Профилактика и преодоление кризисных ситуаций в замещающих семьях.
методическая разработка на тему
Программа по сопровождению замещающих семей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика и преодоление кризисных ситуаций в замещающих семьях. | 55.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Липецкой области
Государственное (областное) бюджетное учреждение центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства
по сопровождению замещающих семей
«Профилактика и преодоление кризисных ситуаций в замещающих семьях».
Г(О(БУ) Центра «СемьЯ»
Злобина Зинаида Васильевна
Тербуны — 2016 г.
- Пояснительная записка
- Научная обоснованность
- Структура и содержание Программы по сопровождению замещающих семей
- Цель программы
- Задачи
- Адресат
- Продолжительность курса
- Планируемые результаты реализации программы
- Литература
- Актуальность и перспективность.
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению
ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка и препятствует формированию у него автономности, инициативности, половой идентичности и др. Без этих новообразований ребенок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность.
Выявленная проблема в настоящее время решается государством
с помощью устройства детей – сирот в замещающие семьи. В средствах
массовой информации появилось большое количество социальной рекламы, рассказывающей о тяжелых судьбах детей – сирот. В связи с эти в органы опеки и попечительства часто обращаются люди, которым небезразлична судьба этих детей.
Граждане, решившие создать замещающие семьи, проходят поэтапную подготовку в Службе по устройству детей в семью, где с кандидатами работают специалисты. Но как показывает практика, этого оказывается недостаточно, так как замещающие семьи сталкиваются с проблемами воспитания и обучения детей после принятия их в семью. То есть семья нуждается в дальнейшем сопровождении специалистами: психологами, социальными педагогами, которые находят индивидуальный подход к решению конкретных проблем, волнующих семьи. Важно выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки замещающей семье.
Как форма социализации, замещающая семья является семейно-государственной, имеющей признаки семейных форм социализации и государственных институтов. Как семейная форма социализации, замещающая семья имеет следующие качественные характеристики:
- естественная, свойственная природе ребёнка социализация осуществляется в условиях института первичной социализации – семье;
- агентов первичной социализации, т.е. биологических родителей замещают приёмные родители без установления родственных связей между ними и ребёнком. Социализирующая роль приёмных родителей в условиях семьи естественна;
- в условиях замещающей семьи ребёнок выполняет социальные роли по отношению к родителям, братьям, сёстрам, другим членам семьи в сферах деятельности, общения. Обеспечивается становление поведенческих форм.
Работа специалистов психолого-педагогического сопровождения нацелена на:
- регулярное наблюдение ребёнка психологом и социальным педагогом;
- контроль соблюдения прав ребёнка и организацией условий для его нормального развития;
- периодическая оценка степени адаптивности ребёнка в семье;
- консультирование родителей по вопросам адаптации ребёнка в новых условиях или возникающих проблем, в том числе касающихся формирования умений родителей устанавливать контакт с ребёнком, создания доверительных отношений и др.
Актуальность проблемы состоит в том, что кризисные ситуации в замещающих семьях, являются острой проблемой в социуме.
Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и всем членам семьи — к изменившимся условиям. Как показывает практика, адаптация друг к другу может происходить тяжело и болезненно. Приемные родители не всегда оказываются готовы принять детей такими, какие они есть на самом деле, порой предъявляя завышенные, неадекватные требования к приемному ребенку. В результате возникают кризисные ситуации: противоречия, недоверие, неудовлетворенность, друг другом. И к сожалению, некоторые приемные родители в кризисных ситуациях не справляются с проблемами, и единственным выходом для них становится вернуть ребенка обратно.
Очень часто приемные родители начинают испытывать комплекс неполноценности, а недавно обожаемый ими малыш вызывает раздражение. Почему так происходит?
Приемные родители, уже воспитавшие своих детей или имеющие кровного ребенка, считают, что они легко справятся и с воспитанием приемного малыша. Но натыкаются на непреодолимые препятствия. Специалисты, которые проводили исследования трудностей адаптации взрослых и малышей друг к другу в замещающих семьях пришли к выводу, что основные проблемы у таких родителей, как правило, одинаковые: незнание особенностей возрастного развития детей, которые имели негативный опыт проживания в биологической семье и впоследствии воспитывались в государственном учреждении; неготовность взрослых к трудностям и переменам в отношениях, возникающим с появлением в семье нового члена; непонимание целей и задач коррекционной работы — основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи; отсутствие знаний юридического и медицинского характера; конфликты с кровными детьми, родственниками из-за приемного ребенка; неумение адекватно реагировать на невротические или другие реакции приемного ребенка, отучать его от вредных привычек, помогать преодолевать конфликты со сверстниками, педагогами, улучшать успеваемость, предупреждать немотивированные уходы из дома и др.
