Широком смысле образование это способы

Содержание
  1. § 5. Широкий и узкий смысл образования
  2. Широком смысле образование это способы
  3. Образование
  4. Содержание
  5. Подходы к образованию
  6. Система образовательных учреждений
  7. Начальное образование
  8. Среднее образование
  9. Высшее образование
  10. Уровни универсального (политехнического) образования (интегрально междисциплинарное всезнание базового уровня)
  11. Дошкольное образование
  12. Дошкольное образование в России
  13. Общее образование
  14. Начальное общее образование
  15. Основное общее образование
  16. Среднее (полное) общее образование
  17. Дополнительное образование детей
  18. Уровни специализированного образования
  19. Дополнительное образование детей
  20. Профессиональное образование
  21. Начальное профессиональное образование
  22. Среднее профессиональное образование
  23. Высшее профессиональное образование
  24. Послевузовское профессиональное образование
  25. Аспирантура
  26. Докторантура
  27. Уровни управления образовательным процессом
  28. Отрасли образования
  29. Научные направления в сфере образования
  30. Практика образования
  31. Роль Википедии в образовании
  32. См. также
  33. Примечания
  34. Литература
  35. Ссылки

§ 5. Широкий и узкий смысл образования

Выражения «в широком смысле», «в узком смысле» находят свое применение и в педагогических высказываниях, относящихся к слову образование. В приведенных высказываниях утверждается, например, что понимание понятия образования сходно с широким пониманием воспитания, и поэтому термин «образование» в широком смысле используется для обозначения учебно-воспитательного процесса (8), т. е. «образование» обозначает учебно-воспитательный процесс. Действительно, значение выражения «воспитание в широком смысле» как раз и состоит в том, что оно охватывает обучение и воспитание, т. е. учебно-воспитательный процесс (см. выше: § 4. Воспитание как социальное явление). Следовательно, значение выражения «образование в широком смысле» и выражения «воспитание в широком смысле» тождественны, ибо обозначают и охватывают одно и то же – учебно-воспитательный процесс.

В рассматриваемом высказывании имеется продолжение, в котором говорится, что «в педагогической литературе понятие «образование» относится прежде всего к передаче и усвоению знаний и умений…» (8). Передача и усвоение знаний и умений – это элементы высказываний, в которых характеризуется (определяется) обучение. Следовательно, если понятие «образование» соотносится с этими элементами таким образом, что они составляют содержание образования, то в данном случае понятие «образование» совпадает по содержанию с понятием «обучение».

Если в первой части высказывания говорилось о широком смысле понятия образование, который охватывал обучение и воспитание, то, очевидно, во второй части имеется в виду узкий смысл понятия образования, именно потому, что узкий смысл охватывает только обучение. Здесь фактически тоже имеет место противоречие, поскольку образование оказывается то воспитанием (в широком смысле), то обучением (в узком смысле).

В другом высказывании утверждается, что «образование как одна из педагогических категорий тесно связана с воспитанием, понимаемым в узком смысле» (4). Под воспитанием в узком смысле (см. выше: Глава 3. Воспитание. § 4. Воспитание как социальное явление) в педагогике понимается или подразумевается работа воспитателей, или воспитательная работа. Следовательно, «тесная связь» образования с воспитанием выражается, видимо, в том, что педагогическая категория «образование» обозначает воспитательную работу.

Таким образом, можно утверждать, что в рассмотренных высказываниях «образование как педагогическая категория» выступает в трех значениях: «образование в широком смысле» обозначает учебно-воспитательный процесс, а «образование в узком смысле» обозначает обучение, с одной стороны, а с другой – воспитательную работу. Мы, очевидно, не нарушим логики, делая данные высказывания более явными, чем они есть на самом деле, поскольку два узких смысла образования фактически исчерпывают значение выражения «образование в широком смысле». Итак, мы видим, что ни узкий смысл, ни широкий смысл понятия «образования» не спасает положения от противоречия. Удастся ли преодолеть это противоречие, если рассмотреть те же высказывания в качестве логического определения понятия «образование»?

Логические отношения между понятиями в суждениях весьма отличны от отношений между предметами и вещами, представленными этими понятиями. Если в рассматриваемых высказываниях содержание понятия «образование в широком смысле» представлено понятиями обучение и воспитание, или понятием учебно-воспитательный процесс, то тогда можно сказать, что понятие «образование в широком смысле» имеет объем, включающий в себя, по крайней мере, два признака: обучение и воспитание, или учебный процесс и воспитательный процесс. Для понятия «образование в узком смысле» содержание оказывается представленным понятием «обучение», т. е. данное понятие имеет объем, состоящий из одного признака, а не из двух.

С точки зрения здравого смысла, или с точки зрения реальных вещей и их свойств, нечто, равное двум, всегда больше, чем аналогичное нечто, равное одному. Следовательно, и объем первого нечто должен быть больше объема второго нечто. Но дело все в том, чем являются эти нечто: понятиями или реальными вещами.

При понятийном отображении вещей и отношений между ними средства словесного языка – понятия – подчиняются логическим законам. Одним из таких законов формальной логики является закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Согласно этому закону, понятие, имеющее больший объем, имеет меньшее содержание, и наоборот, понятие, имеющее меньший объем, имеет большее содержание. Следовательно, то понятие, которое содержит в своем составе (в себе) выражение «в узком смысле», должно иметь больший объем, а понятие, которое содержит в себе выражение «в широком смысле», должно иметь меньший объем. Но этот вывод противоречит содержанию рассматриваемого высказывания. Так, из его содержания следует, что понятию в узком смысле соответствует меньший объем, а понятию в широком смысле соответствует больший объем, т.е. вместо обратного отношения между объемом и содержанием понятия имеет место прямое отношение – отношение, свойственное реальным вещам.

Логики утверждают, что на практике, в устных и письменных рассуждениях (в текстах, претендующих на научное содержание), более часто нарушаются отношения между объемами понятий: пытаются рассматривать понятия как равнозначные, имеющие разные объемы. Это и проявляется в отношении употребления понятий образование и воспитание, где понятию «образование», имеющему больший объем, приписывается меньший объем, а приписанный меньший объем, в свою очередь, оказывается равным объему понятия «воспитание». Следовательно, хотя в высказывании и говорится о понятиях и терминах, но законы логики и правила оперирования с понятиями игнорируются. Именно по этой причине все попытки рассуждать логически на основе содержания рассмотренных высказываний приводят только к противоречию.

Итак, образование (слово, понятие, термин, категория) в приведенных высказываниях оказывается то обучением, то воспитанием, то частью воспитания, то понятием, обозначающим учебно-воспитательный процесс, или воспитание, или обучение, и нисколько не продвигает нас к пониманию того, что же такое образование.

Источник

Широком смысле образование это способы

Педагогика, как и всякая другая наука, оперирует своими понятиями (категориями): воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс и.т.д. Рассмотрим некоторые из них.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение — это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения.

Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Умения — готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки — компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Образование — это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Развитие — процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Источник

Образование

Образова́ние — целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). [1] Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений. Согласно Н.Д. Никандрову и С.Н. Гаврову «образование связано с присвоением человеком ценностей, ценностного отношения к жизни». [2]

Читайте также:  Способы определения центра масс

В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями]». [3] В контексте социального прогресса образование помимо формата передачи социального культурного наследия позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объём познание и длительность жизни взаимосвязаны. В настоящее время человек посредством образования использует в своей жизнедеятельности опыт всех предыдущих поколений, чем и олицетворяет социальный прогресс. [4]

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за бо́льшую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.

Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились.

Содержание

Подходы к образованию

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Уже в античности сложились два основных подхода к обучению: культуросообразность и природосообразность.

Одним из классических изложений этих подходов является статья знаменитого немецкого педагога А. Дистервега (1790—1866) «О природосообразности и культуросообразности в обучении». [5]

Сторонники культуросообразности придерживаются мнения, что итоги обучения зависят исключительно от культурной среды, в которую «погружён» обучающийся (от наличия достаточного числа школьных зданий, преподавателей, столовых, библиотек с книгами, компьютеров в классах и дома и т. п.). Существенным разнообразием природных способностей обучаемых, по сути, пренебрегают. Характерной особенностью этого подхода является обучение всех по единой программе, в одном темпе и т. п.

Для успешной работы такого подхода, однако, совершенно необходим постоянный контроль успехов учащихся и отсев неуспевающих. При нарушении этого требования (что, конечно, прикрывается «самыми добрыми намерениями») за счёт явного и скрытого противодействия не желающих и/или неспособных учиться (уточним, что именно по данной программе и предложенным способом) успешность обучения такой группы начинает падать и при определённых обстоятельствах отрицательные плоды такого обучения далеко превосходят его положительные составляющие [источник не указан 72 дня] .

Так, в обязательной общеобразовательной школе, по мнению ряда специалистов [6] с её огромным разнообразием целей и природных способностей учащихся, и, в то же время, отсутствием планового отсева, больше подходит принцип природосообразности.

Любопытный факт из вышеупомянутой книги: в Царской России (вторая половина XIX века) доля учащихся, оканчивающих полный курс гимназии, едва превышала 10 % от числа поступивших в 1-й класс — и это притом, что школа не была обязательной для всех! Исследования норвежских и американских педагогов тех лет показали, что (при отсутствии выводиловки и отчислении неуспевающих) этот показатель был обычным и для североамериканской, и для европейской школы, то есть российские дети были не лучше и не хуже в этом отношении своих заграничных сверстников. Другими словами, при жёсткой (одинаковой для всех) программе в общеобразовательной школе при десятилетней длительности обучения доля неподходящих для такой школы более-менее здоровых детей оказывается около 90 %. А при распространённости различных заболеваний, ухудшении экологической обстановки этот процент, разумеется, только увеличивается.

Поэтому многие вопросы воспитания и обучения будут решаться существенно по разному (в том числе прямо противоположно), в зависимости от приверженности ответчика к тому или иному подходу к обучению.

Заметим, что такая приверженность проявляется и в используемой системе понятий. Так, сторонники культуросообразности называют обучение «образованием», а природосообразности — «просвещением» (просвещают имеющееся, а новообразовывать можно и на пустом месте), а соответствующих работников народного просвещения — «просвещенцами». Для культуросообразного подхода характерны понятия «новообразование способностей» (в силу большого сходства с раковыми заболеваниями нередко переиначивается как «формирование способностей»), пренебрежение прилагательным «природные» по отношению к «способностям», замена самого слова «способности» на «задатки». Отсюда же проистекает распространённость убеждения многих чиновников от образования о том, что слово элита (отборная часть) может относится только к деятелям умственного труда («мастера — золотые руки» остались только в дореволюционных сказках), в связи с чем, к примеру, вся российская общеобразовательная школа уже много лет (как водится без учёта действительных возможностей и потребностей общества) «затачивается» под подготовку к высшей школе.

В современной системе знаний закрепилось понятие «базовое образование», означающее образование предыдущей ступени при получении (намерении получить) образование последующей ступени: начальное образование — является базовым для среднего образования, среднее образование — является базовым для высшего образования, высшее образование является базовым для образования в аспирантуре (при соискании ученой степени кандидата наук), образование в аспирантуре является базовым при соискании ученой степени доктора наук).

Важна преемственность и системность в сфере образования: среднее специальное образование (бакалавр) должно соответствовать профилю высшего ообразования (магистр), высшее образование должно соответствовать профилю постуниверситетского образования в аспирантуре (кандидат наук, или доктор философии), первая ученая степень (кандидат наук или доктор философии) должна соответствовать последующей ученой степени (доктор наук). В противном случае необходимо дополнительное профильное образование по отношению к базовому — для продолжения образовательного процесса.

Система образовательных учреждений

Начальное образование

Начальное образование считается практически приемлемым первые несколько лет обучения. В разных странах оно начинается в возрасте от пяти до семи лет и занимает до семи лет. В настоящее время не менее 70 % детей в мире получают начальное образование. [7] Усилиями ЮНЕСКО предполагается ввести всеобщее начальное образование в большинстве стран мира к 2015 году. Возраст окончания начального образования в разных странах различен, но в среднем это 11—12 лет. В большинстве стран учреждения начального и среднего образования разделены.

Среднее образование

В развитых странах среднее образование, начиная с XX века, является обязательным и всеобщим. Возраст окончания среднего образования обычно приближен к наступлению совершеннолетия, после чего образование либо завершается, либо продолжается в высшей школе, учреждениях профессионального образования и других образовательных учреждениях, обучение в которых не является обязательным для всех. Обычно среднее образование получают в подростковом возрасте, и его основной целью является подготовка к продолжению образования.

В России профессиональное образование также считается средним (средним специальным), хотя за рубежом оно может относиться к высшему образованию.

Высшее образование

В отличие от начального и среднего, высшее образование даже в развитых странах не является всеобщим. В наиболее развитых странах через систему высшего образования проходит до половины населения. Она сама по себе является значимой отраслью экономики, как источник научных знаний и образованных работников для прочих отраслей.

Традиционно высшее образование разделяется на два этапа: бакалавриат и магистратура/аспирантура, но в России до присоединения к Болонскому процессу такое разделение относилось только к аспирантуре, а вместо бакалавров и магистров советские вузы готовили специалистов. Основными учреждениями высшего образования являются университеты и колледжи. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование в обычном смысле этого слова, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях, а получение диплома или учёной степени зависит от результатов научной работы. Немаловажным фактом хорошего обучения в ВУЗе является мотивация.

Уровни универсального (политехнического) образования (интегрально междисциплинарное всезнание базового уровня)

  • Дошкольное образование
  • Общее образование
    • Начальное общее образование
    • Основное общее образование
    • Среднее (полное) общее образование

Дошкольное образование

Дошкольное образование — обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка возраста от 2 до 8 лет. В зависимости от законодательства, традиций и культур подход к дошкольному образованию различен — перед ним могут ставится различные основные и частные задачи, оно может быть обязательным или нет, реализуется через различные традиционные институты.

Читайте также:  По способу установления таможенные пошлины могут быть

Дошкольное образование в России

Дошкольное образование в России — воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей дошкольного возраста от 2 месяцев до 7 лет. [9] Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования (предшкола), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребёнка), но может осуществляться и дома в семье. С учётом того обстоятельства, что в России сейчас более трети молодых семей, имеющих ребёнка, не обеспечены детскими дошкольными учреждениями, подготовка родителей к азам семейного дошкольного воспитания становится одной из важнейших задач молодёжной семейной политики.

Общее образование

О́бщее образование — первый уровень образования — не профессиональное и не специальное образование. [10] В настоящее время, к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и дополнительное образование детей. Иногда, дошкольное и/или начальное общее образование не включаются в понятие общее образование и рассматриваются отдельно. В России и некоторых других странах, три уровня — начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее, иногда называют средним образованием, так как они включены в школьное образование и преподаются в средних школах.

Начальное общее образование

Начальное общее образование — это первая ступень общего образования у детей в России, и многих других странах. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка. [11]

Основное общее образование

Основное общее образование — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование является необходимым этапом для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. [11] [12] В развитых странах основное общее образование является обязательным для всех, в большинстве развитых стран оно обязано быть общедоступным, то есть бесплатным. И то, и другое прямо декларируется в конституциях. В большинстве развитых стран основное общее образование подразумевает 9-летнее обучение в средней школе. В конце последнего 9-го года школьники сдают тесты (в России — ГИА), результаты которых определяют возможность каждого ученика получить либо полное среднее образование, либо среднее профессиональное.

Среднее (полное) общее образование

Среднее (полное) общее образование — третья, завершающая ступень общего образования в России и некоторых других странах, целями которого являются развитие творческих способностей обучающегося и формирования навыков самостоятельного обучения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» среднее (полное) общее образование является обязательным и общедоступным. Среднее полное общее образование является необходимым этапом для получения высшего образования. [11] Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в ВУЗ. В старшие классы ученики проходят после отсевочных экзаменов, которыми заканчивается основное общее образование. В России среднее полное общее образование подразумевает начальное, основное общее образование и 2 года обучения в старших классах (10 и 11-том). В большинстве развитых стран это не 2, а 3 года (в некоторых странах, например, в Германии, 4). По этой причине российские аттестаты признаются на Западе лишь частично, а российские абитуриенты лишаются возможности прямого зачисления в большинство зарубежных ВУЗов. Среднее полное общее образование заканчивается сдачей государственных экзаменов (ЕГЭ), результаты которых определяют возможность поступления в ВУЗ.

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. [13] Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 1990-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Уровни специализированного образования

  • Дополнительное образование детей
  • Профессиональное образование
    • Начальное профессиональное образование
    • Среднее профессиональное образование
    • Высшее профессиональное образование
      • Бакалавриат
      • Подготовка специалистов
      • Магистратура
  • Послевузовское профессиональное образование
    • Аспирантура
    • Докторантура
    • Повышение квалификации
    • Второе высшее образование
    • Переподготовка
  • Профессиональная подготовка

Дополнительное образование детей

Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. [13] Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».

Профессиональное образование

Профессиональное образование (также профессионально-техническое образование) — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование (НПО) — начальный уровень профессионального образования. В основном, представлен ГОУ НПО (Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования) и НОУ НПО (Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования). В советское время состоял из ПТУ (полное название — среднее городское профессионально-техническое училище, СГПТУ). В настоящее время значительная часть российских ПТУ переименована в ПТЛ (профессионально-технические лицеи). Некоторые ПТУ переименованы в колледжи. Приём осуществляется на базе 9 и 11 классов.

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование (СПО) — средний уровень профессионального образования. Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования.

В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (среднее специальное учебное заведение).

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование или высшее образование — верхний уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования в трёхуровневой системе, и включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. [14] В отличие от общего, даже в развитых странах высшее образование не является всеобщим и тем более бесплатным. [15]

Послевузовское профессиональное образование

Послевузовское профессиональное образование — система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. Хотя по названию эта система — часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается ученая степень. В Западной Европе и Северной Америке, а также в некоторых странах СНГ [16] [17] термины послевузовское образование или последипломное образование (англ. graduate education, postgraduate education ), относятся к академическим степеням магистра и доктора философии. [18] В настоящее время делаются попытки унифицировать систему послевузовского образования в рамках Болонского процесса.

Аспирантура

Аспирантура — форма повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёной степени кандидат наук; специализированное подразделение ВУЗа или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — кандидатов наук.

Докторантура

Докторантура — формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней доктора наук; специализированное подразделение ВУЗа или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.

Уровни управления образовательным процессом

Отрасли образования

  • Архитектурное образование
  • Психологическое образование
  • Горное образование
  • Естественнонаучное образование
  • Химико технологическое образование
  • Радиотехническое образование
  • Транспортное образование
  • Строительное образование
  • Математическое образование
  • Энергетическое образование
  • Сельскохозяйственное образование
  • Медицинское образование
  • Музыкальное образование
  • Историческое образование
  • Педагогическое образование
  • Военное образование
  • Юридическое образование
  • Экономическое образование
  • Богословское образование
  • Бизнес-образование
  • Журналистское образование

Научные направления в сфере образования

  • Акмеология
  • Андрагогика
  • Дефектология
  • Дидактика
  • Дидактическая эвристика
  • История педагогики
  • Коррекционная педагогика
  • Методология педагогики
  • Методика обучения
  • Неформальное образование
  • Педагогика
  • Педагогическая инноватика
  • Педагогическая психология
  • Педология
  • Психология
  • Социальная педагогика
  • Социология образования
  • Специальная психология
  • Сравнительная педагогика
  • Сурдопедагогика
  • Управление образованием
  • Философия образования

Практика образования

  • Организация учебного процесса
  • Педагогические технологии
  • Семейное образование
  • Частное (негосударственное) обучение
  • Электронное обучение
  • Дистанционное обучение
  • Стандарт образования
  • Экстерн универсального (политехнического) образования
  • Экстерн специализированного образования
  • Самообразование универсальное (политехническое)
  • Самообразование специализированное
  • Самообразование творческое специализированное исследовательское и изобретательское в процессе инструментальных специальных экспериментальных исследований и наблюдений
  • Самообразование творческое универсальное исследовательское и изобретательское (политехническое) в процессе проведения интегральных междисциплинарных теоретических научных исследований и изобретательства

Роль Википедии в образовании

Британский еженедельник The Economist указывает на позитивную роль Википедии, как источника объективных знаний в условиях государственного контроля над образованием и политической индоктринации учащихся:

Википедия может быть и не решает проблему пробелов в образовании полностью, но вносит свой вклад [в этот процесс]

A trip to Wikipedia by way of a smartphone will not necessarily let children work their way out of such dichotomies. But it will help.

— «Textbooks round the world», The Economist, Oct 13th 2012

См. также

Примечания

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
  2. С.Н. Гавров, Н.Д. Никандров Образование в процессе социализации личности. Вестник УРАО, 2008. № 5. С.21.
  3. George F. Kneller. Introduction to the Philosophy of Education. New York: John Wiley and Sons, 1971. P. 20—21
  4. Порало І. В. Роль, місце і значення інформаційних відносин у процесах якісного розвитку освітньої системи України / І. В. Порало // Практична філософія. — 2011. — № 3 (41). — С. 121—127
  5. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении
  6. В. В. Кумарин. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе М., 1996
  7. UNESCO, Education For All Monitoring Report 2008, Net Enrollment Rate in primary education
  8. History of the Human Development Report. United Nations Development Programme. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.Проверено 15 мая 2008.
  9. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
  10. Толковый словарь русского языка Ушакова 4 т., Москва, Гос. ин-т Сов. энцикл.; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-40
  11. 123Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1
  12. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. — М., 2004. С. 64
  13. 12 Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002
  14. Большая советская энциклопедия. Третье издание. «Советская энциклопедия». 1969—1978 гг. В 30-ти т.
  15. УСПЕХИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ (доклад по исследованиям ЮНЕСКО и ОЭСР)
  16. Закон Казахстана о высшем образовании
  17. Закон Армении о высшем образовании
  18. Postgraduate qualifications
Читайте также:  Способы спасения утопающего обж

Литература

Портал «Образование»
Образование в Викисловаре ?
Образование в Викиучебнике ?
Образование в Викицитатнике ?
Образование в Викитеке ?
Образование на Викискладе ?
Образование в Викиновостях ?
  • Александрова О. А.Образование: доступность или качество — последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 83—93.
  • Воробьёв Ю. Л.Периферийный рынок образовательных услуг: взгляд из провинции // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 62—70.
  • Гавров С.Н.,Никандров Н.Д.Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
  • Гуревич П. С.Личностный аспект образования // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 2 — Педагогика. Психология.
  • Гуревич П. С.Психология элитарного образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 128—138.
  • Гневашева В. А., Луков Вал. А.Тема высшего образования в новейшей российской научной литературе
  • Ильинский И. М.Об элитарном образовании // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 6—13.
  • Ильинский И. М.Повышение качества образования в негосударственных вузах: опыт Московского гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение : электронный журнал. — 2008. — № 11 — Высшее образование для XXI века.
  • Кириллин В. М.Русская образованность в X—XVIII веках // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2009. — № 4. — С. 5—23.
  • Ворон Виталий.Образование известных и успешных людей // Образование: путь к успеху. — 2009. — № 7. — С. 5—23.
  • Кузнецова Т. Ф.Философия, философская культура и гуманитаризация высшего образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 22—28.
  • Медведева И. Я., Шишова Т. Л.Безобразия в образовании
  • Новиков А. М.Постиндустриальное образование — М.: Эгвес, 2008. — 132 с.
  • Новиков А. М.Российское образование в новой эпохе — М.: Эгвес, 2000. — 288 с.
  • Плаксий С. И.Качественные параметры высшего образования // Знание. Понимание. Умение. — 2004. — № 1. — С. 19—24.
  • Сатклифф Бенжамин.Женская грамотность в Древней Руси: гипотезы и факты // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2006. — № 4. — С. 42—49.
  • Сапрыкин Д. Л.Значение и смысл понятия «образование» // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. — 2008. — № 1.
  • Хайдуков Д.С. Университетские города – обучение будущему // Мировой опыт и отечественные традиции управления человеческими ресурсами: Сб. материалов III Международной научно-практической конференции. МГУ / Под общ. ред. д.ф.н., проф. В.П. Пугачева;. – М.: МАКС Пресс, 2012.

Ссылки

  • Образование в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
Страны Европы: Образование

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии
Страны Азии: Образование

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия

¹ В основном в Африке ² Частично в Европе

Алжир • Ангола • Бенин • Ботсвана • Буркина-Фасо • Бурунди • Габон • Гамбия • Гана • Гвинея • Гвинея-Бисау • Джибути • Египет¹ • Замбия • Зимбабве • Кабо-Верде • Камерун • Кения • Коморы • Демократическая Республика Конго • Республика Конго • Кот-д’Ивуар • Лесото • Либерия • Ливия • Маврикий • Мавритания • Мадагаскар • Малави • Мали • Марокко • Мозамбик • Намибия • Нигер • Нигерия • Руанда • Сан-Томе и Принсипи • Свазиленд • Сейшельские Острова • Сенегал • Сомали • Судан • Сьерра-Леоне • Танзания • Того • Тунис • Уганда • Центральноафриканская Республика • Чад • Экваториальная Гвинея • Эритрея • Эфиопия • ЮАР • Южный Судан

Азорские острова • Британская территория в Индийском океане • о. Вознесения • Канарские о-ва • Мадейра • Майотта • Мелилья • Реюньон • о. Святой Елены • Сеута • о-ва Тристан-да-Кунья • Французские Южные и Антарктические территории

Сахарская Арабская Демократическая Республика • Сомалиленд

Антигуа и Барбуда • Багамы • Барбадос • Белиз • Гаити • Гватемала • Гондурас • Гренада • Доминика • Доминиканская Республика • Канада • Коста-Рика • Куба • Мексика • Никарагуа • Панама • Сальвадор • Сент-Люсия • Сент-Винсент и Гренадины • Сент-Китс и Невис • США • Тринидад и Тобаго • Ямайка

Американские Виргинские острова • Ангилья • Аруба • Бермуды • Британские Виргинские острова • Гваделупа • Гренландия • Каймановы острова • Клиппертон • Кюрасао • Мартиника • Монтсеррат • Навасса • Пуэрто-Рико • Саба • Сен-Бартельми • Сен-Мартен • Сен-Пьер и Микелон • Синт-Мартен • Синт-Эстатиус • Тёркс и Кайкос

Аргентина • Боливия • Бразилия • Венесуэла • Гайана • Колумбия • Парагвай • Перу • Суринам • Уругвай • Чили • Эквадор

Фолклендские острова • Французская Гвиана • Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова

Австралия • Вануату • Кирибати • Маршалловы Острова • Микронезия • Науру • Новая Зеландия • Палау • Папуа — Новая Гвинея • Самоа • Соломоновы Острова • Тонга • Тувалу • Фиджи

Американское Самоа • Гавайи • Гуам • Острова Кука • Кокосовые острова • Новая Каледония • Остров Рождества • Остров Норфолк • Ниуэ • Остров Пасхи • Острова Питкэрн • Северные Марианские острова • Токелау • Уоллис и Футуна • Французская Полинезия

Источник

Оцените статью
Разные способы