Силуэтно контурный способ изображения это

Содержание
  1. О бучение детей обобщенным способам изображения
  2. Разработка урока на тему: «Графические способы изображения: линейный и тоновой рисунок»
  3. Урок по предмету: Изобразительное искусство
  4. Линейное предъявление объемного предмета на плоском листе возможно в следующих
  5. вариантах линейного рисунка:
  6. — линейно-конструктивный рисунок
  7. Линейно-конструктивный рисунок касается более точного и подробного воспроизведения видимой формы. Это точный и определенный (но не чертеж) рисунок для построения формы. В таком рисунке появляется большая возможность показать формообразующие элементы за счет изображения невидимых глазу поверхностей. Линии видимой части формы более ярки, а невидимой части – менее ярки и утоньшены; линии конструктивного анализа (оси, второстепенные линии построения) тонкие, но достаточно заметны в рисунке.
  8. Только после линейно-конструктивного анализа формы следует разнообразный спектр технических и графических приемов подачи изображаемой формы. Легкое и точное линейное построение скорее всего потребует деликатного и изящного продолжения, а решительное и с долей приблизительности решения формы на последующем этапе потребует мощных тональных отношений и непременного уточнения деталей с помощью сильных и решительных линий. Жесткое или живописное начало зависит от задач учебного рисунка, от избранного материала, от темперамента рисовальщика (известно, что линия имеет «характер» автора).
  9. Качество (образность) линейного рисунка во многом, конечно, зависит от характера выбранной линии. Легкое и точное линейное построение формы выглядит всегда убедительней. Нет никаких объективных критериев, дающих преимущество какому-либо характеру рисунка, но на первом этапе обучения предпочтительнее выглядит более жесткий подход в изображении формы, на который, в последствии, будет накладываться легкое, лаконичное, живописное (но во многом – индивидуальное) прочтение формы. В учебных целях лучше, чтобы на первых этапах обучения рисунок переболел инженерной определенностью («сочная», решительная, точная линия, а не тонкая проволока), чем останется на всю жизнь аморфным, бесформенным, плохо передающим реальную форму.
  10. Учебное задание:
  11. Учебное задание для самостоятельной работы:
  12. Учебное задание:
  13. Тоновой рисунок – способ передачи объема с учетом воздушной перспективы и тоном различной интенсивности.
  14. Между тональным строем натуры и тональной шкалой графического материала не должно быть противоречий. Для этого художник пользуется «тональным масштабом», суть которого заключается в следующем: — сокращение «растяжки» тональных оттенков при лепке формы между граничащими светотеневыми зонами, — установление в рисунке самого светлого и самого темного места, в пределах которых должны быть распределены все промежуточные тона. Рисунок может быть решен в светлой или темной тональных гаммах, важно, чтобы распределение всех основных оттенков, от самого светлого до самого темного, на рисунке соответствовало местоположению этих светотеневых градаций натуры. В рисунке передается не абсолютная напряженность соответствующих тонов натуры, а лишь их пропорциональные отношения, причем, как правило, в сторону уменьшения. Пропорциональные тональные отношения в рисунке должны соответствовать пропорциональным отношениям тона на натуре В этом состоит «принцип работы отношениями» — основной метод тонального рисунка.
  15. Тон в рисунке используется для передачи объема предмета, его окраски и фактуры , освещенности, а также для глубины окружающего его пространства. При этом, важно — не бездумное срисовывание видимых тональных пятен на предмете, а понимание причин таких распределений тона на предмете.
  16. 1. Использование тона в передаче объема предмета.
  17. Распределение лучей света по сложной форме предмета различно, что дает возможность судить о светотени предмета как о совокупности оттенков света от самого светлого до самого темного. В учебном рисовании тон чаще всего используется для передачи объемной формы по закономерностям светотени предмета. Ахроматическая гамма тонового рисунка соответствует распределению света на объемной поверхности предмета. При этом важное значение имеет правильный выбор границ тона на предмете от самого светлого до самого темного.
  18. Для овладения методом тонального рисования необходимо знание законов светотени. Понимание этих закономерностей имеет важное значении для правильного зрительного восприятия формы предмета и ее изображения в рисунке.
  19. Учебное задание:
  20. Учебное задание:

О бучение детей обобщенным способам изображения

Обобщенными и типичными способами изображения разных объектов являются: конструктивный, силуэтно-контурный, смешанный (силуэтный с контурным),пластический (от главной линии, передающей суть позы, движения), стилизованный (когда форма и цвет чрезвычайно обобщены и условны; от самого интересного и выразительного ко всему остальному, от простого к сложному и наоборот, от общего к частному, отдельному.

В лепке: жгутиковый, конструктивный, пластический, пластинчатый, ластинчато-объемный, и др. Конструктивный способ господствует в младшей

и средней, в старшей группе при лепке человека появляются шея, пальчики, ступни ног и т. В подготовительной группе нужно подводить к восприятию и воспроизведению сложной формы в целом. В первую очередь это отн к фигурам человека и животных. Дети учатся лепить всю фигуру из одного куска глины, намечая сперва ее общую форму, а затем детали. При лепке из целого -отделение лишней глины, а также прибавление недостающей к той или иной части фигуры: осн работа-движениями пальцев, иногда всей кистью руки. Старшие дети пользуются стекой — ею надрезают, разделяют части в целом куске. Детям показ прием повертывания лепки на дощечке рассматривать ее то с одной, то с др. стороны. Рисование: 1.конструктивный,2. Силуэтно-контурный 3.комбинир1+2/ 4.от самого интересного к простому прием «построения» предмета сложной формы 5.от целого к деталям б.сп-б схематизации, стилизации. Такой прием требует умения делать набросок, т. е. намечать форму без деталей, затем ее уточнять и отделывать:используются граф каранд, мелки,акварель. Краска светло-серая, голубоватая или светло-коричневая: рисунок можно исп равлять, дополнять. Рис. на отдел листке бумаги быстрыми движениями, легкой слитной линией;

Читайте также:  Кольцевой способ прядения пряжи

Аппликация: 1) конструктивн, 2) силуэтно-контурный 3).комбинир 1+2

Содержание изодеятельнос ти детей дошкольного возраста

Основные подходы:

Личностно ориен остно тированный (обращается внимание на способы изображения детей, учитываются возраст, интересы, склонности, мотивы,уровень развития нравтвенно-эстетических чувств.

Деятельностный(развитие ребёнка происходит в деятельности а не само по себе, Индивидуальный(учёт творческих знаний и изо опыт /изо умения и технич навыки/) Комплексный(единство задач нравственного,эсететического, трудового, интелект воспитания на занятиях по изодеятельности, формир обощённых знаний)

Обобщённые способы:

Рисование

1. Конструктивный; 2.Силуэтно-контурный; З.Смешаный-1+2

Лепка

1.Конструктивный; 2.Пластический; 3. Комбинированный

Аппликация

1.Конструктивный; 2.Силуэтно-контурный; 3.Комбинированный; 4.0брывание ;

5.С эл-ми флористики

Принципы обучения детей: наглядности, доступности последовательности и систематичности, краеведческий, единста учебных и творческих задач воспитания, природосообразности, гуманизации, единство общественного и семейн воспитания.

Виды изо-деятельности рисование, лепка, аппликация, конструирование.

Занятия изодеят., как форма обучения и разностороннего развития дошкольн.

Занятие — это специально организо­ванная деят-ть педагога по передаче детям ЗУН. В д\с проводятся следующие занятия по изобразительной деят-ти: — по рисованию, — по лепке, — по ап­пликации, — по конструи­рованию. Каждый вид имеет свою специ­фику: Рисо­вание – это вид изо деят-ти, при кото­ром изображение создается на плоско­сти. Лепка – это процесс создания изобра­жения или предмета из пластического мягкого материала. Аппликация – способ создания орнамен­тов и изображений путем наклеи­вания или нашивания на ткань, бумагу разноцветных кусочков какого-либо мате­риала. Под детским конструи­рованием пони­мают разнообразные пере­стройки из строи­тельного материала, а также изготов­ление поделок и игрушек из бумаги и природного материала. Эти по­стройки и игрушки служат для игр детей.

