- Сходить за багажом способ связи
- Типы и виды словосочетаний. методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- —>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
- Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
- Таблица с примерами
- Согласование
- Примеры
- Управление
- Примеры
- Примыкание
- Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Сходить за багажом способ связи
громкий шёпотом [корень ШЁПОТ → шептать]
СПОСОБ СВЯЗИ: согласование (прилаг. + сущ.)
шорох [корень ШОРОХ → искл.] деревьев
СПОСОБ СВЯЗИ: управление (сущ. + сущ.)
сходить за багажо́м [окончание -ОМ → под ударением О]
СПОСОБ СВЯЗИ: управление (гл. + сущ.)
поймать медвежо́нка [суффикс -ОНК- → под ударением О]
СПОСОБ СВЯЗИ: управление (гл. + сущ.)
рыболовный крючо́к [суффикс -ОК- → под ударением О]
СПОСОБ СВЯЗИ: согласование (прилаг. + сущ.)
холщо́вый [суффикс -ОВ- → под ударением О] мешо́к [корень МЕШОК → нет чередования]
СПОСОБ СВЯЗИ: согласование (прилаг. + сущ.)
ночёвка [суффикс -ЁВ → соотносятся по смыслу с глаголами НОЧЕВАТЬ] в лесу
СПОСОБ СВЯЗИ: управление (сущ. + сущ.)
золочёное [суффикс -ЁВ → у причаст. под ударением пишется -Ё, без ударения — еЕ] кольцо
СПОСОБ СВЯЗИ: согласование (причаст. + сущ.)
три шофёр [корень ШОФЁР → искл.]
СПОСОБ СВЯЗИ: согласование (числ. + сущ.)
горячо́ [суффикс -О → под ударением] спорить
СПОСОБ СВЯЗИ: примыкание (наречие + гл.)
ягоды крыжовника [корень КРЫЖОВ → искл.]
СПОСОБ СВЯЗИ: управление (сущ. + сущ.)
новое шоссе [корень ШОССЕ → искл.]
СПОСОБ СВЯЗИ: согласование (прилаг. + сущ.)
вскипячённое [суффикс -ЁНН → происходит от гл.] молоко
СПОСОБ СВЯЗИ: согласование (причастие + сущ.)
кипячёное [суффикс -ЁН] молоко
СПОСОБ СВЯЗИ: согласование (причастие + сущ.)
Источник
Типы и виды словосочетаний.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tipy_i_vidy_slovosochetaniy.pptx | 243.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Березуевой О.А.
Что называется словосочетанием? Какие сочетания слов не являются словосочетанием ? — Какими способами связываются слова в подчинительном словосочетании? Ответьте на вопросы
Все ли сочетания слов можно назвать словосочетанием ? Подъезжая к месту Перед домом Я увидел Его книга Когда рассвело В начатом письме Гораздо позже
Выпишите из предложения словосочетания, укажите, чем выражено главное слово Качались волны, шитые шелками, лиловым, красным, жёлтым, золотым, и, проблистав над сенью янтарями, сгущало небо свой жемчужный дым.(В.Брюсов)
Проверь себя волны шитые — главное слово — волны шитые шелками — главное слово — шитые шелками лиловым — главное слово — шелками шелками красным — главное слово — шелками шелками желтым — главное слово — шелками шелками золотым — главное слово — шелками проблистав над синью — главное слово — проблистав проблистав янтарями — главное слово — проблистав свой дым — главное слово — дым жемчужный дым — главное слово — дым сгущало дым — главное слово — сгущало
Ответьте на вопросы Словосочетания какого вида вы писали? На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над тенью , проблистав янтарями относятся к глагольным словосочетаниям ? -Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.
Определите тип словосочетаний а) глагольное; б) именное; в) наречное. 1) сформулировать тезис; 2) желанный гость; 3) ослепительное солнце; 4) охотно поддерживать; 5) куда-нибудь подальше; 6) участвовать в соревнованиях; 7) девять ночей; 8) искусство игры; 9) упорно стремиться ; 10) слева от тебя; 11) игра в волейбол; 12) очень плохо .
1- а 2-б; З-б ; 4-а ; 5-в ; 6-а; 7-б; 8-б; 9-а ; 10-в ; 11-б; 12-в . Проверь себя
В каком ряду все слова связаны между собой при помощи примыкания?
распредели словосочетания в три колонки : согласование управление примыкание Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночевка в лесу, золоченое кольцо, три шофера, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, говоришь шепотом, раскорчёванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь, их книги.
Проверь себя Громкий шорох, холщовый мешок, золоченое кольцо, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, раскорчеванные пни, серый пиджачок. Сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, ночевка в лесу, три шофера, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом . Горячо спорить, говоришь шепотом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь, их книги. согласование управление примыкание
Укажите вид связи в словосочетаниях а ) согласование; б) управление; в ) примыкание). 1) ясным утром; 2) препятствовать движению; 3) написать выступление; 4) очень забавный; 5) говорить волнуясь 6) независимый эксперт; 7) на третьем этаже; 8) говорить вполголоса; 9) нарушение правил; 10) гуляли в парке; 11) забочусь о тебе; 12) надо подумать .
