Типология знаков в семиотике и лингвистике
Подчеркнем еще раз, что три вида знаков вовсе не являются взаимоисключающими – знак может быть иконическим, символическим и индексным или любой их комбинацией вплоть до наличия всех трех видов. Так, можно считать, что карта является индексным знаком (так как она индексирует, где находятся различные места пространства), иконическим знаком (она представляет, изображает места пространства в их топографическом отношении друг к другу) и символическим знаком (поскольку должна быть изучена ее нотационная система). Любой фильм также может быть иконическим (изображение), символическим (речь и титры) и индексным (при рассмотрении эффекта того, что демонстрируется) знаком. Рекламное сообщение также несет в себе три знаковых качества: иконический знак (изображение), индексный (текстовое указание на атрибуты товара – адрес, телефон, другое координаты), символический (вербальный текст).
Ч. У. Моррис, сопоставляя иконические, индексальные и символические знаки, характеризует их следующим образом: «Семантическое правило для индексального знака, такого, как указание жестом, формулируется просто: в каждый момент знак означает то, на что указывается. В общем, индексальный знак означает то, на что он направляет внимание. Знак же характеризующий характеризует то, что он может обозначать. Это становится возможным благодаря тому, что знак обнаруживает в себе самом свойства, которыми должен обладать его объект как денотат, и в таком случае характеризующий знак является знаком иконическим; если это не так, характеризующий знак можно назвать символом. Фотография, карта звездного неба, модель – иконические знаки; тогда как слово «фотография», названия звезд и химических элементов – символы»[9].
Знак-индекс –это знак, который связан со своим референтом при помощи некоторого непосредственного физического сосуществования. Например, дым является индексом огня, поскольку дым есть событие, которое порождается огнем, и, следовательно, всегда появляется вместе с ним. Смысл связи между референтом и знаком для сообщества носителей знака одинаков для знаков-индексов и иконических знаков: если бы сообщество мыслящих существ должно было бы исчезнуть без следа, то отношение индекс – референт вполне могло бы быть восстановлено другой группой в ходе практическом деятельности в том же физическом мире. Здесь, так же как и в предыдущем случае, чем больше степень индексальности, тем больше вероятность того, что данное отношение будет открыто вновь.
Знак-символ –это знак, который связан с референтом только посредством конвенций, принятых сообществом носителей. Это отношение совершенно произвольное, так как между его двумя компонентами отсутствует «естественное» физическое сходство или сочетаемость. Слово «огонь» представляет собой референт потому, что между нами есть договоренность использовать данную последовательность звуков именно таким образом. «Степень произвольности» в отношении знак – референт противоположна степени иконичности и/или индексальности между знаком и референтом. Смысл связи в этом случае состоит в том, что если бы сообщество мыслящих существ должно было бесследно исчезнуть, то это отношение никогда или почти никогда не могло бы быть самостоятельно открыто вновь. По мере того как степень произвольности отношения знак – референт приближается к 100 % (т. е. по мере приближения степени иконичности и/или индексальности к нулю) вероятность того, что данное отношение будет открыто вторично, приближается к нулю»[10].
В своем остроумном пространном изложении Э. Бейтс дает точные и глубокие характеристики типов знаков, троекратно апеллируя к одной и той же гипотетической ситуации (полная смена человеческих сообществ). Качества и функции знаков лучше всего проявляются тогда, когда новое общество, «читающее жизнь с чистого листа», оказывается способным (в случае иконических и индексальных знаков) или неспособным (в случае символических знаков) воспользоваться оставленным семиотическим наследством.
Относительно иконических знаков добавим следующее: кроме непосредственных изображений, т. е. рисунков, фотографий и т. д., Ч. Пирс относил к этому же типу знаков группу схематичных изображений – графики, диаграммы, схемы. На первый взгляд, это довольно неожиданно для иконического знака, так как, например, сходства между демографическим графиком и рождающимися детьми в таком знаке нет, также как нет сходства между серыми столбиками, демонстрирующими выплавку чугуна в 1913, 1925 и 1989 гг. и самой выплавкой чугуна в эти годы. Но Пирс находил здесь сходство не в отображении самого предмета в знаке, а в отношениях их частей, динамики, связей и величин. Диаграммы всегда удобнее и нагляднее, если нам важно показать, как меняется ситуация. Например,если нужно узнать, как меняется температура больного во время болезни, строится график температур. График – это и есть знак-диаграмма. Ясно, что диаграмма в этом случае – единственный способ отразить изменения. Знак-образ, например, рисунок человека с градусником под мышкой, показывающим 38 градусов, врачу ничего не скажет. На графике взаимное положение элементов может передавать расположение вещей в реальном мире. Например, на графике температуры ось времени передает течение времени: чем правее точка, тем позже момент измерения температуры.