Структура традиционного занятия: Вступительная часть: осуществление показа, цели, задачи. Основная часть: ос­новная деятельность, Заключитель­ная часть: ана­лиз детских работ. Дру­гие формы проведения занятия: ком­плексные, коллективные, игра, упраж­нение, задания, графические рассказы, беседы, путешествие, эксперименты

занятия–упражнения (вступительная часть будет минимал., самая больш.–основная часть, заключ. – минимал /для декоратив. и предмет. рисов./); занятие – задание (учимся зеркальной симметрии – закрась вторую часть бабочки, докрась образец, дорисуй рушничок и др.); игра (подчиненно игровой деят-ти, построено на одной игре (нарисуем следы зайчика); занятия – беседа (не будем получать результат). Осн. части не будет.;

Средняя и старшая группа:

занятие – графический рассказ работа подчин. Рассказу: появилось солн. – рис, выглянула тучка – рис.) Эксперимент (закрасить картинку); Зан. – путешествие (предметное действие, посещение точек, пунктов.); Коллективное занятие (опираемся на общ. раб); занятие нетрадиц. формы проведен. (опир. на теле, музыкальн. игры).

31. Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности

Типы занятий:

1) Занятия на тему, предложенную воспитателем:

а) направлены на изучение нового программного материала( овладение новыми приемами, умениями; самостоятельный выбор цвета, размеров, дополнение деталями); б) на закрепление ранее пройденного;

2) занятия на тему, выбранную самим ребёнком (по замыслу)- выбор темы и приёма изображения («Праздник в д/с»), новый программный материал не дается. 3) комплексные — разные виды де-ской деятельности (матем. + изо)

4) интегрированное (комбинир о ванное) — разные виды изодеятельности (рисунок + ап-пликация; ознакомл. с произведением+изодеят.)

5) занятие- упражнение (репродуктивные методы: отработка технических навыков и не предполагает внесение элементов творчества)

6) занятие – задание ( обучающие задачи + творческие задачи) — подбор цветовой гаммы для передачи настроения, декорирование поверхности;

7) графическое рассказывание (рассказ+изображение)

8) диагностические (в начале (после 2-3 недель) и в конце контрольно-учетные (после темы, после квартала);

9 ) занятие — игра ( единый игровой сюжет)

1 0 ) занятие — искусствоведческая беседа

В каждом типе занятия ре­ализу­ются цель, задачи, методы обуче­ния. Пред­полагается проявление и развитие индиви­дуаль­ности.

Виды занятий:

— по содер­жанию изобра­жения – предметное, сюжет­ное, декоратив­ное;

по спо­собу изоб­ражения — по пред­ставле­нию, по па­мяти, с натуры;

— по харак­теру выбранной темы — на тему, пред­ло­женную воспита­телем и свобод­ную тему (по замыслу);

по источнику тем замыс­лов — заня­тия на литера­турные темы, на музы­кальные, окружающей дей­ствительно­сти

32. Виды детского рисования

Три вида детского рисования: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.

Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Источник

Разработка урока на тему: «Графические способы изображения: линейный и тоновой рисунок»

Урок по предмету: Изобразительное искусство

Тема: «Графические способы изображения: линейный и тоновой рисунок»

Теоретическая часть (сопровождается показом наглядных пособий):

Линейное изображение предметов среды. Виды линейного рисунка. Линия в передаче объема и фактуры предметов.

Линейный рисунок – способ передачи объема с учетом воздушной перспективы с помощью линий разной толщины и яркости.

Для линейного способа рисования используется линия в самом разнообразном ее проявлении по виду, характеру, силе, направленности, значимости в общей композиции рисунка. Для рассмотрения предлагаются несколько видов линейного рисунка.

