Синтаксический способ выражения чувств поэта

Синтаксический способ выражения чувств поэта

Библиографическая ссылка на статью:
Буланова М.С., Милькевич Е.С. Синтаксические стилистические средства как способ выражения категории эмотивности (на примере романа Дж. Барнса «Предчувствие конца») // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/66663 (дата обращения: 09.11.2021).

Эмоции проявляются во всех коммуникативных процессах, так как л юбая коммуникация включает в себя вовлеченность и участие. Согласно распространённой точке зрения, отсутствие эмоций или отвлеченность от происходящего также является выражением эмоции. Следовательно, любой текст и любой коммуникативный процесс будет эмоциональным ( Bamberg , 1997). Все эмоции находят непосредственное отражение в языке. Экспрессивная функция языка имеет дело с эмоциями. Целью эмотивной функции языка является непосредственное отражение отношения говорящего к высказыванию. Эмотивная функция языковых единиц определяется способностью говорящего осмыслить и словесно выразить эмоции. Свойство языка выражать эмоции и чувства человека при лингвистическом подходе рассматривают как эмотивность. Системой своих средств язык выражает эмоциональность как факт психики, именно это свойство языка называется эмотивностью (Филимонова, 2007, с.11-12; Шаховский, 2010) В настоящее время категорию эмотивности рассматривают как коммуникативную или как функционально-семантическую категорию языка. Чаще всего эмотивность определяют как ненейтральность выражения, выразительность.

Очевидно, что эмотивность речи может быть выражены не только на уровне слов, но и на уровне грамматических структур, т.е синтаксической организации речи. Синтаксическая стилистика изучает стилистические ресурсы синтаксиса, которые можно определить как стилистические возможности средств синтаксиса и их роль в порождении стилистически маркированных высказываний; способность синтаксических единиц выступать в качестве средств экспрессивно-стилистических и функционально-стилистических. Другими словами, предметом изучения синтаксической стилистики следует признать экспрессивные возможности порядка слов, типов предложения, типов синтаксической связи, стилистические и риторические фигуры (синтаксические построения, придающие речи экспрессию и выразительность.) В современной лингвистике экспрессивный синтаксис понимают как свойство синтаксических форм усиливать эмоциональное воздействие на читателя «сверх той степени, которая достигнута лексическими значениями элементов, наполняющих эти синтаксические формы» (Чайковский, 1971, с.196) Экспрессивный синтаксис также расценивается исследователями как свойство синтаксиса иметь эмоциональную направленность и служить средством усиления выразительности, служить выражением эмоций и волевых усилий говорящего.

Синтаксис обладает большими экспрессивными возможностями по сравнению с морфологией, так как он напрямую связан с мыслью, и выражает замысел автора с помощью разнообразия стилистических приемов. Несмотря на то, что роль синтаксиса в создании эмотивности произведения и в отражении идеи автора замечается читателями в последнюю очередь, значение синтаксиса в создании художественного эффекта в произведении не следует недооценивать.

Роман «Предчувствие конца» написан от первого лица в форме воспоминаний. Тони Уэбстер — главный герой романа — вспоминает прошедшие годы своей жизни и анализирует их. В романе представлена форма внутренней фокализации. Здесь читателю доступен взгляд на мир исключительно с точки зрения «фокального персонажа», его глазами. Читатель получает не объективную информацию, а информацию, преломленную через призму субъективного сознания героя. В данном романе многократно упоминается, что события рассматриваются исключительно с позиции главного героя, и в том числе все происходящее может не соответствовать действительности, так как является воспоминанием. Повествование от первого лица часто подвергается критике: «подобных произведений слишком много. Они слишком просты, и автор имеет возможность скрыть свой ужасный стиль за личностью повествователя» (Литовская, 2011). Однако читателями такие произведения воспринимаются как наиболее искренние и правдоподобные. Повествование от первого лица дает автору возможность свободно выражать свои мысли. Автор создает художественный мир произведения через речь повествователя, поэтому подобные произведения характеризуются живой, непосредственной, экспрессивной речью рассказчика.

Создание внутреннего мира произведения происходит через речь повествователя. Это способствует созданию живой, непосредственной, экспрессивной речи рассказчика в монологическом единстве текста. Повествование от первого лица в силу его особенностей характеризуется определенным набором синтактико-стилистических средств, свойственным разговорной речи, такими как эллипсис, парцелляция, вопросительные предложения в повествовательном тексте, умолчания и их активным использованием.

