Серебряный иней способ переноса значения

Средства художественной выразительности
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)

Здесь собран материал по теме «Средства художественной выразительности» на просторах интернета. А также есть практические упражнения и таблицы.

Скачать:

Вложение Размер
sredstva_hudozhestvennoy_vyrazitelnosti.docx 34.4 КБ

Предварительный просмотр:

Средства художественной выразительности

Способы переноса значений слова . Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическим значением слова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового облика слова с тем или иным явлением действительности.

Прямое (или основное, главное) значение слова — это такое значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Например, слово стол имеет следующее основное значение: «предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких опорах, ножках».

Переносные (непрямые) значения слов возникают в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д. Так, слово стол имеет несколько переносных значений: 1. Предмет специального оборудования или часть станка сходной формы (операционный стол, поднять стол станка). 2. Питание, пища (снять комнату со столом). 3. Отделение в учреждении, ведающее каким-нибудь специальным кругом дел (справочный стол).

В зависимости от того, на каком основании и по какому признаку название одного предмета переносится на другой, различают три типа переноса значений слов: метафору, метонимию и синéкдоху. Некоторые лингвисты выделяют ещё перенос по сходству функций.

1 . Метафора (гp. metaphora — перенос) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков.

Сходство предметов, получающих одно и то же название, может проявляться по-разному:

предметы могут быть похожи по форме (кольцо на руке — кольцо дыма,спелое яблоко — глазное яблоко);
по цвету (золотой медальон — золотые кудри, шоколадный батончик — шоколадный загар);
по функции (камин — печь и камин — электрический прибор для обогревания помещения, крыло птицы — крыло самолёта);
по характеру звучания (завыл пёс — завыл ветер);
сходство в расположении двух предметов по отношению к чему-либо (хвост животного — хвост кометы, нос человека — нос корабля);
сходство в оценке предметов (ясный день — ясный стиль);
сходство в производимом впечатлении (черное покрывало — черные мысли);
возможны сближения и по другим признакам: зеленая клубника — зеленая молодежь (объединяющий признак — незрелость); быстрый бег — быстрый ум (общий признак — интенсивность); тянутся горы — тянутся дни (ассоциативная связь — протяженность во времени и пространстве).

Метафоризация значений часто происходит в результате переноса качеств, свойств, действий неодушевленных предметов на одушевленные: железные нервы, золотые руки, пустая голова, и наоборот: ласковые лучи, рев водопада, говор ручья.

Нередко бывает так, что главное, исходное значение слова метафорически переосмысляется на основе сближения предметов по разным признакам: седой старик — седая древность — седой туман; черное покрывало — черные мысли — черная неблагодарность — черная суббота — черный ящик (в самолете).

Метафоры, расширяющие многозначность слов, принципиально отличаются от поэтических, индивидуально-авторских метафор. Первые носят языковой характер, они частотны, воспроизводимы, анонимны. Языковые метафоры, послужившие источником возникновения у слова нового значения, в большинстве своем необразны, поэтому их называют «сухими», «мертвыми»: колено трубы, нос лодки, хвост поезда. Но могут быть и такие переносы значения, при которых отчасти сохраняется образность: цветущая девушка, стальная воля. Однако выразительность подобных метафор значительно уступает экспрессии индивидуальных поэтических образов; ср. языковые метафоры: искра чувства, буря страстей и поэтические образы С. Есенина: чувственная вьюга; буйство глаз и половодье чувств; пожар голубой.

Сухие метафоры , порождающие новые значения слов, употребляются в любом стиле речи (научном: глазное яблоко, корень слова; официально-деловом: торговая точка, тревожный сигнал); языковые образные метафоры тяготеют к экспрессивной речи, их употребление в официально-деловом стиле исключено; индивидуально-авторские метафоры — достояние художественной речи, их создают мастера слова.

