Сформировать мировоззрение способ подчинительной

Словосочетания со словом «мировоззрение»

Мы составили 33 словосочетания со словом «мировоззрение». При генерации словосочетаний подобрали слова разных частей речи и разные морфологические формы исходного слова. Всего получилось вариантов:
с прилагательными — 12,
с существительными — 12,
с глаголами — 9.
Примеры словосочетаний с точным вхождением слова выделены курсивом.

  • христианское мировоззрение
  • правильное мировоззрение
  • разное мировоззрение
  • определённое мировоззрение
  • подобное мировоззрение
  • языческое мировоззрение
  • марксистское мировоззрение
  • гуманистическое мировоззрение
  • особое мировоззрение
  • национальное мировоззрение
  • общественное мировоззрение
  • буржуазное мировоззрение
  • мировоззрение писателя
  • мировоззрение личности
  • мировоззрение учёного
  • мировоззрение индивида
  • основа мировоззрения
  • в зависимости от мировоззрения
  • суть мировоззрения
  • борьба мировоззрений
  • в сфере мировоззрения
  • в составе мировоззрения
  • в структуре мировоззрения
  • в плане мировоззрения
  • изменить своё мировоззрение
  • формировать мировоззрение
  • менять мировоззрение
  • иметь мировоззрение
  • зависит от чьего-либо мировоззрения
  • пересмотреть своё мировоззрение
  • касается мировоззрения
  • исходя из своего мировоззрения
  • прежде считал своим мировоззрением

Всего подобрано словосочетаний: 8 с предлогами и 25 без предлогов, 10 длинных (из трёх и более слов) и 23 коротких.

Источник

Мировоззрение человека

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие мировоззрения

Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.

Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.

Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).

Факторы формирования мировоззрения:

Социальное окружение, в котором находится человек.

Условия социума, в которые помещена личность.

Структура мировоззрения

Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:

принципов (точки зрения);

убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);

духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);

Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:

стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);

осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).

Уровни мировоззрения

Различают два уровня мировоззрения:

Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.

Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.

Три функции мировоззрения

Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.

У мировоззрения человека есть три функции:

Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.

Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.

Практическая — влияние на действия человека.

Элементы мировоззрения

Мировоззрение человека можно разделить на элементы:

Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.

Читайте также:  Таблица компьютерные вирусы способы заражения компьютера

Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.

Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.

Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.

Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).

Способы мышления

В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:

Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.

Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.

Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.

Типы мировоззрений

В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.

Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.

Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.

Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.

Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.

Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.

Таблица характеристик мировоззрений

У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.

Источник

Русский язык

План урока:

Подчинительная связь: определение и особенности

Все высказывания имеют основу, базовый центр. Эту роль играет главное слово, которое «собирает» вокруг себя зависимые слова.

Давайте придумаем зависимые слова к слову «трудиться»:

  • трудиться усердно;
  • трудиться на заводе;
  • трудиться по хозяйству;
  • трудиться до полуночи;
  • трудиться в поте лица.

Вариантов зависимых слов – десятки.

При подчинительной связи компоненты высказывания имеют разные функции. Центральный элемент соединяется с зависимым с помощью вопроса:

  • идти (куда?) домой;
  • рисовать (что?) картину;
  • зима (какая?) снежная.

Между словами зачастую наблюдается грамматическая зависимость (зависимое слово согласовывается с главным в числе и падеже), реже – смысловая зависимость (компоненты словосочетания подходят друг другу только по смыслу). Такие неравноправные отношения между компонентами имеют название подчинительная связь.

Лингвист Александр Пешковский дал следующее определение этому понятию:

Подчинительная связь характеризует синтаксически неравноправные языковые элементы. Она встречается часто, но далеко не всегда.

Предлагаю сравнить несколько высказываний:

Первое предложение имеет центр высказывания — «женщина». Это имя существительное, которое называет предмет. От него задаем вопрос «Какая?» и получаем ответ «Чуткая». Слова грамматически согласованы, и между ними наблюдается подчинительная связь.

Второй пример – это действие (бежать) и субъект действия (в школу). Здесь тоже явная подчинительная связь.

