Синтетический способ образования степеней сравнения прилагательных

Не все качественные прилагательные способны образовывать краткие формы в силу морфонологических или семантических причин. Не образуют кратких форм прилагательные:

1) обозначающие некоторые цвета, масть: шоколадный, каурый;

2) обозначающие абсолютные признаки, которые нельзя оценивать по шкале больше/ меньше: холостой, слепой;

3) прилагательные с суффиксами -ев-(-ов-), -ск-, -к- и некоторыми другими: боевой, дружеский;

4) прилагательные с приставками раз-, пре- и суффиксами -ущ- (-ющ-), выражающие высшую степень качества: предобрый, развеселый, злющий;

5) отглагольные прилагательные с суффиксом –л-: отсталый, прошлый , умелый ;

6) прилагательные большой, меньший, старший, младший;

7) прилагательные, употребляемые только в составе устойчивых словосочетаний: закадычный друг, заклятый враг .

Степени сравнения имен прилагательных

Положительная (нулевая) степень — признак, обозначаемый качественным прилагательным, не сопоставляется с другим признаком по степени интенсивности проявления этого признака: взрослый, глубокий, красивый. Сравнительная степень указывает, что признак выражается у одного предмета в большей или меньшей степени, чем у другого: большой — больше, зависимыйменее зависимый. Превосходная степень указывает на высшую степень проявления признака: высокий — высочайший, самый высокий, выше всех.

Не образуют степеней сравнения по семантическим или морфонологическим причинам лишь отдельные группы качественных прилагательных. Это прилагательные, которые:

1) обозначают абсолютный признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени: слепой, хромой, честный;

2) уже имеют семантику степени качества (большая или меньшая степень признака содержится в самой семантике): развеселый, маловатый;

3) обозначают масть лошадей: вороной, гнедой, а также некоторые цвета: фиолетовый, лиловый.

Способы образования степеней сравнения имен прилагательных

Сравнительная степень (компаратив) указывает на то, что у данного предмета (лица) свойство проявляется в большей мере, чем у других предметов (лиц), или на то, что у данного предмета свойство проявляется в большей степени, чем у того же предмета в иных случаях. Это значение компаратива может выражаться: простой формой (синтетической) или сложной (аналитической).

Простая форма (синтетический способ) образуется от основы положительной степени с помощью аффиксов -е- или —ее-: тонкий — тоньше, теплый — теплее. В процессе формообразования иногда происходит чередование звуков в основе (с//ш, ч//ж, к//ч, т//ч, з//ж ст//щ): высокий — выше, богатый — богаче. Иногда сравнительная форма бывает осложнена приставкой по-, которая ослабляет признак: добрее — подобрее, сложныйпосложнее.

Сложная форма (аналитический способ) образуется при помощи слов более, менее, которые присоединяются к формам положительной степени: более теплый, менее теплый.

Супплетивная форма (единичные случаи формообразования): хороший — лучше, плохой — хуже, малый — меньше.

Ряд лингвистов, в том числе В.А. Белошапкова, не считают сравнительную степень формой прилагательного, так как формально, по их мнению, она ничем не отличается от наречия. Ср.: Брат выше сестры. Подняться выше дома. Ученые, разделяющие это мнение, относят эту форму к особому разряду наречий, так как наречия могут выражать признак и глагола и существительного.

Превосходная степень (суперлятив) показывает, что свойство, названное прилагательным, проявляется в нем в сравнении с другими однородными в наивысшей степени.

Простая форма (синтетический способ) превосходной степени образуется от основы положительной степени при помощи суффиксов -айш-, — ейш-: простейший, мудрейший.

Превосходная степень может быть осложнена приставками наи-, пре-: наисильнейший, предобрейший.

Сложная форма (аналитический способ) более продуктивна, образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее, сочетающихся с формами положительной степени: самый обходительный, наиболее отчетливый.

Особая форма сложной превосходной степени образуется сочетанием слов всего, всех и форм сравнительной степени: всех милее, всего дороже.

Формы превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам: самый умный ученик, самая умная студентка, самое умное решение, самые умные ответы.

Недопустимо смешение различных способов формообразования прилагательных.

Формы субъективной оценки имен прилагательных

Формы субъективной оценки отражают семантико-грамматическую категорию, передающую субъективную оценку говорящим признака предмета и вносящую в значение слова добавочные эмоционально-экспрессивные оттенки ласкательности, пренебрежения, иронии и др.: малюсенький, здоровущий.