2. Метонимия (гр. metonymia — переименование) — это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности.
Так, метонимическими являются переносы наименований:
названия материала на изделие, из которого оно изготовлено (золото, серебро — Спортсмены привезли с Олимпиады золото и серебро);
названия места (помещения) на группы людей, которые там находятся (класс, аудитория — Класс готовится к контрольной работе; Аудитория внимательно слушает лектора);
названия посуды на ее содержимое (фарфоровое блюдо — вкусное блюдо);
названия действия на его результат (заниматься вышивкой — красивая вышивка);
названия действия на место действия или тех, кто его выполняет (переход через горы — подземный переход; защита диссертации — играть в защите);
названия предмета на его обладателя (тенор — молодой тенор);
имя автора на его произведения (Шекспир — ставили Шекспира) и т.д.

Как и метафора, метонимия может быть не только языковой, но и индивидуально-авторской. Последние часто встречаются в художественной речи, например, у А.С. Пушкина: Фарфор и бронза на столе, и, чувств изнеженных отрада, духи в граненом хрустале; Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой.

3 . Синéкдоха (гр. synekdoche — соподразумевание) — это перенос названия целого на его часть, и наоборот. Например, груша — фруктовое дерево и груша — плод этого дерева; голова — часть тела и голова— человек умный, способный; вишня созрела — плод; мы люди простые — говорящий о себе самом.

На синекдохе основаны переносы значения в таких, например, выражениях: чувство локтя, верная рука, протянуть руку помощи, доброе слово, полет мысли и под.

4. Переносы по сходству функций возникают тогда, когда предметы выполняют одинаковые функции: дворник — «человек, убирающий двор» и «стеклоочиститель на автомобиле»; сердечный клапан — клапан насоса.
С течением времени переносные значения могут стать прямыми.

Определить, в каком значении употреблено слово, можно только в контексте:

Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё. — В Тараканове, как в самом глухом медвежьем углу, не было места тайнам.
В первом предложении слово угол употреблено в прямом значении «место, где сходятся, пересекаются две стороны чего-либо». А в устойчивых сочетаниях «в глухом углу», «медвежий угол» значение слова будет переносным: в глухом углу — в отдалённой местности, медвежий угол — глухое место.

В толковых словарях прямое значение слова даётся первым. Значение, зафиксированное в качестве переносного идёт с пометой «перен.».
Пример словарной статьи:
Деревянный, -ая, -ое. 1. Сделанный из дерева. 2. перен. Неподвижный, маловыразительный. Деревянное выражение лица. Деревянное масло — дешёвый сорт оливкового масла.

Примеры метафоры в русском языке

Золотая голова
Золотые руки
Каменное сердце
Крутая машина
Железный характер
Ядовитый человек
Глухая ночь
Кот наплакал
Ежовые рукавицы
Волчья хватка
Пятое колесо в телеге

Метонимия очень похожа на метафору. Иногда их трудно различить. Чтобы не ошибиться, следует опираться на отличия:

  • В метафоре сопоставляемые предметы обязательно похожи, при метонимии такого сходства нет. Это чем же похожи фраки на людей, которые облачены в них?
  • Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов как, вроде, подобно . Например, бахрома инея – иней, как бахрома. Метонимию в сравнительный оборот преобразовать не удастся. «Все флаги в гости будут к нам», где флаги замещают страны.
  • Синекдоха – такой перенос значения, когда, называя часть, имеют в виду целое или, называя целое, имеют в виду часть целого.
  • Обычно в синекдохе употребляется :
  • 1. Единственное число вместо множественного: «Всё спит — и человек, и зверь, и птица ». (Гоголь);
  • 2. Множественное число вместо единственного: «Мы все глядим в Наполеоны ». (Пушкин);
  • 3.Часть вместо целого: «Имеете ли вы в чём-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства». (Герцен);
  • 4.Родовое название вместо видового: «Ну что ж, садись, светило ». (Маяковский) (вместо: солнце );
  • 5.Видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку ». (Гоголь) (вместо: деньги ).

