- Классификация согласных по способу образования
- Согласные звуки современного русского языка
- Соотношение голоса (тона) и шума
- Место образования
- Способ образования
- Наличие или отсутствие смягчения (палатализации)
- Классификация звуков русского языка
- Классификация по артикуляционным признакам
- Классификация гласных звуков
- 1. По участию в артикуляции губ:
- 2. По степени подъема языка к нёбу:
- 3. По месту подъема языка:
- Таблица классификации гласных звуков
- Гласные буквы
- Классификация согласных звуков
- 1. По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок:
- 2. По способу образования:
- 3. По месту образования:
- 4. По подъёму к нёбу (степени напряжения) средней части языка:
- Таблица классификации согласных звуков
- Классификация по акустическим признакам
Классификация согласных по способу образования
В образовании согласных играет роль вид преграды, которую встречает воздушная струя. Выделяютдваосновных вида преграды:
o смычка,
o щель.
Соответственно, согласные в первую очередь делятся на смычныеищелевые.
o Щелевые(щелинные, фрикативные, проточные, продувные) – согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через щель в речевом аппарате:
По формещели щелевые согласные делятся на
o плоскощелевые [ф], [з], [х],
o круглощелевые [w].
По расположениющели они делятся на
o срединные [в], [с], [ж],
o Смычные(плозивные) – согласные, при образовании которых в том или ином месте речевого аппарата возникает смычка:
Помимо этого (как правило, на следующем шаге классификации), выделяются типы согласных, либо отличающиеся по способу преодоления смычки, либо представляющие собой промежуточные классы между смычными и щелевыми (смычно-щелевые, ≈ смычно-проходные согласные). Рассмотрим эти классы.
o Взрывные(эксплозивные) – согласные, образующиеся в результате резкого раскрытия смычки:
Взрывные согласные – это разновидность смычных.
o Аффрикаты – согласные сложного образования: в началеартикуляции образуется смычка, которая потом переходит в щель:
o Носовые (назальные)– согласные, при артикуляции которых в ротовой полости образуется смычка, а воздух проходит через полость носа за счет опускания мягкого нёба:
Иногда все согласные по участию носового резонатора делят на
o Боковые– согласные, при образовании которых передняя часть языка образует смычку с зубами, альвеолами и т.д., а воздушной струя проходит между опущенными краями языка и боковыми зубами:
o Дрожащие— согласные, при образовании которых вибрирует либо передняя часть спинки языка, либо маленький язычок (увула):
Взрывные и аффрикаты – мгновенные звуки.
Щелевые (фрикативные), носовые, боковые, дрожащие (и гласные) – длительные звуки.
Звуки [л], [l], [р], [r], [R] называются плавными.
Носовые ([м], [н] и т.д.), боковые([л] и др.), дрожащие([р], [R]), а также щелевые[j]и[w]являются сонантами.
Классификация согласных по месту образования
Местом образованиясогласного называется место, где создается преграда (щель или смычка) и где возникает шум.
Артикуляция согласного, разумеется, не сводится только к образованию преграды. Для образования любого согласного требуется сложная комбинация положений и движений всехактивных органов. Но учесть все движения в классификации невозможно.
Образуя преграду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган является активным(напр., язык), а другой пассивным(зубы, альвеолы, небо). Классификация строится с учетом, в первую очередь, активного органа, однакопассивный органтоже принимается во внимание.
По участию активного органасогласные делятся на
o губные (лабиальные)
o язычные (лингвальные)
1. Губныесогласные с учетомпассивногооргана делятся на
o губно-губные (билабиальные): [п], [б], [м], [w],
o губно-зубные (лабио-дентальные): [в], [ф].
2. Язычныесогласные делятся на
Классификации согласных по шумности / сонорности
и силе артикуляции
При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звукаи, как следствие, громкость.
Различают два типа согласных:
o слабые и
o сильные.