Средства передачи субъективного оценочного значения:

Читайте также:  Разнообразные способы добывания пищи у рыб

1) суффиксы -еньк-, -оньк-, -ехоньк- (-охоньк-), -ущ- (-ющ-), -юсеньк-, -енн-: смирненький, злющий;

2) приставки: пре-, раз-, наи-, архи-, сверх-: сверхмодный, архиважный;

3) повторение слов, может быть с приставкой: умный-преумный, рада-радехонька.

Слова с суффиксами –оват/-еват не являются формами субъективной оценки, так как обозначают неполноту проявления признака, а не эмоциональные оттенки: беловатый, глуповатый.

Прилагательные субъективной оценки имеют много словообразовательных ограничений. Сфера их употребления также ограничена. Это либо разговорные, либо книжные слова.

Источник

Степени сравнения прилагательных в английском языке

Изменяться по степени сравнения могут только качественные прилагательные, которые обозначают какие-либо качества предмета и чье значение может быть выражено в большей или меньшей степени.

Существует три степени сравнения прилагательных в английском языке – положительная, сравнительная и превосходная.

Прилагательные в превосходной степени обычно используются в комбинации с определенным артиклем the. Исключениями могут стать предложения, где имеется в виду очень высокая степень качества, а не сравнение с другим предметом:

Способы образования степеней сравнения прилагательных в английском языке

Степени сравнения прилагательных могут быть образованы синтетически (при помощи суффиксов -er и -est), аналитически (при помощи слов more — most, less — least) и супплетивно (такие исключения, как good — better — best).

Синтетический способ возможен только для прилагательных из одного слога и двухсложных прилагательных с ударением на последний слог:

Также сюда входят двусложные слова оканчивающиеся на -ble, -er, -y, -some, -ow:

При прибавлении суффиксов -er и -est нужно помнить о следующих правилах орфографии:

  • Немое -e в конце слов опускается:
  • Если прилагательное оканчивается на краткую гласную и согласную, то в сравнительной и превосходной степени конечная согласная удваивается:
  • Если прилагательное оканчивается на согласную и букву -y, то в сравнительной и превосходной степени конечная -y заменяется на -i:

Аналитический способ используется для многосложных слов. Для этого перед прилагательным ставятся слова more/most (более/наиболее), less/least (менее/наименее):

Хотя слово most и связано с превосходной степенью, иногда оно может использоваться и с неопределенным артиклем, тогда оно приобретает значение «весьма, крайне»:

Супплетивный способ предполагает, что некоторые прилагательные в английском языке образуют степени сравнения не по общим правилам (при помощи своих супплетивных форм):

Обратите внимание на различие в значении слов farther/further и older/elder.

fartherfarthest используется только в отношении физического расстояния:

furtherfurthest имеет более широкое значение:

eldereldest обозначает старшинство в семье:

olderoldest обозначает возраст:

Сложные прилагательные образуют степени сравнения или при помощи слов moremost:

или посредством изменения первого элемента (если это прилагательное или наречие):

Источник

Способы образования степеней сравнения имен прилагательных

Сравнительная степень (компаратив) указывает на то, что у данного предмета (лица) свойство проявляется в большей мере, чем у других предметов (лиц), или на то, что у данного предмета свойство проявляется в большей степени, чем у того же предмета в иных случаях. Это значение компаратива может выражаться: простой формой (синтетической) или сложной (аналитической).

Простая форма (синтетический способ) образуется от основы положительной степени с помощью аффиксов -е- или —ее-: тонкий — тоньше, теплый — теплее. В процессе формообразования иногда происходит чередование звуков в основе (с//ш, ч//ж, к//ч, т//ч, з//ж ст//щ): высокий — выше, богатый — богаче. Иногда сравнительная форма бывает осложнена приставкой по-, которая ослабляет признак: добрее — подобрее, сложныйпосложнее.

Сложная форма (аналитический способ) образуется при помощи слов более,менее, которые присоединяются к формам положительной степени: более теплый, менее теплый.

Супплетивная форма (единичные случаи формообразования): хороший — лучше, плохой — хуже, малый — меньше.

Ряд лингвистов, в том числе В.А. Белошапкова, не считают сравнительную степень формой прилагательного, так как формально, по их мнению, она ничем не отличается от наречия. Ср.: Брат выше сестры. Подняться выше дома. Ученые, разделяющие это мнение, относят эту форму к особому разряду наречий, так как наречия могут выражать признак и глагола и существительного.

Превосходная степень (суперлятив) показывает, что свойство, названное прилагательным, проявляется в нем в сравнении с другими однородными в наивысшей степени.

Простая форма (синтетический способ)превосходной степени образуется от основы положительнойстепени при помощи суффиксов -айш-, — ейш-: простейший, мудрейший.