Анализ стихотворения Николая Рубцова «Звезда полей» показал, что автор стремился усилить эффект, используя различные соседства выразительности. Но какие же эмоции он хотел передать? Во-первых, это чувство тревоги за тех людей, которые лишены веры, надежды, тех, кто одинок. Во-вторых, и эта эмоция преобладает, чувство некоторой защищенности. Звезда полей ведет заблудшего человека, она оберегает его, освещает путь.

Практическая работа по теме: «Тропы. Фигуры речи». 1 вариант

Задание: определите тропы и фигуры речи.

  1. Спит земля в сияние голубом. (М.Ю.Лермонтов). олицетворение
  2. Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит. (Н.А.Некрасов).эпитет.сравниние
  3. Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. (В.Маяковский).антитеза, синекдоха эллипсис
  4. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.Маяковский).гипербола
  5. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. градация
  6. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В.Гоголь).эпифора
  7. Сладкая горечь воспоминаний. оксюморон
  8. Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор? (А.С.Пушкин). параллелизм
  9. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (А.С.Пушкин). эпитет олицетворение
  10. Корабль пустыни. перифраз

Практическая работа по теме: «Тропы. Фигуры речи» 2 вариант

Задание: определите тропы и фигуры речи.

  1. Ликует буйный Рим. (М.Ю.Лермонтов). метонимия
  2. Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л.Н.Толстой).анафора градация
  3. В сто тысяч солнц закат пылал. (В.В.Маяковский).гипербола метафора
  4. Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьет меня… (А.А.Блок).олицетворение
  5. В синем море волны плещут, в синем небе звезды блещут. (А.С.Пушкин).параллелизм
  6. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.П.Чехов).градация
  7. Пустых небес прозрачное стекло.метафора
  8. Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и могучая, // Ты и бессильная, // Матушка-Русь. (Н.А.Некрасов). анафора. параллелизм
  9. Обыкновенное чудо. оксюморон
  10. Земного счастья мы не ценим, // Людей привыкли не ценить; // Себе мы оба не изменим, // А нам не могут изменить. (М.Ю.Лермонтов)эпифора

Источник

Серебряный иней!»

Серебряный иней!

