2. использование несиловых и силовых методов при управлении конфликтами
2. использование несиловых и силовых методов при управлении конфликтами
Решение проблемы формирования оптимальной стратегии управления конфликтами должно основываться на определенных принципах, которые позволяли бы реализовать в полном объеме усилия по последовательному ограничению насилия в сфере отношений как между конфликтующими сторонами, так и между участниками конфликта и стороной-арбитром, которая весьма часто играет роль элемента механизма управления конкретным конфликтным процессом. В качестве основных из них можно рассматривать следующие:
— принцип последовательного ограничения и исключения применения силовых средств в процессе управления конкретным конфликтом (в том числе и со стороны третьих сил);
— принцип расширения применения несиловых средств, использующихся для решения задачи управления конфликтами;
— принцип альтернативности вариантов выхода из ситуации конфликтного развития;
— принцип изменения интересов участников конфликта, влияющих на процесс развития конфликтных отношений между ними;
— принцип непосягаемости на «суверенитет» и жизненно важные интересы и права каждой из сторон конфликта со стороны третьих сил, выступающих арбитром, в процессе управления активно противостоящими сторонами конфликтного процесса.
Реализация этих принципов и формирование на их основе оптимальной стратегии государственного управления конфликтными отношениями между различными субъектами должна обеспечить прекращение активного использования силовых средств сторонами конфликта. Это первоочередная стратегическая задача, реализация которой может открыть возможности для налаживания общения между соперниками с целью последовательного компромиссного урегулирования спора.
По отношению к еще не возникшим, но в перспективе возможным конфликтам важнейшая задача состоит в создании условий в системе взаимодействий субъектов, способствующих исключению возможности использования силовых средств в назревающей ситуации конфликтного развития отношений между определенными соперниками, а также в реализации мер, направленных на устранение предмета спора изменения отношения к нему со стороны соперников с целью предотвращения конфликта.
Под предотвращением конфликтов следует понимать, с одной стороны, деятельность, направленную на обеспечение возможности мирного развития отношений между субъектами возможных конфликтных взаимодействий, а также заблаговременное снятие причин, способствующих обострению этих отношений, и с другой стороны, создание специальных механизмов, гарантирующих соблюдение определенных норм поведения участниками назревающей конфликтной ситуации.
Решать поставленную проблему можно сегодня посредством объединения усилий различных политических субъектов. Во-первых, путем создания эффективно функционирующих структур коллективной безопасности, позволяющих ограничивать, а в перспективе, возможно, и полностью исключить насилие из практики политического взаимодействия (уровень стратегического государственного управления), и, во-вторых, путем формирования условии, позволяющих обеспечить строгий контроль за соблюдением норм непровоцируемого поведения субъектов системы во взаимоотношениях друг с другом (уровень оперативного управления).
Диапазон мер может быть самый широкий — от предупреждений, ультиматумов и экономической блокады до вооруженных десантов, ракетно-артиллерийских и бомбо-штурмовых ударов.
Ряд такого рода мер предусмотрен международно-правовыми и внутригосударственными актами. Так, право применения оружия при отражении нападений на охраняемую зону, сооружения, патрули и наряды воинских контингентов сил ООН по поддержанию мира и порядка предусмотрены соответствующей инструкцией, одобренной Советом Безопасности ООН.
В системе мер государственного управления конфликтными ситуациями особое место занимают меры экономического воздействия. В их числе чаще всего стоит задача применения экономических санкций либо одной стороны по отношению к другой, либо третьих сторон по отношению к тому, кто ими определен в качестве виновника конфликта. Однако при этом нужно иметь в виду в целом антигуманность любых мер такого рода, за исключением безусловного пресечения поставок в регион оружия, боеприпасов, военной техники, технологий, стратегических материалов. При этом тайные поставки вооружений должны выявляться и пресекаться, а виновные — нести ответственность за них как за преступления не рядового уголовного характера, а как за преступления против мира и человечности.
В случае угрозы возникновения международного конфликта необходимо в официальном заявлении в адрес обеих конфликтующих сторон с требованием о прекращении конфликта указать на недопустимость отступления от признанных международным сообществом правил разрешения споров (включая и нормы ведения военных действий); предупредить о санкциях, которые могут быть применены к нарушителям со стороны международных организаций и уполномоченных ими на то сил.
При внутригосударственном (региональном характере конфликта), обратиться к сторонам с призывом о его прекращении и потребовать от прокуратуры и правоохранительных органов немедленного возбуждения уголовного дела, установления и наказания подстрекателей, организаторов конфликта и виновных во всех преступных формах и актах его осуществления.
Урегулирование конфликтов — это целенаправленная деятельность как субъектов конфликтного процесса, так и заинтересованных в урегулировании данного конфликта сил и сторон.
Цель данной деятельности — создание условий для перехода от стадии несостоявшегося переговорного диалога между участниками спора (которая неминуемо ведет к конфликту) к стадии взаимоприемлемого компромисса.
Урегулирование конфликтных ситуаций редко достигается без участия посредников, третьей стороны, выступающей в споре в качестве арбитра. В соответствии с принципами доклада ООН «Повестка дня для мира» (1992 г.) в настоящее время основной акцент в осуществлении миротворческих акций изначально делается на местные возможности урегулирования, при необходимости с участием миссии наблюдателей ООН; в случае неуспеха, на втором этапе включаются усилия региональных организаций и лишь при полном исчерпании избранных средств в действие могут вводиться войсковые формирования ООН (по решению Совета Безопасности).
Первейшей задачей оперативного управления в разрешении конфликта является заключение перемирия и достижение прекращения огня.
После того как активные боевые действия удалось прекратить следующей важнейшей задачей является разделение и отвод конфликтующих сторон, создание коридора безопасности. Суть этого приема в психологическом отношении заключается в том, чтобы удалить противников из зоны прямого соприкосновения, исключив таким образом эмоциональные, неконтролируемые сознанием или спровоцированные видимыми или кажущимися угрозами новые акты проявления неприязни; в оперативно-тактическом отношении — развести примиряемых на расстояние, исключающее в принципе возможность взаимного поражения противостоящих сторон обычными видами оружия.
Третья сторона при разделении противоборствующих сил должна обеспечить:
— контроль за соблюдением границ, рубежей отвода, а также условий пользования общими угодьями, источниками водопользования и т.п;
— патрулирование зоны (коридора) безопасности и пресечение в соответствии с законодательством или оговоренными соглашением способами нарушений ее режима;
— посредничество в урегулировании возникающих споров и конфликтов, примирение сторон, содействие в предоставлении гуманитарной помощи.
Разъединение конфликтующих сторон и дистанцирование противников создает предпосылку для решения следующей задачи оперативного управления — отвод орудий и оружия крупных калибров с исключением возможности их применения по территории «противника», что создает качественно новую ситуацию для продолжения переговорного процесса о взаимном снижении уровня вооружений в целом.
Одновременно необходимо добиться соглашения между противоборствующими сторонами — сначала об «эквивалентном» размене «наиболее важными персонами», затем — «зачетном» размене живыми и мертвыми и, наконец, о полном размене заложниками и официальном закрепленном в договоре (соглашении) взаимном отказе от использования заложничества.
На следующем этапе рассматриваемого процесса урегулирования необходимо установить уровни снижения вооруженности, а также определить конкретные субъекты обеспечения гарантии безопасности.
Для снижения уровня вооруженности следует решить такие задачи, как:
— складирование в установленных местах и сдача под контроль органов;
— государственной власти и управления артиллерийского, минометного, реактивного вооружения и бронетехники, крупнокалиберного стрелкового оружия, мин, гранат, а также боеприпасов соответствующих калибров;
— регистрация находящегося на руках у представителей военизированных структур и формирований личного стрелкового оружия;
— сдача (изъятие) нарезного стрелкового оружия представителями незаконных формирований (расформировываемых, разоружаемых в соответствии с договоренностями);
— сдача (изъятие) незаконно хранимого огнестрельного оружия и боеприпасов всем населением. При этом может быть использован такой вариант, как выкуп оружия отдельными категориями граждан (фермеры, чабаны и т.п.), с соответствующим оформлением и контролем за использованием. В определенных условиях необходимо принимать также во внимание местные обычаи, традиции, социальные установки, связанные с оружием (например, культовое, обрядовое значение холодного оружия у горцев, казаков и др.), в связи с чем делать отдельные изъятия из общих правил;
— полное восстановление правового режима владения, хранения, пользования оружием и боеприпасами.
Процесс урегулирования не может быть полноценным без решения важной задачи государственного управления конфликтом — возвращение, беженцев в места постоянного проживания, оказание им и другим пострадавшим от конфликта помощи, выплата компенсаций, восстановление пострадавшей от междоусобицы социальной и хозяйственной инфраструктуры региона. Вполне очевидно, что полноценная реализация этих задач возможна только в условиях восстановления нормального правового режима органов государственной власти и управления, возможности беспрепятственного применения норм законодательства мирного времени.
В оперативном плане важно вовремя уловить процесс массового возвратного движения беженцев, который символизирует начало этапа перехода конфликта к фазе угасания. С данного момента серия мер по обустройству возвращающихся, восстановлению социальной среды и хозяйственной жизни должна идти упреждающими темпами и во все увеличивающихся масштабах.
Заключительной фазой урегулирования конфликта является заключение договора согласия. Вместе с тем есть весьма универсальный и достаточно эффективный способ найти путь к согласию. Для того чтобы его реализовать договаривающимся сторонам необходимо при наличии обоюдной доброй воли детально поставить диагноз конфликта, вновь сопережить процесс его развития, прибегнув к своеобразной «конфликтотерапии», ориентируясь на поиск максимума возможностей, узловых точек, в которых возможен поворот ситуации к лучшему.
В ходе подготовки такого договора на уровне государственного управления конфликтом необходимо выявить, изучить и проанализировать:
1. Источники конфликта, т. е. его исторические, экономические, национальные, конфессиональные предпосылки; различные аспекты взаимных претензий; глубину конфликта; степень расхождения мнений, позиций или конфронтации сторон.
2. Историю конфликта и фон, на котором он прогрессировал; нарастание конфликта во времени; динамику пересмотра способов «борьбы»; кризисы и поворотные точки в развитии противостояния; иные последствия конфликта (например, количество жертв, масштаб разрушений).
3. Реальные стороны конфликта, будь то личности, группы или большие сообщества; внешние силы заинтересованные в конфликте или способные от него пострадать; уровень геополитической, региональной военной, экономической, социальной сложности конфликта.
4. Цели, позиции отношения конкретных сторон; взаимозависимости позиций разных уровней и масштабов отношений; роли в конфликте различных группировок и личностей; характер личных отношений друг к другу ― от лидеров партий, движений, групп, вооруженных формирований до рядовых участников конфликта.
В целом, сложный процесс разрешения конфликтов требует кропотливой согласованной работы не только непосредственно в зоне самого противостояния, но и за его пределами, со стороны третьих сторон и международных организаций, участвующих либо заинтересованных в ликвидации конфликтной ситуации.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему на сегодняшний день военные конфликты остаются неизжитыми?
2. Каковы закономерности спада и подъема военной активности?
3. В чем заключаются основные этапы урегулирования конфликтов?
1. Барынькин В.М. Теоретико-методологические вопросы повышения эффективности мер по разрешению современных военных конфликтов. М.,1997.
2. Некоторые уроки войны в Персидском заливе. М., 1992.
Источник
3.1.1 «Силовые» методы разрешения конфликтов.
Это попытки настоять на своем, уговорить, доказать приоритет своей позиции, а также угрозы, шантаж и т.д. Обычно в конфликте сначала пробуются силовые методы, и только после этого, если успех не достигнут, стороны вынуждены перейти к переговорам.
Предпочтение этого способа определяется следующими факторами:
Высокая степень готовности к разрешению конфликта
Убежденность в том, что с помощью борьбы можно добиться большего, чем с помощью переговоров.
Решающий перевес одной стороны в ресурсах
Возникновение чрезвычайной ситуации, требующей незамедлительных действий
Внезапно возникшая необходимость принятия непопулярного решения, которое будет заведомо негативно встречено другой стороной
Бесспорная правомерность действий стороны, имеющей силовое преимущество (немедленное увольнение провинившегося сотрудника).
Трудности в коммуникации сторон, непонимание друг-друга
Низкий уровень доверия между сторонами
Это может быть ответной реакцией на силовые действия противостоящей стороны.
Во многом применение силовых методов определено культурными установками. В современном западном обществе преобладает тенденция к соперничеству. Доказывая свою точку зрения, проявляя агрессию, человек стремится доказать, что он сильный, что он «на уровне»
3.1.2 Переговорные методы разрешения конфликтов.
Последнее время возрастает интерес к переговорам, их применяют и в разрешении семейных конфликтов и международных переговорах, хотя изначально термин «переговоры» использовался применительно к деловым сделкам. Переговоры позволяют разрешить конфликт без агрессии, деструктивности.
Но к пониманию, что переговоры позволяют достигнуть чего-то принципиального отличного от силового метода пришли относительно недавно, еще в 50-60 гг переговоры рассматривались как процесс, в котором стороны используют разнообразные средства для достижения своей «победы» и «разгрома» противника.
У большей распространенности в обществе силовых методов разрешения конфликтов и раннему пониманию переговоров как «выигрыша» и «проигрыша» есть две причины. Историческая – именно тактика «выигрыш» — «проигрыш» как наиболее простые были первыми освоенными людьми способами разрешения конфликтов. Психологическая – использование этих тактик приобрело со временем почти автоматический, рефлексивный характер, стало устойчивым психологическим стереотипом, глубоко укоренившемся в человеческом сознании.
Общая стратегия и модели переговоров.
«Переворотом» в переговорной практике стал разработанный Фишером и Юрии «Метод принципиальных переговоров», который остается фундаментом всех последующих разработок в этой области. Суть этого подхода сводится к следующим положениям:
Стороны воспринимают друг-друга как партнеры, а не как врага (жесткая модель переговоров) или друга (мягкая модель, при которой человек идет на уступки, чтобы сохранить отношения).
Цель переговоров – разумное решение, полученное быстро и в полном согласии. (Сторонник жесткого подхода видит своей целью победу, а мягкого – в «полюбном» соглашении).
При ведении переговоров необходимо отделять споры между людьми от решаемых задач. Все люди имеют разные взгляды и если партнер не разделяют нашу позицию, это не должно вызывать негативных чувств по отношению к нему.
Надо быть мягким с людьми и требовательным к задаче, т.е. сочетать «жесткость», когда речь идет о проблеме и «уступчивость» в отношении к партнеру как к личности.
Действовать независимо от доверия и недоверия.
Сосредоточиться на выгодах, а не на позициях. Наличие разных точек зрения не должно мешать людям успешно сотрудничать при решении конкретных вопросов (хотя спор может вестись и относительно самих позиций), при поиске взаимовыгодных решений.
Изучать интересы сторон. Определение зоны взаимовыгодных интересов помогает прийти к взаимовыгодному решению.
Не устанавливать «нижней границы». «Нижняя граница» — это худший из допустимых вариантов в данной ситуации, на который вы готовы согласиться. Нижняя граница предотвращает принятие поспешных решений, заключение неудачного соглашения, но сковывает инициативу и воображение. Человек может сразу отмести предложение другой стороны, не подумав, что он мог бы выдвинуть ряд условий, делающих это предложение особенно выгодным для него.
Продумать возможность взаимной выгоды.
Представить множество вариантов на выбор, а решение принять позже. При этом не следует заранее рассматривать один из них как ваше решение – это заставит вас особенно упорно его отстаивать, ограничивая тем самым свободу выбора.
Настаивать на использование объективных критериев. Чтобы защитить себя от нажима партнера, не идти на поводу у ситуации, чувств и желаний, стоит заранее оговорить критерии, которым должно отвечать предполагаемое решение проблемы.
Стараться достичь результата, основанного на нормах, не зависящих от воли. Т.е. партнеры договариваются относительно определенных норм относительно принятия решения и следуют им, а не нажиму со стороны кого-либо из партнеров.
Рассуждать и прислушиваться к доводам, уступать принципам, а не нажиму. «Уступчивый» партнер поддается нажиму, «жесткий» — наоборот. «Принципиальный» — руководствуется принципами, а не идеями борьбы.
Согласно Дж. Рубину, можно выделить две модели переговорного процесса:
1). Модель «уступок-сближения», «взаимных уступок» (компромиссный подход). При противоречии в интересах стороны идут на взаимные уступки, пока не находят точку, которую посчитают для себя приемлемой. Классическим примером ситуации подобного типа является торг покупателя и продавца из-за приемлемой цены на товар. Уступки не должны выходит за рамки минимально приемлемого для сторон.
2). Модель «взаимных выгод». (сотрудничество) Основу этого подхода заложила М.Фоллет, с ее идеями интеграции как способа удовлетворения интересов разных сторон. Эта же идея получила развитие у Фишера и Юри.
Главная идея данного подхода – урегулирование конфликтов не обязательно предполагает выигрыш одной стороны за счет другой, существует возможность обоюдного выигрыша. Ключевым принципом данного подхода является положение о поиске соглашения на основе анализа интересов, а не позиций сторон.
В ранних исследованиях переговорах преобладал компромиссный подход, сегодня он уступает в популярности модели взаимных выгод. Но противопоставлять их нельзя, и тот и другой тип переговоров применяется в разных ситуациях.
Источник