Линейное предъявление объемного предмета на плоском листе возможно в следующих

вариантах линейного рисунка:

Внешние и внутренние контуры объемов рисуются непрерывной , «живой», трепетной линией. Линия одной или разной толщины ведется по силуэту, углубляясь внутрь, очерчивая контуры деталей предмета. Линия проводится медленно и осознанно. Это рисунок для набросков, эскизов, пленэрных зарисовок. Такой рисунок ведется расслабленной рукой и блуждающей, поисковой линией.

Читайте также:  Способ управления новым многоквартирным домом

линейно-конструктивный рисунок

Линейно-конструктивный рисунок касается более точного и подробного воспроизведения видимой формы. Это точный и определенный (но не чертеж) рисунок для построения формы. В таком рисунке появляется большая возможность показать формообразующие элементы за счет изображения невидимых глазу поверхностей. Линии видимой части формы более ярки, а невидимой части – менее ярки и утоньшены; линии конструктивного анализа (оси, второстепенные линии построения) тонкие, но достаточно заметны в рисунке.

Линия же вообще при таком способе рисования носит характер уверенных, решительных и точных прямых: на первом этапе рисования – легких и приблизительных, на втором – насыщенных и уточняющих. Карандаш не возвращается по линии назад, а решительно повторяет выбранное направление. Линия выходит за границы формы, как бы продолжая свое развитие во внешней среде, в наружном пространстве. При таком способе рисования, линия организует форму, фиксирует характер и концентрирует внимание на истинности и существе формы. Линейно-конструктивное «построение» изображения – важнейший этап рисования.

Только после линейно-конструктивного анализа формы следует разнообразный спектр технических и графических приемов подачи изображаемой формы. Легкое и точное линейное построение скорее всего потребует деликатного и изящного продолжения, а решительное и с долей приблизительности решения формы на последующем этапе потребует мощных тональных отношений и непременного уточнения деталей с помощью сильных и решительных линий. Жесткое или живописное начало зависит от задач учебного рисунка, от избранного материала, от темперамента рисовальщика (известно, что линия имеет «характер» автора).

Качество (образность) линейного рисунка во многом, конечно, зависит от характера выбранной линии. Легкое и точное линейное построение формы выглядит всегда убедительней. Нет никаких объективных критериев, дающих преимущество какому-либо характеру рисунка, но на первом этапе обучения предпочтительнее выглядит более жесткий подход в изображении формы, на который, в последствии, будет накладываться легкое, лаконичное, живописное (но во многом – индивидуальное) прочтение формы. В учебных целях лучше, чтобы на первых этапах обучения рисунок переболел инженерной определенностью («сочная», решительная, точная линия, а не тонкая проволока), чем останется на всю жизнь аморфным, бесформенным, плохо передающим реальную форму.

Линейно-конструктивный способ изображения объемных тел — основной метод анализа объемной формы. Метод линейно-конструктивного рисования предполагает: использование принципов линейной (угловой и фронтальной) и воздушной перспектив при линейном изображении предметов; использование знаний и поиск анатомических особенностей живой натуры; использование законов формообразования сложных форм из простых. Для анализа объемной формы используют способ сквозной прорисовки непрозрачных тел. Увидеть, предположить «невидимое» по законам формообразования и перспективы – важная задача данного вида рисунка.

Учебное задание:

Рисование по представлению и с натуры: природных мотивов, с натуры — пластических объектов.

Цель: усвоение понятий «силуэтно-контурный рисунок», «позитивное пространство предмета».

Задача: освоение метода силуэтно-контурного рисования объемной формы.

Материалы и средства: графитный карандаш разной мягкости. Формат А 3.

Последовательность выполнения задания:

-изучение натурной постановки

-выбор выразительной точки зрения на объект рисования

-композиционное размещение изображения на листе

— силуэтное и силуэтно-контурное рисование формы

Примерные варианты решений см. рис 2.

