Схема технологии коллективного способа обучения

Технология коллективного способа обучения

Технология коллективного способа обучения

Просмотр содержимого документа
«Технология коллективного способа обучения»

Коллективный способ обучения (КСО) — это такая форма организации учебных занятий, где каждый ученик по очереди работает с каждым, выполняя то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

У истоков данной технологии стоял А.Г. Ривин, инженер и педагог, который в 1918 году впервые использовал коллективные учебные занятия для изучения почти всех предметов в старших классах средней школы, а в 1930 открыл неформальный вуз в г. Киеве, в котором в течение трех лет обучал будущих инженеров. Его методика получила несколько названий: оргдиалог (организационный диалог), сочетательный диалог, талгенизм (талант и гений). Идеи А.Г. Ривина были подвергнуты забвению, и только в послевоенные годы, несмотря на преграды, выстраиваемые официальной педагогикой и консервативной системой управления образованием, эти идеи реализовал на практике и развил в целостную систему В.К. Дьяченко, его поддержали М.А. Мкртчян, А.Г. Границкая и др.

Актуальность использования данной технологии подчеркивается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО), так в нем прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, установленных ФГОС НОО, указано, что необходимо «развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий».

В соответствии с федеральным законом государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на различных принципах, одним из которых является «воспитание взаимоуважения». В данном законе также отражено понятие «воспитание», которое включает себя «развитие ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Технологичность данной технологии можно доказать через критерии:

Концептуальность. В.К. Дьяченко предполагает, что при реализации данной технологии каждый ученик по очереди работает с другим учеником, выполняет то роль обучаемого, то обучающего. Каждый участник работает на всех и все работают на каждого.

Системность. Данная технология обладает признаками системы: логика процесса, взаимосвязью ее частей, целостностью. Работа выстроена по этапам: самостоятельное знакомство с материалом урока, работа в парах, работа в малых группах.

Управляемость. Технология КСО предполагает возможность диагностического целеполагания – формировать навыки сотрудничества, планирования – для реализации данной технологии нужно распланировать деятельность учителя и ученика: подобрать тему, сформулировать цель, отобрать материал и подготовить работу в парах (группах); отслеживание результатов, проводя диагностики – наблюдение за деятельностью учищихся в работе в парах, группах; проведение беседы Методика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

Эффективность. Современная педагогическая технология существует в конкурентных условиях и является эффективной по результатам и оптимальной по затратам, гарантирует достижение определенного стандарта обучения — развивать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Опыт работы Смолиной Татьяны Яковлевны, учителя начальных классов, показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

Воспроизводимость. Данную технологию, возможно воспроизвести в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами. Например, на уроке русского зыка в 2 классе можно использовать «Работа по вопросникам» по теме «Имя существительное». Вопросник представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала. С помощью вопросника можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность учащихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.

КСО осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен:

изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);

объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);

найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);

отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).

ориентация на высшие конечные результаты;

непрерывная передача полученных знаний друг другу;

сотрудничество и взаимопомощь между учениками;

разнообразие тем и заданий;

разноуровневость участников педагогического процесса;

обучение по способностям индивида;

педагогизация деятельности каждого участника.

Таким образом, КСО позволяет реализовать потенциалы индивидуальной, парной, групповой и коллективной деятельности обучающихся.

Организация учебной деятельности учащихся при КСО

Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.

Делит учебный материал на части.

Определяет цели деятельности, правила работы.

Распределяет функции внутри групп.

Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы».

Знакомит с таблицами учета выполненных заданий.

Знакомятся с целями работы.

Знакомятся со своей частью работы.

Организуются по группам.

Просматривают «маршрутные листы».

Знакомятся с таблицами учета.

Этап 2. Работа в парах

Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек, исходя из возможностей смены партнеров). Существует несколько видов пар:

статическая пара – совместно работают учащиеся, сидящие рядом.

