Школьная конференция – как способ формирования социальных компетенций.
статья по физике на тему
В статье рассматривается один из путей формирования социальной компетенции учащихся: проведение школьной конференции. Целью данной работы является развитие познавательной активности обучающихся через исследовательскую деятельность, в основе которой, лежит умение самостоятельно решать проблему путем взаимодействия с другими людьми. В результате создается среда, которая используется для межличностного взаимодействия, партнерских отношений, раскрытия своего творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Школьная конференция – как способ формирования социальных компетенций. | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
– как способ формирования социальных компетенций.
ГУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа»
Иртышский район Павлодарская область
Формирование компетенций школьников является на сегодня самой актуальной проблемой современного образования. Для ее решения применяется компетентностный подход как основа для построения государственного стандарта общего образования. Этот подход реализуется путем формирования ключевых компетенций.
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, где он обладает опытом и познаниями. Результатом формирования компетенций является система универсальных качеств и способностей ученика в разных учебных областях, а также осознанное применение их на практике.
Под социальной компетенцией понимают способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение разрешать конфликты, способность понимать других, контактность. Обладание этой компетенцией формирует компетентность, которая применительно к ученику предполагает следующие умения:
— поиск информации: у окружающих, у учителей, в библиотеке, в сети Интернет;
— обработка информации: установление взаимосвязей, анализ ситуации, оценка, выработка своей точки зрения, отстаивание своей позиции;
— сотрудничество: контактность, умение принятий решений, выполнение своих обязательств;
— адаптация: использование новинок техники применительно к ситуации, нахождение новых решений возникающих проблем.
Все выше перечисленное можно развивать через проведение школьных конференций. Во многих школах действуют научные сообщества учащихся, в которых развиваются навыки исследовательской работы. Цели работы такого научного сообщества, например НОУ «Эврика» нашей школы: выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью, развитие творческих способностей учащихся, развитие личности способной к самореализации, самоутверждению, самоактуализации, развитие социальных компетенций учащихся. Итоги работы над проектами ребята подводят на школьных конференциях. Специфика конференции определяется:
- направленностью на выявление, раскрытие и развитие личностного потенциала ученика.
- творческой ориентацией проектов, каждый участник сам определяет свою тему.
- первичностью, начальным пунктом изучения каждого понятия или вопроса выступают реальные окружающие предметы или явления.
Учащиеся нашей школы в ходе проведения конференции вовлечены в исследовательские проекты, где они учатся понимать и осваивать новое, выражать свои мысли, формулировать интересы и осознавать свои возможности, а также выслушивать точки зрения других, учатся взаимодействовать с товарищами, работать в команде.
Ежегодно в конференции научных проектов учащихся участвуют ребята, которые работают вместе со своими учителями по различным направлениям.
Приведу в пример работы моих учеников: Пфанштыль Сергей работал по теме «Звук», Абигузинов Абай по теме «Фонтаны в домашних условиях». Сергей встречался со мной, учителем физики, с библиотекарем школы, с заведующей кабинетом информатики, с врачом местной амбулатории, с заведующим током, с водителями, для сбора информации. Каждому из них мальчик объяснял, что он делает, почему ему нужна их помощь. Это развивало его социальную компетенцию в области контактности и коммуникабельности. Абай в этих областях действовал через сеть Интернет, мальчик общался в форуме со сверстниками, работающими над таким же проектом из России, Украины, Литвы. То есть также развивал социальную компетенцию, но другим путем. Оба ученика использовали наглядные материалы, создали электронные презентации, что позволило эффектно показать свои работы, а также развивало их умения обработки информации, умения сотрудничать.
Их работы заинтересовали других учащихся, с которыми они с удовольствием делились опытом, а также принимали их замечания или советы по улучшению работы. Например: Абаю посоветовали в макет фонтана встроить электрический мотор для циркуляции воды.
На конференциях ребята из разных классов демонстрируют свои работы, которые отличаются неординарностью и основательностью. По результатам конференции 2013 года ученица нашей школы Кожимова Дарига заняла 2 место в районном конкурсе научных проектов.
Таким образом, школьная конференция является мощным инструментом в деле формирования социальных компетенций учащихся.
Повышается активность учащихся в жизни и решении проблем класса, школы, участие в школьном самоуправлении, социальных проектах. Проведение конференций на школьном уровне является перспективным направлением внедрения компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс и позволяет продвинуться в решении задачи формирования ключевых компетенций учащихся.
Источник
Школьная конференция как способ
Конференция: Современный урок. Методика и практика
Автор: Лущик Марина Александровна
Организация: МБОУ №14
Населенный пункт: Хабаровский край, г. Хабаровск
Переход на новые стандарты предполагает «формировать у учащихся целостную совокупность личностных образовательных результатов посредством включения школьников в процедуры понимания, проектирования, коммуникации и рефлексии».
