- Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, «Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения» методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Методическая разработка на тему: «Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, «Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»
методическая разработка
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_uchiteley_rabotayushchih_v_1_klassah.docx | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для учителей, работающих в 1-х классах,
«Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения «
Цель: создание условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
- Информирование учителей о возрастных особенностях первоклассников и особенностях их адаптации к обучению в школе.
- Обучение навыкам распознавания тревожных и дезадаптированных детей и оказания им психологической поддержки.
Участники: все учителя, работающие в параллели 1-ых классов.
Срок проведения: сентябрь.
Необходимые материалы: ватманы, маркеры, ручки, карманное зеркало, звёздочки, «Карта возрастных особенностей первоклассника».
Формы работы: лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.
1. Вступительное слово ведущего (педагога-психолога)
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным: образом меняет его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, выполнять домашние задания.
В это же период преобразуется личность ребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Переживание ребёнком этих изменений, даже если он их не совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Это верный признак того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолеть превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности.
Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, как показывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такая интенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекает период школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не один месяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.
Учителя и родители могут оказать ребёнку существенную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросов адаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным.
2. Разогрев Упражнение “Считалочка”
Ведущий просит участников образовать круг. Объяснить, что группе нужно сосчитать вместе числа от о1 до 50-ти. Но существуют новые правила: вместо 7 или любого числа, кратного 7,
нужно хлопнуть в ладоши. Если кто-то хлопнул в ладоши при обозначении числа не кратного 7, группа продолжает счет, но в обратном порядке от “прохлопанного” числа до 1, если кто-то назвал число, делящееся на 7, счет начинается снова.
3. Мозговой штурм «Ассоциации»
Ведущий: «Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»
Затем педагоги высказывают по кругу свои ассоциации, а психолог записывает их на доске. Психолог подводит итог и даёт определение слову «адаптация».
В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности.
Анализ литературы показал, что в теоретическом осмыслении процесса адаптации можно выделить четыре ее вида:
- физиологическая (взаимодействие различных систем организма);
- биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);
- психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);
- социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).
Эти виды адаптации взаимодействуют и могут проявляться одновременно. Приложение1 >.
Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д., причем, без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
В исследованиях психолога А.В.Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития.
При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.
4. «Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах)
Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.
Признаки возникшей дезадаптации школьника:
- Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
- Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
- Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.
- Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
- Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.
Для того, чтобы ребёнку оказать эффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.
Психолог раздает учителям методику «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» и «Анкету для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе».
5. «Причины дезадаптации» (работа в группах)
Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп. Ведущий подводит итог.
Причины школьной дезадаптации:
- низкая готовность к школе;
- несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;
- отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;
- неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);
- чрезмерная требовательность родителей;
- гиперопека со стороны родителей;
- незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;
- высокая тревожность самих родителей;
- несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);
- наличие серьезных хронических заболеваний;
- чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);
- и др.
Ведущий просит участников определите степень своего утомления в процессе работы. Все встают. Если степень утомления большая, необходимо сесть на стул и опустить плечи; если средняя — стоять, руки вниз; если степень утомления небольшая, стоя, руки поднять вверх.
Работоспособность первоклассников не превышает 15 минут.
Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся. Действия выполняются в следующем порядке:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности адаптации первоклассников к условиям школьной жизни» для родительского собрания
Эта презентация была составлена для родительского собрания по итогам адаптационного периода моих учеников в первом классе. В ней отражены результаты тестирования учеников на школьную готовность по мет.
Социально-психологическая адаптация первоклассников как условие успешного обучения младших школьников
Статья направлена на психолого-педагогическое просвещение родителей, знакомит с понятиями «адаптация», «дезадаптация» , причинами возникновения и способами преодоления дезадаптации.
Семинар для учителей, работающих в 1-х классах, «Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»
семинар-практикум для педагогов 1-х классов.
Диагностика уровня адаптации первоклассников к условиям школьного обучения
Представлены варианты диагностики: Проективная методика «Рисунок школы»; «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина .
Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни
Адаптация первоклассников к условиям школьной жизни (педагогический консилиум).
«Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения»
Семинар для учителей, работающих в 1-х классах «Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения".
