Синтетический способ рисования человека это

Синтетический способ рисования человека это

Задание № 1 — рисование мужской фигуры.

1 балл выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице — глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.

2 балла. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание №2 — копирование слов, написанных письменными буквами

1. балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец.

Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

Источник

Воспитание личности в изобразительной деятельности

Рисование – сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на формирование личности. В рисунках детей выражаются и их двигательный опыт и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, отношение ребенка к изображаемому, эмоциональные впечатления, вызываемые у него предметами и событиями.

Изобразительная деятельность является продуктивной деятельностью, которую ребенок осваивает к трем годам. До двух с половиной лет дети, как правило, бесцельно черкают карандашом по любой поверхности. В возрасте 3 лет дети начинают рисовать отдельные формы: линия, спираль, круг, квадрат, крест, треугольник и т.п. В 4 года дети способны уже объединять отдельные формы в сочетания по замыслу, знаменуя начало стадии предметного рисунка. Первым рисунком обычно бывает человеческая фигура, затем следуют рисунки цветов, животных, домов, автомобиля, корабля.

В процессе рисования совершенствуются рисовальные движения руки, «техника» восприятия и анализа изображаемого предмета. Например, рисунок фигуры человека у 3-летнего ребенка представляет собой круг или овал (голова), к которому непосредственно присоединяются ноги. Постепенно к фигуре «головоногого» человека добавляются глаза, черточка, обозначающая рот или нос. К 4 годам между головой и ногами появляется еще один овал или прямоугольник – туловище. В этом же возрасте дети начинают рисовать элементы одежды.

В 5 лет руки и ноги человечка дети начинают рисовать уже двойными линиями, а не палочками, как было до этого. Появляются ступни на ногах и пальцы на руках. К 6 годам количество деталей на рисунке еще более возрастает – дети часто рисуют уши, волосы, шею, иногда шляпку на голове. Рисунок становится более пропорциональным и законченным. В 7 лет некоторые дети переходят от аналитического способа рисования к синтетическому.

Читайте также:  Перечислите способы объединение ячеек

При аналитическом способе рисования дети конструируют фигуру человека из отдельных частей, пририсовывая к ней то одну деталь, то другую. При синтетическом способе фигура человека замысливается и изображается как единое целое: учитываются точные пропорции фигуры. Переход на синтетический способ рисования свидетельствует о развитии символического мышления ребенка, его способности изображать на рисунке то, что он видит в реальности.

Нередко рисунок начинает терять детали, становится все более схематичным: например, ребенок уже не вырисовывает каждый пальчик, а может изображать кисть руки в виде варежки. На 8-м году жизни количество схематичных рисунков растет, что свидетельствует о стремлении ребенка выделить наиболее важные признаки изображаемого объекта и о способности абстрагироваться от несущественных. Указанную выше динамику развития рисунка можно представить в виде следующей схемы.

Этапы изобразительной деятельности дошкольника состоят из:

Доизобразительного этапа, в который входят 2 стадии: 1-я стадия: стадия каракулей (до 2 лет); 2-я стадия: стадия последующей интерпретации (от 2 до 3 лет).

Изобразительного этапа, тоже включающего 2 стадии: 1-ю стадию: рисунки с примитивной изобразительностью (3-5 лет); 2-ю стадию: схематические детские рисунки (6-7 лет).

Содержания рисунка -каракулей – каракулей с названием -создание примитивной формы – рисунки с примитивной выразительностью – схематические рисунки – изображение существенных признаков объекта.

Рисунок наряду с интеллектуальными и двигательными способностями отражает и эстетические способности. Он передает отношение автора к изображенному. Очень важную роль играет подбор красок и сюжета выбираемых ребенком рисунков. Ребенок способен изобразить на рисунке существенные признаки, принадлежащие объекту рисования. Среди детей выделяют два типа рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонных к развертыванию сюжета. Есть еще дети, для которых процесс рисования включен в игру, в общение, и те, которые, не обращая ни на кого внимания, сосредоточены на своем рисунке.

Занятия изобразительной деятельностью развивают восприятие, мышление, волю, внимание, могут служить хорошим средством стимуляции воображения, зрительной памяти. Известно, что художественная деятельность оказывает огромное влияние на ребенка. «Бывает, что наиболее «примитивная», с точки зрения взрослого, «уродливая» работа более значима для ребенка, чем прекрасно выполненная, на взгляд взрослого, или хорошая работа. Ребенок может найти себя в рисовании, и таким способом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка возникнет самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. При этом изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт – рисунок.

