Система символов (пиктограмм), как средство невербального общения
Наталья Постаногова
Система символов (пиктограмм), как средство невербального общения
1слайд. Т ема
Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения
Постаногова Н. Р.
2 слайд. В системе невербальной коммуникации при формировании навыков общения у детей ОВЗ, кроме жестов, активно используются различные графические изображения (фотографии, рисунки, напечатанные слова). Эти средства обозначаются как визуальные речевые коды, пиктограммы, так же как и жесты, выступают заместителями речи или дополнением к невербальному общению.
3 слайд. Термин «пиктограмма» — это общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка».
Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах
Как прием психологического исследования пиктограмма впервые была предложена в нашей стране в 1935 г. Л. С. Выготским.
Позже в 1985-1994 немецким специалистом Р. Лебом была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми.
4 слайд. Существуют различные графические системы — от фотографий и детских цветных картинок до чёрно-белых идеограмм. По степени абстракции различают наборы картинок и наборы символов.
5 слайд. Достоинство метода пиктограмм заключается в том, что они многофункциональны, могут символизировать конкретные предметы, а также выражать абстрактные понятия. Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружении ребёнка.
6 слайд. Работу по обучению ребёнка невербальной коммуникации (система символов) условно можно разделить на несколько этапов.
Этап работы с предметом. Ребенок изучает окружающий предметный мир. Далее он знакомится с символами и устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением.
Этап введения коммуникативного кода. У ребёнка формируется навык переноса символов на другие события, т. е. расширяются возможности передачи информации и формирования навыков общения.
7 слайд. Этап грамматического структурирования предполагает обучение умению отвечать на вопросы, ознакомление ребёнка с символами, обозначающими грамматические категории рода, числа и т. д.
К сожалению, цель этого этапа не всегда может быть достигнута, поскольку развитие речи у детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью весьма затруднено.
Когда у ребёнка накопились определённые представления о предметном мире, тогда можно начинать знакомить его со знаком-символом.
8 слайд. В нашей стране для работы с детьми, имеющими тяжелые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллектуальной деятельности широко применяются комплект тетрадей «Я говорю» авторов Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной. В пособиях большое внимание уделяется работе с пиктограммами, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.
9 слайд. Знакомство с символом и уточнение его понимания происходит по следующей схеме.
• Идентификация символа. Время введения нового символа определяется тем, насколько ребёнок освоил предыдущий материал. На уроке ребёнок знакомится не более чем с одним новым символом.
• Выбор нужного символа из двух.
• Выбор двух одинаковых символов среди ряда других
• Выбор такого же символа среди определённого множества других
• Составление фразы с помощью символов.
10 слайд. При изучении символов можно использовать следующие задания и упражнения.
1. Объединение символов в пары. На столе перед педагогом расположены символы, изображающие предметы. Перед ребёнком лежат символы,которые изображают действия: играть, есть рисовать. педагог берёт один из «своих» символов и показывает его ребенку. Ребёнок должен найти в своём наборе символ, соответствующий тому, что показывает педагог.
11 слайд. 2. «Домино». На столе перед педагогом и ребёнком разложено одинаковое количество символов. Педагог произносит фразу «Девочка рисует карандашом» и выкладывает один символ из своего набора. Ребёнку нужно выбрать из своего набора и положить рядом символ «рисует». Затем педагог кладёт символ «карандаш
12 слайд. «Четвёртый — лишний». Педагог раскладывает перед ребенком четыре символа, три из которых обозначают предметы, принадлежащие к одной группе, а четвёртый — к другой. Необходимо найти «лишний» символ.
13 слайд. Символы как правило разбиты, например, по таким тематическим блокам,как: игрушки; части тела; гигиена и уход; еда; эмоции; семья; школьные принадлежности; действия; явления природы; животные; растения; транспорт; праздники; одежда; обувь; мебель и др.
14 слайд. Для составления комплекта символов применяются цветные или чёрно-белые копии символов, которые ламинируются или обтягиваются прозрачным скотчем. С обратной стороны клеится липкая лента, с помощью которой символ можно прикрепить к любой поверхности с такой же лентой. Дети могут размещать символына различных поверхностях: на рабочей папке, в альбоме, на отдельных ламинированных листах картона или плотной бумаги (для слабовидящих детей используются листы жёлтого цвета).
15 слайд. В заключение…
Работа по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами образовательного учреждения ребенок, тоже мог общаться с окружающими его людьми.
Презентация «Центр «Государственной символики и символов», как условие развития познавательных интересов детей» «Детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.
