Главная English Биологический кружок ВООП Гостю кружка Планы кружка Экспедиции и выезды Исследовательская работа Программа «Parus» История кружка Контакты кружка Полевой центр Фотогалерея Летопись биостанции Статьи о биостанции Исследовательские работы Учебные программы Полевые практикумы Методические семинары Вебинары Исследовательская работа Проектная деятельность Экспедиции и лагеря Экологические тропы Экологические игры Публикации (статьи) Методические материалы Наглядные определители Карманные определители Определительные таблицы Энциклопедии природы России Компьютерные определители Мобильные определители Учебные фильмы Методические пособия Полевой практикум Природа России Минералы и горные породы Почвы Грибы Лишайники Водоросли Мохообразные Травянистые растения Деревья и кустарники Ягоды и сочные плоды Насекомые-вредители Водные беспозвоночные Дневные бабочки Рыбы Амфибии Рептилии Птицы, гнезда и голоса Млекопитающие и следы Фото растений и животных Систематический каталог Алфавитный каталог Географический каталог Поиск по названию Галерея Природные ландшафты мира Физическая география России Физическая география мира Европа Азия Африка Северная Америка Южная Америка Австралия и Новая Зеландия Антарктика Рефераты о природе География Геология и почвоведение Микология Ботаника Культурные растения Зоология беспозвоночных Зоология позвоночных Водная экология Цитология, анатомия, медицина Общая экология Охрана природы Заповедники России Экологическое образование Экологический словарь Географический словарь Художественная литература Международные программы Общая информация Полевые центры (Великобритания) Международные экспедиции (США) Курс полевого образования (США) Международные контакты Интернет-магазин Карманные определители Цветные таблицы Компьютерные определители Энциклопедии природы Методические пособия Учебные фильмы Комплекты материалов Контакты Гостевая книга Ссылки Партнеры Наши баннеры Карта сайта
Если Вам понравился и пригодился наш сайт — кликните по иконке «своей» социальной сети:
Бесплатные экскурсии в музей Пиявки! Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>
АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает! Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе «Введение в природопользование» Подробнее >>>
Зимние учеты птиц России! Приглашаем биологические кружки, профессиональных орнитологов и просто любителей птиц принять участие в программах зимних учетов птиц «Parus» и «Евроазиатские Рождественские учеты» в зимний сезон 2020-2021 годов. Подробнее >>>
Биологический кружок ВООП приглашает! Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>
Соревнования по полевой ботанике «ВЕСЕННЯЯ ФЛОРА» пройдут в мае-июне 2020 года в онлайн-формате (определение растений по фотографиям). К участию в соревновании приглашаются школьники и взрослые любители природы, проживающие в средней полосе Европейской части России. Подробнее >>>
Международные дни наблюдений за птицами! Союз охраны птиц России приглашает российских любителей птиц принять участие в акции и загрузить результаты своих наблюдений на www.biodat.ru Подробнее >>>
Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>
Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>
Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации
Приведенная ниже работа была опубликована в журнале «Исследовательская работа школьников» Издательского дома «Народное образование» и была любезно предоставлена главным редактором журнала О.В.Глушенковым в 2017 году.
Из огромного количества статей, опубликованных в журнале за годы его работы в 2011-2016 гг, мы отобрали публикации в области экологии, биологии, географии и краеведения, а также небольшое число работ по археологии, истории и культуре.
Для облегчения поиска и навигации по данному разделу, все работы сгруппированы по нескольким нижеследующим рубрикам:Общие вопросы — теория, Общие вопросы — практика, География, Биология, Экология — теория, Экология — практика, Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии
Пожалуйста, ставьте гиперссылку на сайт www.ecosystema.ru если Вы копируете материалы с этой страницы! Во избежание недоразумений ознакомьтесь с правилами использования и копирования материалов с сайта www.есоsystеmа.ru
Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:
Примечания: 1) приведенная ниже работа размещена на нашем сайте в оригинальном виде, т.е. так, как она была предоставлена для публикации в журнале; 2) автор сайта не несет ответственности за достоверность сведений, изложенных в работе; 3) данная работа является авторской и ее перепечатка возможна только с указанием авторов и активной гиперссылкой на наш сайт.
ШЛИХОВОЙ МЕТОД ПОИСКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Шадрин Борис Григорьевич преподаватель дополнительного образования, г. Чайковский
В период, бурного развития горной промышленности, потребовавшего такого же разворота геологоразведочных работ, остро не хватало специалистов-геологов. В 1935 году была сделана попытка привлечения к этому делу молодежи. На страницах газет и журналов того времени появились материалы о геологических исследованиях юных краеведов и геологов, об организации массового геологического похода.