динамическая пара – пара сменного состава, наиболее удобна работа посредством смены партнеров в четверке. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.

вариационная пара — работа в четверках осуществляется в четыре такта, так как учащиеся по окончании работы в паре каждый раз меняются карточками.

Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).

Этап 3. Работа в малых группах

Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.

Организует деятельность учащихся.

Оценивает деятельность учащихся.

Организует рефлексию по окончанию урока.

Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию.

Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе.

Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся.

На практике используется разные методики коллективных учебных занятий. Но нельзя сводить методику к какому-либо приему парного взаимодействия. Каждая методика включает в себя разные организационные формы обучения, алгоритмы и приемы работы в парах.

Читайте также:  Способы крепления реечных потолков

Методики отличаются друг от друга:

по предназначению и реализуемым дидактическим задачам,

по процедурам запуска,

особенностям управления и учета деятельности учащихся,

сочетанию различных организационных форм обучения,

приемам, используемым в этих оргформах.

Каждая методика соответствует определенной учебной задаче:

для изучения сложных учебных,научных, художественных текстов используются методики А.Г.Ривина и взаимопередачи тем;

для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках, подходит обратная методика А.Г.Ривина;

для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями;

для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося используются методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий;

для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т.п.) можно использовать методику доводящей карточки.

Таким образом, в условиях технологии КСО каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала.

Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество карточек с текстами диктантов по какой-то большой теме или нескольким темам. Объём текста небольшой: примерно в три-четыре раза меньше объёма текста, который диктуется для всего класса. Каждому ученику даётся текст одного диктанта, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим будущим партнёром. Все ученики рассаживаются по парам. Один из нвас читает текст по предложениям, другой пишет. Диктовать надо так, как диктует учитель, но без предварительного чтения всего текста в целом. Потом ученик, который писал, берёт свою карточку и диктует своему партнёру. Затем они вместе проверяют свои диктанты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых допущены ошибки или неправильно поставлены знаки препинания. Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из вас письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы вы пишите в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».

Источник

Коллективные способы обучения в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов

Свидетельство

В современном мире стремительно растет значение образования и человеческого капитала как важнейших факторов конкурентоспособности страны. Социальный заказ на формирование успешной личности, готовой обучаться и развиваться в течение всей своей жизни и способной адаптироваться к новым условиям определяет необходимость постоянного совершенствования системы образования. Для того, чтобы успешно конкурировать с системами образования других стран, российской системе образования необходима всесторонняя модернизация, активная государственная образовательная политика и ее поддержка со стороны педагогов и общественности. Модернизация школьного образования осуществляется на основе таких государственных документов как национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», проект «Модернизация образования», концепция развития образования РФ до 2020 г. и т.д. Утверждение нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ставит перед школой качественно новые, неизмеримо более сложные, чем прежде, задачи. Внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс вызывает необходимость создания более развитой системы образовательной деятельности обучающихся путем проектирования уроков на основе различных современных образовательных технологий.

По результатам анализа исследований выявлено, что коллективные способы обучения к решению данной задачи становится все более востребованным в современных российских реалиях, позволяют максимально раскрыть творческие способности обучающихся и выстроить индивидуальную образовательную траекторию с учетом их 4 наклонностей, интересов и потребностей.

Различным аспектам функционирования образовательного пространства на основе внедрения современных технологий развития личности посвящены исследования М. Я. Виленского, В. И. Гинецианского, В.К. Дьяченко, В.Я.Конева, Е.В. Мещеряковой, В.И.Панова, В.И.Слободчикова, И.Г. Шендрика и др.

Общим для всех исследователей является фундаментальное понимание современных образовательных технологий как совокупности элементов, обеспечивающих развитие и саморазвитие каждого индивида, как системы условий для личностного и творческого развития обучающихся и педагогов — всех субъектов образовательного процесса, как средство развития и воспитания личности.