Игра как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ «Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Процесс социализации начинается у человека в детстве.
Йога как система оздоровления дошкольников ЙОГА – КАК СИСТЕМА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 1 слайд В последнее время было проведено немало научных исследований влияния йоги на здоровье детей.
Модель общения и система сотрудничества между воспитателем, родителем и ребёнком как основа складывающихся взаимоотношений Я бы хотела начать со слов Антона Макаренко «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует,.
Семья как система Семья как система. Любая семья, будь то она полная или неполная, вне зависимости от уровня образования родителей, города проживания и национальности.
Объяснительная записка к творческой презентации `Игра как средство развития общения детей дошкольного возраста` Пояснительная записка к творческой презентации опыта работы «ИГРА — КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» воспитателя.
Отчет о работе педагога по самообразованию «Игра как средство общения ребенка» МКДОУ «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области Отчет о работе по теме самообразования: «Игра как.
Разработка пиктограмм для подготовительной к школе группы Материал будет интересен педагогам старшего дошкольного возраста при формировании пространственных представлений дошкольников. Материал.
Использование социальной сети «Вконтакте» как метод изучения семьи и средство общения с семьей Использование социальной сети «Вконтакте» как метод изучения семьи и средство общения с семьей В настоящее время в нашей стране реализуется.
Сюжетная игра, как средство общения со сверстниками в младших группах Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.
Источник
Роль символов и знаков в речевой коммуникации.
В визуальных символах форма более непосредственно соотнесена со значением, чем в вербальном языке. Существование визуальной и вербальной систем коммуникации предполагает их взаимодействие, символ в культуре приобретает определенное словесное объяснение, мифологему. Визуальные символы, благодаря непосредственному воздействию на сознание, обладают своеобразной «магией». Неслучайно именно визуальные символы в древнейших культурах представлялись эманациями высших сфер бытия. Основная функция культуры – быть средством творческого создания артефактов. Артефакты – это продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления (артефакт – от лат. arte – искусственный и factus – сделанный). Мир артефактов – это искусственная среда человека, «вторая природа», удовлетворяющая самые различные потребности людей. В отличие от предметов и явлений природы артефакты имеют не только объективные свойства, но субъективную значимость или ценность для человека. Человек с помощью культуры творит ценности.
Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство удовлетворения своей потребности, если не видит, то объект не имеет ценности или имеет отрицательную ценность – антиценность. Обычно ценности разделяют на материальные (жилище, одежда, техника и пр.) и духовные (истина, красота, добро, вера, надежда, любовь и т.п.).
Среди артефактов есть такие, которые сообщают информацию не о себе, о своей значимости и ценности, а о других объектах. Про них говорят, что они имеют значения, смыслы и называются они знаками, или символами. Мир культуры – это не только мир ценностей, но и знаков, мир символов.
Топология символов и знаков.Определение знака основывается на следующей формуле: X понимает и использует Y в качестве представителя Z. В этой формуле X – это тот, кто использует знак (пользователь знака) и участвует в процессе коммуникации. В качестве Y и Z может выступать что угодно, однако Y должен быть воспринимаем, т.е. фактически должен являться материальным объектом.
В логико-философской традиции, восходящей к Ч.Моррису и Р.Карнапу, под знаком понимается сам объект Y, т.е. материальный носитель, или представитель Z. В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и поздним работам Л.Ельмслева, знаком называется пара, т.е. некоторая двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром Y называется «означающим» знака, а Z – его «означаемым». Синонимом «означающего» является термин «форма» или «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «план содержания» («содержание»), «значение» и иногда «смысл».
К знакам относятся, например, слова, дорожные знаки, деньги, награды, знаки различия, сигналы, жесты и многое другое.
Знакиграет ключевую роль в семиозисе (знаковом процессе). Семиозис определяется как некая динамическая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса лежит намерение лица А передать лицу Б сообщение В. Лицо А называется отправителем сообщения, лицо Б – его получателем, или адресатом. Отправитель выбирает среду Г (или канал связи), по которой будет передаваться сообщение, и код Д. Код Д, в частности, задает соответствие означаемых и означающих, т.е. задает набор знаков. Код должен быть выбран таким образом, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг к другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их в означаемые и тем самым принимает сообщение.
Частным случаем семиозиса является речевое общение (или речевой акт), а частным случаем кода – естественный язык. Тогда отправитель называется говорящим, получатель – слушающим, или также адресатом, а знаки – языковыми знаками. Код (и язык в том числе) представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила ее функционирования. Структура, в свою очередь, состоит из самих знаков и отношений между ними (иногда говорят также о правилах комбинирования).
