- Схема классификация организмов по способу питания
- Классификация организмов по способу питания и получения энергии
- Классификация организмов по способу питания и получения энергии
- Содержание
- Автотрофы
- Фототрофы
- Хемотрофы
- Гетеротрофы
- Миксотрофы
- Литотрофы и органотрофы
- Общее
- См. также
- Полезное
- Смотреть что такое «Классификация организмов по способу питания и получения энергии» в других словарях:
- Урок № 21. «Классификация живых организмов по способу питания и механизму превращения энергии»
Схема классификация организмов по способу питания
75. Закончите схему
Классификация организмов по типу питания
Организмы (по типу питания):
2.3. – некоторые бактерии
76. Закончите предложения
Способ питания организма зависит от того, способен ли он самостоятельно создавать необходимые для построения клеток и процессов жизнедеятельности органические вещества из неорганических, или получает их из внешней среды
По способу питания зеленые растения являются фототрофами
Основной источник энергии на нашей планете – солнечный свет
77. Как вы думаете, можно ли считать, что все клетки зеленого растения питаются автотрофно? Ответ обоснуйте
Нельзя. Некоторые клетки зеленого растения питаются гетеротрофно: клетки камбия, корня. Клетки этих частей растения не способны к фотосинтезу и питаются за счет органических веществ, синтезированных зелеными частями растений
78. Заполните таблицу «Автотрофные и гетеротрофные организмы»
Группы организмов Способы получения органических веществ Представители Автотрофы за счет солнечного света, либо за счет химических превращений минеральных соединений зелень, растения, бактерии Гетеротрофы за счет поглощения готовых органических веществ извне грибы, бактерии, животные
79. Заполните таблицу «Классификация гетеротрофных организмов по способу получения органических веществ»
Источник
Классификация организмов по способу питания и получения энергии
Классификация организмов по способу питания и получения энергии
Содержание
По способу питания живые организмы можно разделить на две большие группы: автотрофы и гетеротрофы.
Автотрофы
Автотрофы (от греческих слов autos — сам и trophe — пища) — живые организмы, синтезирующие органические соединения из неорганических. Автотрофы составляют первый ярус в пищевой пирамиде (первые звенья пищевых цепей). Именно они являются первичными продуцентами органического вещества в биосфере, обеспечивая пищей гетеротрофов. Следует отметить, что иногда резкой границы между автотрофами и гетеротрофами провести не удается. Например, одноклеточная эвглена на свету является автотрофом, а в темноте — гетеротрофом. Автотрофы делятся на фототрофов и хемотрофов.
Фототрофы
Организмы, для которых источником энергии служит солнечный свет, называются фототрофами. Такой тип питания носит название фотосинтеза.
Хемотрофы
Остальные организмы в качестве внешнего источника энергии используют энергию химических связей пищи или восстановленных неорганических соединений — таких, как сероводород, метан, сера, двухвалентное железо и др. Такие организмы называются хемотрофы. Все фототрофы-эукариоты одновременно являются автотрофами, а все хемотрофы-эукариоты — гетеротрофами. Среди прокариот встречаются и другие комбинации. Так, существуют хемоавтотрофные бактерии, а некоторые фототрофные бактерии являются гетеротрофами.
Гетеротрофы
Гетеротрофы — организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических. Для синтеза необходимых для своей жизнедеятельности органических веществ им требуются органические вещества, произведённые другими организмами. В процессе пищеварения пищеварительные ферменты расщепляют полимеры органических веществ на мономеры. В сообществах гетеротрофы — это консументы различных порядков и редуценты.
Миксотрофы
Некоторые организмы (например, хищные растения) сочетают в себе признаки как автотрофов, так и гетеротрофов. Такие организмы называются миксотрофами. Некоторые источники считают термин «миксотрофии» неверным, так как та же Венерина мухоловка ловит мух для получения азота, а пищу получает с помощью фотосинтеза.
Литотрофы и органотрофы
Эта классификация основана на делении организмов по донорам (источникам) электронов, необходимых для многих клеточных процессов. Литотрофы — организмы, для которых донорами электронов являются неорганические вещества. Органотрофы — организмы, для которых источниками электронов являются органические соединения.
Общее
Непосредственно энергию в форме молекул АТФ организмы получают в ходе клеточного дыхания — процесса, проходящего в митохондриях, гликолиза и фотосинтеза. Дыхание бывает двух типов: аэробное, в котором обязательно участвует кислород (им окисляется глюкоза) и анаэробное (состоит из двух процессов: гликолиза и спиртового или молочнокислого брожения).