Рисунок можно использовать для диагностики и коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка. Возможности рисунка как средства диагностики были рассмотрены в параграфе «Методы педагогической психологии».

В психологической коррекции целесообразно предложить ребенку рисовать на заданную тему, используя цветные карандаши. Сначала ребенку предлагается порисовать на нейтральные темы: «Зима», «Кем я хочу стать» и др. Специальные темы для рисования: «Самое плохое или хорошее», «Что мне снится страшное», «Чего я боюсь днем». В рисунке ребенок так же, как в игре, выразит свои проблемы, снимет их аффективную насыщенность.

Персонаж, несущий угрозу ребенку, может быть заштрихован, рисунок можно порвать на мелкие кусочки и выбросить, т. е. в такой символической форме как бы избавиться от страха. При рисовании не стоит брать тему смерти -это возрастной страх, который со временем должен уйти сам. Через несколько дней можно провести обсуждение рисунков. Отрицание страха подкрепляется похвалой. Если же проблема сохраняется, то ребенок должен найти поддержку и понимание со стороны взрослого. Важно, чтобы ребенок попробовал нарисовать себя не испытывающим страха.

Читайте также:  Способы приватизации государственного или муниципального имущества

А.И. Захаров отмечает, что коррекционный потенциал этого метода таков: в 50% случаев для девочек и 60% у мальчиков. Искренность и непосредственность в выражении чувств украшают детский рисунок и делают его незаменимым в воспитании личности.

Источник

Воспитание личности в изобразительной деятельности

Рисование — сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся личность ребенка и которая оказывает существенное влияние на формирование личности. В рисунках детей выражаются и их двигательный опыт и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, отношение ребенка к изображаемому, эмоциональные впечатления, вызываемые у него предметами и событиями [2].

Изобразительная деятельность является продуктивной деятельностью, которую ребенок осваивает к трем годам. До двух с половиной лет дети, как правило, бесцельно черкают карандашом по любой поверхности. В возрасте 3 лет дети начинают рисовать отдельные формы: линия, спираль, круг, квадрат, крест, треугольник и т.п. В 4 года дети способны уже объединять отдельные формы в сочетания по замыслу, знаменуя начало стадии предметного рисунка. Первым рисунком обычно бывает человеческая фигура, затем следуют рисунки цветов, животных, домов, автомобиля, корабля.

В процессе рисования совершенствуются рисовальные движения руки, «техника» восприятия и анализа изображаемого предмета. Например, рисунок фигуры человека у 3-летнего ребенка представляет собой круг или овал (голова), к которому непосредственно присоединяются ноги. Постепенно к фигуре «головоногого» человека добавляются глаза, черточка, обозначающая рот или нос. К 4 годам между головой и ногами появляется еще один овал или прямоугольник — туловище. В этом же возрасте дети начинают рисовать элементы одежды. В 5 лет руки и ноги человечка дети начинают рисовать уже двойными линиями, а не палочками, как было до этого. Появляются ступни на ногах и пальцы на руках. К 6 годам количество деталей на рисунке еще более возрастает — дети часто рисуют уши, волосы, шею, иногда шляпку на голове. Рисунок становится более пропорциональным и законченным. В 7 лет некоторые дети переходят от аналитического способа рисования к синтетическому.

При аналитическом способе рисования дети конструируют фигуру человека из отдельных частей, пририсовывая к ней то одну деталь, то другую. При синтетическом способе фигура человека замысливается и изображается как единое целое: учитываются точные пропорции фигуры. Переход на синтетический способ рисования свидетельствует о развитии символического мышления ребенка, его способности изображать на рисунке то, что он видит в реальности. Нередко рисунок начинает терять детали, становится все более схематичным: например, ребенок уже не вырисовывает каждый пальчик, а может изображать кисть руки в виде варежки. На 8-м году жизни количество схематичных рисунков растет, что свидетельствует о стремлении ребенка выделить наиболее важные признаки изображаемого объекта и о способности абстрагироваться от несущественных. Указанную выше динамику развития рисунка можно представить в виде следующей схемы.

