- Консультация «Взаимодействие педагога с семьей: традиции и современность»
- Реферат по дисциплине: «Педагогика» По теме: «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»
- Введение
- 1. Семья как субъект педагогического взаимодействия
- Семья как жизнедеятельная система
- Функции семьи
- Проблемы в семье
- 2. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
- Заключение
- Список литературы
- 5) Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Консультация «Взаимодействие педагога с семьей: традиции и современность»
Оксана Муковнина
Консультация «Взаимодействие педагога с семьей: традиции и современность»
«Взаимодействие педагога с семьей: традиции и современность».
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому…
Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Цели взаимодействия педагога и семьи:
1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей.
2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между ДОУ и семьей.
4. Оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания — влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни.
В основе концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие«.
Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности. Главный момент в контексте «семья — дошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Открытость дошкольного учреждения включает себя такие понятия, как «открытость внутрь» и «открытость наружу».
«Открытость детского сада внутрь» — это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего — дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое — они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона,готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т. д. Родители, наблюдая жизнь детского сада «изнутри», начинают понимать объективность многих трудностей и тогда, вместо претензий к педагогу, у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это — первые ростки сотрудничества. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу угла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли «работа с семьей«. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом.
Есть еще одна линия воздействия на семью — через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами.
Включение членов семей воспитанников в деятельность дошкольного учреждения должно подразумевать разнообразные подходы, следует использовать различные формы взаимодействия, которые можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
Традиционные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:
— информационно-наглядные (материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки);
— индивидуальные (беседы, консультации);
— коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации).
Нетрадиционные формы взаимодействияможно разделить на следующие группы:
— познавательные (семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая гостиная, брейн-ринг);
— информационно-аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик, социальный паспорт семьи);
— досуговые (совместные досуги, праздники, выставки, экскурсии, ярмарки, школа молодого родителя);
— наглядно-информационные (информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов, выпуск газеты).
Работа с родителями становится более эффективной, если она осуществляется в рамках проектной деятельности.
Так в дошкольном учреждении могут работать семейные клубы различного направления.
Основными целями работы семейных клубов являются:
-объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
-повышение педагогической компетентности родителей;
-обмен опытом семейного воспитания;
-укрепление детско-родительских отношений;
-предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
«Школа молодой семьи». Участниками являются молодые родители, а так же все желающие поделиться опытом по определенной теме.
«Дни сотрудничества». Эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей в рамках детского сада.
Встречи за «круглым столом». В этой форме работы примечательно то, что ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Источник
Реферат по дисциплине: «Педагогика» По теме: «Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»
ООО Учебный центр
Реферат по дисциплине:
«Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности»
Бутин Михаил Александрович
Москва 2017 год
Введение
Современная социально-экономическая ситуация в стране, изменения, происходящие в мире в целом, требуют переосмысления взаимоотношений семьи и общества, семьи и образовательных учреждений. В XXI в. произошла резкая дифференциация семей как по экономическому состоянию, социальному статусу, так и по целевым установкам, которые ставят родители, воспитывая своих детей.
Семья занимает особое место в жизни каждого человека. Она дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других социальных коллективов — производственных, профессиональных, политических — семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более противоречив и сложен .[5]
Вследствие сложности и многогранности этого объединения существует
много различных подходов к изучению семьи, а также определений самой семьи, встречающихся в научной литературе.
«Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Н.Я.Соловьев).
На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье. Семья играет ключевую роль в формировании мотивов деятельности и потребностей ребенка.
Цель данной работы показать семью как субъект педагогического взаимодействия, как комплексное социальное явление в воспитании и развитии личности.
1. Семья как субъект педагогического взаимодействия
Семья как жизнедеятельная система
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [3].
Семья – это общественный институт, где происходит социализация ребенка, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире.
С семьей человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития.
Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия на растущего человека соответствовало бы семейному. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка, дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания; семья как социальная микрогруппа передает разносторонний социальный опыт подрастающему поколению. Различные научные исследования подтверждают наличие тесной связи между типом формирующейся личности и воспитательным потенциалом семьи.
Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.
Тип семьи определяется родственными связями. Различают простой, нуклеарный, или сложный тип семьи. Самыми распространенными являются нуклеарные семьи, которые состоят из родителей и детей. Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В такой семье много детей, строго соблюдаются традиции и обычаи, совместно живут разные поколения родственников. Патриархальная семья имеет прочные авторитарные основы. Семьи с ярко выраженными чертами патриархальности чаще всего можно встретить в сельской местности или же в малых городах.
