Шликерное литье это способ
Шликерное литье
Когда заходит речь о способах изготовления посуды и вообще керамических изделий, большинство людей сразу представляет себе гончарный круг. Даже о ручной лепке знают не все. Что касается литья, о нём, как правило, вообще не задумываются. Многие представляют себе что-то вроде литья металла: огнеупорная форма из нескольких частей, куда, часто под давлением, заливают расплав и потом вынимают готовое изделие. С керамикой всё немного иначе.
Тут тоже нужна форма. Гипсовая, другая не подойдёт. Дело в том, что гипс способен впитывать воду. В эту форму керамист заливает шликер — сильно разведённую водой глину — и какое-то время даёт ему постоять. Гипс впитывает из шликера воду, на стенках остаётся загустевший слой. После этого остаток шликера выливают, дают изделию слегка подсохнуть и разбирают форму.
Мамонтов Андрей — один из авторов DishWishes, специализируется на изготовлении гипсовых форм и литье из полуфарфора.
Вот такой, казалось бы, нехитрый процесс. Он позволяет делать вещи с высокой детализацией в большом количестве. Если мастеру-керамисту заказали сервиз из пары десятков одинаковых предметов сложной формы, отливка — это то, что нужно.
Нерозникова Евгения — льет керамику по формам, специализируется на подглазурной росписи.
Кроме того, отливкой можно делать очень тонкостенные вещи, какие на круге выкрутить будет сложно. В основном это нужно при работе с фарфором, который способен пропускать свет. Это плюсы.
Автор — Малахова Александра. Отливает тончайшие пионы и лотосы из фарфора.
Минусы — всё остальное.
Во-первых, даже для того, чтобы отлить простую кружку, нужна форма из двух частей, а то и больше. Изготовить такую самостоятельно с первого раза сможет не каждый. Контакты мастеров-гипсомодельщиков передаются из рук в руки. Во-вторых, после отливки гипс должен хорошенько просохнуть. Это требует времени. Соответственно, чтобы делать посуду большими партиями, форм нужно много, их необходимо где-то хранить. В-третьих, не так просто получить изделие с нужной толщиной стенки. Передержал шликер в форме — изделие получилось толстостенным. Слил шликер чересчур рано — стенки получились слишком тонкими, и недосохшее изделие развалилось под собственным весом. Важно также суметь подобрать подходящую консистенцию шликера, добиться того, чтобы он был однородным и без пузырей. Но зато если керамист преодолел эти сложности, перспективы перед ним открываются широчайшие.
Источник
Как это сделано — метод шликерного литья.
Меня часто спрашивают — как сделаны мои куклы. С одеждой вопросов нет, а вот с керамическими частями не все понятно.
Я добросовестно стараюсь объяснить, рассказать — что такое гипсовая форма, как происходит формовка, даже что-то рисовать пробовала, но без особого успеха.
Решила сделать что-то вроде обзорной статьи с картинками, но без лишних технических подробностей. Правда, до фотографирования кукольных деталей руки так и не дошли.
Покажу на Колокольчике Собаке — принцип тот же.
Сначала леплю из глины модель будущего колокольчика. Вот она:
Потом снимаю с нее гипсовую форму. У формы две половинки — лицевая и задняя части. Частей может быть сколько угодно, но удобнее, когда их меньше.
С одной гипсовой формы можно снять без потери качества 30-50 отливок. Потом форма вырабатывается, глина ее как бы выедает изнутри, раз за разом снимая микроны гипса. И форму приходится выбрасывать.
Но мне надо больше колокольчиков! Придется сделать модель, с которой можно будет снять сколько угодно форм. Модель я делаю из строительного силиконового герметика + крахмал. Минус такой модели в том, что со временем силикон даст усадку. По моим наблюдениям — процентов 5-8 за год. Поскольку мне модель нужна всего лишь на месяц работы — ничего страшного.
С готовой модели снимаю нужное количество форм. Сохнут они примерно сутки и можно отливать заготовки.
Для отливки кроме гипсовой формы нужен шликер — это глиняный раствор, вязкостью примерно как у кефира. Или ряженки — кому как вкуснее)))
Принцип работы формы основан на способности гипса втягивать в себя из шликера воду. В результате, в непосредственной близости от формы образуется более плотная масса глины — черепок. Зрительно видно, когда необходимая толщина набралась и можно выливать шликер.
Вылила шликер, оставила перевернутую форму минут на пять, чтобы вылились остатки. Перевернула и подрезала края. Литник я не делаю — мне проще в процессе литья добавить один раз шликера, и тем самым получить ровный край.
Около часа постояла отливка — можно вынимать. Сразу делаю спицей дырочку для веревочки, на которой будет крепиться шарик.
Готовые отливки сохнут пару дней и отправляются на утильный (в данном случае — единственный) обжиг, который происходит при температуре в 900 градусов Цельсия.
Вот сухие необожженные заготовки:
А вот так они выглядят после обжига:
Обожженные заготовки покрываю фоном акриловыми красками, и остается только нарисовать нос и глазки. Ну, и контуром — надпись с пожеланием удачи. После того, как краски высохли, привязываю керамический шарик — и все.