Адаптация первоклассника к условиям школьной жизни.
Новый этап в жизни маленького человека. Важный, сложный и очень волнительный. Почему же переживают дети? Как родители могут усилить или свести к нулю эти переживания? Давайте разбираться.
Источник
Методическая разработка на тему: «Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
МБОУ «Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им.А.Н.Явловского»
Среднеколымский улус(район) Республика Саха(Якутия)
Методическая разработка на тему:
«Причины и способы коррекции школьной дезадаптации»
Автор: Винокурова Татьяна Николаевна,
учитель физики высшей категории
Глава 1. Специфика школьной дезадаптации
1.2.Причины школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте ……………………3стр
Глава 2. Предупреждение школьной дезадаптации
2.1.Профилактика школьной дезадаптации…………………………………………………………………6стр
2.2.Способы коррекции школьной дезадаптации……………………………………………………….7стр
Список использованной литературы……………………………………………………………………………12стр
Школьная дезадаптации не является медицинским, диагностическим понятием, и данное клиническое определение отсутствует. Анализ показывает, что в существующей системе понятие школьной дезадаптации не является ни описательным, ни диагностическим. Это понятие во многом собирательное и включает социально — средовые, психолого — педагогические, медико — биологические факторы. Изменения, фиксируемые у дезадаптированных детей, относят, прежде всего, к познавательному и социально-психологическому компонентам. К таким признакам относят неуспешность учения; негативное отношение к школе, к учителям и одноклассникам; учебную и игровую пассивность; агрессивность по отношению к людям и вещам; повышенную тревожность; частую смену настроения; страх; упрямство; капризы; повышенную конфликтность; чувство неуверенности, неполноценности, своего отличия от других; заметную уединенность в кругу одноклассников; лживость; заниженную либо завышенную самооценку; сверхчувствительность, сопровождаемую плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью. В то же время у дезадаптированных детей установлены функциональные изменения в состоянии психосоматического здоровья.(6)
с психологическими характеристиками могут выступать в качестве маркеров ранней диагностики школьной дезадаптации у детей с ОВЗ.
Дети с ОВЗ составляют группу риска, вызывающую наибольшую тревогу за оптимальное психосоциальное развитие, личностный рост и востребованность обществом их возможностей и способностей, адекватное и эффективное лечение имеющихся у них нозологических форм. В этой связи перенос акцента в решении проблемы школьной дезадаптации на нее предупреждение и раннюю диагностику является наиболее действенным путем ее преодоления.
Сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного образования. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изучение методик профилактики и коррекции неадаптивного поведения представляет собой настоящую актуальность.
На формирование личностных качеств ребенка влияют не только сознательные, воспитательные воздействия родителей, но и общий тонус семейной жизни. На стадии школьного обучения семья продолжает играть большую роль в качестве института социализации. Ребенок младшего школьного возраста, как правило, не в состоянии самостоятельно осмыслить ни учебную деятельность в целом, ни многое из тех ситуаций, которые с ней связаны. Переживания ребенка в этом возрасте прямо зависят от его взаимоотношений со значимыми людьми: учителями, родителями, формой выражения этих отношений является стиль общения. Именно стиль общения взрослого с младшим школьником может затруднить овладение ребенком учебной деятельностью, а порой, может привести к тому, что реальные, а подчас и надуманные трудности, связанные с учебой, начнут восприниматься ребенком как неразрешимые, порожденные его неисправимыми недостатками. Если эти негативные переживания ребенка не компенсируются, если рядом с ребенком нет значимых людей, которые были бы способны повысить самооценку школьника, у него могут возникнуть психогенные реакции на проблемы, которые в случае повторяемости или фиксации складываются в картину синдрома, названного психологической школьной дезадаптацией.
Глава 1.Школьная дезадаптация
Дезадаптация ребенка в школе особенно проявляется в классах, где учителям присущи пассивно-отрицательный или активно-отрицательный стили отношения к детям. Однако не следует сводить проявления школьной дезадаптации к проблеме «плохого» учителя. Ведь известно, например, что сензитивность ребят к школе не одинакова: компенсационные и психозащитные возможности детей очень велики и во многом зависят от внешкольных влияний на них, от семейной ситуации.