Программа предполагает создание на региональном уровне благоприятных условий для поддержки замещающих семей и развития самого института приёмной семьи.
1. Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «Об опеке и попечительстве», N 49-ФЗ.
Принят Государственной Думой 11.04.2008 г..
2. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 28. 12. 2012 г.
3. Постановление Правительства РФ № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», от 18. 05. 2009 г.
4. Проект ПОЛОЖЕНИЯ о Службе сопровождения замещающих семей.
5. Закон Липецкой области «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области». Принят постановлением Липецкого областного совета депутатов от 23. 12. 2004г. № 707-пс.
3. Структура и содержание программы по сопровождению замещающих семей
В структуре социального и психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, представленной в данной Программе, можно выделить несколько составляющих , которые способствуют достижению конечной цели.
Профилактическая работа направлена на оказание психологической помощи и поддержки родителей, находящихся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, возникших в результате воспитания и обучения приемных детей.
Диагностическая работа направлена на выявление причин возникновения проблем в воспитании приемных детей; изучение внутри семейного статуса и социальной роли замещающих родителей в семье.
Включает в себя проведение диагностических мероприятий с членами замещающих семей (родители, кровные и приёмные дети), а также постоянный мониторинг проживания ребёнка в замещающей семье.
Мониторинг проживания ребёнка в семье и эффективности замещающей заботы осуществляется в ходе визитов специалистов в замещающие семьи, бесед с членами замещающих семей, диагностических мероприятий с членами замещающих семей, бесед с педагогами общеобразовательных учреждений.
Мониторинг проводится в той или иной форме не менее 2-х раз в год для каждой семьи, частота контактов определяется специалистами Центра. При наличии установленных проблем в семье частота контактов увеличивается, составляются карта и план сопровождения замещающей семьи (Приложение 1). Разрабатывается индивидуальная программа реабилитации семьи на срок от 6 месяцев до года.
Для контроля результативности программы и мониторинга существующих потребностей и трудностей замещающей семьи применяется комплекс диагностических методик: тестирование и анкетирование детей и родителей, опросы, беседы, проективные методики, рисуночные тесты.
Мониторинг проживания ребёнка в семье специалистами производится коллегиально с целью оценки следующих параметров :
а) обеспечение потребностей ребёнка:
- здоровье и физическое развитие;
- образование, обеспечение развития способностей ребёнка (соответствие возрастной норме, успеваемость в школе, посещение учреждений дополнительного образования);
- эмоциональное развитие (поведение по отношению к замещающим родителям, сверстникам, педагогам, знакомым, эмоциональные реакции ребёнка, невротические проявления);
- отношение с семьей и другими людьми (наблюдается ли стабильность в отношении с семьей, социумом);
- внешний вид и адаптация к социальным требованиям (соответствие одежды возрасту, полу, личная гигиена, адекватность поведения ребёнка в различной обстановке, восприятие советов замещающих родителей);
- навыки самообслуживания (умение одеваться, самостоятельно питаться, решать социальные и бытовые проблемы в соответствии с возрастом, выражает ли желание помогать в домашних делах, есть ли домашние обязанности).
б) способность замещающего родителя обеспечить потребности ребёнка:
- основной уход (степень удовлетворения базовых потребностей ребёнка в пище, жилье, медицинской помощи, соблюдение режима дня);
- обеспечение безопасности ребёнка (защищенность ребёнка от причинения ему вреда и опасностей);
- эмоциональное тепло и обеспечение стабильности (отсутствие конфликтов в семье, обеспечение благоприятной эмоциональной обстановки, стиль отношений родителя и ребёнка и др.);
- обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития (наличие развивающей среды в семье, наличие дополнительных занятий со специалистами, продолжительность общения взрослого с ребёнком в течение дня).