Это противопоставление довольно широко распространено. В пределах одного языка звонкие обычно слабее глухих.
Источник
Согласные звуки современного русского языка
В истории языка изменяются не только возможные сочетания звуков, но и сами звуки. Сравним фонетическую систему современного русского и древнерусского языков, классифицируя звуки по их артикуляции и отчасти по акустическим свойствам. Начнем с согласных на современном этапе.
Примечание. Напомним, что артикуляцией называется движение и взаимодействие органов речи при образовании звука.
В школьном преподавании обычно учат детей различать согласные по звонкости / глухости и твердости / мягкости. Мы рассмотрим более сложную классификацию, учитывающую четыре признака:
- соотношение голоса и шума;
- место образования;
- способ образования;
- наличие палатализации (смягчения).
Рассмотрим каждый пункт подробно.
Соотношение голоса (тона) и шума
Во всех согласных звуках, в отличие от гласных, есть шумы. Некоторые согласные целиком состоят из шума, а другие представляют собой сочетание шума и голоса. В зависимости от наличия или отсутствия тона, а также от степени шума, выделяют следующие группы согласных:
- сонорные. Их иногда еще называют полугласными, поскольку в них шум незначителен, а тон преобладает над шумом: [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] и [j];
- шумные. В них шум преобладает над тоном, либо тон вообще отсутствует. Соответственно выделяют шумные звонкие [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [ж̄’], [з], [з’] и шумные глухие согласные: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш̄’].
Место образования
При произнесении согласных звуков в органах речи образуется преграда, которую преодолевает выдыхаемая из легких воздушная струя. Эта преграда возникает при участии активного, т. е. движущегося, органа речи (языка или нижней губы) и пассивного, т. е. неподвижного или малоподвижного органа (верхней губы, зубов, альвеол, твердого или мягкого неба).
По активному органу все согласные делятся на губные и язычные. Среди последних выделяют переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные в зависимости от того, какая именно часть языка играет в артикуляции главную роль.
Если учитывать еще и пассивные органы, можно построить более подробную классификацию.
Так, губные согласные делятся на две группы:
- губно-губные, при произнесении которых смыкаются нижняя и верхняя губа: [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’];
- губно-зубные, которые образуются с помощью сближения нижней губы и верхних зубов: [в], [в’], [ф], [ф’].
Язычные согласные бывают:
- переднеязычные зубные, когда кончик языка смыкается или сближается с верхними зубами : [д], [д’], [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [н], [н’], [ц];
- переднеязычные нёбно-зубные (альвеолярные), при образовании которых передняя часть языка поднимается к альвеолам — бугоркам между передними верхними зубами и небом: [р], [р’], [ш], [ж], [ш̄’], [ж̄’], [ч’];
- среднеязычный средненёбный, в артикуляции которого участвует средняя часть языка, сближающаяся со средней частью нёба: [j];
- заднеязычные задненёбные, образующиеся при взаимодействии задней части языка с задним небом: [г], [г’], [к], [к’], [х], [х’].
Способ образования
Под способом образования согласных звуков понимают способ преодоления воздушной струей преграды в органах речи. По этому признаку согласные русского языка делятся на:
- смычные (взрывные). Они образуются, если органы речи на пути воздушной струи полностью смыкаются. Воздух, встречая такую преграду, прорывает ее резко, с силой. Это звуки [б], [б’], [п], [п’], [г], [г’], [к], [к’], [д], [д’], [т], [т’];
- фрикативные (щелевые). При их артикуляции органы речи не смыкаются полностью, а лишь сближаются, и воздушная струя проходит через щель между ними: [в], [в’], [ф], [ф’], [ж], [ж̄’], [з], [з’], [с], [с’], [j], [ш], [ш̄’], [х], [х’];
- аффрикаты (смычно-щелевые), артикуляция которых проходит в два этапа. На первом выдыхаемый воздух преодолевает сомкнутые органы речи. Далее, в отличие от взрывных звуков, смычка не разрывается сразу, а сначала переходит в щель, через которую продолжает идти воздушная струя: [ц], [ч’];
- смычно-проходные. При их образовании возникает полное смыкание органов речи, но воздух не только разрывает эту смычку, но и частично обходит ее — либо через носовую полость (носовые звуки [м], [м’], [н], [н’]), либо через ротовую полость по бокам от преграды (боковые согласные [л], [л’]);
- дрожащие (вибранты). При их произнесении органы речи неоднократно смыкаются и размыкаются: [р], [р’].