В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным.
С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. Эти отклонения могут быть и у психически здоровых детей, и у детей с различными нервно-психическими расстройствами. Школьная дезадаптация, согласно научному определению, – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития и т.д.
Понятие «Школьная дезадаптация» — это сложное понятие. Как процесс она включает в себя образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития.
В психологической и педагогической науке есть несколько подходов к определению понятия школьной дезадаптации: социально-психологической, педагогический, биологический и др. Проанализировав все эти подходы можно сказать, что школьная дезадаптация — это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требования образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствуюшими возрастному психическому развитию.
Дети с ОВЗ составляют группу риска, вызывающую наибольшую тревогу за оптимальное психосоциальное развитие, личностный рост и востребованность обществом их возможностей и способностей, адекватное и эффективное лечение имеющихся у них нозологических форм. В этой связи перенос акцента в решении проблемы школьной дезадаптации на нее предупреждение и раннюю диагностику является наиболее действенным путем ее преодоления.
Ученые и практики выявляют несколько форм школьной дезадаптации у младших школьников: неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности; неспособность произвольно управлять своим поведением; неспособность принять темп школьной жизни; школьный невроз, или «фобия школы».
1.1.Причины школьной дезадаптации
Дезадаптация ребенка в школе особенно проявляется в классах, где учителям присущи пассивно-отрицательный или активно-отрицательный стили отношения к детям. Однако не следует сводить проявления школьной дезадаптации к проблеме «плохого» учителя. Ведь известно, например, что сензитивность ребят к школе не одинакова: компенсационные и психозащитные возможности детей очень велики и во многом зависят от внешкольных влияний на них, от семейной ситуации.
Причины дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально-бытовыми условиями, отклонениями в психическом развитии детей.
Общие признаки дезадаптации
По внешним признакам можно определить дезадатпацию
*усталый ,утомленный внешний вид ребенка
*нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о поведенном дне
*стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы
*нежелание выполнять домашние задания
*негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников
*жалобы на те или иные события, связанные со школой
*беспокойный сон
*трудности утреннего пробуждения
*постоянные жалобы на плохое самочувствие
Младший школьный возраст
1.Психологческие особенности младшего школьного возраста
2.Причины дезадаптации в младшем школьном возрасте
3.Способы коррекции дезадаптации младших школьников
1.2.Причиныдезадаптации в младшем школьном возрасте(субъективные)
1.Недостаточный уровень мотивации к обучению в школе.
*негативное отношение к школе, учителям, сверстникам, учению
2.Несформитрованность элементов и навыков учебной деятельности
*индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педагогическая запущенность
3.Неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности
*неблагоприятнаясемейнаяобстановка
*отрицательное влияние сверстников
*неправильные методы воспитания
*неправильная организация режима дня
*последствия осложнений при беременности и родах у матери, и травмы, инфекции, а также высокой уровень тревожности(личностной, школьной)
4.Неспособность приспособиться к темпу школьной жизни
*соматически ослабленные дети, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов, дети с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья), дети-инвалиды
5.Неправильное отношение учителя к ученику, неправильная организация учебного процесса
Школьная дезадаптация, выраженная в педагогической запущенности, неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях может наблюдаться на всех ступенях
школьного обучения. Но наиболее важным является период начального обучения в школе.
Проблема школьной дезадаптации является еще недостаточно изученной, и требуется дальнейшая ее разработка.
Природа школьной дезадаптации может быть представлена самыми различными факторами.
1.Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.
2.Соматическая ослабленность ребенка.(болезни, которые привели к ОВЗ)
3.Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.(родовые нарушения здоровья, также могут привести к ОВЗ)
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.
Исследование учебной мотивации показало, что преобладает негативное отношение к школе. Таким образом, отсутствие учебной мотивации у детей начальной школы может выступать одним из критериев школьной дезадаптации. Это может быть использовано, в первую очередь, для диагностики школьной дезадаптации.
Изучение психологического климата в семье и определение типов воспитания позволило сделать выводы о том, что самыми неблагоприятными, приводящими к школьной дезадаптации являются типы воспитания «Маленький неудачник» и «Симбиоз». Следовательно, при работе с дезадаптированными детьми в первую очередь следует обращать внимание на отношение к ребенку в семье и коррекцию этих отношений.
