Сильный туман способы защиты

Охрана труда

Сильный туман

Туман считается сильным, если видимость составляет не более 50 м (на море — не более 100 м). Туман возникает при понижении температуры воздуха вблизи подстилающей поверхности из-за радиационного выхолаживания. При этом повышается влажность воздуха. Такие туманы называются радиационными. Туман может возникать при адвекции тепла и влаги на холодную подстилающую поверхность. Такие туманы называются адвективными. Образование тумана возможно только при слабом ветре (скорость до 5 м/с).

Сопутствующие ОЯП: изморозь, гололед, смог.

Поражающий фактор: ухудшение видимости.

Сильный туман приводит к экономическим ущербам, вызванным авариями и вынужденными ограничениями, прекращением работы в авиации, морском и автомобильном транспорте, строительстве.

23 февраля 2001 г. сильный туман на северо-востоке Китая вывел из строя систему электропередачи и вызвал перебои в энергоснабжении административного центра провинции Ляонин города Шэньян. В результате было обесточено 70 % городской зоны Шэньяна и подавляющая часть сельских районов. Из 12 подстанций в городе работали только три. 25 марта 2003 г. в провинции Чжэцзян (Китай) при сильном тумане на автотрассе произошло столкновение 47 машин, в результате чего 11 человек погибло. Пять судов столкнулось 12 ноября 2004 г. на Рейне из-за сильного тумана. В 2001 г. на Рейне из-за сильного тумана лоб в лоб столкнулись бельгийское судно и караван немецких судов. Никто не погиб, но материальный ущерб был нанесён значительный.

Прогноз сильного тумана выполняется в рамках синоптического прогноза погоды. При возникновении угрозы сильного тумана выдается штормовое предупреждение.

Защита от сильного тумана предполагает использование преимущественно организационных мер (оповещение, прекращение работ, закрытие аэропортов и портов). В некоторых случаях для борьбы с радиационными туманами используются инженерные установки.

Сильная пыльная буря

Пыльной бурей называется перенос больших количеств пыли или песка над поверхностью земли со средней скоростью не менее 15 м/с, при понижении видимости до 500 м и менее. Возникновению пыльной бури способствует иссушение почвы и песков под влиянием устойчивой засушливой погоды. Горизонтальная протяженность районов, охваченных пыльными бурями, весьма различна — от нескольких сотен метров до тысяч километров. Запыленность атмосферы по вертикали может при этом колебаться от 1-2 м до 6-7 км. Основной причиной образования пыльных бурь является турбулентность, обусловленная структурой ветра, способствующая подъему с земной поверхности частиц пыли и песка, а также ветровая эрозия почвы.

Имеются документы, повествующие о жуткой черной буре весной 1892 г. Она прокатилась по всей степной полосе и отличалась особой силой. Порывистый восточный ветер несколько дней гнал массы песка, чернозема и пыли. Все это тучами поднималось вверх и сливалось в непроницаемую завесу. Посевы подрезались под корень или сдирались целиком. Пыль, поднятая с полей, была занесена в Польшу и Германию, в Финляндию и Швецию.

В ноябре 1962 г. ветер поднял в Аравийской пустыне столько пыли, что в Каире несколько суток был закрыт аэропорт, а на Суэцком канале прекратилось судоходство. По свидетельствам очевидцев, в городе была «кромешная тьма» — люди не видели пальцев на вытянутой руке.

В марте и апреле 2002 г. в Приморье наблюдали явление, когда воздух был серым, а солнце голубым. Мгла, накрывшая Приморский край, была результатом пыльных бурь, разыгравшихся на территории Монголии и Китая. Пыльная мгла, занесенная ветром на значительное расстояние от очага пыльных бурь, называется адвективной мглой.

На спутниковых снимках в этот период можно было видеть, как серая пелена (пыль в атмосфере) распространилась на огромную территорию — Желтое море, Корею, Приморье, Японское море и Японию. Вызвано это явление было серией глубоких циклонов, перемещавшихся с района Читинской области на Хабаровский край. Недостаток осадков зимой 2002 г. на территории Монголии и северного Китая вызвали засуху и пересыхание почвы, которая сильными ветрами была поднята в атмосферу.

Читайте также:  Простые способы завязывания галстука

Сопутствующие ОЯП: электризация атмосферы, генерация радиопомех.

— вынос почвы с сельскохозяйственных полей.

Прогноз пыльных бурь осуществляется в рамках синоптических прогнозов погоды.

В качестве защиты от пыльных бурь используются инженерные методы защиты, основанные на закреплении почвы и песка, например растительным покровом.

Смогом называют сочетание газообразных и твердых примесей с туманом или аэрозольной дымкой, вызывающей интенсивное загрязнение атмосферы. Первоначально под термином «смог» понимали совместное сочетание дыма и тумана (от англ. smoke-дым и fog-туман). Такого типа смоги уже отмечались более 100 лет назад, и наибольшую известность периодическое их образование приобрело в Лондоне.

