- Не все качественные прилагательные способны образовывать краткие формы в силу морфонологических или семантических причин. Не образуют кратких форм прилагательные:
- Формы субъективной оценки отражают семантико-грамматическую категорию, передающую субъективную оценку говорящим признака предмета и вносящую в значение слова добавочные эмоционально-экспрессивные оттенки ласкательности, пренебрежения, иронии и др.: малюсенький, здоровущий.
- Степени сравнения прилагательных в английском языке
- Способы образования степеней сравнения прилагательных в английском языке
- Способы образования степеней сравнения имен прилагательных
Не все качественные прилагательные способны образовывать краткие формы в силу морфонологических или семантических причин. Не образуют кратких форм прилагательные:
1) обозначающие некоторые цвета, масть: шоколадный, каурый;
2) обозначающие абсолютные признаки, которые нельзя оценивать по шкале больше/ меньше: холостой, слепой;
3) прилагательные с суффиксами -ев-(-ов-), -ск-, -к- и некоторыми другими: боевой, дружеский;
4) прилагательные с приставками раз-, пре- и суффиксами -ущ- (-ющ-), выражающие высшую степень качества: предобрый, развеселый, злющий;
5) отглагольные прилагательные с суффиксом –л-: отсталый, прошлый , умелый ;
6) прилагательные большой, меньший, старший, младший;
7) прилагательные, употребляемые только в составе устойчивых словосочетаний: закадычный друг, заклятый враг .
Степени сравнения имен прилагательных
Положительная (нулевая) степень — признак, обозначаемый качественным прилагательным, не сопоставляется с другим признаком по степени интенсивности проявления этого признака: взрослый, глубокий, красивый. Сравнительная степень указывает, что признак выражается у одного предмета в большей или меньшей степени, чем у другого: большой — больше, зависимый — менее зависимый. Превосходная степень указывает на высшую степень проявления признака: высокий — высочайший, самый высокий, выше всех.
Не образуют степеней сравнения по семантическим или морфонологическим причинам лишь отдельные группы качественных прилагательных. Это прилагательные, которые:
1) обозначают абсолютный признак, который не может проявляться в большей или меньшей степени: слепой, хромой, честный;
2) уже имеют семантику степени качества (большая или меньшая степень признака содержится в самой семантике): развеселый, маловатый;
3) обозначают масть лошадей: вороной, гнедой, а также некоторые цвета: фиолетовый, лиловый.
Способы образования степеней сравнения имен прилагательных
Сравнительная степень (компаратив) указывает на то, что у данного предмета (лица) свойство проявляется в большей мере, чем у других предметов (лиц), или на то, что у данного предмета свойство проявляется в большей степени, чем у того же предмета в иных случаях. Это значение компаратива может выражаться: простой формой (синтетической) или сложной (аналитической).
Простая форма (синтетический способ) образуется от основы положительной степени с помощью аффиксов -е- или —ее-: тонкий — тоньше, теплый — теплее. В процессе формообразования иногда происходит чередование звуков в основе (с//ш, ч//ж, к//ч, т//ч, з//ж ст//щ): высокий — выше, богатый — богаче. Иногда сравнительная форма бывает осложнена приставкой по-, которая ослабляет признак: добрее — подобрее, сложный — посложнее.
Сложная форма (аналитический способ) образуется при помощи слов более, менее, которые присоединяются к формам положительной степени: более теплый, менее теплый.
Супплетивная форма (единичные случаи формообразования): хороший — лучше, плохой — хуже, малый — меньше.
Ряд лингвистов, в том числе В.А. Белошапкова, не считают сравнительную степень формой прилагательного, так как формально, по их мнению, она ничем не отличается от наречия. Ср.: Брат выше сестры. Подняться выше дома. Ученые, разделяющие это мнение, относят эту форму к особому разряду наречий, так как наречия могут выражать признак и глагола и существительного.
Превосходная степень (суперлятив) показывает, что свойство, названное прилагательным, проявляется в нем в сравнении с другими однородными в наивысшей степени.
Простая форма (синтетический способ) превосходной степени образуется от основы положительной степени при помощи суффиксов -айш-, — ейш-: простейший, мудрейший.
Превосходная степень может быть осложнена приставками наи-, пре-: наисильнейший, предобрейший.
Сложная форма (аналитический способ) более продуктивна, образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее, сочетающихся с формами положительной степени: самый обходительный, наиболее отчетливый.
Особая форма сложной превосходной степени образуется сочетанием слов всего, всех и форм сравнительной степени: всех милее, всего дороже.
Формы превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам: самый умный ученик, самая умная студентка, самое умное решение, самые умные ответы.
Недопустимо смешение различных способов формообразования прилагательных.