в) факторы семьи и социального окружения:
- семейная история (изменения в составе семьи в настоящем и прошлом, семейные ценности и традиции, природа отношений замещающих родителей с родственниками и между собой);
- социальные связи семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребёнка со сверстниками, педагогами, воспитателями, изолированность и закрытость семьи);
- жилищно-бытовые условия проживания семьи и ребёнка (наличие у ребёнка своей комнаты, спального и рабочего места, места для игр, благоустроенность, санитарно-гигиеническое состояние)
- работа (наличие работы, режим работы, изменения, влияние на ребёнка);
- доход (обеспечивает ли нужды семьи, обеспечен ли ребёнок всем необходимым);
- ресурсы по месту жительства (доступность образовательных учреждений, учреждений культуры и здравоохранения, спортивных сооружений).
Все полученные в ходе изучения семьи результаты отмечаются в отчёте о результатах обследования условий жизни и воспитания ребёнка, воспитывающегося в замещающей семье.
Г.В. Семья сводит показатели адаптации в одну таблицу, сопоставляя их с проявлениями дезадаптации. (Таблица 1).
Источник
Кризисные ситуации в жизни замещающей семьи и их профилактика
Содержимое публикации
Семинарское занятие с элементами тренинга
«Кризисные ситуации в жизни замещающей семьи и их профилактика»
для замещающих родителей в онлайн-режиме Слайд 1.
Цели:повышение родительской компетенции в вопросах кризисных состояний и способов их предотвращения.
— познакомить участников с этапами протекания кризисов;
— проанализировать возможное поведение детей в момент кризиса;
— способствовать повышению родительской компетенции участников занятия.
Оборудование для участников: стул большой, стул маленький, лист бумаги, карандаш.
— Уважаемые родители, предлагаем вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
— Если в вашей семье время от времени возникают «приступы непослушания» —похлопайте в ладоши.
— Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете — дотроньтесь до кончика носа.
— Если вы считаете себя хорошим родителем — постучите кулачком в грудь.
— Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком —моргните правым глазом.
— Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.
— Если вы считаете, что в воспитании детей главное — пример взрослых —улыбнитесь.
— Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье — погладьте себя по голове.
Слайд 2. Кризис характеризует состояние, порождаемое вставшей перед индивидом проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом, т.е. резкая смена привычной ситуации, условий, состояния в котором пребывал человек.
Замещающая семья, столкнувшись с трудностями, пытается решить их самостоятельно, тщательно скрывая от окружающих, так как, к сожалению, наше общество не всегда готово понять семьи, решившие взять на воспитание приемного ребенка. Очень часто можно услышать отрицательные высказывания, которые отнюдь не способствуют решению проблемы, а только еще больше усугубляют ее. Погруженность в проблемы с ребенком не оставляет времени и сил на понимание нужд близких людей, что приводит к дисгармонии во взаимоотношениях. Этот острый период в жизни замещающей семьи психологи называют кризисом адаптации.
При обращении к психологу родители часто открыто выражают недовольство ребенком в целом. Бесконечно перечисляют его негативные стороны, ссылаясь на «дурную наследственность».
Спусковым моментом развития кризисной ситуации в приемной семье часто являются внешние поступки и проявления приемных детей: отсутствие общения, непослушание, грубость, вызывающее поведение, неуважение, вредные привычки, нарушение правил, агрессивное или рисковое поведение. Но, как в любой ситуации, здесь важнее понимание внутренних причин развития противоречий или конфликтов.
Слайд 3. Традиционно выделяют 4 кризиса в жизни приемной семьи, хотя, конечно, видов и вариаций гораздо больше. Но вначале обозначим именно самые типичные кризисы.
Слайд 4. 1. Кризис адаптации приемного ребенка в семье.
Ребенок, попадая в новую семейную обстановку, начинает знакомиться с новыми правилами и нормами, семейным укладом и отношениями, и тратит достаточно много усилий, чтобы изменить свои привычки, способы общения и адаптироваться к нормативной системе приемной семьи. В этот период происходит достаточно напряженная внутренняя работа родителей и детей, которая влияет на эмоциональный фон, настроение, детские переживания своего места в новой семье, а также может приводить к срывам, негативным переживаниям и конфликтам.
Слайд 5, 6, 7, 8, 9.
2. Кризис принятия семейной роли ребенка в приемной семье.
Кризис возникает в период освоения ребенком своего места в приемной семье. Это кризис последнего шага, который приводит к внутреннему согласию считать себя членом новой семьи и соглашаться с ценностями, семейными устоями, правилами, принимать ответственность за свои решения и соответствовать новой роли сына или дочери. Перед этим шагом у ребенка возникают большие сомнения, и возможны проверки приемных родителей со стороны ребенка. Таким образом приемный ребенок пытается убедиться в том, что его безусловно любят, принимают его положительные и отрицательные черты характера, будут заботиться и не оставят его одного ни при каких условиях.