В связи с ФГОС НОО необходимо осуществлять компетентностный подход в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной работе, своего рода самообразования.
Одним из видов творческого отношения к возникающим проблемам является исследовательская и проектная деятельность младших школьников, порою представленная реферативно. Ведь младшие школьники не решают пока научных проблем, в своих исследованиях они ищут ответ на детские «почему».
Итогом работы учащихся является проведение школьной конференции.
И для педагогов одной из форм осуществления ранее сказанного является организация в школе ежегодной учебной конференции.
Конференция (лат. собрание в одно место) — собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов.
Научная конференция – форма организации научной деятельности, при которой исследователи представляют и обсуждают свои работы.
Идея проведения школьной конференции далеко не новая. Значимость конференции в школьной жизни и ее организация уже описаны в современной литературе. А вот проведение конференций в младшей школе явление молодое, связано оно именно с появлением стандартов.
В Хабаровске этому направлению уделяется достаточное внимание на протяжении последнего десятилетия: проводится конкурс «Мое первое исследование», в НПК учащихся города включена секция по робототехнике для учащихся 2-4 классов, есть опыт проведения краеведческой конференции для младших школьников.
В педагогике конференция (учебная) – организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.
Ученическая конференция — комплексная форма организации и подведения итогов самостоятельной целенаправленной деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, под руководством педагога, организуемая совместными усилиями педагогического коллектива и школьной ученической организации). Это необязательно внеклассное мероприятие. В форме конференции может быть проведен урок по результатам изучения крупного раздела курса или как итоговое занятие.
Пользуясь этим знанием, можно определить функцию ученической конференции в начальной школе:
- Организация и проведение ученической конференции является эффективной формой профессионального роста учителя (они руководят работой секции, организуют и направляют в необходимое русло дискуссию, помогают ученикам при подготовке докладов).
- Формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, создается атмосфера сотворчества.
- Конференция стимулирует развитие познавательного, научного и творческого потенциала школьников.
- После конференции появляются новые интересные идеи.
- Конференция дает детям возможность предъявить результат своей деятельности публично.
- Конференция способствует развитию навыков публичного выступления.
- Конференция позволяет ребятам воспитывать личностные качества — умение быть убедительным, высказывать свое мнение
- Психологи утверждают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию.
- Подготовка к конференции улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности.
- Научно-исследовательская деятельность учащихся и учителей, ярко представленная на конференции, создает в учебном заведении новую образовательную среду, является важнейшим фактором развития школы как современного учебного заведения.
Таким образом, конференция выгодна всем – ученикам, педагогам, администрации.
Искусство конференции, ее учебно-воспитательное значение состоит в том, чтобы сделать результаты работы учащихся зримыми, ввести знания и умения в новый социально-познавательный контекст и тем самым активизировать дальнейший ход учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, ученическая конференция является перспективной формой организации учебного процесса. Основная особенность исследования в образовательном процессе — то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.
Конференция в начальной школе проходит в виде ролевой игры, где ученики-участники конференции играют роли молодых ученых, а педагоги – профессоров, ученики-слушатели могут играть разные роли, например, быть простыми обывателями, критиками или оппонентами.
Не стоит забывать и о работе со слушателями. Ведь не только докладчики, но и слушатели становятся участниками конференции, также приобретая значимый опыт. Ведущему необходимо организовать работу «с залом».
После каждого выступления классу предложить обратиться к выступающему с вопросами, внести исправления и дополнения. Желательно, чтобы в процессе прослушивания сообщений слушатели записывали темы, основные положения. Это способствует повышению внимания к докладу.
Повышению внимания способствует также постановка докладчиком 1–3 вопросов классу по содержанию прослушанного. За правильный ответ ученик получает фишку. По количеству набранных фишек определяем самого активного и внимательного слушателя. Кроме этого повышается ответственность учащихся за работу на конференции и контроля над уровнем усвоения обсуждаемых вопросов.
Слушатели перед началом конференции получают карточку, где должны указать фамилию ученика, который, с их точки зрения, сделал самое интересное сообщение. Таким образом, определяем лучшего докладчика.
Для первого опыта проведения конференций важно привлечь школьников и поощрить их за работу. Итоги можно подвести по номинациям:
- «Актуальность и практическая значимость работы»
- «Исследовательский характер работы»
- «Культура оформления работы»
- «Логичность изложения материала»
- «Приз зрительских симпатий»
- «Логика изложения материала»
- «Самая оригинальная работа»
Следовательно, и ученическая конференция отличается от конференции научной тем, что выполняет обучающие, развивающие и воспитывающие функции. Поэтому и требования к ее содержанию и форме проведения не могут точно копировать “взрослую” конференцию, однако могут быть организованы по ее типу, с соблюдением этапов.