Также очень существенным является, насколько ребенок пришел подготовленным к школе. В связи с этим для профилактики школьной дезадаптации на первом году обучения, прежде всего, необходимо проводить работу по подготовке детей к школе, обращая особое внимание на развитие навыков общения и общей социальной культуры.
Выделенные группы дезадаптированных детей позволяют говорить об их неготовности к школьному обучению, в результате чего они не успевают по основным предметам, испытывают затруднения в обучении, имеют низкую самооценку. Поэтому проблему адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем.
Глава 2.Предупреждение школьной дезадаптации.
Дезадаптацию ребенка можно попробовать предупредить. Психопрофилактика – это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Это особенно актуально для детей с ОВЗ(ограниченными возможностями здоровья).
Одной из самых важных предупредительных мер считаю подготовку к школьному обучению.
Очень существенным является, насколько ребенок пришел подготовленным к школе. В связи с этим для профилактики школьной дезадаптации на первом году обучения, прежде всего, необходимо проводить работу по подготовке детей к школе, обращая особое внимание на развитие навыков общения и общей социальной культуры.
Одним из главных принципов профилактики школьной дезадаптации является многофакторность подхода к профилактике, диагностике и коррекции, при этом требуется учет психических, психофизиологических и социальных факторов.
Задачу профилактики школьной дезадаптации решает коррекционно-развивающее образование, которое определяется как совокупность условий и технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию школьной дезадаптации.
Программы профилактики и коррекции школьной дезадаптации базируются на активизации у детей младшего школьного возраста коммуникативных способностей, формировании оптимального уровня адаптации, уверенности в собственных возможностях путем использования методик мнемотехники и технологий эффективного общения, направленных на помощь младшим школьникам в сохранении психологического здоровья, повышении собственного социального статуса, преодолении неуспешности в обучении и эмоциональных нарушений, овладении навыками бесконфликтного поведения,
2.1.Профилактика школьной дезадаптации
Профилактика школьной дезадаптации заключается в следующем:
Основные принципы психопрофилактики школьной дезадаптации:
1. Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции. При этом коррекция обычных детей и детей с ОВЗ должна базироваться на индивидуальных особенностях, различиях этих детей, и на гуманистических основах.
2. Учет возрастных индивидуально-личностных особенностей ребенка и специфики социально-педагогической ситуации развития ребенка.
3. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.
4. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
Учителю необходим достаточно полный объем знаний о психологических особенностях дезадаптации младших школьников, методах ее диагностики и способах коррекции.
Акцент на профилактике школьной дезадаптации, как ведущем направлении педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в профилактику работы школьных учреждений системы педагогического диагностирования начавших учиться первоклассников.
Профессиональное внимание к детям, диагностирование их развития, оценка динамики этого развития в конкретных условиях воспитания и обучения должны стать органической частью деятельности педагога.
1.Своевременное педагогическое диагностирование предпосылок и признаков школьной дезадаптации, проведение ранней, качественной диагностики актуального уровня развития каждого ребенка.
2.Момент поступления в школу должен соответствовать не паспортному возрасту (7 лет), а психофизиологическому (для некоторых детей это может быть и 7 с половиной и даже 8 лет).
3.Диагностика при поступлении ребенка в школу должна учитывать не столько уровень умений и знаний, сколько особенности психики, темперамента, потенциальные возможности каждого ребенка.
4.Создание в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ:
*Педагогической среды, учитывающей их индивидуально-типологические особенности.
*Использовать вариативные формы дифференцированной коррекционной помощи в ходе учебного процесса и во внеурочное время для детей с ОВЗ.
* На организационно-педагогическом уровне такими формами могут быть – специальные классы с меньшей наполняемостью, со щадящим санитарно-гигиеническим, психогигиеническим и дидактическим режимом, с дополнительными услугами лечебно-оздоровительного и коррекционно-развивающего характера;
*Коррекционные группы для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, внутриклассная дифференциация и индивидуализация,
*Групповые и индивидуальные внеурочные занятия с педагогами основного и дополнительного образования (кружки, секции, студии),
*А также со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития школьно-значимых дефицитных функций.
