- Мокрое и сухое шлифование
- Мокрое шлифование
- Сухое шлифование
- Отличия мокрого метода от сухого
- Достоинства и недостатки сухого и мокрого способа шлифовки
- Рекомендации для сухой и мокрой шлифовки
- «Сухая» или «мокрая» полировка?
- Что такое полировка трубы и зачем она нужна?
- Зеркальная полировка
- Сухой способ полировки
- Мокрый способ полировки
- Выводы и рекомендации
- Методы шлифования. Мокрое или сухое?
- Комментарии
Мокрое и сухое шлифование
Мокрое шлифование
Мокрое шлифование представляет собой процесс полировки с помощью воды и специальными шлифовальными шкурками, которые предназначены для работы с водой. Другими словами, технология предполагает использование для шлифовки поверхности абразивного материала, который при контакте с жидкостью не размокает и не теряет свои свойства. Для мокрого метода шлифования применяют водостойкую шлифовальную бумагу.
Абразивное зерно у шкурки для мокрого типа шлифовки не выкрашивается. Если использовать такой шлифовальный материал без применения воды, то частицы абразива забиваются продуктами обрабатываемой поверхности, например краской, шпаклевкой, лаком и др.
Для мокрой шлифовки необходимо запастись несколькими экземплярами абразива с разным показателем зернистости. Начинать процесс шлифования поверхности следует с крупнозернистой абразивной бумаги. В средине мокрой обработки материал необходимо поменять на шлифовальную бумагу с меньшим зерном. Заключительный этап следует закончить безабразивной шкуркой, то есть мелкозернистым типом.
Сухое шлифование
Сухое шлифование предполагает собой операцию для обработки твердых и хрупких видов поверхностей, которая осуществляется абразивным материалом без применения воды. Для этого метода шлифовки применяется шлифовальная шкурка, которая не соответствует критериям водоустойчивости. В случае контакта абразивной бумаги с водой, ее зерно выкрашивается, и она теряет пригодность для основного предназначения – шлифования поверхности.
Метод сухой обработки может осуществляться вручную или механизировано. Для работы используют шлифовальную машинку или шлифовальную шкурку, если операция производится вручную. В процессе сухой полировки следует заменять абразивный материал по мере уменьшения размера зерна. Это способствует достижению чистоты и гладкости обрабатываемой поверхности.
В качестве инструмента для шлифования без воды применяют орбитально-шлифовальную машинку, которая подходит для полировки краски и лака. Она может качественно устранить на поверхности разного рода дефекты, например шагрень (апельсиновая корка), пузырьки, опус и другие неровности. Наличие такого приспособления для шлифовки обеспечивает наилучший результат для достижения высокого результата и скорости обработки.
Отличия мокрого метода от сухого
Разница между сухим и мокрым способом шлифования заключается в выборе абразивного материала. Чтобы правильно подобрать шлифовальную шкурку для обработки покрытий, следует обратить внимание на маркировку бумаги. Для мокрого способа подойдет шлифовальный материал с показателем водоустойчивости, для сухой – такой критерий будет отсутствовать.
Другим отличительным моментом между сухой и мокрой обработкой, является показатель зернистости абразива. Он обозначается на обратной стороне буквенно-цифровым кодом. Для обоих методов не подойдет шлифовальная бумага одного типа. Зависимость зерна для сухой и мокрой шлифовки различается приблизительно в два раза. Для обработки поверхности с применением воды следует использовать шлифовальную шкурку с маркировкой Р800-Р1000. Если необходимо отшлифовать поверхность сухим способом, то целесообразно будет выбрать абразивную бумагу Р320-Р500.
Достоинства и недостатки сухого и мокрого способа шлифовки
Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки, поэтому необходимо изучить все нюансы при выборе одного из них. Самым главным достоинством мокрого метода шлифовки является отсутствие пылеобразования. Среди недостатков использования этого способа шлифовки следует выделить:
- возможность появления коррозии метала, если под обрабатываемой поверхностью находится металлическое основание;
- неспособность применения орбитально-шлифовальной машинки;
- некачественный вид поверхности после шлифовальной обработки.