Учебное задание для самостоятельной работы:

Рисование по представлению: природных мотивов, с натуры — пластических объектов.

Цель: закрепление навыков силуэтно-контурного рисования

Задача: учиться изображать пластическую форму разными видами линий

Материалы и средства: тушь, перо. Формат А3.

Учебное задание:

Рисование по представлению: простых объемных тел (куб, конус, пирамида, призма) с показом основания и главных сечений.

Цель: усвоение понятий «линейно-конструктивный рисунок», «сквозная прорисовка», «конструкция объемного тела», «формообразование», «внутренняя структура», «внешняя форма – оболочка»,

Задача: освоение метода линейно-конструктивного рисунка объемной формы.

Материалы и средства: графитный карандаш. Формат А 3.

Последовательность выполнения задания:

-композиционное размещение будущих изображений на листе

-рисунок общих объемов тел

-сквозная прорисовка объемов, с учетом толщины и яркости линии

Примерные варианты решений см. рис 3.

Тон в передаче объема, цвета, фактуры предмета. Движение тона по форме. Техника лепки формы тоном (штрихом) на граненых и изогнутых поверхностях.

Тоновой рисунок – способ передачи объема с учетом воздушной перспективы и тоном различной интенсивности.

Напомним, тон – это степень светлоты поверхности предмета или его части с учетом цвета,

освещенности и других условий. Под тоном в рисунке следует понимать воспроизведение на плоскости листа светотеневого строя, наблюдаемого в натуре от самого светлого до самого темного. Иначе говоря, тон – воспроизведение «светосиловых» отношений поверхностей натуры.

Между тональным строем натуры и тональной шкалой графического материала не должно быть противоречий. Для этого художник пользуется «тональным масштабом», суть которого заключается в следующем: — сокращение «растяжки» тональных оттенков при лепке формы между граничащими светотеневыми зонами, — установление в рисунке самого светлого и самого темного места, в пределах которых должны быть распределены все промежуточные тона. Рисунок может быть решен в светлой или темной тональных гаммах, важно, чтобы распределение всех основных оттенков, от самого светлого до самого темного, на рисунке соответствовало местоположению этих светотеневых градаций натуры. В рисунке передается не абсолютная напряженность соответствующих тонов натуры, а лишь их пропорциональные отношения, причем, как правило, в сторону уменьшения. Пропорциональные тональные отношения в рисунке должны соответствовать пропорциональным отношениям тона на натуре В этом состоит «принцип работы отношениями» — основной метод тонального рисунка.

Тон в рисунке используется для передачи объема предмета, его окраски и фактуры , освещенности, а также для глубины окружающего его пространства. При этом, важно — не бездумное срисовывание видимых тональных пятен на предмете, а понимание причин таких распределений тона на предмете.

1. Использование тона в передаче объема предмета.

В данном случае используется скульптурная лепка формы при произвольном свете. Тон может «обвалакивать» форму, исследуя ее, выявляя ближнее и дальнее ее положение от зрителя. Это есть тональное ощущение формы при ее движении к зрителю. Тон может высветлять самые выпуклые части формы, а заглубленные – затенять. Тон может формально определять значимость тех или иных внешних поверхностей предмета.

Читайте также:  Способы контроля стерильности инструментов операционного белья перевязочного материала

2. Использование тона для передачи освещенности предмета.

Распределение лучей света по сложной форме предмета различно, что дает возможность судить о светотени предмета как о совокупности оттенков света от самого светлого до самого темного. В учебном рисовании тон чаще всего используется для передачи объемной формы по закономерностям светотени предмета. Ахроматическая гамма тонового рисунка соответствует распределению света на объемной поверхности предмета. При этом важное значение имеет правильный выбор границ тона на предмете от самого светлого до самого темного.

Для овладения методом тонального рисования необходимо знание законов светотени. Понимание этих закономерностей имеет важное значении для правильного зрительного восприятия формы предмета и ее изображения в рисунке.

3. Использование тона в передаче цвета и фактуры предмета

.Возможности передачи цвета в рисунке ограничены. Средствами ахроматической или одноцветной гаммы возможно передать лишь одну сторону цвета – светлоту. Светлота поверхности, взятая в сравнении со светлотой других поверхностей в отношениях, пропорциональных видимой натуре и составляет тон предмета в изображении. Таким образом, каждая поверхность в изображении должна быть во столько раз светлее или темнее других поверхностей, во сколько раз эта поверхность светлее или темнее таких поверхностей в натуре. Разные цвета, имеющие одну светлоту, будут изображены в рисунке одной силой тона. На светлых предметах светотень более контрастна, на темных светотеневые градации сближаются. На формах, имеющих зеркальную поверхность, наблюдается иное распределение светотени, чем на матовых поверхностях. Поскольку зеркальные поверхности полностью отражают окружающие предметы, то на их поверхности в свету могут возникнуть отражения темных предметов, а в тени появиться отражения светлых предметов. Прозрачные тела дают возможность видеть предметы, находящиеся за ними. Преломление лучей в прозрачном теле изменяет видимые сквозь них очертания предметов, а степень прозрачности и цвет прозрачных тел вносят определенные изменения в светотональные отношения в изображении. Отражение предметов в зеркальных поверхностях также вносят дополнительные изменения тона в изображении поверхности отражения.

Таким образом, разные цвет и фактура предметов могут быть переданы путем правильно взятых локальных тональных отношений, а также соответствующих каждой фактуре закономерностей светотени.

4. Использование тона для передачи глубины пространства.

При решении тонального рисунка необходимо учитывать степень удаленности предметов от рисующего, от источника света, общее расположение предметов между собой. По-разному воспринимается тон на однородных объектах, занимающих различное пространственное положение. Чем ближе предмет расположен к зрителю, тем явнее контраст между ним и окружением. И, наоборот, чем дальше расположен предмет, тем менее контрастной становиться разница в тоне предмета и фона. С освещенной стороны предмета тон фона стараются делать контрастнее, чем там, где предмет менее освещен. Чем ближе предмет расположен к источнику света, тем сильнее и контрастнее выражена на нем светотень по отношению к освещенным и теневым поверхностям предметов, находящихся дальше от этого источника света. При нарушении тональных отношений между предметами первого и последующих планов, рисунок становится дробным и пестрым.

Учебное задание:

Рисование по представлению: «шкала тонов» — разнотоновые состояния граненой поверхности по нескольким делениям, «растяжка» — плавный переход тона от светлого до темного по криволинейной поверхности..

Цель: усвоение понятий «границы тона», «плавное движение – переход тона»

Задача: фиксация пограничных состояний тона, плавное движение тона.

Материалы и средства: графитный карандаш. Формат А3.

Последовательность выполнения задания:

-композиционное размещение изображения на листе

-нанесение разнотоновых состояний разными приемами по шкале тонов с семью делениями (используя разные способы нанесения: послойное по всей длине шкалы, количественная штриховка, разной мягкости графита)

-рисование плавных переходов тона – растяжку тона от самого светлого до темного различными способами: нанесения: послойное по всей длине растяжки, количественная штриховка, разной мягкости графита

Примерные варианты решений см. рис 4.

Учебное задание:

Рисование с натуры: разнотоновых (разноцветовых) поверхностей.

Цель: усвоение понятий «тональность натуры», «тональный масштаб», «пропорциональные отношения тонов», «светлотный контраст», «светлотный нюанс»

Задача: освоение «принципа работы отношениями», решение тональных отношений (абсолютных тональных различий) на разных по цвету и фактуре предметах.

Материалы и средства: графитный карандаш. Формат А3.

Последовательность выполнения задания:

-изучение натурной постановки

-выбор выразительной точки зрения на объект рисования

-композиционное размещение изображения на листе

-нанесение разнотоновых состояний цветных предметов, используя способ послойного нанесения: штриха по всей поверхности

Источник

Оцените статью
Разные способы