Существует значительное число классификаций знаков, основанных на различиях формы, содержания, связи формы с содержанием и других параметров. До настоящего времени сохраняет свое значение классическое (введенное Ч.С. Пирсом) разбиение знаков на три группы: иконы, индексы и символы. Эта классификация основана на типологии соотношения формы и содержания.
Так, иконами (или иконическими знаками) называются знаки, чьи форма и содержание сходны качественно или структурно. Например, батальное полотно или план сражения являются знаками-иконами, если считать их содержанием само сражение.
Индексами(или индексальными знаками) называются знаки, чьи форма и содержание смежны в пространстве или во времени. Следы на песке, позволяющие предположить о том, что ранее в этом месте кто-то прошел, дым, предполагающий наличие огня, симптомы болезни, предполагающие саму болезнь, – все это индексальные знаки.
Наконец, символами(или символическими знаками) называются знаки, для которых связь между формой и содержанием устанавливается произвольно, по соглашению, касающемуся именно данного знака. Для иконических и индексальных знаков форма позволяет догадаться о содержании знака даже не знакомому с ним адресату. Что же касается символических знаков, то их форма сама по себе, т.е. вне специального договора, не дает никакого представления о содержании. Ф. де Соссюр говорил в этом случае о немотивированности выбора означающего или отсутствии естественной связи между означаемым и означающим. Например, знак сложения «+» никак не связан с самой этой арифметической операцией: ни сходством, ни смежностью, ни причинно-следственными связями. Их связь произвольна в том смысле, что определяется особым соглашением, или конвенцией, обусловливающей использование соответствующего значка для передачи данного смысла.
В языках имеются и слова, означающие которых похожи на означаемые (т.е. иконические знаки). Таковы звукоподражания, или идеофоны: и-го-го, мяу-мяу, бр-р-р, апчхи и др. Иконическим знаком может быть не только слово. Так, по замечанию Р.О.Якобсона, иконическим является порядок слов во фразе «Пришел, увидел, победил» поскольку линейный порядок слов повторяет последовательность соответствующих действий.
К индексальным языковым знакам традиционно относят личные и указательные местоимения и некоторые другие местоименные слова (я, ты, это, здесь, сейчас и др.). Делается это по аналогии с жестами, хотя едва ли здесь уместно говорить о смежности или причинно-следственных связях.
В соответствии со способом восприятия означающего знаки делятся на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. В человеческой коммуникации используются в основном первые три типа. Так, языковые знаки относятся к первому или ко второму типу (письменная и устная формы). К зрительным знакам относятся также сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, мимика, жесты, позы и т.д. Среди слуховых знаков можно отметить гудки и сирены, звонки (телефонные, школьные и др.), выстрел стартового пистолета и т.п. К разряду осязательных знаков принадлежат, например, жесты-касания: похлопывания, пожатия, поглаживания и др. Для слепых и глухих людей этот вид знаков становится основным. В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки.
По длительности существования означающего знаки делятся на моментальные и длительные (стабильные). К моментальным, т.е. исчезающим сразу после использования, относятся, например, звучащие слова, в то время как написанные слова являются длительными знаками. Среди классификаций, задающих типологию содержания знаков, главным следует считать разбиение знаков на слова и предложения, особенно важное для естественного языка. В соответствии со строением различаются простые (элементарные) и сложные (неэлементарные) знаки.
Как правило, в коммуникации используются не отдельные знаки, а их объединения, которые называются знаковыми системами. Объединение знаков в систему основывается на нескольких критериях: общности функций, сходстве форм и подобии структур. Знаковая система состоит из набора элементарных знаков, отношений между ними, правил их комбинирования, а также правил функционирования. Так, естественный язык с некоторым огрублением можно рассматривать как набор слов, находящихся в определенных отношениях между собой (словарь и грамматика), правила комбинирования слов (синтаксис), а также правила функционирования (например, различные прагматические и коммуникативные постулаты).
К знаковым системам относятся естественные языки, языки программирования, денежная система, язык жестов и т.д. При коммуникации знаковые системы могут взаимодействовать. В процессе речевого общения обычно используется не только язык, но и жесты, и мимика, причем знаки разных знаковых систем определенным образом коррелируют между собой.
Отношения, которые существуют между знаками в знаковой системе, называются парадигматическими.Среди важнейших парадигматических отношений – синонимия, омонимия и др. Наряду с парадигматическими отношениями между знаками существует и другой тип отношений – синтагматические.
