Шорох деревьев способ связи

Типы и виды словосочетаний.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Урок русского языка с использованием ИКТ

Скачать:

Вложение Размер
urok_tipy_i_vidy_slovosochetaniy.pptx 243.69 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Березуевой О.А.

Что называется словосочетанием? Какие сочетания слов не являются словосочетанием ? — Какими способами связываются слова в подчинительном словосочетании? Ответьте на вопросы

Все ли сочетания слов можно назвать словосочетанием ? Подъезжая к месту Перед домом Я увидел Его книга Когда рассвело В начатом письме Гораздо позже

Выпишите из предложения словосочетания, укажите, чем выражено главное слово Качались волны, шитые шелками, лиловым, красным, жёлтым, золотым, и, проблистав над сенью янтарями, сгущало небо свой жемчужный дым.(В.Брюсов)

Проверь себя волны шитые — главное слово — волны шитые шелками — главное слово — шитые шелками лиловым — главное слово — шелками шелками красным — главное слово — шелками шелками желтым — главное слово — шелками шелками золотым — главное слово — шелками проблистав над синью — главное слово — проблистав проблистав янтарями — главное слово — проблистав свой дым — главное слово — дым жемчужный дым — главное слово — дым сгущало дым — главное слово — сгущало

Ответьте на вопросы Словосочетания какого вида вы писали? На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над тенью , проблистав янтарями относятся к глагольным словосочетаниям ? -Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.

Определите тип словосочетаний а) глагольное; б) именное; в) наречное. 1) сформулировать тезис; 2) желанный гость; 3) ослепительное солнце; 4) охотно поддерживать; 5) куда-нибудь подальше; 6) участвовать в соревнованиях; 7) девять ночей; 8) искусство игры; 9) упорно стремиться ; 10) слева от тебя; 11) игра в волейбол; 12) очень плохо .

1- а 2-б; З-б ; 4-а ; 5-в ; 6-а; 7-б; 8-б; 9-а ; 10-в ; 11-б; 12-в . Проверь себя

В каком ряду все слова связаны между собой при помощи примыкания?

распредели словосочетания в три колонки : согласование управление примыкание Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночевка в лесу, золоченое кольцо, три шофера, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, говоришь шепотом, раскорчёванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь, их книги.

Проверь себя Громкий шорох, холщовый мешок, золоченое кольцо, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, раскорчеванные пни, серый пиджачок. Сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, ночевка в лесу, три шофера, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом . Горячо спорить, говоришь шепотом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь, их книги. согласование управление примыкание

Укажите вид связи в словосочетаниях а ) согласование; б) управление; в ) примыкание). 1) ясным утром; 2) препятствовать движению; 3) написать выступление; 4) очень забавный; 5) говорить волнуясь 6) независимый эксперт; 7) на третьем этаже; 8) говорить вполголоса; 9) нарушение правил; 10) гуляли в парке; 11) забочусь о тебе; 12) надо подумать .

1-а ; 2-Б; 3-Б; 4-в; 5-в; 6-а; 7-а; 8-в; 9-Б; 10-Б; 11-Б; 12-в . Проверь себя

В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Нельзя не отметить о высокой активности аудитории 2) Я тебе за это и говорю. 3) Нужно уплатить за проезд. 4) Я соскучился за семьёй

Помни об ошибках в конструкциях с управлением Употребление предложного падежа вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии ( правильно:установить причины аварии Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания : характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность Неправильный выбор предлога : партнер в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф)

Это важно знать В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу. Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует(чему? Д.П.) или затягивает(что? В.П.) уборку. Правильно : Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает её.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы и виды словосочетаний.

Цели урока: Обобщение знаний по теме «Словосочетание»;Отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях;закрепление навыков правописания. Ход урока Организационный м.

Виды словосочетаний, разбор словосочетаний

Лаконичный сосредоточенный материал.

