Штраф по 223 фз за неправильный способ закупки

Ответственность заказчика за нарушения положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Ответственность заказчика за нарушения положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Последствия нарушений положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту — Закон N 223-ФЗ):

— привлечение отдельных видов юридических лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, к административной ответственности в случаях, предусмотренных КоАП РФ;

— включение информации об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий договоров, в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ).

Составы административных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ и Положением о закупках.

1. Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с Законом N 223-ФЗ должна осуществляться в электронной форме, в иной форме.

Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616.

Штраф для должностного лица

10 000 р. — 30 000 р.

Штраф для юридического лица

100 000 р. — 300 000 р.

Те же действия, совершенные должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз.

Штраф для должностного лица

40 000 р. — 50 000 р.

либо дисквалификация должностного лица на срок от шести месяцев до одного года.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии Законом N 223-ФЗ должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в ином порядке.

Основания для применения Закона N 44-ФЗ перечислены в п. 3 ч. 4 ст. 1, ч. 4, 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ.

Штраф для должностного лица

20 000 р.- 30 000 р.

Штраф для юридического лица

50 000 р. — 100 000 р.

Несоблюдение предусмотренных Законом N 223-ФЗ требований к содержанию извещений и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.

Требования к содержанию установлены ч.ч. 8 — 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Штраф для должностного лица

Штраф для юридического лица

5000 р. — 10 000 р.

Предъявление требований к участникам закупок, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Несоблюдение требований п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Штраф для должностного лица

Штраф для юридического лица

5000 р. — 10 000 р.

Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания антимонопольного органа об устранении нарушений законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Штраф для должностного лица

30 000 р.- 50 000 р.

Штраф для юридического лица

300 000 р.- 500 000 р.

Непредставление, или несвоевременное представление, или представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона N 223-ФЗ

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления таких сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утверждены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211.

Штраф для должностного лица

10 000 р.- 15 000 р.

Штраф для юридического лица

30 000 р. — 50 000 р.

2. Нарушение требований об информационном обеспечении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, осуществляющими закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ и собственным Положением о закупках.

Нарушение установленных Законом N 223-ФЗ сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений Закона N 223-ФЗ.

Изменения положения о закупке размещаются в единой информационной системе в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

для должностного лица

5 000 р. — 10 000 р.

для юридического лица

10 000 р. — 30 000 р

Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Законом N 223-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных выше.

Читайте также:  Начисление амортизации основных средств производительным способом

— план закупки, его изменения должны быть размещены в течение 10 календарных дней с даты утверждения (п. 14 Положения
о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908);

— извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие (ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

— изменения извещения, документации о закупке, разъяснения положений такой документации, а также протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения, предоставления разъяснений, подписания протоколов (ч.ч. 11, 12 Закона N 223-ФЗ);

— отчетность по заключенным договорам размещается до 10-го числа месяца, следующего за отчетным (ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);

— изменения в договоре размещаются в течение 10 дней со дня внесения изменений (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

для должностного лица

2 000 р.- 5 000 р.

для юридического лица

10 000 р.- 30 000 р.

Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Законом N 223-ФЗ.

для должностного лица

30 000 р. — 50 000 р.

для юридического лица

100 000 р. — 300 000 р.

Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания антимонопольного органа об устранении нарушений законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг.

Штраф для должностного лица

30 000 р.- 50 000 р.

Штраф для юридического лица

300 000 р. — 500 000 р.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ответственность заказчика за нарушения положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Источник

Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках в 2021 году

Штрафы по 223-ФЗ — это ответственность, которая грозит за несоблюдение требований федерального закона. Минимальная сумма составляет 3000 рублей, но штрафуют и на 500 000 рублей. А в январе 2021 года ввели новые поводы для санкций.

Последние изменения

02.01.2021 вступил в силу Федеральный закон № 453-ФЗ от 22.12.2020, который установил штрафы для заказчиков за просрочку оплаты при закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) по 223-ФЗ. С этой даты штрафуют за нарушение срока оплаты по договору (его отдельному этапу), заключенному с СМСП.

Чтобы реализовать новации, статью 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях дополнили частью 9, в который утвердили такие размеры штрафов за нарушение:

  • для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для юрлиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Понятие и виды ответственности по 223-ФЗ

Заказчика можно привлечь к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарной;
  • гражданской;
  • административной.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы прописать ответственность сторон в договоре без ошибок.

Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок по 223-ФЗ прямо не предусмотрена, но действие (или бездействие), которое нарушает требования 223-ФЗ, а также других нормативных правовых актов РФ, в отдельных случаях может образовывать объективную сторону преступлений, которые предусмотрены статьями Уголовного кодекса РФ. Например, статьей 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» или ч. 5, 6 ст. 204 УК за получение коммерческого подкупа.

Максимальные санкции по ч. 6 ст. 204 УК следующие: штраф в размере от 200 000 до 1 000 000 руб., или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 20-кратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством, можно применить к должностным лицам юрлица, которые нарушили нормы внутренних документов заказчика о закупках.

Гражданско-правовая ответственность в виде возмещения убытков наступает для недобросовестного заказчика в соответствии с нормами ГК РФ. Например, у участника конкурса могут возникнуть убытки в виде упущенной выгоды (в размере цены незаключенного договора), когда по результатам заведомо неправильно проведенной конкурсной процедуры был выбран иной исполнитель договора.

Для поставщиков и подрядчиков наказанием за допущенное нарушение в сфере закупок можно рассматривать включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков.

Административная ответственность

Административная ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках регламентирована статьями КоАП РФ.

В отличие от санкций за нарушения в госзакупках, административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение норм 223-ФЗ установлена только в 2014 году.

