- Консультация для родителей «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов» консультация (младшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Способы сенсорного обследования учебно-методический материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Задания для обследования сенсорного восприятия предметов у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов»
консультация (младшая группа)
Данная консультация раскрывает перед родителями важность сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация «сенсорные эталоны» | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов».
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Необходимо предоставить ребенку для восприятия как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию, опробованию и др. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.
Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорные эталоны сложились исторически и с ними сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз, способом сравнения одного объекта с другим, то есть является относительной). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Свои виды эталонов имеются во вкусовом восприятии – это четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т.п.
Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в качестве «единиц измерения».
А начинаем мы знакомить малыша с сенсорными эталонами уже в раннем возрасте.
На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).
Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
• цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;
• форм а – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;
• звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;
• элементарное количество (без счета ) – много, мало, один, ни одного, столько же.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Сенсорные ощущения могут быть разными:
• зрительные ощущения –
ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
• слуховые ощущения –
ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;
• вкусовые ощущения –
ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда;
• осязательные ощущения
– ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов;
• обонятельные ощущения
– ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.
Задача взрослого – расширить и углубить естественные для возраста ребенка стороны развития. И сделать это можно различными способами. Один из них — это игра. Ведь игра-это ведущий вид деятельности маленького человека, главный источник развития. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно просто поиграть. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель познание мира, остается неизменной.
Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста.
1. Развитие зрительных ощущений: ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
Дидактическая игра «Собери яблоки ».
Цель: учить группировать предметы по цвету.
Дидактическая игра «Собери урожай».
Цель: учить группировать предметы (помидорчики и огурчики) по величине.
Предложить ребенку собрать овощи малой величины в маленькую корзинку, а большие – в большую.
Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам».
Цель: Учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине Предложить ребенку подобрать к блюдцам нужные чашки по цвету и величине.
2. Развитие слуховых ощущений.
При развитии слуховых ощущений, очень важно показать детям, что любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может “звучать”. Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям, по животу. С целью повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов. Шумовые музыкальные инструменты своими руками сделать не сложно. Музыкальные игрушки очень интересны и полезны детям, они помогут развитию слуха, внимания, емкости: коробочки, баночки. Емкость заполняется на одну треть крупами или другими материалами, которые могут
издавать шум при ударе о стенки емкости.
3. Вкусовые и обонятельные ощущения — ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Дидактические игры «У ЗНАЙ НА ВКУС И ЗАПАХ » — Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.
Дидактическая задача: Учить определять названия запахов, устанавливать отношения между предметом и запахом. Работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, т. е. восприятие запаха.
Игровые правила . Не глядя на овощ (завязать глаза), определять его вкус, по запаху; правильно называть вкус словом, отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ или фрукт для пробы.
Дидактическая игра «Ищем пару»
Оклейте картонные пластинки разными материалами: бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Игровые правила . На ощупь ребенку нужно с закрытыми глазами найти пары одинаковых пластинок.
Дидактическая игра «Что внутри шариков?»
Наполните несколько воздушных шариков разными наполнителями: вода, песок, мука с водой, горох, фасоль, различные крупы: манка, рис, гречка и др. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными.
Игровые правила . Ребенку нужно на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
4. Осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
В непрозрачный мешочек положите предметы разной формы, величины и фактуры – игрушки, кубики, пластмассовые буквы и цифры.
Игровые правила . Предложите ребенку не заглядывая в мешочек, на ощупь, найти нужный предмет.
Дидактическая игра “Тактильный мешочек” развивающая игра для детей 3-6 лет. В основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме а по текстуре.
Дидактическая игра «Платья для куклы»
Предложите ребенку трех кукол в разных платьях — шерстяном, шелковом, вязаном. Пусть поочередно рассмотрит и пощупает платье на каждой кукле. Потом платья снимают и кладут в мешочек. Нужно в мешке на ощупь отыскать нужное платье и надеть на куклу.
Дидактическая игра «Предметы под салфеткой»
Разложите на столе небольшие игрушки или предметы: погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., накройте их сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой.
Игровые правила . Предложите ребенку через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
Заниматься с малышом необходимо в форме игры и тогда это доставит ребёнку удовольствие.