Этапы изобразительной деятельности дошкольника состоят из:

Доизобразительного этапа, в который входят 2 стадии: 1-я стадия: стадия каракулей (до 2 лет); 2-я стадия: стадия последующей интерпретации (от 2 до 3 лет).

Изобразительного этапа, тоже включающего 2 стадии: 1-ю стадию: рисунки с примитивной изобразительностью (3-5 лет); 2-ю стадию: схематические детские рисунки (6-7 лет).

Содержания рисунка -каракулей — каракулей с названием -создание примитивной формы — рисунки с примитивной выразительностью — схематические рисунки – изображение существенных признаков объекта.

Читайте также:  Фнп при ведении горных работ подземным способом

Рисунок наряду с интеллектуальными и двигательными способностями отражает и эстетические спосрбности. Он передает отношение автора к изображенному. Очень важную роль играет подбор красок и сюжета выбираемых ребенком рисунков. Ребенок способен изобразить на рисунке существенные признаки, принадлежащие объекту рисования. Среди детей выделяют два типа рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонных к развертыванию сюжета. Есть еще дети, для которых процесс рисования включен в игру, в общение, и те, которые, не обращая ни на кого внимания, сосредоточены на своем рисунке.

Занятия изобразительной деятельностью развивают восприятие, мышление, волю, внимание, могут служить хорошим средством стимуляции воображения, зрительной памяти. Известно, что художественная деятельность оказывает огромное влияние на ребенка. «Бывает, что наиболее «примитивная», с точки зрения взрослого, «уродливая» работа более значима для ребенка, чем прекрасно выполненная, на взгляд взрослого, или хорошая работа. Ребенок может найти себя в рисовании, и таким способом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка возникнет самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе. При этом изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт — рисунок.

Рисунок можно использовать для диагностики и коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка. Возможности рисунка как средства диагностики были рассмотрены в параграфе «Методы педагогической психологии».

В психологической коррекции целесообразно предложить ребенку рисовать на заданную тему, используя цветные карандаши. Сначала ребенку предлагается порисовать на нейтральные темы: «Зима», «Кем я хочу стать» и др. Специальные темы для рисования: «Самое плохое или хорошее», «Что мне снится страшное», «Чего я боюсь днем». В рисунке ребенок так же, как в игре, выразит свои проблемы, снимет их аффективную насыщенность. Персонаж, несущий угрозу ребенку, может быть заштрихован, рисунок можно порвать на мелкие кусочки и выбросить, т. е. в такой символической форме как бы избавиться от страха. При рисовании не стоит брать тему смерти -это возрастной страх, который со временем должен уйти сам. Через несколько дней можно провести обсуждение рисунков. Отрицание страха подкрепляется похвалой. Если же проблема сохраняется, то ребенок должен найти поддержку и понимание со стороны взрослого. Важно, чтобы ребенок попробовал нарисовать себя не испытывающим страха.

А.И. Захаров [1] отмечает, что коррекционный потенциал этого метода таков: в 50% случаев для девочек и 60% у мальчиков. Искренность и непосредственность в выражении чувств украшают детский рисунок и делают его незаменимым в воспитании личности.

Вопросы и задания

1. Какие этапы развития изобразительной деятельности детей можно выделить?

2. Как влияет изобразительная деятельность на развитие познавательных процессов?

3. Используйте методику «Рисунок человека» с тремя детьми разного возраста (стадий дошкольник, младший школьник, подросток). Проанализируйте конкретные результаты.

4. Опишите возможности рисунка как метода коррекции эмоционально-личностных проблем ребенка.

Основная литература

1. Захаров А.И. Профилактика детских неврозов. М., 1977.

2. Мухина B.C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 239-245.

Дополнительная литература

4. Алещенко М.В. О чем рассказал детский рисунок: Заметки психолога // Начальная школа. 1992. № 4.

5. Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М., 1995.

6. Полуянов Ю.Д. Дети рисуют. М., 1988.

План семинара

«Воспитательные, диагностические и коррекционные возможности изобразительной деятельности»

1. Значение изобразительной деятельности для жизни ребенка.

2. Рисование и развитие личности.

3. Рисование и формирование познавательных процессов.

4. Диагностические и коррекционные возможности детского рисунка.

Источник

Оцените статью
Разные способы