КоАП РФ был дополнен статьями, которыми введены новые составы административных правонарушений. Также определено, что рассмотрение административных дел в сфере закупок по 223-ФЗ осуществляется территориальными органами ФАС России.

Читайте также:  Нестандартные способы решения логарифмических уравнений

В зависимости от вида правонарушения, штраф для должностных лиц может составить от 2000 до 50 000 рублей, для юридических лиц — от 5000 до 500 000 рублей. Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться именно в электронной форме, должностное лицо, ответственное за организацию процедуры, могут оштрафовать либо дисквалифицировать на срок до одного года.

Все штрафы за нарушения по 223-ФЗ

Помните, что в зависимости от нарушения ответственность может грозить как организации, так и персонально работнику, который занимает ответственную должность.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3 Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от 6 мес. до 1 года — Ч. 2 ст. 7.32.3 Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3 Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная ответственность в закупках по 223-ФЗ, в том числе и за задержку оплаты. Таблица новых наказаний представлена ниже.

Нарушение Ответственность
Неправомерное признание лица уклонившимся от заключения контракта Штраф 50 000 рублей
Размещение в ЕИС или отправление на ЭТП данных, а также нарушение в даче разъяснений документации Штраф от 2000 до 5000 рублей, юрлиц оштрафуют на сумму от 10 000 до 30 000 рублей
Нарушения в части содержания протоколов, которые составлены при проведении закупок по 223-ФЗ Штраф на должностных лиц в размере от 2000 рублей до 3000 руб, для юрлиц — от 5000 до 10 000 руб.
Сокращение сроков подачи заявок на участие в закупке в рамках 223-ФЗ или нарушение сроков отмены тендера Штраф — от 10 000 до 30 000 рублей, на юрлицо — от 100 000 до 300 000 рублей
Несоблюдение объема закупок среди МСП в процедурах отдельными видами юридических лиц Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб, на юрлиц — от 100 000 до 300 000 руб.
Нарушение срока и порядка оплаты товаров при осуществлении процедур по закону о закупках, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению аванса, который предусмотрен договором Штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей, на юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Когда оштрафуют

Самая частая проблема — несвоевременное размещение информации в ЕИС. Вот все нарушения, за которые оштрафуют.

Что нужно разместить

Когда нужно разместить

Положение о закупке (включая изменения, вносимые в положение о закупке) или решение о присоединении к положению о закупке (включая решение о присоединении к изменениям в положение о закупке).

Не позднее 15 дней со дня утверждения.

План закупки товаров, работ, услуг.

Не позднее 10 дней с даты утверждения и не позднее 31 декабря текущего года.

Часть 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке.

Информация о внесении изменений в план закупки товаров, работ, услуг.

Не позднее 10 дней с даты внесения изменений.

Часть 2 ст. 4 закона № 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке.

Извещение о проведении конкурса или аукциона.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Извещение о проведении запроса котировок.

Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.

Извещение о проведении запроса предложений.

Не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Извещение о проведении электронных конкурса или аукциона, участниками которых могут быть.

Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 30 млн руб.

Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена договора превышает 30 млн руб.

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП. При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 15 млн руб.

Не менее чем за 5 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только СМСП.

При этом начальная (максимальная) цена договора не может быть выше 7 млн руб.

Не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок.

Изменения, вносимые в извещение и(или) документацию.

Не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений.

Срок подачи заявок надо продлить так, чтобы с даты размещения в ЕИС изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие, предусмотренного положением о закупке.

Разъяснения положений документации.

Не позднее 3 дней со дня предоставления таких разъяснений.

Решение об отмене конкурентной закупки.

В день принятия такого решения.

Не позднее 3 дней со дня подписания.

Сведения о количестве и общей стоимости договоров, включая информацию об общей стоимости договоров, не включенных в реестр договоров, согласно ч. 3 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ.

Ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком.

Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у СМСП.

Не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Годовой отчет о закупке инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у СМСП.

Не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Информация об изменении объема, цены или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

Не позднее 10 дней с момента внесения изменений.

Информация о заключении договора (в том числе с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), если его стоимость превышает 100 000 руб. либо 500 000 руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.), направляемая в реестр договоров.

Не позднее 3 рабочих дней со дня заключения договора.

Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров.

Не позднее 10 дней со дня исполнения, изменения, расторжения договора.

Примеры нарушений

Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на три группы.

К первой относится неисполнение требований к форме и порядку заказов. Например, процедуру провели по правилам 223-ФЗ, а не 44-ФЗ, или проигнорировали требования о проведении закупки именно в электронной форме.

Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок. Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки.

К третьей группе можно отнести незаконные требования заказчиков к поставщикам и документации, а также нарушение требований к содержанию извещения и документации.

Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

Какие обстоятельства влияют на меры ответственности

Вид и размер административного наказания зависят от того, кто должен отвечать за совершение правонарушения: физическое лицо (должностное лицо заказчика) или сам заказчик как юридическое лицо, а также от конкретных обстоятельств правонарушения (нарушены ли права и законные интересы третьих лиц, нанесен ли ущерб и т. д.).

В определенных случаях совершенное административное правонарушение можно посчитать незначительным, правонарушителя могут совсем освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При определении меры административной ответственности учитываются характеристики личности виновного лица, его имущественное и финансовое положение, а также наличие смягчающих или, наоборот, отягчающих обстоятельств. Смягчающим обстоятельством признается, например, предотвращение вредных последствий правонарушения и другие обстоятельства, в том числе и не указанные в законе. А продолжение противоправного поведения, несмотря на требование органа ФАС прекратить его, повторное такое же нарушение и тому подобные обстоятельства признаются отягчающими.

Источник

Читайте также:  Способы создания загрузочной флешки windows
Оцените статью
Разные способы