Подготовительный этап. Технически организация любого мероприятия начинается с подготовки, когда нужно определить:зачем мы проводим мероприятие? зачем люди принимают в нем участие? какие последствия для социума могут иметь обсуждаемые вопросы? Ответив на эти вопросы, следует разработать концепцию конференции и спланировать мероприятие. Составляя план важно определить следующие моменты:
- формулирование целей и задач мероприятия для участников;
- определение даты проведения конференции и соотнесение ее с планом работы школы;
- согласование плана с коллегами, приглашенными участниками конференциями;
- учет ресурсов (временных, информационных, кадровых, финансовых, технических);
- составление календарного плана подготовки конференции;
- составление сценария мероприятия.
Основной этап. Накануне конференции необходимо проверить подготовку (оформление места проведения, работоспособность оборудования, организация аудитории, сбор необходимой документации, такой как протокол, лист регистрации, папка участника).
Важным этапом конференции является пленарное заседание – наиболее представительная часть конференции, на которую выносятся основные доклады, происходит отчет руководителей секций, принятие общих решений (резолюций). Пленарное заседание открывает и заканчивает работу секций.
На секции выносятся доклады, объединенные определенной тематикой. От руководителя секции зависит, как будет проходить обсуждение работ. Его задача – выступать в качестве организатора общения. Руководитель вовлекает в диалог докладчика и слушателей, формируя тем самым важные коммуникативные навыки, выполняя важную функцию обучения участников. Его позиция должна быть неизменно доброжелательной. В то же время на него возлагается задача соблюдать регламент выступлений.
Выставка. На выставке могут быть представлены программы работы секций методические разработки и рекомендации учителей, также материалы ученических исследований, сопутствующие конференции мероприятия (конкурсы, анкетирование).
Рефлексия — этап на котором, участники конференции высказывают свое отношение к мероприятию, происходит обсуждение с целью обобщения идей и мнений участников обсуждения.
Анализа и оценки качества конференции. После завершения работы конференции необходим анализ мероприятия, учет всех его сильных и слабых сторон, который проводится по следующим позициям:
- Статистический анализ состава участников.
- Фотоотчет о мероприятии.
- Размещение материалов конференции и отчета о ней на сайте образовательного учреждения.
- Подготовка наградных материалов.
- Анализ проекта конференции с точки зрения организации и рекомендации для следующего мероприятия (“разбор полетов”).
- Издание сборника материалов конференции.
В заключении следует оценить конференцию по следующим критериям:
- Мотивационный: непосредственный интерес, проявляемый в ходе конференции; активность участия во всех программных мероприятиях конференции; положительная обратная связь. Определить значение показателей можно, анализируя отзывы, анкеты, применяя метод наблюдения.
- Деятельностный: владение навыками публичного выступления, навыками проектной и (или) исследовательской работы. Для определения эффективности показателей в секции работает жюри.
- Когнитивный: качество выполненной работы с точки зрения исследования, а также уровень самостоятельности работы. Анализ докладов учащихся раскрывает этот критерий.
- Методический: взаимодействие взрослой и детской аудитории, уровень подготовки и проведения конференции. Здесь также анализируются анкеты обратной связи (с педагогами, детьми), наблюдение, анализ программы конференции.
Вместе с тем, существует ряд проблем, возникающих при организации и проведении ученических конференций: неопределенность статуса ученической конференции, непонятность требований, отсутствие общепринятых взглядов на характер ученических работ, отсутствие нормативно-правового обеспечения конференции.
Чтобы эти проблемы сузить, следует определить особенности школьной конференции:
- Школьные конференции предполагают организацию поисковой познавательной деятельности школьников, поэтому они привлекают, как правило, наиболее одаренных, творческих учащихся.
- В теме конференции и ее содержании должен присутствовать проблемный подход
- Конференции с должна отвечать на вопросы, которые возникают перед учащимися в повседневной жизни.
- В подготовке докладов к конференции учащиеся должны использовать исследовательские методы обучения: исследовать объект (карту, предмет), чтобы определить его содержание, изучить научную литературу (детские энциклопедии, специальные издания для детей), провести практическое исследование (опыт, разработать проект).
- Конференция может быть организована по нескольким секциям.
- Участие в конференции должно быть с согласия ребенка.
Конференция школьников – это возможность для ученика, и для учителя раскрыть себя, расширить свои знания и получить опыт личностного общения, а для педагога также и дополнительная возможность стимуляции познавательной активности учащихся.
Источник