Мой колокольчик готов. Все очень легко и просто!
Источник
Что такое шликер и как его приготовить, особенности технологии шликерного литья
Такое понятие, как «Шликерная посуда» или «Посуда из жидкой глины», знакомо каждой домохозяйке. Начинающий керамист или гончар рано или поздно начинает осваивать шликерное литье, как одну из разновидностей гончарного искусства. Ключевую роль в этих понятиях играет шликер, то есть, жидкая глина.
Рассмотрим, что это такое, когда целесообразно использовать шликер, а также рассмотрим основные нюансы шликерного литья.
Что такое шликер?
Слово «Шликер» пришло к нам из немецкого языка. Оно не имеет перевода и в буквальном смысле означает материал для изготовления фарфора кашеобразной массы, состоящий из кварца, каолина и полевого шпата. В древности шликером называли подкрашенную глину, которые смешивали с водой до жидкого состояния, а затем использовали в росписи керамики. Не следует путать шликер и ангоб, так как у последнего более сложный состав.
В современном гончарном мире шликером называют любую жидкую суспензию на основе глины, пригодную для литья керамики. Как правило, заливают шликер в пористые гипсовые формы. На физические свойства суспензии напрямую влияет ее влажность.
Для литья фарфора она составляет 30-33%, для фаянса – 37%, суспензии на основе красножгущихся глин имеют влажность, превышающую 40%. Чем ниже показатель влажности, тем меньше усадка глины после заливки.
Жидкую глину в гончарном деле используют по следующим назначениям:
- Как основной материал для отливки изделий;
- В качестве клея.
Шликерное литье – одна из техник изготовления керамических изделий, которая представляет собой отливку шликера в гипсовые формы. Литье полностью исключает ручную лепку и работу на гончарном круге. Техника широко применяется при массовом производстве одинаковых керамических изделий, а также встречается в авторской работе мастеров-керамистов.
Шликерную массу можно использовать, как клей, если необходимо изготовить сложное изделие, состоящее из нескольких элементов.
Несмотря на пластичность глины, две соединенные друг с другом детали не будут образовывать прочного соединения. Но если их подсушить и подравнять поверхности соприкосновения, а в место стыка ввести густую шликерную массу, то после застывания можно получить скрепленные элементы.
Как приготовить шликер?
Шликер нашел применение не только в гончарном искусстве, но и в промышленном производстве. Тем не менее, наибольший интерес представляет собой та жидкая глина, из которой методом литья можно изготавливать различные керамические изделия. Плотность суспензии шликерной массы составляет примерно 1,7 г/см 3 . Порошкообразный шликер можно купить практически в любом хозяйственном магазине. На первый взгляд может показаться, что самостоятельно этот материал получить не удастся, так как в его состав входят такие минералы и силикаты, как кварц, полевой шпат или каолин. Но все они являются составляющей обычной глины, поэтому, зная определенные несложные технологии, все работы можно проделать в домашних условиях.
Купленный порошок содержит такие добавки, как нефелин, жидкое стекло и соду. В некоторых случаях керамисты дополняют его специальным стеклобоем.
Если необходимо сделать глину цветной, то красящие пигменты можно вносить дополнительно прямо в порошок.
Обычно производитель указывает методику приготовления шликера, но если такая информация на упаковке отсутствует, то состав наводится по стандартному алгоритму. Разводить порошок следует в мягкой воде. Обычная вода из-под крана содержит примеси солей. Это негативно отразится на качестве шликера, а также на самом процессе. В жесткой воде порошок хуже разжижается.
Кроме того, в суспензии будут образовываться пузырьки, которые впоследствии приведут к образованию пор, трещин и даже разрывов.
Чтобы не измерять показатель жесткости (что в домашних условиях сделать крайне сложно), можно использовать дистиллированную воду. Разводят сосав в следующей пропорции: 1,7 – 1,9 л воды приходится на 4 кг сухого порошка. При таком соотношении влажность полученной суспензии в конечном виде составит около 32%. Доля соды и жидкого стекла при этом не учитывается.
Сначала вводится 2/3 объема жидкого стекла и после тщательного перемешивания добавляется его остаток. Для смешивания можно использовать специальный миксер или насадку для дрели. Процесс перемешивания должен занять не менее 3 минут. Дозировать порошок и воду нужно частями, причем после каждой дозировки состав нужно хорошо промешать.
Важно добиться однородности материала.
Подготовленный состав оставляют на 24 часа, после чего дозировкой жидкого стекла доводят суспензию до нужной степени текучести. Готовый к работе шликер должен стекать сплошной тонкой струйкой. На финальной стадии суспензию процеживают через марлю и еще раз контролируют консистенцию, но теперь уже более жидким раствор делают при помощи воды.
Если вы делали все по инструкции, то качество шликера должно быть высоким. Однако это не исключает возникновения дефектов.
Самым распространенным из них является образование пузырей. Дело не только в жесткости воды. При слишком быстрой заливке пузыри могут образовываться и в шликере на мягкой воде, поэтому технология самого литья – это отдельный вопрос, которому тоже следует уделить внимание.