Превосходная степень может быть осложнена приставками наи-, пре-: наисильнейший, предобрейший.

Сложная форма (аналитический способ) более продуктивна, образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее, сочетающихся с формами положительной степени: самый обходительный, наиболее отчетливый.

Особая форма сложной превосходной степени образуется сочетанием слов всего, всех и форм сравнительной степени: всех милее, всего дороже.

Формы превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам:самый умный ученик, самая умная студентка, самое умное решение, самые умные ответы.

Недопустимо смешение различных способов формообразования прилагательных.

Читайте также:  Способы приготовления пасты карбонара

15)Переход прилаг из разряда в разряд. Субстантивация. Исп прилаг в худ речи.

Некоторые имена прилагательные могут употребляться в переносном значении и приобретать признаки, не характерные для слов своего разряда. В результате возможны случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой. Так, притяжательные прилагательные (в основном с суффиксом -j) могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные — в разряд качественных, качественные (редко) — в разряд относительных.

Качественное значение Относительное значение Притяжательное значение
Лисий взгляд Лисий воротник Лисий хвост
Заячья натура Заячья шапка Заячий след
Сердечное отношение Сердечная мышца
Деревянная походка Деревянная скульптура
Цветные картинки Цветные металлы
Лёгкий характер Лёгкая промышленность

При переходе из одного разряда в другой меняются не только значения, но и грамматические признаки прилагательных. Так, например, качественные прилагательные, употребляясь в относительном и притяжательном значениях, теряют способность к образованию простых форм и наречий на -о, -е, а относительные прилагательные, становясь качественными, наоборот, эту способность приобретают. Ср.: лёгкая походка (кач.) — походка легка, дышится лег­ко, но: лёгкая промышленность (отн.); деревянная тумба (отн.), но: деревянная походка (кач.) — походка деревянна, глядеть тупо, деревянно.

Имена прилагательные (чаще всего относительные) могут иногда переходить в разряд имен существительных, т.е. способны субстантивироваться.

Переходя в класс имен существительных, прилагательные утрачивают свое основное значение качества и приобретают значение предметности, являющееся семантической основой имен существительных.

Степень субстантивации прилагательных может быть различной. Так, одни прилагательные (чаще всего относительные) полностью перешли в существительные, утратив способность изменяться по родам (вселенная, городничий, запятая, мостовая, портной, родословная и др.). Их связь с прилагательными с точки зрения современного языка утрачена. Такие образования являются немотивированными. Другие прилагательные могут употребляться как в роли существительных (Врач терпеливо выслушал все жалобы больного ), так и в роли прилагательных (Врач осмотрел больного ребенка). Такими прилагательными являются прилагательные — борзая, гнедой, верховой, дозорный, военный, ванная, кривая, плясовая и многие другие. Подобные образования являются мотивированными. В данном случае можно говорить о степени субстантивации

В класс имен существительных переходят и отдельные качественные прилагательные, но при этом они резко изменяют свое лексическое значение. Ср., например: Между жарким и бланманже цимлянское несут уже (П.). — Солдаты сбежались в кучку и жарким ружейным огнем встречали наступавших турок (Гарш.). Или: Как-то он заболел воспалением легкого (Ч.). — А на корабле, да еще в боевой обстановке, мы очень скромны, кроме легкого вина ревизор никогда ничего не выставит на стол (Степ.).

16)Имя числ как чр. Классиф числ по структуре

Имя числительное — часть речи, обозначающая отвлеченные числа, количество предметов или их порядок при счете и выражающая эти значения в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно). В предложении числительные выполняют функцию подлежащего или дополнения, а также определения.

Класс числительных характеризуется особыми формами склонения и словообразования. Числительные обладают способностью сочетаться в качестве количественного определителя с именами существительными, образуя с ними синтаксически неразложимые словосочетания, функционирующие как единый член предложения. Числительные не могут иметь определения, в сочетаниях с существительными могут быть и главными, и зависимыми словами: пять (чего?) книг, книга (какая?) пятая.

Слова неопределенно-количественного значения типамного, мало, сколько, нисколькорассматриваются в русском языке как местоимения, если отвечают на вопрос числительных(сколько, нисколько) и как наречия, если отвечают на вопрос наречий(мало, много).

Разряды числительных по структуре:простые(в морфемной структуре только один корень: один, двенадцать, тридцать),сложные (в морфемной структуре два корня и два окончания: пятьдесят, семьсот, двести),составные(составлены из нескольких числительных:сто сорок два, триста восемьдесят пятый, две третьих).