После войны 1941-1945 гг. и военной разрухи массовые походы школьников «за полезными ископаемыми» получили дальнейшее развитие только в конце 50-х – начале 60-х годов, но уже на более высоком организационном уровне.
Первыми заявку на такую инициативу сделали иркутские школьники, организовавшие в 1958 -1959 гг. геологические походы молодежи. И сразу же, в 1960г., Министерство геологии СССР и ЦК ВЛКСМ одобрили инициативу иркутян и, «учитывая эффективность проведенных геологических походов», приняли решение признать их целесообразными, продолжить их на территории Сибири, Дальнего Востока, организовать на Урале и в других регионах. 19 марта 1960 года – день принятия такого решения считается началом юношеского геологического движения.
В Прикамье геологическое движение возникло в 1960 году. В шестидесятые годы основной задачей было вовлечь в движение как можно больше школьников. Отряды комплектовались непосредственно перед выездом. Количество участников выхода достигало 400 человек в год. Походы зачастую носили экскурсионный характер. Отдельные отряды школьников выполняли задания геологических организаций. Состав участников каждый год более чем на половину обновлялся.
В семидесятые годы движение приобретает другие черты: вместо сезонных, наспех сформированных отрядов появились стабильные работоспособные юношеские коллективы с годичными и многолетними учебными программами и объектами работ. С 1970 г. Областная комиссия по геологическим походам выдавала отрядам юных геологов задания геологической экспедиции или других предприятий.
В настоящее время юношеское геологическое движение в Пермском крае представлено исключительно учащимися общеобразовательных школ и учреждениями дополнительного образования.
Расцвет юношеского геологического движения пришелся на период 1982-1991 годы. Количество геологических кружков при школах и домах пионеров составляло от 16 до 20. В настоящее время, количество геологических кружков в городах и поселках Пермского края составляет от 12 до 14. На базе кружков «юные геологи» создаются юношеские геологические партии. По 2009 год школьникам разрабатывала и выдавала задания Пермская геологическая организация ООО «Геокарта». С 2009 года задания школьники начали выполнять от другой Пермской геологической организации ООО «Геолайн».
Юношеские геологические партии в летнее время кратковременно выезжают для выполнения геолого-исследовательских работ в наиболее проблематичные участки Пермского края. Обычно в юношеском коллективе кроме руководителя группы участвует геолог-наставник, который непосредственно в таежных (полевых) условиях при выполнении школьниками геологических поисковых работ учит методически грамотно искать и находить полезные ископаемые.
При проведении школьниками геологических поисковых работ шлиховой метод является ведущим поисковым методом. Шлиховое опробование речек и ручьев надежный и наиболее простой метод поисков, позволяющий в сжатые сроки дать общую оценку перспективности значительных площадей в отношении коренных и россыпных месторождений важных в промышленном отношении полезных ископаемых.
Шлиховой метод применяется при поисках тех месторождений, рудные минералы которых характеризуются физико-химической устойчивостью в зоне гипергенеза, обладают высокой твердостью и большим удельным весом. К ним относятся месторождения алмазов, платины, золота, вольфрамита, шеелита, касситерита, киновари и других полезных ископаемых.
Юные геологи остро нуждаются в пособии по шлиховому методу. Руководства и пособия, изданные ранее, рассчитаны на учащихся геологоразведочных учебных заведений или на массового читателя и в настоящее время стали библиографической редкостью. Возникла острая необходимость в издании пособия по шлиховому методу, предназначенного для нужд отрядов юных геологов.
Предлагаемое пособие выполнено на основе анализа ранее опубликованной литературы, учтен и личный геологический опыт автора. Данная работа имеет узкую цель ознакомить школьников с азами овладения методикой шлихового метода на различных типах россыпных месторождений золота и алмазов. Более полное изложение материала возможно найти в литературе, список которой находится в конце данного пособия.
Разрушение горных пород.