. На термометре было около двадцати градусов мороза, когда я решил выбраться в лес. Окончательным поводом для этого стало довольно редкое явление в природе — серебряный иней, еще с ночи окутавший деревья, кусты, травы, провода электролиний и т.д. И как только выглянуло румяное утреннее солнце, весь этот иней засеребрился, заискрился, запереливался в лучах скупого зимнего светила. Но яркости нашей родной звезды все же с лихвой хватало, чтобы разукрасить и городские скверы, и лесные поляны, куда я и держал свой путь.
«Мороз и солнце — день чудесный!». Эти пушкинские строки я беспрерывно повторял в уме, благодаря судьбу за прекрасное праздничное, самое что ни на есть новогоднее, настроение.
Широкие охотничьи лыжи с тихим шорохом пробивают снежную целину. От недавней оттепели на ней даже образовалась тоненькая корочка наста, теперь диковинным зеркалом отражающая все мельчайшие тени, все яркое цветенье наступающего январского дня.
Глаза режет от нестерпимого сверкания снежного наста, горящего то жарким золотистым светом, то холодной голубизной в тенях лесных пригорков, высоких болотных кочек и старых пней на вырубках. Кажется, ледяные кристаллики инея плавятся в контровом свете солнца, как бы исходят неземным огнем-свечением.
Поникшие прошлогодние кустики трав молчаливо стоят, словно в забытьи, в этих парчовых ризах сверкающего инея и куржака. Березы стали. невесомы, словно отделившись от земли и паря в высоком ярко-голубом небе, потом на моих фотоснимках оказавшемся ярчайшим фиолетовым. Ветки берез, осин, тальников, рябин и черемух превратились в нежнейшие коралловые сплетения и узоры, осыпающиеся миллионами мельчайших ледяных искр при неосторожном ударе лыжной палкой по древесным стволам.
Я весь с головы до ног осыпан этой снежно-ледяной пылью, ибо продираюсь сквозь заросли березняка и осинника. Но вот и опушка! Как светло и даже тепло здесь, в защищенном от ветра месте. Невысокое солнце ощутимо греет кожу лица своими широкими и яркими лучами. Хочется сесть куда-нибудь поудобнее и подольше позагорать в живительном небесном свете, которого так не хватает нам в городских квартирах.
Но стайка мелких пичуг прилетает и садиться на ветки берез, вздымая тонкие облачка мельчайших ледяных кристалликов. Птицы ловко и деловито снуют по веткам, молчаливо перепархивая с одной на другую. Кажутся они мне диковинными живыми гроздьями, повисшими на заиндевелых деревьях. Щелкаю подряд много раз кнопкой спуска своего цифрового фотоаппарата «Canon», наведя его на резкость в режиме телеобъектива. Почти неслышная работа электронного затвора ничуть не пугает лесных пичуг.
С полчаса, не меньше, стою и любуюсь прекрасной картиной северной зимней природы.
Но надо идти дальше, ведь январский день короток!
Жизнь в лесу не замирает даже в самую лютую стужу. В вечерних сумерках ныряют в глубокие снежные пуховики тетерева с тем, чтобы на рассвете шумно выпорхнуть на поверхность, оставляя после себя затвердевшие лунки и кучки помета. Тетерева тут же рассаживаются по окрестным березам и начинают кормиться вкусными витаминными почками, которыми и питаются всю зиму.
Гложут по ночам кору поваленных бурею осинок зайцы-беляки: тут у них зимняя «столовая». К весне останутся только добела обглоданные стволы и ветки, до опять же кучки заячьего помета.
Мышиное население по опушкам понаделало множество следов и снежных норок. Возле одной из них вижу четкие отпечатки широких когтистых лап: «позавтракала» сова! Но и рыжая лисонька прямо-таки обожает подобное лакомство, конечно, не на виду у охотников! Зазеваешься ведь невзначай — попадешь на чей-то воротник или шапку.
По заиндевевшим еловым стволам скачет пепельно-седая белка, лишь недовольно цокнувшая при моем приближении. Тут у нее тоже столовая: еловые шишки! И черно-пестрый дятел весь короткий световой день проводит в поисках спящих под корой деревьев жирных гусениц и личинок жуков-короедов. А то устроит для себя на обломанной ветром осиновой сухаре птичью «столовую», нося сюда со всей округи спелые сосновые шишки, из которых в удобной расселине клювом извлекает вкусные питательные семена. Ловко это получается у лесного трудяги, длинный язычок так и снует между раздвинутыми чешуйками шишки! Целые вороха и кучи их можно потом увидеть под дятловыми «столовыми».
Синички, поползни, клесты, кедровки — все любят питательные, целебные семена хвойных деревьев!
В зарослях жесткой полыни, пижмы и других зимних трав тоже много птичьих и мышиных следов: ветром насорило мелких семян растений, которые и спасают от лютого голода лесных обитателей.
. Вот и полдень! Солнце заняло над лесом наивысшую для начала января точку. Еще недалеко позади остался наикратчайший день зимнего солнцестояния, «день с воробьиный скок»! Теперь солнце повернуло на лето, а зима на мороз. Но впереди пришвинские «весна света», «весна воды».
Однако еще правит в заснеженном Берендеевом царстве — государстве полновластный хозяин зимы — Дедушка Мороз! И трескучий рождественский, и леденящий крещенский. Заплачешь поневоле от стужи, если столбик термометра падет ниже минус сорока. Прячется от нее все живое в дупла, снежные норы, под густой еловый полог. Тепло в берлоге косолапому, только небольшой парок струится из чела его зимнего логова. У медведицы же в самые лютые морозы появляются на свет крошечные слепые медвежата.
. Черный ворон с протяжным криком летит над зимней заснеженной тайгой. Летит вслед уходящему солнцу, роняя на землю громкие тягучие звуки. И этой птице тоже хочется еще немножко тепла, еще капельку светоносной энергии, дабы пережить суровую длинную ночь.

Вл.Назаров
Нефтеюганск
2001 год

Источник

Читайте также:  Засолка помидор без уксуса горячим способом
Оцените статью
Разные способы