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Классификация организмов по способу питания и получения энергии» в других словарях:
Классификация организмов по способу получения энергии — Содержание 1 Автотрофы 1.1 Фототрофы 1.2 Хемотрофы 2 Гетеротрофы … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Археи — Halobacteria, штамм NRC 1, каждая клетка около 5 мкм длиной … Википедия
Грибы — Эта статья о биологическом таксоне. Об обиходном понятии см. Гриб. Грибы … Википедия
ПРОСТЕЙШИЕ — (Protozoa), таксономическая группа микроскопических, в принципе одноклеточных, но иногда объединенных в многоклеточные колонии организмов. Примерно 30 000 описанных видов. Все простейшие эукариоты, т.е. их генетический материал, ДНК, находится… … Энциклопедия Кольера
Миксотроф — Содержание 1 Автотрофы 1.1 Фототрофы 1.2 Хемотрофы 2 Гетеротрофы … Википедия
система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Информация — (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
1: — Терминология 1: : dw Номер дня недели. «1» соответствует понедельнику Определения термина из разных документов: dw DUT Разность между московским и всемирным координированным временем, выраженная целым количеством часов Определения термина из… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Источник
Урок № 21. «Классификация живых организмов по способу питания и механизму превращения энергии»
Тип урока — комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
По способу питания все организмы подразделяются на автотрофов и гетеротрофов
Автотрофы — осуществляют превращение неорганических веществ в органические (зеленые растения и некоторые микроорганизмы).
Гетеротрофы — используют для питания готовые органические вещества (паразитные высшие растения, грибы, некоторые микроорганизмы, все животные и человек).
Существуют организмы и со смешанным типом питания, которые П. Пфеффер назвал миксотрофами.
По механизму превращения неорганических веществ в органические среди автотрофов можно выделить фототрофы и хемотрофы.
Фототрофы (фотосинтез) — зеленые растения, сине-зеленые водоросли и др.
Хемотрофы (хемосинтез) — серные бактерии и др.
Среди гетеротрофов, по современной классификации Дж. М. Андерсона, выделяются три категории организмов: некро- трофы, биотрофы и сапротрофы.
Некротрофы — убивают объект питания (человек, хищники).
Биотрофы питаются за счет других живых организмов (паразиты, кровососы и др.).
Сапротрофы — питаются отмершей органикой.
Первые организмы на Земле были гетеротрофами. Они быстро исчерпали бы себя, если бы не появились автотрофы. При наличии этих групп организмов уже стал возможен примитивный круговорот веществ:
Автотрофы синтезируют органические вещества, а гетеро- трофы их потребляют. При этом происходит расщепление органических веществ. Если продукты расщепления вновь используются автотрофами, возникает круговорот веществ и энергии между организмами, населяющими экосистему.
Используя солнечную энергию и вещества из атмосферы, воды и почвы, растения синтезируют органические соединения. Эти соединения служат растениям строительным материалом, из которого они образуют свои ткани, и источником энергии, необходимой им для поддержания своих функций.
Для высвобождения запасенной ими химической энергии гетеротрофы разлагают органические соединения на исходные не органические компоненты: -оксид углерода (IV), воду, нитраты, фосфаты и др., завершая тем самым круговорот веществ
По отношению к трофическим (пищевым) связям организмы экосистемы подразделяются на продуцентов, консументов и редуцентов
Продуценты (производители первичной продукции) — организмы-автотрофы — представляют комплекс зеленых растений, обеспечивающих органическим веществом все живое население нашей планеты.
Консументы (потребляю) — организмы- гетеротрофы, потребляющие органические вещества, созданные продуцентами. К ним относятся животные, большинство микроорганизмов, частично насекомоядные растения.
Редуценты (восстановители, деструкторы) — организмы, разлагающие органические вещества и превращающие их в неорганические вещества, усваиваемые другими организмами. К редуцентам относятся: бактерии, грибы, сапрофаги, копрофаги, некрофаги и др. Они являются завершающим звеном биологического круговорота веществ.
Итак, экосистема представляет собой любое непрерывно меняющееся единство, включающее все организмы на данном участке и взаимодействующее с окружающей средой таким образом, что поток энергии создает определенную трофическую структуру, видовое разнообразие и круговорот веществ внутри системы.
Вопросы и задания
1. Дайте краткую характеристику организмов по способу питания: автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы
2. Чем фототрофы отличаются от хемотрофов?
3. Приведите примеры продуцентов, консументов и редуцентов.
Автотрофное питание. Фотосинтез
Автотрофное питание. Хемосинтез
Гетеротрофный обед венериной мухоловки
Редуценты консументы продуценты реферат
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. — 320 с
Источник