Шкала развития гезелла другие способы обследования младенцев

Глава IX. ПСИХОДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ И ДОШКОЛЬНИКОВ

§ 1. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ

Общее количество работ, относящихся к проблемам диагностики детской психики, весьма велико. Не претендуя на полноту охвата всех существующих в психологии подходов к рассмотрению диагностики детей первого периода жизни, попробуем выделить некоторые наиболее значимые из них.

Потребность практики в методах оценки психического развития велика. Рассмотрим некоторые шкалы развития младенцев.

Проведя серию лонгитюдных исследований нормального развития младенцев и дошкольников, А. Гезелл и его коллеги подготовили таблицы развития, охватывающие четыре основные сферы поведения: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение. Они обеспечивают стандартизированную процедуру для наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни. Хотя некоторые из разделов этих таблиц можно рассматривать в качестве тестов, все же большинство из них основаны только на наблюдении. В исследованиях Гезелла данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие стимульные объекты, дополнялись информацией, сообщаемой матерью ребенка. А. Анастази отмечает недостаточную стандартизованность этих таблиц развития, но указывает на их полезность в качестве дополнения к медицинским обследованиям, осуществляемым педиатрами и другими детскими специалистами, выявляющими причины ненормальности поведения в ранний период жизни.

Преимущество различных методов наблюдения за детьми — от простого присмотра без каких-либо заметок до структурного наблюдения, подробно распланированного заранее и проводимого с определенной целью, — показано в работах Д. Лешли, практического психолога из Англии. Для того чтобы метод наблюдения был более качественным и давал ин-формацию о развитии, Д. Лешли вводит особый методический прием — создание определенной схемы наблюдения и заполнение карточек развития. Цель такой карточки развития, по мнению Д. Лешли, — создание четкого представления о ребенке на данный отрезок времени. Продолжая через месяц наблюдение по заданной схеме, можно судить о ходе развития младенца.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • БЕЗОТРЫВНОЕ вязание — ЛЕНТОЧНОЕ вязание (312)
  • ТУНИССКОЕ (АФГАНСКОЕ) ВЯЗАНИЕ (4)
  • ЛОСКУТНЫЕ КАРТИНЫ В ЯПОНСКОМ СТИЛЕ КИНУСАЙГА (4)
  • МЕТОДЫ БОРЬБЫ С (4)
  • КЛЕЩАМИ (1)
  • БЕРЕТЫ НА ВСЕ СЕЗОНЫ (353)
  • БИСЕР (вышивка, вязание и поделки) (824)
  • КОЛЬЦА (20)
  • БИССЕРОПЛЕТЕНИЕ (673)
  • Болеро (806)
  • БУФЫ (20)
  • ВАЖНОЕ (или интересное) (925)
  • Заработок (15)
  • Варежки, митенки и перчатки. НОСКИ (468)
  • ВОРОТНИКИ (314)
  • Все для дома (709)
  • ВЫШИВКА — АНИМАШКИ и КРАСИВЫЕ КАРТИНКИ (596)
  • ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ с 02.09.14 (213)
  • Вязание — ВСЕМ (75)
  • Вязание — ДЕТЯМ (3136)
  • ВЯЗАНИЕ МЕХОМ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕХА (144)
  • ВЯЗАНИЕ НА ВИЛКЕ (140)
  • ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ (шапки, кепи, панамки, шляпки) (1939)
  • ДВОЙКИ (128)
  • ДЕКОРЫ — АКСЕССУАРЫ (830)
  • ДЕНЬ ВАЛЕНТИНА (11)
  • Джемпер (674)
  • ЕДА — НАПИТКИ (6178)
  • ЖАКЕТ (3263)
  • ЖИЛЕТЫ — БЕЗРУКАВКИ (1498)
  • Журналы (1822)
  • ЗДОРОВЬЕ-КРАСОТА (2449)
  • 1-АКТИВНЫЕ ТОЧКИ НА ТЕЛЕ (26)
  • МЕД И ЕГО ПРОИЗВОДНЫЕ (14)
  • ОСТЕОХОНДРОЗ (13)
  • ЛЕЧИМ СЕБЯ (12)
  • ЗАРЯДКИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ БОЛЕЗНЯХ (12)
  • Как легко и просто вывести бородавки и шипицы (12)
  • 1-МАССАЖ (10)
  • Голова (5)
  • ДЫХАНИЕ (4)
  • УКРЕПЛЕНИЕ КОСТЕЙ И МЫШЦ (4)
  • 1-СНИМАЕМ УСТАЛОСТЬ (4)
  • ТРОМБЫ (3)
  • Судороги (3)
  • Геморой (3)
  • ОТЕКИ (3)
  • ПАНКРЕАТИТ (2)
  • БЕССОННИЦА (2)
  • ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ СОВМЕЩАТЬ (2)
  • МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ РАН-СИНЯКОВ-ЯЗВ (1)
  • АЛЛЕРГИЯ (1)
  • ГОЛОДАНИЕ (1)
  • Продукты и запах тела (1)
  • ДРОЖЖИ (1)
  • ГИНЕКОЛОГИЯ (1)
  • СКЛЕРОЗ (1)
  • Слабость. Головокружение (1)
  • 1-БАЛЬЗАМЫ, МИКСТУРЫ И НАСТОЙКИ (20)
  • 1-ВИТАМИНЫ (8)
  • 1-ВОЛОСЫ-красота (29)
  • 1-ВОЛОСЫ-прически (14)
  • 1-Все о диетах и зарядках для похудения (61)
  • 1-ЖИВОТИК (1)
  • 1-ИММУНИТЕТ (9)
  • 1-ИССЛЕДУЕМ СВОЙ ОРГАНИЗМ (3)
  • 1-КОЖА (42)
  • 1-КОСМЕТИКА (2)
  • 1-КРЕМА (7)
  • 1-ЛЕЧЕБНЫЕ МАСЛА (5)
  • 1-МАЗИ (20)
  • 1-МАКИЯЖ (2)
  • 1-МАНИКЮР (8)
  • 1-МАСКИ для лица и тела (33)
  • 1-МАСЛО (5)
  • 1-ОБМЕН ВЕЩЕСТВ (5)
  • 1-ОТ УСТАЛОСТИ И ОДЫШКИ (4)
  • 1-ОЧИСТКА (25)
  • 1-ПАМЯТЬ (2)
  • 1-ПЕДИКЮР (8)
  • 1-ПОВЫСИТЬ ИММУНИТЕТ (4)
  • 1-ПОДТЯЖКА КОЖИ ТЕЛА (38)
  • 1-ПРЫЩИ И ПОРЫ (8)
  • 1-РЕСНИЦЫ, ГЛАЗА (28)
  • 1-СМЕСИ (10)
  • 1-УХОД (47)
  • 1-ХОЛЕСТЕРИН (6)
  • 1-ЦЕЛЛЮЛИТ (1)
  • 1-ЧАИ-НАПИТКИ-ЕДА ДЛЯ КРАСОТЫ И ЗДОРОВЬЯ (93)
  • 1-ШЛАКИ (11)
  • 1-ЭЛИКСИРЫ МОЛОДОСТИ И ЗДОРОВЬЯ (29)
  • 1-ЭМОЦИИ (7)
  • Боль (45)
  • Варикоз (13)
  • Вегето-сосудистая система (58)
  • Волосы-болезнь (6)
  • Выведение соли из организма (10)
  • Гармоны (2)
  • Герпес (2)
  • Глисты и паразиты (5)
  • ГМО . (1)
  • Головокружение (2)
  • Грибок (11)
  • Диабет (7)
  • Диагностика (25)
  • ДОБАВКИ К ЕДЕ (не химия) (3)
  • Желчный пузырь (10)
  • Зубы (13)
  • Как избавиться от лишней жидкости в организме (3)
  • Кишечник и пищеварительная система (36)
  • Кожа (22)
  • Конечности и суставы (70)
  • Кровь и лимфосистема (16)
  • Легкие и бронхи (10)
  • ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (9)
  • Лечение онкологии (5)
  • Мозг (13)
  • Мочеполовая система (4)
  • Народные средства (79)
  • Неврозы и мышечные спазмы (8)
  • НЕСОВМЕСТИМОСТЬ ЛЕКАРСТВ С ЕДОЙ (2)
  • Ожоги (4)
  • Отравление-Симптомы (3)
  • ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ: (13)
  • Печень (16)
  • Позвоночник (33)
  • ПОЧЕМУ БОЛИТ . (6)
  • Почки (14)
  • Простуда (20)
  • ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ТРАВ (3)
  • Сердце (28)
  • Симптомы болезней. Как вовремя распознать? (21)
  • Синдром хронической усталости (7)
  • Спина (12)
  • СПИСОК ХОРОШИХ ЛЕКАРСТВ (1)
  • ТРАВЫ для здоровья и красоты (13)
  • Ухо, Горло, Нос (39)
  • Хроническое напряжение (3)
  • Эндокринная система (11)
  • ЗОНТЫ (18)
  • ИДЕИ (740)
  • ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТКАНИ (1354)
  • ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТРАВКИ (32)
  • ИНТЕРЕСНОЕ ДЕТЯМ (468)
  • ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО (2460)
  • КАЙМА, БОРДЮРЫ, ВОЛАНЫ (613)
  • КАК ВЯЗАТЬ (2049)
  • КАК УЛУЧШИТЬ СВОЙ ДНЕВНИК НА ЛИ.РУ (442)
  • Канзаши и изделия из ЛЕНТ (321)
  • Кардиганы (944)
  • КИСТОЧКИ, БАХРОМА, ПОМПОНЫ (61)
  • КЛЮЧНИЦА (15)
  • КНИГИ (304)
  • КОВРИКИ (721)
  • КОКЕТКИ (405)
  • Комбинирование вязания и ткани (307)
  • Компьютер. Дизайн. Оформление (487)
  • КОСТЮМ (463)
  • Кофточки (2963)
  • КРУЖЕВА (372)
  • КУРТКА (72)
  • Макраме (95)
  • Манишка (114)
  • МАШИННОЕ ВЯЗАНИЕ (294)
  • МАШИННОЕ ВЯЗАНИЕ- В/УРОКИ без названия (8)
  • МЕТОДЫ-СПОСОБЫ ВЯЗАНИЯ И ОБРАБОТКА (704)
  • МИССОНИ (67)
  • МК (1430)
  • МОДЕЛИ НА ВЕСНУ (29)
  • МОДЕЛИ НА ЛЕТО (825)
  • МОДНЫЕ СОВЕТЫ (232)
  • Молитва (91)
  • МОТИВ (399)
  • МОТИВЫ (474)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ (1)
  • НАБОР ПЕТЕЛЬ (112)
  • НАКИДКА (379)
  • НОВЫЙ ГОД (153)
  • НОСКИ — ПИНЕТКИ — СЛЕДОЧКИ (605)
  • ОДЕЯЛО (72)
  • ПАЛЬТО (511)
  • ПАСХА (120)
  • ПЕЛЕРИНА (79)
  • ПЕРЕДЕЛКА (275)
  • Платья (3474)
  • ПЛЕД (633)
  • ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ГАЗЕТ (111)
  • ПОВЯЗКА на голову (150)
  • Подушки (458)
  • Покрывало (175)
  • ПОЛЕЗНОСТИ — ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ (637)
  • Полезные возможности на компьютере (455)
  • ПОНЧО (380)
  • ПРЕПАРАТЫ С ИДЕНТИЧНЫМ СОСТАВОМ, НО РАЗНОЙ ЦЕНОЙ (19)
  • Пуловер (3709)
  • ПЭЧВОРК (330)
  • РИШЕЛЬЕ (3)
  • Рукоделие с лентой ШИБОРИ (22)
  • РУКОДЕЛИЕ СВОИМИ РУКАМИ (848)
  • РУМЫНСКОЕ КРУЖЕВО (159)
  • Русский язык (44)
  • САЛФЕТКА — СКАТЕРТЬ (983)
  • Сарафаны (689)
  • СВИТЕР (655)
  • СИНЕЛЬ (8)
  • СОВЕТЫ ДАЧНИКАМ (872)
  • СУМКИ — РЮКЗАКИ — КОСМЕТИЧКИ (1068)
  • ТАПОЧКИ-САПОЖКИ (557)
  • ТЕЛЕФОН (65)
  • Топики- МАЕЧКИ- КУПАЛЬНИКИ (2718)
  • ТРИКОТАЖНЫЕ ШВЫ (12)
  • Туника (1818)
  • Узор — ЖАККАРД (719)
  • УЗОРЫ (крючок) (1280)
  • УЗОРЫ (спицы) (1630)
  • УКРАШЕНИЯ СВОИМИ РУКАМИ (855)
  • УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК (126)
  • ФРИВОЛИТЕ — ФРИФОРМ (365)
  • ЦВЕТЫ (1119)
  • ШАЛЬ (1075)
  • ШАПКИ С УШКАМИ (87)
  • ШАРФ — ПАЛАНТИН — СНУД — БАКТУС (1284)
  • ШВЕЙНОЕ ДЕЛО-ВЫКРОЙКИ, ТЕХНОЛОГИЯ ПОШИВА (2378)
  • ШКАТУЛКИ (2)
  • ШНУР (155)
  • ШПАРГАЛКА ВЯЗАЛЬЩИЦЫ-ЗАКРЫТИЕ ПЕТЕЛЬ, ГОРЛОВИНА, (1342)
  • ШТАНИШКИ, ШОРТИКИ, ПОЛЗУНКИ, КОМБИНЕЗОНЧИКИ, КОЛГО (231)
  • ШТОРЫ/подшторы (179)
  • ЭНТЕРЛАК вязаный и МОДУЛЬНО-ПОВОРОТНОЕ вязание (92)
  • Юбки (1066)
Читайте также:  Способ рифмовки пророка пушкина

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла

Суббота, 06 Сентября 2014 г. 15:51 + в цитатник

Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла

Шкалы психомоторного развития детей А.Гезелла

Шкалы Гезелла в своем первоначальном виде появились в 1925 году. Методика рассчитана на обследование детей в возрасте от 0 до 6 лет. На первом году жизни тестовые карты позволяют следить за развитием ребенка с интервалом в 4 недели, на втором году — в 3 месяца, начиная с третьего года жизни — раз в полугодие.

Психомоторное развитие оценивается по пяти основным областям:

1) адаптивное поведение: восприятие взаимоотношений частей целого, их интеграцию; координацию движений глаз и рук в достижении и захватывании предметов; использование моторных возможностей для достижения практических целей; способность приспосабливаться к новым обстоятельствам и действовать в них на основании имеющегося опыта;

2) грубая моторика: постуральные реакции, удержание головы, сидение, стояние, ползание и ходьба;

3) тонкая моторика: использование руки и пальцев в схватывании и манипулировании с объектами;

4) речевое развитие включает все видимые и звуковые формы коммуникации: выражение лица, жесты, постуральные движения, вокализацию, слова, фразу и предложения. Правильно артикулированная речь зависит от социального окружения, но требует определенной зрелости сенсорно-моторных и кортикальных систем;

5) социализация личности отражает реакции ребенка на социально-культурное окружение. Хотя социализация зависит от особенностей самой личности и ее окружения, тем не менее есть определенные возрастные нормативы, отклонения от которых имеет диагностическое значение.

Образцы поведения подразделяются на временные и постоянные. Временными называются те, которые далее трансформируются или заменяются более совершенными (в скобках указан возраст их исчезновения). Некоторые временные образцы образуют последовательность, другие заменяются полностью. В переходной фазе могут наблюдаться оба вида.

Читайте также:  Play market как выбрать способ оплаты

Проведение диагностической оценки развития включает 5 этапов:

Сбор анамнеза и предварительная беседа:

На данном этапе необходимо собрать информацию о семье, её составе; течении беременности, родов, периода новорожденности; о темпах развития до настоящего момента, поведении в текущий период; непосредственном социальном окружении.

Благодаря предварительной беседе можно достичь эффективного контакта с ребёнкомЛучше поначалу уделять больше внимания родителям, а не ребёнку, таким образом ребёнок поймёт, что у Вас нет никаких агрессивных намерений по отношению к нему. Можно предложить ребёнку игрушку. Если он её возьмёт из ваших рук, рук незнакомого человека, значит можно осторожно, не торопясь, приступать к тестированию.

Беседа с родителями должна носить спокойный и доброжелательный характер. Вопросы должны подразумевать однозначный ответ, при необходимости нужно иллюстрировать их примерами. Доверие родительским ответам обязательно, но имеет смысл переспросить родителей ещё раз, если данная ими информация не совпадает с Вашим впечатлением от ребёнка.

Исследование поведения в соответствии с протоколом и порядком проведения:

Тестирование должно проводиться в промежуток времени, когда ребёнок наиболее активен и спокоен, то есть, когда имеются предпосылки для получения лучших результатов. До 18-месячного возраста собеседование и обследование могут быть совмещены в одном сеансе, далее, особенно после 2,5 лет, для выяснения исходного состояния требуется четкое отделение первого и второго этапов.

Порядок выполнения тестовых заданий подробно расписан в электронном пособии.

Запись результатов и диагностический обзор всего собранного материала:

Минимальная запись — заполнение карты с проставлением в ней плюсов и минусов. Рекомендуется иметь видеозапись, стенографическую запись комментария наблюдаемого поведения.

Обсуждение и рекомендации для родителей:

Присутствие родителей при тестировании поможет им понять, каким образом производится обследование, лучше представить сущность имеющихся проблем. Обстановка беседы должна быть самой располагающей, не должно быть ни тени пренебрежения, неуважения к ребёнку.

Читайте также:  Физические двигательные качества способы их совершенствования

Следует отметить, что исследование проводится не только по профилю соответствующего возраста, но и по предыдущему и последующему профилям с целью выявления базового и верхнего уровня развития в той или иной области.

Для проведения диагностики всех компонентов психомоторного развития потребуются следующие материалы:

Мячики: большой и маленький.

Колокольчик с деревянной ручкой.

Стеклянная бутылочка и пилюли из сахара.

Бубенчики на ленточке.

Красное кольцо на веревочке

Тестовые объекты: карандаш, ключ, ножик, монета, т.е. предметы, используемые в повседневной жизни.

Взвешенные блоки: 6 штук.

Карта с нарисованными на ней зеленым цветом геометрическими фигурами и соответствующие фигуры красного цвета.

Десять деревянных красных кубиков.

Чашка из алюминия.

Доска с вкладывающимися в нее формами.

Карты с картинками: а) собачка, ботинок, чашка, дом; б) часы, корзина, книга, флаг, листик, звезда.

Книжка с детскими стихами.

Карточки для срисовывания с нарисованными жирными линиями фигурами.

Тестовые объекты для тестирования по Стэнфорду – Бине (карта и геометрические фигуры к ней, рисунок неоконченного человечка).

Запись результатов наблюдения ведется следующим образом:

(+) — образец поведения хорошо развит, является неотъемлемой частью поведения ребенка.

(±) — образец поведения наблюдается, как случайный или скопированный, но не постоянный.

(-) — постоянный образец в поведении отсутствует, или временный не заменен более зрелым.

Если временный образец, свойственный данному возрасту полностью отсутствует, т.к. ребенок демонстрирует опережающее развитие, то ставится знак (+++).

Таким образом, знаки (+) и (±) обозначают, что данные навыки присутствуют и ребенок прошёл тестовый пункт, а знак (-) обозначает обратное. На полях могут быть проставлены комментарии отсутствию того или иного навыка: О — явный отказ, Н — невозможность выполнить задание в связи с наличием органических причин.

Дикретированный возраст (y) разделить на количество пунктов (na). Результат деления умножить на количество минусов (nb).

Дикретированный возраст — это интервал между ключевыми возрастами шкал Гезелла (например, на трертьем году жизни этот интервал составляет 6 мес., на втором — 3 мес., а на первом году жизни измеряется в неделях).

В любой из пяти областей уровнем развития считается возраст, когда сочетание плюсов переходит в сочетание минусов.

Источник

Оцените статью
Разные способы