Классификация. Сериация .Сравнение по количеству
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Конспект разработан с целью закрепление представлений у детей о классификации и сериации предметов по заданному признаку. Умение сравнивать предметы по их количеству, делать выводы (больше на, меньше на, столько же, сколько и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_klassifikatsiya.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк».
Разработка непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми 6-7 лет
на тему: «Классификация. Сериация .Сравнение по количеству.»
Сентябрь 2 неделя. (2 ОД)
Е.В Соловьева стр 150.
Воспитатель 1 квалификационной категории
направленности для детей 6-7 лет
Вдовина Ольга Владимировна
Городской округ город Выкса 2019 год
Задачи: Закрепление представлений у детей о классификации и сериации предметов по заданному признаку. Умение сравнивать предметы по их количеству, делать выводы (больше на, меньше на, столько же, сколько и т.д.)
Предварительная работа: « Четвертый лишний», Д/И « Шары от светлого к темному».
Средства: муляжи фруктов, овощей, геометрические фигуры, карандаши.
Воспитатель читает стихотворение.
У девчонки, у мальчишки
В нём лежат тетради, книжки,
Ручка, кисточка, альбом,
Нет лишь куклам места в нём.
Воспитатель: — Вы правы, конечно это — школьный портфель (воспитатель показывает детям школьный портфель с грустным выражением лица). Вот он! Ой, ребята, а как вы думаете – какое настроение у нашего гостя?
Воспитатель: — Уважаемый портфель, почему Вы такой грустный, что произошло? (Портфель «отвечает» воспитателю на ухо.)
Воспитатель: Всё понятно… с портфелем произошла беда – он не может найти своего хозяина. Ребята, как вы думаете, можем ли мы оставить его в такой трудной ситуации?
Воспитатель: — Я предлагаю позвонить в стол находок (воспитатель просит кого-нибудь из детей позвонить в стол находок и, объясняя ситуацию, просит о помощи).
Воспитатель: — Ребята, а пока мы ждём хозяина портфеля, давайте постараемся поднять нашему гостю настроение, а сделать это мы сможем, если расскажем и покажем ему, что вы совсем готовы стать школьниками. Давайте пройдём за столы.
Воспитатель: — Уважаемый портфель, позвольте Вас открыть? (Воспитатель открывает портфель.)
Воспитатель: — Ребята, послушайте загадку о том, что находится в портфеле:
Огурец, капуста, кабачок,
Перец, лук, морковь и чесночок.
Как всё это вместе назовём,
В огороде нашем соберём?
Груша, яблоко, банан.
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся…
(Фрукты)
На доске расположены карточки.
Посмотрите внимательно на овощи (огурец, кабачок, перец , горох, помидор) и скажите. Какой лишний и почему?
Дети. Лишний помидор, потому, что все зеленые.
Воспитатель. А теперь посмотрите на эти яблоки. Что здесь лишнее?
Дети. Лишнее яблоко с листочками, а все без листочков.
Воспитатель. А еще у меня есть карточки овощей и фруктов и их надо разобрать по цвету, по форме.
Но для этого нужно разделиться на команды. На первый второй рассчитаться.
1 номера – будут отбирать урожай по форме.
2 номера – по цвету.
Воспитатель. Молодцы! Я бы без вашей помощи не справилась с таким сложным заданием.
Воспитатель: — Теперь мы снова вернёмся к столам.
(воспитатель достаёт из портфеля конверт с геометрическими фигурами).
Воспитатель: — Ребята, в портфеле я нашла какой – то конверт. Предлагаю посмотреть — что в нём:
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник —
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие фигуры.
Перед детьми счетные наборы с геометрическими фигурами.
Ребята выложите пожалуйста 4 квадрата, и 5 треугольников
Как быстро можно определить каких фигур больше? (составить пары)
— А на сколько? (на 1)
Почему вы так решили ? (потому что одному квадрату не досталось в пары треугольника).
А теперь положите 5 квадратов и 5 ромбов
Воспитатель: А теперь как можно сказать про эти фигуры
Дети: квадратов столько – же, сколько ромбов.