Как только горная порода оказывается в условиях атмосферы, она начинает постепенно разрушаться под действием ветра и дождя, солнца, жары и холода. Разрушение происходит очень медленно, но непрерывно. Одна холодная ночь наносит небольшие повреждения. Один дождь как будто не оставляет следов. Одна холодная ночь наносит небольшие разрушения. Но холод, зима за зимой, смена дня и ночи, дождь за дождем в течение многих миллионов лет делают свое дело. На суше уровень разрушения (эрозии) составляет примерно 0,5мм в год. При таком уровне разрушения даже такие высокие горы, как Памир или Тянь-Шань, могут полностью сравняться с землей всего за 20-40 миллионов лет. Горные породы разрушают и различные химические процессы. В других случаях их разъедают микроорганизмы, ломают (дезинтегрируют) корни деревьев и растений, разрушают химические продукты, выделяемые растениями и животными. Вода в трещинах при замерзании расширяется настолько значительно, что может разорвать породу. При температуре -22 С лед в трещине оказывает давление в 3 тонны на площадь размером с монету и постепенно ломает камень. В горах появляются крупные глыбы, которые становятся все меньше и меньше. В дальнейшем под длительным непрерывным воздействием процессов разрушения (выветривания) горные породы подвергаются механическому разрушению и химическому разложению и переходят в рыхлый обломочный материал (щебень, гальку, песок, глину), а рудные минералы освобождаются от заключающей его породы. Размельченный материал подхватывается водными потоками и постепенно смывается вниз по склонам в долины рек или на морское побережье.
Ручьи и речные потоки уносят более легкую горную породу, а рудные минералы погружаются на дно или перемещаются вниз по течению на различные расстояния, таким образом, формируются россыпные месторождения. В доступной для школьников форме изложения материала рассмотрим примеры формирования наиболее типичных россыпных месторождений золота и алмазов.
Россыпные месторождения золота.
Коренные (рудные) месторождения золота являются первоисточниками многочисленных золотоносных россыпей. Состав золотоносных россыпей определяется составом тех коренных месторождений, в результате разрушения которых они образовались.
Часто в россыпях золота в шлихах встречаются платина, осмистый иридий, касситерит, вольфрамит, ильменит, различные минералы сульфидов, алмаз. Эти минералы преимущественно обладают большим удельным весом (кроме алмаза), в различной степени сопротивляются истиранию и другим видам разрушения при транспортировке в струе водного потока.
Большая часть золотоносных россыпей относится к аллювиальным т. е. речным, образованным путем переноса и отложения обломочного материала русловыми потоками и приуроченным к долинам малых и средних горных рек.
Существуют россыпи, где коренные рудные тела после разрушения не подвергались размыву и остались в виде щебня, песка и глины на месте их образования.
Такие россыпи называются элювиальными: они обычно залегают на широких водоразделах современных рек.
Существуют россыпи и на склонах гор, где накапливались содержащие золото разрушенные породы, сползавшие по склону от расположенного выше коренного месторождения. Такие россыпи называются делювиальными, по своему промышленному значению они намного уступают аллювиальным и даже элювиальным. Следует еще отметить прибрежно-морские и озерные россыпи, распространенные на побережьях морей и крупных озер.
В природе известны и другие типы россыпей, но они имеют второстепенное значение.
Наибольшую ценность для промышленности имеют аллювиальные золотоносные россыпи. В зависимости от условий и места залегания россыпей они подразделяются на русловые, косовые, долинные, террасовые и ложковые.
Русловые россыпи залегают в руслах современных рек. Для этих россыпей характерна относительно небольшая мощность гравийно-галечных песков и часто полное отсутствие торфов – отложений, в которых золото почти не встречается.
Косовые россыпи залегают на косах, островах и отмелях современных крупных рек. На большинстве кос торфа отсутствуют. На косах значительная доля золота представлена очень тонкими «плавучими» частицами. Некоторое увеличение золота наблюдается в головной части косы.
Долинные россыпи характеризуются более значительной по сравнению с русловыми россыпями мощностью песков и наличием торфов. Общая мощность составляет 5 -10, а иногда и более метров. Россыпи этого типа залегают в пойме и большей частью на первой террасе речной долины.
Террасовые россыпи залегают на продольных террасовидных уступах коренных пород, слагающих склоны речных долин. Эти россыпи обычно расположены выше уровня реки. При этом высокие террасы сохраняются плохо и представлены узкими обрывками на склонах долин.
Ложковые россыпи залегают в долинах логов, мелких ключей и речек с непостоянным водотоком. В составе ложковых отложений наряду с гравием и галькой присутствует щебень и глыбы. Многие ложковые россыпи начинаются непосредственно от коренных месторождений. Россыпи этого типа характеризуются высокой концентрацией металла, что необходимо иметь в виду при поисках. Размеры россыпей различны. Наибольшее их количество (около 60%) имеет длину не более 3 км; россыпи длиной 3 -10 составляют 20 -30%, а свыше 10 км – не более 10%.Таким образом, основная масса россыпей обычно располагается в пределах развития коренных месторождений золота или неподалеку от них в логах, долинах или на террасах.