Формы субъективной оценки имен прилагательных
Формы субъективной оценки отражают семантико-грамматическую категорию, передающую субъективную оценку говорящим признака предмета и вносящую в значение слова добавочные эмоционально-экспрессивные оттенки ласкательности, пренебрежения, иронии и др.: малюсенький, здоровущий.
Средства передачи субъективного оценочного значения:
1) суффиксы -еньк-, -оньк-, -ехоньк- (-охоньк-), -ущ- (-ющ-), -юсеньк-, -енн-: смирненький, злющий;
2) приставки: пре-, раз-, наи-, архи-, сверх-: сверхмодный, архиважный;
3) повторение слов, может быть с приставкой: умный-преумный, рада-радехонька.
Слова с суффиксами –оват/-еват не являются формами субъективной оценки, так как обозначают неполноту проявления признака, а не эмоциональные оттенки: беловатый, глуповатый.
Прилагательные субъективной оценки имеют много словообразовательных ограничений. Сфера их употребления также ограничена. Это либо разговорные, либо книжные слова.
Источник
Степени сравнения прилагательных в английском языке
Изменяться по степени сравнения могут только качественные прилагательные, которые обозначают какие-либо качества предмета и чье значение может быть выражено в большей или меньшей степени.
Существует три степени сравнения прилагательных в английском языке – положительная, сравнительная и превосходная.
Прилагательные в превосходной степени обычно используются в комбинации с определенным артиклем the. Исключениями могут стать предложения, где имеется в виду очень высокая степень качества, а не сравнение с другим предметом:
Способы образования степеней сравнения прилагательных в английском языке
Степени сравнения прилагательных могут быть образованы синтетически (при помощи суффиксов -er и -est), аналитически (при помощи слов more — most, less — least) и супплетивно (такие исключения, как good — better — best).
Синтетический способ возможен только для прилагательных из одного слога и двухсложных прилагательных с ударением на последний слог:
Также сюда входят двусложные слова оканчивающиеся на -ble, -er, -y, -some, -ow:
При прибавлении суффиксов -er и -est нужно помнить о следующих правилах орфографии:
- Немое -e в конце слов опускается:
- Если прилагательное оканчивается на краткую гласную и согласную, то в сравнительной и превосходной степени конечная согласная удваивается:
- Если прилагательное оканчивается на согласную и букву -y, то в сравнительной и превосходной степени конечная -y заменяется на -i:
Аналитический способ используется для многосложных слов. Для этого перед прилагательным ставятся слова more/most (более/наиболее), less/least (менее/наименее):
Хотя слово most и связано с превосходной степенью, иногда оно может использоваться и с неопределенным артиклем, тогда оно приобретает значение «весьма, крайне»:
Супплетивный способ предполагает, что некоторые прилагательные в английском языке образуют степени сравнения не по общим правилам (при помощи своих супплетивных форм):
Обратите внимание на различие в значении слов farther/further и older/elder.
farther – farthest используется только в отношении физического расстояния:
further – furthest имеет более широкое значение:
elder – eldest обозначает старшинство в семье:
older – oldest обозначает возраст:
Сложные прилагательные образуют степени сравнения или при помощи слов more — most:
или посредством изменения первого элемента (если это прилагательное или наречие):
Источник
Способы образования степеней сравнения имен прилагательных
Сравнительная степень (компаратив) указывает на то, что у данного предмета (лица) свойство проявляется в большей мере, чем у других предметов (лиц), или на то, что у данного предмета свойство проявляется в большей степени, чем у того же предмета в иных случаях. Это значение компаратива может выражаться: простой формой (синтетической) или сложной (аналитической).
Простая форма (синтетический способ) образуется от основы положительной степени с помощью аффиксов -е- или —ее-: тонкий — тоньше, теплый — теплее. В процессе формообразования иногда происходит чередование звуков в основе (с//ш, ч//ж, к//ч, т//ч, з//ж ст//щ): высокий — выше, богатый — богаче. Иногда сравнительная форма бывает осложнена приставкой по-, которая ослабляет признак: добрее — подобрее, сложный—посложнее.
Сложная форма (аналитический способ) образуется при помощи слов более,менее, которые присоединяются к формам положительной степени: более теплый, менее теплый.
Супплетивная форма (единичные случаи формообразования): хороший — лучше, плохой — хуже, малый — меньше.
Ряд лингвистов, в том числе В.А. Белошапкова, не считают сравнительную степень формой прилагательного, так как формально, по их мнению, она ничем не отличается от наречия. Ср.: Брат выше сестры. Подняться выше дома. Ученые, разделяющие это мнение, относят эту форму к особому разряду наречий, так как наречия могут выражать признак и глагола и существительного.
Превосходная степень (суперлятив) показывает, что свойство, названное прилагательным, проявляется в нем в сравнении с другими однородными в наивысшей степени.