Наличие или отсутствие смягчения (палатализации)
Здесь все согласные делятся на две группы:
- твердые, без дополнительного подъема языка к среднему небу: [б], [п], [в], [ф], [г], [к], [д], [т], [ж], [ш], [з], [с], [л], [м], [н], [р], [х], [ц];
- мягкие, в артикуляции которых присутствует подъем языка к среднему нёбу. Такой подъем играет основную роль в образовании звука [j], поэтому данная артикуляция еще называется йотовой. В образовании остальных мягких согласных она уже выступает не как основная, но как дополнительная: [б’], [п’], [в’], [ф’], [г’], [к’], [д’], [т’], [ж̄’], [ш̄’], [з’], [с’], [л’], [м’], [н’], [р’], [х’], [ч’].
Изложенную информацию можно свести воедино в такой таблице (ее можно увидеть в большем разрешении, если открыть в отдельной вкладке браузера):
Примечание. Долгий мягкий согласный [ж̄’] почти исчез из употребления. Его произносят в очень малом количестве слов (чаще всего в словах вожжи и дрожжи), но современные орфоэпические нормы в качестве варианта допускают произношение там долгого твердого звука [ж].
О современных гласных можно прочитать по другой ссылке.
Шанский Н. М., Иванов В. В. Современный русский язык. — Ч. 1. — М., 1987.
Розенталь Д. Э. Современный русский язык / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. — М., 2017.
Современный русский язык / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. — М., 1989.
Источник
Классификация звуков русского языка
Звук (речевой звук) — это колебания воздуха, возникающие при прохождении воздушной струи через речевой аппарат человека. Помимо речевых, выделяют также неречевые или шумовые (кашель, шум дождя, писк комара) и музыкальные звуки.
Классификация по артикуляционным признакам
В русском языке различают 42 звука или фонемы (от греческого phonema — звук речи): из них 6 гласных и 36 согласных. Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при произнесении звуков.
По участию в артикуляции мягкого нёба гласные и согласные звуки делятся на:
- носовые: «М», «Мь», «Н», «Нь»;
- ротовые: «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У», «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».
Мягкое нёбо может находиться в двух положениях. В одном случае оно поднимается и задней частью вместе с маленьким язычком прижимается к задней и боковым стенкам глотки, закрывая проход в носовую полость, вследствие чего выходящая воздушная струя направляется в ротовую полость и образуются ротовые звуки. В другом случае мягкое нёбо опущено и открывает проход выходящей воздушной струе в носовую полость, вследствие чего образуются носовые звуки.
Классификация гласных звуков
Гласные звуки «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У» — звуки речи, состоящие только из голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха не встречает на своём пути преград.
Гласные звуки различают по участию или не участию в артикуляции губ, а также по степени и месту подъема языка.
1. По участию в артикуляции губ:
- лабиализованные (огубленные) звуки: «О», «У»;
- нелабиализованные (неогубленные) звуки: «А», «Э», «И», «Ы».
В артикуляции лабиализованных гласных, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении звуков «О» и «У» выдвигаются вперед и округляются. При произнесении нелабиализованных гласных, губы находятся либо в нейтральном положении («А», «Ы»), либо в положении улыбки («Э», «И»).
2. По степени подъема языка к нёбу:
- гласные звуки верхнего подъёма: «И», «Ы», «У»;
- гласные звуки среднего подъёма: «Э», «О»;
- гласные звуки нижнего подъёма: «А».
Хотя при произношении гласных звуков в ротовой полости отсутствуют преграды для выходящей воздушной струи, нижняя челюсть опускается по-разному и язык меняет свое положение, поэтому меняется и форма ротовой полости. Язык может находиться внизу (нижний подъем), на средней линии (средний подъем), или подниматься высоко к нёбу (верхний подъем). От степени раскрытия рта и подъема языка зависит звучность гласных.
3. По месту подъема языка:
- гласные звуки переднего ряда: «И», «Э»;
- гласные звуки среднего ряда: «Ы», «А»;
- гласные звуки заднего ряда: «У», «О».
При образовании гласных звуков к твердому нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части (передняя, средняя и задняя), меняя тем самым объём и форму полости рта.
Таблица классификации гласных звуков
Гласные буквы
Если в русском языке 6 гласных, то гласных букв — 10, это: «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я». Если звук — это единица устной речи, его слышим и произносим. То буква — это графический знак для обозначения звука речи на письме, её мы видим и пишем.
Гласные звуки, схожие в звучании, объединяют в пары: «А» — «Я» , «Э» — «Е» , «Ы» — «И» , «О» — «Ё» , «У» — «Ю» .
Йотированные гласные
Йотированные гласные — гласные, которые произносятся с помощью двух звуков. К таким гласным относят буквы «Е», «Ё», «Ю» и «Я».
В зависимости от места которое занимает йотированная гласная буква в слове, она может обозначать как один, так и два звука:
Два звука, если стоит:
- в начале слова: яма [й’ама] , ёжик [й’ожик] ;
- после гласных: моё [мой’о] , маяк [ма’ак] ;
- после разделительного твёрдого и мягкого знаков: въезд [вй’эзд] , льёт [л’й’от] .
Классификация согласных звуков
Согласные звуки «Б», «Бь», «В», «Вь», «Г», «Гь», «Д», «Дь», «Ж», «З», «Зь», «Й», «К», «Кь», «Л», «Ль», «М», «Мь», «Н», «Нь», «П», «Пь», «Р», «Рь», «С», «Сь», «Т», «Ть», «Ф», «Фь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ» — это звуки речи, состоящие или из одного шума, или шума и голоса, при произношении которых выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает на своём пути преграды.
Согласные звуки различают по работе голосовых связок, по способу и месту образования, а также по степени напряжения средней части языка.
1. По наличию или отсутствию вибрации голосовых складок:
- звонкие звуки: «Б», «Бь», «Д», «Дь», «Г», «Гь», «В», «Вь», «З», «Зь», «Ж»;
- сонорные звуки: «Л», «Ль», «Р», «Рь», «М», «Мь», «Н», «Нь», «Й»;
- глухие звуки: «П», «Пь», «Т», «Ть», «К», «Кь», «Ф», «Фь», «С», «Сь», «Х», «Хь», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ».
Голосовые складки могут занимать два положения: раскрыты (воздушная струя свободно проходит через них и голос не образуется — глухие согласные) или сомкнуты (воздушная струя, проходя через них, заставляет вибрировать их, и образуется голос — сонорные и звонкие согласные). Большинство звуков русского языка произносится с участием голоса.
2. По способу образования:
- Смычно-взрывные звуки «Б», «Бь», «П», «Пь», «Д», «Дь», «Т», «Ть», «Г», «Гь», «К», «Кь» — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей:
- «Б», «Бь», «П», «Пь» — смычку образуют губы;
- «Д», «Дь», «Т», «Ть» — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;
- «Г», «Гь», «К», «Кь» — задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твёрдого нёба.
- Смычно-проходные звуки: «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» — органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остаётся проход в другом месте:
- «М», «Мь» — смычку образуют губы, воздушная струя идёт через нос;
- «Н», «Нь» — передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идёт через нос;
- «Л», «Ль» — кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идёт по бокам языка, между языком и щекой.