Возраст россыпей бывает самый различный – от древнейшего до современного. Наиболее древние россыпи, как правило, сложены крепкими, прочно сцементированными горными породами; отложения молодых россыпей, возраст которых не превышает 60 – 70 млн. лет, обычно представлены рыхлыми породами.
В россыпях вертикальное перемещение золота начинает преобладать над горизонтальным, в результате чего оно концентрируется в нижних горизонтах рыхлых отложений, (песчано-галечниковых, часто с валунами), лежащих непосредственно на ложе коренных пород. Аллювиальный материал обычно представлен чередованием пород различного гранулометрического состава – грубообломочные галечные и песчано-гравийные слои, обогащенные золотом и другими тяжелыми минералами, сменяются по вертикали тонкообломочными глинистыми горизонтами, практически лишенными зерен золота и других рудных минералов. Такой неравномерный характер распределения минералов большой плотности в разрезе рыхлых образований приводит к возникновению нескольких обогащенных горизонтов. В связи с этим на практике различают два типа плотиков – ложные и истинные. Ложный плотик – глинистые горизонты, над поверхностью которых происходит некоторая концентрация зерен золота и тяжелых минералов. Истинный плотик – поверхность коренных пород, на которой располагается наиболее богатый рудный пласт (рис.1).
В практике золотоносный пласт называется песками. Выше песков расположенные практически не золотоносные слои, называемые «торфами» (рис.2).
Наибольшая концентрация золота наблюдается у самой границы песков с плотиком. Особенно благоприятными местами для накопления золота являются неровности плотика: выступы коренных пород, трещины, углубления – карманы, воронки и т. д. Вместе с золотом здесь накапливаются его спутники и другие тяжелые минералы, такие как магнетит, ильменит, и др.
Строение русла и берегов
Количество переносимого рекою твердого материала зависит от уклона русла, массы воды и скорости течения. Скорость течения может очень сильно меняться в различных частях русла в зависимости от строения самого русла и его берегов.
Прямолинейное направление русла для рек не характерно. Бесчисленные ручьи и речки текут извиваясь, делая завороты то в одну, то в другую сторону. При более извилистом течении образуются излучины, а при еще более извилистом — меандры.
В каждой излучине один берег вогнутый, другой — выпуклый. Так как река описывает излучины то в одну, то в другую сторону, соответственно каждый берег становится попеременно, то вогнутым, то выпуклым. Две соседние излучины соединяются между собой небольшим участком прямолинейного течения: здесь один берег переходит из вогнутого в выпуклый, другой — наоборот (рис.5).
Благодаря развитию центробежной силы на заворотах течение реки прижимается к вогнутому берегу и усиленно его подмывает. В тоже же время, вдоль выпуклого берега идет отложение материала; поэтому обычно вогнутый берег крутой, выпуклый – пологий. По той же причине поперечный профиль русла на заворотах несимметричен: наибольшая глубина расположена вблизи подмываемого вогнутого берега, откуда она постепенно убывает к выпуклому берегу.
В продольном профиле русла максимальные глубины располагаются на заворотах, минимальные – на соединяющих их прямолинейных участках. Участки максимальных глубин называются плесами, минимальных перекатами. Глубокие плесы с тихим течением на приисках называются также уловами.
Отбор шлиховых проб.
Шлиховое опробование (отбор шлиховых проб) производят в тех участках русла реки, где происходит резкое уменьшение скорости водного потока и сбрасывание переносимого рекой обломочного материала. Именно здесь наблюдается максимальное обогащение обломочного материала тяжелыми минералами и промывка шлиховых проб дает богатый выход шлиха. Такими благоприятными для опробования местами являются участки, расположенные ниже морфологических изменений речных долин: перегибов продольного профиля речной долины (ниже перекатов, порогов), мест резкого расширения речных долин, крутых поворотов русла реки. Пробы отбирают из русловых отложений рек, на отмелях, пляжах, в старицах, в береговых обрывах пойменных террас, в верхней части (головке) кос, на выпуклых сторонах речных излучин, в местах выхода в русле ребристого плотика, перед скоплением в русле крупных валунов и глыб, в береговых обрывах пойменных террас, в нижних (приплотиковых) горизонтах террасовых отложений (рис.6).