Урок русского языка в 10 классе по теме «Типы и виды словосочетаний»

Цели урока: žнаучить определять способы связи слов в словосочетании;žконструировать их;žзакрепить понятия о строении и значении словосочетаний.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания»

Данный урок разработан к УМК С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме «Словосочетание». Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания»

Конспект урока по теме «Словосочетание» предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня.

Презентация «Словосочетание. Типы связей в словосочетании»

Презентация может использоваться на уроках русского языка. Содержит материалы для изучения нового и закрепления.

Источник

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»

Источник

Урок по русскому языку в 11 классе «Обобщение изученного по теме: «Словосочетание. Виды связи в словосочетании» (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

б)Словосочетание – два … , связанных по смыслу и ……..

Словосочетание произошло от древнерусского слова …. , что значит “два”.

В словосочетании два компонента: главное и …. слово.

В словосочетании от ……….. слова к …………. задаётся вопрос.

2)Заполните таблицу примерами : распределите словосочетания по группам.

Ходила на дорогу, край любимый, отправил величаво, горько видеть, бесценный дар, с белых яблонь, тронутое холодком, незадолго до встречи,
дух бродяжий, близко к дому, на розовом коне, сшибли с ног, воскликнул громко, иззябнуть на ветру, прочтешь письмо, по-прежнему нежный, слишком рано.

3)Распределить словосочетания по видам связи

Громкий шорох, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, горячо спорить, листьев медь, золотая роща, говоришь шёпотом, раскорчёванные пни, приснилась мне, буйная молодость, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.

4)Рисунок. Поясните эти рисунки, указав способ связи между словами в словосочетаниях.

Приведите свои примеры подобных словосочетаний.

а) звуки речи г) Два или несколько самостоятельных слов,

объединённых по смыслу и грамматически

б) чередование звуков д) интонация

2.В каком разделе науки о языке изучается словосочетание

а) морфологии в) лексике б) синтаксисе г) этимологии

3. Согласование – это связь, при которой

а) зависимое слово находится в каком-либо падеже

б) с изменением главного слова меняется и зависимое

в) зависимое слово-наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола

4. В каком столбике все словосочетания со связью управление?

хотел написать уехать лечиться случилось в походе

вышел на улицу говорить правду встретить его

сказал неправду работать над проектом прийти в школу

5. В каком столбике все словосочетания со связью согласование?

должен написать хочу уехать невероятный случай

вышел погулять искать правду знакомая улица

сказал тихо работать над сочинением школьный товарищ

6.В каком столбике все словосочетания со связью примыкание?

уехать лечиться писать о работе вышел на улицу

говорить громко невероятный случай пришёл познакомить

отправил, написав сказал, неподумав говорить громко

7.Раздел языкознания, который изучает два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически – это …

б) морфология г) словосочетание

8. Управление – это связь, при которой

а) с изменением главного слова меняется и зависимое

б) зависимое слово находится в каком-либо падеже

в) зависимое слово-наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола.

9. В каком столбике все словосочетания со связью согласование?

хотел написать лечебный корпус невероятный случай

вышел на улицу правдивый рассказ знакомая улица

сказал неправду наш институт школьный товарищ

10. В каком столбике все словосочетания со связью управление?

хотел написать увидел его произошло чудо

вышел на улицу говорить правду уехать лечиться

сказал неправду работать над проектом прийти в школу

11. Примыкание-это связь

а) при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

б) при которой зависимое слово находится в каком-либо падеже.

в) при которой зависимое слово неизменяемая часть речи.

12.В каком столбике все словосочетания со связью примыкание?

учиться хорошо работать над проектом вышел на улицу

говорить невпопад невероятный случай пришёл познакомить

отправил, написав сказал неправду говорить громко

13. Синтаксис изучает

а) словосочетание в) предложение

б) части речи г) словосочетание и предложение

14. Примыкание-это связь

а) при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

б) при которой зависимое слово неизменяемая часть речи.

