- Шкильменская зачем решать задачу различными способами
- Нестандартные задачи, как средство формирования интереса к математике у учащихся
- Ознакомление с особенностями процесса разработки дидактических материалов для учащихся по формированию умений решать нестандартные математические задачи разными методами. Исследование и характеристика полученного педагогического опыта в данной сфере.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Шкильменская зачем решать задачу различными способами
На нашем сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии.
Если, прочитав это сообщение, вы остаётесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использования этих технологий.
Научные сборники:
2011 г.
1. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном пространстве дошкольного учреждения, школы, вуза: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Коряжма, 9 декабря 2011 года) / отв. ред. К.С. Бажин, сост. О.С. Гаврилова, И.А. Кувардина, С.А. Самсонова; Вятский государственный гуманитарный университет. – Киров: ВятГГУ, 2011. – 239 с.
2010 г.
1. Международная конференция «Проблемы гуманитаризации образования в малых городах: теория, практика и перспективы», (Коряжма, 20—22 октября 2010 г.) / сост. С. В. Мясникова ; Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова . — Коряжма: Суров, 2010. — 496 с.
2. Всероссийская конференция «Актуальные проблемы образования и науки: цели, задачи и перспективы развития», (Коряжма, 25—26 февраля 2010 г.) / сост. Т. К. Белокашина, И. В. Кузнецова ; Поморский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова . — Коряжма: Суров, 2010. — 234 с.
2008 г.
1. Современные образовательные технологии в системе математического образования. Часть 1: материалы Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Мясникова С.В. — Архангельск: ПГУ, 2008. — 426 с.
2. Современные образовательные технологии в системе математического образования. Часть 2: материалы Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Мясникова С.В. — Архангельск: ПГУ, 2008. — 467 с.
3. Студенческая межвузовская конференции. Социально-экономическое развитие южного региона Архангельской области (Коряжма, 18 — 19 декабря 2008 г.)/ сост.: О. Н. Вотинцева , О. В. Карунная , В. В. Сушков ; Поморский ун-т , 2008.
2007 г.
1. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные информационно-коммуникационные технологии в дополнительном образовании сельских школьников». Отв. ред. Шкильменская Н.А. — Арзамас: АГПИ, 2007. 324 с.
Статьи, опубликованные в изданиях по Перечню ВАК:
2011 г.
1. Альхимович И.Н. Архангельская область: перспективы интеграции крупных и малых предприятий / И.Н. Альхимович // Всероссийский научно-практический журнал по экономике «Российское предпринимательство». — Москва: ООО Издательство «Креативная экономика». – 2010. выпуск 2. – С. 175-181 (0,4 п.л.)
2. Альхимович И.Н. Взаимодействие крупных и малых предприятий как фактор конкурентоспособности Северных регионов (на примере Архангельской области и Республики Коми). Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. [Электронный ресурс] Сыктывкарский государственный университет. – Электронный вестник. – Сыктывкар: Сыкт ГУ. – 2011. Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/vestnik/2011/2011-1/2011-1.htm
3. Альхимович И.Н. Малое предпринимательство в социально-экономической системе переходного периода: определение, значение, перспективы развития // Научно-теоретический журнал «Вестник Евроазиатской академии административных наук»- Волгоград: НП «Евроазиатская академия административных наук». – 2011. — № 1. — С. 66-77 (0,8 п.л.)
4. Альхимович И.Н. Социально-экономические предпосылки возникновения предпринимательства в трансформировании экономических процессов // Социально-экономические предпосылки возникновения предпринимательства в трансформировании экономических процессов. – 2011. – № 1 — С. 72-83 (0,7 п.л.)
5. Капина О.А. Структура психологической готовности к выбору профессии // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 3. – С. 205 – 207 (0,3 п.л.)
6. Коваленко С.В. Учебные задачи по содержательной линии «Представление информации» как средство формирования общеучебных умений // Информатика и образование. – 2011. – №5. – С.91-96 (0,5 п.л.)
7. Кузнецова И.В., Лесников С.В. Компетентностно-ориентированные задания как средство совершенствования профессиональной компетентности будущего учителя математики и информатики // Казанская Наука. – 2011. – №8. – С.268-271 (0,32 п.л.)
8. Кузнецова И.В., Лесников С.В. Разработка и описание гипертекстового информационно-поискового тезауруса по алгебре // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия информатизация образования. – 2011. – №3. – С.70-76 (0,51 п.л.)