А сейчас положите 6 треугольников, а квадратов на 1 меньше.
Добиваться развернутого ответа детей.
Пальчиковая гимнастика «Точка внимания»
Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,
пальцы одной руки легко стучат по ладони другой
Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.
то же другой рукой
Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.
нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)
Помассировать по кругу,
круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)
А теперь расслабить руку.
легко пошевелить пальцами
крепко сжать кулаки
напряженно вытянуть пальцы
Мы внимательными станем!
скрестить руки на груди
Закрепление материала проводиться в пособие Моя математика с 12
Ребята, портфель говорит, что вы ему очень понравились, настоящие будущие школьники.
Я очень рада за вас, все задания вы выполнили правильно, хотя они были не лёгкими.
Звонок по телефону – …
Воспитатель. Да, да, хорошо, обязательно передадим . Ребята, хозяин портфеля нашёлся – это один школьник приводил в детский сад свою младшую сестрёнку и так спешил, что забыл портфель на скамейке у входа. Давайте попросим наших гостей передать портфель этому мальчику.
Ребята, портфель прощается с нами и надеется, что вы будете очень внимательными, собранными школьниками и никогда не будете терять свои школьные принадлежности, а ещё он желает вам учиться в школе только на 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте.
Для освоения операций классификации и сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь выступает операция сравнения. Сравнение — оди.
конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» по теме «Сравнение групп предметов по количеству. столько же»
Формировать представление о равночисленности групп предметов.
Формирование элементарных математических представлений. Сравнение по количеству.
ФЭМП Задание для занятий ФЭМП в старшей группе на тему сравненияС помощью данных заданий, дети научатся сравнивать;Отвечать на вопросы: Чего больше? На сколько меньше? На сколько больше.
Конспект занятия по ФЭМП » Классификация. Сериация .Сравнение по количеству»
Конспект разработан с целью закрепление представлений у детей о классификации и сериации предметов по заданному признаку. Умение сравнивать предметы по их количеству, делать выводы (больше .
Конспект образовательной деятельности по ФЭМП «Классификация. Сериация. Сравнение по количеству» Сентябрь 2 неделя (2)
Цель: закрепление представлений у детей о классификации и сериации предметов по заданному признаку. Умение сравнивать предметы по их количеству, делать выводы (больше на, меньше на, столько же, с.
Конспект фронтального занятия по ФЭМП в старшей группе по теме: «Сравнение количеств предметов в пределах 7. Фиксация результатов сравнения».
Сравнение количеств предметов в пределах 7.
Открытое занятие по математике.Тема : “Сравнение по количеству двух множеств предметов”.
Показательный: карточки с изображением бабочек и цветочков, геометрические фигуры, обручи, 3 конверта; изображение красной шапочки, волка и бабушки, изображение корзинки, корзинка с пирожками.Ра.
Источник
Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте
Людмила Дюбко
Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте
Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение и др. даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности — игровой, конструктивной, изобразительной, учебной.
Свойство — это сторона предмета, которая указывает на различие или сходство его с другими предметами. Познание свойств предметов осуществляется в процессе развития у ребёнка представлений об эталонах (при активном участии зрительно — осязательного, двигательного обследования) и практических действий с предметами. На основе объединения предметов по какому-либо свойству (свойствам) создаётся множество. В основе множества лежит определённая общность двух или более предметов, между которыми устанавливаются отношения. Установление отношений происходит путём выполнения логических операций сравнения, классификации, сериации и др. На начальном этапе освоение дошкольниками свойств предметов происходит через чувственное познание. Для освоения операций классификации и сериации необходимо развитие абстрактного мышления. Связующим звеном здесь выступает операция сравнения.
Сравнение — один из основных логических приёмов познания внешнего мира, познания любого предмета. Сравнение даёт возможность обнаружить существенные и несущественные свойства, выделить сходство и отличие.
Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка.
Овладение классификацией способствует пониманию ребёнком того, что лежит в основе сходства и различия предметов, развитию умения выделять общее значимое свойство. Овладевая операцией сериации, ребёнок учится выявлять и упорядочивать различия в одном свойстве.