Сделаем еще несколько важным уточнений, конкретизирующих отношения между иконической, индексальной и символической функциями знаков. Три исследуемых типа знаков представляют собой градацию в направлении увеличения условности (конвенциональности) знака. Наименьшая степень условности характерна для знаков-индексов, наибольшая – для знаков-символов. Так, знак-индекс, непосредственно связанный со своим объектом (например, жест), менее конвенционален, чем знак-икона (портрет, например, написанный в кубистической манере, требует знания определенных условностей). Последний же менее условен, чем знак-символ (чтение и запись, например, химических формул требует владения условными химическими символами).
Заканчивая изложение основной классификации знаков «символ – индекс – икона», добавим еще два типа знаков – мотивированные и метаязыковые.
Мотивированные знаки. С одной стороны, это такие знаки, форма выражения которых осознается как неслучайная по отношению к денотату. Тогда мотивированными в максимальной мере являются иконические знаки, в минимальной – при «нулевой» мотивации – условные. Между ними располагаются знаки, мотивированные в той или иной степени.
С другой стороны, знак может быть мотивирован не по отношению к своему денотату, а относительно системы знаков, к которой он принадлежит. Так, в одном случае может иметь место этимологическая мотивация: окно, брак, мешок – не случайные обозначаемые, а исторически обусловленные словами око, брать, мех. В другом случае слово может быть мотивировано своим морфемным составом, т. е. его значение представляет собой сумму значений его значимых частей: подоконник = под + окон(ник), пароход = пар(о) + ход.
Метаязыковые знаки. К таким знакам принадлежат любые из уже названных знаков, но только в том случае, когда их денотатом является другой знак. Это знаки знаков – метазнаки.
Например,вся лингвистическая (и другая) терминология – это метазнаки, образующие в своей совокупности метаязык. Их денотатами являются фонемы, морфемы, слова, предложения естественного языка, например русского. Любой естественный язык будет языком-объектом для лингвистического метаязыка.
К перечисленным типам знаков можно добавить еще один тип знаков, который называется знаками-признаками и лишь с оговорками могут быть приняты как знаки.
Знаки-признаки – это знаки, связанные с обозначенными предметами как действия со своими причинами. Так, дым – признак огня, изменение высоты ртутного столба в термометре – показатель изменения температуры, снег – признак зимы, учащение ударов пульса – признак душевного волнения и т. д. Ясно, что причина определяет характер следствия, в том числе и его внешний вид, который и становится материальной формой знака. Знаки-признаки обычно в семиотике не рассматриваются, поскольку являются естественными природными закономерностями, а собственно знаки мы связываем с целенаправленной человеческой деятельностью. Признак не несет закодированной информации (в отличие от собственно знака), становясь непроизвольным выражением сущности предмета или явления. Знак же возникает тогда, когда он преднамеренно ставится на место предмета или явления с целью информирования. В то же время абсолютно лишить признаки их знаковости также нельзя – мы их воспринимаем и понимаем именно как определенные следствия определенных явлений.
Источник
ВОПРОС 6 Понятие о семиотике. Знак, типы знаков. Языковой знак, его свойства
Семиотика – это наука, изучающая свойства знаков и всевозможные знаковые системы. Предметом ее изучения являются знак и знаковые системы – от простых (телеграфный код) до сложных (письменность, шифры). Семиотика возникла в конце XIX – начале XX вв., а ее основателями считаются американский философ Пирс, ученые-лингвисты Соссюр, Бенвенист, Барт, Якобсон и др.
Знак – это материальный объект, используемый для передачи информации. С течением времени количество и сложность используемых знаков возрастало, ведь появлялись все новые и новые предметы, явления, которым необходимо было давать названия. Знак – это предмет или явление, замещающий какой-либо предмет или явление. Основные функции знаков – обобщение, называние и коммуникация. Слова человеческого языка являются примерами типичных знаков.
Типология знаков разработана американским философом Пирсом. Основанием для классификации знаков послужил характер отношений между знаком и обозначаемым объектом.
· Знаки-иконы (копии). Имеют внешнее сходство с соответствующими предметами – естественные (отпечатки пальцев) и искусственные (фотографии). К этому типу относятся все звукоподражания, пиктографическое письмо (письмо рисунками).
· Знаки-индексы. Выделяются на основании естественной природной причинно-следственной связи между ними и соответствующими явлениями (междометия)
· Знаки-символы.Сохраняют структурное сходство с обозначаемыми предметами или явлениями, т.е. способны передавать через отдельные элементы, целостный образ (Nota Bene – хорошо запомни, внимательно посмотри).
· Знаки. Не имеют ни внешнего, ни структурного сходства с обозначаемыми предметами или явлениями. Отношения между ними произвольные, т.е. знак никак не вытекает из сущности обозначаемого объекта. К этому типу относится большинство языковых знаков (математические, нотные, ПДД, марки автомобилей и мн.др.)