В данной статье экспрессивные возможности синтаксиса будут рассмотрены на примере таких стилистических средств как риторический вопрос, парцелляция, эллипсис, параллелизм, умолчание, обособление.

Риторический вопрос — это особый стилистический прием, сущность которого заключается в переосмыслении грамматического значения вопросительной формы. (Гальперин, 1958, с. 215). Следовательно, риторический вопрос можно определить как предложение в вопросительной форме, являющееся утверждением по содержанию. Высказывание в форме риторического вопроса становится более эмоциональным и эмфатичным. Считается, что риторический вопрос присоединяет эмоциональный компонент к категоричному суждению. В тексте исследуемого романа данный прием используется для выражения различных эмоциональных состояний:

Читайте также:  Способы нахождения оптимального решения

Look at our parents – were they the stuff of literature?

Данный вопрос является следствием размышления рассказчика о несоответствии реальной жизни той жизни, которая описывается в художественной литературе. Здесь выражаются такие эмоции как спокойно- созерцательное настроение, озабоченность, заинтересованность и любопытство, вызванные желанием найти ответ на поставленный вопрос.

Perhaps those authorities feared that the suicide’s reasoning might impugn the nature and value of life as organized by the state which paid the coroner?

Этот риторический вопрос, поставленный главным героем произведения, был вызван недовольством и непринятием окончательного вердикта следователя по убийствам, который заключался в том, что его друг, покончил жизнь самоубийством, будучи не в своем уме. Здесь проявляются такие эмоциональные состояния как возмущение , злость , негодование .

Парцелляция – синтаксический стилистический прием, состоящий в таком расчленении единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а в нескольких интонационно-смысловых речевых единицах или фразах.

Did you go? To the funeral?

В данном примере передается несколько эмоциональных состояний героя произведения. Прежде всего это напряженность и обескураженность. Парцеллят образует рематический центр с обстоятельством места, и подчеркивает значимость второй части высказывания, в связи с выраженным непринятием самоубийства друга и смешанными чувствами досады и смятения, которые объясняют неожиданность данного поступка.

And so, for the first time, I began to feel a more general remorse – a feeling somewhere between self-pity and self-hatred – about my whole life. All of it .

Здесь подчеркивается неприязнь ко всей прожитой жизни, а не к отдельным ее моментам и событиям. В этих предложениях можно отметить порыв неприязни и разочарования в собственной жизни, сожаление и удрученность.

Синтаксический параллелизм представляет собой такую композицию высказывания, в которой отдельные части построены однотипно, т.е. структура одного предложения или его части повторяется в другом предложении в составе высказывания (предложения, сложного синтаксического целого или абзаца).

I hope you get so involved that the mutual damage will be permanent. I hope you regret the day I introduced you. And I hope that when you break up, as you inevitably will – I give you 6 months, which your shared pride would extend to a year – your are left with a lifetime bitterness that will poison your subsequent relations.

В данном примере, взятом из письма главного героя своему другу и своей бывшей девушке, параллелизм усиливает эмоциональность текста, и подчеркивает факт, что данное письмо было написано в порыве сильного эмоционального напряжения. Здесь можно выделить такие эмоциональные состояния как порыв ревности, злости, презрения и желание отомстить.

And whereas I was nervous about her , she clearly wasn’t nervous about me .

В данном примере следует выделить особый вид параллелизма — обращенный параллелизм или хиазм. Хиазм — стилистическая фигура, заключающаяся в том, что в двух соседних предложениях (или словосочетаниях), построенных на синтаксическом параллелизме, второе предложение (или сочетание) строится в обратной последовательности членов.

Здесь хиазм противопоставляет эмоциональные состояния обоих героев произведения и на контрасте подчеркивает волнение и заинтересованность главного героя в происходящем, в отличие от безразличия его подруги.

Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Умолчание служит для придания речи яркости.

Умолчание, как стилистический прием, способствует созданию повышенной эмоциональности всей речи или фрагментов высказывания. Умолчание актуализирует вовлеченность читателя в повествование, мобилизуя воображение читателя. Используя прием умолчания, автор акцентирует внимание реципиента на том, что замалчивается. Как правило, прерванную мысль можно восстановить из контекста. Таким образом, умолчание не создает тайны, а служит средством акцентирования того, о чем не было сказано прямо.

Yes, I realise that’s exactly that’s exactly what she did say, but…

В рассматриваемом примере контекст позволяет восстановить недосказанное. Хорошо зная свою бывшую жену, рассказчик догадывается, что то, что она сказала не следует серьезно воспринимать. Здесь можно выделить такие эмоции как уверенность, спокойствие.