Глава 1. Теоретические основы использования коллективных способов обучения в условиях введения ФГОС

1.1. Анализ российской практики использования коллективных способов обучения в условиях введения ФГОС

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в образовательном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • модульное обучение;
  • коллективный способ обучения (КСО) и др.

Многие теоретики и практики (В.В. Гузеев, Г.К. Селевко и др.) утверждают, что наиболее эффективными образовательными технологиями по повышению успеваемости всех обучающихся и ускорения темпов продвижения, воспитания у них самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и за других, формирования навыков самообразования, культуры умственного и учебного труда являются коллективные способы обучения.

В научно-методической литературе выделяются следующие основные формы развития КСО:

  • КСО – «здоровьесохраняющая» технология;
  • КСО – интеллектуально развивающая технология;
  • КСО – технология педагогического процесса в контексте деятельностного подхода;
  • КСО – технология гуманного обучения;
  • КСО – технология демократического способа обучения по способностям;
  • КСО – технология самообучения и самоуправления;

Основоположниками этой теории коллективных средств обучения являются: Ривин А.Г. (1877-1944 г.) русский, советский педагог новатор, Дьяченко В.К., современный теоретик КСО, Мкртчян М. современный теоретик КСО.

В 80-е годы «Учительская газета» широко освещала идеи и находки педагогов-новаторов. В рамках тематической страницы «Педагогика сотрудничества» была опубликована и статья В.К. Дьяченко и В.В. Архиповой «Коллективный способ обучения» (Учительская газета – №8 – 1987. – С. 22-28), где говорилось об основных идеях коллективного обучения и об опыте осуществления этих идей на практике. Статья М. Брейтермана (Учительская газета – №1 – 1989. – С. 12-20) рассказывала о родоначальнике коллективного обучения А. Ривине и об опыте реализации его смелых педагогических идей в далекие 20-е годы. В последующие годы идеи и практика коллективного обучения интенсивно развивались и распространялись во многих регионах бывшего Советского Союза.

Доминирующей целью внедрения в образовательный процесс коллективных способов обучения, по мнению В.В. Архиповой, становится развитие личности в целом, её индивидуальности. Новое видение личностной ориентации заключается в том, что отбор содержания и построение учебного процесса не столько направлены на личность, сколько идут от личности, от её опыта, запросов, склонностей, способностей, потребностей в саморазвитии. Ученый отмечает, что при этом процессе обучения происходит также смещение акцентов на процесс учения, выражающийся в:

  • активной самостоятельной познавательной деятельности (учащиеся самостоятельно изучают текст, выбирают для себя главное);
  • овладении рациональными способами учебно-познавательной деятельности;
  • познании своих индивидуальных особенностей, требующих способов учения, оптимальных именно для данного ученика.

Субъекты образовательного процесса руководствуются при погружении следующими установками: на первый план выдвигается индивидуализация темпов и приемов обучения, педагогизация деятельности каждого участника занятий, культура общения друг с другом, правильное дозировка времени при изучении каждого блока. Каждый учащийся по всем предметам работает по индивидуальному плану.

Читайте также:  Найти способ освободить брика cyberpunk 2077 код от двери

При использовании коллективных способов обучения на уроках Г.К. Селевко выделяет следующую систему работы: обучающийся слушает объяснение теории, учит самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет или впереди идущему товарищу, или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части вопросника (упражнения, развития речи, слова для запоминания и.т.д.), выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест).

Одна из важнейших задач – придание позиции обучающегося в учебном процессе статуса субъекта познания, формирование ценностных ориентаций:

  • обучение для него приобретает личностный смысл;
  • обучающийся сам определяет цели своего учения (содержание, уровень);
  • каждый обучающийся обладает свободой выбора и возможностью принимать собственные решения в области вариативного содержания, форм учения, самообразования, темпа, сотрудничества и взаимопомощи, передвижения по классу и так далее;
  • каждый обучающийся имеет возможность реализовывать в учебном процессе потребность в творческой деятельности, то есть поощряются собственные оригинальные решения, идеи, оформление и т.д.
  • каждый обучающийся имеет возможность сам оценить свои учебные достижения, высказать любое собственное оценочное суждение;
  • ответственность за результаты учения и за любую другую учебную деятельность обучающийся берёт на себя;
  • обучающийся осознаёт свои пробелы и достижения и сам принимает решения и программу самосовершенствования.