Активность семьи является важнейшим показателем степени ее самообеспечения и самопомощи. Именно активность может выступать в роли ресурса. Выделяют три вида активности:
собственно активность (способность ориентироваться на свои силы, высокая мобильность, высокий уровень развития адаптационных способностей);
пассивность (неспособность ориентироваться на собственные ресурсы, ориентация на иждивенчество, низкая мобильность).
Социально – педагогическая поддержка может быть необходима абсолютно любой семье. Больше, чем другие, в помощи нуждаются пассивные семьи. Это связано с малым собственным потенциалом, необходимым для разрешения проблемных, кризисных ситуаций. Разделяют семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации. В основе такого разделения лежит феномен психологического здоровья семьи – интегрального показателя ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов. Этот показатель характеризует два основных типа семей [6].
К благополучным семьям относятся те, чьи проблемы чаще всего возникают из-за внутренних противоречий и конфликтов, связанных с изменяющимися условиями жизнедеятельности в обществе:
с чрезмерным стремлением защитить друг друга, оказать помощь другим членам семьи (например, «чрезмерная опека»);
со сложностью соотнесения своих собственных представлений о том, как должна выглядеть семья, с социальными требованиями, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития.
Неблагополучные семьи можно условно разделить на проблемные, кризисные и конфликтные. Психологические проблемы в таких семьях возникают из-за невозможности удовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи в связи с воздействием сильных внутрисемейных и социальных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. Часто в неблагополучных семьях у родителей выявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.
Функции семьи
Значимая характеристика семьи – ее функциональная структура. Под функциями семьи понимают направления ее деятельности, выражающие сущность семьи, ее социальную роль и социальный статус.
К основным функциям семьи можно отнести:
репродуктивную – биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;
воспитательную – формирование личности ребенка, оказание систематического воспитательного воздействия на каждого члена в течение всей жизни;
хозяйственно-экономическую – ведение общего хозяйства и бюджета, распределение обязанностей, забота о несовершеннолетних и нетрудоспособных и их материальное обеспечение;
нравственно- психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, морально- психологическая поддержка каждого члена семьи;
эмоциональная – получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;
восстановительная – восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня;
досуговая – организация досуга, обеспечение условий для восстановления сил и здоровья членов семьи;
коммуникативная – организация внутрисемейного общения, а также взаимодействие с другими людьми и семьями;
функция социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность, ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах;
сексуальная – осуществление сексуального контроля и удовлетворение сексуальных потребностей супругов [3].
Проблемы в семье
Многие исследователи считают, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих детей. Причины тому разные:
малодетность в городских условиях уже во многих поколениях приводит к тому, что люди не имеют практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами;
жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших в вопросах воспитания детей;
утрачены традиции народной педагогики;
в условиях города усилилась анонимность общения детей и взрослых;
возрастающие социальные и экономические трудности, низкая заработная плата и задержка ее выплаты, полная или частичная безработица и необеспеченность в семьях снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения.
Семейное воспитание осуществляют, как правило, не профессиональные педагоги. Поэтому в семейном воспитании нередко допускаются ошибки.
Рассмотрим, в качестве примеров, несколько типов неправильного семейного воспитания.
Безнадзорность и бесконтрольность проявляются в отсутствии внимания родителей к воспитанию детей. В результате такого воспитания родители заняты своими делами, а дети, предоставленные сами себе и занятые поисками увеселений, попадают под влияние «уличных компаний».
Гиперопека – жизнь ребенка находится под неустанным надзором. В итоге такого воспитания человек становится нерешительным, безынициативным, неуверенным в своих силах.
Воспитание по типу «Золушки». Такое воспитание приводит к появлению у детей неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности.
«Жестокое воспитание» проявляется в том, что ребенка сурово наказывают за малейшую провинность, и он растет в постоянном страхе. На основе страха возникают жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество.
Неправильное воспитание уродует характер ребенка и обрекает его на трудные взаимоотношения с окружающими. Следствием неправильного воспитания часто становится нарушение поведения ребенка в семье.
2. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
Семья представляет собой малую социальную группу, основанную на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. Как специфический социальный институт она регулирует и контролирует удовлетворение разнообразных социальных потребностей общества и отдельных граждан, предусматривает определенное распределение статусов и связанных с ними социальных ролей.