Обычно опробуются грубообломочные, относительно мало сортированные отложения, которые накапливаются в участках замедления водного потока и обогащаются тяжелыми рудными минералами. Это – галечник, неравномерно зернистый гравий, несортированные крупнозернистые или разнозернистые пески с галькой. В практике наиболее подходящими для шлихового опробования считаются, «месниковатые» пески, т. е. пески плохо сортированные, содержащие значительное количество примеси глины и гальку или щебенку различных коренных пород. Именно плохая степень сортировки и наличие глинистой фракции способствуют накоплению в таких песках минералов большого удельного веса и при промывке их получают богатые шлихи, отличающиеся разнообразием минерального состава. Крайне неблагоприятными отложениями для отбора шлиховых проб являются тонкообломочные, хорошо сортированные породы – глины, илы и мелкозернистые кварцевые пески. Подобные образования, как правило, имеют малокомпонентный минеральный состав и при промывке не дают выхода шлиха, так как практически не содержат тяжелой фракции.
При обследовании отложений террас шлиховые пробы необходимо брать из слоя, залегающего непосредственно на плотике. При этом очень важно опробовать рыхлый материал, залегающий в западинах и всякого рода неровностях на поверхности коренных пород. В процессе опробования желательно произвести расчистку уступа террасы от постороннего материала, который не должен попадать в пробу. При опробовании отложений террас следует также использовать обнажения в береговых обрывах оврагов и логов, пересекающих обследуемую террасу (рис.7).
Несколько своеобразно опробование косовых отложений. Косы подвергаются постоянному перемыву текущими водами реки и передвигаются; при этом, естественно, наиболее подвижны зерна легких минералов. В результате поверхностный слой косовых отложений обогащается тяжелыми минералами, и часто на песке косы виден черный налет отмытого рекой шлиха. Кроме того, тяжелые минералы скапливаются в головной части косы, на ее выпуклом крае, выше крупных глыб коренных пород или плавника, лежащих на ней. Все эти элементы и опробуют при шлиховании кос, причем пробу отбирают с поверхностной части песчаных накоплений косы.
Отбор шлиховых проб производится последовательно от более крупных рек к более мелким. По реке пробы отбираются снизу вверх. Основное внимание при шлиховом опробовании уделяется не главной реке, а ее притокам второго и третьего порядка. Густота отбора проб зависит от рекомендаций, полученных школьниками в геологическом задании, от пославшей их геологической организации.
Для отбора шлиховых проб проходят (копают) небольшие горные выработки, которые в практике носят название закопушек или копушей, сечением 20 на20 см или 30 на 40 см при максимальной глубине 50 – 60 см. Проходка более крупных выработок для школьников нецелесообразна, так как требует большой затраты времени и рабочей силы.
Объем или вес шлиховых проб должен быть стандартным для получения сопоставимых результатов. В полевых условиях удобнее брать пробы определенного исходного объема, который при обычных поисковых работах считается стандартным – 0,02 кубических метра (20 литров). В некоторых геологических заданиях школьникам рекомендуется исходный объем проб не менее одного кубического метра. Исходный объем шлиховых проб должен обеспечить минимальный выход шлиха в10-15 г. Проба промывается до серого шлиха: в нем должно оставаться небольшое количество кварца, все гранаты, оливин и другие минералы с удельным весом 3,0 и более.
Отбор школьниками шлиховых проб в полевых условиях сопровождается одновременной их документацией. Тщательность и аккуратность документации обеспечивают успех поисков и дает надежный фактический материал для оценки их результатов. При отборе шлиховых проб в шлиховом журнале записывают номер пробы и ее точные координаты, место их взятия, первоначальный объем пробы, поступающий в промывку, литологический состав породы, ее генетический тип. Важным моментом поисков является глубина отбора проб, поэтому ее величину всегда отмечают в документации, что позволяет оценить тенденцию в возможном изменении с глубиной содержаний минералов в рыхлых отложениях. Ценным фактическим материалом служат схематические зарисовки различных морфологических элементов рельефа с указанием мест отбора проб. На таких зарисовках показывают разрезы естественных обнажений, строение рыхлых образований, вскрываемых горными выработками, схематично изображают разрезы отдельных террас или поперечные профили речных долин со сложным террасовым комплексом. Эти данные позволяют надежно оценить результаты поисков. Существенным моментом является этикетирование (этикетка) проб. Обычно шлиховую пробу промывают в месте ее отбора во время поискового маршрута. После окончания промывки шлихи высушивают. Высушивание лучше всего производить естественным путем на солнце, но если это невозможно, шлихи подсушивают в железном совке или ковше легким прогревом на костре. Прокаливать шлихи на огне для более быстрого высыхания не следует, так как при этом некоторые минералы могут окислиться или растрескаться. В настоящее время школьники чаще всего после промывки, очень внимательно и осторожно шлихи смывают с лотка, ковша или чашки в небольшие мешочки с номерами и этикетками, а затем, после окончания маршрута, просушивают.