Чтобы не покупать порошок, можно приготовить шликер из глины. Для этого глину средней жирности замачивают в достаточно большой емкости, периодически помешивая ее по мере размокания. Воды должно быть много. В итоге получится редкий, как молоко, раствор, который свободно процеживается через сито.
Процедура процеживания позволит избавиться от мелкого мусора и нерастворенных частиц. Очищенный раствор оставляют на сутки. В результате оседания глины, вода станет прозрачной, а у дна посудины образуется вязкая субстанция. Прозрачную воду сливают, а осевшую глину собирают и перекладывают в другую посуду.
Раствор снова отстаивается, только теперь для этого необходимо подождать не менее 2 суток. Вновь образовавшуюся воду снова сливают. Осевшую глину можно использовать как маточный раствор для приготовления шликера. Нужной вязкости добиваются путем добавления воды или жидкого стекла.
Важно помнить, что готовить шликер в железной посуде не рекомендуется.
Если есть возможность проводить работы и хранить шликер в теплом помещении, то желательно воспользоваться этими условиями. Глина в тепле хорошо перемешивается, а отливка будет более равномерной.
Если у вас загустел шликер в результате длительного хранения, то его без проблем можно снова сделать жидким. Но здесь важно понимать, что быстрое оседание раствора говорит о низком качестве сырья. К примеру, если глина оседает за 5 – 10 минут, это означает, что она изначально была недостаточно жирной. Выбрасывать раствор не нужно. Можно просто добавить порцию жирной глины и разбавить ее электролитом (жидким стеклом).
Технология шликерного литья
В основе процесса шликерного литья лежат два элементарных, но фундаментальных физических явления:
- Способность гипса впитывать воду;
- Способность сырой глины отдавать воду.
Керамисты все отливки делят условно на два типа.
Первый тип отливок – тонкостенные, а второй – толстостенные или полнотелые. Четкого разграничения между ними нет, так как достаточно весьма образного деления, чтобы понять, какую технологию применять в том или ином случае. Не скроем, процесс литья, по сравнению с работой на гончарном круге, выглядит более сложным. Но навыки и опыт требуются и там, и там, а усовершенствуют отливочные формы и дорабатывают их даже опытные мастера.
Работа по созданию изделий из жидкой глины очень затратная по времени. От наброска эскиза до готового результата может пройти несколько недель.
Эскиз разрабатывается с учетом всех тонкостей и особенностей процесса литья. В форме из гипса должны быть литники достаточного сечения, чтобы отверстия не забивались. Литники – это специальные каналы в форме, через которые полость наполняется шликером.
Также нужно сделать замки, особенно в тех местах, где необходимо обеспечить наилучшее прилегание оправок друг к другу. По готовому эскизу выполняется модель. Обычно ее изготавливают из пластилина. Модель – точная копия будущего изделия, но она имеет несколько большие линейные размеры, так как необходимо делать припуск на усушку глины в процессе обжига.
В принципе, модели можно делать не только из пластилина. Подойдет в качестве материала силикон, гипс и даже дерево. Сама же форма для отливки шликера должна быть из гипса. Именно гипс обладает такими уникальными свойствами, как пластичность в сыром виде, быстрое высыхание и, конечно же, свойство впитывать воду из глины.
После того, как форма из глины достаточно застынет, она разбирается и из нее извлекается модель. Несмотря на то, что шликер подготовлен на определенном этапе, непосредственно перед заливкой его еще раз нужно тщательно перемешать. Весь процесс литья можно разделить на 4 этапа:
- Заливка шликера;
- Удаление лишней массы глины;
- Сушка;
- Извлечение заготовки изделия из формы.
Для того, чтобы отливку было удобно отделять от формы, последнюю изготавливают таким образом, чтобы она была разборной.
После сушки части формы разъединяются, и заготовка осторожно извлекается. Поверхность изделия не будет идеальной, поэтому частично некоторые элементы придется править дополнительно.
Отлитая из шликера заготовка требует последующего обжига в муфельной печи. В этом керамика из жидкой глины схожа с изделиями, которые получаются при помощи гончарного круга.
При ведении литья у керамиста могут возникать те или иные проблемы. Перечислим типичные сложности, связанные с особенностью материала.
- Высыхание раствора в форме. В процессе тонкостенного литья необходимо сливать шликер из формы. Если раствор загустеет, то вся работа может пойти насмарку. Рекомендуется перед сливом немного встряхнуть всю форму, чтобы активировать шликер.
- Забивание литника. Если площадь сечения литника мала, то он будет постоянно забиваться. Прочистить отверстие можно любым доступным способом, но опытные керамисты вставляют в литник трубочку для сока. Если литник забился, то нужно просто сильно подуть в трубочку, удерживая форму над емкостью для слива.
- Неполный слив шликера. Если шликер останется в форме, то это может привести к изменению толщины стенок изделия и к образованию потеков. Чтобы избежать подобного явления, необходимо встряхивать форму под разными углами.
Источник