3. Кризис подросткового возраста (кризис идентичности). Слайд 10, 11, 12.
Подростковый возраст — достаточно кризисный для приемного ребенка как в личностном плане, так и в семейных отношениях. И часто подростковый возраст приносит желание и страсть отделиться от взрослых, найти себя в компании ребят схожего возраста, найти в себе уникальные черты и одновременно не выделяться среди своих сверстников. На эти поиски своей новой идентичности накладываются проблемы, возникшие в результате травмы разрыва отношений с кровной семьей или травмы, полученной от пренебрежения жизненно важными потребностями приемного ребенка.
Упражнение «Почувствуй себя подростком!»
Поставить радом 2 стула: больной и маленький. Попросить участников одновременно усидеть на них. Один – это детство, другой – взрослая жизнь.
Говорят, что подросток – это человек, сидящий на 2 стульях. А теперь представьте, каково одновременно сидеть на 2 стульях: на большом и на маленьком детском стульчике. Не очень удобно получается! И на лицо – или неожиданно взрослое поведение с соответствующими запросами и потребностями, или возврат в легкомысленное и беззаботное детство?!
Что вы почувствовали? Мнение участников.
4. Кризис начала независимой жизни. Слайд 13.
Этот кризис возникает в тот момент, когда ребенок должен покинуть приемную семью и начать самостоятельную жизнь. При этом часто приемные дети, с одной стороны, понимают самостоятельную жизнь как абсолютную свободу, а с другой стороны, боятся остаться один на один с необходимостью решения актуальных жизненных задач. В этой ситуации от приемного родителя требуется большая гибкость, дипломатичность для того, чтобы дать ребенку возможность получить собственный опыт и одновременно сохранить доверительные отношения, поддерживая ребенка в момент преодоления жизненных трудностей.
Упражнение «Какой кризис?»
Просмотр картинок с различными семейными ситуациями и определение этапов и видов кризиса.
Слайд 14. Возможное поведение детей в момент кризиса:
Слайд 15. Капризы.
Слайд 16. Непослушание.
Слайд 17. Драчливость.
Слайд 19.Нежелание учиться.
Слайд 20. Бранные слова.
Слайд 21. Воровство.
Слайд 22. Агрессивность.
Слайд 23. Что делать в этом случае?
Слайд 24. Эмоциональная неуравновешенность.
Слайд 25. Причины истерики.
Слайд 26. Гиперактивность.
Слайд 28. Настойчивое отрицание имевших место «преступлений» («Я этого не делал!»)
Слайд 30. Признаки кризиса у детей.
повышенная утомляемость, раздражительность,
вспышки гнева, замкнутость,
агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость,
повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив),
Слайд 31. Возможные неблагоприятные последствия кризиса:
-нежелание учиться, посещать школу;
-проблемы в общении со сверстниками;
-закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой;
-может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра. Слайд 32.
Просмотр и обсуждение мультфильма «Без этого нельзя».
Слайд 33. Что нужно делать родителю, чтобы преодолеть трудности и достичь взаимопонимания с ребенком?
В первую очередь, должен любить детей и очень хотеть, чтобы в его семье появился ребенок.
Хорошо, если родитель — общительный человек и ему легко устанавливать контакт с новыми людьми.
Прекрасно, если родитель терпелив, уверен в себе, открыт новому опыту, способен учиться, способен просить о помощи и оказывать ее, умеет и желает принимать ребенка таким, какой он есть. Слайд 34.
Слайд 35. Советы родителям.
Упражнение «Бабочки и цветы»
Цель: найти положительные качества своего ребенка.
Инструкция: участникам необходимо нарисовать на листе бумаги цветы и бабочки. На лепестках цветов следует написать положительные качества своего ребенка, на крыльях бабочки – ласковые слова, которыми родители называют своих детей. Рефлексия:
— Было трудно?- Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?
— Легко ли вам было заполнять? Почему?
Что может предложить психолог?
Помимо психологических консультаций, семье может быть рекомендован курс тренинговых занятий по коррекции детско-родительских отношений. Однако в том случае, если ресурсов недостаточно, если клиент внутренне не готов, а его жизненная ситуация слишком сложна и запутана, возможно, что изменения вследствие консультирования не будут значительными.
Источник