Источник
Способы сенсорного обследования
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Набор схематических карточек, которые можно использовать в работе с детьми в ходе наблюдений, опытов, экспериментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников умения сочинять описательную загадку на основе сенсорного обследования предмета по технологии Сомковой О.Н.
5 методик на обследование памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Обогащение познания детей с амлиопией и косоглазием через обучение умению составлять описательные загадки на основе сенсорного обследования предметов окружающего мира.
Данный материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. Развитие слуховой памяти очень важно для успешного обучения в школе, она будет активно задействована на уроках во время рассказов учителя.
Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания детей.
Для формирования представлений ребенка об окружающем мире, предметах, явлениях и связях между ними необходимо обучить ребенка основным действиям и правилам обследования и восприятия, освоив которые, о.
Данная консультация раскрывает перед родителями важность сенсорного развития ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предме.
Источник
Задания для обследования сенсорного восприятия предметов у детей дошкольного возраста
Елена Спирина
Задания для обследования сенсорного восприятия предметов у детей дошкольного возраста
1. Разложи фигуры.
Задание направлено на выявление уровня практического ориентирования ребёнка на форму предметов (квадрат, круг, треугольник); умение подбирать нужные формы.
Оборудование. Доски с тремя (круг, квадрат, треугольник) формами.
Фигурки вынимаются из углублений: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Детям предлагается найти место по очереди для каждой из фигурок. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение, после которого ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
2. Разборка и складывание матрешки.
Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.
Ребенку дают двухсоставную матрешку и просят ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение: воспитатель берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
3. Разборка и складывание пирамидки.
Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка практического ориентирования на величину, соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий.
Оборудование: пирамидка из трех (четырех) колец.
Воспитатель предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее.
Обучение. Если ребенок не начинает действовать, взрослый начинает подавать ему кольца по одному, каждый раз указывая жестом, что кольца нужно надеть на стержень, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.
4. Цветные кубики.
Задание направлено на выделение цвета как признака, различение и называние цвета.
Оборудование: цветные кубики – два красных, два желтых, два зеленых, два синих (четыре цвета).
Перед ребенком ставят два (четыре) цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: “Возьми кубик такой, как у меня”. Затем воспитатель просит показать: “Покажи, где красный, а теперь, где желтый”. Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: “Назови, какого цвета этот кубик”.
Обучение. Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза.
После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания.
5. Собираем шишки
Задание направлено на выявление умения детей различать количество предметов; различать понятия «много», «мало», «ни одного».
Оборудование: Две корзинки или две коробки; шишки.
Внимание ребенка обращается на разбросанные на полу шишки и воспитатель просит его помочь собрать их. В свою корзинку воспитатель кладёт 2-3 шишки, а ребёнку предлагается собрать остальные. Далее подводится итог, воспитатель интересуется сколько шишек в каждой корзинке (где мало, а где много, и сколько шишек на полу (ни одной) Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение, после которого ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Критерии оценки (количество баллов за каждое задание)
Высокий уровень — 2 балла — ребенок сразу начал сотрудничать с взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
Средний уровень — 1 балл — ребёнок начал сотрудничать с взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
Низкий уровень — 0 балл — ребенок не сотрудничает с взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели.
Результаты обследования:
8 — 10 баллов — высокий уровень развития сенсорного восприятия,
3 -7 баллов — средний уровень развития сенсорного восприятия,
0 — 2 баллов — низкий уровень развития сенсорного восприятия.
Игры и творческие задания для развития речи детей старшего дошкольного возраста Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение,.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через природу Из опыта работы:[/b][/h3] «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через природу». Воспитатель: Лихачева М. П. МБДОУ №54.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Автор: Гарифуллина Рамзия Набиуллиновна Назначение: методическая разработка используется родителями и педагогами для сенсорного развития.
Консультация для воспитателей «Музыкальное восприятие и его развитие у детей дошкольного возраста» Боткарёва Ирина Владимировна Музыкальный руководитель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колосок».
Примерные задания для обследования познавательного развития детей раннего возраста Многие дети раннего возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания преимущественно.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой.
Сенсорное развитие детей третьего года жизни «Восприятие цвета» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Грудцино Сенсорное развитие детей третьего года жизни.
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются.
Восприятие и речь у детей дошкольного возраста Восприятие и речь у детей дошкольного возраста Все приобретения ребёнка в раннем детстве возникают под непосредственным влиянием взрослых,.
Источник