В полевых условиях при отборе шлиховых проб составляется карта шлихового опробования, на которой точками наносятся места отбора шлихов и их номера. Карта опробования составляется одновременно с отбором шлиховых проб. Полевой шлиховой журнал в дальнейшем прикладывается к отчету в качестве фактического материала. Журнал шлихов содержит основные сведения, касающиеся отбора шлиховых проб в поле – первая часть, вторая часть его заполняется после получения из лаборатории результатов минералогического анализа шлихов.
Промывка шлиховых проб.
Отбираемые шлиховые пробы промываются в воде с целью извлечения из них остатка тяжелых минералов, т. е. минералов плотностью более 2,5. Для промывки чаще всего используют лотки или ковши (рис.8).
Существует несколько различных типов лотков – корейский, сибирский, Харитонова, Солодянкина (рис.9). Наиболее удобен в работе и чаще используется на практике лоток корейского типа. Лоток имеет две широкие наклонные стенки, сходящиеся посредине, и две маленькие, слабо наклоненные стенки, примыкающие к широким. Размеры лотка: длина 62 см, ширина по верху 38 см, по дну 32 см, высота 10 – 12 см; толщина стенок у дна 1,5 см, к концу рабочих плоскостей стенки утончаются. В лоток таких размеров помещается 0,01 кубического метра разрыхленной породы. Сибирский лоток, имеющий в плане округлые очертания, применяется обычно только при поисках золота, так как позволяет быстро получать черные шлихи с золотом, а зерна более легких рудных минералов с его помощью не могут быть извлечены из пробы. Такие минералы лучше улавливаются при промывке проб в лотке Солодянкина. Лотки выдалбливаются из целого куска дерева; наиболее подходящие сорта дерева – кедр, береза, сосна. Составные лотки, а также лотки, имеющие в дне трещины, ни в коем случае нельзя использовать для промывки проб. Применяются лотки изготовленные из жести или из пластмасс с нарифлениями на рабочей плоскости. Следует подчеркнуть, что материал, из которого выполнен лоток, влияет на качество промывки и изменяет выход шлиха, что необходимо иметь в виду при количественной оценке результатов шлиховых поисков. Иногда промывку производят в деревянных или металлических ковшах; чаще всего это ковши азиатского типа. В них же выполняется и доводка шлиха. Приспособления для промывки шлихов должны содержаться в чистоте, недопустимо использование их для каких –либо иных целей. Загрязнение ведет к появлению тонких жировых пленок, что сильно снижает извлечение из проб тяжелых минералов и обедняет шлихи рудными минералами.
Промывка шлиха в лотке корейского типа состоит из трех последовательных операций; пробуторка пробы, отмывка песчаной фракции и доводка шлиха. От тщательности и умения их выполнения во многом зависят результаты поисковых работ и перспективная оценка района. Пробуторка проб нередко производится в специально отведенном для этого буторочном лотке. Для промывки выбирается неглубокое место в речке желательно с отлогим берегом. Лоток с материалом пробы опускается на дно речки с таким расчетом, чтобы вода стояла на 1 – 2 см выше породы в лотке. Промывка начинается с многократного перемешивания породы гребком (рис.10) и осторожного сливания образовавшейся мути в реку. При значительной глинистости пробы материал в лотке дополнительно перетирается руками, и каждая галька тщательно отмывается от глинистой примазки. Отмытая галька просматриваются на предмет выявления рудной минерализации, выбирается из лотка руками и складывается рядом на берегу речки; она используется для изучения состава отложений, из которых была взята проба.
Отмучивание глинистой фракции производится до тех пор, пока в лотке останется однородная песчаная фракция и при перемешивании ее вода над лотком будет оставаться чистой, прозрачной.
Отмывка песчаной фракции выполняется при активном потряхивании лотка под водой. Лоток держат за его короткую сторону и слегка наклоняют от себя, опустив противоположный его конец в воду. Лотку придают возвратно-поступательные и одновременно колебательно-вращательные движения, что заставляет воду в лотке активно перемещаться. В результате зерна отдельных минералов распределяются в воде по удельному весу: тяжелые минералы оседают в углублении в центре лотка, а легкие песчинки постепенно перемещаются к краю лотка и смываются водой. При неумелой работе рудные минералы постепенно начинают сползать по дну к его краю и теряются вместе с песчаной фракцией. Во избежание этого время от времени лоток приводят в горизонтальное положение, отбрасывают песчаную фракцию к центру и проверяют, не ползет ли шлих к переднему краю лотка. После этого лоток несколько раз интенсивно встряхивают под водой, а затем вновь продолжают промывку. Промывку продолжают до тех пор, пока промываемый материал количественно заметно уменьшится, заполнит лишь незначительную внутреннюю часть лотка и при движении воды в лотке у задней кромки промываемого материала появится черная полоска, т. е. будет виден сам шлих. Оставшееся в пробе небольшое количество легкого материала удаляется из шлиха при его доводке.