Синтагматическими называются отношения между знаками, возникающие в процессе их комбинирования. Именно синтагматические отношения обеспечивают существование текста – результата действия знаковой системы в процессе коммуникации.
Слово «символ» (от греческого «знак, опознавательная примета») – это знак, то есть любой предмет, явление, словесный или пластический образ, которые имеют какой-то смысл, отличный от их собственного содержания. В символе этим «другим», значением, смыслом является ценность. Значения любых других знаков относятся либо к вещам и предметам реального физического мира, либо к явлениям психической и духовной жизни (понятия, представления, чувства и т.п.). Значение символов указывает на значимость, ценность этих явлений как для отдельного человека (индивидуальные символы), так и для малых и больших групп людей, народов, государства, человечества в целом. Государственные флаги, гербы, гимны – все это символические знаки исторического достоинства государств; голубь (и изображение голубя) может восприниматься как символ ценности, важной для всего человечества – мира.
У древних греков под словом «символ» подразумевался любой вещественный знак, имеющий условное тайное значение для определенной группы лиц, например для поклонников Кибелы, Митры. Символами назывались также знаки отличия государственных, общественных и религиозных объединений. Когда возникли христианство и многие тайные религиозные общества (ереси), символами стали называть знаки-пароли, по которым единомышленники узнали друг друга (например, знак рыбы). За кратким изложением основ тайного учения закрепилось выражение «символ веры».
В сходном с указанным выше смыслом используется символ и в наши дни. Кроме того, в математике, логике и других науках символ означает тоже, что и условный знак. Многозначное употребление слова «символ» затрудняет дать ему общее определение, установить, чем же он отличается от других знаков. Ближе всего к пониманию специфики символа стоит трактовка художественных символов.
Ценностный характер значения символов отличает его от всех других видов знаков – от условных знаков, знаков-указателей, эмблематических знаков (или эмблем), от изобразительных (иконических) знаков, или изображений, от аллегорических знаковых структур и др. Все эти знаки, функционируя в своем прямом назначении, несут информацию понятийного, смыслового, но не ценностного характера. В тех же случаях, когда они используются для выражения ценности, они приобретают символическое значение.
Неисчерпаемость содержания символа определяет его смысловую глубину и перспективу. При истолковании символа всегда остается «иррациональный» остаток, то есть не допускающий определенного и законченного словесного выражения. В этом отношении символ напоминает загадку, задачу, не имеющих ответа. Этот ответ не дан, а задан.
В отличие от символа все остальные виды знаков допускают вполне рациональное и определенное, иногда однозначное истолкование их значения. В условных знаках это определенное (согласно соглашению) понятие. Например, в математике такие знаки как интеграл или дифференциал имеют однозначное определение. Эмблема в виде чаши и змеи определенно говорит о том, что речь идет об аптеке.
Символ часто путают с аллегорией, ибо она содержит оценочный момент, обобщенность и некоторую неоднозначность. Но оценка в ней и обобщение носят рассудочный характер, а не эмоциональный, а поэтому допускают близкое к однозначности словесное формулирование заключенной в ней идеи, например, моральной заповеди в басне. Баснописец часто формулирует ее отдельно от образа и вполне в отвлеченном виде. Например, басня С. Михалкова Слон-живописец содержит идею, о том, что всем не угодишь.
Своеобразие символа связано не только с особенностью его значения, смысла, но и с характером его внешней стороны – «означающим». В отличие от условных знаков символ – мотивированный знак. Означающая сторона символа всегда каким-то образом связана с тем, что она обозначает, имеет с ним какое-то сходство, иногда очень опосредованное, ассоциативное. Обручальное кольцо как символ надежности и прочности (в принципе – вечности) брака своей внешней формой указывает на то, что он символизирует. Крест как символ христианства воспроизводит тот крест, на котором был распят Христос и т.п. Мотивированность присуща не только символу, но и другим знакам – изображению, аллегории, многим эмблемам, но в символе она помогает выразить эмоциональную оценку, содержащуюся в нем.
Отмеченные особенности значения символа обуславливают неразрывную, уникальную связь знака («означающего») и значения. Если значение условного знака, аллегории, эмблемы может быть передано другим знаком (например, вместо чаши и змеи надпись «аптека»), то значение символа и его «означающая» сторона составляют одно слитное целое. Означающее в символе не может быть без ущерба для смысла заменено ничем другим. Поэтому правильнее говорить, что значение в символе не обозначается, а выражается. Символ с полным правом можно назвать выразительным знаком.