Языковому знаку присущи следующие свойства:
· преднамеренность. Знак имеет преднамеренную целенаправленную природу. Специально используется для передачи определенного смысла
· двусторонность. У знака обязательно должны быть две стороны:
1. идеальная (внутренняя). То, что передается (значение, смысл, семантика) – смысловая сторона языковых единиц, т.е. означаемое (план содержания)
2. материальная (внешняя). То, чем передается: форма, т.е означающее (план выражения).
· произвольность. Это свойство Соссюр выдвигает как один из принципов, определяющих природу знака. Имеет произвольно-условный характер, т.е. знак не похож на явление или предмет, которое он обозначает
· конвенциональность (договорный вариант знака). Можно говорить о произвольности знака по отношению к объекту или явлению материального мира. Произвольность имеет четко очерченные границы: действует по отношению к объектам реального мира, но никак не внутри знака, не является характеристикой внутреннего устройства знака. Внутри языковой точки зрения связь между означающим и означаемым непроизвольна, она необходима. С точки зрения социальной для носителя языка знак всегда мотивирован, непроизволен.
· обязательность. Каждый человек, живя в определенном обществе, пользуется установленной в этом обществе системой знаков
· устойчивость, консервативность. Знак в целом стремится к стабильности, устойчив во времени
· изменчивость. Со временем знак может меняться. Например, в болгарском языке слово «стол» начало принимать значение слова «стул». Оставаясь долгое время тождественным самому себе, знак постоянно стремится расширить или свой план выражения или свой план содержания. Эту закономерность открыл ученый Семен Карцевский и назвал ее «асимметрией языкового знака» — постоянно стремится стать многозначным, захватить новый кусочек смысла, с другой стороны – формальная сторона развивается, стремится реализовать свою относительную свободу, расшириться за счёт новых вариантов. Меняется у знака что-то одно – ПВ или ПС.
· системность. Знак никогда не существует изолированно, каждый знак – член своей системы, в которой все элементы взаимосвязаны. Не может быть системы только из одного знака. План выражения никогда не выражается материально. Знак приобретает значение противопоставленности другому знаку.
ВОПРОС 7 План выражения и план содержания языкового знака. Значение и значимость языкового знака
Как известно, языковой знак обладает свойством двусторонности. Это значит, что у знака обязательно должно быть две стороны. Идеальная, или внутренняя сторона – это то, что передается значение, смысл или семантика. Иначе это называется означаемым, или планом содержания. План содержания языкового знака состоит из 4 аспектов:
· Семантика– отношение знаков к другим знакам в системе.
· Синтактика– отношение знака к другим знакам в тексте (учет сочетаемости).
· Сигматика– отношение знаков к действительности.
· Прагматика– отношение знаков к носителям языка.
Материальная, или внешняя сторона – то, чем передается значение, смысл и т.д. По-другому это называется формой, или планом выражения. План выражения языковых знаков доступен для восприятия при помощи разных органов чувств: зрение, слух, осязание. Материальной оболочкой языковых знаков могут быть элементы фонетической системы (звуки), графической (буквы и другие знаки). Также сюда относятся элементы вторичных систем, например, система письма Брайля для слабовидящих.
В сознании человека план выражения знака представлен в виде акустического, графического и других образов, что позволяет говорить, о том, что языковой знак связывает не предмет и название, а понятие и образ.
Существуя в системе, языковой знак обладает значимостью. Этот термин ввел ученый-лингвист Соссюр. Значимость знак приобретает только в системе. Она зависит от системы, в которую входит знак. Значимость создается сопоставлением хотя бы 2 языковых единиц.
Значимость – способность единицы языка быть не тем, чем являются другие единицы языка того же уровня. То, что отличает одну единицу языка от другой, значит, она есть у всех языковых единиц, у которых нет значения.
Значение – отнесенность языкового знака к реальному миру. Значение единица языка имеет сама по себе. Оно представляет собой некоторую совокупность признаков, определенных явлений действительности, отраженную в сознании человека и связанную с некоторым звуковым комплексом.
· Обобщенность знака. Каждый языковой знак обозначает не один, а множество, класс однородных явлений и предметов
· Линейность знака (протяженность во времени и пространстве). План выражения языкового знака последователен, потому что буквы и звуки расположены последовательно. Устная речь обозначает последовательность во времени, письменная – в пространстве.
· Воспроизводимость знака. Знак не конструируется заново каждый раз, а выводится на поверхность из сознания в готовом виде. В силу своей воспроизводимости основным языковым знаком является слово. При этом морфема довоспроизводится, а предложение конструируется (воспроизводится лишь его структурная схема).
· Универсальность языкового знака. Языковой знак обслуживает все сферы человеческого общества, в самых разных ситуациях
Источник