Читайте также:  Раствор цемента способ приготовления

А вот в третьем примере подчинительной связи нет. Сочетание «щенок лает» — это два равноправных слова, действия и непосредственно само действие. Вместе они выражают законченную мысль, оформленную в короткое предложение.

Как уже говорилось, главное и зависимые от него слова объединяются в словосочетания, а словосочетания в свою очередь создают предложения. Получить и передать полную информацию возможно только с помощью предложений.

Давайте разберем по пунктам следующее высказывание:

Майское солнце давно ушло за горизонт, но дети продолжали читать книгу.

Это сложное предложение с двумя подлежащими и сказуемыми:

  • солнце ушло;
  • дети продолжали читать.

Разобьем предложение на словосочетания:

  • солнце (какое?) майское;
  • ушло (когда?) давно;
  • ушло (куда?) за горизонт;
  • продолжали (что делать?) читать;
  • читать (что?) книгу.

Способы образования словосочетаний — разные. Всего в русском языке выделяют три таких способа. Их принято называть видами подчинительной связи. Назовем их.

Эти виды были определены во время интенсивного развития русского синтаксиса в XVIII веке. Один раз сложившись, они остались неизменными вплоть до современного периода.

Чтобы определить, какой именно вид связи существует между словами, используем следующий алгоритм действий:

Рассмотрим каждый вид детальнее.

Согласование как способ подчинительной связи

Давайте выясним научное определение термина:

В этом виде связи центром высказывания всегда выступает существительное.

Научимся определять согласование с помощью примеров.

Важно! Если просклонять главное слово, вслед за ним изменится форма и зависимого слова:

Чудесный дом стоял на окраине поселка.

У него не было чудесного дома.

Он рос в чудесном доме.

Если слова полностью согласовываются друг с другом в числе, роде и падеже, это называется полное согласование.

Однако в художественной литературе и разговорной речи встречается и неполное согласование, которое демонстрирует отсутствие у зависимого слова какой-либо грамматической категории.

Наша врач Валентина Николаевна имеет отличную репутацию.

Мы видим согласование имени существительного «врач» с прилагательным «наша» только в числе и падеже. Согласование в роде отсутствует. Такие языковые ситуации являются исключением и применяются к названиям общих профессий.

Исторически так сложились, что многие профессии были сугубо мужскими, хотя слова относились к общему роду. Например, врач, профессор, архитектор, хирург и т.д. Однако язык развивался, и сегодня можно встретить грамматические вариации общих профессий. Имя существительное может согласовываться с зависимыми словами в числе и падеже, но не согласовываться в роде:

Эта архитектор – молодец!

Или для придания слову оттенка пренебрежения использовать специальные суффиксы:

Как хорошо, что директорша уехала в отпуск.

Стоит отметить, что подобные слова (директорша,адвокатша, повариха) используются только в просторечье.

С определением главного слова при согласовании мы разобрались. Теперь давайте проанализируем зависимые слова.

Чаще всего зависимым словом выступает прилагательное, реже всего – причастие.

Ученики обычно без проблем находят согласование в предложениях. Куда большие проблемы вызывает управление и подчинение. Переходим к их изучению.

Управление как способ подчинительной связи

Дадим определение подчинительной связи управление.

Так, форма глагола «гордиться» дает представление, что второстепенный компонент будет стоять в творительном падеже:

  • гордиться (кем?) сыном;
  • гордиться (чем?) достижениями;
  • гордиться (кем?) ими.

Научимся определять управление с помощью примеров.

При необходимости главное слово меняет форму, но зависимый компонент остается неизменным.

Проследим это в предложениях:

Продать квартиру – дело непростое.

Она продала квартиру в прошлом году.

Они продали квартиру и переехали в частный дом.

В указанных примерах глагол изначально имел форму инфинитива, потом – форму прошедшего времени, единственного числа, женского рода. Третье предложение демонстрирует глагол множественного числа в форме прошедшего времени.

Обратите внимание! Зависимое слово «квартиру» во всех высказываниях осталось прежним, своей формы не изменило.

Читайте также:  Способ подключения по выделенной линии

При управлении, в отличие от согласования, центр высказывания может быть выражен разными частями речи. Предлагаю изучить таблицу.

Глагол и имя существительное употребляются в качестве центра высказывания гораздо чаще, чем наречие и числительное.

Молчать о прошлом, сажать цветы, строить дом – словосочетания с управлением, где главное слово выражено глаголом.

Сумка с продуктами, шкаф с одеждой, пирог с вареньем – высказывания с подчинительным управлением, где главным словом выступает существительное.

Зависимыми словами могут различные части речи. Предлагаю изучить таблицу.

Второстепенный элемент высказывания всегда стоит в том косвенном падеже, который требует от него главный. Проверяем это с помощью вопросов косвенных падежей. Предлагаю их вспомнить:

Приведем еще несколько примеров управления:

  • Уважать (кого?) педагога – святая обязанность учеников.
  • Наталья вручила (кому?) ему подарок на день рождения.
  • Букет (чего?) цветов стоял в вазе.

Стоит отметить, что управление ученикам освоить сложнее, чем согласование. Однако самым интересным является примыкание. Дебаты по поводу его характеристик среди лингвистов не утихают и сегодня.

Примыкание как способ подчинительной связи

Для начала дадим определение подчинительной связи примыкание.

Этот вид связи не поддается языковым нормам. Ведущую роль может быть практически любое слово, при этом задать падежный вопрос не представляется возможным.

Проследим примыкание в предложениях.

В указанных примерах главным выступает глагол. Так чаще всего и случается в языковых ситуациях. Однако не исключены и другие случаи, когда главные синтаксические функции берут на себя другие части речи:

Кофе по-венски, разговор начистоту, ставка вслепую – типичные примеры примыкания с главным словом именем существительным.

Очень глупый, совсем невыносимый, слегка раздраженный – примеры, в которых основой высказывания является прилагательное.

При этом роль зависимых слов могут сыграть лишь четыре части речи:

Иногда к управлению и примыканию можно задать один и тот же вопрос, и школьники начинают делать ошибки.

Рассмотрим несколько примеров:

Поговорим после собрания.

Главное слово – глагол, зависимое – имя существительное в предложном падеже.Правильный вопрос от главного слова к зависимому «Когда?», но можно и перефразировать «После чего?». Смысл фразы от этого не изменится. Между словами– управление.

От главного слова «поговорим» к зависимому можно задать только один вопрос — «Когда?» В этом случае зависимое слово «после» — явное наречие. Вид связи между словами – примыкание.

  • повернуть (куда?) в школу – управление;
  • повернуть (куда?) направо – примыкание;
  • отправиться (куда?) в сад – управление;
  • отправиться (куда?) туда – примыкание;
  • сидеть (где?) в салоне автомобиля – управление;
  • сидеть (где?) наверху – примыкание.

Запомните: если в словосочетании наблюдается предлог – это управление.

Давайте для полного усвоения материала разберем несколько предложений:

  • Несчастная Ирина сидела, ссутулившись, и молча смотрела на собеседника.

Выделим грамматическую основу: Ирина сидела и смотрела (одно подлежащее и два однородных сказуемых).

Теперь разобьем предложение на словосочетания и определим тип подчинительной связи:

  • Ирина (какая?) несчастная – согласование;
  • сидела (как?) ссутулившись – примыкание;
  • смотрела (как?) молча – примыкание;
  • смотрела (на кого?) на собеседника – управление.
  • Он вернулся домой, когда семья уже села ужинать.

В этом предложении две грамматические основы (два подлежащих и два сказуемых): он вернулся и семья села.

  • Вернулся (куда?) домой – управление.
  • села (когда?) уже – примыкание;
  • села (что делать?) ужинать – примыкание.
  • Елена зашла в новый супермаркет на центральной площади города.

Грамматическая основа: Елена зашла.

  • Зашла (куда?) в супермаркет – управление.
  • супермаркет (какой?) новый – согласование;
  • супермаркет (где?) на площади – управление;
  • на площади (какой?) центральной – согласование;
  • площади (чего?) города – управление.

Проверим ваши знания с помощью тестирования.

Источник

Оцените статью
Разные способы