информацию об объектах.

    Синтез как познавательная операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении (см. Теория). В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определённых аспектах противоположных теорий; в форме построения дедуктивных (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и других) теорий. Для современной науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами — междисциплинарный синтез, — а также между естествознанием, социальными и техническими науками. В XX веке возник ряд так называемых интегративных наук (например, кибернетика, семиотика, теория систем) и междисциплинарные направления научных исследований (см. Синергетика), в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур синтеза научного знания играет существенную роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой исходят из многообразия форм научного и технического знания, объединяемых на основе синтеза методологических средств, понятий и принципов различных областей знания.

    Источник

    Читайте также:  Как засолить сало горячим способом рецепт
    Оцените статью
    Разные способы
    Наиме­но­ва­ние: Синтез (образовано от греческого слова: σύνβεσις — соединение, сочетание, составление).
    Опреде­ле­ние: Синтез — это процедура мысленного или материального соединения выделенных в процессе анализа частей (признаков, свойств, отношений) некоторого объекта в единое целое.
    Раздел: Концепты Концепты научного дискурса Концепты методологического дискурса
    Дискурс: Методология Наука
    Субдис­курс: Методология науки Методы научного познания
    Связан­ные концепты: Анализ
    Текст статьи: © В. Н. Садовский. В. С. Стёпин. Ф. Н. Голдберг. Подготовка элект­рон­ной публи­ка­ции и общая редакция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. Ответ­ст­вен­ный редактор: А. В. Агеев . Инфор­ма­ция на этой стра­нице пери­оди­чески обнов­ля­ется. Послед­няя редакция: 16.11.2021.