Обособленные члены предложения и обособленные конструкции представляют собой смысловые синтаксические единства внутри предложения, которые выделяются посредством инверсии и интонации. Их цель придать большую выразительность содержащемуся в них понятию, образу, характеристике. Разрывая традиционные связи между членами предложения, обособление не нарушает логической целостности высказывания. Усложненная структура предложения, которая создается путем обособления, получает дополнительные смысловые экспрессивные акценты.

Читайте также:  Способы строительства мелиоративных систем

В тексте романа «Предчувствие конца» используются полупредикативные и поясняющие обособленные обороты. Поясняющие обороты, как правило, зависят от второстепенных членов предложения и выполняют конкретизирующую функцию. К предложениям, которые содержат полупредикативный обособленный элемент относят предложения, содержащие абсолютные причастные обороты, определения с зависимыми словами в постпозиции.

On the train down from Charing Cross, I worried that my suitcase – the only one I owned – was so large it made me look like a potential burglar.

В рассматриваемом примере поясняющий обособленный оборот подчеркивает нежелание рассказчика выглядеть как потенциальный грабитель и невозможность этого избежать, так как тот чемодан был единственным. Здесь можно выделить такие эмоции как стеснительность, стыд, и волнение, вызванное тем, что главный герой не хотел произвести плохое впечатление на родителей своей девушки.

Adrian was much cleverer than me – he used logic where I used common sense – but we came, I think, to more or less the same conclusion.

В данном примере поясняющий обособленный оборот является средством выделения важной информации — подчеркнуть различия между рассказчиком и одним из его лучших друзей и подчеркивается, что автор и его друг, несмотря на разное отношение к жизни, пришли к одинаковым выводам. В этом примере обособление выражает удовлетворенность, спокойно-созерцательное настроение.

По рассмотренным примерам можно сделать вывод, что в романе «Предчувствие конца» автор использует широкий спектр средств эмотивного синтаксиса. Разнообразие употребляемых автором стилистических средств объясняется тем, что современная литература постмодернизма, которая рассчитана на массового читателя, имеет выраженную функцию воздействия. Повествование, состоящее из различных композиционных и стилистических факторов, в частности таких приемов, как эмотивный синтаксис, захватывает и удерживает внимание читателя.

Библиографический список

  1. Александрова О. В. Проблемы экспрессивного синтаксиса . – М., Высшая школа, 1984
  2. Арнольд, В. И. Стилистика. Современный английский язык.- М.,2002
  3. Береговская Э. М. Очерки по экспрессивному синтаксису.- Рохос, 2004
  4. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. – М., Издательство литературы на иностранных языках, 1958
  5. Литовская М. А. Массовая литература сегодня, М.,2011
  6. Пелевина Н. Ф. Стилистический анализ художественного текста, М., Просвещение, 1980
  7. Филимонова О. Е. Анализ репрезентации эмоций в английском языке. Эмоциология текста,- Спб: 2007
  8. Чайковский Р. Р. Общая лингвистическая категория экспрессивности и экспрессивность синтаксиса , уч. записки МГПИИЯ им. Мориса Тореза, вопросы романо-германской филологии. Т. 64.-М., 1971
  9. Bamberg, M. The Role of Language in the Construction of Emotions. Language,Concepts, Emotions, Amsterdam, 1997.
  10. URL: http://enc-dic.com/ (дата обращения 10.03.2016)
  11. URL: http://philologam.com/articles/, Синтаксические стилистические приемы — стилистика английского языка (дата обращения23.02.16)

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Урок-конкурс по стихотворению И. Бунина «Крещенская дочь»

Разделы: Литература

Анализ стихотворения – сложный для учащихся вид работы. Обучать серьёзному исследованию стихотворения надо с младших классов. Помогает путь “от формы к содержанию”, который исправляет типичную ошибку сочинений по лирическому произведению – вначале объяснять содержательный план текста, а затем “прикладывать” к нему набор найденных изобразительных средств. Урок-конкурс проводится после изучения стихотворений И. Бунина и уроков по поэзии других авторов, на которых отрабатывается план анализа лирического стихотворения и выразительные средства языка.

Цели урока:

  • проверить умение анализировать лирическое стихотворение – пейзаж в единстве формы и содержания
  • обучать сотрудничеству в исследовательской группе
  • показать философскую глубину произведения И. А. Бунина
  • формировать интерес к поэзии и ответственность за результат урока

Оформление урока: портрет И.А. Бунина, зимние пейзажи и фотографии, тексты стихотворения, иллюстрации учеников к стихотворению, распечатанные на каждого таблица и задание “Верно – неверно”, оценочные “медали” красного, жёлтого, зелёного цвета.