1-а ; 2-Б; 3-Б; 4-в; 5-в; 6-а; 7-а; 8-в; 9-Б; 10-Б; 11-Б; 12-в . Проверь себя
В каком предложении нет грамматической ошибки? 1) Нельзя не отметить о высокой активности аудитории 2) Я тебе за это и говорю. 3) Нужно уплатить за проезд. 4) Я соскучился за семьёй
Помни об ошибках в конструкциях с управлением Употребление предложного падежа вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии ( правильно:установить причины аварии Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания : характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность Неправильный выбор предлога : партнер в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф)
Это важно знать В предложении при двух и более управляющих словах может быть общее дополнение. В таких конструкциях управляющие слова должны требовать одинакового падежа и предлога от зависимого слова. Например: читать и конспектировать книгу. Неправильны конструкции, в которых общее зависимое слово находится при словах, требующих разного падежа или предлога: Плохая погода препятствует(чему? Д.П.) или затягивает(что? В.П.) уборку. Правильно : Плохая погода препятствует уборке урожая или затягивает её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы и виды словосочетаний.
Цели урока: Обобщение знаний по теме «Словосочетание»;Отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях;закрепление навыков правописания. Ход урока Организационный м.
Виды словосочетаний, разбор словосочетаний
Лаконичный сосредоточенный материал.
Урок русского языка в 10 классе по теме «Типы и виды словосочетаний»
Цели урока: научить определять способы связи слов в словосочетании;конструировать их;закрепить понятия о строении и значении словосочетаний.
Урок русского языка в 5 классе по теме «Виды словосочетаний по характеру главного слова. Синтаксический разбор словосочетания»
Данный урок разработан к УМК С.И.Львовой. Может быть использован как итоговое занятие по теме «Словосочетание». Материал включает в себя лингвистический диктант, творческую работу с опорой на ре.
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания»
Конспект урока по теме «Словосочетание» предназначен для учащихся 5 класса. Задания, использованные в ходе урока ,по.
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)
ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня.
Презентация «Словосочетание. Типы связей в словосочетании»
Презентация может использоваться на уроках русского языка. Содержит материалы для изучения нового и закрепления.
Источник
—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
Класс 11
Учитель:Тлеубай Нургул Кунтуганкызы
Дата: 10.10.2017 год
Русский язык
Тема урока: Словосочетание. Способы подчинительной связи.
Цели урока: обобщение знаний по теме «Словосочетание», отработка умениня определять виды и связи слов в сс; закрепление навыков правописания.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Ответить на вопросы для самоконтроля.
Что такое словосочетания?
Что такое соглосование?
Что такое управление?
Что такое примыкание? Примеры.
Согласование – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарею (зарею(какой?)- согласование в жен роде, ед. ч., творит. падеже).
Управление- это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слово: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).
Примыкание – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).
— Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? (нет, это основа предложения).
-А что еще не является словосочетанием? (слова с предлогами – за домом; слова, соединенные сочинительной связью – умный и обаятельный).
Выполнить упражнение № 89
2. Повторение и обобщение знаний.
1. Синтаксический разбор предложения.
Качались волны, шитые шелками, лиловым, красным, желтым, золотым, и, проблиста
над синью янтарями, сгущало небо свой жемчужный дым (В. Брюсов).
-Обоснуйте постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, укажите части речи, составьте схему предложения.
Схема: (__ __), и (__ __).
-Выпишите словосочетания:
волны шитые – главное слово – волны;
шитые шелками– главное слово –шитые;
шелками лиловым– главное слово –шелками;
шелками красным– главное слово –шелками;
шелками желтым– главное слово –шелками;
шелками золотым– главное слово –шелками;
проблистав над синью – главное слово –проблистав;
проблистав янтарями– главное слово – проблистав;
свой дым – главное слово – дым;
жемчужный дым– главное слово – дым;
сгущало дым– главное слово – сгущало.
— На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? (Именные, глагольные, наречные.)
— Словосочетания какого вида вы писали? (именные, глагольные.)
именные: волны шитые, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым
глагольные: шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, сгущало дым
— Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, относятся к глагольным словосочетаниями? (шитые – причастие, особая форма глагола; проблистав – деепричастие, неизменяемая форма глагола).
— Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.
управление (шитые шелками, сгущало дым, проблистав над синью, проблистав янтарями);
согласование (шелками лиловым, шелками красным, шелками желтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым).
2. Выборочно – распределительный диктант.
(Под диктовку учителя учащиеся записывают словосочетания, распределяя их в три колонки)
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золоченое кольцо, три шофера, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, говоришь шепотом, раскорчеванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь.
Ответы:
Согласование Управление Примыкание
Громкий шорох, холщовый мешок, золоченое кольцо, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, раскорчеванные пни, серый пиджачок сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, ночёвка в лесу, три шофера, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом горячо спорить, говоришь шепотом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь.
3. Готовимся к ЕНТ. Тесты.
4. Комментирование оценок.
Источник
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
Источник