Целью воспитания является не внешнее приспособление человека к требованиям социума, а интериоризация (перевод «во внутренний план личности») нравственных и общественных ценностей (С.Л. Рубинштейн). Для полноценного развития ребенок нуждается в родительской любви. Ему необходима справедливая оценка его качеств и достижений, его приятие и понимание со стороны других членов семьи. Воспитание ребенка в семье с устойчивым типом супружеских отношений способствует правильному усвоению основных черт поведения, свойственного своему полу, воспитанию общительности, дисциплинированности, активности, воли. Основные факторы, отрицательно влияющие на стабильность семьи в современных социальных условиях:
культ потребления, погоня за престижными вещами и статусами;
конфликтные отношения между супругами, вызванные борьбой за доминирующие статусные позиции внутри семьи;
стремление женщин к социальной, экономической, правовой эмансипации;
слабая социально-правовая и экономическая поддержка семьи и женщины-матери обществом и др.
Важным фактором воспитания являются особенности воспитательных позиций родителей по отношению к детям. Различают:
увеличенную дистанцию, внешне производящую впечатление оптимальную дистанцию, уважение к ребенку, отношение к нему как к равноправному субъекту жизни. Родители формулируют требования к ребенку, но и оставляют за ним право выбора в ситуациях, которые не связаны с опасностью для его жизни и здоровья;
сокращенную дистанцию, эмоциональное слияние с ребенком, при котором семья существует ради и во имя его. Постоянное внимание и контроль, навязанное общение неизбежно ограничивают возможности ребенка в социализации и установлении социальных связей;
эмоционального отчуждения от ребенка, параллельного существования.
Стили внутрисемейных отношений:
авторитарный, предусматривающий жесткое навязывание стереотипов поведения, требование беспрекословного подчинения под угрозой наказания;
демократический, основывающийся на взаимной любви, уважении и заботе, когда личностные особенности как родителей, так и детей подлежат учету в ходе взаимодействия;
попустительский, в основе которого концентрация родителей на собственных проблемах и безразличие к другим членам семьи.
Нарушения в детско-родительских отношениях вызываются комплексом социальных, экономических и психолого-педагогических причин. Одна из важных – позиционирование ребенка в семье. Условно можно выделить несколько характерных моделей:
«козел отпущения» – трудности родителей (недостаточный социальный рост, незавершенность образования, экономические и жилищные проблемы) списываются на ребенка;
«любимчик» – охлаждение межличностных отношений родителей протекает на фоне гипертрофированной любви к ребенку. Этой ситуацией он часто пользуется для получения дополнительных выгод. Однако этот отрицательно сказывается на его нравственности;
«беби» – с течением времени ребенок как бы «не взрослеет», его статусно-ролевые позиции статичны, что способствует формированию личностного качества инфантильности, социальной и бытовой неприспособленности;
«примиритель» – ребенок занимает промежуточную позицию между постоянно конфликтующими родителями, выполняя функцию миротворца, посредника.
Многовековая педагогическая практика показывает, что воспитание – процесс многофакторный, чем и объясняется неодинаковость результатов в сходных социальных условиях. Другим осложняющим фактором является временная отдаленность результатов воспитания: последствия воспитательных действий становятся заметными только в перспективе. Поэтому педагогика отдельных мероприятий не оправдывает себя. Для достижения полноценного воспитательного эффекта необходима непрерывность, система педагогических действий и взаимодействий. При этом следует понимать, что личностные качества, на воспитание которых направляются усилия родителей и педагогов, не возникают сразу и во всей полноте. Личность – целостное образование, чем и объясняется то обстоятельство, что одно позитивное качество личности неизбежно оказывает положительное влияние на развитие других личностных свойств.
В центре – развитие позитивных личностных качеств – это основная задача воспитания.
Необходимо выдвигать перед воспитанником систему ближних, средних и дальних целей (перспектив) развития.
Следует создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу эмоционального подъема воспитания, опираясь на ситуации успеха.
Воспитание становится возможным только в результате взаимодействий.
В центре воспитания стоит творчество.
Заключение
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы что:
Семья – важнейший институт воспитания, развития становления личности.
В зависимости от того, какой стиль воспитания избрали родители, у ребенка формируется определенный характер и поведение. Так же, большую роль играет авторитет родителей и психологическая атмосфера в семье;
Допускаемые родителями ошибки, могут очень негативно отразиться на дальнейшей судьбе ребенка.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
Опираясь на собственный опыт отца, я могу утверждать что ребенок, воспитывающийся в семье с определенными требованиями, своими традициями, морально-нравственными устоями, формируется полноценной личностью, уважающей свою страну, своих родителей и старшее поколение.
Список литературы
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Серия «Мастера психологии». – СПБ.: Издательство «Питер», 2011. — 400 с.
Баранов С.П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. – М.: Педагогика–Просвещение, 1987. — 368с.
3) Васильева А.К. Структура семьи. М., 1988
4) Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. -269 с.
5) Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
6) Торохтий В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. М., 2003.
7) Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. – М.: Мысль, 1993.- 217с.
Источник