Грамматическая категория рода присуща лишь некоторым числительным. Значение мужского, женского и среднего рода есть у числительного один (один удар, одна встреча, одно письмо).Значение мужского и женского имеют числительныедва, оба, полтора: (два бойца, две подруги, оба мальчика, обе девочки, полтора метра, полторы страницы).Женский род имеет числительноетысяча. Мужского рода числительныемиллион, миллиард.Формы зависимого рода есть также у всех порядковых числительных:первый урок, первая книга, первое свидание.

Формы числа есть только у порядковых числительных: пятый ряд, пятые ряды. Числительное один имеет форму одни во множественном числе для употребления с существительнымиpl.t.: в одни ворота, одни сутки. В остальных случаях слово один в форме множественного числа не является числительным. Мы остались одни.

Формы падежа присущи всем без исключения числительным. Именно наличие грамматической категории падежа позволяет отнести числительные к именным частям речи.

Читайте также:  Что такое способ управления жск

17)Классиф числ по значению. Счетные слова

Разряды числительных по значению: количественные, которые обозначают целое отвлеченное число или количество предметов: один, двадцать, тысяча; дробныеобозначают дробную величину:одна вторая, три целых пять десятых, полтора;порядковыеобозначают порядок следования предметов при счете: первый, одиннадцатый, двадцать пятый, сорокатысячный, стомиллионный; собирательныеобозначают количество предметов как совокупность:оба, обе, двое, троеи так до десятеро. Некоторые лингвисты относят дробные числительные в разряд количественных, а порядковые числительные (В.А. Белошапкова, Н.М Шанский) считают прилагательными.

Ограничения в употреблении имеют собирательные числительные. Они могут употребляться:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола:трое учеников, двое дежурных;

2) со словами дети, ребята;

3) с названиями детенышей животных: четверо котят;

4) с парными существительными и с существительными pluraliatantum: шестеро сапог, двое саней;

5) с личными местоимениями: нас трое.

Термин «числительное» традиционно употребляется также для наименования всех слов с количественно-числовым и счетно-порядковым значениями. Такие слова отвечают на вопросы «сколько?» и «который?»: два, три, пятеро, тысяча, миллион, нуль (и ноль); первый, второй, десятый, сотый. Слова эти принадлежат к разным частям речи: к числительным, существительным, прилагательным; их объединяет то что все они являются счетными словами.

Помимо сходства лексической семантики все счетные слова обладают и некоторыми общими грамматическими особенностями: их лексические значения часто препятствуют последовательному выражению в них морфологической категории числа. Например, счетное прил. многие, определяющее существительные в форме мн. ч., не имеет форм ед. ч.; соотношение словоформ один – одни не обозначает противопоставления по числу: словоформа одни (за исключением тех случаев, когда она определяет сущ. pluralia tantum или, реже, названия парных предметов: одни ножницы, одни перчатки) выступает в знач. (только) (в группе были одни девочки) или в знач. неопределенного местоимения (какие-то, некоторые) (одни мои знакомые недавно переехали в другой город).

Однако грамматическая неоднородность счетных слов значительно сильнее их грамматического сходства: различия в морфологических категориях и парадигматике таких слов, как два и второй, оба и второй, трое и третий, много и многие, определяют их принадлежность к разным частям речи.

Счетно-порядковые прил. типа второй, третий, десятый (называемые иногда также порядковыми числительными), а также счетно-местоименное слово один не имеют своих собственных, отличающих их от прилагательных морфологических признаков. С другой стороны, такие слова, как миллион, миллиард, нуль, не имеют морфологических признаков, отличающих их от существительных. В особую часть речи – имя числительное – выделяются только те количественные и собирательные слова, которые обладают своими собственными морфологическими признаками, не позволяющими объединить их ни с существительными, ни с прилагательными (подробнее см. ниже).

Счетно-порядковые прилагательные и счетно-местоименное слово один во всех падежах с определяемым существительным последовательно согласуются. Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.

18)Изм числ по родам, числам и падежам.
1. Согласование сказуемого и подлежащего, в составе которого есть числительные.

Количественное составное числительное, оканчивающееся на один, в составе подлежащего предполагает сказуемое в форме единственного числа мужского, женского или среднего рода: Двадцать один вагон отправлен. Тридцать одна тонна зерна отгружена.

Количественное числительное в составе подлежащего, оканчивающееся на 2, 3, 4, 5 и т.д., может согласовываться со сказуемым как в форме единственного числа среднего рода, так и в форме множественного числа: Пять человек не пришло (не пришли) на семинар. Тридцать два ученика награждено (награждены) грамотами.

Источник

Оцените статью
Разные способы