Первый этап — развитие совершенствование умения классифицировать предметы на «абстрактном» дидактическом материале. Детям предлагаются игры на классификацию предметов по заданным свойствам: цвету, форме, размеру: «Заполни аквариумы», «Садовники», «Бабочки» и т. д. По типу игр с одним, двумя, тремя обручами детям предлагается расселить рыбок в аквариумы, рассадить цветы на клумбы и т. д. Например, на одной клумбе посадить все жёлтые цветы, на другой — все не толстые, на третьей — все маленькие. Или на первую полянку должны слетаться все синие бабочки, на вторую — все треугольные. Не синие и не треугольные бабочки будут между полянками, а не на полянках. По мере освоения детьми умения классифицировать по заданным свойствам им предлагают более сложные варианты игры — классификацию предметов по самостоятельно выделенным свойствам: «Кто в домике живёт?», «Найди соседей», «Улицы города» и т. д. В таких играх дети сами определяют основание для классификации и свойства, по которым объединяют предметы в те или иные блоки. Например, «Я построю город, в котором на одной улице будут, стоять все большие дома, на другой — все некрасивые, а на третьей все четырёхугольные». Усложнение игр состоит в переходе от классификации по двум свойствам к классификации по трём свойствам, к выделению закономерностей создания группировок. Например, в игре «Заполни аквариумы» даётся задание запустить в каждый из двух (трёх) аквариумов «рыбок» с заданными свойствами. Затем предлагается определить, какие «рыбки» попадут в сообщающиеся аквариумы. Если ребёнок ошибается — «рыбка уплывает» из аквариума. На этом этапе используются игры, в которых блоки с заданными свойствами ребёнок отбирает на ощупь, а затем визуально проверяет правильность выполнения задания, например, в игре «Чудесный мешочек» детям предлагается мешочек с набором блоков и две корзинки. Даётся задание типа «Найди и положи в одну корзинку все большие фигуры, в другую все треугольные». Ребёнок выбирает фигуры, обладающие заданными свойствами величины и формы, на ощупь, затем визуально проверяет правильность выполнения задания. Необходимо поощрять подробное словесное описание детьми предметов, умение выделять и классифицировать свойства зрительно и осязательно.
В результате первого этапа у детей развивается умение классифицировать абстрактный материал по разным свойствам зрительно и при помощи осязания. Умения комментировать свои действия.
Второй этап — совершенствование умения классифицировать предметы на «жизненном» дидактическом материале.
Система проведения игр, их усложнения — те же, что и на первом этапе, однако на втором этапе дети классифицируют «жизненный» материал (рыбок, бабочек, цветы, дома, машинки и т. д.). Например, в игре «Садовники» материал включает набор цветов, отличающихся окраской (синяя, жёлтая, красная, формой лепестков (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, размером (большой, маленький, наличием серединки (есть, нет). Все варианты сочетания этих свойств определяют количество данного материала — всего в наборе должно быть 48 цветков, каждый из которых чем-то отличается от других.
Задание: рассадить цветы на клумбы в соответствии с заданными свойствами; определить какие цветы будут расти на пересекающихся клумбах и высадить их. В результате второго этапа у детей развивается умение классифицировать по заданным свойствам (одному, двум, трём) на «жизненном» материале и отражать свои действия в речи.
Третий этап — развитие у детей умений подбирать и изготавливать дидактический материал, подлежащий классификации.
На этом этапе предлагается придумывать содержание дидактического материала и самостоятельно подбирать основания для классификации.
Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Отбирая методы и приёмы, воспитатель должен помнить, что в основе образовательного процесса лежит проблемно-игровая технология. Поэтому преимущество отдаётся игре, как основному методу обучения дошкольников, математическим развлечениям, дидактическим,
развивающим, логико-математическим играм; игровым упражнениям; экспериментированию; решению творческих и проблемных задач, а также практической деятельности.
Занятия по овладению операцией классификацией и сериацией позволяют овладевать приемами продуктивного мышления, а именно операцией классификации, следовательно облегчат усвоение материала и активизируют умственные способности дошкольников.
Источник