Глава IX. ПСИХОДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ И ДОШКОЛЬНИКОВ
§ 1. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ
Общее количество работ, относящихся к проблемам диагностики детской психики, весьма велико. Не претендуя на полноту охвата всех существующих в психологии подходов к рассмотрению диагностики детей первого периода жизни, попробуем выделить некоторые наиболее значимые из них.
Потребность практики в методах оценки психического развития велика. Рассмотрим некоторые шкалы развития младенцев.
Проведя серию лонгитюдных исследований нормального развития младенцев и дошкольников, А. Гезелл и его коллеги подготовили таблицы развития, охватывающие четыре основные сферы поведения: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение. Они обеспечивают стандартизированную процедуру для наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни. Хотя некоторые из разделов этих таблиц можно рассматривать в качестве тестов, все же большинство из них основаны только на наблюдении. В исследованиях Гезелла данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты, дополнялись информацией, сообщаемой матерью ребенка. А. Анастази отмечает недостаточную стандартизованность этих таблиц развития, но указывает на их полезность в качестве дополнения к медицинским обследованиям, осуществляемым педиатрами и другими детскими специалистами, выявляющими причины ненормальности поведения в ранний период жизни.
Преимущество различных методов наблюдения за детьми — от простого присмотра без каких-либо заметок до структурного наблюдения, подробно распланированного заранее и проводимого с определенной целью, — показано в работах Д. Лешли, практического психолога из Англии. Для того чтобы метод наблюдения был более качественным и давал ин-формацию о развитии, Д. Лешли вводит особый методический прием — создание определенной схемы наблюдения и заполнение карточек развития. Цель такой карточки развития, по мнению Д. Лешли, — создание четкого представления о ребенке на данный отрезок времени. Продолжая через месяц наблюдение по заданной схеме, можно судить о ходе развития младенца.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- БЕЗОТРЫВНОЕ вязание — ЛЕНТОЧНОЕ вязание (312)
- ТУНИССКОЕ (АФГАНСКОЕ) ВЯЗАНИЕ (4)
- ЛОСКУТНЫЕ КАРТИНЫ В ЯПОНСКОМ СТИЛЕ КИНУСАЙГА (4)
- МЕТОДЫ БОРЬБЫ С (4)
- КЛЕЩАМИ (1)
- БЕРЕТЫ НА ВСЕ СЕЗОНЫ (353)
- БИСЕР (вышивка, вязание и поделки) (824)
- КОЛЬЦА (20)
- БИССЕРОПЛЕТЕНИЕ (673)
- Болеро (806)
- БУФЫ (20)
- ВАЖНОЕ (или интересное) (925)
- Заработок (15)
- Варежки, митенки и перчатки. НОСКИ (468)
- ВОРОТНИКИ (314)
- Все для дома (709)
- ВЫШИВКА — АНИМАШКИ и КРАСИВЫЕ КАРТИНКИ (596)
- ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ с 02.09.14 (213)
- Вязание — ВСЕМ (75)
- Вязание — ДЕТЯМ (3136)
- ВЯЗАНИЕ МЕХОМ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕХА (144)
- ВЯЗАНИЕ НА ВИЛКЕ (140)
- ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ (шапки, кепи, панамки, шляпки) (1939)
- ДВОЙКИ (128)
- ДЕКОРЫ — АКСЕССУАРЫ (830)
- ДЕНЬ ВАЛЕНТИНА (11)
- Джемпер (674)
- ЕДА — НАПИТКИ (6178)
- ЖАКЕТ (3263)
- ЖИЛЕТЫ — БЕЗРУКАВКИ (1498)
- Журналы (1822)
- ЗДОРОВЬЕ-КРАСОТА (2449)
- 1-АКТИВНЫЕ ТОЧКИ НА ТЕЛЕ (26)
- МЕД И ЕГО ПРОИЗВОДНЫЕ (14)
- ОСТЕОХОНДРОЗ (13)
- ЛЕЧИМ СЕБЯ (12)
- ЗАРЯДКИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ БОЛЕЗНЯХ (12)
- Как легко и просто вывести бородавки и шипицы (12)
- 1-МАССАЖ (10)
- Голова (5)
- ДЫХАНИЕ (4)
- УКРЕПЛЕНИЕ КОСТЕЙ И МЫШЦ (4)
- 1-СНИМАЕМ УСТАЛОСТЬ (4)
- ТРОМБЫ (3)
- Судороги (3)
- Геморой (3)
- ОТЕКИ (3)
- ПАНКРЕАТИТ (2)
- БЕССОННИЦА (2)
- ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ СОВМЕЩАТЬ (2)
- МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ РАН-СИНЯКОВ-ЯЗВ (1)
- АЛЛЕРГИЯ (1)
- ГОЛОДАНИЕ (1)
- Продукты и запах тела (1)
- ДРОЖЖИ (1)
- ГИНЕКОЛОГИЯ (1)
- СКЛЕРОЗ (1)
- Слабость. Головокружение (1)
- 1-БАЛЬЗАМЫ, МИКСТУРЫ И НАСТОЙКИ (20)
- 1-ВИТАМИНЫ (8)
- 1-ВОЛОСЫ-красота (29)
- 1-ВОЛОСЫ-прически (14)
- 1-Все о диетах и зарядках для похудения (61)
- 1-ЖИВОТИК (1)
- 1-ИММУНИТЕТ (9)
- 1-ИССЛЕДУЕМ СВОЙ ОРГАНИЗМ (3)
- 1-КОЖА (42)
- 1-КОСМЕТИКА (2)
- 1-КРЕМА (7)
- 1-ЛЕЧЕБНЫЕ МАСЛА (5)
- 1-МАЗИ (20)
- 1-МАКИЯЖ (2)
- 1-МАНИКЮР (8)
- 1-МАСКИ для лица и тела (33)
- 1-МАСЛО (5)
- 1-ОБМЕН ВЕЩЕСТВ (5)
- 1-ОТ УСТАЛОСТИ И ОДЫШКИ (4)
- 1-ОЧИСТКА (25)
- 1-ПАМЯТЬ (2)
- 1-ПЕДИКЮР (8)
- 1-ПОВЫСИТЬ ИММУНИТЕТ (4)
- 1-ПОДТЯЖКА КОЖИ ТЕЛА (38)
- 1-ПРЫЩИ И ПОРЫ (8)
- 1-РЕСНИЦЫ, ГЛАЗА (28)
- 1-СМЕСИ (10)
- 1-УХОД (47)
- 1-ХОЛЕСТЕРИН (6)
- 1-ЦЕЛЛЮЛИТ (1)
- 1-ЧАИ-НАПИТКИ-ЕДА ДЛЯ КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ (93)
- 1-ШЛАКИ (11)
- 1-ЭЛИКСИРЫ МОЛОДОСТИ И ЗДОРОВЬЯ (29)
- 1-ЭМОЦИИ (7)
- Боль (45)
- Варикоз (13)
- Вегето-сосудистая система (58)
- Волосы-болезнь (6)
- Выведение соли из организма (10)
- Гармоны (2)
- Герпес (2)
- Глисты и паразиты (5)
- ГМО . (1)
- Головокружение (2)
- Грибок (11)
- Диабет (7)
- Диагностика (25)
- ДОБАВКИ К ЕДЕ (не химия) (3)
- Желчный пузырь (10)
- Зубы (13)
- Как избавиться от лишней жидкости в организме (3)
- Кишечник и пищеварительная система (36)
- Кожа (22)
- Конечности и суставы (70)
- Кровь и лимфосистема (16)
- Легкие и бронхи (10)
- ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (9)
- Лечение онкологии (5)
- Мозг (13)
- Мочеполовая система (4)
- Народные средства (79)
- Неврозы и мышечные спазмы (8)
- НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ЛЕКАРСТВ С ЕДОЙ (2)
- Ожоги (4)
- Отравление-Симптомы (3)
- ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ: (13)
- Печень (16)
- Позвоночник (33)
- ПОЧЕМУ БОЛИТ . (6)
- Почки (14)
- Простуда (20)
- ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ТРАВ (3)
- Сердце (28)
- Симптомы болезней. Как вовремя распознать? (21)
- Синдром хронической усталости (7)
- Спина (12)
- СПИСОК ХОРОШИХ ЛЕКАРСТВ (1)
- ТРАВЫ для здоровья и красоты (13)
- Ухо, Горло, Нос (39)
- Хроническое напряжение (3)
- Эндокринная система (11)
- ЗОНТЫ (18)
- ИДЕИ (740)
- ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТКАНИ (1354)
- ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТРАВКИ (32)
- ИНТЕРЕСНОЕ ДЕТЯМ (468)
- ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО (2460)
- КАЙМА, БОРДЮРЫ, ВОЛАНЫ (613)
- КАК ВЯЗАТЬ (2049)
- КАК УЛУЧШИТЬ СВОЙ ДНЕВНИК НА ЛИ.РУ (442)
- Канзаши и изделия из ЛЕНТ (321)
- Кардиганы (944)
- КИСТОЧКИ, БАХРОМА, ПОМПОНЫ (61)
- КЛЮЧНИЦА (15)
- КНИГИ (304)
- КОВРИКИ (721)
- КОКЕТКИ (405)
- Комбинирование вязания и ткани (307)
- Компьютер. Дизайн. Оформление (487)
- КОСТЮМ (463)
- Кофточки (2963)
- КРУЖЕВА (372)
- КУРТКА (72)
- Макраме (95)
- Манишка (114)
- МАШИННОЕ ВЯЗАНИЕ (294)
- МАШИННОЕ ВЯЗАНИЕ- В/УРОКИ без названия (8)
- МЕТОДЫ-СПОСОБЫ ВЯЗАНИЯ И ОБРАБОТКА (704)
- МИССОНИ (67)
- МК (1430)
- МОДЕЛИ НА ВЕСНУ (29)
- МОДЕЛИ НА ЛЕТО (825)
- МОДНЫЕ СОВЕТЫ (232)
- Молитва (91)
- МОТИВ (399)
- МОТИВЫ (474)
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ (1)
- НАБОР ПЕТЕЛЬ (112)
- НАКИДКА (379)
- НОВЫЙ ГОД (153)
- НОСКИ — ПИНЕТКИ — СЛЕДОЧКИ (605)
- ОДЕЯЛО (72)
- ПАЛЬТО (511)
- ПАСХА (120)
- ПЕЛЕРИНА (79)
- ПЕРЕДЕЛКА (275)
- Платья (3474)
- ПЛЕД (633)
- ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ (111)
- ПОВЯЗКА на голову (150)
- Подушки (458)
- Покрывало (175)
- ПОЛЕЗНОСТИ — ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ (637)
- Полезные возможности на компьютере (455)
- ПОНЧО (380)
- ПРЕПАРАТЫ С ИДЕНТИЧНЫМ СОСТАВОМ, НО РАЗНОЙ ЦЕНОЙ (19)
- Пуловер (3709)
- ПЭЧВОРК (330)
- РИШЕЛЬЕ (3)
- Рукоделие с лентой ШИБОРИ (22)
- РУКОДЕЛИЕ СВОИМИ РУКАМИ (848)
- РУМЫНСКОЕ КРУЖЕВО (159)
- Русский язык (44)
- САЛФЕТКА — СКАТЕРТЬ (983)
- Сарафаны (689)
- СВИТЕР (655)
- СИНЕЛЬ (8)
- СОВЕТЫ ДАЧНИКАМ (872)
- СУМКИ — РЮКЗАКИ — КОСМЕТИЧКИ (1068)
- ТАПОЧКИ-САПОЖКИ (557)
- ТЕЛЕФОН (65)
- Топики- МАЕЧКИ- КУПАЛЬНИКИ (2718)
- ТРИКОТАЖНЫЕ ШВЫ (12)
- Туника (1818)
- Узор — ЖАККАРД (719)
- УЗОРЫ (крючок) (1280)
- УЗОРЫ (спицы) (1630)
- УКРАШЕНИЯ СВОИМИ РУКАМИ (855)
- УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (126)
- ФРИВОЛИТЕ — ФРИФОРМ (365)
- ЦВЕТЫ (1119)
- ШАЛЬ (1075)
- ШАПКИ С УШКАМИ (87)
- ШАРФ — ПАЛАНТИН — СНУД — БАКТУС (1284)
- ШВЕЙНОЕ ДЕЛО-ВЫКРОЙКИ, ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА (2378)
- ШКАТУЛКИ (2)
- ШНУР (155)
- ШПАРГАЛКА ВЯЗАЛЬЩИЦЫ-ЗАКРЫТИЕ ПЕТЕЛЬ, ГОРЛОВИНА, (1342)
- ШТАНИШКИ, ШОРТИКИ, ПОЛЗУНКИ, КОМБИНЕЗОНЧИКИ, КОЛГО (231)
- ШТОРЫ/подшторы (179)
- ЭНТЕРЛАК вязаный и МОДУЛЬНО-ПОВОРОТНОЕ вязание (92)
- Юбки (1066)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла
Суббота, 06 Сентября 2014 г. 15:51 + в цитатник
Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла
Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла
Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году — в 3 месяца, начиная с третьего года жизни — раз в полугодие.
Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:
1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;
2) грубая моторика: постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;
3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;
4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализацию, слова, фразу и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем;
5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеет диагностическое значение.
Образцы поведения подразделяются на временные и постоянные. Временными называются те, которые далее трансформируются или заменяются более совершенными (в скобках указан возраст их исчезновения). Некоторые временные образцы образуют последовательность, другие заменяются полностью. В переходной фазе могут наблюдаться оба вида.
Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов:
Сбор анамнеза и предварительная беседа:
На данном этапе необходимо собрать информацию о семье, её составе; течении беременности, родов, периода новорожденности; о темпах развития до настоящего момента, поведении в текущий период; непосредственном социальном окружении.
Благодаря предварительной беседе можно достичь эффективного контакта с ребёнкомЛучше поначалу уделять больше внимания родителям, а не ребёнку, таким образом ребёнок поймёт, что у Вас нет никаких агрессивных намерений по отношению к нему. Можно предложить ребёнку игрушку. Если он её возьмёт из ваших рук, рук незнакомого человека, значит можно осторожно, не торопясь, приступать к тестированию.
Беседа с родителями должна носить спокойный и доброжелательный характер. Вопросы должны подразумевать однозначный ответ, при необходимости нужно иллюстрировать их примерами. Доверие родительским ответам обязательно, но имеет смысл переспросить родителей ещё раз, если данная ими информация не совпадает с Вашим впечатлением от ребёнка.
Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения:
Тестирование должно проводиться в промежуток времени, когда ребёнок наиболее активен и спокоен, то есть, когда имеются предпосылки для получения лучших результатов. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе, далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния требуется четкое отделение первого и второго этапов.
Порядок выполнения тестовых заданий подробно расписан в электронном пособии.
Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала:
Минимальная запись — заполнение карты с проставлением в ней плюсов и минусов. Рекомендуется иметь видеозапись, стенографическую запись комментария наблюдаемого поведения.
Обсуждение и рекомендации для родителей:
Присутствие родителей при тестировании поможет им понять, каким образом производится обследование, лучше представить сущность имеющихся проблем. Обстановка беседы должна быть самой располагающей, не должно быть ни тени пренебрежения, неуважения к ребёнку.
Следует отметить, что исследование проводится не только по профилю соответствующего возраста, но и по предыдущему и последующему профилям с целью выявления базового и верхнего уровня развития в той или иной области.
Для проведения диагностики всех компонентов психомоторного развития потребуются следующие материалы:
Мячики: большой и маленький.
Колокольчик с деревянной ручкой.
Стеклянная бутылочка и пилюли из сахара.
Бубенчики на ленточке.
Красное кольцо на веревочке
Тестовые объекты: карандаш, ключ, ножик, монета, т.е. предметы, используемые в повседневной жизни.
Взвешенные блоки: 6 штук.
Карта с нарисованными на ней зеленым цветом геометрическими фигурами и соответствующие фигуры красного цвета.
Десять деревянных красных кубиков.
Чашка из алюминия.
Доска с вкладывающимися в нее формами.
Карты с картинками: а) собачка, ботинок, чашка, дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик, звезда.
Книжка с детскими стихами.
Карточки для срисовывания с нарисованными жирными линиями фигурами.
Тестовые объекты для тестирования по Стэнфорду – Бине (карта и геометрические фигуры к ней, рисунок неоконченного человечка).
Запись результатов наблюдения ведется следующим образом:
(+) — образец поведения хорошо развит, является неотъемлемой частью поведения ребенка.
(±) — образец поведения наблюдается, как случайный или скопированный, но не постоянный.
(-) — постоянный образец в поведении отсутствует, или временный не заменен более зрелым.
Если временный образец, свойственный данному возрасту полностью отсутствует, т.к. ребенок демонстрирует опережающее развитие, то ставится знак (+++).
Таким образом, знаки (+) и (±) обозначают, что данные навыки присутствуют и ребенок прошёл тестовый пункт, а знак (-) обозначает обратное. На полях могут быть проставлены комментарии отсутствию того или иного навыка: О — явный отказ, Н — невозможность выполнить задание в связи с наличием органических причин.
Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).
Дикретированный возраст — это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на трертьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором — 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).
В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.
Источник