Простая форма (синтетический способ)превосходной степени образуется от основы положительнойстепени при помощи суффиксов -айш-, — ейш-: простейший, мудрейший.
Превосходная степень может быть осложнена приставками наи-, пре-: наисильнейший, предобрейший.
Сложная форма (аналитический способ) более продуктивна, образуется при помощи слов самый, наиболее, наименее, сочетающихся с формами положительной степени: самый обходительный, наиболее отчетливый.
Особая форма сложной превосходной степени образуется сочетанием слов всего, всех и форм сравнительной степени: всех милее, всего дороже.
Формы превосходной степени изменяются по родам, числам и падежам:самый умный ученик, самая умная студентка, самое умное решение, самые умные ответы.
Недопустимо смешение различных способов формообразования прилагательных.
15)Переход прилаг из разряда в разряд. Субстантивация. Исп прилаг в худ речи.
Некоторые имена прилагательные могут употребляться в переносном значении и приобретать признаки, не характерные для слов своего разряда. В результате возможны случаи перехода прилагательных из одного разряда в другой. Так, притяжательные прилагательные (в основном с суффиксом -j) могут переходить в разряд относительных и качественных, относительные — в разряд качественных, качественные (редко) — в разряд относительных.
Качественное значение | Относительное значение | Притяжательное значение |
Лисий взгляд | Лисий воротник | Лисий хвост |
Заячья натура | Заячья шапка | Заячий след |
Сердечное отношение | Сердечная мышца | — |
Деревянная походка | Деревянная скульптура | — |
Цветные картинки | Цветные металлы | — |
Лёгкий характер | Лёгкая промышленность | — |
При переходе из одного разряда в другой меняются не только значения, но и грамматические признаки прилагательных. Так, например, качественные прилагательные, употребляясь в относительном и притяжательном значениях, теряют способность к образованию простых форм и наречий на -о, -е, а относительные прилагательные, становясь качественными, наоборот, эту способность приобретают. Ср.: лёгкая походка (кач.) — походка легка, дышится легко, но: лёгкая промышленность (отн.); деревянная тумба (отн.), но: деревянная походка (кач.) — походка деревянна, глядеть тупо, деревянно.
Имена прилагательные (чаще всего относительные) могут иногда переходить в разряд имен существительных, т.е. способны субстантивироваться.
Переходя в класс имен существительных, прилагательные утрачивают свое основное значение качества и приобретают значение предметности, являющееся семантической основой имен существительных.
Степень субстантивации прилагательных может быть различной. Так, одни прилагательные (чаще всего относительные) полностью перешли в существительные, утратив способность изменяться по родам (вселенная, городничий, запятая, мостовая, портной, родословная и др.). Их связь с прилагательными с точки зрения современного языка утрачена. Такие образования являются немотивированными. Другие прилагательные могут употребляться как в роли существительных (Врач терпеливо выслушал все жалобы больного ), так и в роли прилагательных (Врач осмотрел больного ребенка). Такими прилагательными являются прилагательные — борзая, гнедой, верховой, дозорный, военный, ванная, кривая, плясовая и многие другие. Подобные образования являются мотивированными. В данном случае можно говорить о степени субстантивации
В класс имен существительных переходят и отдельные качественные прилагательные, но при этом они резко изменяют свое лексическое значение. Ср., например: Между жарким и бланманже цимлянское несут уже (П.). — Солдаты сбежались в кучку и жарким ружейным огнем встречали наступавших турок (Гарш.). Или: Как-то он заболел воспалением легкого (Ч.). — А на корабле, да еще в боевой обстановке, мы очень скромны, кроме легкого вина ревизор никогда ничего не выставит на стол (Степ.).
16)Имя числ как чр. Классиф числ по структуре
Имя числительное — часть речи, обозначающая отвлеченные числа, количество предметов или их порядок при счете и выражающая эти значения в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно). В предложении числительные выполняют функцию подлежащего или дополнения, а также определения.
Класс числительных характеризуется особыми формами склонения и словообразования. Числительные обладают способностью сочетаться в качестве количественного определителя с именами существительными, образуя с ними синтаксически неразложимые словосочетания, функционирующие как единый член предложения. Числительные не могут иметь определения, в сочетаниях с существительными могут быть и главными, и зависимыми словами: пять (чего?) книг, книга (какая?) пятая.
Слова неопределенно-количественного значения типамного, мало, сколько, нисколькорассматриваются в русском языке как местоимения, если отвечают на вопрос числительных(сколько, нисколько) и как наречия, если отвечают на вопрос наречий(мало, много).