в) при которой зависимое слово находится в каком-либо падеже.

15.В каком столбике все словосочетания со связью согласование?

хотел написать больничная палата первый экзамен

вышел на улицу правдивый рассказ наша школа

сказал неправду проектный институт пятый элемент

16. В каком столбике все словосочетания со связью управление?

хотел написать уехать лечиться спрятаться за ширмой

вышел на улицу говорить правду найти друга

сказал неправду работать над проектом пойти за ним

Распределить словосочетания по видам связи

Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлечённый взгляд, говоришь шёпотом, раскорчёванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.

Громкий шорох, холщёвый мешок, золочёное кольцо, новое шоссе, вскипячённое молоко, отвлечённый взгляд, раскорчёванные пни, серый пиджачок.

Сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, ночёвка в лесу, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом.

Горячо спорить, говоришь шёпотом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь.

1. Тест по интерактивной доске

1. Составить с данными словами словосочетания, добавив уточнение названия предмета или действия; указать главные и зависимые слова. Какими частями речи они выражены? Определите грамматическое значение словосочетаний.

Образец: (какое?) старинное, прервать ( что?), (как?) разговор, неожиданно.

Преподаватель, преимущество, привилегия, приспособиться, приткнуться.

2. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

а) медведь заревел;

б) заревел неистово;

в) заревел и схватил;

г) схватил за комбинезон.

3. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ВЗГЛЯД?

а) умный, б) смышленый, в) разумный, г) башковитый.

4. Найдите слово, в котором пишется буква И:

а) об. лиск, б) ген. альный, в) атт. стат, г) с. кретарь, д) д. путат.

5. Произведите синтаксический разбор.

Эпитеты — определения создают цветовую гамму золотой осени4.

6.Выписать из предложения( зад.6 второго уровня) все возможные словосочетания.

2 уровень-,,4’’.

1. Произвести разбор словосочетания красивая школа.

2. Составить словарный диктант из 15 слов с приставками пре-, при-, с одним из них составить словосочетание, указать его вид связи.

3. Найдите словосочетание по его грамматическому значению -,, действие и его признак”:

а) спуститься с горы;

в) легко преодолеть;

г) ходить по лесу.

4. Найдите ошибки в,, управлении’’.

а) директор магазина;

в) верящий в победу;

5. Найдите слово, в котором пишется одна н.

а) предан. ость; б) багрян. ый; в) истин. ый; г) отчаян. ый.

6.Солнце, (не)видимое уже за г. ризонтом, где(то) (с)права еле(еле) освещает кусочек неба4.

1. Выписать из предложения (зад.6 второго уровня) все возможные словосочетания. Одного словосочетания произвести разбор.

2. Составить словосочетания со словами истина, идеал, подлинный. Работая со словарем, дать их историческую справку.

3. Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи “согласование” могут быть выражены:

а) наречия; б) сущ.; в) прилаг.; г) дееприч.; д) прич.; е) порядковыми числит.

4. С какими словами из ряда синонимов может сочетаться слово ОТВЕТ ( в значении “ответ на урок”)?

5. Найдите слово, в котором пишется буква О.

а) иде. лист; б) тр. диция; в) иде. логия; г) т. лантливый; д)трансп. рант.

6. Составьте слова по данным схемам:

Cущ.- ; глагол — ; причастие- ; слово с нулевым окончанием.

Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, типах подчинительной связи слов в словосочетаниях; 2) отработка умения определять главные и зависимые слова в словосочетаниях; 3) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях 4) закрепление навыков правописания Развивающие:1) развитие общеучебных навыков и умений; 2) развитие познавательной самостоятельности; Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний;

Слово учителя: Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ и сегодня отрабатываем задания из части В, связанные с синтаксисом. Наша цель изучения сегодня — словосочетание, типы подчинительной связи в словосочетаниях.