- Щелевые звуки (фрикативные, от латинского fricare «тереть»): «В», «Вь», «Ф», «Фь», «З», «Зь», «С», «Сь», «Ш», «Ж», «Щ», «Х», «Хь», «Й» — органы артикуляционного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в которую идёт выдыхаемая струя воздуха:
- «В», «Вь», «Ф», «Фь» — нижняя губа образует щель с верхними зубами;
- «З», «Зь», «С», «Сь» — передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами — мягкими тканями, покрывающими альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;
- «Ш», «Ж», «Щ» — поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);
- «Х», «Хь» — задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;
- «Й» — средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.
- Смычно-щелевые звуки (аффрикаты, от латинского affrico «притираю»): «Ц», «Ч» — органы артикуляционного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к другой совершается незаметно:
- «Ц» — передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;
- «Ч» — кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает и при нижнем положении кончика языка).
- Дрожащие звуки (вибранты, от латинского vibrans, vibrantis «дрожащий», «колеблющийся»): «Р», «Рь» — кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.
Наибольшее количество согласных звуков в русском языке по способу образования — щелевые, при которых подвижные органы артикуляционного аппарата, приближаясь к неподвижным, образуют щель.
3. По месту образования:
- губно-губные: «П», «Пь», «Б», «Бь», «М», «Мь»;
- губно-зубные: «Ф», «Фь», «В», «Вь»;
- переднеязычные: «Т», «Ть», «Д», «Дь», «Н», «Нь», «Л», «Ль», «С», «Сь», «Р», «Рь», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч», «З», «Зь», «Ц»;
- среднеязычные: «Й»;
- заднеязычные: «К», «Кь», «Г», «Гь», «Х», «Хь».
Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.
4. По подъёму к нёбу (степени напряжения) средней части языка:
- твердые звуки: «Ц», «Ш», «Ж», «Н», «Б», «В», «Г», «Д», «З», «К», «Л», «М», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х»;
- мягкие звуки: «Й», «Ч», «Щ», «Бь», «Вь», «Гь», «Дь», «Зь», «Кь», «Ль», «Мь», «Нь», «Пь», «Рь», «Сь», «Ть», «Фь», «Хь».
В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости, например, «Л» и «Ль», но есть и непарные звуки: только твердые — «Ш», «Ж», «Ц», только мягкие — «Ч», «Щ», «Й».
Таблица классификации согласных звуков
Классификация по акустическим признакам
Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные «А», «Э», «И», «Ы», «О», «У».
Сонорные (звучные) звуки — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные «М», «Мь», «Н», «Нь», «Л», «Ль» «Р», «Рь» «Й».
Шумные звуки — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:
- «В», «Вь», «З», «Зь», «Ж» — звонкие шумные длительные;
- «Б», «Бь», «Д, » «Дь», «Г», «Гь» — звонкие шумные мгновенные;
- «Ф», «Фь», «С», «Сь», «Ш», «Х», «Хь» — глухие шумные длительные;
- «П», «Пь», «Г», «Ть», «К», «Кь» — глухие шумные мгновенные.
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:
- свистящие: «З», «Зь», «С», «Сь»;
- шипящие: «Ж», «Ш», «Щ», «Ч»;
- твердые: «Ц», «Ш», «Ж», «Н», «Б», «В», «Г», «Д», «З», «К», «Л», «М», «П», «Р», «С», «Т», «Ф», «Х»;
- мягкие: «Й», «Ч», «Щ», «Бь», «Вь», «Гь», «Дь», «Зь», «Кь», «Ль», «Мь», «Нь», «Пь», «Рь», «Сь», «Ть», «Фь», «Хь».
Источники:
- «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению», М. Ф. Фомичева, Е. Н. Кутепова;
- «Основы логопедии», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.
Источник