При необходимости использовать консультативную помощь детского психиатра.
Создавать классы компенсирующего обучения.
Применение психологической коррекции, социальных тренингов, тренингов с родителями.
Освоение педагогами методики коррекционно-развивающего обучения, нацеленного на здоровьесберегательную учебную деятельность.
2.2.Способы коррекции школьной дезадаптации
1. Педагогические условия профилактики школьной дезадаптации учащихся начальных классов (личностно-ориентированные способы и формы общения учителя и учащихся; уважение личности и принятие индивидуальности каждого дезадаптированного ребенка; рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку; взаимодействие учителя начальных классов, воспитателей, школьного психолога, социального педагога и родителей в профилактике дезадаптации учащихся, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка; организационная деятельность школьного Центра коррекционно-профилактической работы).
2. Система профилактической работы с дезадаптированными учащимися начальных классов, включающая комплекс необходимых мер, осуществляющийся школьными и внешкольными учебно-воспитательными задачами.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач непосредственно связано с предшествующим опытом ребенка.
Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в его поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач. В данном случае речь идет о социально-психологическом аспекте адаптации, содержанием которого является выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.
Переход к новому уровню развития при поступлении в школу, когда доминирующей функцией становится мышление, предполагает целесообразным рассматривать процесс адаптации детей к школе более широко. Учебная деятельность в этом возрасте является ведущей, ее развитие обусловливает важнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.
В рассматриваемом нами аспекте социально-психологическая адаптация при поступлении в школу представляет собой процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. Процесс этот многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой.
Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь, выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования — достаточный уровень интеллектуального развития ребенка.
Психологическая готовность к школе включает в себя и социальную зрелость всех категорий детей, назависимо от их социального статуса, здоровья. Доминирование мотива, побуждающего выполнять предъявляемые школой требования, роль ученика, познавательные интересы обеспечивают ребенку успешное приспособление к новым условиям школьного обучения, которые требуется в условиях инклюзивного образования.
Профилактика школьной дезадаптации детей с ОВЗ. Задачи: 1. Способствовать раскрытию возможностей, позволяющих испытать чувство радости, полноты жизни, снятии психологической напряженности у детей с ОВЗ, создании оптимистического настроения 2. Содействовать возможности самореализоваться, совершенствоваться как личность, расширить социальные контакты. 3. Осуществлять коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, направленных на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. 4.Способствовать воспитанию сознательной дисциплины, организованности, настойчивости и трудолюбия, смелости и уверенности в своих силах. Ход мероприятия. Физическое и душевное здоровье ребенка зависят не только от правильного питания, режима дня и условий, но и от того, испытывает ли ребенок психологический комфорт там, где он находится. В преддверие школьной жизни многие родители начинают «готовить ребенка к школе».
Для детей с ОВЗ это означает: увеличение учебной и эмоциональной нагрузки, обострение имеющихся заболеваний, переутомление, в итоге – нежелание идти в школу, потеря интереса к любым занятиям.
Характер поведения в каждой из названных сфер школьной жизни служит критерием социально-психологической адаптации: это эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие.
Установлено, что тип формирования личности обусловливает избирательную чувствительность к различным патогенным воздействиям и определяет эффективность адаптации ребенка к окружающей среде. Наиболее неблагоприятными в этом отношении являются инфантильный, интровертиро-ванный, чувствительный, тревожный типы. Оптимально приспособлены к среде дети гармоничного типа.
Педагогическая практика, связанная с профилактикой дезадаптации учащихся начальных классов, включает нравственно-психологическую, образовательно-познавательную и практическую направленность. Каждой из них свойственна относительная самостоятельность, но в то же время они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Нравственно-психологическая направленность учащегося начального класса — это целенаправленный процесс по формированию у дезадаптированного учащегося положительного отношения к преодолению у него школьной дезадаптации. Основу содержания нравственно-психологической направленности педагогической деятельности составляет воспитание таких личностных качеств, как гражданственность; высокий уровень нравственных отношений к другим; настойчивость в достижении цели и преодолении трудностей в этом процессе; выдержка, тактичность и стремление к постоянному самосовершенствованию.
Образовательно-познавательная направленность — деятельности учителя предполагает обогащение знаний учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности; использование
методов самообразования, позволяющих приобретать необходимые знания, навыки для работы по предупреждению отклоняющегося поведения на ранних этапах развития детей.
Практическая направленность предполагает обеспечение овладения де-задаптированным учащимся гностическими, конструктивными, организаторскими и коммуникативными умениями.
В настоящее время выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет, в первую очередь, о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.
2. Воспитание умения произвольно управлять собой.
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще, как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколь-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем, это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется.
3. Формирование мотивов, побуждающих к учению.
Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной причины их стремления к приобретению знаний
Все три этих положения, на мой взгляд, одинаково важны, и не одно из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не «захромала» с самого начала и приносила ему только радость: радость открытий, радость общения, чтобы он бежал в школу с удовольствием.
Можно выделить также отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Физическая готовность – это общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста: зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития, высшей формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать планы действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
В практике работы школы можно выделить основные критерии подготовленности ребенка к обучению:
нормальное физическое развитие
управление своим поведением;
владение приемами умственной деятельности;
отношение к товарищам и взрослым;
отношение к труду;
умение ориентироваться в пространстве и тетради
Готовность ребенка к школьному обучению можно выявить с помощью различных тестовых методик.
Интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению может быть изучена с помощью методик Л.А. Венгера и В.В. Холмовского, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера, прогрессивных матриц Дж. Равена (цветной вариант).
Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йерсаака и В. Тихой, тест школьной зрелости А. Керна помогут проверить общую готовность к школе (общее развитие, умение подражать образцам, развитие мелкой моторики рук, координации зрения и движения руки).
Если все же школьная дезадаптация имеет место, следует определить ее причины для того, чтобы выбрать правильное направление коррекционной работы. Как уже говорилось, причины эти могут быть сложны и многообразны. Исходя из причин будут и разные проявления школьной дезадаптации и соответственно, различные коррекционные мероприятия:
1.Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, причинами которой являются недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи со стороны родителей и учителей. В качестве коррекционных мероприятий могут выступать специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и рекомендации родителям.
2.Неспособность произвольно управлять своим поведением. Причиной является неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений). В качестве коррекции – работа с
семьей; самоанализ поведения учителя с целью предотвратить возможное неправильное поведение.
3.Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически больных детей с задержками развития, слабым типом нервной системы). Причины: неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей. Для исправления ситуации необходима работа, прежде всего с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика.
4.Школьный невроз, или «фобия школы», — неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы». Причины: ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем). Необходима в качестве коррекционного мероприятия семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями их родителей.
Итак, период 6-8 лет – один из самых трудных периодов жизни ребенка. Этот период особенно важен для детей с ОВЗ. Здесь происходит возникновение сознания своего места в системе отношений с взрослыми, стремление к осуществлению общественно-значимой общественно — оцениваемой деятельности.
Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе отношений и всего образа его жизни. Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни, наполненной интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Следовательно, вопросы школьного обучения – это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности.
Таким образом, период начального обучения является одним из самых важных периодов формирования личности.
Главная задача начальных классов:
*Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе
*Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков
*Главная задача школы (учителя), чтобы ребенок успешно адаптировался к школьной среде
Признаки успешной адаптации
*удовлетворенность ребенка процессом обучения
*ребенок легко справляется с программой
*степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий
*удовлетворенность межличностными отношениями-с одноклассниками и учителей
1.Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников / Педиатрия, 1983, № 5.
2. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации детей с ОВЗ.
3. Диагностика школьной дезадаптации. М.: “Социальное здоровье России”, 1995.
4. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
5. Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М., 1991.
6. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Успенская Т.Ю. Клинико-психологическое исследование школьной дезадаптации: её основные причины и подходы к диагностике // Неврологический журнал. 1998, № 6, с. 13–17
7. Коган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / Вопросы психологии, 1984, № 4.
8. Леснова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний . у детей с ограниченными возможностями здоровья М., 1987.
9. ЛюблинскаяА.А.Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ “Сфера”, 1996.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
Источник