Слово учителя: Давайте вспомним об основных понятиях синтаксиса. Запишите на листочках правильные ответы.

Какое предложение является побудительным по цели высказывания?

1. Савраска плетётся ни шагом, ни бегом, не встретишь души на пути.

2. «То-то, — сказал я, — не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!

2. Только ручей да осиновый лист что-то до боли родное бормочут!

Определите в предложениях цель высказывания.

1. Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши.

2. Алёша, Алёша, помоги мне поймать курицу!

А. Сообщение. Б. Вопрос. В. Побуждение.

Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

А. Словосочетание. Б. Предложение.

Какой знак стоит в конце предложения?

1. От кого у тебя перстенёк золотой

2. Не падай духом Не умирай раньше времени

3. Ах, это ты, Чернушка

А. Точка. Б. Вопросительный знак. В. Восклицательный знак.

Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?

2. Я плавать не мастак. В. Садись ко мне на спину. 4. Журка в воду — и поплыл через море.

А. Распространённое. Б. Нераспространённое.

Что является признаком вопросительного предложения?

1. А ты берёшься помочь царевичу?

2. Съешь ли ты меня?

3. Чем же. ты. провинился?

А. Интонация. Б. Вопросительное слово — местоимение. В. Вопросительное слово — частица.

Определите подлежащее в предложениях.

1. Враги нам лучшие друзья. (А. Враги. Б. Друзья)

2. Что ветры мне и сине море? ( А. Ветры и море. Б. Что.)

3. О чём ты воешь, ветер ночной? ( А. Ветер. Б. Ты.)

Какое предложение не имеет подлежащего?

1. И этот звон люблю я! .

2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!

Определите сказуемое в предложениях.

1. Кто ж этот путник? (А. Кто. Б. Путник.)

2. Их круг тесней уж становился ( А. Становился. Б. Становился тесней.)

Определите, ставится ли тире в простых предложениях.

1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.

3. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

А. Тире ставится. Б. Тире не ставится.

Завершите высказывание. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:

1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.

2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме местоимений): существительными, глаголами, числительными.

3. Перед указательными словами это, вот, это значит.

Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между

подлежащим и сказуемым. Всем известно, что сорока —

1. Самая болтливая птица на свете.

2. В мороз летает у самой земли.

3. Как надоедливая трещотка.

Какое предложение соответствует схеме: числительное + существительное глагол

1. Однажды в столицу приехали двое обманщиков.

2. Двум обманщикам отвели большую комнату.

3. Оба министра ни в чём не сознались.

Определите необходимость запятой между однородными членами перед союзом и.

1. Мне слышался вечерний звон, гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

2. И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый, непреклонный взор и молодых моих сестёр.

А. Запятая ставится. Б. Запятая не ставится.

Выберите предложение с правильно расставленными знаками препинания при

однородных членах с обобщающим словом.

1. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.

2. В Обломовке верили всему — и оборотням, и мертвецам.

Определите предложение с обращением.

1. — Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! —закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)

2. — Эй ты, оловянный солдатик! — крикнул тролль.— Не заглядывайся на плясунью.

Слово учителя: Передайте свои листочки с ответами рядом сидящим ученикам и проверьте работы (способ взаимопроверки).

III. Проверка домашнего задания.

Слово учителя: Дома вы повторили тему «Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях». Проверим ваши знания.

Вопросы из теории. Решение кроссворда.

1. Соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически — это слово.

1.Раздел грамматики, к которому относится словосочетание

2.Тип связи в подчинительных словосочетаниях, в которых зависимое слово может быть выражено именем существительным, отвечающим на вопросы косвенных падежей, с предлогом или без предлога.

3.Тип связи в подчинительных словосочетаниях, в которых главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже.

4. Тип связи в подчинительных словосочетаниях, в которых зависимое слово выражено неизменяемой частью речи.

Источник

Читайте также:  Способы похудения мне 14 лет
Оцените статью
Разные способы