При истолковании условного знака (а также аллегории, эмблемы) психологически происходит переход от внешнего к внутреннему, от означающего к означаемому, к значению. Этот переход осуществляется на основе ассоциативной связи. Сначала воспринимается, узнается означающее, а затем связанное с ним на основе соглашения, договора его смысл. Переход от знака к значению особенно ясно осознается при первом знакомстве со знаком, например, при обучении иностранному языку. Со временем, когда формируется навык (привычка) переход не осознается, но он не перестает существовать. Напоминают о нем затруднения, возникающие при «чтении», распознавании «означающей» стороны. Значение символа воспринимается, понимается, переживается без перехода от означающего к означаемому. Оно «схватывается» сразу, целиком с помощью интуиции. С этой точки зрения символ – интуитивный знак. Его нельзя расшифровывать рассудочной мыслью.
В зависимости от характера ценностного значения выделяют различные виды символов. Это могут быть исторические символы (например, Бородинское поле как символ боевой славы русского оружия, гробница Наполеона как символ величия Франции и др.), религиозные (крест, иконы, мощи святых и др.), мифологические(миф о Прометее как символ самоутверждения человека в борьбе с чуждыми внешними силами и др.), идеологические и пропагандистские (программы, лозунги, воззвания, конституции и др.), нравственные (белый цвет как символ нравственной чистоты и др.), художественные(произведения искусства, в особенности монументального). Особенностью произведения искусства как художественного символа является то, что важнейшей и неотъемлемой составляющей его ценностного значения выступает эстетическое качество. Каково ни было содержание произведения искусства, оно всегда, если это подлинное искусство, одновременно выступает как символ прекрасного, красоты, гармонии. Любой символ в силу своих особенностей функционирует в обществе не просто как знак, несущий информацию. Это есть знак, который выступает как конструктивный принцип человеческих действий и волевой устремленности.
Символ можно определить, исходя из сравнения с понятиями знака и образа. Тогда символ можно представить как образ, взятый в аспекте своей знаковости, и как знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Символ нельзя «расшифровать» усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. В рамках такого подхода можно сказать, что отличие символа от знака в том, что для знаковой системы многозначность есть помеха, мешающая рациональному функционированию знака, тогда как символ тем содержательнее, чем он более многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы представить через единичное явление, целостный образ мира. Отличие символов от знаков, в которых внутренний смысл более «однозначно» соотнесено с определенным означаемым, и которые поэтому представляют более узкие рамки для постижения и выражения истины, приводит к тому, что символы часто используются для выражения сложных и глубоких истин религиозного и духовного порядка. Смысл символа не дан, а задан и раскрывается в динамике его восприятия. Этот смысл нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно пояснить, соотнеся с работой всей семиотической системы.
Вопросы для самоконтроля.
1 Определите понятие «коммуникативное пространство».
2. Назовите структурные элементы коммуникативного пространства.
3. Раскройте специфику организации коммуникативного пространства.
4. Какие группы знаков выделяет Ч.С. Пирс?
5. Какие отношения существуют между знаками в знаковой системе?
6. Какие виды символов выделяют в зависимости от характера ценностного значения?
7. Какова роль символов и знаков в речевой коммуникации?
Использованная литература:
1. Аверинцев С. С.Риторика и истоки европейской литературной традиции / С.С.Аверинцев. – М., 1996.
2. Введенская М.А., Павлова Л.Г.Культура и искусство речи / М.А.Введенская, Л.Г.Павлова – Ростов-на-Дону,1995.
3. Ветров А. Тонкие линии судьбы / А. Ветров. Знаки. – № 4. – 2005. – С. 92-94.
4. Данкел Ж., Парнхэм Э. Ораторское искусство – путь к успеху / Ж.Данкел, Э. Парнхэм. –СПб., 1997.
5. ЗвереваЕ.Н.Основы культуры речи:Теоретический курс / Е.Н.Зверева. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 219 с.
6. Королев К. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
7. Лихачева С., Тавкаева С. Варвары. Древние народы: Энциклопедия / С.Лихачева, С.Тавкаева. Варвары. – М.: ООО «РОСМЭН-ИЗДАТ», 2006.
8. Пауэлл Т. Руны / Т. Пауэлл. – М.: ЗАО Центрполиграф: ООО «Внешторгпресс», 2003.
9. Полная энциклопедия символов / Сост. В.М. Рошаль. – М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Сова, 2003.
10. Почепцов Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г.Почепцов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.iub.at.ua.
11. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов / Е.Я. Шейнина – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: ООО «Торсинг», 2003.
Источник