Опытные специалисты отдают предпочтение методу сухой обработки, так как этот способ шлифования более практичен и обеспечивает высокую производительность. Несомненно, главным недостатком шлифовки без воды является огромное количество пыли, которая возникает из остатков обработки поверхности (краски, шпаклевки). Но этот нюанс можно исключить с помощью применения пылесоса или противопыльной маски для лица. Большинство производственных предприятий и автомастерских используют технологию шлифования с комбинированной конструкцией пылесосов и шлифмашинок, чтобы избежать образования и скопления пыли.
Преимуществами сухой шлифовки являются:
- использования орбитально-шлифовальной машинки;
- исключение появления коррозии металлических поверхностей;
- высокая производительность (в случае использования механической обработки);
- отличное качество полировки.
Рекомендации для сухой и мокрой шлифовки
При выборе мокрого способа шлифования следует смачивать поверхность водой или инертным растворителем. Шлифовальная шкурка также периодически должна смачиваться, чтобы смыть с абразивных зерен пыль. В результате таких действий, шлифшкурка используется намного дольше и улучшает качество обработки. Также следует позаботиться о наличии водостоков, по которым должна стекать используемая вода. Для шлифования этим методом подойдут типы поверхностей, которые водоустойчивы к воде: масляно-лаковые, эпоксидные, меламиноалкидные и нитро-целлюлозные.
Сухой тип обработки используется для твердых и хрупких видов поверхностей (лаки, краски и шпаклевка). Учитывая большое образование пыли, следует позаботиться о наличии защитных масок для лица или пылесосе. При работе со шлифмашинкой необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации приспособления. По окончании процесса следует произвести обдувку покрытия сжатым воздухом, чтобы убрать остатки пыли, и протереть поверхность ветошью.
Источник
«Сухая» или «мокрая» полировка?
О том, как ухаживать за изделиями из нержавеющей стали, мы рассказали в предыдущей нашей статье. Но редко кто задумывается о том, что на долговечность нержавейки влияет правильная обработка ее поверхности.
Чаще всего покупателя интересует вопрос: «Сколько стоит зеркальная труба?» Но вопрос: «Насколько качественна и долговечна полировка трубы?» задается реже. При этом не только правильный уход, но и правильная обработка служат гарантом долговечности в эксплуатации нержавеющей трубы.
Что такое полировка трубы и зачем она нужна?
Полирование – это процесс обработки металлических поверхностей со снятием тончайших слоев обрабатываемого материала и доведением поверхности до нужного класса шероховатости.
Полировка изделий из нержавеющей стали применяется для придания эстетического вида, а также для соблюдения требований санитарных норм. Стоит отметить, что правильно зачищенная и отполированная поверхность повышает коррозионную устойчивость нержавейки, за счет того, что на такой поверхности затруднительны отложения и накопления агрессивных загрязнений.
Степень обработки поверхности может отличаться по своей глубине. Условно такую поверхность можно разделить на шлифованную и зеркальную.
Тип поверхности | Международное обозначение | Что означает |
---|---|---|
Матовая | Matt; Mill finish | Матовая (не обработанная) поверхность |
Шлифованная | Brushed | Зачищенная, первичная шлифовка |
Satin 180 grit | Шлифование завершено лентой 180 Grit | |
Satin 320 grit | Шлифование завершено лентой 320 Grit | |
Satin 400 grit | Шлифование завершено лентой 400 Grit | |
Зеркальная | Mirror 400 grit | Степень полировки 400 Grit |
Mirror 600 grit | Степень полировки 600 Grit |
Что такое Grit? Grit – это размер зерна абразивного материала на шлифовальной ленте (валиках и пр.), которой проводится обработка поверхности. Чем больше число Grit, тем мельче зерно абразивного материала и как следствие-получение более гладкой и однородной поверхности трубы.
Из приведенной выше табл. 1 видно, что поверхность обработанная абразивом 400 Grit относится как к шлифованной, так и зеркальной поверхностям. Как это понять? Означает ли это, что при обработке шлифовальными лентами с абразивом более 400 Grit вся поверхность получается зеркальной?