Доводка шлиха производится наиболее осторожно, так как при выполнении именно этой операции возможны наибольшие потери рудных минералов. Для этого промывальщики часто используют специальные более легкие доводочные лотки, позволяющие вести отмывку шлиха более осторожно. При доводке шлиха лоток погружают под воду и качательно- круговыми движениями взмучивают в нем шлих, а затем , потряхивая лоток, сгоняют к переднему краю зерна легких минералов и сливают их с водой. Повторяя эти операции несколько раз, из шлиха удаляют остаток легкой фракции. Иногда для доводки шлихов употребляют обычные деревенские ковши. Оставшаяся в лотке часть пробы осторожно переносится в ковш путем смывания водой. Ковш погружается в воду и ему придается потряхивательно- вращательное движение. Одновременно ковш погружают глубже в воду или приподнимают к ее поверхности, слегка наклоняя его. В результате зерна более легких минералов взмучиваются и переплывают через край ковша. А тяжелые минералы скапливаются на его дне.
Правильное определение конца доводки является крайне важным моментом. Как правило, промывку шлиховых проб ведут до получения серого шлиха, так как в этом случае в шлихе будут сохранены зерна полезных компонентов не очень большой плотности (например минералы группы монацита: монацит, ксенотим, тантало-ниобаты, титанаты и их типоморфные спутники). Этот момент отчетливо устанавливается по переплыванию через края лотка или ковша ярко-красных зерен граната, бурых зерен сфена (благодаря своей яркой окраске они хорошо различимы в мокром шлихе). Ни в коем случае нельзя промывать пробы до черного шлиха, так как при этом теряется основная масса зерен рудных минералов и в шлихе сохраняются главным образом ильменит, магнетит и другие малоинтересные в поисковом отношении минералы. Промывку проб до черного шлиха можно вести только в случае специальных работ на определенную группу тяжелых рудных минералов – золото, платину, иногда – касситерит, вольфрамит. Как правило, шлих лучше не домыть, т. е. оставить в нем небольшое количество зерен легких минералов, чем перемыть и потерять при этом часть рудных минералов сравнительно небольшой плотности. От степени квалификации промывальщика во многом зависит успех поисковых работ: неквалифицированный шлиховщик «упускает» шлихи или « перемывает» их и этим может свести на нет всю работу по опробованию.
На практике школьники при промывке шлихов вместо лотков применяют оцинкованные тазы объемом 10 и 20 литров, а для домывки шлихов ковши и столовые чашки. Методика промывки шлихов этим оборудованием аналогична вышеописанной.
В настоящее время для быстрой и качественной промывки шлихов успешно применяется винтовой сепаратор. Он представляет собой вертикально расположенный спиральный желоб. В верхнюю его часть производится загрузка пробы, подлежащей промывке, и подается вода. Концентрация шлихов происходит под воздействием на частицы минералов, движущихся с током воды вниз по спирали, сил тяжести, трения, смывных потоков воды и центробежных сил, отбрасывающих легкие частицы к переферийной части желоба, в то время как тяжелые частицы продвигаются вдоль внутренней кромки желоба и выводятся через специальное отверстие, чем и достигается освобождение шлиха от зерен легких минералов.
Группам юных геологов перед выездом на геолого-поисковые работы необходимо ознакомиться с архивными материалами по району предстоящих поисков: геологическими, геоморфологическими и шлиховыми картами (сделать копии), с коллекцией горных пород и полезных ископаемых. Для работы в поле необходимо иметь топографическую карту района, по возможности более крупного масштаба, а для общей ориентировки можно использовать более обзорные карты.
Юным геологам, кроме общего геологического снаряжения, необходимо иметь магнит, карманную лупу, набор сит для рассева промытых песков и плетеные проволочные сетки с отверстиями 1, 2 и 4 мм, мешочки под образцы и шлиховые пробы.
Геологические материалы, собранные в процессе полевых работ (образцы пород и минералов, шлихи, пробы и т. д.), упаковываются и отправляются школьниками в геологическую организацию. Туда же передаются для дальнейшей обработки полевые книжки, шлиховые журналы, карты, фотографии и другие материалы, отражающие работу участников юношеской геологической партии.
Билибин Ю. А. Основы геологии россыпей. Изд-во АН СССР М. 1955.