Эпиграф — постановка проблемного вопроса к уроку “Близки ли нам художественные поиски поэта Бунина, заявившего:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного?

Ход урока

1. Слово учителя.

На уроках стиховедения мы познакомились с пейзажной лирикой и сравнили её с искусством живописи. Мы продолжили изучать изобразительные средства поэтического языка, узнали о стихотворных размерах и фигурах речи. Материалом для последних уроков стала поэзия Бунина. Сегодня мы продолжаем изучение творчества этого удивительного художника слова и поэта-философа.

Читайте также:  Бассейн как способ похудения

Сегодняшний урок — соревнование эрудитов-литературоведов, которые будут исследовать одно стихотворения Бунина.

Правила конкурса:

1) Соревноваться будут представители каждого ряда в одиночку, парами и группой. Все остальные ребята тоже могут заработать баллы, выполняя задания для класса или помогая группе. Можно заработать красную, жёлтую или зелёную “медаль”, что соответствует “5”, “4” и “3”.

2) Каждый получает таблицу для исследования и заполняет её в течение урока.

Обратите внимание на эпиграф урока “Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного”. Понятны ли вам эти слова Бунина? Почему так важна для человека красота природы?

Для урока выбрано стихотворение, которое поможет ответить на эти вопросы.

2. Мелодекламация. Чтение учителем стихотворения “Крещенская ночь” под музыку Вивальди.

И.А. Бунин “Крещенская ночь.” Тёмный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блёстках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись, берёзы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своём цепенея,
И причудливо стелются тени
На снегу под ветвями чернея.

Замело чащи леса метелью, —
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и ёлок,
Меж берёзок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда – то шумели потоки. Тишина, — даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, — а быть может, он близко…
И стою я , исполнен тревоги,
И гляжу неподвижно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви и тени
В лунном свете узоры сплетают,
Всё мне чудится что-то живое,
Всё как будто зверьки пробегают.

Огонёк из лесной караулки
осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зелёным, то синим играя,
На востоке, у трона господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом всё выше и выше
Всходит месяц, — и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!.

3. Конкурсы:

1) Индивидуальный тур. Знание поэтического мира И.А.Бунина. Выбрать верные утверждения.

Верно – неверно?

  1. В пейзажной лирике, кроме образов природы, мы видим чувства и переживания человека.
  2. Бунин анализирует величие природы холодным разумом, нигде не давая волю чувству детского восторга перед её красотой.
  3. Яркие воспоминания детства о бездонном небе и золотых полях, о таинственном свете звёзд и запахе антоновки в саду вдохновляли поэта.
  4. Стихотворения Бунина полны звуков, запахов, они зримы и осязаемы, они похожи на полотна живописцев.
  5. Самое значительное место в поэтическом мире Бунина занимают исторические баллады и предания о сильных людях и их подвигах

2) Конкурс для групп “Роль изобразительных средств”. У каждой группы своё задание. (см. таблицу)

  • Во время выполнения задания класс слушает творческие домашние работы “Какую картину я представляю, читая стихотворение И.А. Бунина “Крещенская ночь”.

3) Конкурс для групп “Фигуры речи и лексические особенности стихотворения”. (см. таблицу)

  • В это время класс определяет размер стихотворения.

4) Конкурс “Лирический герой стихотворения” (см. таблицу)

5) Индивидуальный тур “Проблемные вопросы” (см. таблицу). Предварительно слушаем сообщения (домашнее задание) о смысле праздника Крещенья – богоявления.

  • В этом конкурсе ведущая роль принадлежит учителю, который, организуя дискуссию и отмечая находки детей, во время обсуждения создаёт опорную схему “Почему ночь – крещенская?” Эта схема показывает, как связаны символ “огонь человека” с символом огня господнего. Они соединяются и происходит приобщение не просто к красоте, а к тайне и чуду гармонии мира.

Таким образом, крещенская ночь — осознание через красоту её творца, а величественное “хрустальное царство” — богоявление.

  • Подведение итогов урока. Характеристика иллюстраций к уроку
  • Рефлексия – письменное размышление “Открылось ли мне сегодня прекрасное и вечное ?”

Таблица для заполнения в ходе урока.

Источник

Оцените статью
Разные способы