Разряды числительных по структуре:простые(в морфемной структуре только один корень: один, двенадцать, тридцать),сложные (в морфемной структуре два корня и два окончания: пятьдесят, семьсот, двести),составные(составлены из нескольких числительных:сто сорок два, триста восемьдесят пятый, две третьих).
Грамматическая категория рода присуща лишь некоторым числительным. Значение мужского, женского и среднего рода есть у числительного один (один удар, одна встреча, одно письмо).Значение мужского и женского имеют числительныедва, оба, полтора: (два бойца, две подруги, оба мальчика, обе девочки, полтора метра, полторы страницы).Женский род имеет числительноетысяча. Мужского рода числительныемиллион, миллиард.Формы зависимого рода есть также у всех порядковых числительных:первый урок, первая книга, первое свидание.
Формы числа есть только у порядковых числительных: пятый ряд, пятые ряды. Числительное один имеет форму одни во множественном числе для употребления с существительнымиpl.t.: в одни ворота, одни сутки. В остальных случаях слово один в форме множественного числа не является числительным. Мы остались одни.
Формы падежа присущи всем без исключения числительным. Именно наличие грамматической категории падежа позволяет отнести числительные к именным частям речи.
17)Классиф числ по значению. Счетные слова
Разряды числительных по значению: количественные, которые обозначают целое отвлеченное число или количество предметов: один, двадцать, тысяча; дробныеобозначают дробную величину:одна вторая, три целых пять десятых, полтора;порядковыеобозначают порядок следования предметов при счете: первый, одиннадцатый, двадцать пятый, сорокатысячный, стомиллионный; собирательныеобозначают количество предметов как совокупность:оба, обе, двое, троеи так до десятеро. Некоторые лингвисты относят дробные числительные в разряд количественных, а порядковые числительные (В.А. Белошапкова, Н.М Шанский) считают прилагательными.
Ограничения в употреблении имеют собирательные числительные. Они могут употребляться:
1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола:трое учеников, двое дежурных;
2) со словами дети, ребята;
3) с названиями детенышей животных: четверо котят;
4) с парными существительными и с существительными pluraliatantum: шестеро сапог, двое саней;
5) с личными местоимениями: нас трое.
Термин «числительное» традиционно употребляется также для наименования всех слов с количественно-числовым и счетно-порядковым значениями. Такие слова отвечают на вопросы «сколько?» и «который?»: два, три, пятеро, тысяча, миллион, нуль (и ноль); первый, второй, десятый, сотый. Слова эти принадлежат к разным частям речи: к числительным, существительным, прилагательным; их объединяет то что все они являются счетными словами.
Помимо сходства лексической семантики все счетные слова обладают и некоторыми общими грамматическими особенностями: их лексические значения часто препятствуют последовательному выражению в них морфологической категории числа. Например, счетное прил. многие, определяющее существительные в форме мн. ч., не имеет форм ед. ч.; соотношение словоформ один – одни не обозначает противопоставления по числу: словоформа одни (за исключением тех случаев, когда она определяет сущ. pluralia tantum или, реже, названия парных предметов: одни ножницы, одни перчатки) выступает в знач. (только) (в группе были одни девочки) или в знач. неопределенного местоимения (какие-то, некоторые) (одни мои знакомые недавно переехали в другой город).
Однако грамматическая неоднородность счетных слов значительно сильнее их грамматического сходства: различия в морфологических категориях и парадигматике таких слов, как два и второй, оба и второй, трое и третий, много и многие, определяют их принадлежность к разным частям речи.
Счетно-порядковые прил. типа второй, третий, десятый (называемые иногда также порядковыми числительными), а также счетно-местоименное слово один не имеют своих собственных, отличающих их от прилагательных морфологических признаков. С другой стороны, такие слова, как миллион, миллиард, нуль, не имеют морфологических признаков, отличающих их от существительных. В особую часть речи – имя числительное – выделяются только те количественные и собирательные слова, которые обладают своими собственными морфологическими признаками, не позволяющими объединить их ни с существительными, ни с прилагательными (подробнее см. ниже).
Счетно-порядковые прилагательные и счетно-местоименное слово один во всех падежах с определяемым существительным последовательно согласуются. Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.
18)Изм числ по родам, числам и падежам.
1. Согласование сказуемого и подлежащего, в составе которого есть числительные.
Количественное составное числительное, оканчивающееся на один, в составе подлежащего предполагает сказуемое в форме единственного числа мужского, женского или среднего рода: Двадцать один вагон отправлен. Тридцать одна тонна зерна отгружена.
Количественное числительное в составе подлежащего, оканчивающееся на 2, 3, 4, 5 и т.д., может согласовываться со сказуемым как в форме единственного числа среднего рода, так и в форме множественного числа: Пять человек не пришло (не пришли) на семинар. Тридцать два ученика награждено (награждены) грамотами.
Источник