Буров А. П. Как искать алмазы. Гос. Науч.-Тех. Изд-во литературы по геологии и охране недр. М. 1962.
Захарова Е. М. Шлиховые поиски и анализ шлихов. М., «Недра», 1974.
Рожков И. С. Как и где искать золото. Гос. Науч.-Тех. Изд-во литературы по геологии и охране недр. М. 1960.
БИБЛИОТЕЧКА ИСКАТЕЛЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
ГОСГЕОЛТЕХИЗДАТ 1962 год.
Алявдин В. Ф. Свинец и цинк, как их искать в природе.
Бетехтин А. Г. Как искать марганцевые руды.
Беус А. А. Бериллий, где и как его искать.
Блинников И. А. Нефть и газ и как их искать.
Буров А. П. Как искать алмазы.
Буткевич Т. В. Молибден, где и как его искать.
Васильев С. П. и Апраксин Н. П. Как организовать школьный геологический поход.
Вольфсон Ф. И. и Лукин Л. И. Что такое рудные месторождения, и как их искать.
Гиммельфарб Б. М. Что такое фосфориты, где и как их искать.
Григорович М. Б. Естественные строительные камни и пески.
Григорович М. Б. Графит и его поиски.
Грошин С. И. Советы о мерах безопасности при поисках полезных ископаемых.
Гудалин Г. Г. Как искать медные руды.
Гудков А. С. Как искать пьезооптическое минеральное сырье.
Дубровский В. В. Как искать подземные воды.
Жуков Л.Н. Как искать поделочные и драгоценные камни.
Корин И. З. Как искать руды никеля.
Лугов С. Ф. Как искать вольфрам.
Лугов С. Ф. Как искать олово.
Лугов С. Ф. Что такое полезные ископаемые и условия их поисков.
Марков П. Н. Как искать месторождения слюд.
Мельников О. Д. Кварцевые жилы и связанные с ними полезные ископаемые.
Мельников О. Д. Что такое хромиты, где и как их искать.
Мельницкий В. В. Бор, где и как его искать.
Меркурьев Н. Д. Асбест и его поиски.
Момджи Г. С. Как искать месторождения титана.
Нечаев Г. А. Сырье для производства вяжущих строительных материалов.
Ожинский И. С. и др. Как искать урановые руды.
Орешникова Е. П. Как искать каолин и минеральные краски.
Петровская А. Н. Бокситы, их происхождение и поиски.
Рожков И. С. Где и как искать золото.
Синегуб Е. С. Как собирать горные породы и минералы.
Уральский Б. П. Тальк и тальковый камень.
Черносвитов Ю. Л. Как искать месторождения глин.
Шифрин Д. В. Как искать железные руды.
Рубрики (разделы) сайта, содержащие публикации по проблемам организации исследовательской и проектной деятельности школьников:
Общие вопросы — теория
География
Экология — теория
Общие вопросы — практика
Биология
Экология — практика
Детские исследовательские работы и проекты по географии, биологии и экологии
На нашем сайте, помимо текущего раздела, есть также три других раздела, также посвященные исследовательской и проектной деятельности школьников. Это раздел Вебинары, посвященный вопросам организации исследовательской деятельности школьников в природе, а также разделы Исследовательские работы и Публикации. Последние два раздела отличаются от текущего раздела тем, что там собраны детские исследовательские работы и публикации педагогов по тематике «полевого изучение природы«, т.е. исключительно работы, выполненные или описывающие исследовательскую деятельность школьников В ПРИРОДЕ. Данный же раздел посвящен более общим вопросам организации исследовательской и проектной деятельности.
Внимание! На нашем сайте мы готовы публиковать статьи по вопросам организации экологического образования детей в природе, которые могут быть полезны коллегам по всей стране. Это могут быть проблемные статьи, авторские образовательные программы, методические пособия, нормативно-инструктивные документы и материалы, фотографии, отчеты и т.п. по таким тематикам как:
полевые практикумы,
экологические образовательные экспедиции,
экологические лагеря,
конкурсы детских исследовательских работ (проектов),
материалы семинаров и конференций,
методики полевых исследований (проектной деятельности),
детские исследовательские работы (проекты),
экологические тропы,
«экспедиционная жизнь».
О Вас и Вашем опыте узнает вся Россия, а главное — Вы сможете принести пользу системе экологического образования нашей страны, «вложить свою лепту» в совершенствование форм и методов работы с детьми!
Если Вы готовы поделиться своим опытом с коллегами по всей стране — присылайте свои предложения (кратко опишите свои материалы), мы рассмотрим их и вместе обсудим наиболее оптимальную форму их публикации на нашем сайте.
Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации