Сферы способы цели обучения

ЛЕКЦИЯ №4

«Обучение в сестринском деле»

2 академических часа

Лекция

Тема: «Обучение в сестринском деле»

План

  1. Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная;
  2. Способы обучения: индивидуальные, коллективные и т.д.
  3. Цели обучения: промежуточные, конечные.Реалистичность целей. Условия достижения целей;
  4. Этапы учебного процесса.

Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная;

Одной из функций медицинских сестер по определению ВОЗ является обучение. Оно включает в себя обеспечение обучения пациента информацией с целью достижения здоровья, санитарное просвещение, оценку результатов просветительских программ, оказания помощи коллегам в приобретении новых знаний и навыков.

Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия сестринского персонала обучаемыми, в ходе которого, последние получают определенные теоретические знания, обалдевают практическими навыками.

В роли обучаемых могут выступать пациент и его родственники и близкие коллеги, студенты и школьники, родственники, друзья, знакомые, соседи самой медсестры.

Основные задачи обучения в сестринском деле – информирование обучаемых; воспитание ответственности Зв свое здоровье; формирование мотивации к личностным изменениям; усвоение практических навыков обучения проходит в трех сферах:

— Познавательная сфера – человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличая важную инф-цию от не имеющей значение. Например, человек узнает о факторах риска заболеваний людей его возраста, или о компонентах пищи, в которых содержатся необходимые для рационального питания элементы или об опасности, которой он подвергает себя из-за неправильного поведения.

— Эмоциональная (чувственная) сфера – человек получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; человек активно слушает и реагирует на информацию как вербально, так и невербально. Например, человек уменьшает кол-во выкуриваемых сигарет, потребление алкоголя или употребляет в пищу необходимое для возраста кол-во злаковых продуктов, белка или прекращает носить обувь, представляющую для него опасность при ходьбе, пристегивается в автомобиле ремнем безопасности и т.д.

— Психомоторная сфера – человек обладает умением благодаря умственной и мышечной деятельности; обучается новым типам передвижения (например, ходьба с тростью), уверенно выполняет необходимые действия психологически, психически и эмоционально готов выполнить действия, связанные с повседневной деятельностью.

Функции обучения:

— познавательная – стремление к получению знаний и приобретению умений и навыков (навык – высшее проявление умения, способность выполнять действия самостоятельно);

— развивающая – способность применять знания и умения на практике;

— воспитательная – целенаправленное развитие личности;

Способы (методы) обучения – это взаимодействие медсестры и пациента ( или его родственников), при изучении учебного материала, направленное на достижение желаемого результата.

Способы обучения для медсестры – педагога зависят от состояния пациента и его близких в процессе преподавания, т.к. информация может быть воспринята:

— активно – есть собственные интересы и цели для их реализации посредством самостоятельного поиска и использования информации;

— пассивно – м/сделает готовую информацию на основе ее профессионализма путем разъяснения сообщения, показа, демонстрации;

— мативационно, т.е. с познавательным интересом в самой учебной деятельности. При этом, выявляют и обсуждают проблемы пациента, цели и ожидаемый результат, объем сестринских вмешательств, их реализацию и оценку результата с возможной коррекцией.

Среди способов обучения выделяют:

— индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой, коллективный.

Групповой способ обучения – основной в наших образовательных школах. Коллективный отличается тем, что обучаемые взаимодействуют друг с другом. Усвоив определенные темы, обучаемые объясняют их другим членам группы, и в свою очередь, выслушивает их объяснение и таким образом усваивает новый материал. Основные задачи обучения в сестринском деле – информирование обучаемых; воспитание ответственности за свое здоровье; формирование мотивации к личностным изменениям; усвоение практических навыков.

В процессе обучения воздействуют на познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую и поведенческую стороны человека. Обучение строят на основе одного или нескольких методов с помощью различных средств, способов и приемов. Сочетание нескольких методов повышает внимание и вовлеченность в процесс обучаемых.

Методы обучения:

1. Словесный – мини-лекция, беседа, рассказ по интересующему вопросу.

2. Наглядный – научно-популярная литература, медицинский атлас, таблицы, видеофильмы, предметы ухода, муляжи, фантомы, тренажеры.

3. Практический – отработка манипуляции: выполнение инъекций, подача грелки, пузыря со льдом, постановка компрессов, измеренеие АД и т.д.

Приемы обучения – это действия, направленные для достижения желаемого результат в обучении:наблюдение – восприятие; запоминание – повторение; анализ – обобщение, коррекция.

Терапевтическое обучение пациентов дает дополнительный лечебный эффект наряду с фармако-, физико- и психотерапией. Необходимо поставить правильную речь и избрать педагогическую практику на основе уже имеющихся у пациентов знаний. Продолжительность бучения должна составить не менее 10-20ч.

Необходимо учитывать пол, возраст, профессию, образование обучаемого, наличие у него мотивации, навыков, самоконтроля, имеющихся нарушений зрения и слуха. Эффективность обучения пациента и/или его близких, т.е. то, чему они учатся и как они это делают определяется множеством факторов:

1. Исходные значения – уже имеющиеся у пациента. Например, если человек, которому в связи с его заболеванием предстоит изменить обычную для него диету и Физическую активность, уже имеет представление о новой диете и режим активности, его обучение будет более успешным.

2. Мнение и отношение человека к тому, что ему необходимо знать и в последующем изменить. Например, если мужчина считает, что приготовление пищи это исключительно женское дело, ему трудно будет изучать и воспринимать информацию, связанную с планированием диеты.

3. Прошлый опыт человека – так же влияет на усвоение новой информации.

Обучение пациентов и членов их семей эффективно при следующих условиях:

— наличие четкой цели и мотивации к получению знаний;

— доброжелательное отношение м/с к обучающимся;

— создание ассоциативной связи между новой информации и их прошлым опытом и знанием.

Обучающиеся лучше понимают и запоминают информацию, если м/с:

— использует технику эффективного общения; выслушивает всё, что ей говорят или о чем спрашивают;относится к ним терпеливо;хвалит за успехи в обучении;делает перерыв, если они плохо себя чувствуют или чем-то расстроены.

Читайте также:  Назови правильный способ спуска с каната

Чтобы обучение было эффективным, следует учитывать три фактора:

1. Желание и готовность к обучению зависят от: познавательных способностей обучающего, внимания. Беспокойство, боль, усталость, голод, жажда, сонливость – все это мешает процессу обучения.

2. Способность к обучению зависит от стадии и уровня развития человека (пол, возраст, физ. состояние).

3. Окружающая обстановка (определить оптимальное кол-во обучающихся, оценить необходимость их в уединении, температура воздуха, освещение, наличие мебели).

Источник

Основные компоненты обучения: цель, содержание, формы, методы и средства, их взаимосвязь и взаимозависимости

Вы будете перенаправлены на Автор24

Процесс обучения характеризуется целостностью и системностью. Он являет собой сосредоточение разнообразных элементов, которые взаимосвязаны друг с другом и в процессе тесного взаимодействия составляют основу организация процесса обучения.

По своей структуре процесс обучения состоит из:

  • целевого элемента;
  • мотивационного;
  • содержательного;
  • операционного;
  • координационного;
  • аналитического.

Рисунок 1. Процесс обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждый элемент учебного процесса имеет свое особое значение и выполняет конкретную функцию.

Содержание и цели процесса обучения

Наличие целевого компонента в образовательном процессе связано с выполнением им системообразующей функции. Постановка целей является первоначальным этапом организации учебного процесса. От целеполагания зависит содержание образовательного процесса, его методы и формы организации, используемые в ходе его осуществления средства.

Цели образования отражают разрешение вопроса «для чего необходимо обучение?» и «что оно принесет в конечном итоге?». Постановка целей определяет разрешение конкретных проблемных моментов в различных сферах жизнедеятельности т.е. определяется совокупность знаний и навыков, развитие способностей решения проблем и преодоления трудностей, формирование убеждений, установок учащегося по итогам прохождения процесса обучения.

Постановка учебных целей должна носить полный и разнообразный характер. Они должны быть сформулированы на языке тех задач, которые предполагают усвоение системы знаний и навыков в процессе протекания учебного процесса, чтобы их успешно разрешить.

Готовые работы на аналогичную тему

Процесс образования является социально значимым и организуемым по определенным правилам и нормам. Он основывается на передаче социального опыта между поколениями, посредством которого происходит развитие личности и ее социализация. В этой связи, цели образования должны быть поставлены таким образом, чтобы их реализация позволила учащимся освоить определенный объемом знаний и развить конкретные навыки, а итоговый результат достижения цели должен приносить обществу пользу.

В процессе достижения целей образования происходит раскрытие и развитие творческих способностей личности. Мероприятия по достижению целей должны быть ориентированы на раскрытие проблем современного общества и рассмотрение ситуации в обширном контексте связей.

Поставленные образовательные цели определяют последующее содержание образования, программ обучения и воспитания. Содержание образования должно включать в свой состав следующие компоненты:

  • опыт познавательной деятельности, включающий теоретические знания и практические навыки в различных сферах жизнедеятельности: природе, социальной среде, политике, технологической сфере, физиологическом устройстве организма, мыслительной деятельности. Формирование этих знаний позволяет создать образ реальной картины мироздания в сознании учащихся, развить навыки оптимального методологического подхода к процессу познания и практической реализации, освоенной информации;
  • опыт репродуктивной деятельности, состоящий и усвоения различных приемов деятельности, проявляющихся в виде реальных умений и их практической реализации;
  • опыт творческой деятельности, базирующийся на выборе нестандартных методов и средств для решения определенных задач и способности применения знаний и умений в новых, необычных ситуациях;
  • опыт эмоционально-ценностных отношений. Он основывается на выработке определенного отношения к окружающей действительности: природе, обществу и людям. В процессе обучения происходит формирование системы ценностей, на которой основывается эмоциональное восприятие личности.

Формы, методы, средства обучения и их взаимосвязь

На основе поставленной цели образования осуществляется выбор форм, методов и средств, применяемых для продуктивной организации процесса обучения.

Методы и средства должны однозначно соответствовать цели образования, его содержанию и закономерностям организации. При этом, они не всегда имеют связь друг с другом, поскольку одни и те же средства подходят для применения с разными методами.

Методы обучения являются способами, путями и направлениями деятельности всех участников образовательного процесса, ориентированными на решение образовательных задач и достижения целей. Методы обучения могут иметь наглядный вид, словесный, иметь форму видеопредставления, проходить в форме экспериментальной деятельности.

В качестве средств обучения применяются разнообразные объекты, которые создаются непосредственно человеком или природной средой и используются для организации продуктивной образовательной деятельности.

Средства обучения выполняют познавательную функцию т.е. способствуют усвоению знаний и облегчают этот процесс. Помимо этого, им отводится формирующая и дидактическая функция. Формирующая функция связана с развитием познавательных способностей, личностных качеств. Дидактическая функция средств обучения является стимулирующей, поскольку она помогает развить познавательную активность учащихся и делает процесс обучения проще и доступнее.

Применение средств обучения происходит либо посредством их реализации в готовом виде, либо, путем их конструирования в совместной деятельности педагога и учащегося и разработки алгоритма их применения.

В любом случае между всеми составными элементами образовательного процесса прослеживается тесная взаимосвязь. Цель образования определяет итоговый показатель педагогического взаимодействия, который должен быть достигнут при взаимодействии педагога и учащегося в процессе прохождения совместного учебно-воспитательного процесса.

Содержание образовательного процесса конкретизируется для достижения, поставленных целей обучения, а методы и формы передают содержание образования.

Формы образовательного процесса необходимы для логического обоснования педагогического процесса. Они определяют каким именно образом будет происходить взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса, чтобы реализовать содержание обучение и достичь продуктивных результатов и поставленных целей.

Рисунок 2. Взаимосвязь компонентов обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Источник

Сферы способы цели обучения

101.1 мед.колледж запись закреплена

Лекция № 19
Тема: Обучение в сестринском деле.
Предметом педагогики как области научного познания является воспитание и обучение.
ОБУЧЕНИЕ — неотъемлемая часть педагогической деятельности.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и укрепить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);
2) максимальная адаптация к болезни.
ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ — это двусторонний процесс целенаправленной деятельности медицинской сестры и пациента, обеспечивающий усвоение знаний и формирование навыков у пациента.
Таким образом, СУНДНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состоит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту ли его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близкие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего основных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профессиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обучения пациента, а в случае необходимости, и его близких.
Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.
СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ: их три:
— ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ — человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличает главную (приоритетную) от информации второстепенной, не имеющей значения;
— ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ — человек, получив информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов, человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербально;
— ПСИХОМОТОРНАЯ — человек обладает умением, благодаря умст¬венной и мышечной деятельности, обучаться каким-либо новым движениям; способен изменить двигательную реакцию в необыч¬ной ситуации, уверенно выполняет необходимые действия. Готов выполнить часть действий психологически, физически и эмоцио¬нально.
СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА — это та область сестринской дея-тельности, в которой медицинская сестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и спе-циальных знаний.
Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.
К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
— словесный (устное изложение, рассказ, беседа)
— наглядный (иллюстрация — медицинский атлас, видеофильм, раз¬личные виды шприцев, ингаляторы и так далее)
— практический — отработка самих манипуляций (измерение АД, сме¬на повязок, введение инсулина и так далее)
Например: (шаги по измерению АД, см. ниже задачу).
Нужную информацию давать в процессе обучения небольшими бло¬ками, идти от простого к сложному, при этом четко выделять главное — то, что пациент должен обязательно усвоить.
ПРИЕМ — это совокупность действий, направленных на достижение желаемого результата в обучении.
К приемам относятся:
1) Восприятие (наблюдение).
2) Запоминание (повторение, составление логических схем, выделе¬ние опорных сигналов).
3) Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобще¬ние, коррекция).
ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ.
ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной об-становке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполне¬ния привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.
К неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), пред¬ставляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ (здорового об¬раза жизни).
В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закре¬пить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструк¬тора ЛФК, массажиста, диетолога и так далее).
Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация сти-мулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепле¬ния и восстановления своего здоровья.
МОТИВ — ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ. Мотивы делят на три группы:
1) социальные (пациент и .общество)
2) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть позна-вательный интерес

Читайте также:  Решение систем уравнений с тремя переменными матричным способом

3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).
У каждого человека есть потребность — иметь жизненные ценности.
Они у всех разные.

Например:
— жизнь
— здоровье
— общество
— дети
— работа
— карьера и так далее.
ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬ¬
НАЯ. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и
настойчиво выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кропотливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном
процессе.
Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:
1) Соответствующим подбором содержания обучения.
Содержание должно быть доступным, последовательным, интерес¬ным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.
2) Разнообразием формы обучения:
— лекция
— деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры)
— проблемный метод
— беседа и так далее.
Для достижения желаемого результата обучение должно быть ПО-ЛИМОТИВИРОВАННЫМ и ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМ.
ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕ¬НИЯ:
— отзывчивость и сердечность;
— способность понять проблемы пациента;
— высокий профессионализм, грамотная речь;
— умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;
— умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;
— умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;
— мотивировать обучение, используя жизненные ценности.
Большое значение имеет способность медсестер к организации учеб¬ного процесса.
СПОСОБНОСТЬ — это психологическая особенность человека, от ко¬торой зависит успех в приобретении знаний, умений и навыков, необ¬ходимых для определенного рода деятельности. ОРГАНИЗАТОРСКИЕ; СПОСОБНОСТИ — способность организовать обучающий процесс, быть лидером, выделять цели, задачи. КОММУНИКАБЕЛЬНЫЕ — проявляются в налаживании взаимоотно¬шений с пациентом, учитывая его индивидуальные и возрастные осо¬бенности (кого быстрее научите вводить инсулин: молодую девушку ‘или 70-ти летнюю сельскую женщину).
КОНСТРУКТИВНЫЕ — в умении проектировать развитие обучающего процесса, как подать тот или иной материал, в каком объеме. ЭКСПРЕССИВНЫЕ — в умении выражать свои чувства, мысли, взгля¬ды или скрывать их.
ЛИЧЦОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагогической
деятельности:
— педагогический такт
— внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде
больше ее быть не может)
— интеллектуальный уровень
— самостоятельность в действиях
— наблюдательность
— общительность
— настойчивость
— самообладание
— активность
— высокая профессиональная подготовка
— целеустремленность
— трудолюбие
— доброта
— отзывчивость
— ответственность
— терпимость
— чувство юмора
Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, соз¬дать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.
Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда паци¬ент готов усвоить нужную информацию.
Готовность пациента к усвоению информации зависит от:
— состояния здоровья
— состояния сознания
— умственных способностей
— возраста пациента
Итак, осуществляя процесс обучения на I этапе сестринского процес¬са, медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте, должна:
— заручиться поддержкой пациента (желание учиться, мотивация),
— определить, чему учить, как учить, зачем учить.
Это возможно только в том случае, если медсестра правильно опреде¬лила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента.

Читайте также:  Способы получения кукурузного масла

II этап сестринского процесса — это определение проблем.
Например: дефицит знаний о
рациональном питании,
технике измерения АД,
приеме медикаментов и так далее.
Если у пациента есть такие проблемы, как, например:
— острая боль
— высокое АД
— обессиливание и так далее,
тогда процесс обучения следует отложить, но опытные медсестры, их мас-терство и искусство даже в экстремальных ситуациях найдут контакт с па-циентом, обучат его и снимут угрозу жизнедеятельности. Пример: преду-преждение развития воспаления легких у послеоперационных пациентов.
III этап сестринского процесса — планирование.
Медицинской сестре необходимо разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента и обязательно составлять его вместе с па-циентом, заручиться его поддержкой, сотрудничать с пациентом.
Постановка целей обязательна по двум причинам:
— дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в
процессе обучения,
— используется для определения результатов обучения.
Цели должны быть:
1) конкретны,
2) реальны,
3) достижимы.
IVэтап — реализация намеченного плана.
Сотрудничество медсестры и пациента — залог успеха в обучении.
Приступая к реализации составленного плана, медсестра должна учи¬тывать окружающую обстановку- это важное условие для успешного обу¬чения. Прежде всего необходимо определиться, как проводить обучение:
— группой
— малой группой (парой)
— индивидуально
Так групповое обучение не всегда эффективно, но это зависит от ко¬личества обучаемых, достаточного времени у медсестры, финансовых воз¬можностей ЛПУ и пациента.
Лучше всего-обучение проводить индивидуально.
Имеет значение комфорт во время обучения (наличие аудитории, свежий воздух, температура воздуха, вентиляция, мебель, освещение и так далее).

Обучение всегда начинается с более простых навыков, например, умывания, одевания, приема пищи, пользования мочеприемником — повсе-дневных навыков, а затем переходят к более сложным: например, пользо-ванию инвалидной коляской и технике измерения АД.
При обучении могут встретиться новые термины, непонятные для па-циентов. Нужно рекомендовать все записывать в виде словарика, в кото¬ром термину соответствует его значение.
Например:
— поручни — приспособления для самостоятельного передвижения пациента;
— тонометр — прибор для измерения давления;
— гипертония — высокое АД и так далее.
ПРИ ОБУЧЕНИИ МОЖНО ШИРОКО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СПЕЦИ-АЛЬНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, МЕДИЦИНСКИЙ АТЛАС, ПАМЯТКИ, КА-ЛЕНДАРИКИ, ИНСТРУМЕНТЫ И ТАК ДАЛЕЕ.
Печатные материалы должны быть доступны, написаны простым язы¬ком, иметь небольшие объемы (большой объем отпугивает пациента), не содержать непонятных медицинских терминов.

ВНИМАНИЕ!
— При обучении избегайте медицинских терминов.
— Выделяйте главное (можно простым подчеркиванием).
— Используйте большое количество примеров.
— Соблюдайте последовательность в обучении.
СХЕМА ПРОСТА:
1. Расскажите, что необходимо изучить.
2. Попросите все повторить.
3. Покажите все — что необходимо.
4. Попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту — вы-полните, по возможности, вместе.
5. Пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до конца.
При обучении стремитесь от передачи знаний к умению и навыку.
В процессе обучения задавайте больше конкретных вопросов, наблюдайте, как пациент выполняет новые навыки. Обучите своих пациентов вести дневник наблюдения, где они будут отражать определенные показа-ели (например: пульс, АД, массу тела и так далее). Если пациенты не могут запомнить даты, сроки — попросите отмечать их у себя в календарике.

V этап- оценка. Следует соотнести полученный результат в обучении
поставленной целью.
В конце процесса обучения по конкретной проблеме, медсестра сообщит пациенту результат сестринской оценки: он должен знать, насколько спешно справился с поставленной задачей, и можно ли считать обучение спешным или завершенным. Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:
— адекватная (совпадает с мнением медсестры);
— неадекватная (завышенная или заниженная);
— нестабильная (сегодня доволен, завтра- нет).
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
Ситуация
На I этапе медсестра собирает информацию: пациент, Иван Петрович, инженер сельхозтехники по профессии, находится на стационарном лечении в кардиологическом отделении. Врачебный диагноз: гипертоническая болезнь II ст. При опросе медсестра выяснила, что пациент страдает периодически очень сильными головными болями. АД повышается до очень высоких цифр. В результате лечения АД быстро снижается, и паци¬ент быстро выписывается, ссылаясь на очень большую занятость и необ¬ходимость быть всегда на рабочем месте. Рекомендации врача принимать лекарства для контроля АД не выполняет. При последней госпитализации АД 200/120 мм рт.ст., Р=100 уд. в мин. Пациенту был рекомендован по¬стельный режим, назначены гипотензивные, и АД быстро снизилось, ис¬чезли головные боли, пациент чувствует себя хорошо, повеселел, выглядит лучше, стал задавать медсестре много вопросов, и медсестра заметила, что Иван Петрович следит, как измеряется АД ему и всем соседям по палате, рассматривает тонометр. Оказалось, он и его родственники не умеют из¬мерять АД.
II этап: постановка сестринских проблем, выбор приоритетной проблемы.
Приоритетная проблема: дефицит знаний по технике измерения АД.
III этап. Планирование. Краткосрочная цель: пациент осознает необходимость научиться измерять АД самостоятельно через 2 дня.
Долгосрочная цель: пациент будет измерять АД самостоятельно через 10 дней.
IVэтап — планирование.
1) Медсестра будет беседовать с пациентом по 10 минут в течение 2-х
дней с целью убедить его в необходимости измерять АД самостоятельно.
2) Медсестра расскажет пациенту о различных видах аппаратов для измерения АД.
3) Медсестра поинтересуется финансовыми возможностями пациента и его семьи и даст совет, какой аппарат лучше приобрести для измерения АД самому себе (электронный, не нужен фонендоскоп).
4) Медсестра расскажет о технике измерения АД и сама все проде-монстрирует, предложит все записать.
5) Медсестра предложит пациенту самому все рассказать.
6) Медсестра сама продемонстрирует технику измерения АД на паци¬енте.
7) Медсестра вместе с пациентом ежедневно 2 раза в день будет из¬мерять АД, при этом отвечать на все возникающие вопросы у па¬циента и будет хвалить его.
8) Медсестра предложит пациенту ежедневно продемонстрировать измерение АД самостоятельно.
9) Медсестра пригласит родственников пациента и предложит им. обучиться технике измерения АД на случай, если пациент сам не сможет этого сделать.

IV. Реализуйте выше составленный план, согласованный с пациентом
V. Цель достигнута, через 10 дней пациент измеряет АД самостоятельно и правильно оценивает результаты измерения.

Источник

Оцените статью
Разные способы