Не совсем так. Например, наша компания производит шлифованные трубы, поверхность которой соответствует 1000 Grit. С технической точки зрения это не имеет принципиального значения и требует лишь правильного подбора полировальных лент и скорости обработки.
Некоторые наши покупатели (производители полотенцесушителей и изделий для автотюнинга) рассматривают такую шлифовку как подготовку под полировку, которая позволяет экономить время и деньги на последующей полировке до зеркального блеска готовых изделий.
В остальных случаях обработка 400-600 Grit является достаточной для подготовки поверхности трубы из нержавеющей стали к последующей зеркальной полировке.
Зеркальная полировка
Если говорить о зеркальной поверхности, то она получается путем обработки шлифованной поверхности специальными полировальными кругами.
На практике наибольшее распространение получили два вида полировки: «мокрый» способ и «сухой» способ. Каждый из этих способов полировки трубы можно разделить на два этапа, это:
- Основной. Подготовка и выравнивание поверхности трубы (шлифовка), которая заключается в максимальном удалении всех дефектов (следы прокатных валков, неровностей, шероховатостей и т.п.), образовавшихся в результате производства трубы.
- Завершающий. Придание поверхности зеркального блеска.
Сухой способ полировки
При данном способе обработки достигается яркий зеркальный блеск поверхности трубы. На первом этапе шлифовки применяются щетки, которые механически «заглаживают» поверхность трубы, а на втором этапе – полировальные диски. Весь этот процесс происходит в сухом виде, без использования специальных смазывающе-охлаждающих жидкостей (СОЖ).
В результате сухой полировки поверхность трубы сильно нагревается, поэтому процесс шлифования производится в минимально допустимые сроки. За счет экономии на СОЖ и высокой скорости процесса стоимость такой шлифовки снижается, но также снижается и качество подготовки поверхности. Что приводит в дальнейшем к мелким дефектам (царапины, следы валков производства и пр.) поверхности трубы.
Помимо того что нагрев трубы может негативно влиять на структуру металла, он, к тому же, происходит не равномерно. Наибольшего нагрева за счет сухой полировки труба достигает в конце процесса и как следствие – получение дефектов (деформация; появление цветовых пятен; неоднородный цвет поверхности по всей длине трубы; различные физические свойства металла в разных частях трубы, за счет неоднородности структуры зерна в результате перегрева).
Так как поверхность подготовлена «не идеально» и ее шероховатость высока, то в ходе эксплуатации на такой поверхности удерживается большее количество загрязнений, которые портят эстетичный вид трубы вплоть до образования точечной коррозии.
Мокрый способ полировки
Процесс мокрой полировки начинается с полной зачистки и выравнивания поверхности трубы с помощью шлифовальных лент. Это самый трудоемкий процесс во всей полировке, ведь от того как произойдет зачистка поверхности зависит итоговое качество поверхности. В этом и заключается принципиальное отличие сухой полировки от мокрой: сухая полировка как бы скрывает дефекты поверхности, в то время как, мокрая полировка удаляет их, за счет стадии глубокого шлифования.
В этом кроется единственный минус мокрой полировки — меньшая скорость процесса и его большая себестоимость. Если разложить себестоимость по стадиям процесса, то ∼70% это шлифование, а 30% это зеркальная полировка. Однако если к продукции предъявляются не только эстетические требования, но и гигиенические, то мокрая полировка просто не заменима.
Для того чтобы изделие не нагревалось на стадии шлифования используются различные растворы СОЖ. В случае мокрой шлифовки СОЖ представляет из себя масленно-водный раствор. СОЖ не только, защищает от нагревания трубу, но и позволяет дольше использовать шлифовальные ленты и сделать их износ более равномерным, что в конечном итоге сказывается на качестве продукции.
В результате мокрой полировки достигается равномерность структуры, а также однородность цвета поверхности по всей длине трубы (благодаря отсутствию перегрева поверхности). Труба устойчива к загрязнению и при необходимости легко очищается.
Выводы и рекомендации
Для удобства понимания основные плюсы и минусы обоих видов полировки мы привели в табл. 2. Стоит добавить, что на Российском рынке представлены оба способа полировки: сухой способ характерен для трубы, произведенной в Китае, а мокрый способ в основном представлен итальянскими производителями.
Вид полировки | «+» | «-» |
---|---|---|
Сухая |
|
|
Мокрая |
|
|
Подводя итог вышесказанному, отметим, что и сухой и мокрый способ имеют право на существования, но необходимо правильно подобрать способ полировки для своих целей. Шлифованные и полированные изделия необходимы во многих сферах жизнедеятельности человека. Наши рекомендации по выбору того или иного способа полировки нержавеющих труб представлены в табл. 3.
Источник
Методы шлифования. Мокрое или сухое?
Одни и те же абразивы при работе «на сухую» и «на мокрую» всегда отличаются по своей агрессивности, кроме того, нередко бывает, что указанная зернистость не соответствует действительности. Если мы возьмем, к примеру, круг P400 от sia и лист от того же бренда и той же градации, которым будем работать «на мокрую», то получим совершенно разные результаты — мокрая обработка будет значительно грубее. Именно для этих целей мы и затеяли наш эксперимент: часто для достижения нужного результата достаточно обработки шлифмашинкой с 400-м кругом. По нашему опыту, при обработке поверхности с водой (ручным способом) глубина риски возрастает примерно в 2 раза. То есть сухая машинная обработка 400-м кругом сопоставима с мокрой шлифовкой листом P800 вручную. Если мы обработаем деталь, скажем, кругом P240, то результат будет как от мокрой ручной обработки листом градации P400–500. Важно отметить, что если мы будем шлифовать одной и той же градацией одним и тем же способом (допустим, шлифмашинкой, которая дает более стабильные показатели), но в одном случае «на сухую», а в другом — с увлажнением, то мы получим разницу в глубине риски примерно в 1,5 раза, где риска с увлажнением будет грубее.
Отдельный акцент стоит сделать на выборе шлифмашинок для разных работ. Если мы проводим финишную подготовку детали перед покраской, то лучше выбирать шлифмашинку с ходом эксцентрика 2,5–3 мм; если это подготовка под грунт, — можно использовать эксцентрик 5 мм; если нам необходимо вообще полностью снять покрытие, — выбирать стоит машинку с еще большим ходом эксцентрика (минимум 9 мм).
Как мы выяснили, удобнее, быстрее и эффективнее обрабатывать деталь с помощью шлифмашинки «на сухую» — этот метод в авторемонте уже давно стал наиболее популярным. Но, конечно, не всегда есть возможность зашлифовать деталь полностью машинкой. К примеру, основные участки бампера мы уже прошли шлифмашинкой и остальные нужно обработать вручную. Как это сделать проще всего? Допустим, мы не хотим использовать воду, поэтому с машинки снимаем кружок и вручную начинаем им обрабатывать труднодоступные участки. Но так как на машинке 400-й абразив — это одно дело, а при обработке этим же абразивом вручную результат получается значительно грубее. Поэтому после того, как вся шагрень будет спилена, берем двухстороннюю губку sia Ultrafine (синего цвета) и дошлифовываем эти же участки. Важно, что зерно губки должно быть мельче, чем на машинке: например, ориентировочная градация синей губки от sia составляет примерно P800 и зависит от степени нажатия.
Как правило, кто привык дорабатывать сложные участки «на сухую», уже не вспоминает про мокрую обработку. Есть, впрочем, мастера, которые панически не принимают полностью «сухой» метод и утверждают, что с водой им проще работать. Но такой способ все же значительно энергозатратнее: деталь надо просушить, пройтись обезжиривателями на водно-спиртовой основе, чтобы убрать примеси, содержащиеся в воде… В свою очередь, «на сухую» гораздо проще контролировать результат, который при обработке «на мокрую» можно увидеть только после очистки и сушки обработанного участка.
Комментарии
Еще никто не оставил свои комментарии. Ваш комментарий будет первым.
Источник