В дальнейшем смоги иного типа были обнаружены в 1944 г. в Лос-Анджелесе. Они получили называние фотохимических. Иногда говорят о смогах лондонского и лос-анджелесского типа. Основная причина загрязнения воздуха в первом случае -сжигание угля и мазута, во втором — выбросы автотранспорта. В последнее время стали говорить о новом типе смога — бурой азиатской мгле, которая практически постоянно наблюдается в крупных азиатских городах, особенно в Индии.

Лондонский тип смога возникает зимой в крупных промышленных городах при неблагоприятных погодных условиях (отсутствие ветра и температурная инверсия). Температурная инверсия проявляется в повышении температуры воздуха с высотой в некотором слое атмосферы (обычно в интервале 300-400 м от поверхности земли) вместо обычного понижения. В результате циркуляция атмосферного воздуха резко нарушается, дым и загрязняющие вещества не могут подняться вверх и не рассеиваются. Нередко возникают туманы.

Концентрации оксидов серы, взвешенной пыли, оксида углерода достигают опасных для здоровья человека уровней, приводят к расстройству кровообращения, дыхания, а нередко и к смерти. В 1952 г. в Лондоне от смога с 3 по 9 декабря погибло более 4 тыс. человек, до 10 тыс. человек тяжело заболели. В конце 1962 г. в Руре (ФРГ) смог убил за три дня 156 человек. Рассеять смог может только ветер, а сгладить смогоопасную ситуацию — сокращение выбросов загрязняющих веществ.

Лос-анджелесский тип смога, или фотохимический смог, не менее опасен, чем лондонский. Возникает он летом при интенсивном воздействии солнечной радиации на воздух, насыщенный, а вернее перенасыщенный выхлопными газами автомобилей. В Лос-Анджелесе выхлопные газы более 4 млн. автомобилей выбрасывают только оксидов азота в количестве более чем 1 тыс. т в сутки.

При очень слабом движении воздуха или безветрии в воздухе под действием интенсивной солнечной радиации в этот период идут сложные реакции с образованием новых высокотоксичных загрязнителей-оксидантов (озон, органические перекиси, нитриты и др.), которые раздражают у людей слизистые оболочки желудочно-кишечного тракта, легких и органов зрения, повреждают растения, разрушают резину. Фотохимический смог характерен для больших тропических и субтропических городов.

От фотохимического смога, помимо Лос-Анджелеса, страдает крупнейший город мира Мехико, с населением более 20 млн. человек. Фотохимический смог отмечен и в умеренных широтах, например в Киеве. В Токио смог вызвал отравление 10 тыс. человек в 1970 г. и 28 тыс. — в 1971 г. По официальным данным, в Афинах в дни смога смертность в шесть раз выше, чем в дни относительно чистой атмосферы.

Бурая азиатская мгла — относительно новая форма смога. Бурой мглой покрыта большая часть азиатского континента и Индийского океана, смог висит над крупными городами практически круглый год. Ядовитое облако ученые начали серьезно исследовать относительно недавно. И пришли к выводу, что слой толщиной в 2 км представляет собой токсичную смесь из выхлопных газов, промышленных выбросов и частиц продуктов сгорания — от лесных пожаров и бытовых печей.

Читайте также:  Одо способ формирования уставного капитала

Иностранцы, наблюдающие плотную коричневую дымку впервые, уверены, что это — особенность индийского воздуха. Эксперты ООН говорят, что подобное явление не только опасно для жизни людей, но и наносит серьезный ущерб климату планеты в целом. Бурая азиатская мгла на 15 % сокращает объем солнечной энергии, достигающей поверхности Земли.

Ученые предсказывают засуху, а следом за ней — гибель некоторых видов растений и животных на суше и в водах Индийского океана. Но главную опасность бурый смог представляет для человека. Данные, которые приводят специалисты, неутешительны — сотни тысяч жителей Юго-Восточной Азии не доживают до 50 лет. Жертвами бурой азиатской мглы, по расчетам специалистов, в ближайшие 30 лет могут стать миллионы человек.

В последнее время смог наблюдается и в крупных городах России. В летнее время, при ярком солнце и застое в приземном слое воздуха возникают достаточно тяжелые фотохимические смоги в Москве, особенно в-центральной части города. В некоторых городах (Кемерово, Ангарск, Новокузнецк, Медногорск и др.), особенно в тех, которые расположены в низинах, в связи с ростом числа автомобилей и увеличением выброса выхлопных газов, содержащих оксид азота, вероятность образования фотохимического смога увеличивается.

В зимнее время, при застое воздуха при оттепелях и туманах в некоторых российских городах возникают смоги лондонского типа. При авариях и пожарах на нефтяных объектах также возникают смоги. Например, в сентябре 2003 г. в течение трех суток в городе Октябрьск (Самарская область) горел танкер «Виктория». Сгорело около 1500 т облегченной нефти.

Все это время город страдал от тяжелейшего классического смога. Взятые пробы показали, что содержание вредных примесей превышало допустимые нормы в десятки раз. Жителям города советовали не открывать окна, не выходить без нужды на улицу и пользоваться марлевыми повязками.

Продолжительность смогов обычно от одного до нескольких дней, но интенсивность загрязнения настолько велика, что смоги вызывают тяжелые последствия, нередко сопровождающиеся жертвами. Высокие концентрации озона, которые иногда используют в качестве одного из показателей фотохимического смога, наблюдаются не только в местах его образования, но и на значительных расстояниях от них в результате переноса воздушных масс.

Прогнозирование смога осуществляется в рамках синоптического прогноза погодных условий, благоприятных для его образования. Для защиты от смога используются организационные мероприятия (оповещение) и инженерные методы. Основным методом инженерной защиты от смога является использование специальных катализаторов в выхлопных системах современных автомобилей, в которых осуществляется дожигание окислов азота.

В результате в атмосферу поступает меньше окислов азота и не запускается химическая цепь образования фотохимического смога. Для борьбы со смогом лондонского типа используются практически те же методы, что и для защиты от кислотных осадков: уменьшение серы в промышленных выбросах за счет фильтров, переход на использование топлива с пониженным содержанием серы

Источник

О безопасности во время тумана

Туман образуется вследствие соприкосновения холодного воздуха с теплым в условиях высокой влажности. Он может возникать в любое время года, но наиболее часто в осенне-зимний период. В эти месяцы преобладает повышенная влажность, температура воздуха меняется скачкообразно, потоки теплого и холодного воздуха активно перемещаются над землей.

Читайте также:  Дуал голд способ применения

Чаще всего туман возникает по утрам и вечерам, достигая наибольшей плотности в низинах, около водоемов.

В условиях тумана автомобилистам нужно быть предельно аккуратными. При возможности лучше отложить поездку и дождаться улучшения погоды. Если же такой возможности нет, стоит помнить, что основным залогом безопасной езды является значительное снижение скорости.

В тумане невозможно даже приблизительно определить расстояние до автомобилей. Обычно оно кажется больше, чем есть в действительности. Поэтому при езде в тумане важно увеличить, дистанцию, не совершать обгонов, резких маневров и торможения.

В сумерки и темное время суток не забывайте включать противотуманные фары, но помните и о том, чтобы не ослепить других автомобилистов. Свет от фар должен быть направлен только вниз, на дорогу, иначе рассеивающиеся лучи ослепят вас. Кроме того, направленный на дорогу свет позволит вовремя заметить препятствие или съезд на обочину, что предотвратит аварийную ситуацию.

Если края дороги различимы, лучше всего ориентироваться по ним, а не по впереди идущим машинам. Нежелательно смотреть постоянно только вперед, так быстро утомляются глаза, и теряется ориентация в пространстве.

Во время тумана лучше опустить стёкла автомобиля. В этом случае будет больше шансов услышать нужные звуки с дороги.

Если вы решили остановиться, то поставьте машину максимально правее и оставьте включенными габаритные огни, а также используйте световую аварийную сигнализацию.

Кроме того, узнав из прогноза погоды, что ожидается сильный туман, откажитесь от похода в лес и рыбной ловли с лодки. Если вы, находясь на природе, заметили сгущение тумана, примите меры, чтобы не потерять ориентацию в лесу или на водоеме. В холодный период года сильный туман способствует возникновению другого опасного явления – гололедицы.

Источник

Азбука безопасности. Правила безопасного поведения при тумане

При тумане возникают такие факторы опасности как снижение видимости, затруднение движения транспорта, увеличение вероятности дорожно-транспортных происшествий.

Чтобы максимально обезопасить себя во время тумана, необходимо соблюдать следующие правила:

— пешеходам быть предельно внимательными при переходе улиц и дорог;

— водителям транспортных средств снизить скорость движения и строго соблюдать правила дорожного движения, отказаться от лишних перестроений, обгонов, опережений.

Следует помнить, что для автомобилистов туман является одной из наиболее серьёзных опасностей. Это природное явление значительно ограничивает видимость вокруг автомобиля, что напрямую влечёт увеличение количества столкновений, наездов и прочих дорожно-транспортных происшествий. Все предметы в тумане воспринимаются расположенными намного дальше, чем есть на самом деле. Кроме очевидных негативных факторов, которые таит в себе туман, есть и дополнительные. Учитывая, что туман как явление представляет собой мельчайшую водяную пыль, на ветровом стекле движущегося в тумане автомобиля постепенно скапливается влага, создающая дополнительные препятствия обзору, поэтому при движении в тумане стоит включить дворники ветрового стекла и обогрев заднего.

Если туман не рассеивается на протяжении длительного времени, особенно в ночное время суток, стоит периодически останавливаться для отдыха и снятия нервного напряжения. Ни в коем случае нельзя пытаться как можно быстрее преодолеть местность, покрытую туманом, вопреки усталости, надежнее и безопаснее переждать туман, съехав с дороги.

Специалисты Главного управления МЧС России по Амурской области рекомендуют по возможности воздержаться от поездки в тумане.

Следуйте советам специалистов. Наша Азбука поможет сделать вашу жизнь безопаснее! В случае возникновения нештатных ситуаций звоните:

— «101» — для набора со всех операторов мобильной связи;

— «01» — со стационарных телефонов;

— «112» — единый телефон вызова экстренных оперативных служб.

Источник

Оцените статью
Разные способы