9. Кузнецова И.В., Костиков А.Н. Технология взаимодействия субъектов образовательного процесса вуза с информационной образовательной средой // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия информатизация образования. – 2011. – № 4. – С.59-67 (0,7 п.л.)
10. Кузнецова И.В. Формирование профессиональной компетентности в области информационно-коммуникационных технологий у будущих учителей математики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия информатизация образования. – 2011. – № 2. – С.18-23 (0,45 п.л.)
11. Кузнецова И.В. Формирование профессиональной компетентности студентов педагогического вуза при изучении математических дисциплин // Вестник Поморского государственного университета. Серия гуманитарные и социальные науки. – 2011. – №3. – С.126-131 (0,45 п.л.)
12. Нурлигаянова О.Б. Реализация психологического компонента педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник: Психолого-педагогические науки: научный журнал. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ. – 2011. — № 3. – Том II. – С.201 – 204 (0,3 п.л.)
13. Шкильменская Н.А. Гуманитарный потенциал школьной математики в контексте инновационной направленности новой школы // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. – 2011. – № 3. – Часть 3. – С. 128-133 (0,4 п.л.)
14. Шкильменская Н.А. О структуре гуманитарного потенциала школьного курса алгебры и начал анализа // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – №1. – С.164-166 (0,3 п.л.)
15. Шкильменская Н.А. Эстетическая привлекательность математических заданий // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10. – С.33-35 (0,3 п.л.)
16. Шкильменская Н.А. О гуманитарной ценности школьного математического образования // Известия Южного Федерального университета. – 2011. – № 3. – С. 104-112 (0,5 п.л.)
17. Щелкунова О.В. Организационно-педагогические условия развития умственной активности младших школьников //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Киров: Научный журнал. – 2011. – №1. – С. 16-19 (0,2 п.л.)
18. Щелкунова О.В. Познавательная активность как фактор повышения индивидуальных достижений младших школьников в обучении / О.В. Щелкунова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов-на-Дону: Научно-педагогический журнал. – 2011. – № 8. – С. 97-102 (0,4 п.л.)
2010 г.
1. Самсонова С. А. Особенности профессионально направленного обучения теории вероятностей и математической статистике студентов вузов в условиях информатизации образования // Известия Южного федерального университета. -2010. — № 11. — С. 194–199.
2. Самсонова С. А. Обучение стохастике студентов университетов // Известия Южного федерального университета. — 2010. — № 12. — С. 201–206.
3. Шкильменская Н. А. Роль математики в художественно-эстетическом образовании школьников // Искусство и образование. — 2010. № 4. — С.115–121.
4. Шкильменская Н. А. Зачем решать задачу различными способами? // Начальная школа плюс До и После. — 2010. — № 5 — С.47–50.
5. Шкильменская Н.А. К вопросу об определении понятия «гуманитарный потенциал школьного курса алгебры и начал анализа» // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 6. — С. 142–144.
2009 г.
1. Баданина Л. П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена — СПб. — 2009. — № 83. — С.99–108.
2. Кузнецова И.В. Методические аспекты использования информационных технологий в профессиональной подготовке студентов вуза // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 1. – С. 146-150.
3. Шкильменская Н. А. Видоизменение математической задачи как способ дифференциации учащихся // Начальная школа плюс До и После. — 2009. — № 1. — С.33–35.
3. Шкильменская Н. А. Основные функции современных информационно-коммуникационных технологий в условиях гуманитаризации образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена — СПб. — 2009. — № 83. — С.58–69.
5. Шкильменская Н.А. К вопросу отбора математического содержания для профильных курсов // Профильная школа. — 2009. — № 3. — С.19–24
2008 г.
1. Карунная О. В. Анализ уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся среднеспециальных учебных заведений // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 6 (60). — С. 41–46.
2. Карунная О.В. К вопросу о комплексном формировании компонентов коммуникативной компетентности подростков // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова : научно-методический журнал. Т. 14. сер. психологические науки «Акмеология образования». — 2008. — № 2. — С. 10–12.
3. Кузнецова И. В. Математическая подготовка студентов педвуза на основе использования информационных технологий. // Извести ЮФУ. Педагогические науки. — 2008. — № 6. — С. 175–181.