В.В. Гузеев в своем научном труде акцентирует внимание на роль учителя при использовании на уроках коллективных способов обучения. Исследователь выделяет, что существенно меняется роль учителя в учебном процессе: его главная задача теперь – обеспечить условия для оптимального удовлетворения вышеназванных запросов обучающихся и помогать становлению их личности.

  • учитель становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе;
  • осуществляет мотивационное управление учением школьников;
  • создаёт ситуацию успеха, оказывает помощь и поддержку;
  • демонстрирует полное доверие ребёнку, веру в его возможности;
  • откровенно высказывает собственную позицию.

Обучающиеся, акцентирует в своем научном труде В.В. Гузеев, самостоятельно, под руководством учителя, индивидуально создают конспекты, реализуя свой уровень. Проводятся самостоятельные работы, в которых предлагаются задания базового уровня и повышенного уровня. Они решают задания обоих уровней в парах сменного состава. Затем сдаются конспекты и далее выполняются задания избранного уровня (задания из учебника или, если они сделаны, то индивидуальные, даваемые учителем). Если встречаются трудности, ребята не бегут к учителю, они ищут ответы сами, умеют пользоваться учебником, справочником. Дети знают, чего они хотят и чего они могут добиться.

В.В. Архипова в научном труде отмечает, что домашние задания непрерывны, каждый выполняет свою норму, которую определяет себе сам. Каждый может взять индивидуальное задание по теме, чтобы научиться решать задачи на желательном для себя уровне. Перед контрольной работой проводится урок-зачёт: классический тест, компьютерное тестирование, программированный контроль.

Таким образом, анализируя труды вышеуказанных теоретиков и практиков, следует подчеркнуть, что при внедрении коллективных средств обучения в образовательный процесс меняется деятельность обучающихся и деятельность педагога. На коллективных занятиях каждый обучающийся становится учителем. Конечно, это происходит не мгновенно, но происходит обязательно, как только они начинают работать в парах сменного состава. Все обучают всех. При групповом способе обучения учитель все делал сам, при коллективном все делает коллектив.

Каждый обучающийся вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи.

В процессе обучения происходит усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. В результате обучающийся после окончания школы готов продолжить свое образование самостоятельно, имеет навыки систематически и интенсивно заниматься самообразованием.

В.К. Дьяченко, подчеркивает, что «общение в паре — это основная и первоначальная ячейка, простейшая и важнейшая форма взаимодействия человека с другими людьми, благодаря которой человек приобщается к знаниям и опыту других людей, а через них — к знаниям и опыту всего человечества».

Анализируя вышесказанное, отметим, что подобная организация образовательной деятельности на основе коллективных способов обучения дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, и, главное, развитие самостоятельности, уверенности в обучающихся, трудолюбия, умений, что не может дать ни одна существующая система обучения.

В современной психолого-педагогической литературе говорится: «… в технологии КСО особое значение придается организации общения обучающихся в процессе обучения, формированию у них не только специальных умений и навыков, но и общеучебных и коммуникативных. Именно приемы и методики технологии КСО могут выступать как средства становления и развития внутриколлективных взаимоотношений, совершенствования культуры общения, помогающей человеку выявитъ и раскрыть лучшие стороны своей личности.

Практика показывает, что такой подход помогает педагогу решить многие проблемы учебного и дисциплинарного плана, способствует не только приобщению обучающихся к миру прекрасного, но и развитию личности ребенка в самом широком смысле. Новейшая педагогическая технология КСО является самой приемлемой и эффективной организацией образовательного процесса, где открываются объективные возможности каждому обучающемуся развиваться по способностям.

1.2. Коллективные способы обучения как педагогический феномен в условиях введения ФГОС

Коллективный способ обучения не может быть принят сразу. Для целенаправленного осуществления на практике перехода к КСО в условиях внедрения ФГОС выделяются промежуточные этапы переходного периода: использование различных приёмов работы в парах, организация коллективных занятий по отдельным предметам в рамках класса.

Специфика коллективного способа обучения состоит в соблюдении следующих принципов:

  • наличие сменных пар учащихся;
  • взаимообучение;
  • взаимоконтроль;
  • взаимоуправление.

Особенность состоит в том, что коллективный способ обучения позволяет: во-первых, объединять различные технологии обучения, во-вторых, через взаимодействие и сотрудничество активно воздействовать на формирование познавательного интереса учащихся. Именно формирование учебно-познавательной компетенции через системное использование коллективных способов обучения на I ступени общего среднего образования способствует:

  • повышению уровня комфортности обучения;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля;
  • развитию творческого мышления;
  • активизации познавательной деятельности;
  • формированию учебно-познавательных компетенций;
  • повышению качества успеваемости учащихся.

Однако в условиях образовательного процесса в основной школе существует своя специфика применения коллективного способа обучения. Так, например, психологи не считаю эффективным применение групповой работы и работы в парах сменного состава с первых уроков. Постепенно педагогу следует вначале самому формировать микрогруппы, с учетом межличностных отношений обучающихся. Надо постоянно индивидуально работать с обучающимся, нежелающим обучаться в паре, группе. Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава.

В основе коллективных способов обучения лежат определённые дидактические принципы:

  • принцип завершенности обучения: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий;
  • дифференциации: каждый из обучаемых может работать согласно своим способностям и возможностям;
  • всеобщего сотрудничества и взаимопомощи: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее;
  • разноуровневости: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе;
  • разнообразия заданий: с одной стороны, предлагается большее разнообразие заданий в рамках темы; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ;
  • педагогизации деятельности каждого участника учебных занятий: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, и этому необходимо учиться в самом процессе обучения;
  • непрерывности и безотлагательности: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
Читайте также:  Меры административно процессуального обеспечения способ обеспечения

Кроме того возможно применение методики КСО, разработанной А.Г. Ривиным:

  • изучение текстового материала по любому учебному предмету;
  • взаимообмен знаниями;
  • решение задач и примеров по учебнику;
  • взаимные диктанты;
  • разучивание стихотворений в сменных парах;
  • выполнение упражнений в парах;
  • работа по вопросникам.
  • в результате постоянного повторения упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • в процессе постоянной, активной деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе, что создает ситуацию успеха;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение;
  • работа в парах способствует успешному формированию коммуникативных навыков.

В педагогической практике существуют следующие технологические схемы КСО, которые применяют учителя, использующие данный способ.

Выделяют следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разноуровневых группах у учащихся развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

При коллективных способах обучения у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития:

– обучающиеся реализуют разные цели разнообразными способами и средствами, за разное время;

– одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная (таблица1).

Организационная структура учебного процесса и стадии её развития

Вид общения

Организационная форма обучения

Способ обучения

1. Общение в паре (два человека)

Индивидуально-парная (один учит другого)

Индивидуальный (парно-индивидуальный) способ обучения (ИСО) — до ХVI-ХVII вв.

2. Общение в парах сменного состава (диалогические сочетания)

Коллективная (каждый учит каждого)

Коллективный способ обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную

КСО идеально подходит для работы в классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика. Развитие интереса и познавательной активности обучающихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям обучающихся создает чувство успешной деятельности у каждого субъекта.

Глава 2. Разработка урока химии с использованием коллективных способов обучения в условиях введения ФГОС

2.1. Особенности использования коллективных способов обучения при разработке урока

Каковы особенности, технологическая схема технологии КСО?

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых по своему овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:

  • отмечают успехи друг друга;
  • поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
  • обсуждают изучаемый материал совместно;
  • помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, преобразовывать информацию в другие формы — свои слова, диаграмму, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
  • стимулируются положительным опытом совместной работы;
  • учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.

Основная модель построения образовательного процесса с использованием коллективных способов обучения: педагоги и обучающийся должны сотрудничать. Педагогу необходимо владеть азами психологии. Существует предание: мудрец Диоген бродит средь бела дня с зажженным фонарем в руках и объясняет свое поведение словами: «Ищу человека».

Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности. Кому же, как не педагогу развивать дарования, способности обучающихся, помогать растить и открывать таланты, применяя КСО.

Неэффективно применять с первых уроков групповую работу и работу в парах сменного состава. Данную работу следует заменить коллективной, потом научить ребят работать в парах постоянного состава, а только потом в парах сменного состава. Класс лучше разбивать на группы, в пределах которой идет взаимообучение в парах сменного состава. Педагог вначале сам формирует микрогруппы, с учетом межличностных отношений между обучающимися. Он должен быть готов работать индивидуально весь год с обучающимся, не желающим обучаться в паре или группе.

Теоретики и практики выделяют следующие приемы КСО взаимные диктанты со сменой партнёра.

Сначала готовятся достаточное для всех учащихся класса количество карточек с текстами по какой-либо химической проблеме или по какой-то большой теме или нескольким темам, где необходимо исправить ошибки. Объём текста небольшой: примерно в три-четыре раза меньше объёма текста, который диктуется для всего класса. Каждому обучающемуся даётся текст по одной теме, который он внимательно читает про себя, готовится к совместной работе со своим будущим партнёром. Все обучающиеся рассаживаются по парам. Один из них читает текст по предложениям, другой пишет. Потом обучающийся, который писал, берёт свою карточку и диктует своему партнёру. Затем они вместе проверяют свои тексты. Диктовавший не исправляет, а только подчёркивает слова, в которых допущены ошибки. Допустивший ошибки под контролем своего «преподавателя» делает их устный разбор, а затем каждый из них письменно исправляет свои ошибки. По окончании работы пишут в диктантах друг другу: «проверил ….», «проверила ….».

Совместная работа пары заканчивается, её участники объединяются в другие пары. Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Диктант каждый прорабатывает дважды: сначала он его пишет с последующим разбором ошибок, а в следующий раз сам диктует этот же текст другому, проверяет, отмечает ошибки и требует от своего нового партнёра их анализ.

Окончив работу во второй паре, учащиеся обмениваются карточками и приступают к работе в третьей и т. д.

Ребята с большим удовольствием включаются в такую работу. При анализе ошибок используется памятка: «Работа над ошибками».

Работа по вопросникам анкеты.

Вопросник анкеты представляет собой систему вопросов, относящихся к какому-нибудь разделу или теме. Чаще всего используются вопросники для повторения и закрепления изученного материала.

Когда вместе с классом разобраны несколько вопросов, обучающиеся объединяются в пары, где происходит диалог: каждый спрашивает партнёра по всем вопросам и добивается от него правильных ответов. После повторения теории они выполняют одно или два упражнения с последующей общеклассной проверкой. Всё это делается на одном уроке.

Таким образом, с помощью вопросника анкеты можно быстро и качественно повторить и систематизировать содержание изученного материала. Эта работа значительно активизирует деятельность обучающихся и способствует установлению благоприятного психологического климата.

Так же составляются карточки по химии, которая состоит из трёх частей:

  • один или два вопроса по теории с указанием страницы, на которой ученик может найти ответ;
  • для письменного решения – осуществить превращения;
  • расчетная задача.

Особенности методики КСО в сравнении с ГСО.

ГСО (групповые способы обучения)

КСО (коллективные способы обучения)

Источник

Оцените статью
Разные способы