- «Синквейн, как один из приемов рефлексии, используемый в личностно-деятельностном подходе в обучении.» методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?
- Правила построения синквейна
- Как использовать синквейны на уроке?
- Как научить детей писать синквейн?
- Области применения
- Варианты работы с синквейном
- Достоинства метода
- Примеры синквейнов
«Синквейн, как один из приемов рефлексии, используемый в личностно-деятельностном подходе в обучении.»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Мой мастер-класс посвящен организации рефлексивной деятельности обучающихся на уроке.
Преимуществом синквейна является то, что его написание на стадии рефлексии актуально в рамках любого предмета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 42 КБ |
sinkveyn_master_klass.pptx | 576.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса:
«Синквейн, как один из приемов рефлексии, используемый в личностно-деятельностном подходе в обучении.»
Цель : способствовать повышению компетентности учителя в вопросах организации рефлексивной деятельности обучающихся на уроках.
1. Обобщить знания о функциях рефлексии.
2. Показать вариант организации рефлексивной деятельности обучающихся на уроках.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе новых образовательных стандартов, стандартов второго поколения предлагает педагогу по-новому проектировать организацию урока. А именно выделять трехфазную его структуру.
2 Фазу осмысления.
3 Фазу рефлексии.
Сегодня я бы хотела с вами поговорить, как осуществить рефлексию на уроке.
Почему я обратилась к этой проблеме? Посещая открытые уроки своих коллег по школам, я обратила внимание, что многие учителя этапу рефлексии мало отводят внимания или совсем не используется данный элемент на уроке.
Поэтому тема нашего разговора: «Организация рефлексивной деятельности обучающихся на уроке»
Работа с аудиторией: что означает для вас слово рефлексия?
И так, Reflexio (в переводе с лат.) — обращение назад, размышление, деятельность самосознания, способность субъекта к анализу своего психологического состояния, обращения на собственное знание.
Для меня самым популярным приёмом, применяемым на стадии рефлексии, стал синквейн, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.
Что такое синквейн?
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».
Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчинённое определённым правилам.
Работа с аудиторией : У каждого из вас есть памятка
«правила построения синквейна»
- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
Как научить детей писать синквейн?
В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
Работа с аудиторией : в качестве примера давайте попробуем составить один общий синквейн, записав его на доске. Сейчас за окном у нас весна, давайте попробуем её описать по правилу построения синквейна.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
Чудесная пора любви.
Молодцы! А теперь давайте поработаем в парах. У вас представлен текст с картинками, внимательно изучите материал и составьте синквейн на тему «корень» одна часть аудитории, а другая — «корневая система». Например:
Закрепляет, поглощает, проводит.
Обладает неограниченным ростом.
Главный, боковой, придаточный.
Растёт, обеспечивает, проводит.
Воду с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям.
Вы сейчас работали в парах, но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
По синквейну можно судить об уровне развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить.
Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.
Составляя синквейн, каждый ребенок реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Синквейны – превосходный способ контроля . Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: Синквейн — приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- развиваются творческие способности учащихся;
- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
- развивается мышление и воображение;
- вырабатывается способность к анализу;
- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
- расширяется словарный запас.
Преимуществом синквейна является то, что его написание на стадии рефлексии актуально в рамках любого предмета.
Уважаемые коллеги, своё выступление хочу закончить словами:
Обобщает, развивает, обучает.
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».
Желаю всем творческих успехов! Спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер-класс «Синквейн, как один из приёмов рефлексии, используемый в личностно — деятельностном подходе в обучении» Автор : Осипова Олеся Анатольевна, учитель биологии и химии МБОУ «Нижнесуэтукская СОШ »
Цель: обучение педагогов приёму синквейна, как одним из способов увлечённости предметом и проверки усвоенного материала на уроке. Задачи: Познакомить коллег с понятием «Рефлексия» Дать представление о правилах построения синквейна Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках биологии
Структура урока Фаза вызова Фаза осмысления Фаза рефлексии
Reflexio ( в переводе с лат. ) – обращение назад, размышление, деятельность самосознания, способность субъекта к анализу своего психологического состояния, обращения на собственное знание.
Синквейн – нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Это стихотворение придумали французы. Говорят, что в «вольном» переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач».
Правила построения синквейна
Как научить детей писать синквейн? 1. Рассказать, что синквейн – это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить своё мнение, касающееся любого вопроса, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. 2. Объяснить основные правила написания пятистишья. 3. Для наглядности привести несколько примеров.
Весна. Тёплая, долгожданная. Приходит, оживляет, воодушевляет. Чудесная пора любви. Солнце.
Корень. Главный, боковой, придаточный. Растёт, обеспечивает, проводит. Воду с растворёнными минеральными веществами к стеблю и листьям. Орган растения.
Корневая система. Стержневая, мочковатая. Удерживает, поглощает, питает. Обладает не ограниченным ростом. Корни.
По синквейну можно судить об уровне развития таких мыслительных операций как анализ и синтез, об умении искать, находить и творить. Синквейн – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.
Достоинства приёма синквейн Повышается интерес к изучаемому материалу; Развивается образное мышление Развиваются творческие способности учащихся; Совершенствуются коммуникативные навыки и умения ёмко и лаконично выражать свои мысли; Развивается мышление и воображение; Вырабатывается способность к анализу; Уменьшается время, отводимое на запоминание информации; Расширяется словарный запас. Преимуществом синквейна является то, что его написание на стадии рефлексии актуально в рамках любого предмета.
Синквейн. Образный, точный. Обобщает, развивает, обучает. «Сила речи состоит в умении выразить многое в нескольких словах». Творчество.
Желаю всем творческих успехов! Спасибо за внимание!
Источник
Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны?
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.
Правила построения синквейна
- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:
Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.
Как использовать синквейны на уроке?
Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.
Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.
Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.
Как научить детей писать синквейн?
В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.
Области применения
Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.
Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.
Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый
Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.
Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.
Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.
На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
Варианты работы с синквейном
Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.
Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.
Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.
Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:
Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.
Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».
Достоинства метода
При составлении синквейна на уроках:
- повышается интерес к изучаемому материалу;
- развивается образное мышление;
- развиваются творческие способности учащихся;
- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
- развивается мышление и воображение;
- вырабатывается способность к анализу;
- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
- расширяется словарный запас.
Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.
В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.
Примеры синквейнов
На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.
Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!
Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!
На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:
Нина
Умна и смела.
Путешествует, дружит, побеждает.
Восхищаюсь я ей.
Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.
Можно предложить детям написать синквейн про солнце:
Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.
Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник