Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада
Юлия Корхова
Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада
ГБОУ СОШ №8 п. г. т. Алексеевка
г. о. Кинель Самарской области
структурное подразделение детский сад «Тополёк»
Подготовили воспитатели:
Корхова Юлия Александровна
Зотова Людмила Николаевна
Тонаканян Рузанна Владимировна
Цель: Предоставление возможности педагогам, участникам занятий получить теоретические знания и практический опыт в разрешении конфликтов у дошкольников в группе детского сада.
Задачи:
предоставить теоретическую информацию о конфликтах и их причинах; обучать способам анализа и методам нахождения решения в конфликтной ситуации; помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности; способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению; развивать умения и навыки командного взаимодействия; использовать и применять в работе различные методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников для эмоционального благополучия в ДОУ.
«Помогая детям преодолевать трудности,
мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.
Это результат совместных усилий педагога
и детей, маленькое произведение искусства,
в создании, которого все принимают участие
подобно музыкантам одного оркестра».
Конфликт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития.
Конфликт — это острейший педагогический инструмент, способствующий выявлению направленности личности и ее формированию.
Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
Конфликт – это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Какие же причины возникновения конфликта? В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети – это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).
Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт. Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие – часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Главное – знание возрастных особенностей ребенка.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию. В дошкольном возрасте у ребенка активно формируется характер и ему необходима постоянная коррекция поведения со стороны взрослого. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).
Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.
Существует два способа разрешения конфликта:
1. Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».
2. Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Способы разрешения кофликтов:
— Уклонение (стремление уйти от конфликта
— Третейский суд (привлечение к разрешению конфликта третьей стороны)
— Юмор (постараться увидеть смешное в создавшейся ситуации)
— Уход от решения проблемы
— Компромисс (соглашение на основе взаимных уступок)
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.
Правило 2. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.
Правило 3. Приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».
Правило 4. Следите за тем, чтобы дети не переходили на личности.
Правило 5. Не забудьте вслух объяснить детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают.
Приёмы разрешения конфликтной ситуации:
— В решении проблем учитывать нужды каждого;
— Использовать творческий подход к решению проблемы:
— Превратить конфликтную ситуацию в проблемную, саму проблему — в возможность открыть для себя и для других нечто новое
— Развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению
— Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка
— Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;
— Нейтрализовать борьбу за власть
— Учить детей управлять эмоциями
— Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта
— Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.
Рекомендации по преодолению конфликтов между детьми:
1. Обсудите конфликт с детьми, когда все участники конфликта успокоятся. Расскажите о произошедшем, как о каком-то конфликте, который произошел с другими детьми, и изложите в доступной форме свои мысли по поводу, того, стоит ли решать конфликты между братьями и сестрами с помощью силы и жестокости.
2. Установите четкие строгие правила, объясните их детям, чтобы каждый из них понял. Нечестно наказывать детей за нарушение правил, о которых они впервые слышат.
3. Сыграйте в ролевую игру, покажите детям на примере своего поведения, каких действий вы от них ожидаете в конфликтных ситуациях.
4. Поощряйте умение себя вести.
5. Учите детей идти на компромисс, причем делать это без вмешательства со стороны взрослого в качестве судьи.
Рекомендации воспитателю по разрешению конфликтных ситуаций между детьми:
• Избавиться от зрителей
• Развести конфликтующих в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока придут в себя.
• Успокоить участников конфликта, подключить другого взрослого, специалиста, помощника воспитателя.
• расспросить в индивидуальной беседе, что случилось.
• оценить обстановку, выяснить что произошло
• разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, какие уроки извлек ребенок, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким либо нежелательным осложнениям.
Литература:
1. Захаров А. И. предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3 изд. Испр. (Психология ребенка). СПБ. : Союз, лениздат, 2000.
2. Лютова Е., Монина Г. Основы конфликтологии. Ижевск: изд-во УдГУ, 2000.
3. Семенака С. И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. 2-е изд. Испр. И доп. М: Инфра-М., 1999.
4. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. М. : Аркти, 2003. (развитие и воспитание дошкольника).
5. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М. : Юнити, 2000. — 545 с. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М. : Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с. Валеев Г. Х.
6. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3–5 курсов педагогических вузов. — М. : Академия, 2002. — 134 с.
7. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М. : Просвещение, 1983. — 210 с. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб. : Питер, 2001. — 320 с. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций. — М. : Тандем, 2000.–316с.
Источник
Детские конфликты и способы, пути их решения.
«Детские конфликты и способы, пути их разрешения»
Варшавская Н.В. воспитатель МБДОУ Детский сад №38 «Черёмушки»
Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
С детскими конфликтами в детском саду, мы сталкиваемся довольно часто, Д.Б.Эльконин утверждал, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста из-за ролей, а в более старшем возрасте из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.
Выделяют два типа конфликтов у дошкольников: внутренние и внешние.
Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы , как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность , на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей.
Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых
Причинами возникновения конфликтов могут быть:
— Недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками;
— Отсутствие между играющими эмоциональных устремлений;
— Различные умения и возможности.
В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться.
Я.Л.Коломенский и Б.П.Жизневский дополняют причины конфликтов в игре и выделяют следующее:
— «разрушение игры» — разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации;
— «по поводу выбора общей темы игры» — спор из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети;
— «из-за ролей» — разногласия между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную, или наоборот, малопривлекательную роль;
-« из-за игрушек» — споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами;
— «по поводу сюжета игры» — разногласия из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей;
— «по поводу правильности игровых действий» — споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.
В детском коллективе часто провоцируют конфликты дети, которых символически делят на группы:
Характеристика конфликтных дошкольников.
Агрессивисты — задирают других и раздражаются сами, если их не слушают.
Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются.
Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно.
Сверхпокладистые – со всеми соглашаются.
Всезнайки – считают себя выше, умнее других.
Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться.
Максималисты – хотят чего-то прямо сейчас.
Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика.
Невинные лгуны – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях.
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.
Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта.
Разрешение конфликта – это:
минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия
устранение полностью или частично причин, породивших конфликт
изменение целей участников конфликта
достижение соглашения по спорному вопросу между участниками
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:
При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.
Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении
Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки
Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному
Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл
Профессиональная позиция воспитателя – взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.
Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.
Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть
— Авторитарным –этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».
— Демократическим – этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы
— Анархически-попустительский – это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.
В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по разрешению конфликтами.
Методы профилактики конфликтов
Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.
Приемы и меры по предупреждению конфликтов:
— Группу детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат.
-Уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организация продуктивной деятельности.
— Высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. — — Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.
— Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля – это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.
Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет.- М,1992г
Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1998г.
Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. – М, 2011г.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками.-М,2000г.
Д.В.№1 2003г. Т.Павленко, А.Рузская Почему они конфликтуют?
Источник