4. Кузнецова И. В. Комплексное применение информационных технологий в вузовском обучении. // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 5(59). — С. 78–83.
5. Кузнецова И. В. Подготовка будущих учителей математики в условиях информатизации образования. // Образование и общество. — 2008. — № 4(51). — С. 46–50.
6. Кузнецова И. В. Некоторые методические аспекты применения информационных технологий в алгебраической подготовке студентов в системе высшего профессионального образования. // Извести ЮФУ. Педагогические науки. — 2008. — № 9. — С. 146–150.
7. Шкильменская Н. А. Различные варианты обучения профильных групп учащихся на основе внутриклассной дифференциации // Информатика и образование. — 2008. — № 1. — С. 124–125.
8. Шкильменская Н. А. Функции современных информационно-коммуникационных технологий в обучении студентов педагогических специальностей // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 7. — С. 101–106.
2007 г.
1. Баданина Л. П. Адаптация к оценке в начальной школе // Начальная школа. -2007. — № 7. — С.18–21.
2. Баданина Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход // Начальная школа плюс до и после. — 2007. — № 12. — С. 59–63.
3. Карунная О. В. Категория «коммуникативная компетентность»: сущность и основные исследовательские подходы // Вестник Поморского университета: научный журнал: сер. «Физиологические и психолого-педагогические науки». — 2007. — № 2 (12) — С. 90–94.
4. Кузнецова И. В. Информационные технологии в преподавании вузовского курса алгебры // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена . Естественные и точные науки: Научный журнал. — 2007. — № 8 (38). — С. 185–190.
5. Кузнецова И. В. Информационные технологии в профессиональной подготовке специалиста. // Высшее образование сегодня. — 2007. — № 12. — С. 51–54.
6. Кузнецова И. В. Научно -методические аспекты применения информационных технологий при реализации содержания курса алгебры педвуза. // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 14. — С. 170–178.
Источник
Нестандартные задачи, как средство формирования интереса к математике у учащихся
Ознакомление с особенностями процесса разработки дидактических материалов для учащихся по формированию умений решать нестандартные математические задачи разными методами. Исследование и характеристика полученного педагогического опыта в данной сфере.
Рубрика | Педагогика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.05.2016 |
Размер файла | 70,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
2.2 Нестандартные задания для основной школы
Дидактический материал предназначен для учащихся и учителей математики основной школы. Он содержит нестандартные математические задачи, которые могут быть использованы на уроках и во внеурочной деятельности. Задачи структурированы по методам решения: алгебраический, арифметический, практический методы, метод перебора, рассуждений и предположений. Задачи представлены разных типов: математические развлечения; разнообразные числовые ребусы; логические задачи; задачи, решение которых основывается на соединении математического развития и практической смекалки: взвешивание и переливания при затруднительных условиях; математические софизмы; задачи-шутки; комбинаторные задачи. Ко всем задачам даны решения и ответы.
· Реши задачи алгебраическим методом:
1. Рыбак поймал рыбу. Когда у него спросили: «Какова её масса?», он ответил: «Масса хвоста — 1,5 кг, масса головы такая же, как масса хвоста и треть туловища. А масса туловища такая, как масса головы и хвоста вместе». Какова масса рыбы?
2. У Данилы в двух карманах 20 руб. Когда из одного кармана в другой он переложил 6 руб., то в обоих карманах денег стало поровну. Сколько денег было первоначально в каждом кармане?
3. В трёх ящиках 300 яблок. Число яблок первого ящика составляет половину числа яблок второго ящика и треть числа яблок третьего ящика. Сколько яблок в каждом ящике?
· Реши задачи арифметическим методом:
4. У двух рыбаков спросили: «Сколько рыбы в ваших корзинах?» «В моей корзине половина того, что в корзине у него, да ещё 10», — ответил первый. «А у меня в корзине столько, сколько у него, да ещё 20», — подсчитал второй. Мы сосчитали, а теперь посчитайте вы.
5. Сапожник решил починить 3 пары ботинок. На каждый каблук сапожник набьет набойку, каждую набойку он прибьет 2 гвоздями. Сколько набоек и гвоздей понадобится сапожнику?
· Реши задачи методом перебора:
6. Есть краски красного, зелёного, синего, жёлтого, оранжевого цветов. Сколькими способами можно раскрасить трёхэтажные домики в три цвета, при условии, что цвета не должны повторяться.
7. Как можно расположить цвета радуги в другом порядке, если 2 первых и 2 последних цвета оставить на своих местах. Сколько всего таких вариантов?
8. В семье несколько детей. Один ребенок говорит, что у него есть 2 брата и одна сестра. Второй, что у него нет ни одной сестры. Сколько детей в семье? Сколько в семье девочек и мальчиков?
9. Расставьте знаки действий и скобки так, чтобы получилось верное равенство: 1 2 3 4 5 = 100.
10. Дан ряд цифр: 1 2 3 4 5 6 7. Не переставляя их, поставьте между ними знаки сложения так, чтобы получить сумму 100.
· Реши задачи методом рассуждений:
11. Расшифруй записи:
12. Найди закономерность и вставь пропущенное число:
57 16 41 48 23 71
13. Имеется бесконечный ряд: о, д, т, ч, п, … Найдите закономерность, по которой он составлен, и продолжите его.
14. В соревнованиях по бегу Юра, Саша и Толя заняли 3 места. Какое место занял каждый ребенок, если Саша занял не 2 и не 3 место, а Толя — не 3 место?
· Реши задачи практическим методом:
15. Коля выше Васи, но ниже Сережи. Кто выше: Вася или Сережа?
16. Один джентльмен, показывая своему другу портрет, нарисованный по его заказу одним художником, сказал: «У меня нет ни сестер, ни братьев, но отец этого человека был сыном моего отца». Кто был изображен на портрете?
17. В мешке 24 кг гвоздей. Как, имея только чашечные весы без гирь, отмерить 9 кг?
· Реши задачи методом предположения:
18. Как поставить в комнате 4 стула так, чтобы у каждой из четырёх стен стояло по 2 стула?
19. Расставьте 8 стульев у четырёх стен комнаты так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула. Расставьте 9, потом 11 стульев у четырёх стен комнаты, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.
20. Как расставить 6 стульев у четырёх стен комнаты так, чтобы у каждой стены стояло одинаковое количество стульев.
21. Вдоль стен квадратного бастиона требовалось поставить 16 человек. Комендант разместил их по 5 человек с каждой стороны. Как он это сделал?
22. На столе лежат девять монет. Одна из них — фальшивая. Как при помощи двух взвешиваний можно найти фальшивую монету? (Фальшивая монета легче настоящих.)
23. Человек живет на 17-м этаже. На свой этаж он поднимается на лифте только в дождливую погоду или тогда, когда кто-нибудь из соседей с ним едет в лифте. Если погода хорошая и он один в лифте, то он едет до 9-го этажа, а дальше до 17-го этажа идет пешком по лестнице. Почему?
24. У вас есть два шнура, каждый из которых горит по часу, но горит неравномерно. Как при помощи этих двух шнуров и спичек отмерить 45 минут?
25. На поверхности пруда плавает одна кувшинка, которая постоянно делится и разрастается. Таким образом, каждый день площадь, которую занимают кувшинки, увеличивается в два раза. Через месяц покрытой оказывается вся поверхность пруда. За сколько времени покроется кувшинками вся поверхность пруда, если изначально на поверхности будут плавать две кувшинки?
26. Шла баба в Москву и повстречала трёх мужиков. Каждый нёс по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву?
27. Два человека подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, которая могла вместить только одного человека. Оба без всякой помощи переправились на этой лодке через реку и продолжили свой путь. Как они это сделали?
28. Одно яйцо можно сварить за 5 мин. За какое наименьшее время можно сварить 3 яйца? (5 мин. Варить их вместе).
29. Четверо играли в волейбол 40 мин. Сколько времени играл каждый?
Ответы и решения
1. Пусть, х кг — масса туловища; тогда (1,5 + 1/3х) кг — масса головы;
Так как по условию масса туловища равна сумме масс головы и хвоста, составляем уравнение:
4,5 кг — масса туловища, тогда 1,5 +1/3 • 4,5 = 3 (кг) — масса головы и 3 + 4,5 + 1,5 =9 (кг) — масса всей рыбы;
3. 50 яблок, 100 и 150.
4. Построим схему к задаче. Обозначим первым отрезком схемы количество рыбы у первого рыбака. Вторым отрезком обозначим, сколько рыбы было у 2 рыбака.
5. 6 набоек, 12 гвоздей.
6. Проведём рассуждения для домика, верхний этаж которого покрасили зелёной краской. Итак, если верхний этаж зелёный, то второй этаж можно покрасить в любой из оставшихся четырёх цветов, т. е. от верхней точки проводим четыре отрезка. Если верхний этаж зелёный, а второй, например, красный, то третий этаж может быть одним из оставшихся трёх цветов, т. е. от точки «к» второго этажа вниз проводим три отрезка. Таким образом, если верхний этаж дома покрашен в зелёный цвет, то имеющимися красками его этажи можно покрасить 12 способами. Если же верхний этаж дома покрасим, например, красным цветом, то все дальнейшие рассуждения будут такими же, как и в предыдущем случае, т. е. дом также можно будет покрасить 12 способами. Поэтому можно ограничиться построением графиком только для случая покраски верхнего этажа дома каким — либо одним цветом. Если при покраске верхнего этажа определённым цветом получается 12 вариантов, а верхний этаж, в свою очередь, можно покрасить 5 способами, то всего имеющимися красками дом можно раскрасить 60 способами.
7. На первом месте стоит полоса красного цвета, на втором — оранжевого. Поскольку синий и фиолетовый цвета будут располагаться на последних местах, то на третьем месте может быть жёлтый, зелёный и голубой цвета, следовательно, от точки О вниз проводим три отрезка. А так по условию задачи цвета не повторяются, то от каждой точки, обозначающей цвет третьей полосы, проводим вниз два отрезка. По графу видно, что всего можно получить 6 вариантов, которые легко восстановить, рассматривая все пути происхождения по этому «дереву».
8. В семье 4 ребёнка: 3 мальчика, 1 девочка.
9. 1 • ( 2 + 3 ) • 4 • 5 = 100.
10. 1 + 23 + 4 + 5 + 67 = 100.
Д = 1, тогда А = 2 или 3 (если есть переход через разряд), но должно быть чётным (Р + Р = А), значит, А = 2, а Р = 1 или 6. Р > 1, так как Д = 1, значит Р = 6. Теперь ясно, что К = 5, а У = 8. В итоге слово УДАР расшифровывается как 8126, а слово ДРАКА как 16252.
б) Рассмотрим вначале условие; получим: 2Ы : Ы = 2, следовательно, Ы = 2. Запишем пример столбиком:
Так как складываем три числа, то Д может быть равно 1 или 2, но Ы = 2, поэтому Д = 1. Получаем, что Т • 3 = 12, а значит, Т может быть равно только 4. Тогда Р + Р + Р меньше 10 и 3 • Р = Р, следовательно, Р = 0. И • 3 алгебраический, арифметический, практический, перебора, рассуждения и предположения.
· Составленные автором дидактические материалы для учащихся начальной и основной школы направлены на формирование умений решать нестандартные задачи разными методами. Успешность решения нестандартных задач содействует развитию интереса учащихся к математике, повышению их активности на уроке, предотвращает психическую усталость однообразной деятельностью.
Классическая педагогика прошлого века утверждала — «Смертельный грех учителя — быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Применение на уроках нестандартных заданий поможет разнообразить урок, сделать его более интересным, увлекательным, а значит побудить у учащихся интерес и желание учиться.
1. Акимова А. С. Занимательная математика. — Санкт-Петербург.: Тригон, 1997. — 608 с.
2. Белокурова Е. Е. Некоторые комбинаторные задачи в начальном курсе математики // Начальная школа. — 1992. — №1. — С. 20 — 23
3. Белокурова Е. Е. Характеристика комбинаторных задач // Начальная школа. — 1994. — № 1. — С. 34 — 38
4. Белошистая А. В. Индивидуальный подход в формировании и развитии математических способностей младшего школьника // Начальная школа. — 2001. — № 07. — С. 3-14
5. Белошистая А. В. Наглядная геометрия как средство развития мышления младшего школьника // Начальная школа. — 2002. — № 01 — С. 34-47
6. Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. — М.: Политическая литература 1993. -175 с.
7. Галкин Е. В. Нестандартные задачи по математике: Задачи логического характера / Е. В. Галкин. — М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. — 160 с.
8. Губа С. Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей / С. Г. Губа // Математика в школе, 1972. — № 3. — с. 19 — 22
9. Дедюхин А. М. Сухомлинский В. А. О развитии мышления младших школьников // Начальная школа. — 1984. — №1. — с. 70 — 72
10. Депман И. Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. — М.: Просвещение, 1989, 287 е.: ил.
11. Егорченко И. В. Математические абстракции и методическая реальность в обучении математике учащихся средней школы. — Саранск, 2003. — 421 c
12. Егорченко И. В. Теория и методика использования реальности в обучении математике. — Саранск, 1999. — 464 с.
13. Зак А. З. Задачи для развития логического мышления // Начальная школа. — 1987. — №6. — С. 32 — 33
14. Иванова Е.В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики // Начальная школа. 2006. — № 06, — С. 59- 60
15. Г. В. Керова. Нестандартные задачи по математике. 1-4 классы. ВАКО, 2008. — 240 с.
16. Клименченко Д. В. Задачи по математике для любознательных: Кн. для учащихся 5 — 6 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1992. — 192 с.: ил.
17. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. // Начальная школа. — 1990. — № 7 — С.12 — 13
18. Колягин Ю. М., Оганесян В. А. К62 Учись решать задачи: Пособие для учащихся VII— VIII кл. — М.: Просвещение, 1980 — 96 с.
19. Кордемский Б. А. Математическая смекалка. — М.: ГИФМЛ, 2003. — 128 с.
20. Кордемский Б. А. Очерки о математических задачах на смекалку — М.: Учпедгиз, 1958. — 118 с.
21. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников /
В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, — 1980. — 352 с, ил.
22. Лихтарников Л. Н. Занимательные логические задачи / Л. Н. Лихтарников. СПб.: Лань, 1997. — 560 с.
23. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у школьников. — М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
24. Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. — 6-е изд. — М.: Мнемозина, 2000. — 304 с, ил.
25. Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения // Исследования мышления в советской психологии. — 1966. — М.: АПН РСФСР. — С. 15 — 27
26. Михайлов И. И. Занимательные задачи // Начальная школа. — 1986. — №6. — С. 32 — 33
27. Нагибин Ф. Ф., Канин Е. С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. — 5-е изд. — М.: Просвещение. — 1988. — 180 с, ил.
28. Нагибин Ф. Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. — М.: Просвещение, 1988 г. — 160 с, ил.
29. Олехник С. Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. 2-е изд. — М.: Наука, 1988. — 160 с.
30. Перельман Я. И. Живая математика / Под ред. В. Г. Болтянского. — М.: МГИК, 1993 — 97. — 208 с.
31. Петрова В. И. Развитие мышления при решении задач // Начальная школа. — 1992. — №1. — С. 23 — 24
32. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. — М.: Просвещение, 1990. — 274 с.
33. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Гринго, 1996. — 240 с.
34. Смирнова В. В. Наглядные пособия по математике для начальной школы // Начальная школа. — 2002. — № 12. — С. 58 — 62
35. Сорокин П. И. Занимательные задачи по математике с решениями и методическими указаниями / П. И. Сорокин. — М.: Просвещение, 1967. — 120 с.
36. Сухин И. Г. 800 новых логических и математических головоломок. — М.: АСТ, 2008. — 270 с.
37. Считай, смекай, отгадывай / для учащихся начальной школы — СПб.: Лань, МИК, 1996. — 207 с.
38. Тонких А. П. Теоретические основы решения нестандартных и занимательных задач в курсе математики начальных классов // Начальная школа. — 2002. — № 05. — С. 56 — 65
39. Тонких А. П. Теоретические основы решения нестандартных и занимательных задач в курсе математики начальных классов (продолжение) // Начальная школа. — 2002. — № 07. — С. 69 — 73
40. Тонких А. П. Теоретические основы решения нестандартных и занимательных задач в курсе математики начальных классов // Начальная школа. — 2002. — № 09. — С. 56 — 65
41. Труднев В. П. Методика проведения внеклассной работы по математике. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975. — 176 с, с ил.
42. Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. Как научиться решать задачи. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
43. Чилинрова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. — М.: Просвещение, 1993. — 96 с.
44. Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач. Учеб. пособие для ЙЙ кл. сред. шк. / И. Ф. Шарыгин, В. И. Голубев. — М.: Просвещение, 1991. — 384 с.
45. Шкильменская Н. А. Зачем решать задачу различными способами? // Начальная школа. — 2010. — № 05. — С. 47-50
46. Шуба М. Ю. Занимательные задания в обучении математике — М.: Просвещение, 1995. — 544 с.
47. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М., 1988, 203с.
Источник